7. Ушакова Т.Н. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 352 с.
8. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 524с.
9. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М.: Знак, 2009. - 592 с.
10. Чернов Д.Н. Психогенетические исследования речевых и языковых способностей: краткий обзор и перспективы изучения // Современная зарубежная психология. 2014. № 2. С. 5 - 17.
11. Чернов Д.Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть 1) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 65-78. URL: http://psyjournals.ru/jmip/2014/n3/72749.shtml (дата обращения: 28.03.2019)
12. Чернов Д.Н. Медико-биологические факторы речеязыкового развития ребенка (часть 2) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 3. С. 79-90. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n3/72750.shtml (дата обращения: 28.03.2019)
13. Conti-Ramsden, G. Language Development and Assessment in the Preschool Period [Text] / G. Conti-Ramsden, K. Durkin // Neuropsychology Review. - 2012. - № 22. - P. 384-401.
14. Kornilov S.A., Rakhlin N., Grigorenko E.L. Morphology and developmental language disorders: new tools for russian // Psychology in Russia: State of the Art. M.: Russian Psychological Society, 2012. P. 371-387.
15. Rakhlin N., Kornilov S.A., Reich J., Babyonyshev M., Koposov R.A., Grigorenko E. L. The Relationship between Syntactic Development and Theory of Mind: Evidence from a Small-Population Study of a Developmental Language Disorder // Journal of neurolinguistics. 2011. № 24(4). P. 476-496.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук Печерская Анна Алексеевна
Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
ЖЕНЩИН
Аннотация. Работа посвящена акмеологии субъекта профессиональной деятельности. Рассматриваются психолого-акмеологические аспекты самореализации и движения к вершине личностного и профессионального развития женщин. Проанализированы основные препятствия и позитивные тенденции профессиональной самореализации женщин. Сделан вывод о значимости профессиональной самореализации в субъективном благополучии женщины и становлении зрелой личности.
Ключевые слова: самореализация, профессиональная самореализация, женщины, зрелая личность, профессиональная деятельность, профессиональное развитие.
An^tatton. The work is devoted to the acmeology of the subject of professional activity. The psychological and acmeological aspects of self-realization and the movement to the acme of the personal and professional development of women are considered. The main obstacles and positive trends of professional self-realization of women are analyzed. The conclusion is made about the importance of professional self-realization in the subjective well-being of woman and the formation of a mature personality.
Keywords: self-realization, professional self-realization, women, mature personality, professional activity, professional development.
Введение. В текущее время отмечается растущее внимание к проблеме личностной и профессиональной самореализации человека. В поле изысканий оказываются вопросы саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования, условия и факторы профессиональной самореализации личности, на всех этапах жизнедеятельности, особенно в период взрослости, когда достигается наивысший расцвет личности. Теоретический анализ научных психолого-акмеологических источников позволяет отметить немногочисленные научные работы, раскрывающие гендерные аспекты личностно-профессионального развития и профессиональной самореализации личности. Стремление женщины реализовать в профессиональной сфере свои способности встречает некоторые препятствия и позитивные тенденции, анализу которых и посвящена данная работа.
Изложение основного материала статьи. Самореализация личности - сложный и длительный процесс, задача на всю жизнь. Самореализация личности в понимании К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, С.Л. Рубинштейна - это реализация деятельности личности, направленная к достижению жизненных целей. Под профессиональной самореализацией Е.В. Федосенко понимает непрерывный гетерохронный процесс развития потенциалов человека в деятельности в течение всего его жизненного пути [10, с. 42]. Профессиональная самореализация является одной из основных линий личностной самореализации и связана, прежде всего, с реализацией потребности в самоуважении, принятии и принадлежности к определенной социальной группе, со способностью удовлетворять потребности более полной степени, чем самореализация в сфере семьи.
В основе акмеологического подхода, как определяет А.А. Деркач, заложена проблема реализации себя в профессиональной деятельности, достижения высшей степени личностной и деятельностной зрелости -профессионального акме. Профессиональная зрелость становится необходимым условием достижения профессионального акме личности. Потребность в саморазвитии, самореализации - это основополагающая составляющая зрелой личности. Профессиональное акме как высокий уровень профессиональных достижений индивида, признан профессиональным обществом как социально желаемый результат, который заметно превышает нормативный уровень, привлекая инновационные приемы и технологии в профессиональной деятельности личности [5].
В сфере современной трудовой деятельности уменьшилось количество исключительно мужских и женских занятий. Заметно сгладились традиционные различия в профессиональном поведении мужчин и женщин. При этом, как отмечает Е.В. Стасенко, именно представительницы «слабого» пола чаще
испытывают трудности в процессе профессиональной самореализации, поскольку все еще существуют стереотипы о невозможности для женщин сочетать успешность в профессиональной деятельности с благополучным браком и полноценной семьей [7, с. 3].
Самореализация предполагает гармоничное развитие различных аспектов личности путем приложения адекватных усилий, направленных на раскрытие индивидуальных и личностных потенциалов. Профессиональная сфера рассматривается как одна из приоритетных сфер самореализации, поскольку именно в ней личность может в полной мере воплотить и раскрыть себя. Процесс профессиональной самореализации личности детерминирован совокупностью факторов. Анализ работ ряда авторов (Л.Ю. Бобровой [1], Р.Г. Гаджиевой [2], В.И. Губановой [4], Е.Н. Скрипачевой [6] и др.) позволил очертить основные проблемные тенденции, возникающие в профессиональной самореализации женщин. А именно:
• Сочетание женщинами профессиональных и семейных ролей. По этой причине относительно мало представлено женщин на высоких должностях, поскольку это требует полной отдачи сил и времени.
• Проблема сочетания женщиной двух значимых сфер жизни - семейной и профессиональной - часто рассматривается сквозь призму «ролевого конфликта», подчеркивая наличие во внутреннем мире женщины целого комплекса негативных ощущений, переживаний, сомнений, вызванных как объективными трудностями такого сочетания, так и субъективными. «Ролевой конфликт работающей женщины» рассматривается как комплекс субъективных, негативных переживаний, возникающий у женщин при оценке ими того, как они справляются с сочетанием ролей в профессиональной и семейной сферах. Женщина зачастую стоит перед выбором между семьей и профессиональной деятельностью, переживая сложный ролевой конфликт. Он сопровождается ощущением давления со стороны семьи или руководства. Наиболее выраженным деструктивным показателем ролевого конфликта является чувство вины, возникающее из модели восприятия женщиной своих ролей. Чувство вины характеризуется высокой устойчивостью и множественностью сфер проявления - отношение женщины к детям, мужу, работе, самой себе. Понятно, что это чувство действует не в интересах же позитивного отношения и Я-концепции, социального самочувствия женщины и побуждает ее (чтобы «загладить вину») идти на уступки окружению, которое воспринимает данное поведение как должное, как подтверждение природной покорности, уступчивости женщины. Однако, как отмечает В.И. Губанова, служение другим из чувства долга также не сочетается с самореализацией, поскольку, постоянно жертвуя собой, человек утрачивает свое «Я» [4].
• Большинство женщин работают в режиме «двойной нагрузки», что приводит к постоянному перенапряжению и переутомлению. Такое состояние может сопровождаться психологическим, эмоциональным, иногда физическим отстранением от активности, неудовлетворенностью в результате постоянных стрессовых ситуаций. Принимая на себя большинство обязанностей в семье, женщина обрекает себя на перегрузку, в результате чего снижается ее профессиональная активность.
• Сложности, связанные с материнством. Зачастую, руководство не всегда позитивно относится к женщинам в репродуктивном возрасте, опасаясь возможной беременности и последующего ухода в отпуск.
• В профессиональной самореализации женщина постоянно должна преодолевать стереотипы выбора профессии. Многие женщины соглашаются с имеющейся системой ролей в социуме. Из-за этого сами же препятствуют собственной реализации в профессии, допуская и принимая действие стереотипа, существования традиционно «мужских» специальностей. Женщины по сравнению с мужчинами выбирают менее динамичные профессии и более склонны к так называемым «кабинетным» профессиям. Однако, данные сферы деятельности являются продолжением типичных семейных видов деятельности женщины (педагогика, медицина, секретарская работа, кулинария) [3]. Тенденция к традиционным профессиональным выборам сегодня для обоих полов, в целом, сохраняется.
• Еще одной серьезной проблемой есть противоречия между индивидуальными потребностями личностного развития и нормативными представлениями, которые возникают в гендерных стереотипах. Насыщенная стереотипами культурная среда приводит к возникновению психологических препятствий: внутренних конфликтов, трудностей в конструировании идентичности, чувства вины, чрезмерной уступчивости, страха успеха, экзистенциальных кризисов, приобретенной беспомощности и т.п.
В профессиональном росте женщине мешают ложные убеждения типа:
- постоянная готовность помочь рано или поздно вознаграждается;
- только изнурительная работа приводит к серьезным достижениям;
- я должна делать то, чего от меня ожидают.
Однако, на самом деле бескорыстная помощь в профессиональной деятельности приводит к обрастанию «паразитами». Наиболее отчетливо подобные противоречия возникают в зрелом возрасте, когда в условиях реальной жизнедеятельности сбываются или опровергаются поло-ролевые установки, усвоенные ранее [8]. Поэтому следует очертить круг обязанностей, которые необходимо выполнять, не брать на себя работу, возложенную на других, и не стесняться сказать им об этом. Продуктивней для женщины будет концентрироваться на задачах, которые принесут успех, ставить долгосрочные цели, не бояться выдвигать требования.
Обратимся к индивидуальным особенностям личности женщин как факторов их профессиональной самореализации. Так, В.И. Губановой установлено негативное влияние таких личностных черт, как неуверенность в возможностях реализовать свой потенциал, экстернальный локус контроля, эмоциональная нестабильность, низкая мотивация к карьере, высокий уровень выраженности психотизма [4]. Среди затрудняющих черт Е.В. Стасенко называет: эмоциональную неустойчивость, недостаточную социальную смелость, низкое самоуважение, низкую креативность и познавательные потребности. При этом, автор уверена, что затруднения женщин в самореализации носят временный характер и могут быть преодолены [7, с. 22].
В профессиональной практике женщины сочетают инструментальные мужские и эмоциональные женские качества, но постоянно контролируют проявление тех и других, опасаясь получить негативную внешнюю оценку из-за излишнего проявления мужских качеств.
Наряду с факторами, выступающими препятствиями в профессиональной самореализации женщин, следует обозначить наличие и позитивных тенденций. Становится все более обычной относительно непрерывная вовлеченность женщин во внешнюю занятость (профессиональная деятельность, образование). Наблюдаются изменения по усилению профессиональных ролей женщин и меньшей их причастности к
семейной жизни и роли матери. Появление женщин, направленных на образование и карьеру, рассматривается как положительная тенденция для процесса профессиональной самореализации.
Как отмечено В.И. Губановой, успешность профессионального самоопределения женщин прямо связана с семейным воспитанием, структурой родительской семьи, которые располагают к определенным установкам и ценностным ориентациям. Потенциальные возможности личности актуализируются в условиях безопасности и любви. Среди женщин, успешных в карьере, 85% воспитывались в полной семье и 14% - в неполной [4, с 238]. Успешная самореализация женщины в сфере профессиональной деятельности подкрепляется: развитием самосознания; выбора в сторону непрерывного развития в течение всей жизни, что на каждом его этапе имеет свое значение; внутренней свободой; предусматривает наличие интернального локуса оценки, автономность и независимость личности от окружающей среды и, одновременно, адекватного восприятия и реагирования на мир внешний.
Профессиональная самореализация женщин направляется и развитием личностных качеств, таких как: уверенность, поведенческая гибкость, ответственность, эмоциональная уравновешенность, независимость, самостоятельность, стремление к достижениям.
Удовлетворенность работой, профессиональная самореализация является одним из важнейших элементов субъективного благополучия, а профессиональная самореализация - важным фактором становления личности. По мнению В.А. Гупаловской, «женщины, достигшие оптимального уровня профессиональной самореализации, более независимы в мыслях, суждениях, действиях, решительные, способные принимать решения и брать на себя ответственность за них» [3, с. 94].
Результаты зарубежных исследований показывают, что женщины получают удовольствие от работы по следующим причинам: работа дает ощущение стабильности и осмысленности намерений, общности с коллегами, сотрудниками, приносит доход, является основой собственной защищенности; создает возможность выполнять обязанности зрелой личности, оказывать помощь другим людям, приносит радость общения [9]. В процессе выполнения профессиональных ролей формируется профессионализм, который позволяет развиваться, реализовать потенциал личности, повысить социальный статус.
При этом, с каждым годом растет число женщин зрелого возраста, которые только начинают свою карьеру. Такая тенденция является закономерной и легко объясняется вначале реализацией женщины в роли матери и жены, а также возможностью применения приобретенного с годами профессионального и социального опыта [8].
В свою очередь, включенность в профессиональную деятельность, успешная профессиональная самореализация и движение женщины к профессиональной вершине, приводит к положительным воздействиям: повышается социальный статус, удовлетворяется потребность в самореализации, стимулируется необходимость поддержки профессиональной квалификации, внешнего вида. Это все придает женщинам уверенности в себе и положительно влияет на их активность.
Выводы. Таким образом, под «профессиональной самореализацией» понимаем сложный, многоуровневый процесс реализации личностно-профессионального потенциала в профессиональной деятельности. С одной стороны, успешная профессиональная самореализация и достижение профессионального акме женщины обусловлены совокупностью препятствий и позитивных тенденций. Среди последних значимыми являются развитие самосознания, непрерывное развитие в течение всей жизни, уверенность, эмоциональная уравновешенность, независимость, самостоятельность, стремление к достижениям. С другой стороны, профессиональная самореализация является одним из важнейших факторов субъективного благополучия личности женщины. Профессиональная реализация обеспечивает включенность женщины в общественные процессы, улучшает ее общественное и психологическое самочувствие, способствует становлению зрелой личности.
Литература:
1. Боброва Л.Ю. Акмеологические факторы развития профессионального самоотношения женщины-руководителя / Л.Ю. Боброва. - Автореф. дис... канд. психол. наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2008. - 22 с.
2. Гаджиева Р.Г. Психолого-акмеологический подход в изучении влияния гендерных стереотипов на профессиональную самореализацию личности / Р.Г. Гаджиева // Акмеология. - 2004. - № 4 (12). - С. 14-21.
3. Гупаловская В.А. Профессиональная самореализация и субъективное благополучие женщины / В.А. Гупаловская // Проблемы общей и педагогической психологии: сб. наук. пр. Ин-та психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. - 2005. - Т. 7. - № 1. - С. 90-97.
4. Губанова В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной среде / В.И. Губанова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Сер. 12. 2009. - Вып. 1. - Ч. I. - С. 236-242.
5. Деркач А.А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен / А.А. Деркач // Акмеология. - 2015. - № 2 (54). - С. 8-21.
6. Скрипачева Е.Н. Психические состояния женщин в кризисе середины жизни и возможности их акмеопсихологической коррекции / Е.Н. Скрипачева. - Автореф. дис... канд. психол. наук / Нац. исслед. Том. гос. ун-т. Томск, 2014 - 23 с.
7. Стасенко Е.В. Психологические особенности личности женщин, успешно самореализуюхся в профессиональной деятельности / Е.В. Стасенко. - Автореф. дис... канд. психол. наук / БГПУ, Барнаул, 2007. - 23 с.
8. Шевченко Н.Г. Личностная рефлексия как фактор успешной самореализации женщин зрелого возраста / Н.Г. Шевченко. - Автореф. дис... канд. психол. наук / Научно-образовательный центр Российской академии образования. Сочи, 2007. - 24 с.
9. Эрхард У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, или почему послушание не приносит счастья / У. Эрхард. - М.: Класс, 2001. - 176 с.
10. Профессиональная самореализация личности в современном обществе. Монография / Под науч. ред. Е.В. Федосенко. - СПб.: Речь, 2009. - 121 с.
Психология
УДК: 159.99
доктор психологических наук, профессор Плугина Мария Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России (г. Ставрополь); аспирант Ягубова Ольга Владимировна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)
СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДА
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные личностью и деятельностью современного логопеда, с профессиональными задачами и функциями, которые он призван выполнять в соответствии с требованиями профессии. В процессе теоретического анализа обоснована необходимость выявления сущностного содержания компонентов структуры Я-концепции логопеда, которая заявлена как сложная личностная структура личности, и представление о которой позволяет субъекту деятельности определять не только организацию жизнедеятельности в настоящем, но намечать вектор своего будущего личностно-профессионального развития.
В процессе исследования было показано, что в структуре Я-концепции логопеда правомерно выделить следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, профессионально-деятельностный, эмоционально-оценочный, волевой, коммуникативно-поведенческий, характеристики которых в полной мере отражают специфику профессии логопеда, позволяя ему формировать целостное представление о себе как субъекте деятельности, общения и познания.
Ключевые слова: дефекты речи, коррекционная деятельность, логопед, социализация личности, структура, субъект профессиональной деятельности, Я-концепция.
Annоtation. The article deals with the issues related to the personality and activities of the modern speech therapist, with professional tasks and functions that it is designed to perform in accordance with the requirements of the profession. In the process of theoretical analysis, the necessity of identifying the essential content of the components of the structure of the I-concept of speech therapist, which is stated as a complex personal structure of the individual, and the idea of which allows the subject to determine not only the organization of life in the present, but to outline the vector of their future personal and professional development.
In the course of the study it was shown that in the structure of the Self-concept of a speech therapist it is legitimate to identify the following components: cognitive, motivational, professional activity, emotional-evaluative, volitional, communicative-behavioral, the characteristics of which fully reflect the specifics of the profession of speech therapist, allowing him to form a holistic view of himself as a subject of activity, communication and knowledge.
Keywords: speech defects, correctional activity, speech therapist, socialization of personality, structure, subject of professional activity, I-concept.
Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что сегодня практически во всех профессиональных сферах наблюдается рост требований к личности и деятельности их субъектов. Это объясняется тенденциями общественного развития, наличием кризисных явлений во всех сферах общества и необходимостью их преодоления. Но, решение задачи, связанной с преодолением негативных тенденций в политической, социально-экономической сферах, в сфере образования возможно только в том случае, если в каждой из них будут работать специалисты с высоким уровнем профессиональной компетентности, осознающих степень своей ответственности перед обществом и профессиональным сообществом за результаты своего труда.
Не является исключением и деятельность представителей практической сферы образования, призванных оказывать специализированную помощь детям, имеющим отклонения в развитии речи. Социум и образовательное сообщество предъявляет к современному логопеду высокий уровень требований не только к его академическим знаниям, умениям, профессиональным навыкам, но и к личностным качествам, оказывающим существенное влияние на качество выполняемой деятельности.
Изложение основного материала статьи. Ведущая цель данного исследования заключается в определении сущностного содержания компонентов Я-концепции современного логопеда, которая операционализирована рядом задач:
- провести анализ причин роста нарушений в развитии современных детей, в целом, и речевого развития, в частности;
- рассмотреть особенности личности и деятельности логопеда;
- определить требования общества к подготовке логопеда;
- рассмотреть феномен Я-концепции и особенности ее содержания у лопеда.
Практика показывает, что сегодня профессия логопеда весьма востребована. В качестве основных причин этого явления рассматривается большое количество факторов риска, негативно влияющих на процессы социализации личности в процессе ее развития. Наиболее сильно это влияние ощущается на этапе дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии, к которым относится и нарушение речи, что, в целом, является следствием влияния, как наследственных, так и социальных факторов. К числу социальных факторов правомерно отнести низкий уровень родительской компетентности; снижение уровня непосредственного эмоционального общения взрослых с ребенком в сенситивные периоды развития, что оказывает значительное влияние на его речевое развитие, а также зависимость современного человека от технических средств, начиная практически с младенческого возраста, которые часто заменяют живое общение, и пр.
В связи с этим перед профессиональным образовательным сообществом поставлена весьма важная задача: подготовить конкурентоспособных специалистов в области предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей. В последующем в соответствии с основными идеями концепции непрерывного образования осуществлять повышение их квалификации, что позволит каждому специалисту своевременно и эффективно осваивать новые технологии, необходимые не только для организации