ПСИХОЛОГИЯ
УДК 15 + 159 + 370.18 + 371 018
РОЛЬ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
Иргит ЕЛ.
Тувинский государственный университет, Кызыл FATHER'S ROLE IN CHILDREN PERSONALITY FORMATION
Irgit EX.
Tuvan State University, Kyzyl
Статья посвящена выявлению роли отца в воспитании детей, а также изучению его влияния на формирование личности ребенка.
Ключевые слова: родительство, отцовство, отец.
The article i.s devoted to the role of the father in child rearing, as well as the study of its effect on the formation of the child.
Key words: parenting, fatherhood, father.
Педагогическая наука особое место отводит семейному воспитанию, признавая необходимым участие в нем обоих родителей: как матери, так и отца.
В зарубежной науке феномен отцовства в центре внимания исследований многих ученых (А Адлер, 3. Фрейд, Э Фромм, Э Эриксон, К Юнг, М. Мид др.). Большинство из них единодушно отводят важное место роли отца в процессе формирования личности ребенка и отмечают, что неучастие или негативное участие отца в воспитании может привести к возникновению проблем личностного развития.
В отечественной психолого-педагогической науке изучение влияния образа отца на эмоциональное благополучие детей рассматривали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. О.В. Агейко, Ю.В. Борисенко, ОГ Калина. ИС Кон. О М Нилопец. Г.Н Волков и др. Так. В А. Сухомлинский подчеркивает: «Отец - самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни».
Отсутствие отца сопряжено с неизбежным нарушением процесса воспитания и социализации ребенка. И С Кон утверждал, что у детей, растущих без отца, часто понижен уровень притязаний; у них. особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики в неполных семьях с трудом общаются как со сверстниками, так и со старшими, отсутствие мужчины в семье отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении
детей, они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения [1, с. 4].
Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагали усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир. начиная с младенчества.
Феномен отцовства неразрывно связано с понятием «родительство». И.С. Кон определяет родительство как систему явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям, б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленные тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания [1, с. 62]. Р.В.Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Она подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции.
В словаре русского языка под редакцией С И Ожегова и Н Ю. Шведовой дается следующее толкование понятия: «отцовство» - кровное родство между отцом и его ребенком (детьми) [2, с. 364]. Отец - мужчина по отношению к своим детям. Родители - отец и мать по отношению к своим детям [2, с 50]. ТВ Архиреева считает, что отцовство — открытая система, имеющая свою достаточную устойчивую структуру, - компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы [3].
Отец является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в воспитание ребенка, в развитие его способностей, приобретение им различных навыков. Академик Г.Н.Волков подчеркивал особую важность в воспитании детей роли отца. Он отмечает, что отцы являются именно теми людьми, которые передают из поколения в поколение семейные традиции воспитания детей, и мудрость народа [4, с. 17].
Роль родителей в народной педагогике ценилась высоко. Их любовь является стимулом в формировании тех черт личности, как трудолюбие, уважение и почитание старших, честность, порядочность, доброта и отзывчивость.
Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека — в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи
такие увековеченные тувинские пословицы: «Отец с тобой — людей верней узнаешь, есть конь лихой - простор степей познаешь» («Ада турда, чон таныыр, аът турда. чер к==р), «Хлеб в закромах - голодать не придется, в юрте отец - бедовать не придется» («Тараалыг кижи тодуг. адалыг кижи чоргаар»), «Нет отца — кто мне даст совет, нет коня - ног у меня нет» («Ада чокта, эш чок дег, аъды чокта, бут чок дег») [5].
Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким. «Дочь к отцу ластится, козленок к соску тянется» («Адазынга кызы чассыг, авазынга анай чассыг»), «Отец гордится сыном, а павлин - хвостом», («Ада кижи о г лун сактыр, алдын-доос кудуруун сактыр») [5].
Как и у других народов, в народной педагогике тувинцев подчеркивается большая роль отца в воспитании детей. Отец в силу особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивался с ребенком дома. Во время пастьбы скота, охоты, сельскохозяйственных работ и собирательства отец знакомил детей с природной средой, на конкретных примерах сообщал о сложных явлениях природы. «Наказ отца запоминай, слово матери уважай». («Ада с=з\н ажырып болбас, ие с=з\н ижип болбас») [5].
Пословица «Чего мать не видела - дочь увидит, чего отец не видел - сын увидит» («Ие к=рбээнин кызы к==р, ада к=рбээнин оглу к==р») говорит о преемственности поколений. В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, тоже проявляется воспитательный аспект. Как подчеркивал чувашский педагог И Я Яковлев, настоящий воспитатель живет в воспитанниках и воспитанниках воспитанников.
С целью изучения влияния личности отца на формирование личности детей было проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского района.
Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики: опросник на выявление положительного и отрицательного образа отца, тест «Рисунок семьи» по методике А Л. Венгера, тест «Геометрические фигуры», опросник «Идеальный отец».
Выборка исследования: 34 учащихся 9-х классов -14 мальчиков и 20 девочек.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
I. Анализ результатов опросника на выявление положительного и отрицательного образа отца позволил судить об особенностях сформированности образа отца в сознании мальчиков и девочек (табл. 1).
Таблица 1
Степень выраженности положительного и отрицательного образа отца у мальчиков и девочек
№ Образ Степень выраженности образа отца
Мальчики Девочки Общее
1 Положительное 57% 60% 47%
2 Отрицательное 43% 40% 53%
1) 57% мальчиков и 60 % девочек положительно относятся к своему отцу. Они характеризуют своего отца как ответственного, всегда понимающего, практичного, справедливого, терпеливого по отношению к детям, радостного, с высокой выраженностью дружелюбности. Отец выступает как сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность детям, доверительный, помогающий, строгий, но справедливый.
2) 43% мальчиков и 40% девочек относятся отрицательно к своему отцу. Они характеризуют его как эгоистичного человека» деспотичного, жестокого, властного, бесчувственного и равнодушного. Также характеризуют как мягкотелого, недружелюбного, безынициативного, скрытного и др.
II. Анализ результатов теста «Рисунок семьи» по методике А.Л. Венгера. Этот тест является одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений. Проведённый тест помог выявить отношение подростков к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. В данном случае целью проведения теста является диагностика роли отца в жизни ребёнка, его участие в воспитании ребёнка.
Анализ рисунков учащихся показал, что из опрошенных - только 41% изобразили дружную семью, где присутствует контакт с отцами. В этих рисунках отцы изображены выше и крупнее остальных членов семьи, причём видно, что дети рисовали с большой любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца. Из рисунков школьников видно, что в семье царит радость и любовь друг к другу: мать занята шитьём, что говорит о том, что в семье характерна экономия средств, отец играет с малышами, то есть участвует в воспитании детей, дедушка читает газеты, он является авторитетом в семье. Один мальчик нарисовал, как он играет в шахматы с папой. Это говорит о том, что сын видит в отце равноправного партнёра по интересу. На рисунках 15% учащихся нет отца, что свидетельствует о полном отсутствии эмоционального контакта с ним, отца как бы нет в мире. На вопрос, почему не нарисовали отца, школьники ответили: «Мой отец всегда на работе. Рано утром уходит, возвращается только вечером и сразу же засыпает. Я его почти не вижу» или «А мне мама ближе». В рисунках 5% учащихся наблюдается только частичный контакт с отцами: отец присутствует на рисунке, но изображён меньше ростом, чем остальные члены семьи. Это свидетельствует о том, что отношения с отцом менее значимы для подростка. Или дети нарисовали отца на большом расстоянии от себя, что говорит о том, что существует психологическая дистанция в общении. На рисунках 6% опрошенных отсутствуют сами авторы, что говорит о том. что учащиеся испытывают затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй, и то, что им трудно найти свое место в семейном пространстве. Этим подросткам необходима родительская любовь и внимание. Большинство детей в центре своего рисунка показывают телевизор. Это даёт нам понять, что сегодня телевизор становится основным воспитателем и другом детей в семье. В некоторых рисунках присутствует домашнее животное, которое означает потребность ребёнка в поддержке, защите, тепле. Почти во всех рисунках у матерей
большие головы. Считается, что на рисунках детей большой голове приписывается большой ум. Значит, самыми значимыми в большинстве семей подростков являются матери. Таким образом, результаты данного теста свидетельствует о том. что в воспитании своих подростков отцы в основном мало принимают участия.
III. Целью теста «Геометрические фигуры» было определение у учащихся ассоциаций личности отца с определенной геометрической фигурой. Результаты исследования показали, что основными геометрическими фигурами, с которыми у учащихся ассоциируется отец, оказались Прямоугольник (36%) и Квадрат (22%). 13% старшеклассников выбрали для отца фигуру Зигзаг, 11% - Круг, 8% -Треугольник и 10% не сделали выбора (табл. 2).
Таблица 2
Ассоциации у детей личности отца (в %)
№ Геометрическая фигура Мальчики Девочки Общее
1 Пря моугольник 37 32 36
2 Круг 9 12 11
3 Треугольник 10 5 8
4 Зигзаг 12 14 13
5 Квадрат 17 25 22
6 Не сделали выбор 15 22 10
На основании результатов данной проективной методики можно предположить, что фигура отца в семье для подростков не является доминантной, властной, поскольку редко ассоциируется с основной геометрической фигурой власти - Треугольником. Главной геометрической фигурой отца становится прямоугольник - фигура нестабильная, с ней связывают неудовлетворенность жизнью, низкую самооценку, неуравновешенность, внушаемость и в то же время любознательность и стремление к переменам. Квадрат - фигура, которая, наоборот, символизирует устойчивость, порядок, методичность, предсказуемость.
IV. Опрос «Идеальный отец». Результаты приведены в таблице 3.
Таблица 3
«Идеального отца вы встречали?»
№ Варианты ответов Часто Редко Никогда
1 В жизни 24 40 36
2 В сказках 21 38 39
3 В художественной литературе 13 41 36
4 В биографии известных людей 8 38 54
5 В телевизионных программах 10 26 64
6 В кинофильмах 26 30 44
Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. Общий процент положительного отношения к отцу составляет 47%, а отрицательного - 53%, при этом у девочек преобладает положительное отношение (60%) к отцу, чем у мальчиков (57%).
2. Только 41% опрошенных изобразили дружную семью, где присутствует контакт с отцами. В этих рисунках отцы нарисованы выше и крупнее остальных членов семьи, причём видно, что дети рисовали с большой любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца. Почти во всех рисунках у матерей большие головы, считается, что на рисунках детей большой голове приписывается большой ум. Значит, самыми значимыми в большинстве семей являются матери.
3. Фигура отца в семье для подростков не является доминантной, властной, поскольку редко ассоциируется с основной геометрической фигурой власти -Треугольником. Главной геометрической фигурой отца становится прямоугольник - фигура нестабильная, с ней связывают неудовлетворенность жизнью, низкую самооценку, неуравновешенность, внушаемость и в то же время любознательность и стремление к переменам.
Вышеназванные диагностические методики помогли выявить особенности представления об отце у современных тувинских школьников. Менее половины из всех опрошенных школьников положительно относятся к отцу и находятся в контакте с ним. В представлении большинства школьников отец является фигурой нестабильной, что не дает возможности охарактеризовать его влияние на детей как нечто определенное, однозначное.
Таким образом, в формировании личности школьника, в создании условий жизни для семьи, за нравственное и духовное воспитание подростка отец играет главную роль. Родитель должен учитывать внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение, принимать активное участие в жизни семьи, всегда находить время для общения с подростком, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и навыки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
]. Кон И.О. Отцовство как социокультурный институт / И.О. Кон // Педагогика.-2007,- №9,-
С.3-16.
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос.фонд культуры. М.: Азъ, 1992. -955 с.
3.Архиреева Т.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку / Т.В.Архиреева, Е.В.Полевая // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. № 1, - С. 75-89.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
5. Тувинские пословицы и поговорки. На тув. и русс. яз. Сост.-переводчики: М. Хадахане. О. Саган-оол. - Кызыл: Тувинское книжное издательство. - 1976. - 156 с.