Научная статья на тему 'Роль отца в формировании личности детей'

Роль отца в формировании личности детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3509
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ОТЦОВСТВО / ОТЕЦ / PARENTING / FATHERHOOD / FATHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иргит Елена Ламбуевна

Статья посвящена выявлению роли отца в воспитании детей, а также изучению его влияния на формирование личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FATHER’S ROLE IN CHILDREN PERSONALITY FORMATION

The article is devoted to the role of the father in child rearing, as well as the study of its effect on the formation of the child.

Текст научной работы на тему «Роль отца в формировании личности детей»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 15 + 159 + 370.18 + 371 018

РОЛЬ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ

Иргит ЕЛ.

Тувинский государственный университет, Кызыл FATHER'S ROLE IN CHILDREN PERSONALITY FORMATION

Irgit EX.

Tuvan State University, Kyzyl

Статья посвящена выявлению роли отца в воспитании детей, а также изучению его влияния на формирование личности ребенка.

Ключевые слова: родительство, отцовство, отец.

The article i.s devoted to the role of the father in child rearing, as well as the study of its effect on the formation of the child.

Key words: parenting, fatherhood, father.

Педагогическая наука особое место отводит семейному воспитанию, признавая необходимым участие в нем обоих родителей: как матери, так и отца.

В зарубежной науке феномен отцовства в центре внимания исследований многих ученых (А Адлер, 3. Фрейд, Э Фромм, Э Эриксон, К Юнг, М. Мид др.). Большинство из них единодушно отводят важное место роли отца в процессе формирования личности ребенка и отмечают, что неучастие или негативное участие отца в воспитании может привести к возникновению проблем личностного развития.

В отечественной психолого-педагогической науке изучение влияния образа отца на эмоциональное благополучие детей рассматривали К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. О.В. Агейко, Ю.В. Борисенко, ОГ Калина. ИС Кон. О М Нилопец. Г.Н Волков и др. Так. В А. Сухомлинский подчеркивает: «Отец - самый родной, самый дорогой для ребенка мужчина, в образе которого выражается человеческая ответственность за его приход в свет, за каждый его шаг и поступок в жизни».

Отсутствие отца сопряжено с неизбежным нарушением процесса воспитания и социализации ребенка. И С Кон утверждал, что у детей, растущих без отца, часто понижен уровень притязаний; у них. особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики в неполных семьях с трудом общаются как со сверстниками, так и со старшими, отсутствие мужчины в семье отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении

детей, они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения [1, с. 4].

Участие отца в воспитании ребенка необходимо для нормального формирования личности, и возможно, целый ряд современных социальных проблем связаны именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения. В то же время современный кризис отцовства во многом обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагали усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир. начиная с младенчества.

Феномен отцовства неразрывно связано с понятием «родительство». И.С. Кон определяет родительство как систему явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям, б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленные тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания [1, с. 62]. Р.В.Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Она подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции.

В словаре русского языка под редакцией С И Ожегова и Н Ю. Шведовой дается следующее толкование понятия: «отцовство» - кровное родство между отцом и его ребенком (детьми) [2, с. 364]. Отец - мужчина по отношению к своим детям. Родители - отец и мать по отношению к своим детям [2, с 50]. ТВ Архиреева считает, что отцовство — открытая система, имеющая свою достаточную устойчивую структуру, - компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы [3].

Отец является одной из ключевых фигур в жизни ребенка. Он вносит большой вклад в воспитание ребенка, в развитие его способностей, приобретение им различных навыков. Академик Г.Н.Волков подчеркивал особую важность в воспитании детей роли отца. Он отмечает, что отцы являются именно теми людьми, которые передают из поколения в поколение семейные традиции воспитания детей, и мудрость народа [4, с. 17].

Роль родителей в народной педагогике ценилась высоко. Их любовь является стимулом в формировании тех черт личности, как трудолюбие, уважение и почитание старших, честность, порядочность, доброта и отзывчивость.

Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека — в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи

такие увековеченные тувинские пословицы: «Отец с тобой — людей верней узнаешь, есть конь лихой - простор степей познаешь» («Ада турда, чон таныыр, аът турда. чер к==р), «Хлеб в закромах - голодать не придется, в юрте отец - бедовать не придется» («Тараалыг кижи тодуг. адалыг кижи чоргаар»), «Нет отца — кто мне даст совет, нет коня - ног у меня нет» («Ада чокта, эш чок дег, аъды чокта, бут чок дег») [5].

Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким. «Дочь к отцу ластится, козленок к соску тянется» («Адазынга кызы чассыг, авазынга анай чассыг»), «Отец гордится сыном, а павлин - хвостом», («Ада кижи о г лун сактыр, алдын-доос кудуруун сактыр») [5].

Как и у других народов, в народной педагогике тувинцев подчеркивается большая роль отца в воспитании детей. Отец в силу особенностей своих занятий, образа жизни мало сталкивался с ребенком дома. Во время пастьбы скота, охоты, сельскохозяйственных работ и собирательства отец знакомил детей с природной средой, на конкретных примерах сообщал о сложных явлениях природы. «Наказ отца запоминай, слово матери уважай». («Ада с=з\н ажырып болбас, ие с=з\н ижип болбас») [5].

Пословица «Чего мать не видела - дочь увидит, чего отец не видел - сын увидит» («Ие к=рбээнин кызы к==р, ада к=рбээнин оглу к==р») говорит о преемственности поколений. В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, тоже проявляется воспитательный аспект. Как подчеркивал чувашский педагог И Я Яковлев, настоящий воспитатель живет в воспитанниках и воспитанниках воспитанников.

С целью изучения влияния личности отца на формирование личности детей было проведено эмпирическое исследование.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа сумона Арыг-Узюнский Улуг-Хемского района.

Для проведения исследования были использованы следующие диагностические методики: опросник на выявление положительного и отрицательного образа отца, тест «Рисунок семьи» по методике А Л. Венгера, тест «Геометрические фигуры», опросник «Идеальный отец».

Выборка исследования: 34 учащихся 9-х классов -14 мальчиков и 20 девочек.

Анализ и интерпретация результатов исследования.

I. Анализ результатов опросника на выявление положительного и отрицательного образа отца позволил судить об особенностях сформированности образа отца в сознании мальчиков и девочек (табл. 1).

Таблица 1

Степень выраженности положительного и отрицательного образа отца у мальчиков и девочек

№ Образ Степень выраженности образа отца

Мальчики Девочки Общее

1 Положительное 57% 60% 47%

2 Отрицательное 43% 40% 53%

1) 57% мальчиков и 60 % девочек положительно относятся к своему отцу. Они характеризуют своего отца как ответственного, всегда понимающего, практичного, справедливого, терпеливого по отношению к детям, радостного, с высокой выраженностью дружелюбности. Отец выступает как сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность детям, доверительный, помогающий, строгий, но справедливый.

2) 43% мальчиков и 40% девочек относятся отрицательно к своему отцу. Они характеризуют его как эгоистичного человека» деспотичного, жестокого, властного, бесчувственного и равнодушного. Также характеризуют как мягкотелого, недружелюбного, безынициативного, скрытного и др.

II. Анализ результатов теста «Рисунок семьи» по методике А.Л. Венгера. Этот тест является одним из наиболее популярных методов диагностики семейных отношений. Проведённый тест помог выявить отношение подростков к членам своей семьи, то, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства. В данном случае целью проведения теста является диагностика роли отца в жизни ребёнка, его участие в воспитании ребёнка.

Анализ рисунков учащихся показал, что из опрошенных - только 41% изобразили дружную семью, где присутствует контакт с отцами. В этих рисунках отцы изображены выше и крупнее остальных членов семьи, причём видно, что дети рисовали с большой любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца. Из рисунков школьников видно, что в семье царит радость и любовь друг к другу: мать занята шитьём, что говорит о том, что в семье характерна экономия средств, отец играет с малышами, то есть участвует в воспитании детей, дедушка читает газеты, он является авторитетом в семье. Один мальчик нарисовал, как он играет в шахматы с папой. Это говорит о том, что сын видит в отце равноправного партнёра по интересу. На рисунках 15% учащихся нет отца, что свидетельствует о полном отсутствии эмоционального контакта с ним, отца как бы нет в мире. На вопрос, почему не нарисовали отца, школьники ответили: «Мой отец всегда на работе. Рано утром уходит, возвращается только вечером и сразу же засыпает. Я его почти не вижу» или «А мне мама ближе». В рисунках 5% учащихся наблюдается только частичный контакт с отцами: отец присутствует на рисунке, но изображён меньше ростом, чем остальные члены семьи. Это свидетельствует о том, что отношения с отцом менее значимы для подростка. Или дети нарисовали отца на большом расстоянии от себя, что говорит о том, что существует психологическая дистанция в общении. На рисунках 6% опрошенных отсутствуют сами авторы, что говорит о том. что учащиеся испытывают затруднения и напряжённость во взаимоотношениях с семьёй, и то, что им трудно найти свое место в семейном пространстве. Этим подросткам необходима родительская любовь и внимание. Большинство детей в центре своего рисунка показывают телевизор. Это даёт нам понять, что сегодня телевизор становится основным воспитателем и другом детей в семье. В некоторых рисунках присутствует домашнее животное, которое означает потребность ребёнка в поддержке, защите, тепле. Почти во всех рисунках у матерей

большие головы. Считается, что на рисунках детей большой голове приписывается большой ум. Значит, самыми значимыми в большинстве семей подростков являются матери. Таким образом, результаты данного теста свидетельствует о том. что в воспитании своих подростков отцы в основном мало принимают участия.

III. Целью теста «Геометрические фигуры» было определение у учащихся ассоциаций личности отца с определенной геометрической фигурой. Результаты исследования показали, что основными геометрическими фигурами, с которыми у учащихся ассоциируется отец, оказались Прямоугольник (36%) и Квадрат (22%). 13% старшеклассников выбрали для отца фигуру Зигзаг, 11% - Круг, 8% -Треугольник и 10% не сделали выбора (табл. 2).

Таблица 2

Ассоциации у детей личности отца (в %)

№ Геометрическая фигура Мальчики Девочки Общее

1 Пря моугольник 37 32 36

2 Круг 9 12 11

3 Треугольник 10 5 8

4 Зигзаг 12 14 13

5 Квадрат 17 25 22

6 Не сделали выбор 15 22 10

На основании результатов данной проективной методики можно предположить, что фигура отца в семье для подростков не является доминантной, властной, поскольку редко ассоциируется с основной геометрической фигурой власти - Треугольником. Главной геометрической фигурой отца становится прямоугольник - фигура нестабильная, с ней связывают неудовлетворенность жизнью, низкую самооценку, неуравновешенность, внушаемость и в то же время любознательность и стремление к переменам. Квадрат - фигура, которая, наоборот, символизирует устойчивость, порядок, методичность, предсказуемость.

IV. Опрос «Идеальный отец». Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

«Идеального отца вы встречали?»

№ Варианты ответов Часто Редко Никогда

1 В жизни 24 40 36

2 В сказках 21 38 39

3 В художественной литературе 13 41 36

4 В биографии известных людей 8 38 54

5 В телевизионных программах 10 26 64

6 В кинофильмах 26 30 44

Результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Общий процент положительного отношения к отцу составляет 47%, а отрицательного - 53%, при этом у девочек преобладает положительное отношение (60%) к отцу, чем у мальчиков (57%).

2. Только 41% опрошенных изобразили дружную семью, где присутствует контакт с отцами. В этих рисунках отцы нарисованы выше и крупнее остальных членов семьи, причём видно, что дети рисовали с большой любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца. Почти во всех рисунках у матерей большие головы, считается, что на рисунках детей большой голове приписывается большой ум. Значит, самыми значимыми в большинстве семей являются матери.

3. Фигура отца в семье для подростков не является доминантной, властной, поскольку редко ассоциируется с основной геометрической фигурой власти -Треугольником. Главной геометрической фигурой отца становится прямоугольник - фигура нестабильная, с ней связывают неудовлетворенность жизнью, низкую самооценку, неуравновешенность, внушаемость и в то же время любознательность и стремление к переменам.

Вышеназванные диагностические методики помогли выявить особенности представления об отце у современных тувинских школьников. Менее половины из всех опрошенных школьников положительно относятся к отцу и находятся в контакте с ним. В представлении большинства школьников отец является фигурой нестабильной, что не дает возможности охарактеризовать его влияние на детей как нечто определенное, однозначное.

Таким образом, в формировании личности школьника, в создании условий жизни для семьи, за нравственное и духовное воспитание подростка отец играет главную роль. Родитель должен учитывать внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение, принимать активное участие в жизни семьи, всегда находить время для общения с подростком, интересоваться его проблемами, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

]. Кон И.О. Отцовство как социокультурный институт / И.О. Кон // Педагогика.-2007,- №9,-

С.3-16.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Рос. АН, Ин-т рус. яз., Рос.фонд культуры. М.: Азъ, 1992. -955 с.

3.Архиреева Т.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку / Т.В.Архиреева, Е.В.Полевая // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. № 1, - С. 75-89.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. Заведений / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

5. Тувинские пословицы и поговорки. На тув. и русс. яз. Сост.-переводчики: М. Хадахане. О. Саган-оол. - Кызыл: Тувинское книжное издательство. - 1976. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.