Научная статья на тему 'ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ'

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое просвещение / несовершеннолетние / тематическая дифференциация / возрастная дифференциация / школы правовых знаний / методы подачи правовой информации / методы рефлексии / правовая грамотность / правовая культура / образовательный процесс. / legal education / minors / thematic differentiation / age differentiation / school of legal knowledges / methods of presenting legal information / reflection methods / legal literacy / legal culture / educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьев Денис Евгеньевич, Магомедова Елена Анатольевна

В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с тематической дифференциацией правового просвещения как фактором его эффективности. Статья представляет собой глубокий анализ разнообразных методов и стратегий, которые применяются в образовательной среде для осуществления правового просвещения несовершеннолетних. Основной акцент авторы делают на острой необходимости учета тематической и возрастной специфики при создании современных образовательных программ. В данной статье авторы особое внимание уделяют исследованию различных подходов к предоставлению правовой информации и стимулированию развития правовой рефлексии в процессе обучения. В качестве одного из наиболее важных аспектов этого исследования является анализ опыта «школы правовых знаний», которая была создана на территории Калужского государственного университета. Этот опыт выступает как эффективный инструмент интеграции правовых предметов в структуру школьных программ. Авторы подчеркивают успешность практик, реализованных в рамках этой «школы», в обучении правовым навыкам и формировании правосознания среди школьников. Помимо этого, в статье выделяется важная и особенная роль правового образования в формировании осознанных и ответственных граждан. Обучение в соответствии с законами и нормами становится ключевым элементом в процессе воспитания молодого поколения. Результаты и выводы данного исследования несут практическую ценность для современных образовательных учреждений и организаций, которые занимаются правовым просвещением молодежи. Они представляют собой ценный ресурс при разработке современных и эффективных стратегий в данной области, направленных на успешное формирование правовой культуры среди молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEMATIC DIFFERENTIATION OF LEGAL EDUCATION AS A FACTOR IN ITS EFFECTIVENESS

The article deals with the topical issue of thematic differentiation of legal education as a factor of its effectiveness. The article presents an in-depth analysis of various methods and strategies that are used in the educational environment to implement legal education of minors. The authors focus on the urgent need to take into account thematic and age specificity when creating modern educational programs. In this article, the authors pay special attention to the study of various approaches to providing legal information and stimulating the development of legal reflection in the learning process. One of the most important aspects of this research is the analysis of the experience of the “school of legal knowledge”, which was created on the territory of Kaluga State University. This experience acts as an effective tool for integrating legal subjects into the structure of school programs. The authors emphasize the success of the practices implemented within the framework of this “school” in teaching legal skills and building legal awareness among schoolchildren. In addition, the article emphasizes the important and special role of legal education in the formation of informed and responsible citizens. Teaching in accordance with laws and norms becomes a key element in the process of educating the young generation. The results and conclusions of this study are of practical value for modern educational institutions and organizations that are engaged in legal education of young people. They represent a valuable resource in the development of modern and effective strategies in this area, aimed at the successful formation of legal culture among the younger generation.

Текст научной работы на тему «ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ»

ТЕРЕНТЬЕВ Денис Евгеньевич,

студент института истории и права, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (г. Калуга),

e-mail: mail@law-books.ru

МАГОМЕДОВА Елена Анатольевна,

доцент кафедры юриспруденции, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (г. Калуга), кандидат юридических наук, доцент, e-mail: mail@law-books.ru

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с тематической дифференциацией правового просвещения как фактором его эффективности. Статья представляет собой глубокий анализ разнообразных методов и стратегий, которые применяются в образовательной среде для осуществления правового просвещения несовершеннолетних. Основной акцент авторы делают на острой необходимости учета тематической и возрастной специфики при создании современных образовательных программ. В данной статье авторы особое внимание уделяют исследованию различных подходов к предоставлению правовой информации и стимулированию развития правовой рефлексии в процессе обучения. В качестве одного из наиболее важных аспектов этого исследования является анализ опыта «<школы правовых знаний», которая была создана на территории Калужского государственного университета. Этот опыт выступает как эффективный инструмент интеграции правовых предметов в структуру школьных программ. Авторы подчеркивают успешность практик, реализованных в рамках этой «<школы», в обучении правовым навыкам и формировании правосознания среди школьников. Помимо этого, в статье выделяется важная и особенная роль правового образования в формировании осознанных и ответственных граждан. Обучение в соответствии с законами и нормами становится ключевым элементом в процессе воспитания молодого поколения. Результаты и выводы данного исследования несут практическую ценность для современных образовательных учреждений и организаций, которые занимаются правовым просвещением молодежи. Они представляют собой ценный ресурс при разработке современных и эффективных стратегий в данной области, направленных на успешное формирование правовой культуры среди молодого поколения.

Ключевые слова: правовое просвещение, несовершеннолетние, тематическая дифференциация, возрастная дифференциация, школы правовых знаний, методы подачи правовой информации, методы рефлексии, правовая грамотность, правовая культура, образовательный процесс.

TERENTYEV Denis Evgenievich,

student of the Institute of History and Law, K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia).

K.E. Tsiolkovsky State University of Kaluga (Kaluga)

MAGOMEDOVA Elena Anatolyevna,

Associate Professor, Department of Jurisprudence, K.E. Tsiolkovsky Kaluga State University (Kaluga, Russia).

K.E. Tsiolkovsky State University of Kaluga (Kaluga), Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

THEMATIC DIFFERENTIATION OF LEGAL EDUCATION AS A FACTOR

IN ITS EFFECTIVENESS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

DOI: 10.24412/2076-1503-2024-1-283-287 NIION: 2018-0076-1/24-53 MOSURED: 77/27-023-2024-1-53

Annotation. The article deals with the topical issue of thematic differentiation of legal education as a factor of its effectiveness. The article presents an in-depth analysis of various methods and strategies that are used in the educational environment to implement legal education of minors. The authors focus on the urgent need to take into account thematic and age specificity when creating modern educational programs. In this article, the authors pay special attention to the study of various approaches to providing legal information and stimulating the development of legal reflection in the learning process. One of the most important aspects of this research is the analysis of the experience of the "school of legal knowledge", which was created on the territory of Kaluga State University. This experience acts as an effective tool for integrating legal subjects into the structure of school programs. The authors emphasize the success of the practices implemented within the framework of this "school" in teaching legal skills and building legal awareness among schoolchildren. In addition, the article emphasizes the important and special role of legal education in the formation of informed and responsible citizens. Teaching in accordance with laws and norms becomes a key element in the process of educating the young generation. The results and conclusions of this study are of practical value for modern educational institutions and organizations that are engaged in legal education of young people. They represent a valuable resource in the development of modern and effective strategies in this area, aimed at the successful formation of legal culture among the younger generation.

Key words: legal education, minors, thematic differentiation, age differentiation, school of legal knowledges, methods of presenting legal information, reflection methods, legal literacy, legal culture, educational process.

Современный этап развития правовой системы России характеризуется усложнением всех ее составляющих. Особенно интенсивно трансформируется система законодательства.

В этой связи знание законодательства членами общества имеет важное значение для установления в России режима законности. Для формирования и развития правовых знаний нации необходимо повышение правосознания. С учетом темы конференции необходимо обозначить, что правовое просвещение несовершеннолетних — это процесс передачи знаний и формирования у молодежи правовой культуры, осознания значимости соблюдения законов и правил, а также понимания прав и обязанностей граждан. Это важный элемент в формировании правосознания подрастающего поколения, который способствует формированию законопослушного и ответственного гражданина [1]. Правовое просвещение помогает несовершеннолетним понять значение и структуру правовой системы, а также осознать свои права и обязанности. Понимание основных правовых принципов помогает подросткам принимать обоснованные решения и избегать юридических проблем [2].

Через правовое просвещение несовершеннолетние могут узнать о различных отраслях права, таких как уголовное, гражданское, административное право и т. д., что помогает им быть более осведомленными и компетентными в юридических вопросах.

С поступательным развитием общества, технологий и глобализацией происходит значительное расширение сферы правового регулирования. Этот процесс непосредственно влияет на слож-

ность правовой информации, которая становится более многоаспектной и требует глубокого понимания для эффективного использования [3].

Современное законодательство включает в себя множество новых норм и стандартов [4], которые регулируют различные аспекты жизни граждан. Усложнение правовой информации происходит из-за введения новых законов, изменений в существующем законодательстве, а также из-за международных правовых норм.

Например, в области цифровых технологий и интернета постоянно возникают новые правовые вопросы, связанные с защитой данных, авторскими правами, цифровым преступлением и т. д., что требует обновления правовой базы и просвещения среди населения.

Расширение сферы правового регулирования отражает растущую потребность в регулировании новых областей жизни общества.

Введение новых законов и нормативов в этих областях увеличивает объем и сложность правовой информации, с которой сталкиваются не только профессионалы в области права, но и обычные граждане.

Для эффективного просвещения несовершеннолетних в этой сложной правовой среде важно применять тематическую дифференциацию. Это позволит учесть индивидуальные интересы и уровень понимания подростков, обеспечивая их лучшее понимание и адаптацию к меняющемуся правовому ландшафту. Подростки, обладающие хорошим уровнем правового знания, будут лучше подготовлены к взрослой жизни в условиях постоянно меняющегося и усложняющегося правового поля.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

Представляется важным констатировать, что при осуществлении правового просвещения важное значение имеет тематическая дифференциация.

Ранняя интегрированность несовершеннолетних в правовую среду является важным фактором в формировании правосознания и развитии юридической культуры с самого раннего возраста. Познание основ права и законности помогает молодым гражданам лучше адаптироваться в обществе, осознавать свои права и обязанности, а также вести себя законопослушно [5].

Ранняя интегрированность несовершеннолетних в правовую среду является ключевым элементом в стратегии правового просвещения, направленной на формирование законопослушного и ответственного гражданина. Это важный шаг на пути к созданию справедливого и правопо-рядочного общества [6].

Использование тематической дифференциации в процессе обучения может помочь сделать правовое просвещение более эффективным и интересным для несовершеннолетних, учитывая их индивидуальные интересы и уровень понимания.

Правовая грамотность является важным аспектом подготовки несовершеннолетних к взрослой жизни. Для формирования общества, основанного на принципах законности и справедливости, необходимо внедрять правовое образование с раннего возраста. При этом важно охватить широкий спектр вопросов, чтобы подготовить молодых людей к различным жизненным ситуациям.

При проведении правовых уроков для школьников важно учитывать их тематику и круг освещаемых вопросов. Так, могут проводиться уроки на в целях:

• Понимания основ уголовного и гражданского права, которые помогут несовершеннолетним осознавать последствия своих действий как для себя, так и для окружающих.

• Знания своих обязанностей и прав, которые помогут несовершеннолетним быть более ответственными и защищенными в юридическом смысле.

• Обучения правовым аспектам безопасного использования интернета и цифровых технологий.

• Ознакомления молодежи с экологическим и трудовым правом, которые также являются важными аспектами, охватывающими вопросы охраны окружающей среды и трудовых отношений соответственно.

• Понимание основ прав потребителей и жилищного права, что поможет несовершеннолет-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

ним быть грамотными в вопросах потребительских отношений и жилья [7].

Тематическая и возрастная дифференциация правового просвещения позволяет эффективно подойти к формированию правовой грамотности несовершеннолетних, адаптируя материал под интересы и уровень знаний каждого отдельного учащегося. Это способствует более глубокому пониманию и усвоению правовой информации, что важно для формирования полноценного члена общества [8].

Возрастная дифференциация является важным аспектом в обучении правовой грамотности у школьников. Различие в возрасте и уровне развития требует индивидуального подхода к выбору тем и методов обучения:

• В начальной школе основной акцент делается на формировании базовых понятий о правах и обязанностях, а также основных нормах поведения в обществе.

• В средних классах у обучающихся формируются общие представления о государстве и праве.

• В старших классах школы обучение становится более специализированным, вводятся темы, связанные с трудовым правом, правами потребителей, а также правовыми аспектами интернета и цифровых технологий.

Темы для внеаудиторной работы требуется формировать с учетом школьной программы. Так, ученики начальной школы начинают плавное изучение правовой материи на уроках окружающего мира, поэтому важно формировать материал для работы по повышению правосознания на основе имеющихся знаний [9].

Использование различных тем и методов в зависимости от возрастной категории является ключевым для успешного формирования правовой грамотности у школьников. Это позволяет учитывать уровень психологического и интеллектуального развития учащихся, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

Данное утверждение подтверждает работа по повышению уровня правосознания школьников «школы правовых знаний» КГУ им. К.Э. Циолковского. Применение «школой» различных методов подачи информации, положительно сказывается на уровне вовлеченности школьников на материале. Также особо примечательно, что уроки по повышению правовой грамотности проводятся студентами-юристами, высших учебных заведений, то есть практически сверстниками, это снижает барьер между лектором и аудиторией.

Для эффективного обучения правовой грамотности школьников важно применять разнообразные методы подачи информации. Различные

методики позволяют сделать процесс обучения более интересным и понятным для учащихся разного возраста.

Традиционный лекционный метод подразумевает передачу теоретической информации в форме устного изложения, к сожалению, такой метод не приводит к качественному результату от занятий.

Поэтому для получения наибольшей концентрации школьников на материале стоит использовать дифференцированные методы подачи информации исходя из возраста обучающихся [10].

Например, для обучающимся младшего звена необходимо давать облегченный материал, содержащий лишь принципы права, без указания на конкретные нормы права, при этом используя различные интерактивные методы, такие как игры, видеоролики и т.д.

Для обучающихся среднего звена представляться возможным подготовить более насыщенный формат правового просвещения. Например, ролевые игры с инсценировкой судебных заседаний, фрагменты правовых документов фильмы

Для учеников старшей школы стоит подобрать формы, которые их могут заинтересовать в изучении права, а также в выборе своей будущей профессии. Например, могут устраиваться визиты в правоохранительные органы, участие в круглых столах и конференциях на тему права.

Также, для оценки полученных знаний и оценки проведенного урока следует проводить тестирование, которое может включать письменные и устные тесты по изученному материалу.

В конце проведенного занятия обязательно использование различных методов рефлексии помогает как учащимся, так и педагогам лучше понять уровень усвоения правовой информации, что важно для дальнейшего улучшения процесса обучения и достижения образовательных целей.

Заключение

Правовая грамотность является краеугольным камнем формирования осознанных и ответственных граждан, способных эффективно функционировать в современном обществе. Процесс правового образования несовершеннолетних требует тщательного и продуманного подхода, что было продемонстрировано в данной работе через анализ различных аспектов этого процесса.

Было выявлено, что тематическая и возрастная дифференциация, а также использование разнообразных методов подачи правовой информации и методов рефлексии, существенно улучшают качество и эффективность правового просвещения. Анализ различных тем, включая расширение сферы правового регулирования и

усложнение правовой информации, позволил подчеркнуть важность глубокого и всестороннего изучения правовых вопросов с раннего возраста.

Рассмотрение опыта школы правовых знаний (ШПЗ) подтвердило положительный эффект от интеграции правовых знаний в школьную программу, адаптированной под возрастные особенности учащихся. Различные методы оценки и рефлексии, в свою очередь, помогают выявить уровень усвоения правовых знаний учащимися.

В целом, данная работа подчеркивает важность комплексного и многоаспектного подхода к правовому образованию несовершеннолетних. Это вложение не только в будущее каждого отдельного учащегося, но и в формирование правовой культуры общества в целом. Систематическое и качественное правовое просвещение является важным шагом на пути к созданию справедливого и законопослушного общества.

Список литературы:

[1] Широ С. В. Правовая культура несовершеннолетних: содержание и особенности формирования в процессе образования // Известия ВГПУ. 2021. № 10 (163). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravovaya-kultura-nesovershennoletnih-soderzhanie-i-osobennosti-formirovaniya-v-protsesse-obrazovaniya (дата обращения: 24.10.2023).

[2] Атагимова Э. И., Фёдоров И. Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nravstvenno-pravovoe-vospitanie-i-pravovoe-prosveschenie-v-sovremennoy-shkole-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 24.10.2023).

[3] Морозов И. К. Особенности правовой глобализации в современном мире // Концепт. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-pravovoy-globalizatsii-v-sovremennom-mire (дата обращения: 24.10.2023).

[4] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

[5] Терентьев Д. Е., Терентьева Н. Ю. Проблемы формирования правосознания современной молодежи // Дневник науки. 2023. № 10. URL: http://www.dnevniknauki.ru/images/ publications/2023/10/law/Terentyev_Terentyeva.pdf (дата обращения 24.10.2023).

[6] Корягина С. А. Юридические основы противодействия вовлечению несовершеннолетних в преступную деятельность // Baikal Research Journal. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/yuridicheskie-osnovy-protivodeystviya-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

vovlecheniyu-nesovershennoletnih-v-prestupnuyu-deyatelnost (дата обращения: 24.10.2023).

[7] Мосина Е. В. Система внеклассной и внешкольной работы по правовому образованию школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-vneklassnoy-i-vneshkolnoy-raboty-po-pravovomu-obrazovaniyu-shkolnikov (дата обращения: 24.10.2023).

[8] Хачароева А. Х., Хунарикова П. Х., Пого-ров Б. А. Особенности формирования правовой грамотности обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-pravovoy-gramotnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 24.10.2023).

[9] Долинина И. Г. Формирование политической культуры: опыт методологического конструирования. Пермь: ПГНИУ, 2011. 336 с.

[10] Магомедова Е. А., Воробьева М. О., Терентьев Д. Е. Правовое воспитание несовершеннолетних как средство профилактики их противоправного поведения // Дневник науки. 2022. № 7. URL: http://dnevniknauki.ru/images/ publications/2022/7/law/Magomedova_Vorobyova_ Terentyev.pdf (дата обращение 10.11.2023).

Spisok literatury:

[1] SHiro S. V. Pravovaya kul'tura nesovershen-noletnih: soderzhanie i osobennosti formirovaniya v processe obrazovaniya // Izvestiya VGPU. 2021. № 10 (163). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-vaya-kultura-nesovershennoletnih-soderzh-anie-i-osobennosti-formirovaniya-v-protsesse-obra-zovaniya (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[2] Atagimova E. I., Fyodorov I. N. Nravstven-no-pravovoe vospitanie i pravovoe prosveshchenie v sovremennoj shkole: problemy i puti resheniya // Monitoring pravoprimeneniya. 2016. № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-pravo-voe-vospitanie-i-pravovoe-prosveschenie-v-sovre-

mennoy-shkole-problemy-i-puti-resheniya (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[3] Morozov I. K. Osobennosti pravovoj glo-balizacii v sovremennom mire // Koncept. 2018. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos-ti-pravovoy-globalizatsii-v-sovremennom-mire (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[4] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (red. ot 25.12.2023) // SZ RF. 2012. № 53. St. 7598.

[5] Terent'ev D. E., Terent'eva N. YU. Problemy formirovaniya pravosoznaniya sovremennoj molo-dezhi // Dnevnik nauki. 2023. № 10. URL: http://www. dnevniknauki.ru/images/publications/2023/10/law/ Terentyev_Terentyeva.pdf (data obrashcheniya 24.10.2023).

[6] Koryagina S. A. YUridicheskie osnovy pro-tivodejstviya vovlecheniyu nesovershennoletnih v prestupnuyu deyatel'nost' // Baikal Research Journal.

2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yuridicheskie-osnovy-protivodeystviya-vovlecheni-yu-nesovershennoletnih-v-prestupnuyu-deyatelnost (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[7] Mosina E. V. Sistema vneklassnoj i vnesh-kol'noj raboty po pravovomu obrazovaniyu shkol'nikov // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment.

2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sis-tema-vneklassnoy-i-vneshkolnoy-raboty-po-pravo-vomu-obrazovaniyu-shkolnikov (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[8] Hacharoeva A. H., Hunarikova P. H., Pogorov B. A. Osobennosti formirovaniya pravovoj gramot-nosti obuchayushchihsya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 70 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennos-ti-formirovaniya-pravovoy-gramotnosti-obuchayus-chihsya (data obrashcheniya: 24.10.2023).

[9] Dolinina I. G. Formirovanie politicheskoj kul'tury: opyt metodologicheskogo konstruirovaniya. Perm': PGNIU, 2011. 336 s.

[10] Magomedova E. A., Vorob'eva M. O., Terent'ev D. E. Pravovoe vospitanie nesovershennoletnih kak sredstvo profilaktiki ih protivopravnogo povedeniya // Dnevnik nauki. 2022. № 7. URL: http://dnevniknauki.ru/ images/publications/2022/7/law/Magomedova_Vorobyova_Terentyev.pdf (data obrashchenie 10.11.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.