Научная статья на тему 'Формирование у подростков позитивных родительско-детских отношений, через совместную детско-отцовскую деятельность'

Формирование у подростков позитивных родительско-детских отношений, через совместную детско-отцовскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семейные ценности / родительско-детские отношения / полоролевая идентификация / отцовские особенности воспитания / family values / parent-child relationships / gender-role identification / paternal characteristics of upbringing

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Моложавенко Вера Леонидовна

В теоретической части статьи установлена зависимость мотивации и воспитательной деятельности отца на идентификацию ребенка. Подтверждением этому стали выводы, освещенные в эмпирической части. Исследование также освещает важный аспект отцовского воспитания – формирование общечеловеческих ценностей, а конкретной ценностей семьи, у ребенка через взаимодействие с отцом. На примере девочек-подростков, принявших участие в опросе, установлено восприятие образа мужчины как уверенного, последовательного и независимого отца. Практическая часть исследования состоит в подборе диагностических методик для выявления специфики отцовского отношения к детям-подросткам разного пола, диагностики сформированности семейных ценностей у подростков, составлении и внедрении программы по формированию семейных ценностей у подростков посредством взаимодействия с отцами. Эффективность программы подтверждена контрольной диагностикой сформированности семейных ценностей у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL-ORIENTED FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF POSITIVE PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS THROUGH JOINT CHILD AND PATERNAL ACTIVITIES

In the theoretical part of the article the dependence of the father’s motivation and educational activity on the identification of the child is established. This was confirmed by the findings, highlighted in the empirical part. The study also highlights an important aspect of paternal upbringing – the formation of universal values, and the specific values of the family, in the child through interaction with the father. The example of adolescent girls who took part in the survey, the perception of the image of a man as a confident, consistent and independent father is established. The practical part of the study is to select diagnostic techniques to identify the specifics of the paternal attitude towards adolescent children of different sexes, to diagnose the formation of family values in adolescents, to compile and implement a program to form family values in adolescents through interaction with fathers. The effectiveness of the program is confirmed by the control diagnosis of the formation of family values in adolescents.

Текст научной работы на тему «Формирование у подростков позитивных родительско-детских отношений, через совместную детско-отцовскую деятельность»

Формирование у подростков позитивных родительско-детских отношений, через совместную детско-отцовскую деятельность

Моложавенко Вера Леонидовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры маркетинга и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» E-mail: molozhavenkovl@tyuiu

В теоретической части статьи установлена зависимость мотивации и воспитательной деятельности отца на идентификацию ребенка. Подтверждением этому стали выводы, освещенные в эмпирической части. Исследование также освещает важный аспект отцовского воспитания - формирование общечеловеческих ценностей, а конкретной ценностей семьи, у ребенка через взаимодействие с отцом. На примере девочек-подростков, принявших участие в опросе, установлено восприятие образа мужчины как уверенного, последовательного и независимого отца. Практическая часть исследования состоит в подборе диагностических методик для выявления специфики отцовского отношения к детям-подросткам разного пола, диагностики сформированности семейных ценностей у подростков, составлении и внедрении программы по формированию семейных ценностей у подростков посредством взаимодействия с отцами. Эффективность программы подтверждена контрольной диагностикой сформированности семейных ценностей у подростков.

Ключевые слова: семейные ценности, родительско-детские отношения, полоролевая идентификация, отцовские особенности воспитания.

Множество исследований влияния отцовского воспитания на личность ребенка приходят к одному простому выводу: чем больше дети взаимодействуют со своим отцом, тем лучше и быстрее они познают мир. Однако прямая связь между вовлеченностью отца в воспитание детей и их когнитивными достижениями выявлена учеными только у мальчиков. Суть в том, что отцы именно на своем примере показывают, как правильно решать жизненные и бытовые проблемы. При этом отец участвует в жизни ребенка не только действиями, но и эмоциями. Ведь именно так отец демонстрирует мужской подход к решению проблемы [1]. Интересны исследования двадцати тысяч семей из Америки, которые показали, что в тех семьях, где отцы занимаются воспитанием своих детей, дети учатся значительно лучше, тех детей, у которых отцы не принимают участие в их воспитании. [2].

Мальчику сложно идентифицировать себя без присутствия отца. На это указывает З. Фрейд при описании комплекса Эдипа, который в итоге играет ключевую, первостепенную роль при формировании личности ребенка. Идеи Фрейда были разработаны в рамках психоаналитической педагогики, в этой области ученые рассмотрели процессы формирования личности, того, как общение с родителями влияет на характер ребенка. В хороших условиях отец оказывает на половую идентификацию ребенка значительное влияние. Особенно для сына: для мальчика в раннем детстве отец -это пример во всем. При отсутствии отца, который становиться примером для копирования мужской модели поведения приводит к тому, что отцовские чувства у мальчика и юноши формируются неверно или вообще отсутствуют. Это негативно сказывается на воспитании собственных детей в будущем [3].

В своих исследованиях З. Фрейд, выявил, что именно отец, его стиль поведения, система ценностей влияют на формирование сексуальной идентичности подростка. Наиболее важными факторами взаимодействия отца и ребенка для его идентификации ученый считал «доминантность» отца в случае превосходства отца над своим ребенком приводит к воспитанию пассивности и зажатости ребенка. Второй важный фактор в становлении ребенка, это забота отца о своем ребенке, ученый пишет «стремление быть мужественным как отец значительно усиливает положительное мышление и перцепцию мира, помогает усвоить мужское поведение и формирует адекватную полоролевую идентичность» [4].

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Когда отец отсутствует, это, по сути, заставляет девочек-подростков думать, что их ждёт подобное будущее. Когда её отец уходит из семьи или лишь навещает по выходным, девочка видит, что мужчины не остаются надолго: значит и её партнёр в будущем не задержится рядом с ней. Поэтому поиск мужчины в будущем требует от девушки не медлить. Чем раньше она готова иметь ребёнка, тем лучше - так считают девочки подростки, растущие без отца [5].

Девочки, которые выросли в полных семьях с теплыми и надёжными отношениями между родителями, и чей отец живёт дома, наоборот, хорошо усваивают более медленную репродуктивную стратегию. Они понимают, что могут повременить с созданием семьи и собственными детьми. Они могут более тщательно подготовиться к семейной жизни и воспитанию детей [5].

Рядом американских психологов проведено исследование, целью которого было понять, влияет ли характер отношений между отцом и дочерью на стрессоустойчивость девочек. Детей разделили на две группы. В первую попали те девочки, чьи отцы строили отношения на отторжении, хаосе, принуждении и силе. Во вторую те, чьи отцы выстраивали тёплые отношения, основанные на доверии, самостоятельности и поддержке.

В ходе наблюдений выяснилось, что девочки из первой группы, по утрам имеют низкую стрес-соустойчивость и в целом более подвержены перепадам настроения и эмоциональным стрессам. Учёные также отметили, что девочки из второй группы гораздо лучше справлялись со стрессом, а в стрессовых ситуациях или при обсуждении проблем с друзьями их организм активно вырабатывал кортизол - гормон, отвечающий за нашу стрессоустойчивость [6].

Чрезмерная строгость отца может повлечь за собой появление у сына страхов, а у дочери такое возможно при отсутствии конкретных требований и вседозволенности со стороны отца. Сравнив материнский и отцовский стили воспитания, ученые выяснили, что авторитарность отца оказывает по большей части позитивное воздействие на мыслительные процессы и умственное развитие детей. В том время как авторитарность матери, наоборот, мешает детям развиваться. Интеллектуальные характеристики отца максимально близки к когнитивному развитию и мышлению детей. Это правило работает как для мальчиков, так и для девочек [7]. Ещё недавно среди российских отцов было непринято открыто проявлять чувства: любовь, нежность и заботу, по отношению к ребенку. Но сегодня благодаря работе над ошибками и осознанному отношению молодого поколения, это стало возможно. Отношение взрослых к детям и младшему поколению изменилось в луч-5 шую, позитивную сторону [8]. о На становление личности каждого ребенка ^ негативно влияет авторитарный стиль воспита-° ния [6]. Основной характеристикой авторитарного ав стиля воспитания становиться безальтернативное

мнение о правильности своего поведения по отношению к детям. Такие отцы искренне верят, что их ребенок безнадежен и вообще - неудачник без шанса на успех. Из-за этого у ребенка с раннего детства формируется мнение о том, что его не принимают и не одобряют[9].

Исследуя кризисы семейных отношений, американский психолог Карл Пикхарт приходит к выводу, что отцы становятся разочарованием для своих сыновей-подростков. Мальчики сами выстраивают в голове героический образ отца, но с достижением подросткового возраста, начинают замечать ошибки отца, его промахи и неудачи, понимают, что он не идеален.

Поэтому сыновья отдаляются от отцов, все общие занятия, которые раньше были интересны, теперь кажутся скучными. Чтобы снизить разрыв в отношениях с ребёнком отцу следует научиться признавать свои ошибки, слабости и извиняться за них. Отец должен признать, что он не всесилен: есть вещи, которые он не знает. Лучше всего делать это в шутливой форме, считает Пикхарт. Отец может поддержать сына комплиментом, похвалой, указав на то, что подросток может то, чего отец не может, признав успех сына. Самым сильным инструментом в таком деле будет просьба о помощи [10].

Безразличие и незаинтересованность в ребенке влекут за собой деформацию его личности, представлений о мире и его собственного «Я» [11]. Отец своим примером показывает, как дети должны будут себя вести, когда создадут свою семью, когда у них появятся дети, и как они должны решать проблемы, когда они окажутся в обществе один на один с трудностями и другими людьми [12].Отец имеет огромное значение в привитии детям моральных норм. Исследователи утверждают, что именно процесс идентификации является важным фактором в становлении ребенка. Как известно в формировании ответственности у ребенка большую, первостепенную роль играет отец. Только отец может воспитать в ребенке умение быть инициативным и дать отпор давлению извне со стороны общества и сверстников [8].

В семьях, где отцы активны и регулярно занимаются воспитанием детей, и сыновья и дочери вырастают отзывчивыми людьми, чуткими к обществу и проблемам других. Кроме этого, любое самое маленькое взаимодействие отцов с их детьми улучшает физическое и моральное состояние младенцев, их восприятие и отношение с окружающим миром даже в самом раннем возрасте [8]. Безусловно, в первое время роль матери и её присутствие в жизни малыша очень важно, задача матери удовлетворить первичные потребности ребенка: дать ему ласку, заботу, стимулировать его, общаться с ним, дать чувство защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец же играет роль авторитетного социального образца и подает пример поведения. Его присутствие в жизни семьи дает ребенку чувство уверенности и возможность самостоятельно принимать решения [13].

В раннем детстве именно мать ребенка удовлетворяет главные его потребности. Поэтому ее уход из жизни или развод родителей лишает ребенка доверия к окружающему миру. У ребенка появляется ощущение заброшенности, он становится тревожным[12].

Дети, которые потеряли одного и обоих родителей в результате распада семьи медленнее развиваются, гораздо чаще имеют соматические и психические заболевания [9]. По мнению И. Лангмей-ера и 3. Матейчека, которые изучали проблему психической депривации. Если отец не принимает участия в воспитании детей, то последствия такого негативного влияния могут быть не менее страшными и серьезными, последствия проявляются в форме неврозов, психических и социальных отклонений. Все те же отклонения, формирующиеся при отсутствии матери в жизни ребенка [14].

Значение матери в жизни ребенка значительно возрастает, если в семье нет балансирующего влияния отца или отец не участвует в жизни ребенка, он пассивен. Матери очень сильно зависят от своих детей, которые заменяют им целый мир. Дети наполняют ее эмоциями, вследствие чего возникают условия для того, чтобы выработался невротический симбиоз матери и ребенка.

Чем взрослее становиться ребенок, тем сильнее он ощущает отсутствие отца. Мальчику сложно найти для себя образец мужского поведения, которому он может подражать, а девочка в свою очередь не получает некий образ мужчины, особенностей мужского поведения, в результате у девочки могут появиться трудности при выстраивании взаимоотношений с мужчинами.

Опыт показывает, что семейная роль отца меняется в процессе взросления ребенка. [15]. Другой ключевой момент - недостаток или полное отсутствие уверенности и стабильности в социальном развитии ребенка. Это происходит по причине того, что зачастую профессия отца составляет реальную и символическую основу финансового обеспечения семь и играет роль фактора уверенности в завтрашнем дне. В то время когда мать формирует у ребенка базовое чувство любви, отец должен обеспечить всеобъемлющее чувство защищённости, одновременно строя и формируя его будущее отношение к окружающему Миру, давая при этом уверенность и силу своего существования. У матерей-одиночек, загруженных работой из-за постоянной гонки обеспечения своего малыша всем необходимым, не остается сил и времени на общение с ребенком. Так постепенно она теряет первоначальный интерес к ребенку и отдаляется от него [16].

Девочки в то же время страдают от того, что не могут сформировать у себя модель будущего мужа, партнера. Вдобавок, ребенок страдает и от нехватки отцовского авторитета, дисциплины и порядка. Мать зачастую не может выполнить те функции, которые в полных семьях являются обязанностью отца.

Интересно, что разведенные отцы практически никак не влияют на своих детей - 50% детей из раз-

веденных семей никогда не ходили к отцу в гости. Отцы могут отсутствовать и по причине того, что отбывают наказание в тюрьме. Воспитательная деятельность отца - сложный процесс, в котором нужно учитывать взаимное влияние субъектов и объектов, мотивацию, половозрастную специфику. Успех во многом зависит от согласованности действия отца, гармонии во взаимоотношениях родитель-ребенок [17]. Поэтому отцовство нуждается в грамотном психолого-педагогическом сопровождении, отец как субъект деятельности, от которого зависит результат, должен стремится, к обретению необходимых компетенций [18].

Исследование родительско-детских отношений было проведено на базе МБОУ СОШ № 3 г. Но-ябрьск, среди 30 учащихся восьмых классов и 30 отцов, в период октябрь - декабрь 2019 года. Общее количество педагогических работников участвующих в эксперименте оставило 84 человека, в том числе 8 руководящих работников. В рамках данного исследования приняли участие 30 отцов, по 15 родителей девочек и мальчиков. В констатирующем, формирующем, итоговом, аналитическом этапе, приняли участие отцы подростков среднего возраста (42 года) у 61% высшее образование, у 30% среднее специальное, у 9%, основное общее. Диагностика проводилась с помощью методики «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковской) [19]. Результаты констатирующего исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Родительско-детские отношения в соответствии со шкалами методики

Шкала в соответствии с методикой Показатель в процентилях

отцы мальчиков (15 чел.) отцы девочек (15 чел.)

Нетребовательность - требовательность. 55 64

Мягкость - строгость. 71 65

Автономность - контроль. 72 73

Эмоциональная дистанция - близость. 65 67

Отвержение - принятие. 66 58

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. 80 70

Несогласие - согласие. 66 67

Непоследовательность -последовательность. 98 88

Авторитетность родителя. 74 68

Удовлетворенность отношением с ребенком 89 79

Требовательность отца-родителя среднее значение и выше среднего, он проявляется в ожидании ответственности от ребенка. Родитель применяет строгие меры, но непреходящие в жестокость, степень принуждения детей к чему-либо выше среднего. В равной степени отцы осуществляют контроль детей, устанавливают ограничения, что может го-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ворить о недостаточной самостоятельности детей, по мнению отцов. Близость незначительно выше среднего, отношения близкие, но недостаточно открытые. В целом, можно говорить о принятии отцом своего ребенка, однако для формирования адекватной самооценки у ребенка важен высокий уровень принятия. Уровень сотрудничества значительно выше у отцов сыновей, важно понимать для формирования адекватной самооценки для девочек важно активно взаимодействовать с отцом. Степень тревожности за ребенка выше среднего, родитель стремится оградить ребенка от опасности, но без излишней опеки. Высокий уровень последовательности и постоянства родителя в предъявляемых требованиях и поощрений является важным адекватных родительско - детских взаимоотношений. Высокая воспитательная конфронтация между членами семьи может говорить о разногласиях родителей в вопросах воспитания. Авторитетность отца у мальчиков значительно выше, чем у девочек, это может быть результатом значительно меньшего времени, которое отводят отцы для совместной деятельности с со своими дочерями. Соответственно, удовлетворенность взаимоотно-

шениями в семье у мальчиков значительно выше, чем у девочек, к сожалению, этот стереотип отношений с мужчиной-отцом у девочек может трансформироваться в свою будущую семейную жизнь.

Основываясь на данные результаты диагностики у подростков направленной на выявления особенностей детско-отцовских взаимоотношений, обозначены проблемы и сложности, которые отражаются на восприятии семьи и ее ценностей разнополыми подростками. Цель программы показать, отцам как можно достичь результатов в своей воспитательной деятельности через активную вовлеченность в жизнь своих детей-подростков, через сближение, которое достигается в совместной трудовой, творческой, досуговой деятельности. Содержание программы основано на понимании целевых ориентиров воздействия. Модель формирования семейных ценностей, в нашем варианте ценность понимается как позитивное взаимодействие родителей с подростками. Модель состоит из трех компонентов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий, соответственно которым и были разработаны блоки программы (рис. 1.)

__Когнитивный

воздействие через усвоение понятий семья, семейные ценности, отцовство.

отцовское воспитание, забота, любовь, взаимопонимание и др. \/

__Эмопи о н альный

воздействие через эмоции, получаемые при совместной деятельности отцов и

подростков

V

Поведенческий

представлены образцы поведения для закрепления ценности, мотивации к действиям

Рис. 1. Модель формирования семейных взаимоотношений у подростков

Целью программы было сближение отцов и подростков через совместную деятельность. Тематический план программы представлен в таблице 2.

Программа включает в себя совместные собрания подростков и отцов, беседы и активные мероприятия. Реализация программы рассчитана для работы в течение шести месяцев. По итогам программы родительской общественности был предложен проект «отцовского клуба» и рекомендации к его деятельности.

Совместные занятие предоставляют возможность, для участников занятий, посмотреть на своих детей/отцов с другого ракурса, показать свои возможности, быть услышанным. Формат «домашнее задание» предполагает общение подростков и отцов дома, в комфортном и привычном окружении, чтобы не чувствовать скованность и стеснение. Важным здесь является представить пример

взаимодействия подростков и отцов, качественно улучшить проведенное вместе время. Также занятия составлены с учетом интересов, как мальчиков, так и девочек, некоторые общие задания вызывают отклик больше у девочек, например, составление альбома о своей семье.

Занятия включают вводную, основную, заключительную части:

1. Вводная часть во время всех занятий состоит из бесед, направленных на создание у подростков/ родителей положительного отношения и концентрацию внимания к теме занятия, особое внимание уделяется эмоциональному фону, обеспечивающему налаживание позитивного межличностного взаимодействия между родителем и детьми-подростками.

2. Основная часть: повещена решению главной задачи занятия с различными формами проведе-

ния занятий (лекции, дискуссии, просмотры фильмов, мозговой штурм, тренинги), аналитическую работу в малых группах вместе с детьми с последующей презентацией результатов, выполнение творческих заданий, постановка спектаклей, чтение с интонациями.

3. Заключительная часть: рефлексия, обсуждение прошедшего занятия, закрепление положительного эффекта, задание на дом для домашнего чтения.

Таблица 2. Тематический план занятий программы

Окончание

Вводная часть Форма занятия Краткое содержание

I. Образование

Вводное совместное собрание на тему «Что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире? Идите домой, и любите, давайте тепло своей семье Беседа Семья и семейные ценности, актуальность программы и ее цели, собрание направлено на мотивацию детей и родителей

Занятие с подростками на тему « семья - основная ячейка общества» Познавательная беседа, игра Функции семьи и роли членов семьи, отношения детей и родителей. Цель занятия - утверждение значения семьи в жизни каждого

Занятие с подростками на тему «значимость для ребенка в его становлении «Любови отца» Инсценировка народной сказки Занятие направлено на воздействие чувственной сферы подростков, передачи народной мудрости, рефлексия

Занятие с родителями на тему «Ответственное отцовство» Семинар Образ отца в мировой и российской культуре, традиционной культуре, роль отца в становлении личности ребенка (девочки/мальчика). Занятие нацелено подчеркнуть значение ответственного отцовства для семьи, общества и государства, разъяснить специфику гендерно-ориентированного отцовского воспитания

II. Эмоции

Занятие с мальчиками Упражнение-тренинг, игра Особенности отношений отца и сына, роль отца в становлении личности мужчины, ценность совместной трудовой, творческой и досуговой деятельности.

Занятие с девочками Беседа, игра Особенности отношений отца и дочери, роль отца в становлении личности девушки/женщины, ценность совместной трудовой, творческой и досуго-вой деятельности.

Вводная часть Форма занятия Краткое содержание

Совместное занятие отцов и подростков на тему «Отцы и дети» Работа в группах, разбор семейных ситуаций Обучение конструктивному решению конфликтов через решение ситуационных задач, работа подростков в группах, отдельная работа отцов. Обсуждение и рефлексия

Театральный кружок Театр, работа в группах. Юмористические миниатюры об отцах/сыновьях/ дочерях. Обсуждение и рефлексия.

Интеллектуальная игра «Знаменитые семьи» Викторина, работа в группах Сплочение отцов и детей через состязательность, работа в группах дочери и отцы, сыновья и отцы.

III. Поведение

Домашнее задание изготовление книги-альбома «Моя семья-моя самая большая ценность» Элементы проектной деятельности Творческая деятельность подростков и отцов, задание подразумевает также включение других членов семьи, сближение, совместное времяпрепровождение, положительные эмоции. Презентация работ.

Домашнее задание «Кино-выходной» Дискуссия Просмотр фильма на тему отношений отцов и детей, обсуждение мнений на проблемы, поднятые в картине.

Домашнее задание «Анкетирование» Анкетирование Взаимное анкетирование отцов и подростков на вопросы, касающиеся интересов, предпочтений, личной истории и др. Задание направлено на сближение отцов и детей.

Домашнее задание «Письмо» дочери/сыну/отцу Творческое задание Дает возможность раскрыть эмоции, развить эмоциональной связи, упорядочить свои впечатления от проделанной по программе работы.

Проект «Отцовский клуб» Консультации, индивидуальные беседы Организация совместной деятельности детей и родителей, гармонизация детско - родительских отношений, оказание помощи родителям.

В течение шести месяцев была реализована программа по формированию семейных ценностей, позитивное взаимоотношения родителей и детей через совместную детско-отцовскую деятельность. Согласно результатам повторной диагностики после внедрения программных мероприятий, была отмечена положительная динамика развития детско-отцовских отношений (рисунок 2).

Об эффективности реализованной программы может свидетельствовать рост показателей по шкалам «удовлетворенность отношениями

сз о со "О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см со

с ребенком», «сотрудничество», «эмоциональная дистанция-близость», «несогласие-согласие», «авторитетность родителя» у отцов девочек, и у отцов мальчиков. Высокие показатели также

объясняются эмоциональным подъемом, который наблюдался у отцов по окончанию программных мероприятий.

у/ 95 у/

ai 87 as90 39

ï I ai I

Отцы мальчиков Отцы девочек Отцы мальчиков Отцы девочек

Констатирующий этап Контрольный этап

Отцы мальчиков | Отцы девочек

Констатирующий этап

■ Нетребовательность - требовательность

■ Автономность - контроль

■ Отвержение - принятие □ Несогласие-согласие

Авторитетность родителя

Отцы мальчиков Отцы девочек

Контрольный этап

■ Мягкость - строгость

■ Эмоциональная дистанция - близость Отсутствие сотрудничества - сотрудничество Н е поел е до вател ьн ость - поел е до вате л ьн ость

□ Удовлетворенность отношением с ребенком

Рис. 2. Динамика развития гендерно-ориентированного отцовского

По итогам проведения контрольного исследования были получены следующие результаты:

- восприятие подростками своих отцов в среднем (по разным показателям) приведено к норме;

- сохраняется специфика гендерно-ориентиро-ванного отцовского отношения, однако выросли показатели по отдельным шкалам (удовлетворенность отношением с ребенком, близость, согласие, сотрудничество и др.);

- при написании Эссе, после проведения программных занятий 100% подростков выбирали ценности «счастливая семейная жизнь» и «счастье других» среди наиболее важных;

- в своих сочинениях на тему «Моя будущая семья» подростки описали свои представления о семье в позитивном ключе. Сравнительные результаты позволяют нам проследить положительную динамику развития представлений о семье как о важнейшей из ценностей. Таким образом, результаты первичной и вторичной диагностики позволили выявить положительную динамику сформированности семейных ценностей у подростков, а это значит что разработанная программа по формированию семейных ценностей, как позитивные взаимоотношения отец -ребенок у подростков через совместную детско-отцовскую деятельность.

Позитивным результатом экспериментальной деятельности является возможность организации «Отцовского клуба», и проведение в его рамках мероприятий, посвященных семейным ценностям, для всего родительского коллектива МБОУ СОШ № 3 г. Ноябрьска. Результаты исследования немаловажны для предоставления отцам картины восприятия их своими детьми, что может способствовать снижению конфликтности и выстраивание позитивных детско-отцовских отношений.

Литература

1. Алексеева М. Е., Иванова Н.Н. Роль отца в воспитании детей / М.Е. Алексеева // Науч-

ный электронный журнал «Меридиан»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагог. Творец. Личность» -2017. -№ 4 (7). - С. 1-2.,: текст - непосредственный.

2. Борисенко Ю.В. Портнова А.Г. Структурный анализ акмеологического феномена отцовства / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Психология зрелости и старения.-2003.-№ 4.,: текст - непосредственный.

3. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон, Москва.: Время, 2009. - 496 с.,: текст - непосредственный.

4. Фрейд З. О психоанализе. // З. Фрейд Психоаналитические этюды. Минск, 1997. - Текст: непосредственный.

5. Nielson L. Father-Daughter Relationships: Contemporary Research and Issues / Routledge Taylor and Francis group New York, 2012.—. 286 p. [Электронный ресурс] / - Режим доступа: goo.gl / pMxpvkcontent_copyCopy short URL (дата обращения: 09.12.2019)

6. Авдеева А. В. «Вовлеченное отцовство» в современной России: стратегии участия в уходе за детьми / А.В. Авдеева // Социологические исследования. - 2012. - № 11-.С. 95-104.,: текст - непосредственный.

7. Токарева Ю.А. Связь социального развития ребенка с отношением отца / Ю.А. Токарева // Вестник СПБГУ. - Сер. 12. - Вып. 4. - 2010. -С. 126-132.,: текст - непосредственный.

8. Борисенко Ю.В. Структурный анализ акмеологического феномена отцовства / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Психология зрелости и старения.-2003.-№ 4.,: текст - непосредственный.

9. Захаров А.Н. Неврозы у детей и подростков/ А.Н. Захаров - Ленинград.,: Медицина, 1988. -246 с.,: текст - непосредственный.

10. Pickhardt C.E. The challenge of fathering an adolescent son / Surviving (your child's) Adolescence // Pickhardt, C.E.). [Электрон-

ный ресурс] / - Режим доступа: https://goo.gl/ bYNoq3 (дата обращения: 28.12.2019)

11. Токарева Ю.А. Типология отцовства и характер воспитательной деятельности родителя / Ю.А. Токарева // Вестник Тюменского государственного университета. - № 5. - 2010. -С. 154-160. текст - непосредственный.

12. Мазурок И.А. Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации / И.А. Мазурок // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-13 апреля 2016 года. - Москва, 2016. - С. 338-344.: текст - непосредственный.

13. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. -324 с.: текст - непосредственный.

14. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / И. Лангмейер, 3. Матейчек. -Прага: Авиценум, 1984. - 385с.: текст - непосредственный.

15. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства / Ю.В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 2. - С. 44-55.: текст - непосредственный.

16. Борисенко Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. - Москва-Обнинск: «ИГ-СО-ЦИН», 2007. - 220 с.,: текст - непосредственный.

17. Токарева Ю.А. Связь социального развития ребенка с отношением отца / Ю.А. Токарева // Вестник СПБГУ. - Сер. 12. - Вып. 4. - 2010. -С. 126-132.: текст - непосредственный.

18. Токарева Ю.А. Концепция воспитательной деятельности отца / Ю.А. Токарева // Европейский журнал социальных наук - Рига-Москва. -2012. - № 6 (22). - С. 278-284.: текст - непосредственный.

19. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. 1999. № 2. - С. 94. - 108.: текст - непосредственный.

PRACTICAL-ORIENTED FOUNDATIONS FOR THE FORMATION OF POSITIVE PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN ADOLESCENTS THROUGH JOINT CHILD AND PATERNAL ACTIVITIES

Molozhavenko V.L.

Tyumen Industrial University

In the theoretical part of the article the dependence of the father's motivation and educational activity on the identification of the child is established. This was confirmed by the findings, highlighted in the empirical part. The study also highlights an important aspect of paternal upbringing - the formation of universal values, and the specific values of the family, in the child through interaction with the father. The example of adolescent girls who took part in the survey, the perception of the image of a man as a confident, consistent and independent father is established. The practical part of the study is to select diagnostic techniques to identify the specifics of the pater-

nal attitude towards adolescent children of different sexes, to diagnose the formation of family values in adolescents, to compile and implement a program to form family values in adolescents through interaction with fathers. The effectiveness of the program is confirmed by the control diagnosis of the formation of family values in adolescents.

Keywords: family values, parent-child relationships, gender-role identification, paternal characteristics of upbringing.

References

1. Alekseeva M. E., Ivanova N.N. The role of the father in the upbringing of children / M.E. Alekseeva // Scientific electronic journal "Meridian": Materials of the all-Russian scientific and practical conference " Teacher. Creator. Personality" - 2017. -№ 4 (7). - P. 1-2.,: text-direct.

2. Borisenko Yu.V. Portnova A.G. Structural analysis of the ac-meological phenomenon of fatherhood / Yu.V. Borisenko, A.G. Portnova // Psychology of maturation and aging.-2003. -No. 4.: text-direct.

3. Kon I.S. Man in a changing world / I.S. Kon, Moscow.: Vremya, 2009. - 496 p.,: text-direct.

4. Freud Z. About psychoanalysis. // Z. Freud Psychoanalytic studies. Minsk, 1997. - Text: direct.

5. Nielson L. Father-Daughter Relationships: Contemporary Research and Is-sues / Routledge Taylor and Francis group New York, 2012.—. 286 p. [Electronic resource] / - access Mode: goo.gl / pMXpvkcontent_copyCopy short URL (date of increments: 09.12.2019)

6. Avdeeva A.V. "Involved fatherhood" in modern Russia: strategies for participation in child care / Avdeeva A.V. // Sociological research. - 2012. - No. 11 -. P. 95-104.: text-direct.

7. Tokarev Yu.a. Communication for social development of the child against the father's / Y.A. Tokarev // Bulletin of St. Petersburg state UNIVERSITY. - Ser. 12. - Issue 4. - 2010. С. P. 126-132.,: text-direct.

8. Borisenko Yu.V. Structural analysis of the acmeological phenomenon of paternity / Yu.V. Borisenko, A.G. Portnova // Psychology of maturity and aging.-2003. - No. 4.: text-direct.

9. Zakharov A.N. Neurosis in children and adolescents/ A.N. Zakharov-Lenin-grad.: Medicine, 1988. - 246 p.,: text - direct.

10. Pickhardt C.E. The challenge of fathering an adolescent son / Surviving (your child's) Adolescence / / Pickhardt, C. E.). [Electronic resource] / -pre-stupa Mode: https://goo.gl/bYNoq3 (accessed: 28.12.2019)

11. Tokareva Yu.a. Typology of paternity and the nature of the parent's educational activity / Yu.a. Tokareva // Bulletin of the Tyumen state University. - No. 5. - 2010. С. P. 154-160. text-direct.

12. Mazurok I.A. Socio-pedagogical aspects of gender education of boys of primary school age in the conditions of paternal deprivation / I.A. Mazurok // A child in the educational space of a megalopolis: Materials of the all-Russian scientific and practical conference on April 12-13, 2016. Москва Moscow, 2016. С. P. 338-344.: text-direct.

13. Druzhinin V.N. Psychology of the family / V.N. Druzhinin: textbook. - St. Petersburg: Peter, 2006. - 324 p.: text-direct.

14. Langmeyer I. Mental deprivation in childhood / I. Langmeyer, 3. Mateychek. - Prague: Avicenum, 1984. - 385s.: text-direct.

15. Borisenko Yu.V. Model of the relationship of factors that determine the specifics of paternity / Yu.V. Borisenko // Family psychology and family therapy. - 2006. № # 2. - P. 44-55.: text-direct.

16. Borisenko Yu.V. Psychology of fatherhood / Yu.V. Borisenko. -Moscow-Obninsk: "IG-SOCIN", 2007. - 220 p.: text-direct.

17. Tokarev Yu.a. Communication for social development of the child against the father's / Y.A. Tokarev // Bulletin of St. Petersburg state UNIVERSITY. - Ser. 12. - Issue 4. - 2010. С. P. 126-132.: text-direct.

18. Tokareva Yu.a. the Concept of educational activity of the father / Yu.a. Tokareva // European journal of social Sciences-Riga-Moscow. - 2012. № no. 6 (22). - P. 278-284.: text-direct.

19. Markovskaya I.M. Questionnaire for studying the interaction of parents with children / I.M. Markovskaya / / Family psychology and family therapy. 1999. no. 2. - P. 94. - 108.: text-direct.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3

о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.