РАЗДЕЛ 3. НАУЧНЫЕ СТАТЬИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВЛИЯНИЕ ОТСУТСТВИЯ ОТЦА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Апкаева С.А., Волошко В.В.
Научный руководитель: Машкова И.Ю.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В настоящее время вопрос о наличии отца в семейной структуре и влиянии его на формирование личности ребенка, рассмотренный в статье, актуален и практически значим для решения вопросов воспитания в семье. В частности, в работе уделяется внимание анализу исследований, в которых изучено влияние роли отца на формирование личности ребенка, а также анализу данных полученных по результатам эмпирического исследования. Ключевые слова: личность, социализация, половая идентификация, гармоничное развитие, эмоциональная сфера, роль отца, регуляция социального поведения, уровень тревожности, стимул, социальная адаптация.
THE INFLUENCE OF ABSENCE OF THE FATHER ON THE FORMATION OF THE CHILD'S PERSONALITY Apkaeva S. A., Voloshko V. V. Scientific adviser -Mashkova I. U.
Smolensk State Medical University, 28 Krupskoy str., Smolensk, 241019, Russia
Summary. Currently, the question of the presence of a father in the family structure and its influence on the formation of the child's personality, discussed in the article, is relevant and practically important for solving issues of upbringing in the family. In particular, the work pays attention to the analysis of studies in which the influence of the father's role on the formation of the child's personality is studied, as well as the analysis of data obtained from the results of empirical research.
Key words: personality, father's role, gender identification, emotional sphere, regulation of social behavior, anxiety level, socialization, incentive, social adaptation, harmonious development.
Введение. Институт семьи является одной из важных составляющих общества. Именно семья является основным хранителем традиций и культуры, а также главным компонентом для социализации личности. И, безусловно, для успешного и гармоничного развития всем детям — и мальчикам, и девочкам — нужны родители. Слаженный дуэт мамы и папы способен творить чудеса: если мать — источник жизни, то отец — источник силы, авторитет, первый старший друг. Эта статья о том, как важно участие отца в жизни ребенка и как его отсутствие в семейной структуре влияет на развитие и формирование личности ребенка. Чем отличается роль отца от роли матери в семье? Различия в отношении к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. Э. Фромм анализируя различные формы любви, говорит о различиях материнской и отцовской любви [4]. С точки зрения этого автора отцовская любовь - любовь «требовательная», условная. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований и дисциплины. Любовь матери в противовес отцовской является безусловной.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении социальной активности, знаний об окружающей действительности [3]. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить любовь, заботу и ласку, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу [1]. Отец является для детей источником познаний о мире, способствует формированию социально полезных целей и идеалов [2].
Для чего нужен отец? Защита. Ребенку, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен отец для формирования оптимального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу. Многие дети из тех, у кого не было отца, в подростковый период обрастали «острыми шипами» недоверия к миру и преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней.
Отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример сотца. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей [3]. Отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши. Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. В этом возрасте она должна получить признание своей значимости как будущей женщины - в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки. К тому же девочка обычно хочет видеть в своих избранниках те же качества, какие нравились ей в отце, так как именно отец является главным примером мужчины в жизни дочери.
Отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм, об этом свидетельствуют данные полученные психологами. Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. В особенности отец дисциплинируют детей, одобряя одни поступки и наказывая за другие.
Мы уже говорили о том, что отцовская любовь формируется в процессе воспитания и взросления ребенка. Э.Фромм развил эту мысль. Он утверждает, что любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение [4]. В этом понимании отец является носителем требований, дисциплины и санкций.
У ребенка на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Ребенок узнает как создают и поддерживают союз мужчина и женщина, на примере того как папа относится к маме. Отношения родителей оказываются влияние на дальнейшие контакты ребенка с противоположным полом, являясь как бы прототипом этих отношений.
К чему приводит отсутствие отца в семейной структуре? Для ответа на этот вопрос нами было организовано эмпирическое исследование, целью которого явилось изучение личностных особенностей детей, воспитывающихся без отца (в неполной семье). Цель изучение личностных особенностей детей, воспитывающихся в неполной семье (без отца).
Материал и методы. Наше исследование было проведено на базе МБОУ «СШ» №14 г.Смоленска. Выборку составили дети подросткового возраста разных полов, в числе которых 34 из полных семей и 28, не имеющих отца. Были использованы следующие методы исследования:
- анализ данных результатов диагностики с использованием многофакторного опросника личности Кеттела;
- сравнение предполагаемых результатов с вариантами нормы в опроснике.
- метод беседы с детьми.
Результаты. В ходе исследования было выявлено, что среди девочек и мальчиков 7 класса из неполных семей уровень тревожности высокий и составляет 72-78%; уровень напряженности 60-63%; уровень чувствительности 80-82%. В свою очередь, по данным параметрам, девочки и мальчики 7-х классов из полных семей имеют средний или низкий показатель по данным параметрам (35-47%), что является оптимальным показателем для гармоничного развития личности.
Также данного контингента детей выявлен низкий уровень общительности 30-36%, эмоциональной стабильности 34-45% и доминантности23-29%, по сравнению с девочками и
мальчиками из полных семей, которые имеют средний или высокий показатель по данным параметрам (71-85%);
Среди девушек и юношей 9-10 классов из неполных семей выявлено следующее: степень чувства вины составляет 80-83%; уровень групповой зависимости 67-72%; уровень внутреннего напряжения 64-67%. По данным параметрам девушки и юноши из полных семей имеют средний или низкий показатель (25-31%), что является оптимальным для гармоничного развития личности.
Также, среди девушек и юношей, не имеющих отцов выявлен низкий уровень общительности 28-37%, эмоциональной стабильности 34-45%, склонности к риску 23-30%, по сравнению с юношами и девушками из полных семей, которые имеют средний или высокий показатель по данным параметрам.
Заключение. Проведенное исследование позволяет предположить, что отсутствие отца в семейной структуре влияет на степень активности в социальных контактах, обобщение и зрелость эмоций, особенности эмоционально-волевой сферы и особенности регуляции социального поведения, уровень тревожности, адекватность самооценки личности, ее половую идентификацию.
В воспитании ребенка родители дополняют друг друга, каждый из них имеет свое влияние. Поэтому ребенку нужны мама и папа, которые обеспечат его гармоничное развитие. Литература
1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание,- 2005.- №7.- С. 117-122;
2. Борисенко Ю.В. Психология отцовства // Журнал практической психологии.- 2007.-№1.- С.3-7;
3. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии. - 1990.- №1.- С. 93-99;
4. Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990. -120с.
УДК 616.89-008.19-053.2
ФЕНОМЕН АГРЕССИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ
Демко М.Д., Подрядчикова А.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
demkom15@gmail. сот-Демко Марина Дмитриевна
Резюме. В исследовании подростов, находящихся на обучении в Красноборской санитарно-лесной школе с бронхолегочными заболеваниями, была изучена структура агрессии. Показано, что эмоциональная сфера подростка напрямую зависит от внешних условий: отношения родителей и преподавателей к детям с бронхолегочными заболеваниями, влияние школьной среды на становление личности. Данная статья имеет практическое значение, указывая на какие особенности структуры агрессии должен обращать внимание психолог при работе с агрессивными подростками.
Ключевые слова: агрессия, бронхолегочные заболевания, эмоциональная сфера.