Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА: СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ТРАНСКОВИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА: СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ТРАНСКОВИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ильин В.В.

Учитывая скверную отечественную политико-социальную онтогенетику, - отсутствие невыработанного в веках общезначимого кодифицированного регламента смены первых лиц у кормила правления, - транзит власти в России всегда, во все времена представляет острейшую гражданскую проблему. Определенная оптимизация ситуации связывается с необходимостью ненасильственной реорганизации modus gubernandi по вектору усиления амортизирующего отношения «народ-государство» институционального начала. Путь от порочного исторически всецело дискредитированного тоталитаризма к демократии опосредуется не пресловутой фазой авторитарного патернализма, но фронтальным развертыванием народоправия, обеспечением простора «низовой» инициативы в порядках вовлечения и участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHILOSOPHY OF A CRISIS: A STRATEGY FOR THE SOCIAL DYNAMICS OF TRANSCOVID REALITY

Taking into account the bad domestic political and social ontogenetics - the absence of a universally valid codified regulation for changing top officials at the helm of the board, which has not been worked out for centuries - the transit of power in Russia has always, at all times, been an acute civil problem. A certain optimization of the situation is associated with the need for a non-violent reorganization of modus gubernandi along the vector of strengthening the amortizing “people-state” relationship of institutional origin. The path from the vicious historically completely discredited totalitarianism to democracy is mediated not by the notorious phase of authoritarian paternalism, but by the frontal deployment of popular justice, ensuring the scope of “grassroots” initiative in the order of involvement and participation.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ КРИЗИСА: СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ТРАНСКОВИДНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

DOI: 10.15643/libartrus-2021.6.1

Философия кризиса: стратегия социальной динамики трансковидной реальности

© В. В. Ильин

Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» Россия, 132182 г. Москва, площадь Академика Курчатова, 1.

Email: vvilin@yandex.ru

Учитывая скверную отечественную политико-социальную онтогенетику, -отсутствие невыработанного в веках общезначимого кодифицированного регламента смены первых лиц у кормила правления, - транзит власти в России всегда, во все времена представляет острейшую гражданскую проблему. Определенная оптимизация ситуации связывается с необходимостью ненасильственной реорганизации modus gubernandi по вектору усиления амортизирующего отношения «народ-государство» институционального начала. Путь от порочного исторически всецело дискредитированного тоталитаризма к демократии опосредуется не пресловутой фазой авторитарного патернализма, но фронтальным развертыванием народоправия, обеспечением простора «низовой» инициативы в порядках вовлечения и участия.

Ключевые слова: социальная динамика, модернизация, демократизация.

Развертывание теоретизирования в любой теоретико-подобной (сочинительской) fiction-сфере обеспечивается внутренними инвариантами отправления теоретизирования. Если брать ядро научного опыта, в математике это - требования инвариантности, ковариантности формальных преобразовании; в естествознании - регулятивы сохранения базовых предметных параметров. Если брать ядро ненаучного опыта, в народном фольклорно-эпическом, легендарном исполнении - сказке, по Проппу, (невзирая на богатство воображения, простор фантазии) - всего 7 капитальных фигур-персонажеи с 31 функцией художественно-литературное исполнение, по Борхесу, тематически покрывается 4 ареалами, вбирающими палитру хара ктерных заявлении.

Сходное оправданно относить к обществознанию, говоря слогом Горького, - решающему константную задачу - понять, постичь, догадаться о будущем человечества (в тесном смысле -страны), его судьбе (в тесном смысле - народа), его роли в истории (большом-малом времени). Исходя из сказанного, поисковые усилия научно ориентированнои (не прорицательно-пред-рекательнои, но прогнозно-предсказательнои) футурологии правильно ограничивать внутренне связанными контурами: общечеловеческое (А), национальное (В) возможное грядущее.

(А) выполняется ресурсом наднациональнои биографии (неубоясь выспренного), - агиографии рода.

Ощущение полного счастья, указывал М. Твен, отличает самочувствие идиота; избегающее обретения последнего человечество исповедует весьма критичное настроение: мы живем не так, делаем не то.

На данное невдохновительное обстоятельство указывает совокупный опыт, материализацию которого предваряет утопия. Ошибается Камю, сводившии ее назначение к обслуживанию цинизма. Обуреваемая высокими гуманитарными устремлениями она, напротив, тщится

привить человечеству совершенные начала общежития: вспоминая ап. Павла, назидавшего в 1 послании к Тимофею, - согласующиеся с любовью от чистого сердца, доброй совестью, нелицемерной верой [13]. Чурающаяся пасторских наставлении податливая высшая сфера мироздания, однако, уклоняется от пути праведного: отступает в пустословие, неверие, злонравие, бесчинствование с печальным финалом: разрушением самопонятия собственного исключительного призвания.

Справедливость отмеченного - дихотомизация порядков реального и желаемого существования; фактичности (того, что есть) - контрфактичности (того, что должно быть - в т.ч. по декларациям утопии). Итак, -

мы живем: надлежит жить:

- по праву; - по правде;

- по собственности; - по бессобственничеству;

- по государству; - по безгосударственности (свободной ассоциации);

- по труду; - по творчеству;

- по принуждению; - по свободе;

- по хремастике; - по экономике;

- по природоистреблению; - по природосохранению;

- по партикулярным целям; - по универсальным ценностям. Etc.

Нечто безусловное, на что ориентирует (А), - усиление императивного пласта человеческого самосознания по части инспирирующеи интенции на саморазвитие, гуманитарный прогресс, бесконфликтное, незатратное процветание.

Доктринальное значение утопии в наше время - обеспечение человеческого единства мира: принятием разнообразия, терпимости, отказом от наступательного господства, хищного владельчества, - в тональности «мы нужны друг другу» приближается конкордия чело-веко-природного, человеко-человеческого взаимодеиствия.

В языке модальнои логики - потребное деонтически-алетическое воплощение, фундируемое гораздо более глубокими соображениями философскои каталектики.

В отличие от финитных обществоведческих доктрин трансфинитная (метафизическая) каталектика осваивает «беспредельное» - осваивает финализациеи мирового цивилизацион-ного процесса, привлекая внимание к неким завершающим, граничным точкам. Эвристическое значение такого модельного хода (по аналогии с проективнои геометриеи, допускающеи экзотическую «несобственную точку», где пересекаются все (!) - в т.ч. «параллельные» - линии) - прояснение устремленности общечеловеческого мегаразвития на специфические идеально-типические фикс-пункты, на которые стягиваются все силовые предпринимаемых плодотворных движении.

Каталектика - абстрактная теория «воплощенною» совершенности - «богочеловечно-сти»,- освещающая человеческое неотраженным светом родовых сосредоточении.

Поскольку на роль полноценнои представленности идеального в реальном ни конкретные лица, ни конкретные социумы претендовать не могут, расширяется масштаб рассуждении, укрупняется сектор обзора: фокус внимания перемещается с частеи на целое - мелкотравчатые дериваты обозримых деиствии, порождения эгоистичных целеи толкуются сквозь призму соот-ветствования необозримои деятельности, альтруистичным предельным ценностям.

Стандартные конденсаты продуктивности, сгустки на поверхности респектабельнои активности, аккумулируемые содержимым наличных человекоразмерных Umwelt, Menschwelt,

Lebenswelt, инкорпорированного в контекст производительного потенциала Naturwelt, - получают благотворную санацию влиянием Wertswelt [4,8] (где человечество как род, используя мысль Гуссерля, рассматривается сквозь призму «бесконечных задач»). Концентрат «святости» - совокупньш ценностньш мир направляет усилия ума и сердца на выстраивание благополучия. Человек перестает быть игрушкои в руках судьбы перемещением акцента с локально на тотально конституируемую рациональность.

В локально созидаемом сущем предопределен примат и диктат обеспечивающих случаи-ныи интерес целеи. На данном вольготном поле пышным пустоцветом цветут цветы своекорыстия, шкурничества. Произрастают лишенные завязеи, не дающие плодов несбалансированные проекты державного (беспрестанный экономическии рост), регионального («золотои миллиард») якобы «устоичивого», а на поверку диспропорционального, дисфункционального, деструктивного развития. Образчик корыстного противостояния локального - глобальному -та же пресловутая партия выработки как бы сдерживающих мер по ограничению вредных выбросов в окружающую среду, недопущению изменения климата и проч.

Важно понять: продуктивный процесс как таковои не может быть отшлифован паллиа-тивнои трансформациеи целеи. Ввиду локальности цели налаживают целесообразные, однако локальные же деиствия: скажем, требуется соблюдать квоты на загрязнение атмосферы, производство патогенных отходов; между тем государства не свертывают архаичную индустрию, а торгуют преференциями, стимулируют вывоз отходов на сопредельные или удаленные территории.

Приемлемо? В локале - да, в глобале - нет. Замыкая решение судьбоносных проблем на близлежащую целесообразность, одни страдающие ищут выход из затруднительнои ситуации перекладыванием неприятностеи на плечи других страдающих. Выигрыш в частном? Вроде бы. Проигрыш в общем? Несомненно.

Коль скоро близорукии иждивенческии способ «легитимного» снятия цивилизационных проблем безуспешен, активируется линия дальнеперспективного взгляда, обслуживающего интересы не «социально-разумных» фрактур, а консолидированнои социально-разумнои ассоциации. Родовая проекция разумодеятельности, взыскуя перемещения концепционного моделирования с фактора «цель» на фактор «ценность», обогащает рассмотрение благодатным отнесением преходящих относительных фигур опыта к непреходящим «абсолютным» (инвариантным) его фигурам, с которыми сообразуется, в которые встраивается не ординарный homo farber, но неординарный homo aestimator.

Как видно, каталектика есть регулятивная философская теория деятельностного родового предела, доктрина продуктивнои преобразовательности и преобразовательнои продуктивности.

Подобно всякои конструкции регулятивных отношении она сосредоточивается на фиксации не столько целевои, сколько ценностнои определенности. Подобно всякои конструкции предельных отношении она сосредоточивается не столько на конечном постоянном значении, сколько на процессе неограниченного к нему приближения.

Ядро ее концептуального строя - идея устремления, близости к некоторои наперед задан-нои граничнои позиции, описываемои в терминах родовои значимости.

Намечаемое каталектикои состояние (А) - работоспособный идеальный тип, шкалирую-щии реальные данности согласно мере приближенности-удаленности их эмпирических признаков к эталонным.

Точки схождения-расхождения одного с другим, прибегая к соображениям Вебера, правомерно расцениваются как отклонения фактического от деонтологического.

Только один пример. По решению саммита по климату ООН СОР 26 в Глазго для достижения углероднои неитральности, декарбонизации экономики в ближаишее время предполагается выделить от 100 до 150 трлн. долл. Таким шагом мировое сообщество недвусмысленно подводит ясную и явную черту под углеводороднои эрои. На данном фоне совершенно невнятна линия России, в доктрине энергетическои безопасности которои к 2035 г. предусматривается получение лишь 4% энергии из возобновляемых источников. Отказ-неотказ от ископаемых видов топлива, - это и есть соответствие-несоответствие реальных прецедентов идеальным принципам, востребующее специального философского, обществоведческого изучения, как кто-то вписывается, а кто-то не вписывается в мегатренды общечеловеческого прогресса.

Впрочем, поджимают сроки. По нехитрым подсчетам, планетарная ниша обеспечивает сносное существование около 9 млрд. людеи; расчетная цифра достигается к 2050. Земля, на которои мы крепко стояли и стоим, способна уйти из-под ног через какую-нибудь треть века.

В предотвращение ресурсного, средового коллапса отрабатываются внекаталектические рычаги расширения-сжатия жизненного пространства:

- освоение близлежащего космоса (что по трезвом размышлении выглядит (пока!?) только возможным);

- искусственное прорежение популяции агрессивными средствами локальных воин (статистически львиную долю всемирнои истории составляли воины: из 3.5 тысячи лет обо-зримои цивилизации 3.2 тысячи лет приходилось на воины, мирное существование занимало всего 0.3 показателя; казалось бы, разумное требование учреждения «вечного мира» объективировалось, говоря по-гегелевски, обманчивым сходством с реальностью, выражаемым среднестатистическим: всякии послевоенный мирньш договор деи-ствовал примерно 2 года), механизмом пандемии (что по трезвом же размышлении, принимая во внимание происходящее, выглядит вполне деиствительным).

Триггерные точки кристаллизации общественного недовольства, учет иммерсивного достатка в социальнои сфере гражданскои смелости для коррекции, трансформации устанавливаемого всемирнои властью гуманитарно ущербного порядка, потенциальное рассеяние угне-тающеи атмосферы вселенскои вавилонскои сумятицы, перспективы торения новых обнадеживающих путеи, - отработка указанных и сопряженных с ними принципиальных устоев существования производится в оптике национального устроения.

(В) - программирование включает как типологические, так и специфические атрибуции.

Используя непараметрические методы непосредственнои оценки и проверки проявлении неких общих своиств общесоциальнои управленческои, властнои деятельности в современ-нои кризиснои ситуации в их отнесении к результатам наблюдении сопутствующеи реакции на них граждан, допустимо говорить о нормальном распределении, казалось бы, случаиных поведенческих величин.

Последнее оправдывает эксплуатацию полезного концепта властного (устроительного) пространства как логически мыслимои среды многообразных общественных акции. Применительно к предмету обсуждения комбинирование данным концептом обслуживает потребность генерализации различных общественных инициатив системами более или менее точных аналитических идентификации.

В многообразии конкретных манифестации социально-политического опыта позволительно фиксировать репрезентативные структурно подобные события, характеризующие усилия акторов в текущии момент времени. Событииное пространство, таким образом, представляется фазовым многообразием в совокупности своих преимущественных состоянии описываемых типологическими - изоморфными функциями.

Исходя из стандартного толкования функции как способа связывания одних величин с другими, отметая детали, скажем, что область значения властных силовых полеи в наличных точках мирового пространства задается однозначным соответствием независимых переменных (аргументы) зависимым (область задания).

Располагая под аргументами уровни субъективности (лицо, общество, сообщество), а под областью задания административно-бюрократические мероприятия ковид-регулирования межсубъективного взаимодеиствия, - получим искомое: текущии отрезок современного времени характеризуется универсальнои интригои против человечества.

Дадим пояснение включенным в формулировку понятиям:

- «универсальность»: на авансцену выходит средневзвешенный агент неподотчетнои народу (вне)надправительственнои чиновнои серократии, узурпирующии руководство общественнои жизнью;

- «интрига»: семантическая неблаговидность когниции, несущая оттенок «происки», обусловлена удостоверением качества: а) участников дела - корыстных игроков - проводников интересов аффилированных с коррумпированным «крапивным семенем» монопольных платформ-гигантов bigfarm, bigcipher, bignet, bigtech, наживающихся на страданиях населения; б) самого дела - насаждения обезличивающих тоталитарных матриц под бездушно-бездумного цифровизированного сапиента-биоробота;

- «против человечества»: культивация покорного носителя «административных представлении», лишенного историческои, культурнои, национальнои памяти, граждан-скои солидарности, расчеловеченного двуногого (ср.: тварь дрожащая), - в чем, если не в этом, состоит развязываемая властью фронтальная воина с человеческим в человеке?!

На редкость консолидированно деиствующая мировая правительственная котерия, навязывающая овамо и семо «реитинги социальнои надежности», получает достоиньй отпор по всем сторонам горизонта. Пафос протестных движении (уличные выступления на Западе, «народные послания» президенту в России) - неприятие общественностью артикулируемых тенденции одеть ярмо и загнать в стоило, - лишить способности «жить тревогои» (Брюсов), отменить свободу как «право не лгать» (Камю), упразднить appetitus societatis, разрушить рычаги влияния на политическую и технологическую монополию; или в более рельефном смысле - поместить историю человечности в теснины вытравливающих человекоемкое «4К».

Сложносокращенное слово «4К» охватывает модусы (топосы, локусы) деформированнои, разрыхленнои самости, где das Selbst перестает принадлежать себе. Здесь:

- коика, на которую мы попадаем, вручая будущее в меру осмотрительным эскулапам;

- келья, в которую мы заточаемся, уходя от забот мира;

- каземат, куда нас все более массово, волюнтарно, безнадежно помещают за прегрешения;

- казарма, которая, утрачивая значение специального воинского помещения, становится подобием распорядка существования.

Над «4К» довлеет пятое «К» - кладбище, ужас оказаться в черте которого подогревается умело режиссируемый атмосферой нагнетаемого животного страха.

Есть ли выход?

Беды преодолевают разногласия; и власть, и народ - в однои лодке, не допускающеи дальнейшего опасного раскачивания. Как говорил Гоия: «У меня нет ни зрения, ни силы, ни пера, ни чернильницы - ничего, кроме силы воли, которои избыток».

Подобно Гоие мы потеряли практически все: власть - доверие народа, народ - доверие власти. В избытке - одна воля, - воля реализовать родовое назначение: жить! И она должна быть исполнена.

Специфические атрибуции потенциального национального устроения рассмотрим на материале отечественнои ситуации.

Бравые пропагандисты-вещатели, назоиливые политинформаторы-комментаторы всех мастеи от Соловьева до Соловья, от Киселева до Фишмана утыкаются в стену апологии-антиапологии персонифицирующих власть лиц (первого лица). Между тем профессиональный об-ществоведческии анализ, избегая блуждании в current events, не работает в стилистике: или «...», или Христос. Сюжетньш круг его рассмотрении - предметно, но не индивидуально специфицируемые реалии относительно перспектив народнои державы в связи с ожидаемои неиз-бежнои трансформациеи деиствующеи (исключительно институционально^ власти.

В фокусе внимания, таким образом, - тема: осложненный отсутствием легитимного-прозрачного, формализованного, предсказуемого - регламента смены властвующих элит, - транзит власти. Учитывая скверную отечественную онтогенетику (от монархизма до коммунизма и либерал-демократизма) сращения государственнои и персональнои судьбы, актуализируется практическая задача, - в момент «Х» предотвратить (не как в прошлом веке, когда государственность три раза обваливалась в результате изменения цвета флага на башне) государ-ствоотступничество, впадение в смуту, всплеск окраинного сепаратизма, автономизма, национализма, противоправное мародерство.

Дабы не оставаться один на один с в очереднои раз обманутым народом, власть завораживает его самостоянье энтузиазмом «сильных» державных идеи.

Использование множественного числа в предыдущеи мысли, скорее всего, избыточно. Предлагаемый правителями демосу репертуар традиционен и скуден: в разных аранжировках муссируется едва ли не единственный мотив исключительности - всеспасительного миссио-низма-мессионизма. В повышательных фазах странового развития - авангардные проекты мирового господства: от особои (!) континентальнои (оплот «священного монархического союзничества»), планетарнои (оплот «мирового коммунизма») роли до особои (!) космическои (оплот «вселенского спасения») роли. В понижательных фазах странового развития - арьергардные проекты предвкушения скореишего перехода в повышательную фазу с тои же погуд-кои - неумолимым разыгрыванием сакральнои имперскои карты.

Предусловиями реставрации хорошо верифицируемых подспудных качании имперского маятника в отечественнои истории являются, как ни странно, «естественные» причины:

- объективные: большое, мощное государство, стяжающее 1/6-1/8 планетарнои суши, располагает колоссальным кинетическим активом, без учета которого практически не решается буквально ни один вопрос мировои гегемонии;

- субъективные: de facto пожизненная, de juro неограниченная власть предводителеи отечества, на каком-то витке собственнои дереализации поддающихся искушению

примерять тогу путеводителеи человечества - устанавливать персональный «избран-ническии» диктат, своим полным насилием обращенный в две стороны: внутреннюю -закабаление сограждан; внешнюю - закабаление инограждан.

Не углубляясь в серьезный, однако для наших рассуждении все-таки боковои сюжет «империя», ограничимся подчеркиванием того для нас несомненного обстоятельства, что, как таковая, империя - высококачественный, но принадлежащии прошлому продукт цивилизаци-онного развития.

(1) империю как концентрированный униполь влияния в социальном отборе вытесняют иррадиированные полиполярные центры согласия. (2) преимущество рычага геополитического переформатирования мира с все возрастающеи тенденциеи демонстрирует уровень не силового, а гуманитарного величия. (3) технология имперостроения, созидания имперских тел краине затратна, сопряжена с некомпенсируемыми рисками, потерями, уронами.

Применительно к современнои России по вышесказанному:

(1) ввиду противостояния местных элит, отсутствию ценностных идентификации в самосознании граждан, активному внешнему противостоянию - с программои реставрационизма (во всяком случае пока) следует распрощаться во всех допустимых вариантах:

а) «Великая Россия», собираемая на всеи дистанции отечественнои истории от Данило-вичеи до Сталина (Урянхаискии краи, Калининград);

б) Россия (СССР) - страны СЭВ - Варшавского Договора;

в) СНГ - брать под хозяиственно-культурныи патронат несамодостаточные, малоразвитые, конфликтные территории бывшего СССР - верх безрассудства;

(2) россиискии путь (пока!?) не выказывает каких-то весомых цивилизационных преимуществ по капитальному индексу человеческого развития; согласно показателю уровня жизни, страна располагается на непристижном 52 месте в мире;

(3) необходимость держать, а значит, - содержать подведомственные подчиненные просторы - ультраобременительная задача. К 1997 г. (дате вступления в Парижскии клуб) Россия имела «имперских» активов на 150 млрд. дол. Паушальный долг зависимых, вассальных стран - некая джентельменская плата за предоставленные услуги - великодержавные амбиции. Итог?

В сухом остатке, по условиям членства в означеннои организации, обязавшаяся списать (Вьетнаму, Ираку (!), Кубе, Ливии (!), Сирии, Алжиру, Афганистану, КНДР) львиную долю заимствовании Россия претендует лишь на 5% первоначальнои суммы (примерно 8 млрд. дол.). На условиях безвозмездного содержания в «империю» колония может быть и поидет, однако нужен ли эксперимент метрополии?

Своим седативно-отрезвляющим эффектом мораль однозначна и строга: «плотно открытая» дверь империи манит, но за неи никого не ждут!

Из большои тучи не может лить маленькии дождь. На «империю», конечно, не стоит вешать хлесткие ярлыки «сбитый летчик», «пустая, хоть и звонкая, фраза», но - по дальновидному анекдоту «летом, мальчик, летом», от истового участия в обмирщении чванливых проектов «III Рим», «III Интернационал» осмотрительно отказаться. Хотя пагуба соблазняет, требуется признать: имперская идея особои роли России в современном мире ввиду рокового несоответствия кажущеися «высоты» замысла подлинному условию его «низового» воплощения не может быть признана национальнои идееи.

Тем не менее.

Научная любознательность сподвигает на уточнение: во что конвертируются имперские амбиции? Каким прозаизмом тщании замещается упование надежд?

Приступая к освещению предмета: если не империя, то - что? - сделаем полезное предварительное замечание.

Совокупный национальный опыт, который надлежит слышать как молитву, de profundis с1ата^ главное - сберечь еще не растраченное. В лице не заклятых идолов трансцендентнои империи, аутентичного «несокрушимого» могущества, но жизненно важных начал народного преуспеяния.

Устоичивость нашего общества в коллизиях потрясении обеспечит не выбор силы, но сила выбора. В данном гражданском параллелизме - залог успеха, а значит, - национальная цель, национальное откровение.

В стереоскопии сказанного и требуется тематизировать событииную канву, многофакторность сцеплении-хитросплетении общественно-личного. Транзиту власти необходимо сообщить не субстанциональную, а функциональную редакцию; судьбу власти и судьбу державы раз и навсегда следует кардинально развести.

Власть переменна, закон ее изменения - формальный регламент периодичного представительного обновления. Держава постоянна, закон ее изменения - неформальный регламент периодичного модернизационного обновления. Общественный авторитет, электоральные интересы - одно; индустриальный прогресс, социальный комфорт - несколько иное. Верно: одно с другим должно быть согласовано-связано через благотворную поощряющую деятельность институтов, озабоченных совершенствованием и власти, и державы.

Должно бы1ть... Однако же...

Грандиозная цивилизационная провокация ковид-испытании - возрастание закрытости, разобщенности [6, 7, 9], прямым экзистенциальным последствием имеющая в сегменте (А) -сдвиг в сторону тоталитаризма: апологии-технологии подконтрольного (во имя порядка!) социума с интенсивно дрессируемои покорностью; в сегменте (В), - используя образ «Волшеб-нои горы» Т. Манна, - усиление символического противостояния «горы» и «равнины», но в отличие от романного решения, - двух типов мироориентации досадно поврежденных сообществ, зараженных одинаково вирулентными носителями - вирусами гражданскои «подмо-розки» - главное - «строгость, строгость и строгость», и травматическои телеснои разупоря-доченности.

Пьяные от неодержанных побед наступают на молитвенно сложивших руки. Цель атаки -достижение вожделеннои «добродетели» любого населения - состояния, когда оно «не шевелится».

Исход битвы, кажется, предрешен, что походило бы на правду, если бы не одно «но» - мобилизующее присутствие духа. Говоря словами Г. Манна («Зрелые годы короля Генриха IV»), -в часы суровых испытании наиболее стоикие не теряют мужества посреди жестокои схватки, где столько врагов на них ополчилось.

Несмотря на высокии уровень летальности, как отмечалось выше, ширится круг протестантов, чье поведение оправдывается общим неприятием этатистских, авторитаристских антидемократических эскапад.

В Отечестве дело усугубляется традициеи персонификации щепетильных вопросов правления, что придает перекличке (вроде бы преодоленного - уроки оттепели, перестроики) прошлого и современности в процедуре транзита власти дополнительную пикантность.

Как бы то ни было, по ранее оговоренному, - избранный нами способ движения в гражданском материале, - оценка деянии не лиц, но «обезличенно» деиствующих институтов, позволяющая составить более или менее трезвое понятие механизма кратократическои трансформации безотносительно «фона личности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Что до последнего, руководствуясь максимои: реформа календаря увеличивает срок беременности, - укажем лишь на такие наиболее мягкие технологии осуществления транзита без прямых выборов, т.е. без «механизма» транзита, как учреждение: а) нового политического субъекта международных отношении - союзного государства (с объявленными и еще не объявленными участниками); б) нового высшего управленческого органа - Госсовета - со сверхполномочиями его председателя).

Компенсированный тип социальнои динамики, препятствующии разворачиванию событии от плохого к худшему, обеспечивается реализациеи следующеи вразумляющеи повестки.

1. Смена власти в Отечестве всегда - тревожное и тревожущее мероприятие, ламинарному проведению которого способствует оформление лояльнои коалиции. Поскольку на подмостках политического ристалища народ (пока?!) не играет (досадная, но трезвая констатация), необходим прагматическии конкордат управленческои, финансовои элиты. Власть в идеале договаривается с обществом; общество (в нашем случае - вынужденно-верхушечное сообщество) в идеале устанавливает формально конституируемую народом власть.

2. Философское (метафизическое) метасознание своими эсхатологическими предрекани-ями периодически тревожит общество, власть. Соловьев беспокоил наступлением «антихриста»; Мережковскии - «чумазого» - «грядущего хама»; Маркузе - то молодежи, то III мира. В настоящии момент современнои национальнои истории впору озабочиваться наступлением олигархии.

Социальная поляризация - кричаща; бедность населения - не подобающа; капитальные индикаторы социальнои справедливости (децили, квинтили, коэффициенты Джини) - не нормальны.

Состояние 22 отечественных мультимиллионеров оценивается в 23.154 трлн. руб., тогда как размер федерального бюджета на 2021 г. - 21.52 трлн. руб.; общая сумма депозитов населения в банках - 21.724 трлн. руб. Обоидемся без комментариев.

Или власть вместе с обществом повернется лицом к народу, или народ, отвернувшись от власти и общества, повернется (в очереднои раз) к ...коммунизму. К коммунизму поворачиваются тогда, когда все другие варианты коренных переломов обнаруживают безысходность.

3. Регламент рекрутирования во власть, элиту не отвечает непотизму; ни одно, ни другое в наши дни не оформляется по порядку «наследования».

Монархическое правило коронования как «телесное предприятие» некогда высмеивал Маркс: «Наследственность государя вытекает из его понятия... По какому... окончательному признаку мы отличаем одно лицо от другого? по признаку тела. Высшеи формои тела является деятельность по воспроизведению рода. Высшим конституирующим актом короля является. его деятельность по воспроизведению рода, ибо ею он и производит короля.» [11, с. 264].

Порочная практика перерождения власти в коррумпированные ханства-баиства, «семеи-ные саги» окраинного дальнего Юга лишь оттеняет несообразия бессменного персонифицируемого правления.

4. Осмотрительнои власти противопоказан импульс, педаль, отеческое стремление чудесным образом «осчастливить». Неистощимое (без снисходительности) терпение, мелиоризм,

опора на консенсуальность, толерантность, максимальную реалистичность в принятии решении, - таков «королевский» путь очищенного от «идеализма» философски оправданного деи-ствования. На стезю последнего, борясь с традициями умозрительно-догматического регулирования политического управления, выводил Марк Аврелии: «Как жалки. политики, которые воображают себя деиствующими по-философски! (т.е. опрометчиво спекулятивно. - В. И.). Хвастливые глупцы. Поступаи же, человек, так, как требует в данный момент природа (т.е. - не по вкусу. - В. И.)... Не надеися на осуществление Платонова государства (т.е. - идеала. - В. И.), и не смотри на этот успех как на нечто, не имеющее значения» [1, с. 337].

5. Победу Отечества во всех испытаниях, воинах ковало, подготавливало образование. В России традиционно крепок уровень всеобщего среднего образования, обусловливающии преимущество высокои народнои духовности. Так можно было считать в .стремительно ушедшем прошлом. Сеичас - летом 2021 г. ОГЭ провалили по русскому языку 30%, по математике - 40% экзаменующихся, что свидетельствует о банкротстве массовои среднеобразова-тельнои подготовки. («Турандотом» именуют «знаменитого» русского полководца). А с неи духовности. (При том, что треть выпускников среднеи школы порывает с образовательным процессом, отказываясь поступать в вузы). Население России перестает быть образованным, а значит, - культурным населением.

Угрюмая толща профанного люда (во многом неуклюжими стараниями цифрагрессивных платформ) пробавляется самоутверждающим впадением в пресловутое геимерство - закиса-нием в дополненнои реальности, поглощением сюром, где «одерживает поражения» в стрелялках, пулялках, раскладываниях пасьянсов со своими псевдогероями - раскрученными ре-кламои блогерами (нынешним социальным авангардом?), процветающими от дивидендов за мнимые «Нки».

Обвал образования, шире - культуры, - в широчаишем смысле знаменует обвал сознания, а с ним - человечности.

Так. И никак иначе. Крах образовательнои организации суть крах организации человеческою Инои взгляд на вещи - убогая вульгарно натуралистическая платформа фреидизма, по которои образовательно-культурный прогресс - деструкция человеческого, будто бы распадающегося вследствие привносимои второи природои стимулирующеи перестроики Я-кон-цепции в направлении самовозвышения, укоренения сверхприроднои приязни к обихожива-ющему самость труду [14, с. 82].

Стремление, совершенствование, созидание - триединый творческии рычаг сознания, превозмогающии, превосходящии животное в человеческом. Как подчеркивал Гофман: «Предвечный дух создал исполина, который в силах подавлять. держать в узде беснующегося в человеке слепого зверя. Исполин этот - сознание».

Будущее власти жестко детерминировано возрождением (не изничтожением, по рекомендациям Грефа) кредитоспособнои системы отечественного образования, могущеи обогатить мир гуманитарнои просветленностью. (Извечная русская тяга к духовным исканиям через склонность к рефлексии, перебору душевных неоднозначностей усмотрению на «ясных» местах темнот, световых уплотнении, расцениваемая в иных частях света как извращение, признак раздвоенности лица, перверсивного самокопания, на деле - не психопатология [15, с. 332], но великое достоинство самопознающеи души, осмысливающеи вехи собственного мужания.)

6. Депопуляция под двумя видами: (а) количественном - абсолютная убыль населения; (б) качественном - некомпенсируемая деградация «человеческого материала».

(а) В политической кампании большого террора - борьбы с собственным народом 30-х гг. погибло меньше, чем в пандемическои кампании борьбы за собственный народ спустя почти век. Причины? Вполне прозрачны: преступная практика уничтожения медицины периферического уровня; отсутствие системности в борьбе с коронавируснои заразои.

Социально-политическии проблемный аспект коллизии - замещение вымирающих и вытесняемых (в особенности с окраинных раионов) сограждан. Ставка на мигрантов - сомнительна: (1) мигранты - не очень дешевая рабочая сила, принимая в расчет затраты на их содержание, инициируемый ими отток валютных средств; (2) приток мигрантов создает общенациональную угрозу деформации аутентичнои культурнои (ввиду неадаптированности), со-циальнои (ввиду консервации безработицы собственных граждан: Россия ввозит 7 млн. аллохтонов при 5 млн. незанятых автохтонов) среды; (3) на фоне досадного сокращения славянского слоя, учитывая, что каждый двадцатый у нас - мигрант, усиливается трудно демпфируемая опасность трансляции этническои напряженности, центробежных кризисов, конфессио-нальнои отчужденности, терроризма, сецессии, дезагрегации государственности [5].

(б) Малообразованный, культурно несостоятельный собственный балласт вкупе с осложняющим картину завозимым неликвидным цивилизационным балластом существенно тормозит модернизационныи процесс, затрудняет плавное вхождение России в интеллектуально емкую информационно-цифровую эру.

7. Невзирая на хорологические стеснения демократического процесса [10] Россия не белое пятно, не серая зона, не отверженная пустошь на окультуреннои прогрессизмом мировои карте. Никакои фактическои основательности зачислять Россию в разряд стран-изгоев, источника опасности для передового человечества, не существует.

Россия - структурно сложное, не монокристаллическое тело. Ее генетическии код полиал-лелен. Во всяком случае не исчерпывается носителями косного самодержавно-охранительного начала. Просматриваются здесь помимо прочего мощные заявления народнои вольницы - в те «священны времена» самоопределяемого почина, самодеятельного простора, Когда гремело наше вече И сокрушало издалече Цареи кичливых рамена [12, с. 154].

Намечая эскиз воссознания и этои «преформичнои» возможности нашего благосветлого прошлого, оттолкнемся от мысли Лао-Цзы «далекое путешествие начинается с одного шага». Наиболее скорые базовые движения в восхождении к вожделенному народоправному состоянию отечественнои социальности суть шаговые подвижки заветного марша: Первое - завоевание свободы мыслить; Второе - завоевание свободы деиствовать.

Всего два шага, дающие искомый эффект, - разворот государства в сторону человека.

Сверхцель демократии - уничтожение не государства, но карательно-репрессивнои черты государства - его античеловеческои машинерии. Народнодемократическая трансформация перепрофилирует основную заботу этатизма с «наказания» на «профилактику» - предупреждение того, что востребует наказания (чем обеспокоивался еще Беккариа [2]). Как точно высказывал Маркс: «Мудрый законодатель предупреждает преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него» [11, с. 131].

При таком маневрировании упраздняются целые отсеки гражданскои «преступности», по выражению Мандельштама, предполагающие «убииство за стихи», - в первую голову -

политическое отступничество-диссидентство, оппозиционерство; - демократически, т.е. нормально, организованное общество исключает само социальное явление «узничество совести».

8. Разверстая рана на державном corpora et anima России - братоубииственное противостояние с Украинои, - абсолютно неестественная, непростительная история, катализирующая гибель представителеи одного народа. В конфликте вокруг ОРДЛО изничтожаются не враги -изничтожаемся сами собои мы сами.

Недопустимому попустительскому самоуничтожению должен быть положен однозначный конец.

Разорвать деструктивные цепные процессы позволит прямои диалог лидеров двух стран, готовых поити на взаимоприемлемые уступки. Добрая воля России, предположительно, способна проявиться в готовности безвозмездного снабжения углеводородами соседнего государства-банкрота; кризис с Украинои надо попытаться выкупить (лишая тем самым ведущих игроков международнои жизни дополнительных стимулов к антироссиискои консолидации; не отвлекая внимание политических тяжеловесов от выяснения непростых двусторонних и многосторонних отношении, урегулирования взаимных претензии, упреков, обид: Франции -Великобритании; ЕС - США; США - Китая и т.д.).

9. Via regia вступающеи в ответственную фазу транзита власти, делающии еи честь в глазах неподкупнои Клио, - путь широкои легальнои коалиции перемен, избавляющии от ущемляющих мер давления на общественное мнение, оппозицию, кошмаров сотрясающих основы размеренных буден изживших себя сокрушительных революции, одиозных победоносцевских изощрении по части предотвращающих гниение «подморозок». Via regia власти - общесоци-альньй консенсус под фирмои блока элиты - народа во имя вымученного, выстраданного общенационального обновления.

Будем откровенны: наше гражданское общество - в глубочаишеи депрессии; в неи же и государство, выказывающее антиинициативныи застои. Aliquo modo следует переломить ситуацию добровольным решением государства: оно в очереднои (в идеале - заключительный) раз выступает субъектом активнои модернизации, берет на себя роль гаранта демократического процесса, обеспечивающего раздолье низовои самоорганизации.

Рецепт амортизации (в двусоставнои семантике «снашивать» и «смягчать») на удивление прост: власть, государство не должны мешать; остальное сделают подходящие - способные, патриотичные (выгодно отличающиеся от монополизировавшеи истеблишмент своры бюрократов-чинодралов; как говорил Герцен, - самодержавнои толпы сплоченнои посредственности) лица.

Покуда нерастраченное национальное сверхбогатство - люди,- заинтересованные, свободные, самодостаточные, склонные к самореализации, а следовательно, - развитию.

Магистраль человеческого саморазвития - магистраль национального развития. Об этом следует помнить тем, кто пытается учреждать не функциональное, но субстанциональное государство, подменяя парламентаризм-институционализм авторитаризмом-патернализмом.

Выражаясь фигурально, государство есть народный, а не частный приход (подобный дискреционному Сколкову).

Недоверие государству (демонстрируемое и массовым уклонением от вакцинации), как минимум, снизится, выкажи оно готовность, повернувшись лицом к человеку, решать проблемы людеи.

Дороги философии, власти - аутентичны, видоразличны. Философия - предприятие деонтологическое, власть - технологическое. Однако в одном пункте самоценность профессионального дефиле автономных сегментов практически-духовного нарушается. Пункт этот -философия власти, глубинно согласующая temporalia и spiritualia.

Интерес к рефлексии преходяще-непреходящего, конъюнктурно-неконъюнктурного в их соотношении отличал искания представителеи размышляющеи публики на тронном месте. Таковы Марк Аврелии («Наедине с собои»), Фридрих II («Antimachiavel»), Екатерина II («Наказ»), Джефферсон («Автобиография», «Заметки о штате Виргиния»), Франклин («Автобиография») и др. Главное, что волновало чутко настроенные самокритичные умы на ниве правления,- эффективность, оптимальность государствоустроительного, политического дела.

Фундаментальный индикатор успешности затрачиваемого труда усматривался в любви народа. С весомым ограничением: народ любит правящую власть - не как женщину, - до конца любви, а не жизни. Конец высокого чувства маркирует устоичиво связываемое (как грамматическое приложение) с лицом (деяниями лица) шутливо-обидное, издевательское отношение; говоря прямо, - насмешка, представляющая атрибутивную семантически нелестно-эпитет-ную группу, прагматически - группу определительно-разоблачительную.

Свет нужен, дабы подчеркивать тень, - тень насмешки туманнои пеленои препятствует доступу даже самому яркому свету.

Тучи застилают небо; слезы заволакивают глаза; насмешка затмевает властеотвод, рассыпает политическое деиствие. Ни Брежнев, ни Горбачев, ни Ельцин фактически не могли управлять вследствие неизменно возбуждающихся на их счет умаляющих их авторитет массовых эмоционально отторжительных, оскорбительных реакции. (Отмеченное - лишнии повод подчеркнуть гносеологическую поливариантность властно-политического, не получающего адекватнои трактовки в терминах сугубо «рационального». Более трезвая, корреспондирующая природе вещеи линия, связываемая с именами Дидро, Фурье, петрашевцев и др., заключается в обогащении моделирования modus gubernandi привлечением «эмоционального»). На данном основании «.насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете» [3, с. 170].

10. Предотвратить политически убииственную насмешку позволяет скореишее анонсирование практическои программы развития:

- государственности по вектору усиления социальнои, культурнои мотивации;

- гражданственности по вектору усиления институциональнои мотивации;

- народности по вектору усиления патронажнои мотивации.

С философских высот благоприятная рационализация обновления крепится на двух китах: кредитовании доверия - со стороны народа; гарантии прогресса - со стороны власти. В силу монополии на правовую и силовую инициативу в глазах народа государственная власть есть абсолютное зло, имеющее тенденцию к узурпации полномочии. В условиях вынужденнои (в России всегда - запаздывающеи) модернизации народ, мирясь с лишениями, добровольно выдает правительству индульгенцию на реформационную программу; акт такои выдачи подкрепляется лишь верои в то, что санирующие деиствия необходимы. Возникает проблема крепости веры, решаемая зонированием эффективности.

В пассивнои (серои) нацеленнои на демонтаж негатива зоне декларируется отсутствие достижительного эффекта (план Маршалла, вариант Доджа плана Маршалла, план Бальцеро-вича) с обязательнои фиксациеи отчужденнои At, где консенсуально допускается дуализм программ - фактов по санкционному решению.

В активнои (светлои) зоне декларации сменяются верификациями; дуализм целеи - результатов преодолевается опытным удостоверением получаемого. При отсутствии последнего, его неполноценности, неприемлемости наступает конфликт, характеризующии разную степень интенсивности антагонизмов взаимодеиствия власти с народом.

На длиннои историческои дистанции расхождение планов - их выполнении неизбежно; оно преодолевается чередои циклических инновации. На короткои историческои дистанции подобное расхождение опасно: чувствующии себя обманутым народ ожесточает борьбу с властью за социальную справедливость; недопускающая посрамления власть ожесточает борьбу с народом за социальную стабильность.

Органичность кодетерминации в системе «кредит» - «гарантии» утрачивается, общество входит в турбулентную фазу социальных потрясении. Все идет вразнос. Несолоно хлебавши, народ выходит из наряда, всеми правдами-неправдами рушит властное государство; защищающаяся государственная власть всеми приданными средствами изничтожает непокорный народ.

Картина бессмысленно-беспощадного русского бунта слишком рельефна, чтобы ее от-штриховывать.

Наше итоговое соображение таково. Опять же: с высот философскои генерализации национального опыта - и для народа, и государства, и власти вхождение в социальную турбулен-цию следует предусмотрительно исключать. Как? Наращиванием доверия, усилением гарантии взаимоответственных деиствии.

Народ устал от насилия, обмана, отсутствия решения кардинальных вопросов обеспечения прав, свобод, социальнои справедливости, равного доступа к благам, вовлечения, участия и т.д. Власть, как ни странно, устала от того же - традиционного насилия, обмана, неспособности решать кардинальные вопросы (земельные, квартирные, политические, социальные и т.д.) народного благосостояния.

Разорвать порочный круг взаимнои подозрительности, неприязни позволяет налаживание прямого контакта.

Поскольку народ поменять нельзя, инициативу в свои руки должна взять власть, - недвусмысленным честным намерением объединиться с народом на положительнои платформе демократических перемен. Необратимо прогрессивного толка.

Поневоле производя отрезвляющее ретарде, - просматривая показательный неудачный опыт отечественного социально-политического реформирования (монархическая - большевистская - советская - либерально-рыночная эпопеи), - в предыдущеи мысли акцентуируем «необратимо прогрессивное». Приуроченная к транзиту власти выстраданная отечественная социально-политическая реформация должна быть аподиктически сплачивающеи на базе «необратимои прогрессивности».

В противном случае, - глумливая насмешка, гримаса. Как там у Мусоргского: прогрессивная поступь? - «Ушли? Врешь, все там же!»

Прежде, бывало, все распоряжения с «понеже» - гримасы - начинались. Какие же, однако, могут быть «понеже», гримасы при общем желании писать жизнь без черновиков. Набело.

Гримасы заслоняют правду. Имеющая же значение евангелия правда состоит в том, что мы не можем быть больше жертвами коснои антипрогрессивнои гримасы, - ведь на кону стоит самое дорогое - судьба России!

Литература

1. Аврелий М. Наедине с собой // Римские стоики. М.: Республика, 1995. 463 с.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1939. 464 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1929-1959. Т. V. .

4. Ильин В. В. Аксиология:учеб. пос. 2-е изд. М.: Проспект, 2020. 192 с.

5. Ильин В. В. Политология. М.: КДУ, 2018. 322 с.

6. Ильин В. В. Философия кризиса: интонация XXI века - осанна всечеловечности // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №4. С. 238-248.

7. Ильин В. В. Философия кризиса: новый век - начало непонятной жизни // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №3. С. 135-154.

8. Ильин В. В. Философия кризиса: реновация метафизики // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №5. С. 293-304.

9. Ильин В. В. Философия кризиса: самосознание человечества в эпоху катастрофических перемен // Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. №1. С. 3-17.

10. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 301 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Соч. в 50 тт. М: Политиздат, 1955. Т. 1. 698 с.

12. Раевский В. Ф. Полное собрание стихотворений М.: Советский писатель, 1967. 254 с.

13. 1 Тим. 1; 5-7.

14. The Standard Edition of the Complete Psychological works of Sigmund Freud. London, 1961. No. 21.

15. Yung C-G. Letters. Vol. 1.

Поступила в редакцию 28.11.2021 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2021.6.1

The philosophy of a crisis: a strategy for the social dynamics of transcovid reality

© V. V. Ilyin

National Research Center "Kurchatov Institute" 1 Academician Kurchatov Square, 132182 Moscow, Russia.

Email: vvilin@yandex.ru

Taking into account the bad domestic political and social ontogenetics - the absence of a universally valid codified regulation for changing top officials at the helm of the board, which has not been worked out for centuries - the transit of power in Russia has always, at all times, been an acute civil problem. A certain optimization of the situation is associated with the need for a non-violent reorganization of modus gubernandi along the vector of strengthening the amortizing "people-state" relationship of institutional origin. The path from the vicious historically completely discredited totalitarianism to democracy is mediated not by the notorious phase of authoritarian paternalism, but by the frontal deployment of popular justice, ensuring the scope of "grassroots" initiative in the order of involvement and participation.

Keywords: social dynamics, modernization, democratization.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Ilyin V. V. The philosophy of a crisis: a strategy for the social dynamics of transcovid reality // Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 6. Pp. 385-400.

References

1. Avrelii M. Rimskie stoiki. Moscow: Respublika, 1995.

2. Beccaria C. O prestupleniyakh i nakazaniyakh [On crimes and punishments]. Moscow: Yurid. izd-vo NKYu SSSR, 1939.

3. Hegel G. V. F. Sochineniya [Works]. Moscow, 1929-1959. T. V.

4. Il'in V. V. Aksiologiya: ucheb. pos. [Axiology: textbook]. 2-e izd. Moscow: Prospekt, 2020.

5. Il'in V. V. Politologiya [Political science]. Moscow: KDU, 2018.

6. Il'in V. V. Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 4. Pp. 238-248.

7. Il'in V. V. Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 3. Pp. 135-154.

8. Il'in V. V. Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 5. Pp. 293-304.

9. Il'in V. V. Liberal Arts in Russia. 2021. Vol. 10. No. 1. Pp. 3-17.

10. Il'in V. V., Akhiezer A. S. Rossiiskaya tsivilizatsiya: soderzhanie, granitsy, vozmozhnosti [Russian civilization: content, boundaries, opportunities]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 2000.

11. Marx K., Engels F. Sochineniya [Works]. Soch. v 50 tt. M: Politizdat, 1955. Vol. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Raevskii V. F. Polnoe sobranie stikhotvorenii [Complete collection of poems]. Moscow: Sovet-skii pisatel', 1967.

13. Tim. 1; 5-7.

14. The Standard Edition of the Complete Psychological works of Sigmund Freud. London, 1961. No. 21.

15. Jung C-G. Letters. Vol. 1.

Received 28.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.