Научная статья на тему 'Виды, формы и методы контроля над правоохранительной деятельностью'

Виды, формы и методы контроля над правоохранительной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2768
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фефелов В. В.

В статье изложен взгляд автора на виды, формы и методы контроля над правоохранительной деятельностью в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды, формы и методы контроля над правоохранительной деятельностью»

несмотря на осуществляемые в стране демократические преобразования результаты целого ряда социологических исследований, проведённых в 90-е гг. XX в. ив начале XXI в. свидетельствовали, что активность участия населения в принятии политических решений в реализации вопросов обеспечения жизнедеятельности своих сообществ была невысокой. Подобная ситуация сохраняется и в настоящее время. Это объясняется традиционным отчуждением россиян от участия в управлении государством.

Участие в выборах является наиболее очевидным, измеряемым показателем социально-политической активности. Оценивая электоральную активность как показатель социально-политической активности населения, в диссертации подчёркивается, что в целом ряде случаев активность повышается не в силу осознания избирателями своей возможности влиять на власть, а в силу способности власти влиять на избирателей. Что же касается других форм социально-политической активности, то эти формы, за исключением выборов, не стали еще нормой жизнедеятельности местных сообществ.

Список литературы:

1. Сологуб В.А. Местное самоуправление в современном российском обществе: изменение принципов социального строительства. - Ростов-н/Д., 2009. - 292 с.

2.Тощенко Ж.Т. Социология: общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Юрайт-М, 2010. - 346 с.

3. Уваров А.А. Синергетические аспекты развития местного самоуправления // Чиновник. - 2009. - № 5. - С. 28-31.

4. Фоминых А.А. Становление самоуправления в регионе // Регионо-логия. - 2008. - № 2. - С. 45-51.

ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ НАД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

© Фефелов В.В.*

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, г. Уфа

В статье тпожен взгляд автора на виды, формы и методы контроля над правоохранительной деятельностью в Российской Федерации.

В последние годы ряд правоохранительных органов страны пребывает в состоянии реформирования (Прокуратура, МВД, ФСИН). Это вызвано необходимостью существенного повышению эффективности всей право-

* Доцент кафедры Государственного и уголовного права, кандидат юридических наук, доцент.

охранительной деятельности, рациональному распределению правоохранительных функций и исключению их необоснованного дублирования, усилению социальной направленности выполняемых правоохранительными органами задач. Реформа правоохранительной системы нацелена на преодоление негативных явлений в правоохранительной среде, улучшению имиджа правоохранительных органов среди российских граждан, повышение их авторитета и социального престижа в обществе, установление их тесного взаимодействия с формирующимися институтами гражданского общества.

Решение этих проблем невозможно без создания эффективной системы как внешнего, так и внутреннего контроля над деятельностью правоохранительной системы, в том числе и со стороны институтов гражданского общества. Причем должны быть использованы как традиционные формы и методы контроля, так и новые, соответствующие современным представлениям науки, практики и общепринятым международным нормам.

Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией поставленных перед ней целей. Он заключается в установке стандартов функционирования организации и следования им в дальнейшей деятельности. Цель его - изменение динамики ранее достигнутых результатов и проведения корректировок в случае, если достигнутые результаты значительно отличаются от требований ранее установленных стандартов.

В Советском энциклопедическом словаре понятие контроль раскрывается как «проверка чего либо» [1, с. 631]. Ожегов С.И. добавляет к этому и «наблюдение с целью проверки» [2, с. 268].

Контроль правоохранительной деятельности можно классифицировать по следующим параметрам: времени проведения, субъектам контроля, сфере деятельности, форме проведения, методам проведения и т.п.

В зависимости от времени проведения и места в управленческом цикле отличаются следующие виды контроля: предупредите ль ный, текущий и последующий.

Предупредительный контроль. Этот вид контроля осуществляется, в основном, на стадии планирования и создания организационных структур с целью выявления «слабых» мест в деятельности правоохранительной структуры и их своевременной нейтрализации.

Основными методами проведения этого вида контроля является реализация определенных процедур, норм и правил поведения. Предупредительный контроль применяется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Текущий (оперативный) контроль, в основном, осуществляется в ходе повседневной оперативно-служебной деятельности правоохранительной структуры. Его субъектом выступает руководитель или назначенные им сотрудники, а объектом чаще всего выступает деятельность подчиненных подразделений или отдельных сотрудников.

Текущий контроль направлен на достижение правоохранительной структурой поставленных передней целей и задач. Он должен базироваться на принципе обратной связи. Это обеспечит органы управления текущей информацией и будет способствовать достижению необходимых результатов в оперативно-служебной деятельности.

Заключительный (последующий) контроль. Основная его задача заключается в сравнении фактически полученные результатов с требуемыми.

Заключительный контроль завершает процесс надзора за исполнением правоохранительной функции и реализуется в двух ключевых областях:

- первой из них является накопление и анализ положительного и отрицательного опыта и знаний. Это дает руководителю опыт, необходимый для планирования аналогичной деятельности в будущем;

- вторая должна способствовать появлению у подчиненных в будущем мотивации к определенным действиям. Это происходит в том случае, если руководитель связывает мотивационные вознаграждения с достижением определенного уровня результативности.

По назначению (цели, объему) контроля выделяют общий, охватывающий все стороны деятельности подразделения и специальный, осуществляемый в отношении отдельных направлений работы [3].

Используя в качестве классификатора субъекты контроля, можно установить следующие его виды: президентский контроль, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, аудиторский и т.п.

Президентский контроль над правоохранительной деятельностью осуществляется путем участия в законотворческой деятельности и издания указов по правоохранительным вопросам. Президент РФ назначает и освобождает от должности ряд основных руководителей правоохранительных органов (МВД, ФСБ), вносит на рассмотрение парламента для назначения на должность кандидатуры Генерального прокурора, судей Конституционного суда и т.д. Контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 16.03.1996 [4].

Контроль органов исполнительной власти над правоохранительной деятельностью подразумевает, прежде всего, контроль со стороны Правительства РФ. Одним из элементов этого контроля является то, что Председатель Правительства РФ принимает непосредственной участие в назначении ключевых фигур правоохранительной системы России. Так, министр внутренних дел России, директор ФСИН России назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации [5, 6].

Принцип разделения власти предусматривает контроль над деятельностью органов исполнительной власти (к которым относятся и государственные правоохранительные органы) со стороны органов представительной власти России. Для проведения контроля над правоохранительной деятельностью со стороны представительных органов власти созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, в Государственной Думе эту функцию выполняют комитет по безопасности и комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции [7], а в Совете Федерации - комитеты по правовым и судебным вопросам и по обороне и безопасности [8].

Особую роль в системе контроля играет контроль финансово-кредитных органов. Основным из них является Счетная палата РФ, деятельность которой регламентируется Федеральным Законом РФ от 11 января 1995 г. [9]. Это орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. Основными его задачами является организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов и оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств. Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, -аудиторские проверки и ревизии.

Контроль в сфере правоохранительной деятельности проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы его осуществления. Подобные методы подразумевают под собой комплексную реализацию эффективных управленческих решений и процессов на основе использования современных приемов и способов исследования фактического состояния объектов контроля.

Основными методами контроля правоохранительной деятельности являются:

- проверки;

- обследования;

- надзор;

- анализ деятельности;

- ревизии;

- наблюдение (мониторинг).

Проверки производятся по отдельным вопросам оперативно-служебной и хозяйственной деятельности, как на основе документов, так и применяя метод фактического контроля. По итогам проверки намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр показателей деятельности обследуемого субъекта для определения его фактического положения дел и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за субъектами правоохранительной деятельности. Так, гл. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. устанавливает порядок осуществления надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и мест содержания задержанных и заключенных под стражу [10].

Анализ как разновидность контроля, предполагает детальное изучение состояния оперативно-служебной и хозяйственной деятельности правоохранительной структуры с целью сравнения их с поставленными перед ней целями.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод, как правило, финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности правоохранительной структуры, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля.

Наблюдение (мониторинг) - процесс постоянного контроля со стороны руководителей вышестоящих органов правоохранительной структуры за состоянием дел в подчиненных службах и подразделениях.

Отказ от административно-командных методов управления повышает роль тех видов контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам относится независимый вневедомственный аудиторский контроль, который по мнению автора, должен проводится не только в финансовой сфере, но и по ряду других направлений правоохранительной деятельности. Неоценимую пользу в осуществлении контроля над правоохранительной деятельностью со стороны институтов гражданского общества оказало бы использование социального аудита [11, с. 89-94]. Основные задачи всех видов аудиторского контроля - установление достоверности отчетности организации, соответствия ее деятельности нормативным правовым актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самой организации, то обязательная проводится в установленном законом порядке. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Список литературы:

1. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 631.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Рус. яз., 1978. - С. 268.

3. Григонис Э.П. ОВД в механизме правового государства: теоретикоправовой аспект: дисс. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1995. - 198 с.

4. Указ Президента РФ от 16.03.1996 № 383 «Об утверждении Положения о главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mnogozakonov.ru/ catalog (датаобращения 13.01.2011).

5. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». Ст. 10 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 30. - Ст. 3149.

6. Указ Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний». Ст. 9 // Российская газета. - 2004. - № 230.

7. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.base.garant.ru/ 1575717 (датаобращения 12.01.2011).

8. www.council.gov.ru/committee/index.html (дата обращения 12.01.2011).

9. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ba-se.garant.ru/103532 (датаобращения 13.01.2011).

10. Федеральный закон от 17 марта 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. -№ 39.

11. Фефелов В.В. Правовые основы социального аудита // Вестник ВЭГУ (юриспруденция). - 2010. - № 5 (49). - С. 89-94.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ ИНКУРАБЕЛЬНОГО ОНКОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО, УТРАТИВШЕГО НАДЕЖДУ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ В ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ

© Ходаревская Ю.А.*

Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск

В статье раскрывается вопрос взаимосвязи философии и основ пал -лиативной помощи инкурабельным онкологическим больным, утратившим надежду на выздоровление. Также в статье онкологический пациент, имеющий смертельный диагноз рассматривается в рамках паллиативной онкологии и как предмет философии. Кроме того, затрагивается проблема осмысления смерти через культурологическую составляющую общества, а также таких научных направлений, как экзистенциализм и постмодернизм.

* Доцент, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.