PHILOSOPHY OF LIFE IN SONG FOLKLORE OF THE COSSA CKS ON THE TEREK
Crigorev Anatoly Fedorovich, Dsc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of arts ChR, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: grig.26rusigigmail.com
The article analyzes the specificity of a philosophy of being, reflected in folk songs of the Cossacks on the Terek. The philosophy of the Cossack everyday life associated with war and military service, reflected in the song folklore of the Cossacks, knowing the main historical facts of their military service. The theme of war and military service, refracted through the prism of family and household, social and emotional perception, focusing on the identification of the heroic and Patriotic motives, motives of separation and death in foreign lands.
Keywords: specificity of a philosophy of being; song poetry of folklore; military service;subject wires Cossack in the service of farewell Cossacks; the death in exile.
К
О
с
о
Q_
>
к м
с
>
24
УДК 398.221
© Григорьев А.Ф., 2016
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, заслуженный деятель искусств ЧР, профессор культурологии МАН, академик РАЕ, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь grig. 26rus@gmail. com
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ КАЗАКОВ
НА ТЕРЕКЕ
В статье анализируется специфичность философии бытия, отраженная в песенном фольклоре казаков на Тереке. Философия казачьего быта, связанного с войной и военной службой, нашла отражение в песенном фольклоре казаков, отобразив основные исторические факты их военной службы. Тема войны и военной службы преломилась через призму семейно-бытового, социального и душевного восприятия, сосредоточив основное внимание на выявлении героико-патриотических мотивов, мотивов разлуки и гибели на чужбине. Ключевые слова: специфичность философии бытия; песенная поэзия фольклора; военная служба; тематика проводов казака на службу, прощания казаков; гибель на чужбине.
I
Проблематика философии бытия человека во все времена стояла в центре внимания ученых различных научных отраслей. В песенном фольклоре терско-гребенского казачества нашли отражение и воплощение образ жизнедеятельности, сама история жизни, мировосприятие казаков, которые определяют и философию их бытия. В отражении песенного фольклора с учетом его специфичности данная проблематика приобретает новые смыслы и звучание. В данной связи представляется целесообразным напомнить специфические черты песенного фольклора.
Прежде всего, традиционный песенный фольклор "как форма художественно-творческой деятельности и эстетического отношения к миру, являясь продуктом и результатом специфической духовно-практической деятельности своего этноса, реализует в процессе художественной деятельности свои функции и становится фундаментальной генетической основой в формировании и ретрансляции духовных, нравственно-эстетических, мировоззренческих личностных ценностей и эмоционально-образных чувств человека" [1, с. 77]. Накапливая в своем содержании продукт и специфику жизнедеятельности этноса и творчески перерабатывая религиозно-мифологические представления и верования, он "содержит совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностных установок, способствует формированию и ретрансляции ментальных характеристик, свойственных своему творцу, и органично взаимодействуя с культурным ландшафтом своего этноса, является отражением и "зеркалом" этнической картины мира" [1, с. 78]. Песенный фольклор по своей сути является "моделью действительности, включая в себя три взаимообусловленных уровня бытийности: действие фундаментальных законов Универсума; область их социокультурного освоения через национально-самобытное преломление; сфе-
ру становления внутри музыкальной смысло-выразительности и конструктивности" [2, с. 103-107].
Песенный фольклор терско-гребенского казачества "как вид художественно-творческой деятельности человека представляется в системном взаимодействии "среда - человек -фольклор - этнос" [1, с. 77-78], и в данном контексте я вл яется уникальнымсоциальн о-кул ьту-рологическим, этнографическим феноменом, сформировавшимся в процессе поликультурного взаимодействия славянских племен с различными кочевыми и полукочевыми степными и горскими племенами на исторически традиционных для казачества территориях.
В песенном фольклоре терско-гребенско-го казачества особое развитие получила тематика военной службы, отразив тем самым специфику жизнедеятельности казаков.
Философия бытия находит отражение в различных тематиках песенного фольклора: проводах казака на службу, прощании казака с молодой женой, гибели казака на чужбине, которые прорабатываются в различных песенных жанрах мужской и женской лирики. Отражение всего сложного идейного комплекса, связанного с войной и военной службой, в определенной степени разделены между лирикой и эпосом. Если на долю исторических, эпических песен, главным образом, выпала задача - отобразить основные исторические факты военной деятельности казаков, сосредоточив основное внимание на выявлении ее героико-патриотических мотивов,то военная лирика получила совсем иное развитие и звучание. В ней тема войны и военной службы преломилась через призму семейно-бытово-го, социального и душевного восприятия. В этом смысле лирическая песня военной тематики вне исторична, поскольку она не учитывает объективно-исторических фактов, а наоборот, абстрагируется от них, обобщая взгляды народа на саму сущность явлений [3, с. 153-156]. Именно поэтому военная лирика почти не поддается нажиму изменившихся исторических обстоятельств, и именно поэтому она сохранилась значительно лучше, чем историческая песня, находящаяся в прямой зависимости от памяти народа на исторические факты.
Песенная поэзия терско-гребенского фольклора как содержательная наполняющая полна ощущения безмерных горестей, страданий и жизненных конфликтов, которые влекла за собой военная служба. Служба как источник многих трагедий в личной жизни приносила
долгую разлуку и подрывала семейное благополучие [4].
Глубокой грустью полны песни, в которых повествуется о событиях, происходящих в станице в отсутствие казака, а также песни о возвращении казаков со службы. Особенно эмоциональны песни, посвященные теме гибели казака, богато разработанной в гребенской поэзии вообще. Так, в одной из песен "Тихий Дунай" повествуется о гибели казака, неуспевшего свидеться со своей "красной девицей". Молодой казак просит "полковничка" отпустить домой, где его ждет девица красная. Однако песня заканчивается трагично "умер казак, осталась Надежда, остался конь вороный..., золотая сбруя... Тело несут, коня ведут, конь голову клонит... За нем девица, за нем красная слезы на землю ронит" [5, с.27].
Достаточно популярны песни о молодце, умирающем в чистом поле и посылающем с конем прощальный привет домой; о молодце, перед которым во сне проходит видение смерти. В песне "Черный ворон" воплощен образ погибающего казака, который просит ворона передать родным о своей гибели и ему дает наказ: "Полети-ка, черный ворон, к отцу к матери родной... Расскажи там, черный ворон, что за Родину я пал... Отнеси платок кровавый милой девице моей... Да скажи там на свободе, что женился на другой..., перевенчался в чистом поле под кустом... Востра шашка была свашка, штык казенный был дружком" [6].
Военные песни казаков, отражая все перипетии военно-полевой службы, включают и тему их встреч после долгих боевых походов. В походной строевой песне "По дороге пыль клубится" передаются настроения, связанные со встречей казаков со станичниками. В песне нарисована жанровая картина встречи казаков с похода: "Пыль клубится по дороге..., Слышны выстрелы порой... Из набега удалого едут сунженцы домой... Жены, старцы и девицы, все навстречу к ним идут... Градом сыплются вопросы из толпы со всех сторон: "Где же муж мой, где сыночек, где же братец мой родной"... Все казаки веселятся и спешат под кров родной, среди милого семейства встретить радость и покой" [5, с. 47].
Обширный раздел казачьего песенного фольклора посвящен любовной тематике, где любовная лирика богато разработана по глубине чувств и эмоциональной насыщенности. Главным образом это поэзия женская, передающая различные проявления и жизненные вариации любви, которые наполняют сюжетные тексты и эмоциональные настроения, через
к
о
С;
О
3_
>
ь-м
с
>
26
весь цикл любовной лирики проходит тема сильного, искреннего чувства, способного выдержать все жизненные испытания. В одной из таких лирических песен ("Люблю я казачень-ка") повествуется о побывке казака в гостях у молодой казачки, которая уговорила казака заночевать, но вовремя его не разбудила [5, с.29]. В другой популярной на Тереке песне -"Загоралась во дворе калина" - обыгрывается тема любви к замужней женщине, где казак выражает сожаление, что он женат "Знал бы, знал бы, вовек не женился", и желание - заслужить чина офицера, чтобы взять в жены "майорскую дочку" [5, с.16].
В лирической песне "Скрылось солнце за оконцем" воплощены чувства любви в форме диалога девушки и парня: "Скрылось солнце за оконцем во зеленый сад... Пригласила парня девка в садик погулять.... Постелила белу простынь, положила парня спать, сама села край постели, зажурилася..." [5, с.22].
Несмотря на специфичность традиционного казачьего песенного репертуара, связанного с военной тематикой, немалое место в нем занимают и лирические протяжные песни, в которых пелось о разлуке с любимым человеком. Такие песни занимают большое место в лирике казаков. Эта особенность объяснима тем, что продолжительная военная служба отрывала казаков от гражданской жизни, от родных мест и близких им людей. Все это не могло не отразиться на репертуаре лирических песен [6, с. 362].Терско-гребенская поэзия любовной песенной лирики включает чувства глубокого сопереживания,связанных с гибелью казака, разлукой. Темы любви и смерти проходят рядом в трагическом единстве, поскольку зачастую несчастная любовь неизбежно вызы-ваету девушки мысль о смерти.Любовь, соединяясь с сомнениями и отчаянием, обычно трагична. В одной из песен ("Солнце скрылось за горою") переданы чувства девушки, которой велят забыть про милого.
Значительное внимание лирическая песня уделяеттеме семейных раздоров и измены. Тема семейной неверности разработана в ряде песен в двух планах - трагическом и легкомысленно-шутливом. В мужских песнях часты мотивы разгульной тоски, сожаления по напрасно растраченным чувствам. Одна из походных казачьих песен ("Скакал казак через долину") повествует об измене казачки своему жениху: "Кольцо казачка подарила, когда казак ишел в поход... Она дарила, говорила, что через год буду твоей... Вот год прошел, казак стрелою в село родное поскакал.... Он видит домик под
горою, забилось сердце казака.... Навстречу шла ему старушка, шутейно речи говорит: "Напрасно ты, казак, стремишься, напрасно мучаешь коня... Тебе казачка изменила, другому счастье отдала...". Он повернул коня налево и в чисто поле поскакал... Он снял с плеча свою винтовку и жизнь покончил навсегда..." [5,с.42].
Мотивы неудовлетворенного, безответного чувства зачастую воплощаются в юмористических интонациях песнях скоморошьего склада. В одной из скоморошьих песен ("Все кумушки пьют") в легкомысленно-шутливом тоне обыгрывается тема обмана старого мужа молодой женой, и вместо богатых подарков жена получает ременного кнута: "А муж с хомутом с ременным кнутом, / А мужья жена - да влес по дрова..." [5, с.31].
На судьбу песенного фольклора казаков, безусловно, оказало влияние полиэтничное иноязычное окружение. Соседство и общение с горцами сопровождались у казаков, как известно, заимствованием некоторых обрядов, обычаев, бытовых элементов, танцев, что проявилось в особом песенно-танцевальном жанре -лезгинке, очень популярной у казаков, которые называют еще скоморошинами. Русские скоморошины, гармонично сочетаясь с грациозной горской лезгинкой, под удары тулунба-са (большой барабан), а иногда и медного таза, постепенно образовали специфичный песен-но-танцевальный жанр - лезгинку, ставшую любимым танцем гребенцов, поскольку даже частушки исполнялись на мотив лезгинки. Пе-сенно-танцевальный жанр лезгинки был настолько популярен в казачьих станицах на Тереке, что они игрались на всех праздниках от "мала до велика". Танцы-лезгинки сопровождались обычно пением под бубен с гармошкой, пользовались популярностью барабаны, мандолины, дудки, а также горские музыкальные инструменты - зурна, доул и др. Специфичный для общекавказского фольклора метроритм, четкое структурно-композиционное мелодическое построение, ладо-гармонические квар-то-квинтовые обороты, характерные для горского фольклора, - все эти и другие особо специфичные черты выделяют лезгинку казаков в разряд феноменального творения народов как результат их многовекового полиэтнокультурного взаимодействия, что еще раз подтверждает автохтонное происхождение гребенцов [1; 3]. Плясовые, шуточные и игровые песни достаточно обширны и популярны в казачьей среде. Они образовали ярчайший жанрово-стилистический пласт бытового фольклора казаков. По содержанию песенно-танце-
вальные жанры (лезгинки, пляски) насыщены социальными мотивами, в них много неподдельного юмора и сатиры, острых замечаний, они воплотили и любовную тематику, отражая присущие казакам чувства юмора, веселья, оптимизма и удальства. Исполнительская манера певческой традиции в речитативном характере произнесения зачинов использовании твердости звуков, придает исполнению особую лихость и темперамент [6].
Рядом с тремя ведущими тематическими комплексами (военная служба, семья и любовь) казачья лирическая песня разработала и сохранила множество других мотивов, и тем не замыкаясь в определенные законченные циклы. Все вышеотмеченные особенности, в сочетании с глубиной содержания, искренностью, простотой и эмоциональностью, придают казачьей песне самобытность, уникальность, обеспечивая ей особое место в общерусском фольклоре [7, с. 52-55].
На примере традиционного песенного фольклора терских и гребенских казаков мы имеем феноменальный пример целостного мировоззрения и мироощущения, воплотившего широчайшую гамму глубоких чувственных переживаний, философских размышлений на темы жизни и смерти, самоотверженного
служения отечеству, готовности пожертвовать своей жизнью и в то же время жаждой человеческого счастья, любви и преданности своему роду.
Примечания:
1. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора).- Ставрополь : Возрождение, 2011. - 376 с.
2. Григорьев А.Ф. Концепция этнической картины мира гребенских казаков // Kant. - 2012. - №1 (4).-С. 103-107.
3. Григорьев А.Ф. Система мономифов в песенном фольклоре гребенских казаков // Kant. - 2011.
- №1 (1).-С. 153-156.
4. Григорьев А.Ф. Песенный фольклор в историософии гребенцов // Kant. - 2011. - №2 (2). - С.198-201.
5. Григорьев А.Ф. Песни терских казаков Ставрополь: Ставролит, 2015. - Выпуск 1. Станица Кали-новская. - 64 с.
6. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков: опыт культурологического анализа : дис... д. культурологии. - Краснодар, 2011.
- 437 с.
7. Григорьев А.Ф. Система ментальных ценностей гребенских казаков в песенном фольклоре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2011. - № 5 (11): в 4-х ч. 4.IV. - С. 52-55.
СО
1-Н
О CU
0-<
со
к^ С Ё
27
CULTURE REGION: STATUS AND TRENDS
Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article is devoted to the analysis of regional culture phenomenon. This article provides an analysis of its essential characteristics, specifics. Presents the definitions of "regional culture", "cultural nest" "cultural environment" "cultural heritage ".
Keywords: regional culture; cultural space; culture of the region; cultural heritage; cultural nest.
КУЛЬ ТУРА РЕГИОНА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ УДК 304.4 ИЗМЕНЕНИЙ
Предлагаемый материал посвящен анализу феномена региональной культу- © Мигунова М.Г., 2016 ры. В данной статье дан анализ ее сущностных характеристик, специфики. Представлены определения понятий: "региональная культура", "культурное гнездо", "культурная среда" "культурное наследие".
Ключевые слова: региональная культура; культурное пространство; культура региона; культурное наследие; культурное гнездо.
Возрастающий интерес к культурному аспекту региона выступает основной тенденций онтогенеза современной социокультурной ситуации. Несмотря на то, что внимание к региональной культуре поддерживается в течение длительного времени, авторами отмечено отсутствие унифицированного определения данной дефиниции. Многими исследователями отмечается, что возникновение понятия "культура" как философской категории в работах таких исследова-