Научная статья на тему 'ФИГУРА ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ФИГУРА ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фигура отца / воспитание / метафорические ассоциативные карты / детско-родительские отношения / жизненный сценарий / father figure / upbringing / metaphorical associative maps / child-parent relationships / life scenario

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ю.В. Королькова, О.В. Чурсинова

В данной статье авторы анализируют роль фигуры отца в развитии и воспитании ребенка, его внутреннем мире, проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в ситуации отсутствующего отца. Рассматривают эффективные инструменты и направления исследования и проработки детско-родительских отношений (МАК, сказкотерапия), роль совета отцов как общественного органа, способствующего укреплению связи семьи и школы в решении проблем воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGURE OF FATHER IN FORMATION OF SCHOOLBOY PERSONALITY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

In this article, the authors analyze the role of the figure of the father in the development and upbringing of the child, his inner world, problems that the child may face in the situation of an absent father. Consider effective tools and directions of research and study of childparental relations (IAC, storytelling therapy), the role of the council of fathers as a public body that contributes to strengthening the connection between family and school in solving problems of upbringing.

Текст научной работы на тему «ФИГУРА ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

- Психологические науки -

ФИГУРА ОТЦА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ю.В. Королькова, канд. пед. наук, доцент О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-9-1-193-196

Аннотация. В данной статье авторы анализируют роль фигуры отца в развитии и воспитании ребенка, его внутреннем мире, проблемы, с которыми может столкнуться ребенок в ситуации отсутствующего отца. Рассматривают эффективные инструменты и направления исследования и проработки детско-родительских отношений (МАК, сказкотерапия), роль совета отцов как общественного органа, способствующего укреплению связи семьи и школы в решении проблем воспитания.

Ключевые слова: фигура отца, воспитание, метафорические ассоциативные карты, детско-родительские отношения, жизненный сценарий.

Рецепты того, как воспитать «крылатого», современного и счастливого ребенка, сегодня готовы предлагать в информационном пространстве повсюду, будь то консультация психолога, тренинг личностного роста или реклама новинок педагогической литературы для семейного чтения. Однако такие понятия как баланс, гармония, эмоциональное благополучие как слагаемые детского счастья в семье - едва ли могут быть достижимы исключительно за счёт саморазвития и пополнения знаниево-го багажа одного из родителей. Безусловно, значимость родительского просвещения очень велика. Но вместе с тем, существуют также объективные факторы, влияние которых на воспитание ребенка не переоценить.

Такие, в частности, как участие отца. Ещё столетие-два назад некоторые патриархальные стереотипы и гендерная специфика отдавали приоритет воспитания в семье матери. При этом, например, в сказках, роль отца достаточно значительна. Так во многих авторских и русских народных сказках в качестве действующего персонажа очень часто можно встретить мачеху, а вот отчима - нет, что подчеркивает главную роль отца. Очень четко можно проследить взаимоотношения отца и сына в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане и о сыне его князе Гвидоне». В

ней прослеживается тема нарциссизма (желание быть замеченным отцом и одновременно страх быть отверженным), преодоление родительского авторитета, повторение жизненного сценария. В связи с этим, сказкотерапия является действенным инструментом проработки фигуры отца во внутреннем мире, токсичных чувств и эмоций к отцу (обида, злость).

В двадцать первом веке такие стереотипы могли бы рассматриваться как бессмысленные и отчасти небезопасные пережитки прошлого. Правда, в современных условиях, когда в мире мы наблюдаем смещение ценностных акцентов и проблемы формирования гендерной идентичности, подвергающих риску существование самой цивилизации, опасности приобретают совсем иной окрас и масштаб.

В России, стране с традиционным семейным укладом и Конституцией, провозглашающей брак исключительно союзом мужчины и женщины, оба родителя призваны принимать равное по внутренней самоотдаче участие в развитии и воспитании детей. Однако не равное по функциям.

Известна шутка о том, что отец защищает своего ребенка в песочнице, потому что ребенок прав, а мать - потому что он свой. Подходы материнского и отцовского воспитания не могут и не должны быть равнозначными, ведь это два разных мира!

- Психологические науки -

Благодаря которым возможен один семейный, счастливый, ведущий рождённое в нём чадо к адекватному становлению, прочной самооценке, пониманию смысла жизни и взаимоотношений, основанных на любви.

Среди трёх качеств хорошего родителя в детских ответах часто лидируют внимательность, эмоциональная открытость и вовлеченность. Наверное, эти параметры можно назвать «бесполыми» - дети рассчитывают и нуждаются в них как с материнской, так и с отцовской стороны. Однако сам характер их проявления - не один и тот же, это следует признать.

Рассмотрим, в каких воспитательных и развивающих процессах роль отца является главенствующей.

Лидерские качества прививает ребенку, в первую очередь, отец. И целеустремлённость, смелость, настойчивость как их слагаемые.

Воспитание характера - другими словами «закалка» - тоже функция папы. А именно - дисциплина и ответственность, которые становятся инструментами успешности и позволяют в будущем достигать многих целей.

В этой связи можно предположить, что в деле социализации и осознания ребёнком своих внутренних ресурсов как личности, отцовская роль даже превосходит материнскую. Если мать дети воспринимают, скорее, как неотъемлемую часть себя, то отца более - как объект социума, который поможет существовать за пределами дома, быть успешным, и любви которого нужно даже соответствовать.

Дети, наблюдая за своими отцами, вырабатывают определенные копинг-стратегии, позволяющие справляться с трудными ситуациями, обретают внутреннее чувство контроля и свободы воли, а также чувство собственного достоинства. Отец развивает в ребенке чувство опоры, уверенности в себе, способности выстраивать границы, создавать правила жизни и подчиняться установленным правилам общества.

Для девочек отец оказывает решающее влияние в двух областях: половой идентичности и выборе партнера. Взаимоот-

ношения с отцом определяют в итоге как в дальнейшем сложится семейная жизнь женщины ведь недаром говорят, что в своем партнере женщина ищет отца. Это работает даже в ситуации, когда отец отсутствует, но во внутреннем мире есть образ идеального отца, который перекладывается на партнера.

Для мальчиков - в формировании мужской модели поведения, образа защитника. При этом потребность в отце нарастает к шести годам, когда дети начинают социализироваться в стенах школы [1].

Дети очень хотят одобрения и похвалы отца, чтобы он ими гордился, отец выступает фигурой, которая дает оценку. Если отец много критикует ребенка, то во взрослой жизни каждый его шаг будет под пристальным оценивающим взглядом этого сформированного образа критикующего отца. Этот образ будет напрямую влиять на самооценку человека и удовлетворенность жизнью.

Отсутствие отцовской любви приводит к проблемам с поведением у большинства детей, увеличивает подверженность стрессу и расстройствам настроения (депрессии), снижает уровень качества жизни и увеличивает риск зависимостей, способствует формированию триады комплексов: комплекс «гадкий утенок», комплекс «самозванки» и комплекс «неудачника», мужских и женских жизненных сценариев.

Именно поэтому очень важно прорабатывать детско-родительские отношения, осуществлять просветительскую работу с семьями.

Одним из эффективных инструментов исследования и проработки взаимоотношений отца и ребенка являются метафорические ассоциативны карты (МАК). На сегодняшний день разработаны специализированные колоды МАК «О папе», «Папа и дочка: сценарий судьбы», хотя безусловно в работе можно применять любую портретную, универсальную и сюжетную колоды.

Данный инструмент можно применять и в работе с детьми, и в работе с отцом, так как метафорические ассоциативные карты помогут понять родителям как их воспринимает ребенок и ответить себе на вопрос

- Психологические науки -

«каким родителем я являюсь для своего ребенка»?

Существует огромный спектр техник на основе работы с МАК. Рассмотрим некоторые из них:

1. Техника «Актуальная роль» (Н. Буравцова). Родителю/ребенку предлагается в открытую или в закрытую (по желанию) выбрать карту из любой универсальной колоды и рассказать о себе как о родителе/ребенке по следующему алгоритму [2]:

- какой я как родитель/ребенок

- каковы мои сильные стороны

- что я думаю и чувствую, в связи с этим

- что я хочу изменить в себе

- как я могу осуществить желаемые изменения

- как улучшатся в связи с этими изменениями мои взаимоотношения с ребенком/родителем.

2. Техника «Я мамин, я папин, я -неповторимый» на основе колоды «Роботы» Т.О. Ушаковой [3]. Ребенку предлагается собрать из предложенных карточек робота, на себя, но при этом, чтобы одна его часть досталась ребенку от мамы, одна - от папы, а одна - ни на кого не похожа. Далее следует анализ и обсуждение:

- почему твой робот выглядит именно так

- что означает каждая его часть

- комфортно ли частям робота вместе

- что хорошего каждая из частей дает роботу в целом и каждой его части отдельно.

Если в арсенале нет метафорических ассоциативных карт ребенку можно предложить нарисовать этого робота или вылепить.

3. Ребенку также можно предложить просто записать или проговорить ассоциации и метафоры, возникающие на слова «мама» и «папа», а затем провести сравнительный анализ роли обоих родителей во взаимоотношениях с детьми.

Вопрос о привлечении отцов к прямому и постоянному участию в воспитании детей даже в полных семьях продолжает оставаться актуальным.

Несмотря на то, что в родительских группах и чатах число лиц мужского пола прибавляется, многие вопросы, требующие участия отцов, дожидаются ответов весьма длительное время. Это подтверждают и классные руководители, особенно обучающихся основной и старшей школы.

Наяду с этим нельзя не отметить прекрасный опыт функционирования совета отцов как общественного органа в целях укрепления связи семьи и школы в решении проблем воспитания, социализации, творческой самореализации и профилактики негативных проявлений в ученической среде. Активность отцов служит прекрасным примером и «цепной реакцией» обеспечивает вовлечение в эту структуру всё большее их количество. Благодаря такой практике социальную помощь и поддержку получают конкретные семьи, иным содержанием и полной, «живой» включенностью наполняются военно-патриотическое, туристско-краеведческое, здоровьесберегающее направления работы, транслируется положительный опыт семейного воспитания, обновляется про-фориентационный формат. Профилактические рейды, социальные проекты, событийность гражданского и спортивно-оздоровительного воспитания со стороны неравнодушных отцов содействуют формированию волевых качеств, ответственности, мужественности и гордости учеников за свои семьи на всех ступенях обучения.

Целесообразное, педагогически грамотное воспитание строится на фундаменте сотрудничества, помощи и поддержки ребенка в его начинаниях, права выбора. Но и отцы, равноправные субъекты воспитания детей, тоже вправе обратиться за поддержкой к педагогу-соратнику. Случается это порой завуалированно, и классному руководителю, школьному психологу, предметнику - важно попытаться деликатно рассмотреть потенциальную проблему или запрос. Подчеркивая, что роль отца в жизни ребенка неоспорима, и отсутствие отцовского воспитания часто грозит потерей ориентации в жизни, мотивации к достижениям, инфантильностью. Что разные типы отцовского воспитания («авторитар-

Психологические науки

ный», «отстраненный», «воскресный» и др.) по-разному влияют на мировосприятие и выбор жизненного пути. Что заинтересованность отца, его соразмерная требовательность, но и демократизм - ведут к положительной самооценке взрослеющего школьника. Что важно придерживаться

логики и последовательности, проявлять любовь и уважение, служа примером. Чтобы совместными силами опровергнуть тезис, неоднократно срывавшийся с уст разочарованных мам, о том, что «самая крепкая и надёжная семья - это мать и ребёнок».

Библиографический список

1. Зотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. - М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 344 с.

2. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. - Новосибирск, 2017. - 200 с.

3. Ушакова Т.О. Метафорические карты «Роботы»: работа с детьми, подростками и родителями - М.: Генезис, 2019. - 48 с.

FIGURE OF FATHER IN FORMATION OF SCHOOLBOY PERSONALITY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

Y.V. Korolkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and

Retraining of Educators

(Russia, Stavropol)

Abstract. In this article, the authors analyze the role of the figure of the father in the development and upbringing of the child, his inner world, problems that the child may face in the situation of an absent father. Consider effective tools and directions of research and study of child-parental relations (IAC, storytelling therapy), the role of the council of fathers as a public body that contributes to strengthening the connection between family and school in solving problems of upbringing.

Keywords: father figure, upbringing, metaphorical associative maps, child-parent relationships, life scenario.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.