УДК 378+372.016:7.0+ 793
Фомин Анатолий Савельевич
Кандидат искусствоведения, доцент. Профессор кафедры теории и методики дошкольного образования, Институт детства, ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет», [email protected], Новосибирск
Фомин Денис Анатольевич
Педагог-дефектолог, специальной (коррекционной) начальной школы - детский сад № 401 IVвида», [email protected], Новосибирск
полифункциональное исследование танца в профессиональном педагогическом образовании
Аннотация. В статье рассматриваются результаты полифункционального исследования танца в профессиональном педагогическом образовании. Танец рассматривается видом творческой деятельности человека. Педагогические технологии танца представлены как компонент инновационного образования XXI века. Введение игрового танца в образовательный процесс обеспечивает двигательную активность человека, стимулирует развитие эмоционального и логического интеллекта, способствует ноосферному общению и социальной коммуникации. Результаты исследования ориентированы на внедрение танца в образовательном пространстве двадцать первого века. Это особенно важно для образования детей дошколоного и начального школьного возраста и подготовки педагогов танца в профессиональном педагогическом образовании.
Ключевые слова: природа танца, системное исследование, полифункциональная теория танца, танец в инновационном образовании, педагогические технологии танца.
Fomin Anatolii Savelyevich
The magister of arts, a degree ofsenior lecture, the professor of theory and methodic preschool education of department, the institute of childhood of NGPU, [email protected], Novosibirsk
Fomin Denis Anatoliievich
The teacher-psychologist, special (correction) elementary school - kindergarten № 401IV of condition», [email protected], Novosibirsk
THE POLIFUNCIONAL INTELLIGENT OF DANCE IN THE PROFESSIONAL PEDAGICAL EDUCATION
Abstract. The article is devoted to the results of polio functionality investigation of dance in the professional pedagogical education. A dance examine is considered as species creative activity of men. Pedagogical technologies of dance are introduced as a component of innovative education in the twenty-first century. The introduction of a play dance in educational process makes more active movement of men; stimulates development of emotional and logical intellect to promote a perspective associative and social communication. The results of investigation take so the bearings on the installation of modern techniques of a dance in innovative education in the twenty-first century. It’s very important for education preschool children and elementary school and for preparation teachers of dance in the professional pedagogical education.
Keywords: a nature of a dance, a system research, the multifunctional theory of a dance, a dance in innovative education, pedagogical technologies of a dance.
Роль танца в педагогическом и коррекци- равнозначности этих дефиниций в стреми-
онном пространстве рассматривается редко. тельно изменяющемся мире и требуют их
При этом понятия «танец» и «хореография» содержательного анализа [1].
нередко воспринимаются как идентичные. Роль танца в перспективе развития межэт-
Происходящие процессы в области педаго- нической социально-культурной деятельно-
гического образования уже не обеспечивают сти определяется увеличением миграцион-
ных потоков национальных групп как внутри одного государства, так и «перетекания» этносов из одного региона в другой. Возникают разнонациональные браки, где каждый член семьи, как правило, тяготеет к культуре и обычаям своих предков. Формируются би-лингвистические семьи, мультилингвисти-ческие общественные организации, образовательные учреждения разного уровня и т.д. Неоднозначность ситуации требует решения поставленных жизнью задач, где одним из компонентов образовательно-воспитательных программ является танец. Результаты полифункционального исследования танца в профессиональном педагогическом образовании представлены его научно обоснованными характеристиками.
Танец, как специфический знаковый язык человека и один из видов его деятельности, неотделим от биосоциального процесса развития человечества. Многообразие танцевальных проявлений каждого этноса достойно уважения и анализа в общей картине мировой культуры. Человек в танцевальной деятельности во все времена и у всех народов является объектом исследования. В природе танца отражена сущность человека независимо от теорий его происхождения [3]. Различие во взглядах на происхождение человека с позиций эволюционизма или с позиций креационизма не умаляют его роли и значения как творца и участника танцевальной деятельности, как объекта исследования в социальной истории.
Осмысление танца в формировании перспектив развития образовательных танцевальных технологий в межэтнической социальнокультурной деятельности, определение места танца в мире человека XXI века, предполагает освещение его общих закономерностей развития в различных исторических, социальных и этнических сообществах на основе онтогенеза танца и его теоретических оснований. Именно генезис и научно обоснованные теоретические модели танца остаются в современной науке недостаточно разработанными или сформулированными на основе эмпирического опыта. Полифункциональное исследование танца позволило увидеть путаницу и ограниченность бытующего взгляда на феномен танца как на социальное явление, очерченное преимущественно эстетическими категориями искусства [3, с. 60-74].
Цель данной статьи - рассмотреть перспективы развития танца в образовательном пространстве XXI века в межэтнической социально-культурной деятельности [3, с. 76-78].
Историография понятий «танец» и «хореография» имеют общую природу. Однако с XVI в. «хореография» начала определяться как вид искусства и стала формироваться как научная дисциплина по подготовке артистов и хореографов в зрелищных типах танца. Понятия «хореография», «пляска», «зрелище» и др., рассмотрены и проанализированы нами на единой методологической основе в контексте исторического развития человечества и цивилизаций. Это позволяет разобраться в существе проблем и получить понятийно-содержательный аппарат танца, отвечающий его перспективному социальному развитию.
В XXI в. понятия «танец», «хореография» не равнозначны. Танец рассмотрен в широком полифункциональном разнообразии, куда компонентом входит и хореография, как более узкое понятие. Это позволяет осуществлять научный прогноз, предвидеть и получать ответы на некоторые социальные запросы нового тысячелетия. Научно систематизированные знания о танце, увеличивают его значимость в системе образования, здравоохранения, культуре и искусстве.
Структурно-содержательная природа танца научно и логически выстроена, в ней заложены основания дальнейшего развития с учетом специальных направлений: общеразвивающих, коррекционных, культурологических, искусствоведческих, спортивных и других.
Недооценка телесности человека в широком понимании неизбежно сказывается на ухудшении здоровья детей. При этом показатели статистики заболеваний детей возрастают быстрее, чем повышается уровень их интеллектуально-духовного развития и сфор-мированности психосоматической сферы.
Современные тенденции глобализации общества, экономические проблемы и социальные конфликты меняют статус и функции традиционных институтов культуры, образования, воспитания. Мы стремимся увидеть место танца в широком понимании на тех путях социального развития, которые, как никогда прежде, нуждаются в методологических, научных и инновационных разра-
ботках, обеспечивающих реальную пользу при их внедрении [5, с. 371-378].
Общенаучная методология исследования танца рассматривает его теоретические аспекты как полифункционального феномена, его место в структуре системы деятельности человека в широком историческом диапазоне. Задачи решены на уровне создания оригинальной системно организованной полифункциональной теории танца. Для анализа в качестве источников использована отечественная и зарубежная справочноэнциклопедическая литература. Системный метод выявляет многомерные связи, скрытые в традиционном или линейном анализе. Если в традиционном методе группы объектов формируются по приблизительным или многозначным понятиям, то в системном методе обязательным является факт наличия единства смыслового поля и упорядоченности понятий [5, с. 371-378].
Игровой танец - исходный (ведущий) вид танцевальной деятельности, возникший в древней истории человеческого общества, и послуживший основным типом, обеспечившим развитие танцевальных процессов, форм, жанров. (Знак авторского права© обозначает новое понятие, сформулированное на основе системного подхода).
В широком смысле понимания игровой танец - это исторически сложившийся первый этап развития функционального танца, проводимого непосредственно в интересах участников. Игровой танец занимает значительное место в народной, детской и бытовой культуре, в социализации индивида. Игровой танец - продукт созидания и мастерства каждого субъекта. Танцующий человек живет своей действительной жизнью, осознает ее особым образом в игровой танцевальной деятельности. В образовательных развивающих технологиях XXI в. игровой танец рассматривается средой формирования личности человека в соответствии с оптимальной траекторией его развития. Педагог танца поддерживает инициативу каждого танцующего в культурной парадигме всего танцующего сообщества (всей группы) [6].
Компетенции педагогического про-
фессионализма позволяют производить перспективное планирование и получать положительные результаты в инновационных технологиях танца. Игровой детский
танец - это творческая деятельность каждого ребенка, процесс психоэмоционального, физического и социального изменения. Игровой коррекционный танец (ИКТ) - деятельность участника становится креативным созиданием своего «Я». Играя своими смыслами, интересами и т.д., он создает свое видение мира, свою картину мира, материализует свое образное детское мышление. Классификационная характеристика игрового коррекционного танца: ИКТ состоит преимущественно из жестов и па (шагов), простых по уровню исполнения [7].
Зрелищный, т.е. хореографический танец - поставленный для зрителей. Преобладает высокий уровень развития движений и имитации (симфонизациия па, действия), отличается совершенством хореографической постановки и исполнения, музыкального и художественного оформления.
Народный танец - танец, созданный большой общностью людей в результате многочисленных попыток и коллективного творчества, а также путем отбора удачных их вариантов на основе преемственности и традиций.
Народно-сценический танец (НСТ) - зрелищный тип танца, призванный развивать самобытные особенности устойчивой этнической популяции в художественных образах на основе ценностей национальной культуры каждого народа. Если в обрядовом функциональном танце доминирует подражательное изображение условий жизни, труда, бытовых особенностей, религиозных поклонений, имитация повадок и движений животного (рыб, птиц и т.д.) и растительного мира, то в НСТ задача хореографа - создание художественных ассоциативных связей на основе поиска путей развития имитации до уровня симфонизации. Проблема сим-фонизированного воплощения образов традиционной национальной культуры в НСТ требует разработки и освоения ведущих театральных принципов и школ.
Цели и задачи дисциплин «Танец», «Коррекционный танец» и др., разработанных нами, соотнесены с программами основных курсов обучения, начиная от детского сада до педагогического вуза. Предлагаемая типология танца позволяет увидеть социальные перспективы танца и наметить действия, способствующие разработке и развитию та-
ких жанров и типов, которые действительно необходимы в период глобальных проблем общества, что соответствует месту танца в основных исторических формациях (первобытной, древнего мира, средневековья, новой и новейшей истории). Ни один исторический тип танца, выделенный в результате системных исследований, не исчезает, а продолжает развиваться, изменяться и взаимодействовать с новыми типологическими образованиями танца в социальной истории человечества.
Занятия игровым танцем оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в норме, или имеющих нарушения в развитии. Игровой коррекционный танец представляет собой альтернативный вариант занятий с дошкольниками. Игровая танцевальная деятельность расширяет диапазон чувств, формирует у ребенка новые сенсорные и физические ощущения. Поддерживая детские пожелания, педагог способствует социализации детей [6].
В систему профессионального педагогического образования включены разные знаковые системы: слуховые (музыка), зрительные (изобразительное искусство), словесные (литература) физическое воспитание. В программы должен быть также включен «Танец», как феномен, обладающий собственной природой и специфической по своему строению знаковой системы.
Вывод. Полифункциональное исследование танца© в профессиональном образовании включает основные виды исторического развития танца, начиная с первобытного периода человеческого общества по настоящее время с перспективой его дальнейшей разработки [7, с. 374-386]. Сформировавшиеся типы танца отражают ту сердцевину социально-экономических и цивилизованных отношений, которые создавали условия для их возникновения. Опираясь на ведущие типы танца (игровой, зрелищный), подчеркиваем, что в игровом танце скрыты ресурсы, улучшающие психофизиологическое и социальное благополучие детского общества к восприятию мира. Танец© - социальный ресурс XXI в., способствующий укреплению здоровья, развивающий креативное творчество и интеллект обучающихся. Результаты фундаментального исследования танца - это вклад в инновационное образование нового века.
Обсуждение и введение в систему обра-
зования РФ экспериментальной программы «Танцующая школа», только тогда будет доступна и полезна всем обучающимся, если в нее будут включены не только хореографические (обучающие, где доминантой передачи зрелищной эстетики является хореограф), но и игровые (развивающие, т.е. идущие от желаний и возможностей самих обучающихся) инновационные педагогические технологии танца. Воспитатель детского сада, школьный учитель, освоив программу «Педагогика и психология детского танца» (теория, методика, практика) способен раскрывать и формировать детскую личность в соответствии с ее устремлениями, желаниями.
Обращение к методологическим системам и способам организации создания теоретической модели танца, анализ разных типов практической танцевальной деятельности, рассмотрение направлений и принципов философского осмысления танца, начатое нами с конца 1950-х - начала 1960-х гг., и продолжающегося в настоящее время, способствовало созданию полифункциональной теории танца, не имеющей аналогов в мировой науке и практике. Результаты исследования танца экспериментально проверялись в системе педагогического образования. Результаты положительные. Мастера Новосибирского Государственного Педагогического Университета, Института детства, ведущие кафедры готовы передать Вам инновационные знания педагогических технологий танца во всех видах и уровнях образовательных учреждений. В совместной творческой деятельности мы будем формировать и раскрывать детскую личность, достойную XXI века, где по выражению К. Леви-Строса «...мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность» [8, с. 358].
Библиографический список
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. - СПб.: Детство-пресс, 2004. - 237 с.
2. Зенина Л. В. Основы педагогического мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 288 с.
3. Ивлева Л. М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора. - СПб.: Наука, 1998. - 195 с.
4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 812 с.
5. Фомин А. С., Фомин Д. А. Традиционная танцевальная культура народов Сибири - ресурс педагогического профессионализма в системе образования XXI века // Педагогический профессионализм в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции (16--17-февраля 2012 г.) под науч. ред. Е. В. Андриенко. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - Ч.1. - 487 с.
6. Тхостов А. Ш. Психология телесности. -М.: Смысл, 2002. - 287 с.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
8. Levi-Strauss C. Race and History // Structural Anthropology. Vol. 2. L., 1978. - 320-359 p.