Неослабевающий интерес к обучению дошкольников и младших школьников обусловлен реальностью сегодняшнего дня. Общество, включая, конечно, и родителей желают видеть новое поколение граждан нашей страны высоко образованными, успешными в карьере, толерантными, способными вступать в диалог с партнёрами по бизнесу, коллегами по работе, принимающими участие в обменных программах. В связи с изменением геополитической ситуации уже сегодня наши дети получили возможность вступать в контакт с зарубежными сверстниками в загородных лагерях, учебных заве-
дениях. Дети, выезжая в туристическую поездку с родителями за рубеж, обладая элементарными знаниями английского, или другого иностранного языка, могут представить себя и членов семьи на иностранном языке, совершить покупку сувенира, поздороваться и попрощаться с представителями посещаемой страны и т.д. Мы убеждены в том, что чем раньше ребёнок начнёт овладевать иностранным языком, тем легче он перенесёт культурный шок при встрече с чужой культурой, тем естественнее он будет общаться со своими сверстниками, как в жизни, так и в Интернете.
Библиографический список
1. Тагунова, И.А. Процессы развития образования в период перехода к информационному обществу // Вестник университета российской академии образования . - 2009. - № 3.
2. Галстян, С.С. О языковой личности и коммуникативной природе речевого акта // Учёные записки Российского государственного социального ун-та. - 2010. - № 5.
3. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.
4. Эльконин, Д.Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. - 2008. - № 2.
5. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Филоматис, 2004.
6. Белова, Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей. - М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2004.
7. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: Аркти, 2006.
8. Залевская, А.А. Введение в психолингвистику. - М.: Российс. гос. гуманит. ун-т, 2000.
9. Пилипчук, С. В. Психологические аспекты пропедевтики обучения иностранному языку на основе «интеръязыка» в начальной школе: автореф. дис. „.канд. психол. наук. - М. - 2006.
10. Дебренн, М. Французский язык в речевой практике русских. Межъязыковая девиатология: Тр. гуманит. фак.: монография. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2006. - Сер. 1.
11. Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей / Е.О. Смирнова, Т.В. Лаврентьева. - М.: Дрофа, 2006.
12. Пилипчук, С.В. Как вырастить полиглота? // Цветы жизни. Специализированный журнал для родителей. - Хабаровск, 2009.
Bibliography
1. Tagunova, I.A. Educational development: challenges in transition to information society today // Messenger of Russian Academy of Education. -2009. - № 3.
2. Galstyan, S.S. About the language person and communicative nature of the speech certificate / и коммуникативной природе речевого акта // Science Papers of Russian State University. - 2010. - № 5.
3. Tseitlin, S.S Language and Child. Linguistics of Children’s Speech. - M., Humanity Publishing Center VLADOS, 2000.
4. Elkonin, D.V. Thoughts of the Reform of the Soviet Educational System // Questions of education. - 2008. - № 2.
5. Shchukin, A.N. Teaching English: Theory and Practice. - М.: Philomatis, 2004.
6. Belova, E.S. Natural gifts of a child: to understand, to support: Manual for teachers and parents. - М.: Moscow psychology-social institute: Flinta. - 2004.
7. Galanov, A.S. Psychical and physical development of a child from 3 to 5 years. Manual for kindergarten teachers and parents. - М.: Arkty, 2006.
8. Zalevskaya, A.A. Introducing Psycholinguistics. - М.: Russian State Humanity University, 2000.
9. Pilipchuk, S.V. Psychological aspects of introducing English Language Teaching on Interlanguage approach in Primary school. Author’s abstract of dissertation of PhD in Psychology. - М.: Print Shop MSU. - 2006.
10. Debrenn Mishel French in speech of Russians. Interlingual deviatology: monograph. - Novosibirsk: Novosibirsk State University, 2006.
11. Smirnova, E.O. Preschooler in a contemporary world: a book for parents / Е.О. Smirnova, T.V. Lavrentieva. - M.: Drofa, 2006.
12. Pilipchuk, S.V. How to grow up a polyglot? // Flowers of Life. Specialized journal for parents. - Khabarovsk, 2009.
Article Submitted 19.02.11
УДК 37.0+378+793.3+376
А.С. Фомин, проф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: AS_Fomin@mail.ru
СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТАНЦА: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Статья посвящена системному исследованию полифункциональной теории танца. Показана вариативность педагогических технологий танца в системе образования и воспитания XXI века. Перспектива внедрения танца видом творческой деятельности человека созвучна идеям разных специалистов.
Ключевые слова: системное исследование, полифункциональная теория танца, танец в инновационном образовании, педагогические технологии танца.
Важным фактором опережающего развития становятся инновационные научные разработки и их внедрение, способные обеспечивать обучение и воспитание инициативных, творческих, духовно и физически здоровых специалистов в широком видении социальных качеств личности.
Исследование феномена «Танец» в теории, методике и практике профессионального педагогического образования включает системно обоснованные и разработанные программы профессионального обучения. Сюда входит подготовка и переподготовка специалистов, повышение их квалификации во всех структурных звеньях образовательных учреждений
Российской Федерации - от детских садов, начальной и средней общеобразовательной школы, начального и среднего профессионального образования до высших учебных заведений.
Теоретическое и методологическое исследование феномена «Танец», накопленный практический опыт ориентирован на перспективное развитие России с учетом потребностей личности, рынка труда, общества и государства.
Танец, как специфический знаковый язык и определенный вид творческой деятельности человека, неотделим от сложного биосоциального процесса развития человечества. В природе танца отражена сущность человека независимо от
теорий его происхождения. Различие во взглядах на происхождение человека с позиций эволюционизма или с позиций креационизма не умаляют роли и значения танца в социальной истории.
Разные исторические периоды и социальноэкономические формации сохранили свидетельства, отражающие уровень понимания феномена «танец», его роль, место и значение. Специфика и вариативность лексики танца затрудняли фиксацию, а перевод его выразительного языка с помощью криптограмм, скульптур, рисунков, других изобразительных средств или литературных описаний не всегда были адекватными генезису танца и несли лишь частичную информацию.
Несовершенство методов изучения танца, слабая разработанность теоретических представлений о нем, неопределенность структурных единиц языка порождали множество трактовок. В итоге многовекового изучения и анализа феномена «танец» накопились факты, отражающие различные точки зрения. Решаемые в них задачи нередко носят частнопредметный характер, где рассматриваются определенные грани феномена «танец». Неизбежность многовариантных трактовок такого сложного явления как танец очевидна, хотя с научных позиций даже понятийные и терминологические разночтения негативно сказываются на теории и практике танца.
Теоретическая модель танца представлена нами в виде многоуровневой системы. Ее построение начинается с выявления самых общих позиций танца, которые в каждом классификационном фрагменте обосновываются теоретически в соответствии с опорным понятием, конкретизируются в ряду диадно-триадных понятий-элементов. Таким образом, возникает целостная содержательная картина интегрированных понятий, представляющих собой системное знание, полученное в результате применения целостного теоретического подхода.
Генезис и выявление структуры танца на уровне фундаментального исследования позволяет оперировать его компонентами, особенностями их соединения в функциональном и эстетическом аспекте в культуре и искусстве человека. Научно доказана бинарная природа танца. Его простейший элемент состоит из двух форм: статической, т.е. “телоположение” или «поза» и динамической — «жест», представляющий непрерывный процесс телодвижения от одной позы до другой (па как шаг по-французски; кинема как механическая геометрия пути; кинеза как кратчайшее движение человека в семиотической знаковой системе). Структуру танца определяют: поза, ритм, па (как ритмическая смена поз), жест, имитация. Имитация жеста (как подражание, разработка и обогащение позы, ритма, жеста). Высшая форма имитации - научно обоснованные симфонизированные хореографические формы. По уровню мастерства исполнения и сочинения на теоретическом уровне выделяются “примитивные” и “совершенные” танцы со следующими компонентами: техника, музыка и художественное оформление.
Полифункциональная теория танца позволяет с одной стороны выделить танец как вид культуры, а с другой — танец как вид искусства. Игровой танец, часто выполняющий функциональную роль, и нередко лишенный эстетических ориентиров, как раз и относится к разновидности танцевальной культуры. Если в игровом танце человек испытывает эмоциональное возбуждение от свободы сознательных и неосознанных движений, то хореограф обосновывает лексику, композицию, состав исполнителей, музыкальные и художественные компоненты преимущественно рассудочным путем.
Игровой танец, представляющий первый эволюционный этап развития феноменологии танца, имеет как отличительные, так и сходные характеристики со Зрелищным (хореографическим) танцем.
Игровой танец, отличительной особенностью которого является результативность самого процесса (а в хореографическом — создание формы), всегда имеет дело с позицией «здесь и сейчас», понимаемой психологами как «однажды». Для хореографии, как научной дисциплины, «однажды» фик-
сируется хореографом в форме. Художник представляет рассматриваемое явление, состояние, событие, факт в ряду других явлений, состояний, событий, фактов. Через частные, творческие варианты он достигает обобщения, стремясь инвариантно отразить мир или по-новому показать его. Зритель воспринимает содержание хореографической формы как «однажды» в виде новизны, неожиданности, лирической или драматической сопричастности, которое и является чудом искусства.
В игровом танце «однажды» является для участника данностью, где его состояние и поведение сопричастно, прежде всего, ему самому. В то же время игровой танец каждого участника является информационной сферой для педагога, психолога, врача, тренера, родителя, где через позы, ритм, жесты выражаются особенности психофизиологического состояния исполнителя и специфика его мышления и поведения. Игровой танец позволяет активизировать психические процессы и работать с ними в психосоматическом аспекте в целях коррекции и реабилитации детей.
В современной ситуации системный анализ выступает совершенным методом познания танца и программирования танцевально-практической деятельности. Включаются такие параметры как здоровье и творчество, умение гармонизировать телесно-психическое состояние, совершенствовать методы и средства общения и познания людей. В этом плане показательны выводы Дж.М. Гоулд-Крейзера о перспективности организации системного подхода в построении моделей будущего образования [1].
Выявление функций, заложенных в природе танца, использование их ресурсов в практике учреждений образования, культуры, здравоохранения, воспитания могут быть оптимально реализованы на научных результатах системного анализа, который достаточно полно отражает полифункциональ-ные возможности танца. Программы, разрабатывающие и внедряющие передовые технологии танца - важный производительный фактор общественного развития.
Духовно-культурная ориентация танца направлена на развитие и формирование у детей творческого отношения к собственной личности и окружающему миру, эстетического вкуса, положительных норм поведения и общения.
Вопросы разработки инновационных технологий в сфере образования XXI века широко обсуждаются в высокоразвитых странах мира с конца прошлого столетия [2]. Результаты по-лифункционального исследования танца, полученные в нашей стране, в определенной степени способны эффективно решать поставленные временем задачи. Этому способствует и обсуждение психолого-педагогических проблем телесности человека в системе образования, включая сферу невербального общения. Тема становится предметом обсуждения на конференциях международного уровня.
Публикация Д.Н. Лангенберга «Информационные технологии и университет: Интеграция стратегий в 21-столетии» [3] показательна тем, что ее автор отмечает увеличивающийся информационный поток, обработка которого будет занимать больше времени и порождать фрагментарность знания. Высокая интеллектуальная нагрузка на студентов, приводящая их к хронической усталости, заметна уже сейчас. Во второй половине XX в. дефицит движения был отмечен как проявление гиподинамии и гипокинезии. В этой ситуации педагогические технологии танца способны обеспечить психофизический и социальный комфорт детей, подростков и будущих преподавателей.
Внедрение. Г енезис и теория танца, методики его преподавания внедряются в образовательно-воспитательный процесс детских садов, школ, педагогических училищ и вузов России на протяжении полувека. На Факультете педагогики и психологии детства Новосибирского государственного педагогического университета дисциплина «Танец» утверждена Ученым Советом НГПУ от 25. 06. 1997 г. (Выписка № 10 от 25. 06. 1997 г. о введении новой специализации «Педагогика и психология детского танца»).
Учебные дисциплины «Танец» и «Коррекционный танец» (базовый курс) введены на уровне требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2ООО и 2ОО5 гг.). Созданы авторские рабочие программы учебных дисциплин и учебно-методических комплексов «Танец» и «Коррекционный танец» по специальностям:
• ОЗО 9ОО «Дошкольная педагогика и психология» (ДПиП), ОЗО 9ОО.ОО ДПиП с дополнительной специальностью - иностранный язык (Английский) и соответственно О5О 7О3; О5О ЗОЗ по стандарту 2ОО5 г.;
• О31 8ОО и О5О 715 «Логопедия»;
• О32 ООО и О5О 717 «Специальная дошкольная педагогика и психология»;
• ОЗО 6ОО и О5О 713 «Сурдопедагогика».
Изучение образовательного направления охватывает теорию, методику и практику танца. Методологической основой является креативный, системный, личностно-ценностный, культуроведческий и интегративно модульный подходы. За прошедший период студентами выполнены исследовательские изыскания, курсовые и дипломные работы, проведены практические занятия с детьми, опубликованы научные результаты собственных исследований.
В 2О1О-2О11 учебном году набран курс бакалавриата О5О7ОО «Педагогика». Профиль ОЗ. Игровые технологии в дошкольном образовании. (Статус дисциплины: ОПД Р. О6.) В основу курса обучения положена полифункциональная теория танца, структура и социальные ориентации танца, педагогические технологии танца в развитии детей дошкольного возраста.
Подобная ориентация способствует воспитанию широкого спектра социальных черт. Открываются перспективные возможности ознакомления детей с танцевальной культурой разных времен и народов. При этом игровой танец становится преобладающим в общении педагога с детьми, что позволяет им танцевать для собственного удовольствия, раскрывать собственную душу и эмоционально знакомиться с общечеловеческими ценностями. Игровая атмосфера занятий способствует неформальному изучению лучших образцов отечественной культуры, воспитывает высшие социальные чувства.
В программах подготовки студентов по дисциплинам «Танец», «Коррекционный танец» будущие педагоги подготавливают самостоятельные учебно-исследовательские письменные работы по вопросам танцевальных культур народов Сибири. Среди зарубежных авторов Ф.Р. Джексон также отмечает необходимость включения в высшей школе образовательных программ по проблемам многообразия этнических и исторических культур, но не уделяет должного внимания танцу [4]. Включение специфики народного танца в исследование
Bibliography
темы межнациональных браков и билингвистических семей является важным разделом педагогического образования.
Ценности традиционной танцевальной культуры народов Сибири как полифункционального феномена, сопровождавшего эволюцию человека в познании мира, достойны реконструкции, восстановления, сохранения и анализа тех его культурных реликтов, интерпретация которых способна обеспечить решение проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Танец - это океан знаний и опыта человечества, ожидающий своего освоения профессионалами.
Танцевальная культура и искусство народов Европы и Мира в достаточной степени известны в России и Сибири. Полифункциональность традиционных танцев коренных народов Сибири исследованы с научной точки зрения недостаточно, особенно в области семантических истоков, тех лексических языковых единиц, которые в исторической эволюции на много лет вперед определяют самобытное формирование каждой популяции.
Развитие и воспитание детей в танцевальной деятельности является одной из социальных проблем, которая требует обобщенного научного анализа и осмысления этого вопроса. Изучение танца становится актуальным в наше время, когда к нему наметился активный интерес как к средству полифункционального воздействия на человека, в том числе на детей первого десятилетия жизни. Этот фактор потребовал расширения комплексных научных разработок и их методологического обоснования. Интерпретация танца разными авторами способствует формированию знаний, помогает его практическому внедрению.
Выводы. Вопросы осмысления феномена «Танец» в теории и практике профессионального педагогического образования становятся актуальными в период модернизации российского образования, ориентированной на преодоление условий, тормозивших перспективное развитие страны.
Актуальность исследования вопроса определяется и глубиной памяти исторических корней танца Древней Руси, необходимостью сохранять и развивать этнические ценности. Роль и значение народного танца достоверно отражено в истории отечественного государства. При этом средствами танца решались многочисленные проблемы человека — от общения с окружающим миром до формирования социальных отношений, от развития физических качеств до воспитания художественно-эстетического вкуса.
Предметные и отраслевые области полифункционального танца в системе педагогического образования включают также вопросы управления и организации учебновоспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.
1. Gould-Kreutzer, J.M. Foreword: system dynamics in education // System dynamics rev. - Cambridge, 1993. - V. 9. - № 2.
2. Exploring the highways of technology // NEP News. - P. - 1994. - № 3.
3. Langenberg, D.N. Information technology and the university: Integration strategies for the 21st century // The Journal of American Society Information Science. - Washington. - 1994. - V. 45. - № 5.
4. Jackson, F.R. Teaching cultural diversity in a teacher education program // High School Journal. - Chapel Hill. - 1994. - V. 77. - № 3.
Article Submitted 09.01.11
УДК 159
А.В. Буркова, асп. НГПУ; М.О. Крайникова, врач психиатр, г. Новосибирск, E-mail: 26ta@mail.ru
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ ПОСТУПЛЕНИЯ В ДЕТСКИЙ ДОМ
Психическое развитие ребенка, разлученного со своей семьей в раннем возрасте, отличается от психического развития ребенка, оказавшегося в условиях учреждений закрытого типа в дошкольном возрасте. Неблагоприятные условия проживания детей в семье и влияние материнской депривации в социальных учреждениях оказывают разное негативное воздействие на развитие регуляторной, познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.
Ключевые слова: материнская депривация, психическое развитие.