АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ И ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
А.М. Руденко, д-р филос. наук, профессор Е.Н. Москалев, магистрант
Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ (Россия, г. Шахты)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-2-116-121
Аннотация. В статье предпринимается акмеологический анализ критериев и факторов эффективности профессиональной самореализации индивидуального предпринимателя в современном российском обществе. Авторы делают вывод о том, что ключевыми факторами успешной предпринимательской деятельности являются: степень оригинальности, востребованности и продуманности изначальной предпринимательской идеи, размер стартового капитала, успешность и быстрота регистрации и лицензирования индивидуального предприятия, решение всех формальных организационных вопросов, а также успешность рекламной деятельности, профессионализм в организации и проведении рекламных акций и кампаний.
Ключевые слова: индивидуальный предприниматель, профессиональная самореализация, самореализация, личность, акмеология, психология.
Самореализация предпринимателя в современных отечественных условиях имеет свою довольно ярко выраженную специфику. Широко известно, что современный тип российского предпринимательства складывался в сложные для нашей страны переломные 90-е годы ХХ века. И именно с тех пор в общественном сознании россиян сформировалось довольно негативное общественное мнение о деятельности предпринимателей. Кроме этого, наблюдается некая отчужденность предпринимательства, стремящегося к прибыли за счет потребителей, от, собственно, самого населения с его проблемами и заботами, что породило довольно низкий статус предпринимателя в массовом общественном сознании. В нем образ предпринимателя формируется скорее негативный, чем позитивный: это делец, который ради прибыли готов пойти на все, зачастую пренебрегающий нормами светской и религиозной морали, провоцирующий деструктивные конфликты с конкурентами, органами власти, а иногда и любыми другими людьми, встающими у них на пути. С девяностых годов ХХ века тянется и представление о предпринимателе как человеке
невысокой культуры и образования, пренебрегающем ради прибыли традициями, обычаями и элементарными нормами этикета.
Безусловно, прошедшие два десятилетия XXI века несколько смягчили эти представления, но не искоренили их. Все это часто довольно негативно сказывается и на эффективности деятельности предпринимателей. Достичь же эффективности профессиональной самореализации индивидуального предпринимателя помогают психологические знания в целом [1] и ак-меологические знания в частности, а также необходимые знания и навыки в области профессиональной этики [2] и культуры речи [3].
Как известно, акмеология (от древнегреческого «акме» - вершина, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и «логос» - учение) - это раздел возрастной психологии который «изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию личности» [4, С. 5]. Стоит согласиться с позицией уче-
ных, считающих, что «важнейшей задачей акмеологии как раздела психологии развития, изучающего механизмы и закономерности достижений вершин личностного развития зрелого человека, является вооружение человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал» [5, с. 591]. Иными словами, акмеологические знания позволяют не только достичь эффективности предпринимательской деятельности, но и способствовать максимальной профессиональной самореализации в этой области деятельности.
Основные критерии эффективности предпринимательской деятельности различны:
1) размер прибыли - чем больше прибыль и меньше затрат со стороны предприятия, тем эффективнее деятельность предпринимателя;
2) увеличение рыночной стоимости предприятия или организации, которая представляет собой оценку их стоимости с учетом всех задействованных источников финансирования, в том числе долговых обязательств, привилегированных акций, доли меньшинства и обыкновенных акций;
3)рост деловой репутации (гудвилла) предпринимателя и его организации - это нематериальный критерий эффективности предпринимательской деятельности, который представляет собой оценку его деятельности с точки зрения деловых качеств. Гудвилл представляет собой бренд фирмы, который позволяет вычислить уровень репутации организации в самых разных масштабах.
Таблица 1. Важнейшие процессуальные факторы эффективности профессиональной
самореализации предпринимателя
№ Процессуальный фактор
1 Степень оригинальности, востребованности и продуманности изначальной предпринимательской идеи
2 Размер стартового капитала
3 Успешность и быстрота регистрации и лицензирования индивидуального предприятия, решение всех формальных организационных вопросов
4 Успешность рекламной деятельности, профессионализм в организации и проведении рекламных акций и кампаний
В процессуальном плане эффективность профессиональной самореализации предпринимателя в зрелом возрасте определяется рядом факторов:
1. Степень оригинальности, востребованности и продуманности изначальной предпринимательской идеи. Чтобы идея начала впоследствии приносить прибыль, она должна быть тщательно продумана. В идеале она должна получить экспертную оценку: то, что нам кажется на интуитивном уровне, далеко не всегда соответствует действительности. Необходим научный, профессиональный тщательный маркетинговый анализ рынка с целью получения рыночной информации, позволяющей выявить соотношение между спросом и предложением и определить оптимальные цены на прогнозируемые товары и услуги. Также необходимо грамотно рассчитать
все предполагаемые затраты на осуществление идеи, сделать экспертную оценку всей необходимой рыночной информации и всех затрат на реализацию идеи и, наконец, принять предпринимательское решение о подготовке идеи к практической реализации. Акмеологическим условием успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как креативность (творческие способности, нестандартность мышления), практичность (деловитость, ориентация на достижение результата), умение стратегически мыслить (дальновидность, это необходимо для того, чтобы выстраивать долгосрочные цели), отсутствие волюнтаризма (умение доверять мнению экспертов). Идеальным, но не всегда обязательным, завершением данного этапа формирования предпринимательской деятельности явля-
ется создание бизнес-плана - документа, содержащего план конкретных предпринимательских целей и мероприятий, а также ожидаемых расходов и доходов, который можно представить потенциальному инвестору.
2. Размер стартового капитала. Очевидно, что чем его больше, тем лучше для успеха индивидуального предпринимательства. Основными источниками привлечения стартового капитала могут быть как собственные денежные средства, сбережения, собственное имущество, так и инвестиции. Известно, что частыми участниками новых проектов выступают венчурные фонды, которые представляют собой рискованные инвестиционные фонды, и бизнес-ангелы - частные инвесторы, которые, рискуя собственными средствами, дают экспертную и финансовую поддержку индивидуальным предпринимателям на ранних этапах их развития. Возможен также сбор средств за счет краудфандинга, который представляет собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои денежные средства, чтобы поддержать усилия других предпринимателей. Еще одним вариантом инвестирования стартового бизнеса может стать займ в банке или у физических лиц или, если повезет, получение безвозмездной помощи со стороны успешных предпринимателей, а также получение грантов или субсидий. Акмеологическим условием успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как конгруэнтность (согласованность слов, мыслей, жестов и поступков), честность, порядочность, реализм, решительность, коммуникабельность, уверенность в своих силах, гибкость, развитые ораторские способности, умение отстаивать свою точку зрения, развитую коммуникативную культуру и наличие знаний в области практической и социальной психологии.
3. Успешность и быстрота регистрации и лицензирования индивидуального предприятия, решение всех формальных организационных вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью. Несмот-
ря на кажущуюся легкость достижения данного фактора, многие люди в нашей стране не решаются заниматься предпринимательством из-за страха перед решением всех бюрократических сложностей, связанных с получением лицензии, дающей право на реализацию предпринимательской деятельности. Для этого часто требуются базовые юридические и экономические знания, без которых индивидуальному предпринимателю придется столкнуться с рядом сложностей, которые могут стань причиной многих трудностей и неудач, вплоть до отказа от идеи заниматься этим видом деятельности. Не многие предприниматели, начиная заниматься бизнесом, знают все юридические и чисто экономические тонкости, связанные с его ведением. Многие не знают, например, что, создав индивидуальное предприятие, его нельзя будет потом продать полностью как бизнес (продать можно собственность, а само право вести бизнес новому владельцу придется оформлять самостоятельно), переименовать (изменения в наименовании ИП могут быть, только если изменились паспортные данные самого предпринимателя), регистрировать два и более индивидуальных предприятия, а также передавать или получать в аренду. Бюрократических нюансов ведения предпринимательской деятельности в современной российской действительности очень много. Акмеологическим условием успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как самообладание, выносливость, терпеливость (поскольку часто приходится подолгу ждать), педантичность и скрупулезность (она важна при заполнении разного рода документации, связанной с предпринимательской деятельностью), обучаемость (так как в любом случае придется учиться новому), настойчивость и вера в себя (так как она часто теряется именно в процессе решения всех трудностей и формальностей).
4. Успешность рекламной деятельности, профессионализм в организации и проведении рекламных акций и кампаний. Одним из ключевых факторов самореализа-
ции бизнесмена в экономической деятельности в современных отечественных условиях является оптимизация рекламной деятельности, которая выступает средством эффективности работы предприятия малого бизнеса. Рекламная деятельность малых предприятий имеет свою специфику и сопряжена с определёнными трудностями. Малые предприятия не имеют таких возможностей для финансовых вложений в рекламную деятельность, как крупные компании. В этой связи проблемы её эффективности в условиях ограниченных возможностей стоят весьма остро. Поэтому необходимо выявление механизмов оптимизации рекламной деятельности как способа увеличения объёма продаж предприятия малого бизнеса в современных социально-экономических условиях. Теоретическое исследование роста эффективности рекламной деятельности малого предприятия, направленной на увеличение объёма продаж товаров, опирается на обширный методологический научный арсенал. В нём используется группа общелогических действий и процедур (анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, сравнение и т.д.); эмпирические методы (наблюдение), теоретические (группа системных методов), частнонаучные методы (беседа, социологический опрос). Теоретической основой их исследования являются работы зарубежных и отечественных специалистов в области теории рекламы в целом и мер-чандайзинга, в частности, таких как Кот-лер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Рафтел Л., Ривз Р., Сэндидж Ч,, Фрайбургер В., Ротцолл К., Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С., Весе-лов С.В., Дейян А., Зазыкин В.Г., Капев-ский Е.М., Машлинцев А., Мокшанцев Р.И., Полукаров В. Л., Головлева Е., Пуш-карев Н. С., Розенталь Д. Э., Кохтев Н. И., Смирнов В., Столяренко Л.Д., Сыромятников Н.В. и многие другие. Эмпирические исследования состояния рекламной деятельности многих отечественных предприятий малого бизнеса, проведённые методами беседы, опроса, тестирования показали, что на текущий момент на большинстве из них используются довольно
незначительные по количеству и качеству виды рекламы. При этом к ним прибегают в основном в исключительных случаях, но ожидают быстрые результаты. Их трудно достичь. Поэтому приходится искать различные не связанные с рекламой варианты увеличения прибыли. Тем не менее, неудачный опыт с подобной псевдорекламой часто становится причиной пренебрежения и неверия в возможности современного маркетинга и мерчандайзинга со стороны руководства предприятия и его рядовых сотрудников. Кроме того, в рекламной деятельности зачастую незначительно используются исследования в области психологии рекламы.
В результате проведённых теоретических и эмпирических исследований влияния психологических особенностей и механизмов восприятия рекламы потребителем нами был разработан ряд рекомендаций, направленных на оптимизацию рекламной деятельности малого предприятия:
- рекламный ролик должен иметь хорошую визуализацию (поскольку зрительные образы лучше усваиваются, чем все остальные), среднюю скорость вещания, небольшой объем, сюжетное разнообразие, разумное чередование музыкального и речевого сопровождения, демонстрацию товаров в действии, неоднородный темп подаче материала;
- в любой рекламе желательно наличие персонажей, что является важным фактором привлечения внимания: наибольшую привлекательность рекламе придает образ красивой женщины, дети, мужчины и животные;
- фактором привлечения внимания в рекламе являются шокирующие ситуации и их парадоксальность: летающие слоны в рекламе жевательной резинки, приставленный пистолет заправки бензина к виску во время заправки рекламируемого автомобиля, способная заморозить жевательная резинка и т.п.;
- использование в рекламе приема проблемной ситуации, которая быстро позволяет привлечь целевую аудиторию, затем демонстрация способов ее решения и уни-
кальности рекламируемого предложения с рассказом о его ограничениях и призывом к действию;
- демонстрация специальных предложений, имеющих ограниченный срок действия, что лишает потенциального потребителя времени на размышления, минимизирует риск ухода к конкурентам и толкает к приобретению товара или заказу услуги;
- использование традиционного, но эффективного метода «специальная цена», сущность которого заключается в указании на ценнике новой, выгодной цены и старой, которая была значительно выше новой: чем больше указана разница, тем сильнее и лучше сработает данный метод;
- в случае открытия малого предприятия эффективным средством привлечения потенциальных клиентов является метод анонсирования предприятия, для чего необходимо повесить объявление, раздать листовки, которые укажут время начало работы: с помощью данного метода в потенциальном покупателе пробуждается чувство исключительности и интерес к новизне;
- использование презентаций, которые являются одним из основных способов убеждения потенциальной целевой аудитории, при этом необходимо самую главную информацию излагать в начале и в конце выступления;
- использование хорошего юмора, который, однако, в рекламе является доволь-
буждению у потенциального потребителя положительных эмоций, психологическому комфорту и раскрепощению.
В случае успешности ведения индивидуальной предпринимательской деятельности на первый план в дальнейшем выходят задачи расширения производства или сферы оказываемых услуг. Возможно слияние и поглощение конкурентов, появление добавочного капитала, появление желания продать имеющийся бизнес и купить готовый. Все это также требует от предпринимателя наличия важных деловых и личностных качеств. Помимо вышеперечисленных, это такие качества, как скромность (несмотря на то, что богатые люди редко ведут себя скромно, именно скромность является часто показателем развитости ума и умения мыслить здраво, быть справедливым и уважительным по отношению к другим людям), способность к эмпатии (работа с людьми требует от предпринимателя умения сопереживать своим коллегам и клиентам, умения поставить себя на место другого человека), умение брать на себя ответственность (чем больше власти, тем должно быть больше и ответственности) и гуманность (человечность, которую часто утрачивают предприниматели в погоне за основной целью - прибылью). Но именно наличие этих качеств - акмеологический показатель зрелости любого человека, в том числе и предпринимателя.
но редким явлением, но способствует про-
Библиографический список
1. Руденко А.М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко, В.В. Котлярова, М.М. Шубина; под ред. А.М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 379 с.
2. Руденко, А.М. Профессиональная этика и психология делового общения: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Москва: КНОРУС, 2021. - 234 с.
3. Самыгин, С.И. Деловое общение. Культура речи: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко - 5-е изд., перераб. - Москва: КНОРУС, 2021. - 472 с.
4. Кашапов М.М. Акмеология: учебное пособие / М. М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
5. Руденко А.М. Акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в современной культуре / А.М. Руденко, Д.Р. Чаава, Ю.Г. Корчагина // Форум молодых ученых. - 2018. - № 8 (24) . - С. 591 - 596.
ACMEOLOGICAL ANALYSIS OF CRITERIA AND FACTORS OF EFFICIENCY OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR
A.M. Rudenko, Doctor of Philosophy, Professor E.N. Moskalev, Graduate Student
Institute of Service and Entrepreneurship (branch) DSTU (Russia, Shakhty)
Abstract. The article undertakes an acmeological analysis of the criteria and factors of the effectiveness ofprofessional self-realization of an individual entrepreneur in modern Russian society. The authors conclude that the key factors of successful entrepreneurial activity are: the degree of originality, relevance and thoughtfulness of the initial entrepreneurial idea, the size of the start-up capital, the success and speed of registration and licensing of an individual enterprise, the solution of all formal organizational issues, as well as the success of advertising, professionalism in organizing and conducting promotions and campaigns.
Keywords: individual entrepreneur, professional self-realization, self-realization, personality, acmeology, psychology.