_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_
УДК 793.3 +37.0+ 008+61
Фомин Анатолий Савельевич
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
Фомин Денис Анатольевич
Педагог-психолог, специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад № 401 IV вида, [email protected], Новосибирск
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТАНЦА - РЕСУРС ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Аннотация. В статье излагается системное исследование танца. Полученные результаты показывают ресурсы включения танца в систему образования, культуру, искусство, здравоохранение. Раскрыты социальные функции танца в широком историческом диапазоне. Инновационная сфера танца определяет перспективы создания педагогических технологий танца в системе профессионального образования. В теоретических, методических и практических результатах исследования танца рассматривается многомерный мир Человека. На основе филогенеза танца, обеспечивающего взаимодействие между материальными и духовными мирами, между телесностью и психикой человека раскрывается картина изменения его личности.
Ключевые слова: системный анализ танца, исторические типы танца, интеграция танцевальных знаний в цивилизациях XXI века.
Fomin Anatoly Savelyevich
Candidate of arts sciences, associate professor of the department of theory and technique of preschool education of the institute of the childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, [email protected], Novosibirsk
Fomin Denis Anatolyevich
Teacher-psychologist, (defectologist). «Special (correction) elementary school - kindergarten № 401 IVtype school», [email protected], Novosibirsk
POLYFUNCTIONALITY OF DANCE - THE RESOURCE OF EDUCATION, CULTURE AND HEALTH CARE IN THE XXI CENTURY
Abstract. In article system research of dance is stated. The received results show resources of inclusion of dance in an education system, culture, art, health care. Social functions of dance in the wide historical range are opened. The innovative sphere of dance defines prospects of creation of pedagogical technologies of dance in system of professional education. In theoretical, methodical and practical results of research of dance the multidimensional world of the Person is considered. On a basis of dance phylogeny providing interaction between material and inner worlds, between a corporality and mentality of the person the picture of change of his personality is revealed.
Keywords: the system analysis of dance, historical types of dance, integration of dancing knowledge in civilizations of the XXI century.
В социально-культурной деятельности XXI в. по-новому определяется место танца в постиндустриальном мире человека в перспективах развития педагогических танцевальных технологий. Актуальность исследования танца в перспективе развития педагогических технологий определяется увеличением миграционных потоков. Пере-
селение этносов активизируется во всем мире. Возникают билингвистические семьи и мультилингвистические образования, где одним из компонентов образовательной программы являются педагогические технологии танца. Понятия танца, сформулированные на основе метода системного исследования©, позволяют получить научно
обоснованные их характеристики, проверить надежность результатов. (Знак авторского права© обозначает новые содержательные понятия, сформулированные на основе системного подхода).
Танец, как объект исследования - один из видов поведения и деятельности, неотделим от биосоциального процесса развития человечества. Многообразие танцевальных проявлений каждого этноса достойно уважения и анализа в общей картине мировой культуры. В природе танца отражена сущность человека независимо от теорий его происхождения [5]. Различие во взглядах на происхождение человека с позиций эволюционизма или с позиций креационизма не умаляют роли и значения человека как творца и участника событий, как объекта исследования социальной истории. Филогенез танца и научно обоснованные теоретические модели танца остаются в современной науке недостаточно разработанными или сформулированными на основе эмпирического опыта. Полифункциональное исследование танца позволяет увидеть путаницу и ограниченность бытующего взгляда на феномен танца как на социальное явление, очерченное преимущественно эстетическими категориями искусства [6].
Термин «хореография», возникший в период расцвета античной Греции действительно обозначал «ПЛЯШУ-ПИШУ». Однако в стороне от внимания переводчиков остался вопрос о широте понимания и информационной сфере этого слова. Не исключен смысл ПЛЯСАТЬ - как телом ПИСАТЬ, т. е. собою изображать. Древнее пиктографическое письмо и наскальные изображения (писаницы) не отрицают такого подхода и видения интерпретации данного понятия. В формальном переводе писаницы тоже можно обозначать как запись, хотя там изображены люди, животные, другие предметы, и нет намека на письменный текст [1].
Пляска, возникшая в первобытной культуре человечества, - средство передачи информации в управлении поведением людей и создания коммуникативной системы. Древние антропоморфные изображения в первобытной культуре народов Сибири позволяют воссоздать важные стороны жизни людей далекого времени, раскрыть семантику, семиотику и смысл ряда образов, несмо-
тря на отсутствие письменного языка, если говорить об интерпретации понятия «хореография» [5]. Научно обоснованная теория танца способна обеспечить перспективы развития педагогического пространства танца в межэтнической социально-культурной деятельности XXI в. На протяжении веков хореография стала транслироваться и пониматься так же на эмпирическом уровне как запись танца.
История утверждает, что в русский язык понятие «танец» вошло в XVII в. До этого общеупотребительным было славянское слово «пляска». С XVIII в. Россия расширяет международные контакты, активизируется проникновение в привилегированное общество зарубежных хореографических (т.е. сочиненных специалистами) форм бального и театрально-сценического танца. Он приобретает новый вид, характерный для компиляции, превращаясь в разновидность бытового танца.
Распространение бытового танца в городской и в деревенской среде связано с изменением социально-экономических условий, что ведет к снижению роли древних (обрядовых) форм пляски (палеотанца), к постепенной утрате ею обрядовых функций. Танец расширяет границы своего понятия и включает в себя разновидности - реликты древних народных форм, театрально-сценические, бальные и бытовые. Единой методологической базой исследования танца стала обоснованная нами полифункциональная теория танца. Понятия «хореография», «пляска», «зрелище» и др., проанализированы на единой методологической основе в контексте исторического развития человечества и цивилизаций. Это позволяет разобраться в существе проблем и получить понятийно-содержательный аппарат танца, отвечающий перспективному социальному развитию [6].
Танец исследован в широком полифункциональном разнообразии, куда компонентом входит и хореография, как более узкое понятие. Это позволяет осуществлять научный прогноз, предвидеть и получать ответы на некоторые социальные запросы нового тысячелетия. Психолого-педагогический аспект систематизации знаний в танце, расширяет его сферу, увеличивает значимость в системе образования, здравоохранения, в культуре и искусстве [8].
Научно выявленная структура танца логически выстроена, в ней заложены основания дальнейшего развития специальных направлений: обще развивающих, адаптивных, коррекционных, культурологических, искусствоведческих, спортивных и других. К сожалению, в системе воспитания и образования остается сильной дисимметрия, где акцент на интеллектуальное обучение преобладает над взглядом целостности природы человека, и тогда недооценка его телесности в широком понимании неизбежно сказывается на ухудшении здоровья детей [4; 8]. При этом показатели статистики заболеваний детей возрастают быстрее, чем повышается уровень интеллектуально-духовного развития и сформированности психосоматической сферы.
Прикладные отрасли хореографии как эстетического зрелища оказались неготовыми к решению задач, поставленных временем, и осознание этот факта позволяет рассмотреть феномен танца, расширяющий представление о нем как виде искусства. Тенденции глобализации общества, экономические проблемы и социальные конфликты меняют статус и функции традиционных институтов культуры, педагогического образования, воспитания. Мы рассматриваем танец в широком его понимании на тех путях социального развития, которые, как никогда прежде, нуждаются в научных, методологических и инновационных разработках и технологиях, обеспечивающих реальную пользу при их внедрении [6; 7]. Экспериментальными базами были образовательные учреждения, учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта, здравоохранения, как в России, так за рубежом.
Народный танец является хранилищем высших ценностей человечества, объектом уважения и особым социальным институтом в системе культуры и искусства, здравоохранения, образования и воспитания [5]. Это особенно важно в период дошкольного и начального школьного воспитания и образования, когда детям необходимо много двигаться с целью формирования психофизического и социального интеллекта.
Полифункциональное исследование феномена «танец» проводилось в широком историческом диапазоне. В качестве источников использована отечественная и зару-
бежная справочно-энциклопедическая литература, результаты полевых исследований в России, странах СНГ, за рубежом. Системный анализ показал, что определения танца в разных источниках включают позиции и уровни его трактовки с терминологическими элементами разных дисциплин (эмпирический подход).
Линейный (традиционный) метод основывается на большом количестве эмпирического материала и охватывает все стороны исследуемого объекта. Однако при систематизации сразу же выявляются такие недостатки как перекрывание объемов понятий, их типологическая многозначность, разно-сортность и многоуровневость. Традиционный метод часто затрудняет выявление закономерностей исследуемого объекта. Анализ моделирования понятий, структур, классификаций, в таких областях знания, как хореография, музыковедение, лингвистика, семиотика и др., проведенный нами, исследования в них базировались в основном на двух принципиально различных подходах. Это линейный (традиционный, естественный) и системный, искусственный, кон-тингентированный (т.е. имеющий особую форму организации исследуемого объекта и определенные взаимосвязи в расположении его компонентов).
Системный метод отличается от традиционного метода тем, что с его помощью выявляются многомерные связи, скрытые в традиционном или линейном анализе. Если в традиционном методе группы объектов формируются по приблизительным или многозначным понятиям, то в системном методе обязательным является факт наличия единства смыслового поля и упорядоченности понятий. Результаты традиционных методов исследования, даже при большом выборе, несут ограниченный эвристический потенциал. Системный метод анализа связывает исследуемый материал параллельными и перекрестными отношениями, например, игровой танец. Это позволяет выбрать одну, оптимальную для конкретного случая семантему [3].
Поиск решения вопросов в области теории, методологии, методики и практики танца вынуждал обращаться к теоретическим исследованиям других наук. Попытки адаптировать методологию этих наук к феноме-
ну «Танец» не принесли положительных результатов по причине их разной природы. Вывод: танец - сложное полифункциональное образование, имеет собственную природу, структуру, специфику социальных функций, и никакой другой вид деятельности не способен его заменить. Требовалась иерархическая система, на подобии той, которую сформулировал Д. И. Менделеев в периодической системе химических элементов. Система Д. И. Менделеева оказала значительное воздействие на формирование полифункциональной теории танца. Метод системной классификации Е. Д. Граждан-никова [3], применение которого способно повысить интеллектуальный потенциал при решении научных задач, обеспечил выявление и расположение компонентов танца, их взаимозависимость, оставляя систему открытой с целью её развития. Получены положительные результаты, исследования продолжаются.
Дальнейшая разработка теоретических основ танца осуществляется в контексте практической деятельности с этническими и разно национальными возрастными группами, обязательной диагностикой участников танцевальной деятельности.
Полифункциональное исследование танца включает основные исторические виды его развития, с перспективой дальнейшей разработки. Сформировавшиеся типы танца отражают ту сердцевину социально-экономических и цивилизованных отношений, которые создавали условия для их возникновения. Опираясь на выявленные типы танца как вида поведения и деятельности человека (игровой, зрелищный), подчеркиваем, что в игровом танце скрыты ресурсы, развивая которые, можно улучшать психо-
физиологическое и социальное благополучие детского общества. Танец является ресурсом инновационных педагогических технологий, обеспечивает разностороннее развитие личности детей в системе воспитания, образования, культуре, искусстве, здравоохранении. XXI век - время перехода от прикладных социально значимых исследований танца к утверждению его базовых, фундаментальных ресурсов, объединяющих филогенез человечества и танца.
Библиографический список
1. Антропоморфные изображения. Первобытное искусство. - Новосибирск: Наука, 1987. -224 с.
2. Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.
3. Гражданников Е. Д. Метод построения системной классификации наук. - Новосибирск: Наука, 1987. - 120 с.
4. Казначеев В. П. Здоровье нации, культура, футурология XXI века. Сборник статей и докладов В. П. Казначеева (2007-2012 гг.). / Под общей редакцией д.м.н. А. В. Трофимова. Составители Ромм В. В., Чиркова С. В. - Новосибирск: ЗСО МСА, 2912. - 388 с.
5. Фомин А. С. Танец: понятие, структура, функции. - М., 1990. - 32 с.
6. Фомин А. С. Социальные ценности танца в образовательных технологиях XXI века // «XXI век - век глобальной трансформации Русской культуры и цивилизации». - Новосибирск: Изд-во ООО «Архивариус - Н», 2003. - 622 с.
7. Фомин Д. А. Перспективы изучения этнического танца в стратегии развития детей // Материалы XXXIX Международной научной студенческой конференции: Археология и этнография. - Новосибирск, 2001. - 80 с.
8. Вострикова Н. М. Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 8. -С. 255-259.