Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Сланов О.Т. Философия права как инструмент формирования правосознания у молодежи в процессе образования // Педагогика и просвещение. 2024. № 3. DOI: 10.7256/2454-0676.2024.3.43688 EDN: EUMIMJ URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=43688
Философия права как инструмент формирования правосознания у молодежи в процессе образования
Сланов Олег Таймуразович
ORCID: 0009-0002-9876-078X
соискатель кафедры педагогического образования, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова; магистрант кафедры организации производства и экономики промышленности Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный
технологический университет)
362025, Россия, республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44
И slanov_oleg@inbox.ru
Статья из рубрики "Философия и педагогика"
DOI:
10.7256/2454-0676.2024.3.43688
EDN:
EUMIMJ
Дата направления статьи в редакцию:
01-08-2023
Аннотация: Предметом данного исследования является философия права и ее роль в формировании правосознания у молодежи в процессе образования. Целью работы является выявление влияния философии права на формирование правовой культуры и правомерного поведения, а также разработка методов и приемов, которые помогут успешно осуществить формирование правосознания. Методология проведения работы включает анализ теоретических работ и исследований в области философии права, изучение опыта практического применения философских концепций. С целью выявления знаний и представлений о праве, а также уровня развития правосознания приведены результаты социологического исследования, включающие анкетирование и интервьюирование молодежи. Новизна работы заключается в анализе современных методов и подходов в образовательной деятельности, направленных на формирование правосознания, а также в выявлении факторов, влияющих на успешное осуществление этого процесса. Кроме того, исследование охватывает не только теоретические аспекты
философии права, но и практические аспекты, связанные с применением правовых норм и принятием правомерных решений. Результаты работы позволяют выделить ряд важных факторов, которые оказывают влияние на формирование правосознания у молодежи в процессе обучения. Во-первых, активное использование философии права в качестве учебной дисциплины позволяет значительно углубить знания студентов об основах права, его ценностях и принципах. Во-вторых, включение в учебный процесс практических заданий и ситуаций, требующих анализа правовых норм и принятия решений на основе правосознания, помогает студентам развить практические навыки правовой деятельности. Полученные выводы показывают необходимость усиления роли философии права в образовательном процессе для эффективного формирования правосознания, подчёркивается важность не только теоретического, но и практического обучения студентов в области права с целью применения своих знаний на практике и внесения позитивных изменений в правовую среду общества.
Ключевые слова:
правосознание, правовое поведение, правовая культура, педагогика, правовое регулирование, философия права, правовое воспитание, образовательный процесс, образование, правовая социализация
Формирование правосознания молодежи является социально значимой практической задачей, обусловленной современным этапом развития Российского общества в русле
концепции правового государства с-—Ц41. В данном процессе значительную роль играет философии права, которая представляет собой научную дисциплину, изучающую сущность и принципы права, его основные категории, цели и ценности, а также роль права в обществе и правовые системы различных государств.
По определению немецкого философа искусства и права И.Г. Фихте, философия права -
это «наука о праве и история его происхождения, развития и сущности» [2, с 45]. Она охватывает различные аспекты права, включая его историческое развитие, философские основы и проблематику, а также взаимосвязь права с другими областями человеческой деятельности.
Однако, философии права как научной дисциплине не оказывается должного внимания в образовательном процессе. Как правило, «философии права отводится одно учебное занятие в рамках дисциплины "философия", и в некоторых случаях недостаток философско-правовой грамотности компенсируется в рамках правовых дисциплин, что, однако, никак не нормируется системой образования» [2, с- 45].
Философия права представляет собой комплексное исследование принципов и правил, которые регулируют деятельность и взаимоотношения людей в обществе. Философия права помогает обучающимся понять сущность права, его происхождение и значение для современного общества. Однако особое внимание следует уделить тому, как философия права формирует правосознание молодежи.
В первую очередь, философия права способствует формированию у обучающейся
молодежи осознанного отношения к закону и праву [3, с- 1041. обучающиеся изучают историю развития права, его основные принципы и ценности, а также систему его источников. Это позволяет им понять целесообразность и необходимость соблюдения правовых норм и правил в обществе. Философия права помогает молодежи осознать, что
законы являются основой существования государства и общества, и что каждый гражданин обязан их соблюдать.
Кроме того, философия права помогает молодежи осознать, что правосознание
неразрывно связано с моралью и этическими принципами [4, с- 22]. Философия права способствует развитию у обучающихся чувства справедливости и уважения к правам других людей. Она помогает молодежи понять, что каждый человек имеет право на справедливое обращение со стороны общества и государства, а также на свободу и защиту своих прав и законных интересов. Философия права позволяет молодежи видеть в праве не только средство ограничения своих свобод, но и инструмент защиты и развития их личности.
Философия права является научно-философской дисциплиной, которая рассматривает право и правовую систему как социокультурные феномены. Ее предметом и объектом является философско-правовой дискурс, который охватывает всеобщие и универсальные правовые проблемы. Философия права выходит за рамки юриспруденции и исследует философские аспекты права, его сущность, ценности и духовные основания. Она помогает понять место права в обществе, его роль и функции, а также способы его реализации и развития. Философия права способствует формированию критического и осмысленного подхода к праву, что имеет большое значение для развития правовой культуры и гражданского общества. Философия права исследует основные вопросы, связанные с понятием и функциями права. Она изучает философские основы права, его соотношение с моралью и обществом. Философия права помогает понять ценности и принципы, на которых строится правовой порядок.
Философия дает возможность анализировать правовые явления с позиций различных философских школ и концепций. Это помогает развивать правовую систему. Философско-правовой дискурс имеет свои особенности, которые определяются культурой и историей общества. Он включает в себя обсуждение различных концепций права, таких как правовой позитивизм, натуральное право и правовой реализм - различные подходы позволяют глубже понять сущность и цели права.
Философия права играет важную роль в развитии и совершенствовании современной правовой системы. Она позволяет нам лучше понять и оценить право и его философские основы, а также вносит свой вклад в развитие данной области философии. Изучение правосознания - дело философии права, а не юриспруденции. Собственно говоря, «ценностное содержание права, ментальная представленность правовой реальности, идеальное в сфере права, соотношение морали и права, права и законов - это
классические дискуссионные вопросы философии права» [5, с- 62].
Понятие «правосознание» включает в себя актов, норм, принципов, но и способность взаимодействии. Философия права как наука важную роль в формировании правосознания
не только знание нормативных правовых анализа и применения их в социальном о пра в е , пра в де и с пра в е длив о сти игра е т у молодежи.
Однако, только теоретическое изучение правовых аспектов может быть недостаточным для понимания и применения их на практике. Именно поэтому необходимо сочетание теории и практики при обучении праву. Важно, чтобы образовательный процесс включал различные формы работы со студентами, например, семинары, дискуссии, практические задания и ситуационные задачи.
Систематическое ознакомление с философскими основами права позволяет осознать
ценности, принципы и нормы, лежащие в основе правовой системы. Однако студенты должны также иметь возможность применять полученные знания в практической деятельности, чтобы сформировать практическое правосознание.
Также важно понимать, что правовая реальность может быть сложной и многогранной. Поэтому важно, чтобы философия права учитывала различные мнения и точки зрения, а также адаптировалась к изменяющимся обстоятельствам. Именно поэтому критическое отношение к философии права необходимо для постоянного совершенствования пра в ов ой с ис те мы и раз в ития о б щ е с тв а в це ло м.
Сформированное правосознание молодежи направлено на создание законопослушного и справедливого общества. Теоретические и практические аспекты философии права важны для формирования целостного понимания права и его применения в реальной жизни. Однако, необходимо поддерживать критический подход к философским дискуссиям, чтобы обеспечить согласование правосознания и практики правоотношений.
Отмечается также, что «философия права как социокультурный феномен и открытая теоретическая дискуссия представляет собой единственную сферу деятельности
человека, в которой правосознание непосредственно обращается к самому себе» с--19!. Это означает, что «в системе философии права открывается возможность не только формирования правосознания на уровне индивида, но и поступательного диалектического развития правосознания в масштабах социума. Критическая функция философско-правовой рефлексии обнаруживает точки роста в системе правовой реальности, дает важнейшую теоретическую основу для развития правовой сферы жизни общества» [7, с 49].
Итак, философия права играет важную роль в формировании правосознания молодежи в процессе образования. Воспитание обучающихся в области права помогает им осознать свои права, а также обязанности, которые на них также возлагаются. Философия права способствует развитию у обучающихся критического мышления, глубокого понимания законов и их социального значения. При изучении философии права обучающимся предоставляются инструменты для анализа и понимания справедливости, морали и права.
Одним из примеров влияния философии права на осознание обучающимися своих прав является анализ современных политических событий и их соотношения с конституционными нормами. Изучая философию права, обучающиеся могут оценить, насколько эти события соответствуют принципам правосудия и реализации прав и свобод граждан. Например, анализируя случаи нарушения прав человека и гражданских свобод, такие как преследование активистов, репрессии против оппозиции или ограничение свободы слова, обучающиеся могут лучше понять важность и значимость прав и свобод, обеспеченных конституцией.
Также философия права помогает обучающимся понять значение правовых норм и их роли в обществе. Изучение произведений правовой мысли, таких как «Философия
права. Очерки» (Е.А. Флорова)^9 и «Право и культура» (В.С. Нерсесянц и др.)^10!, позволяет обучающимся осознать, что права не являются произвольными и изменчивыми, а имеют глубокие исторические корни и обоснования.
Кроме того, философия права помогает мыс лить и а на лиз иро в а ть с л о ж ные пра в ов ые моральных аспектов права позволяет
обучающимся развить умение абстрактно проблемы. К примеру, изучение этических и обучающимся проникнуться понятием
справедливости и нравственности, а также осознать, что не всё, что законно, является и морально приемлемым.
Таким образом, философия права является важным инструментом формирования пра в ос о з на ния у молоде ж и в про це с с е обра з о в а ния . О на поз в о ля е т о с о з на ть с в ои пра в а и обязанности, развить критическое мышление и аналитические навыки, а также углубить понимание законов и их социального значения. Изучение философии права способствует формированию ответственного и осознанного отношения к правовым нормам, что является важным фактором для развития гражданского общества [10, с 1341.
Проблема низкого правосознания среди молодежи является актуальной и остро обсуждаемой в современном обществе. Отсутствие понимания и осознания своих прав и обязанностей может привести к негативным последствиям, включая деструктивное поведение и нарушение законов. Однако, вопрос о том, кому следует нести ответственность за низкое правосознание молодежи, является более сложным и требует всестороннего рассмотрения.
Одним из инструментов, который может помочь в формировании правосознания у молодежи, является философия права. Она помогает молодым людям осознать значение права для общества и индивида, и формирует у них правильное отношение к закону.
В современной практике образования все чаще стремятся включать философию права в учебные программы для обучающихся юридических и гуманитарных специальностей. Благодаря этому молодые люди получают не только знания о праве, но и учатся анализировать и осмысливать его в контексте общественных и моральных ценностей.
Одним из ключевых аспектов философии права является этика. Философия права помогает обучающимся размышлять и анализировать моральные и этические аспекты права, что способствует развитию правосознания у молодежи. Например, обучающиеся анализируют этические проблемы, возникающие в правовой практике, и вырабатывают собственные мнения в отношении таких проблем. Этот процесс способствует формированию у обучающихся правильного отношения к закону и пониманию его роли в обществе.
Философия права также позволяет молодым людям размышлять о справедливости и равенстве перед законом. Она помогает осознать, что правосудие должно быть независимым и несмотря на личные предпочтения, должно основываться на объективной оценке фактов. Философия права обучает критическому мышлению и способности анализировать разные точки зрения, что особенно важно для формирования правосознания, способного справедливо оценивать закон и действовать в соответствии с ним.
Процесс формирования правосознания не ограничивается только образовательными учреждениями. Важную роль в этом процессе играют также средства массовой информации, особенно Интернет. Современная молодежь широко использует Интернет для получения информации и общения. Однако, Интернет также может быть источником ложной или недостоверной информации, которая может исказить правосознание молодежи.
Исследования показывают, что молодежь, особенно подростки, подвержены негативному влиянию различных веб-сайтов и социальных сетей ———307]. Многие из них распространяют недостоверную информацию о правовых вопросах, пропагандируют нарушение законов, а иногда и отрицание таких ценностей, как свобода, равенство и
справедливость. Таким образом, молодежь получает искаженное представление о роли права в обществе, а также о своих правах и обязанностях.
В данном случае, ответственность за низкое правосознание молодежи несут родители, образовательные учреждения и государство. Родители играют ключевую роль в воспитании правосознания детей. Они должны внушать детям понимание значения и ценности права, а также учить их осознанному отношению к закону. Образовательные учреждения, в свою очередь, должны включать в свои учебные программы предметы, пос в я щ е нные пра в о в о му в о с пита нию и филос о фии пра в а .
Государство также играет важную роль в формировании правосознания молодежи. Оно должно предоставлять молодым людям доступ к надежной и достоверной информации о правах и обязанностях граждан. Кроме того, государство должно разрабатывать и принимать законы, которые отражают общие ценности и интересы общества, и в то же время учитывают потребности и права молодежи.
Важной является проблема формирования правовой социализации обучающегося в университете, так как это одна из основных доминант при формировании правосознания. Ведущую роль в становлении правового сознания обучающихся играет правовая социализация личности - процесс формирования у него представлений о праве и отношения к нему. П. Бергер и Т. Лукман выделяют два типа социализации: первичную и вторичную [12, с- 127].
Правовая социализация обучающихся включает в себя овладение нормами и правилами, которые регулируют общественные отношения, а также формирование правового мышления и ответственности за свои поступки. Это необходимо для успешной адаптации в современном обществе и защиты своих интересов. Правовая социализация помогает обучающимся понять и уважать права других людей, а также развивает у них навыки конструктивного урегулирования конфликтов. Такая социализация особенно важна для будущих юристов и специалистов в сфере правосудия. Специфика правовой социализации состоит в том, что «она вырабатывается в процессе образования, когда человек уже аккумулировал культурные и правовые образцы и освоил социальные нормы» [13, с- 45].
Важным аспектом правовой социализации является способность обучающихся анализировать и оценивать правовые ситуации, принимать обоснованные решения и действовать в соответствии с ними.
Для успешной правовой социализации обучающихся необходимо создавать условия, способствующие их активному участию в правовых процессах и оказывающие позитивное влияние на формирование правосознания. Это могут быть различные лекции, семинары, дискуссии, практические занятия, решение ситуационных задач, а также участие в правовых конкурсах и мероприятиях.
В рамках правовой социализации индивид знакомится с правовыми нормами и правилами общества, осуществляет их апробацию, внутренне принимая их, и стремится соблюдать эти нормы и правила в повседневной жизни. Правовая социализация начинается с детства, с семьи, детского сада и школы, а затем продолжается в учебе, работе и других сферах жизни. Она формирует у индивида правовое сознание, чувство справедливости и уважение к правам и свободам других людей. Без правовой социализации невозможно обеспечить гармонизацию существования общества, поскольку каждый член общества будет действовать тогда по собственным правилам,
соразмерно уровню своего мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, что приведёт к хаосу, нестабильности и конфликтам.
Успешная правовая социализация способствует формированию устойчивой правовой культуры и гражданской идентичности, что является необходимым условием для развития демократического общества. Благодаря правовой социализации происходит развитие индивидуальности, стремление личности к выражению своих правопритязаний, потребностей, особенностей.
Можно выделить три вида правовой социализации: социализацию посредством научения, социализацию путем передачи опыта и «символическую социализацию» [14, с 34].
Правовая социализация при получении индивидом (субъектом познания) образования в процессе правового воспитания, обучения формирует у субъекта познания не только знание норм права, но и правопонимание, понимание сущности закона и права в целом, необходимости соблюдения правопорядка.
Начиная с условной социализации, основанной на бытовых представлениях о праве и государстве, правовая социализация постепенно проникает в миропонимание, мировоззрение, мироощущение личности, влияя на ее привычки, навыки правового поведения. Благодаря правовой социализации человек обретает правовую индивидуальность, понимание своей роли в жизни общества, ценностные стереотипы. Этим правовая социализация способствует развитию гражданской позиции и правовой культуры, формирует «homo juridicus».
Под правовой социализацией следует понимать не только знание и соблюдение правовых норм и правил поведения в обществе, но и внутреннее понимание и искреннее желание их соблюдать. Именно такая мотивация позволяет формировать ответственную личность и поддерживать стабильность в обществе. Человек, искренне вникающий в правовые нормы и ценности, становится сознательным гражданином, способным соотносить свое поведение с общественными интересами и потребностями.
Правовая социализация принимает более отчетливые формы: «это происходит тогда, когда человек, повзрослев, становится полноценным участником правоотношений и сталкивается с необходимостью самостоятельно отстаивать свои права, цивилизованно вступать во взаимоотношения с другими людьми и выполнять свои обязанности перед обществом» [15, с- 76].
По данным российских исследований в качестве наиболее часто используемых источников правовой информации выступают СМИ (1-е место), телевидение (2-е), личные наблюдения и разговоры с товарищами (3-е), кино (4-е), специальные лекции (8-е) и
юридическая литература (9-е) [14, с 45]. Кроме того, значимость разных институтов правовой социализации может изменяться в зависимости от возраста субъекта социализации.
Правовая социализация направлена на развитие интеллектуальных и этических качеств личности, а также на формирование социальных навыков и умений, необходимых для жизни в обществе.
Однако, важно отметить, что образование не единственный фактор, определяющий правовую социализацию. Родители, родственники, друзья, средства массовой информации и другие элементы среды также оказывают влияние на формирование правосознания. Кроме того, значительное влияние оказывают исторические, культурные
и традиционные факторы.
Правовая социализация может быть успешной только при совокупности всех этих факторов, которые взаимодействуют между собой. Важно, чтобы образование, семья, социум и другие факторы были направлены на формирование у человека уважения к закону, этике и правам других людей.
Таким образом, правовая социализация является сложным процессом, в котором совместно действуют множество факторов. Она требует системы взаимодействия образования, семьи, общества и культуры, чтобы человек стал правосознательным и ответственным гражданином.
Образование формирует мышление, способности и навыки, помогает установить связь с историей и традициями своего народа. Оно позволяет развиваться не только в научной сфере, но и в социальной, расширяет кругозор и дает возможность осознавать свою роль в обществе. Учитывая все это, система образования является ключевым элементом формирования личности и развития гражданского общества.
Таким образом, философия права играет ключевую роль в формировании правосознания молодежи в процессе образования. Это позволяет не только отразить конечные формы правосознания, но и способствует их развитию, причем направление этого развития невозможно предсказать. Для решения этой проблемы следует популяризировать философско-правовые идеи в обществе и более полно представить философию права в образовательной системе, в качестве самостоятельной дисциплины. Существуют риски потери контроля над правовым развитием общества, если не будет проведена работа по распространению и пониманию философско-правовых концепций. Оценка реальной степени контроля над правовым развитием общества может быть предметом дискуссии. Однако, важно определить теоретическую позицию о роли философии права в формировании правосознания обучающихся.
Библиография
1. Философия Фихте в России / Ред.-сост. В. Ф. Пустарннаков. - СПб.: РГХИ, 2000. - 365 с.
2. Роль философии права в форммировании правосознания молодежи / С.Г. Беляков, Д.В. Гребенюк, А.Н. Корсаков [и др.] // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". 2019. № 1. С. 114-117.
3. Худойкина Т.В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 104-106.
4. Абдуразакова Д.М. Факторы формирования правосознания у учащейся молодежи / Д.М. Абдуразакова, Р.М. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2011. № 4. С. 2225.
5. Мещеряков А.В., Мещерякова С.Н. Поведение личности в правовое сфере: внешние и внутренние детерминанты // Юрист-правовед. 2014. № 2 (63). С. 62-64.
6. Захарцев С.И., Сальников В.П. Как познать право? Мы предлагаем компрехендный подход // Правовое поле современной экономики. 2015. № 9. С. 17-30.
7. Захарцев С.И. Правосознание: понятие и уровни // Правовое поле современной экономики. 2012. № 2. С. 48-53.
8. Фролова Е.А. Философия права. Очерки. М.: Проспект, 2022. - 349 с.
9. Право и культура: Монография / [Нерсесянц В.С., Муромцев Г.И., Мальцев Г.И. и др.]. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 422 с.
10. Шационок И.И. Правосознание как объект социально-философского анализа // Философия Образования. 2014. № 4. С. 134-141.
11. Рогач О.В., Фролова Е.В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социалогия. 2022. № 2. С. 305-314.
12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социалогии знания - М.: Медиум,1995. - 323 с.
13. Турченко В.Н. НТР и революция в образовании. - М.: Политиздат, 1973. - 234 с.
14. Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. - М.: Международное общество им. Л. С. Выготского, 2003. - 226 с.
15. Наливайко Н.В. Философия образования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. -269 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Объектом исследования в представленной для рецензирования рукописи выступает формирование правосознания молодежи как педагогический процесс, предметом же -использование потенциала дисциплины «Философия права» для этих целей. Актуальность исследования не вызывает сомнения по причине того, что до введения обязательного курса «Основы российской государственности» в программах неюридического профиля было не так много дисциплин, напрямую нацеленных на формирование правосознания. С другой стороны очевидно, что без последнего не возможно функционирование личности в гражданско-правовом социуме, а следовательно и социализация. Так на фоне противоречия между огромной социальной значимостью явления и относительным дефицитом ресурсов для его реализации возникает реальная методологическая потребность исследования отдельных дисциплин на предмет соответствующего потенциала, что позволяет говорить об элементах новизны в работе.
Работа имеет исключительно теоретический характер, а основным и единственным методом исследования выступает комплексный междисциплинарный гуманитарный анализ, что является достаточным для исследования в формате журнальной статьи. С лингвостилистической точки зрения статья выполнена языком полностью соответствующим нормам научного стиля. В тексте ощущается общение автора с читателями, что заслуживает внимания и особенно ценно для журнального жанра. Список литературы соответствует требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы. Статья может вызвать интерес не только у педагогической аудитории, но и у самого широкого круга читателей, интересующихся междисциплинарной гуманитаристикой, проблемами развития общества, личности и пр.. Со структурной точки зрения основным замечанием по работе выступает отсутствие разбиения текста на содержательно-взаимосвязанные части, единство и последовательность которых отражает логику исследования. Сплошной текст более типичен для публицистического или учебно-методического жанра.
С содержательной точки зрения все замечания по работе сводятся к тому, что исследуемое явления раскрыто на уровне общей значимости и потенциала для педагогической работы, при этом сама обозначенная работа не описывается в традиционно принятых педагогических категориях. Даже в сугубо теоретических трудах
можно ожидать мостик к практике по крайней мере на уровне обозначаемых путей, перспективных подходов и каких-либо векторов практического использования сформированного на уровне теоретического анализа понимания.
Затрагивая очень большое количество значимых с точки зрения образования и социума вопросов, автор не подступается к описанию работы на уровне конкретных методов, форм, приемов, средств, а также определяющих их принципов и подходов. Это несколько отдаляет статью от научного жанра в традиционном понимании и приближает её к жанру просветительскому.
Тем не менее с учётом высокой актуальности, оригинальных авторских рассуждений, реального авторского вклада в текст и общего содержательного соответствия тематике журнала данная рукопись заслуживает публикации.