Методологический анализ проблемы идеальных образов Во-вторых, идеальный образ - это историко-культурный
в системе междисциплинарных исследований позволяет нам сде- феномен, указывающий на уровни развития личности - интел-
лать ряд выводов. лектуальный, культурный, социальный, психический.
Во-первых, идеальные образы - это онтологическая кате- В-третьих, междисциплинарный статус проблемы идеаль-
гория бытия мира и человека в нем с социокультурными детер- ных образов доказывает актуальность и требует продолжения
минантами развития общества, человека и его сознания. ее изучения разными науками, в том числе и психологией.
Библиографический список
1. Ильенков, Э.В. Идеальное. Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т. 2.
2. Русская философия: словарь / под ред. М.А. Маслина. - М., 1995.
3. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2005.
4. Сериков, А.Е. Общество как подражание: об актуальности тезиса Габриэля Тарда // Вестник Самарской гуманитарной академии. -
2010. - № 2(8). - Вып. «Философия. Филология».
5. Загребина, А.В. Теория Г. Тарда в контексте французской социологии второй половины XIX века // Социс (Социологические исследования). - 2011. - № 8.
6. Загребина, А.В. Публика как социальная общность: пионерские исследования Г. Тарда // Социологические исследования. - 2010. - № 3.
7. Лебон, Г. Психология толпы // Психология толпы. - М., 1998.
8. Московичи, С. Машина, творящая богов. - М., 1988.
9. Дюркгейм, Э. Самоубийство. - СПб., 1998.
10. Култыгин, В.П. Классическая социология. - М., 2000.
11. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда. - М., 1996.
12. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.
13. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX века. - М., 1997.
14. Гофман, А.Б. Проблематика традиций в творчестве Эмиля Дюркгейма // Социологический журнал. - 2007. - № 4.
15. Осипова, Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. - М., 2001.
Bibliography
1. Iljenkov, Eh.V. Idealjnoe. Filosofskaya ehnciklopediya. - M., 1962. - T. 2.
2. Russkaya filosofiya: slovarj / pod red. M.A. Maslina. - M., 1995.
3. Alekseev, P.V. Filosofiya: uchebnik / P.V. Alekseev, A.V. Panin. - M., 2005.
4. Serikov, A.E. Obthestvo kak podrazhanie: ob aktualjnosti tezisa Gabriehlya Tarda // Vestnik Samarskoyj gumanitarnoyj akademii. - 2010. -№ 2(8). - Vihp. «Filosofiya. Filologiya».
5. Zagrebina, A.V. Teoriya G. Tarda v kontekste francuzskoyj sociologii vtoroyj polovinih XIX veka // Socis (Sociologicheskie issledovaniya). -
2011. - № 8.
6. Zagrebina, A.V. Publika kak socialjnaya obthnostj: pionerskie issledovaniya G. Tarda // Sociologicheskie issledovaniya. - 2010. - № 3.
7. Lebon, G. Psikhologiya tolpih // Psikhologiya tolpih. - M., 1998.
8. Moskovichi, S. Mashina, tvoryathaya bogov. - M., 1988.
9. Dyurkgeyjm, Eh. Samoubiyjstvo. - SPb., 1998.
10. Kultihgin, V.P. Klassicheskaya sociologiya. - M., 2000.
11. Dyurkgeyjm, Eh. O razdelenii obthestvennogo truda. - M., 1996.
12. Dyurkgeyjm, Eh. Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. - M., 1995.
13. Yaroshevskiyj, M.G. Istoriya psikhologii ot antichnosti do seredinih XX veka. - M., 1997.
14. Gofman, A.B. Problematika tradiciyj v tvorchestve Ehmilya Dyurkgeyjma // Sociologicheskiyj zhurnal. - 2007. - № 4.
15. Osipova, E.V. Sociologiya Ehmilya Dyurkgeyjma. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
УДК 378+793.3
Fomin A.S., Fomin D.A. PEDAGICAL TECHNOLOGYS OF DANCE IN THE NGPI - NGPU: CHONOLOGIA OF STATEMENT. In the article is devoted to the result, theoretical, mythological, and methodic intelligent of dance, which elaborates and improves in the XX-XXI century. The article is devoted to the results of the fundamental intelligent of dance in the pedagogical education. A dance examine is considered as species creative activity of men. The introduction of a polifunctional dance in educational process makes more active movement of men; stimulates development of emotional and logical intellect to promote a perspective associative and social communication.
Key words: a nature of a dance, a system research, the multifunctional theory of a dance, a dance in innovative education, pedagogical technologies of a dance.
А.С. Фомин, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», преп. каф. теории и методики дошкольного образования, Института детства, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]; Д.А. Фомин, педагог-психолог, (дефектолог), «Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад № 401 IV вида», г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТАНЦА В НГПИ - НГПУ: ХРОНОЛОГИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ
В статье рассматривается актуальность введения и развития педагогических технологий танца в системе образования. Теоретические исследования и практические результаты полифункциональности танца показывают, что развитие личности стимулируется инновационными педагогическими технологиями, где важная роль принадлежит телесности ребенка.
Ключевые слова: генезис, структура танца, игровые и зрелищные виды танцевальной деятельности, социально-культурные ориентации танца.
Разработка и внедрение педагогических технологий танца в НГПИ (позже в НГПУ) началось в 1987 г. на основе уже сформулированной полифункциональной теории танца. Это системное исследование включает педагогические технологии
танца, танцевальный фольклор народов Сибири, понятийный аппарат дефиниций «танец», «хореография», коррекционный танец в профессиональном образовании.
В полифункциональной теории танца как виде поведения и деятельности, были выделены игровой танец© (ИТ© - Знак© указывает на специфическую научную терминологию, полученную авторами в результате системного исследования полифункциональности танца). В статье рассматривается специфика игрового танца©, как до зрелищного феномена в истории человечества, предназначенного для игрового воздействия на самого исполнителя, и охватывающего широкую сферу культуры человека [1, с. 166-173]. В отличие от зрелищного танца, где, как правило, доминирует строго заданная форма, ИТ (как до зрелищный вид деятельности и поведения человека) характеризуется импульсивностью, подражанием, насыщенностью имитациями. ИТ выполняет функциональную роль с выходом в психофизическую и социальную организацию, коррекцию личности для решения личностных и социальных проблем человека [2].
Расширить образовательное пространство с включением в него жизненно важной детской инициативы, особенно актуализировалось в 90-х гг. XX столетия как креативный фактор, выступающий против авторитарного обучения. Подобные пожелания и раньше высказывали такие известные педагоги как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Р. Штейнер и др. Они выступали против авторитарного диктата обучения и ратовали за внедрение в воспитательно-образовательный процесс детской инициативы и творчества.
В системно обоснованной теории ИТ© является особым типом, понимаемым как пространство обретения ребенком собственной культуры и социального опыта, созданной им в субъект-субъектной творческой деятельности с педагогом. Игровой танец расширяет возможности образования в контексте сенситивных периодов развития детей и их сенсорной предрасположенности к восприятию мира (визуальной, аудиальной, кинезичес-кой, вербальной). Если аудиовизуальный урок ограничивает реализацию социальных интересов ребенка средствами кинези-ки, то включенный в подобный урок игровой танец предоставляет свободу креативного выражения. Игровой танец© близок новаторским концепциям образования (И.Я. Лернер, Г.П. Щедро-вицкий, М.П. Щетинин и др.), так как включает самотворчество, личностное саморазвитие, основанное на индивидуализированном «Я» каждого ребенка.
Игровой танец, для которого характерна телесная интерпретация, получает поддержку со стороны детей. В этом процессе они получают эмоциональное и психофизическое удовлетворение. Игровой танец, вливаясь в учебный процесс, позволяет детям пережить и прочувствовать эмоциональные возбуждения, а в социальном плане включаться в партнерские отношения со своими сверстниками. В педагогике воспитания и образования игровой танец направлен на освоение социально значимых норм, принятых обществом. В современной практике дошкольного и школьного образования игровой танец может вступать в противоречие с позициями учителей, жестко ориентированными на конкретную передачу знаний, в то время как пространство игрового танца требует отказа от формализованной, репродуктивной передачи знаний и обеспечивает рефлексивную поддержку детских пожеланий. Один из аспектов этой поддержки предусматривает реализацию детской спонтанности и интуитивного движения детской инициативы [3].
Пространство игрового танца позволяет педагогу оказывать гуманистическую поддержку детской деятельности, например, в виде танцминуток. Танцминутки развивают детскую инициативу, выделяют из их среды лидеров и способствуют развитию форм самоорганизации коллектива.
Логика психолого-педагогического процесса в игровом танце развивается в следующих этапах: экспозиция танца, «завязка» танца, его развитие, кульминация и «развязка». (Драматургия ИТ© разработана нами на основе научно-практических результатов исследований и деятельности нашего непосредственного учителя Зав. кафедрой хореографии ГИТИС профессора доктора искусствоведения Нар. арт. СССР лауреата Государственных. премий СССР организатора высшего балетмейстерского образования в СССР и в мире РВ. Захарова). Вышеназванные принципы проведения игрового танца с детьми позволяют разрешать многие противоречия в проблемах взаимоотношений детей и взрослых. В каждом из этих этапов создаются условия для возникновения творческой инициативы на основе сенситивных и сенсорных факторов, что способствует социальному успеху деятельности, снятию закомплексованности, тревожности, других негативных явлений, а это ведет к развитию и креативному восприятию мира.
Образовательные результаты ИТ в педагогическом процессе многогранны. ИТ как динамический компонент психолого-пе-
дагогического процесса адекватен природе дошкольного и младшего школьного возраста, для которого игра и движение являются важнейшими условиями жизнедеятельности и развития.
Ведущими видами деятельности ребенка в дошкольном возрасте, а в значительной степени и в начальной школе, являются игра и движение. Однако в программах дошкольного и школьного воспитания и образования, включая концепции и методические рекомендации последнего времени, нет согласованности, системного обоснования к объединению этих двух ведущих сфер детской деятельности. В программах последнего времени игра и движение предстают самостоятельными, фактически не имеющими взаимосвязи компонентами, а детская кинезика регламентирована преимущественно функциями научения, т.е. репродуктивными способами передачи опыта педагога.
В существующих программах танец представлен в качестве узкофункциональных музыкально-ритмических форм общения, изучением программ бального танца и сценической хореографией. Их основная задача видится авторами подобных программ в подготовке концертных номеров и выступлениях с ними перед зрителями на утренниках, праздниках, смотрах художественной самодеятельности. Подобный подход к танцевальной деятельности детей в системе воспитания и образования основан на узком понимании феномена «танец©», роль которого часто сужена до рамок театрального (зрелищного) представления.
Хореографический танец© чаще всего передается как сочинение, подготовленное взрослым, а детям следует как можно точнее исполнить показанные па и сыграть, если это заложено в постановке, образы, характеры, отношения и т.д. Хореографический танец по своей природе репродуктивен для исполнителей (детей). Условно его можно сравнить с процедурой чтения ребенком ранее написанного текста, хотя и в нем остается пространство для творчества и раскрытия детских художественных способностей с позиций исполнительства.
Рассматривая место и роль танца в системе педагогического воспитания и образования, мы исходим из обоснованной теоретической модели танца© и выделении двух его видов — игрового и зрелищного. Зрелищный, т.е. хореографический танец, широко исследован в различных исторических типах и представлен в практике. Игровой танец, имеющий собственную природу, принципиально отличается от зрелищных форм танца тем, что первый проводится непосредственно в интересах его участников, а второй предназначен для зрителей.
Игровой танец расширяет аудиовизуальные средства воспитания и обучения. Аудиовизуальный компонент остается доминирующим как в практике детского сада, так и в школе, что не позволяет ребенку играть с собственной телесностью, с собственными интересами и смыслами, решать свои проблемы в настоящем времени и в реальной ситуации. В игровом танце активизация личности ребенка происходит в отношениях с «Я», «ТЫ», «МЫ», что способствует самодвижению развития ребенка, его развитию изнутри, где он сам регулирует свои действия.
Игровой танец© «запускается» через значимые для ребенка мотивы, которые принимаются им. Он формирует собственные цели и собственное «Я» (реальное, социальное, физическое, идеальное), реализует их в эмоциональном и познавательном планах. Это происходит с помощью и участием танцмейстера (педагога, воспитателя, музыкального руководителя, родителя). Результатами игрового танца становятся те качественные изменения собственного «Я» ребенка, которые происходят с ним в процессе продуктивной активности с педагогом.
Введение игрового танца как феномена, объединяющего игру и движение ребенка, в программы воспитания и образования, активизирует развитие личности, помогает овладеть духовной и телесной культурой в широком понимании. В игровом танце принимают участие не только способные в хореографическом отношении дети. В него включаются все участники группы, класса, где практически каждый творчески обретает себя. Именно игровой развивающий и коррекционный танец необходим в государственных программах, как образовательный компонент, важный для всех детей.
Область реализации педагогических технологий танца. Образовательно-воспитательный процесс в ИТ© отвечает современным тенденциям развития общества в XXI в., которое меняет статус и функции традиционных институтов культуры, образования, воспитания. В широком понимании социального развития педагогические технологии танца©, как никогда прежде, нуждаются в инновационных разработках, обеспечивающих при их внедрении разностороннее развитие личности.
Цели и задачи дисциплин «Танец©», «Коррекционный танец©» и др., разработанные нами, соотнесены с программами
основных курсов обучения, начиная от детского сада до педагогического вуза. Системно обоснованная типология танца позволяет увидеть социальные перспективы педагогических технологий танца и наметить действия, способствующие разработке и развитию жанров и типов, которые действительно необходимы в период глобальных проблем общества.
Авторские программы педагогических технологий танца. Базовый курс «Танец» (Региональный компонент). Специальность: 050 703. Дошкольная педагогика и психология (ДПиП) с дополнительной специальностью - иностранный язык - английский (20 ч. ауд. + 20 ч. самост. раб. = 40 ч.) 1 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 715. Логопедия. (16 ч. ауд. + 16 ч. самост. раб. = 32 ч.) 7 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 717. Специальная дошкольная педагогика и психология. (16 ч. ауд. + 16 ч. самост. раб. = 32 ч.) 2 сем., зач.
Коррекционный танец. Специальность 050 713. 031600.00. Сурдопедагогика с доп. спец. (36 ч. ауд. + 36 ч. самост. раб. = 72 ч.) 1 сем., зач.
Коррекционная ритмика. Специальность 050 717. Специальная дошкольная педагогика и психология. (36 ч. ауд. + 36 ч. самост. раб. = 72 ч.) 8 сем., зач.
Психолого-педагогический практикум «Телесность человека в культуре и искусстве». Специальность: 050 703 (48 ч. ауд. + 48 ч. самост. раб. = 96 ч.) 2 сем., зач.
Направление бакалавриата. Специальность 050 700 педагогика, профиль 03 «Игровые технологии в дошкольном образовании» со степенью Бакалавр педагогики. 1 семестр. 80 ч. (Лекции - 10 ч., лабораторные занятия - 20 ч., практические занятия -10 ч., самостоятельная работа - 40 ч.).
Формы реализации. Результаты полифункционального исследования танца (как компонента инновационной педагогики) рассматривают танец видом поведения и деятельности человека. Введение в НГПУ (с 1987 г.) в образовательный процесс игрового танца обеспечивает студентов основами инновацион-
Библиографический список
ных теоретических знаний, методическими разработками и рекомендациями, опытом практической танцевальной деятельности. Педагогическая практика студентов способствует совершенствованию двигательной активности детей, стимулирует развитие эмоционального и логического интеллекта, способствует ноосферному общению и социальной коммуникации.
Экспериментальные площадки, созданные в Новосибирске, Новосибирской области, Москве, других регионах Российской Федерации показывают только положительные результаты. Просьбы и предложения разных организаций о подготовке в НГПУ педагогов-психологов детского танца остаются пока не реализованными. Результаты фундаментального исследования танца как вида поведения и деятельности человека ориентированы, в частности, на внедрение танца в образовательном пространстве XXI века. Это особенно важно для образования детей дошкольного и начального школьного возраста и подготовки педаго-гов-психологов танца в системе образования, где народный танец© утверждается ценностью, созданной большой общностью людей в результате коллективного творчества на основе преемственности и традиций.
Выводы. Свобода деятельности в игровом танце обеспечивает эмоционально-телесное самовыражение детей как связь с окружающим миром. В этой деятельности ребенок уверен в поддержке педагога и успехе. В этом мы видим современный культурный смысл инновационных педагогических технологий [5]. Авторская программа «Развитие и гармонизация личности в игровом танце» развивает эти позиции, так как задачи Программы сформулированы на основе генезиса танца и его структуры. Цель Программы — стабилизация физического и психоэмоционального благополучия, улучшение межличностных отношений, адаптация и развитие адекватного отношения к себе и миру, повышение самооценки. Диагностика проводится методами биоэлек-трографической визуализации, методами психограмм самооценки детей в процессе танцевальной деятельности и другими способами.
Фомин, А.С. Танец в системе воспитания и образования: учеб. пособ. - Новосибирск, 2005. - Т. 1. Природа, теория и функции танца. Фомин, А.С. Кинезоведение как форма интеграции наук о движениях человека в сфере образования, оздоровления и культуры // Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в третьем тысячелетии: материалы всерос. научн. конф. с межд. Участием / под общей ред. чл.-корр. МАН М.И. Ботова. - Красноярск, 2001.
Фомин, Д.А. Телесность человека в танцевальной деятельности как предмет изучения педагогикой, психологией, медициной / Д.А. Фомин, А.С. Фомин // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: материалы Третьей международной междисциплинарной научно-практич. конф. / под науч. ред. М.Г. Чухровой. - Новосибирск, 2012. Устюгов, Е.Д. Индивидуальное психофизическое развитие человека / Е.Д. Устюгов, О.В. Ендропов. - Новосибирск, 1999.
Паршукова, Г.Б. Инновационная педагогика: современный культурный смысл //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8.
Bibliography
Fomin, A.S. Tanec v sisteme vospitaniya i obrazovaniya: ucheb. posob. - Novosibirsk, 2005. - T. 1. Priroda, teoriya i funkcii tanca.
Fomin, A.S. Kinezovedenie kak forma integracii nauk o dvizheniyakh cheloveka v sfere obrazovaniya, ozdorovleniya i kuljturih // Problemih razvitiya i integracii nauki, professionaljnogo obrazovaniya i prava v tretjem tihsyacheletii: materialih vseros. nauchn. konf. s mezhd. Uchastiem / pod obtheyj red. chl.-korr. MAN M.I. Botova. - Krasnoyarsk, 2001.
Fomin, D.A. Telesnostj cheloveka v tancevaljnoyj deyateljnosti kak predmet izucheniya pedagogikoyj, psikhologieyj, medicinoyj / D.A. Fomin, A.S. Fomin // Psikhologo-pedagogicheskie tekhnologii v usloviyakh innovacionnihkh processov v medicine i obrazovanii: materialih Tretjeyj mezhdunarodnoyj mezhdisciplinarnoyj nauchno-praktich. konf. / pod nauch. red. M.G. Chukhrovoyj. - Novosibirsk, 2012.
Ustyugov, E.D. Individualjnoe psikhofizicheskoe razvitie cheloveka / E.D. Ustyugov, O.V. Endropov. - Novosibirsk, 1999.
Parshukova, G.B. Innovacionnaya pedagogika: sovremennihyj kuljturnihyj smihsl //Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 8.
Статья поступила в редакцию 18.09.13
З
З
УДК 37
Chukhrov A.S. PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE TECHNICAL UNIVERSITY. The paper analyzes the pedagogical conditions and factors of professional and personal formation of engineering students, justified principles of education of students with specific technical education.
Key words: students, youth, education, technical education.
А.С. Чухров, канд.тех.наук, доц. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье анализируются педагогические условия и факторы профессионально-личностного становления студентов технического университета, обосновываются принципы воспитания студентов с учетом специфики технического образования.
Ключевые слова: студенческая молодежь, воспитание, техническое образование.