Научная статья на тему 'Философские основы жизни и смерти инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление в паллиативной помощи'

Философские основы жизни и смерти инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление в паллиативной помощи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
312
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ходаревская Ю. А.

В статье раскрывается вопрос взаимосвязи философии и основ паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление. Также в статье онкологический пациент, имеющий смертельный диагноз рассматривается в рамках паллиативной онкологии и как предмет философии. Кроме того, затрагивается проблема осмысления смерти через культурологическую составляющую общества, а также таких научных направлений, как экзистенциализм и постмодернизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские основы жизни и смерти инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление в паллиативной помощи»

3. Григонис Э.П. ОВД в механизме правового государства: теоретикоправовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1995. - 198 с.

4. Указ Президента РФ от 16.03.1996 № 383 «Об утверждении Положения о главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mnogozakonov.ru/ catalog (датаобращения 13.01.2011).

5. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ст. 10 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 30. - Ст. 3149.

6. Указ Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Ст. 9 // Российская газета. - 2004. - № 230.

7. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.garant.ru/ 1575717 (датаобращения 12.01.2011).

8. www.council.gov.ru/committee/index.html (дата обращения 12.01.2011).

9. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ba-se.garant.ru/103532 (датаобращения 13.01.2011).

10. Федеральный закон от 17 марта 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. -№ 39.

11. Фефелов В.В. Правовые основы социального аудита // Вестник ВЭГУ (юриспруденция). - 2010. - № 5 (49). - С. 89-94.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИНКУРАБЕЛЬНОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО, УТРАТИВШЕГО НАДЕЖДУ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

© Ходаревская Ю.А.*

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье раскрывается вопрос взаимосвязи философии и основ пал -лиативной помощи инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление. Также в статье онкологический пациент, имеющий смертельный диагноз рассматривается в рамках паллиативной онкологии и как предмет философии. Кроме того, затрагивается проблема осмысления смерти через культурологическую составляющую общества, а также таких научных направлений, как экзистенциализм и постмодернизм.

* Доцент, кандидат социологических наук.

Паллиативная помощь - это комплекс мер, направленных на создание и поддержку состояния благополучия и улучшения (при необходимости) общего самочувствия больного, находящегося в терминальной стадии заболевания. Он включает в себя набор разнообразных методов и способов, в которых не последнюю и не маловажную роль играет вопрос жизни и смерти неизлечимого онкологического пациента.

Онкология - это одна из трагических областей медико-социальной работы, т.к. связана с медицинской и социальной проблемами процесса лечения и организации качества жизни инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление. Здесь неизбежно возникают медицинские, социальные и философские аспекты жизни и смерти пациента. Происходит слияние онкологии, социологии и философии.

Эти науки имеют один предмет изучения - человека, но каждая рассматривает его в своем ключе: философия в мировоззренческом, социология -общественном, а медицина изучает человека с точки зрения его здоровья, как единства телесного, духовного и социального благополучия, и кроме того, с точки зрения его сохранения и восстановления. В этом смысле онкобольной 4-ой клинической группы - это человек, который включен в повседневную медицинскую практику через физиосоматический, психосоматический и социальный статус, а также многообразие социальных ролей и связей в обществе, его культурой. Причем сегодня главными вопросами медикосоциальной работы с инкурабельными онкологическими больными, утратившими надежду на выздоровление, является не только сущность взаимосвязи «здоровье-болезнь», но и такая категория, как «жизнь и смерть». Другими словами, вопрос личности онкобольного 4-ой клинической группы и оказания ему паллиативной помощи, является двумя аспектами современной медико-социальной работы с данной категорией больных.

Первый - личностный аспект - включает в себя право личности на невмешательство в ее планы и на не ограничение свободы деятельности в той степени, в которой эта деятельность не ограничивает свободу окружающих. В мировоззренческом отношении принцип автономности исходит из того, что личность ценна сама по себе и сама определяет свою жизнь, независимо от обстоятельств. Иначе пациент имеет право на получение достоверной информации о своем диагнозе, лечении и т.д., а также право на выбор о начале лечения или об отказе от него, не смотря на патерналистические отношения со стороны медицинских работников.

Второй - паллиативный аспект - направлен на поддержание благополучия больного, путем временного облегчения болевых синдромов болезни, а также включает в себя набор лечебных и социально-психологических мероприятий, адаптирующих личность инкурабельного онкологического больного, утратившего надежду на выздоровление, как к тяжести заболевания, жизни с ним, так и предстоящей смерти от него.

Вопрос смертельного исхода в паллиативной помощи онкобольным 4-ой клинической группы весьма актуален и касается он, прежде всего, проблемы достойного человека процесса умирания. При этом содержание паллиативной помощи заключается в единстве и комплексности усилий создания качественных условий оставшейся жизни больного. Именно через поддержку физических и духовных сил умирающего онкобольного и сохранение, по возможности, привычного круга социальных связей и взаимоотношений с окружающими. Поэтому в паллиативной помощи должен принцип патернализма, основанный на позитивно-личностном содержании отношений к больному и его близким не смотря на то, что пациент находится на грани жизни и смерти.

Вопрос жизни и смерти всегда волновал человека, особенно он становится актуален, когда отчетливо становится понятно, что первой осталось мало, а вторая совсем рядом и неизбежна. В архаичных культурах смерть рассматривается как возвращение к предкам, награда за земные трудности. Это, прежде всего, относится к Древнему Египту и Древнему Китаю. В Индии смерть же является предпочтительной перед жизнью. В буддизме отношение к жизни как этапу перехода в нирвану и становится «освободительницей» от жизни.

В античности смерть рассматривалась как закон существования, бытия, который жестко предопределен роком, судьбой. Смерть - это зло, которое вызывает печаль и страх, т.к. означает расставание человека с земными радостями и определяет перспективу призрачного безличного существования в загробном мире [3]. В христианстве оформляется идея бессмертия и одновременно с этим ставится вопрос о смерти как горестном событии, потере. В современном мире отношение к смерти приобретает амбивалентную, двойственную окраску. С одной стороны, тема смерти закрыта для обсуждения, и общество рассматривает ее как что-то случайное, не существующее, а с другой стороны, обостряется интерес к теме смерти [6, с. 289]. Этому способствует ряд обстоятельств:

- рост интереса к правам человека;

- процесс углубления индивидуализации и возрастанием ценности человеческой жизни;

- экзистенциональный вакуум, т.е. наличие смыслосодержательной пустоты и постоянного ощущения человеком ненужности и бессмысленности своей жизни, одиночество, потерянность, депрессии;

- жизнь человека в «виртуальной реальности» - искусственном смоделированном мире.

Все это создает проблему для идентичности человека и толкает его к поиску собственной самости, смысла существования и появляется интерес к проблеме смерти, что естественно находит выход в науке - танатологии

- учении о смерти как о комплексном направлении естественнонаучного и

гуманитарного знания. Наиболее значимые концепции представлены двумя философскими направлениями XX в.: экзистенциализм и постмодернизм [6, с. 292].

Экзистенциализм в центр своей теоретической системы ставит человека и рассматривает все бытие через призму человеческого существования. В философии М. Хайдеггера главная истина человека - его конечность, завершенность как «бытие-к-смерти». Только осознание своей сме-рти вырывает человека из потока повседневности, а настоящее человеческое бытие индивид обретает тогда, когда становится лицом к лицу с «Ничто», осознавая тем самым факт своего неизбежного исчезновения и в силу этого обретает способность «быть» - быть в «бытии-к-смерти». Согласно М. Хайдеггеру, в результате «тревога» смерти смягчается и переходит в «заботу» о смерти [9]. Жан-Поль Сартр, разделяя с Хайдеггером ряд исходных положений в трактовке бытия и Ничто, расходится с ним в вопросе относительно позиции человека перед лицом смерти. По Сартру, человек - это активное действующее существо, смерть которого неизбежна, т.к. человек обречен реализовывать только одну жизненную линию из возможных, сокращая и истощая тем самым всю гамму жизненных проявлений [8]. Концепция Эммануэля Левинаса, в которой проводится анализ феномена смерти с точки зрения внутренних переживаний человека, смерть открывается человеку не просто в качестве одномоментного факта инее через рассуждение о ней, а через телесный опыт пассивности, беспомощности и страдания [6, с. 289]. В целом экзистенциализм стремится выявить позитивный смысл человеческой смерти, даже если сам ее факт представляется абсурдным, и является не самодавлеющей величиной, а фактом жизни.

Постмодернизм как преобладающее направление философской мысли конца XX в. в качестве своей исходной предпосылки принимает утверждение об изменчивости и непостоянстве всех сторон и явлений мира, об отсутствии в нем каких-либо устойчивых точек опоры, как в практической, так и в духовной областях. Постмодернизм постулирует множественность моделей мировосприятия и мироотношения, отвергает биологизаторскую установку концепции «естественного человека» и твердо выдерживает линию рассмотрения его в качестве существа, полностью принадлежащего обществу и культуре.

Такая культуроцентричность заставляет М. Фуко говорить о «смерти человека» в современном обществе, где человек, включенный в бесконечное множество социальных групп, взаимосвязей, «распыляется» и исчезает как психологически, духовно, так и физиологически [4]. Жан Бодрийяр утверждает, что в нашем мире рыночного «обмена» нарастающее материальное производство как бы вытесняет из существования людей разумную духовную жизнь, не дает возникнуть новым духовным ориентирам. Развивается эффект «повторения»: создание вещей и предметов потребления

превращается в воспроизводство на разные лады тех же самых материально-физиологических запросов человека и способов их удовлетворения. Восходящее развитие человека и культуры блокируется, а низкодифференцированные элементы культуры начинают работать «на себя», на собственное воспроизводство, разрушая общество, психику и тело человека. «Не-жизнь» одолевает «жизнь», и в результате торжествует смерть [1]. Другими словами, современное теоретическое сознание не только отыскивает смыловое содержание в феномене смерти, но все больше рассматривает его в межсубъектном, социальном, культурологическом контексте.

Вообще, к осмыслению феномена смерти необходимо подходить с точки зрения двух взаимосвязанных концепций: классической и неклассической [5].

Классическая концепция тяготеет к организменному подходу в объяснении патологического процесса, согласно которому нарушение жизнедеятельности проистекает вследствие деструкции какого-либо внутреннего фактора функционирования организма: органа, системы органов, клетки, молекулярных или биохимических структур и т.д. Такой взгляд восходит к исследовательскому методу Р. Декарта, который полагал, что жизнь в разных ее проявлениях существует как бы автономно от окружающих ее условий, а смерть наступает по причине полной «выработке» жизненных сил или из-за поломки одного из звеньев этого живого механизма. Смерть в такой трактовке является чем-то побочным, не существенным для самой жизни, наступающим «случайно» и превходящим исключительно извне. Она мгновенна, одномоментна. Жизнь и смерть - это сосуществующие, но не взаимосвязанные начала, т.к. завершаясь в одном организме, жизнь возрождается в другом, но в целом она лишена более высокого смысла, и потому обречена оставаться погруженной в среду смерти [2].

Неклассическая концепция, создающаяся в контексте культурологического подхода, предполагает рассмотрение всей системы факторов существования организма - не только внутренних, но и внешних. Применительно к человеку - это целостный, объемный подход. Здесь особа роль отечественной традиции, исследующей жизнь как универсальное, космическое явление, и прежде всего, идей Н.Н. Федорова и В.И. Вернадского. Согласно Н.Н. Федорову, смертная ограниченность нынешнего человечества будет преодолеваться в будущем по мере совершенствования людей в процессе «общего дела» - «воскрешения отцов», т.е. последовательного покорения стихийных сил природы и человеческой истории, включая достижение личностного бессмертия. Конечность, ограниченность, смертность отдельных проявлений жизни есть условие восходящей самоорганизации - коэволюции. Поэтому в неклассической концепции жизнь и смерть - не только взаимодействующие, но и взаимообуславливающие друг друга процессы. Смерть не одномоментна, но постепенно наступает по мере выключения той или иной локальности изо всей системы взаимодействия организма с миром. Такое

«внешнее» выключение проявляется как накопление выключенных, недействующих - «неживых» - локусов внутри самой локальности, самого организма [6, с. 289].

Смерть присутствует в жизни, она как бы рассредоточена внутри всего живого, но и сама погружена в бытие, конечная истина которого есть развитие, т.е. жизнь. «Смерть предполагает жизнь, начинается с жизнью и с жизнью же заканчивается. Конец жизни есть конец смерти, т.е. умирания. По существу, смерти нет, есть смертное, т.е. живое». «Человек, таким образом, выступает опосредующим, связующим и гармонизующим жизнь и смерть существом» [7].

При таком понимании смерть и умирание становятся регулируемым и осознанно управляемым процессом. При жизни тела и сознания смерть может быть осмысленная и пережита как предел социокультурной включенности человека в мир, как исчерпывающий итог его социальной жизни. Смысл паллиативной помощи и заключается в преодолении социальной смерти через организацию условий для максимально осознанного и достойного, т.е. «человеческого» исхода и регулирование составляющими этого процесса.

Список литературы:

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структура / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, республика, 2006. - С. 251-264.

2. Декарт, Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1 / Пер с лат. и фр.; сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1989. - С. 27.

3. Демичев, А. Дискурсы смерти. Введение в медицинскую танатологию / А. Демичев. - СПб., 1997. - С. 15.

4. Дьяков А.В. Мишель Фуко: О «смерти человека», о свободе и о «конце философии» / А.В. Дьяков // Вестник истории и философии КГУ - 2008.

- № 2. - С. 45-53. - (Серия «Философия»).

5. Монтень, М. Опыты. Кн. 1 / М. Монтень. - М.: Терра, 1991. - С. 119.

6. Рыбин В.А., Дюкарева А.М. Философские вопросы паллиативной помощи / В.А. Рыбин, А.М. Дюкапева // Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. Т. I. - М., 2004.

8. Трубников Н.Н. Проспект книги о смысле жизни / Н.Н. Трубников // Квинтэссенция: философский альманах. - 1980. - № 9. - С. 78-97.

9. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Пер с. фр., переизд., примеч. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - С. 441.

10. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / Сост., пер. с нем. и комм. В.В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - С. 351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.