Научная статья на тему 'Философские и методологические проблемы танца в системе образования и воспитания'

Философские и методологические проблемы танца в системе образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫНОСЛИВОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТАНЦА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин А. С.

Образование в нашей стране имеет собственную систему и традиции, обеспечивая рост интеллектуального и духовного потенциала страны. При переходе в XXI век общая концептуальная идея взгляда на танец как на социально важный феномен только формируется, танцезнание как научная дисциплина не сформирована. Философское осмысление танца позволяет внести в концепцию общего, коррекционного и педагогического образования дисциплину "Игровой танец", в котором каждый воспитанник с участием педагога становится субъектом активного творческого самопознания. Аналогов в мировой практике нет. На уровне системно классификационного анализа эти разработки получены в НГПУ. Достоинство этих разработок в том, что авторы ищут пути превращения процессов и форм телесного движения (кинезики) в непосредственную результативную силу, оказывающую положительное воздействие на психический, физический и социальный мир ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские и методологические проблемы танца в системе образования и воспитания»

№ 2 - 2006 г. 09.00.00 философские науки

37.036:792.8

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

А. С. Фомин

Факультет педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета (г. Новосибирск)

Образование в нашей стране имеет собственную систему и традиции, обеспечивая рост интеллектуального и духовного потенциала страны. При переходе в XXI век общая концептуальная идея взгляда на танец как на социально важный феномен только формируется, танцезнание как научная дисциплина не сформирована. Философское осмысление танца позволяет внести в концепцию общего, коррекционного и педагогического образования дисциплину "Игровой танец", в котором каждый воспитанник с участием педагога становится субъектом активного творческого самопознания. Аналогов в мировой практике нет. На уровне системно классификационного анализа эти разработки получены в НГПУ. Достоинство этих разработок в том, что авторы ищут пути превращения процессов и форм телесного движения (кинезики) в непосредственную результативную силу, оказывающую положительное воздействие на психический, физический и социальный мир ребенка.

Ключевые слова: выносливость, эстетическое образование, психосоматическая целостность человека, философское осмысление танца

Осуществление реформы в системе воспитания и образования на современном этапе предусматривает качественное улучшение всех процессов, способствующих всестороннему развитию личности. Задачи физического, коррекционного и эстетического образования, воспитания детей дошкольного и школьного возраста позволяют пересмотреть место и роль танца, его разновидности и разнообразные типы в социальном контексте гармонического развития и коррекции личности. Однако многофункциональность танца в силу недостаточной исследованности пассивно используется в системе воспитания и образования.

С позиции стратегического развития образования в России философское осмысление феномена <Танец> сегодня является актуальным по ряду причин.

Во-первых, накоплен исторический опыт, отражающий многообразие творческой танцевальной деятельности человечества, который сопровождал его во всех социально-экономических периодах развития. Это позволяет на научной основе выделить основные исторические типы танца, которые хронологически формировались у разных народов в разное историческое время. Эти исторические типы танцев не исчезали бесследно в прахе ушедших веков, а адаптировались к новым условиям, решая встающие перед человечеством проблемы на основе своей собственной природы, которая имеет такие отличительные стороны и качества, которых нет у других феноменов в культуре и искусстве, отражающих творчество

человека. Поэтому танец нельзя заменить каким-либо другим видом его творческой деятельности.

Во-вторых, человечество вступило в третье тысячелетие с проблемами, в решении которых танцу в широком его понимании может принадлежать определенная значимая роль. Образование в нашей стране имеет собственную систему и традиции, благодаря которым оно обеспечивало рост интеллектуального и духовного потенциала страны. Вместе с тем, активно начавшиеся в мировом сообществе процессы интеграции потребовали, в частности, философского осмысления системы образования и тех технологий, которые способствуют налаживанию диалога в разных культурных сообществах, куда может быть включен и танец. Сам феномен "Танец" так же требует философского анализа, чтобы обрести статус научной дисциплины. А для этого необходимо с мировоззренческих позиций рассмотреть те достижения, проблемы и трудности, которые накопились в сфере танца, как одном из компонентов образования, культуры и здравоохранения, способном более полно удовлетворять потребности подрастающего поколения. Философский аспект осмысления научного танцезнания побуждает к формированию инновационных технологий, способных оказывать человеку разностороннюю поддержку и помощь, глубже понять самого себя как индивидуальность.

Перед мировым сообществом XXI века встали новые глобальные экологические и демографические проблемы, в решении которых танцу в широком понимании может быть отведено особое место. Важной проблемой российского этноса становится здоровье человека вообще, и, в первую очередь, проблемы здоровья детей [1, 2]. Урбанизация общества, потребовавшая подготовки высокообразованных специалистов, предъявила серьезные претензии к их подготовке в системе образования и воспитания. Система образования и воспитания оказалась практически не готовой к решению поставленных жизнью задач. Однако выход из кризисной ситуации был найден достаточно примитивный. Он заключался в том, чтобы интенсифицировать образовательный процесс, начиная с дошкольных образовательных учреждений и школы.

В ряду социальных проблем нередко экстенсификация обучения и усложненные учебные программы становятся причиной ослабления здоровья детей. Введение в учебный план третьего урока физической культуры способно несколько ослабить негативную образовательную тенденцию, но не в состоянии изменить ее. Введение театрального танца для всех детей явится также компромиссным решением в силу того, что занятия хореографией предусматривают специфические требования к детям, которыми многие дети не обладают от рождения. Введение же в образовательных учреждениях танца как вида культуры, где могут заниматься практически все учащиеся, является насущной государственной задачей.

В период реализации реформы дошкольного воспитания, средней и высшей школы не все требования эстетического всеобуча отвечают современным задачам разностороннего развития способностей личности средствами танца.

О феномене "Танец" сказано много разного. Однако танцезнание как научная дисциплина фактически не сформирована. Следует отметить, что написаны многочисленные книги по истории танца разных стран, по истории хореографического искусства и балета. В то же время по социально-философским аспектам традиционной танцевальной культуры славян имеются только отдельные источники и редкие описания. К сожалению, как этнографические материалы они изданы в ограниченном количестве, а с позиций научной достоверности не всегда отвечают необходимым требованиям.

Из всего исторического многообразия танцев и его модификаций знания самого танца используются весьма ограниченно как в системе общего и коррекционного образования, так и в культуре, здравоохранении и т. д. Причем, не согласовывается между собой терминологический аппарат в разных типах, видах и жанрах танца. Поэтому вопрос философского осмысления феномена "Танец" остается актуальным с целью дальнейшей разработки его технологий для физической культуры, спорта, развития, коррекции и отдыха подрастающего поколения.

По своему строению сформулированная нами теоретическая модель танца в определенных границах представляет целостную многомерную систему знания, которую можно рассматривать дифференцированно на уровне любого, заложенного в ней понятия. Все понятия в классификационных фрагментах образуют взаимозависимую связь, логически отвечающую методическим принципам и правилам. Содержание любого понятия выводится из совокупности близко расположенных терминов, а их исходный базис определяется опорным понятием [3].

Философское осмысление танца позволяет внести в концепцию общего, коррекционного и педагогического образования дисциплину "Игровой танец", в котором каждый воспитанник с участием педагога становится субъектом активного творческого самопознания. Это требует подготовки преподавателя ноосферной ориентации, способного воплощать инновационные технологии. И в этом плане аналогов в мировой практике нет. На уровне системно классификационного анализа эти разработки получены в Новосибирском государственном педагогическом университете (НГПУ). Они отвечают общегосударственным интересам развития подрастающего поколения не только на территории Российской Федерации.

Стратегия развития отечественного образования является важнейшим приоритетом, и философское осмысление танца может стать предметом исследования. Цель его разработки - формирование теоретических оснований танца и создание технологий, способствующих улучшению качества развития личности воспитанников в широком социальном диапазоне - эмоционально-чувственном, телесно-культурном, нравственно-патриотическом и т. д.

Излагая некоторые аспекты философского осмысления танца и его функциональной роли в отечественной стратегии развития общего, коррекционного и педагогического образования, мы рассматриваем проблемы, которые имеют мировоззренческий, теоретический и практический характер. В них отражена культурная самоценность танца, сохранение культурных народных ценностей, при утрате которых изменяется этническая идентификация популяции, так как фольклор является коллективным народным творчеством.

Ограничение возможностей танца преимущественно видом сначала зрелищного, а позже хореографического искусства, привело общество к парадоксальным результатам, где стали зауживаться ресурсы танца в решении других проблем человечества. Этот парадокс проявляется в том, что, используя фактически подлинные резервы танца в целях развития, а также психофизической и социальной коррекции человека, специалисты разных областей знания предлагают как бы самостоятельные направления и дисциплины. Это "кинезотерапия", "логоритмика", "пальчиковая гимнастика", "физминутки", "динамические паузы" и т. д. Эти по-своему важные разработки только на первый взгляд кажутся самостоятельными и независимыми от природы танца. Однако их сущность становиться ограниченной перед осознанием многофункциональной и многоаспектной теоретической модели танца, в сути которой заложена как индивидуальная человеческая личность, так и общности человеческих судеб.

Эти дисциплины созданы энтузиастами системы образования, культуры, здравоохранения как инновационные технологии, способствующие улучшению качества развития личности. Достоинство этих разработок заключено в том, что их авторы ищут пути превращения процессов и форм телесного движения (кинезики) в непосредственную результативную силу, оказывающую положительное воздействие на психический, физический и социальный мир ребенка. С другой стороны, эти дисциплины сформировались на эмпирическом уровне как некая "скорая помощь" в решении детских проблем, и они представлены лишь наборами подробно описанных упражнений. Методологически в них не показаны и не представлены диалектические методы развития. В целом рассматриваемые дисциплины относятся к танцу в широком понимании, однако ограниченность представлений о танце их авторов не позволили им развернуть заложенные потенциальные возможности разработок, и, тем самым, были ограничены цели. Поэтому возникает необходимость объединения знаний на единой методологической основе специалистами различных направлений, что позволит сформулировать научный понятийный аппарат и выработать инструментальные технологические средства. Эти задачи требуют разработки таких путей, которые способны обеспечить синтез эффективного взаимодействия танца с методами различных наук.

Исходя из этих проблем, просматривается острая необходимость философского осмысления танца в стратегии развития российского образования. Это побуждение исходит из желания разобраться в общетеоретических и методологических основаниях танца, которые позволяют привести выше указанные дисциплины к общим структурным позициям, облегчающим их объединение и сплочение в решении проблем человека. Отсутствие же подобного анализа будет приводить к разброду и обособленности дальнейших разработок, направленных на формирование развивающих и коррекционных технологий.

С сожалением приходиться констатировать, что поставленная нами проблема еще не стала предметом обсуждения и дискуссий на научно-практических конференциях и конгрессах. Правда, за последние десятилетие внимание общественности было сосредоточенно на таких близких по теме и тождественных направлениях как "Образование и здоровье подрастающего поколения", "Проблема качества образования" и др., в которых инновационные технологии танца, улучшающие качество развития личности в целом оставались в стороне. Знакомясь с материалами подобных конференций, мы можем отметить повышенное внимание к психологическим аспектам личности. Однако акцент преимущественно на интенсификации психологических компонентов личности, вовсе не означает глубоких обоснований психоэмоционального комфорта воспитанников в системе образования, и тем более далек от коррекции психосоматических проблем подрастающего поколения.

В историческом аспекте физическая культура человечества формировалась с целью решения социальных проблем личности и общества, где физические качества развивались для улучшения работоспособности организма в целом. Природа танца отвечала всем требованиям, формирующим силу, выносливость, координацию движений и т. д. на уровне психосоматической целостности человека. Благодаря этим качествам человек становился победителем животного мира и природы. С развитием и усовершенствованием средств обеспечения и повышением уровня производства, человечество стало обеспечивать себя продуктами питания и другими средствами существования с наименьшими физическими затратами. Технический прогресс, интеллектуализация и компьютеризация общества, бытовой комфорт сильно ограничили среду и необходимость телесной подготовки по сравнению с

историческим прошлым, хотя объем и разнообразие физической нагрузки требовалось выполнять в наработанном тысячелетиями объеме.

Слабая мотивационная обеспеченность психосоматического комфорта привели дисциплину <физическая культура> к тому состоянию, которое не обеспечивает получения результатов, заложенных в учебных программах. Экстенсивный подход к урокам физической культуры продолжает преобладать в учебных пособиях, где упускается мотивационная сторона психоэмоционального комфорта, которая и является побудителем учащихся к действию.

При слабой разработке общефилософской концепции танца оказывается завуалированной сама природа танца, а именно она обеспечивает целостность феномена "Танец" и его многофункциональность применения в системе образования подрастающего поколения. Поэтому при переходе в XXI век общая концептуальная идея взгляда на танец как на социально важный феномен только формируется.

Осмысление танца позволяет применять знания, сформулированные в теоретической модели, и расширять их содержание до уровня конкретных примеров, включающих творческую практическую деятельность. Это позволяет активизировать и развивать разные методы и способы поиска с использованием практического опыта. Исторический опыт показывает, что интуиция в танце, как одна из форм эмпирического осознания, также может выступать важным фактором развития творческого воображения и активизации способностей детей разного возраста

Рассмотрение философии танца в стратегии развития педагогического образования объединяет многообразие фактов общефилософской идеей осмысления танца. Именно она способствует формированию теоретической многофункциональной модели танца методом системно-классификационного анализа, где танец рассматривается видом творческой деятельности человека, что выходит за определение танца как вида искусства. Результаты общефилософского анализа танца позволяют не только раскрыть его природу, но и определить условия его рационального внедрения в систему воспитания и образования подрастающего поколения.

Системное осмысление феномена "танец" позволяет существенно расширить сферу методологии танца и дать обоснованное объяснение многообразным технологиям организации танца как вида творческой человеческой деятельности. Специфика системного анализа танца позволяет разрабатывать специальные методы, адекватно решающие поставленные задачи. При этом единые методологические основания танца позволяют вычленять близкие по смыслу методы, и на основе их критического анализа, выбирать наиболее перспективный путь для решения поставленных задач.

Анализ методологических аспектов танца позволяет выявить его социальную ценность в сфере культуры традиций и новаций народного танца, в сфере психофизиологического и социального развития личности, в сфере искусства, а также в области общего и коррекционного образования.

Философское осмысление танца открывает его новые горизонты в системе общего и коррекционного образования осознать значимость танца в ряду разнообразных явлений культурно-исторической действительности и проявлений духовной жизни. Психология танцевального мышления по-особому убедительно раскрывается в каждом из основных исторических типов танца, включая многообразие современных психосоматических проявлений в танце на новых этапах рационального освоения человеком действительности. При этом психология танцевального мышления,

характерная для каждого исторического типа танца не исчезает, а обретает многообразие новых возможностей в контексте цивилизационного развития человечества и решения его проблем средствами танца. В этой ситуации особое значение получает коррекционный танец.

Особая потребность философского осмысления танца возникает в современный период. Она проявляется в том, чтобы сформулировать и определить многофункциональные разновидности танца. С одной стороны это позволит сохранять и развивать хореографические формы и жанры в неисчерпаемом богатстве эмоционально чувственных психосоматических проявлений человека, а с другой -определить те ресурсы танца, которые способны оказывать развивающую и коррекционную поддержку детям с целью обогащения их личности на основе социально культурных ориентаций танца и его структуры.

Философское мировоззренческое осмысление танца предоставляет реальную возможность углубления научных разработок феномена "Танец", в результатах которых остро нуждаются многие социальные институты. Среди них - образование, культура, здравоохранение. На основе феномена танец их объединенными усилиями можно повысить качество развития личности подрастающего поколения. Однако, как показывает исторический опыт развития танца, его научное постижение скрывается в социально биологической природе человека, принципы, правила и освоение которой достаточно сложны. Философское осмысление танца в системе развивающегося образования позволяет расширить его функциональные и социальные ресурсы в интересах подрастающего поколения, которому суждено утверждать национальные и этнические приоритеты в решении проблем мировой культуры и цивилизации.

Список литературы

1. Антропова, М. В. Здоровье и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников, завершивших начальное обучение / М. В. Антропова [и др.] // Школа здоровья. - 2000. - N 3. - С. 16-21.

2. Кузнецова, Л. М. Содержание образования и здоровье детей / Л. М. Кузнецова // Перемены. - 2001. - N 1. - С. 44-64.

3. Фомин, А. С. Танец в системе воспитания и образования. Т. 1: Природа, теория и функции танца : учеб. пособие / А. С. Фомин. - Новосибирск : ОАО Новосибирский полиграфкомбинат, 2005. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.