УДК 159.922.775 (571.52)
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОТЦЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ (на примере Республики Тыва)
Куулар А.М.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
REPRESENTATIONS ABOUT THE IDEAL FATHER OF GIRLS-TEENAGERS FROM INCOMPLETE FAMILIES (on the example of the Republic of Tuva)
Kuular A.A.
Tuva State University, Kyzyl
Статья посвящена проблемам взаимоотношения отцов и дочерей. Приведены результаты исследования и выявлены особенности «образа отца» у девушек сирот и у девушек из неполных семей.
Ключевые слова: отцовство, образ, девушки, осиротевшие, семья, разведенные семья.
The article is devoted to the problem of child-parent relationship fathers and daughters. The results of the study of the features are given of "the image of the father" girls from bereaved and divorced families.
Key words: paternity, image, girls, orphaned, family, divorced family.
В настоящее время популярным становиться обсуждение кризиса семьи, как социального института. Несомненно, разрушительные отношения коснулись семейных ценностей и тувинской семьи. С давних времен по традиции тувинской семьи детям с малых лет внушали мысль о превосходстве мужчины над женщиной, у девочек воспитывали покорность воле старших, особенно отца и старших братьев. Мальчику же с детства внушалось, что он будущий «кормилец семьи» и продолжатель рода. К сожалению, эти ценности потерпели перестановки, что привело к уменьшению роли отца в семье. В данной статье рассматриваются особенности «образа отца» у девушек из неполных семей разного типа на примере Республики Тыва.
Отцовство представляет собой сложный феномен, в котором объединяются исторический, социокультурный, психологический и биологический компоненты. Представление об отцовстве меняется от культуры к культуре и от эпохи к эпохе, то, что вносится сейчас в это понятие является продуктом длительного исторического развития и обусловлено определенной культурой [5].
По мнению Б.И. Кочубей отцовство - это содержание и воспитание детей, это определенные права и обязанности по отношению к ним. Следовательно, отцовство -явление одновременно и биологическое и социальное, поэтому можно было бы говорить о двух аспектах отцовства. История развития и современное функционирование родственных отношений показывают, что эти аспекты могут
отделиться, стать самостоятельными, т.е. возможно разделение отцовства на биологическое и социальное, и их существование независимо друг от друга [2].
Во-первых, биологическое отцовство может существовать без социального отцовства. Во-вторых, отцовство может быть только социальным, без наличия кровнородственной связи, возникшее путем усыновления.
Социальное отцовство в лице брата (братьев) матери реализовалось вплоть до возникновения института семьи, когда роль социального отца (т.е. кормильца) перенял муж матери. Это соединило биологическое отцовство и социальное отцовство, создало возможность для их совпадения. Этнографы отметили, что в первобытном обществе биологическое отцовство не учитывалось. Следовательно, можно говорить об особой роли института брака в феномене отцовства, этот институт играет важную роль в современном мире [8].
Анализируя отцовство в современных условиях, исследователи отмечают следующие тенденции.
Сравнительная холодность и социальная дистанция во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, является скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться на «высоте».
В настоящий момент позиция отца в семье проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка: от ценностей значимости семьи для мужчины до желания увидеть результаты воспитания своего ребенка [5].
В ходе теоретического анализа было установлено, что образ отца - это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культурные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.
По трехкомпонентной структуре образ отца, автором которой является И.О. Кон, включает в себя:
-восприятие физических характеристик объекта (когнитивный компонент); - восприятие поведенческих характеристик (поведенческий компонент); -формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. (эмоциональный компонент) [5].
Данные исследований показывают, что взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно с отцом) в раннем детстве оказывают существенное влияние на ее последующую личную жизнь. По словам опытных педагогов, женщины, у которых были дружелюбные и ласковые отцы, чаще всего оценивают свой брак удачным в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявляющие никакой заботы о здоровье и развитии дочери [7].
Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие, как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отражается на ее личной и семейной жизни [8].
Наше исследование было направлено на определение когнитивной и эмоциональной сторон образа отца и образа будущего отца своих детей, на выявление представлений девушек о семье, сравнение различий восприятия образа отца и образа будущего отца своих детей в полных и неполных семьях разного типа. Были проведены следующие опросы: «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е.Шафер, тест «Неоконченное предложение» (Сакса Сиднея), методика «Представление об идеальном родителе» (Р.В Овчаровой), тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман). В исследовании приняли участие 78 девушек в возрасте 16-18 лет.
Результаты по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» представлены в таблице 1 .
Таблица 1
Распределение испытуемых по стилям взаимодействия девушек с отцами
Группы семей Стили взаимодействия (в %)
позитивный интерес директивность враждебность автономность непоследовательность
Полная семья 28,0 13,0 38,0 10,0 11,0
Разведенная семья 26,0 14,0 36,0 10,0 14,0
Осиротевшая семья 34,0 12,0 32,0 9,0 13,0
Как видно из таблицы 1, девушки чаще всего относятся к отцам враждебно. Меньше всего девушки относятся к отцам автономно, непоследовательно и директивно.
Позитивный интерес отца испытывают 28% девушек из полных семей, 26% -из разведенных, 34% - из осиротевших. Враждебность со стороны отца отметили 38% из полных семей, 36% - из разведеннеых, 32% - из осиротевших.
Такое распределение результатов может быть обусловлено тем, что в осиротевших семьях поддерживается позитивный интерес к отцу. Это подтверждают исследования Цейлуко В. М, Ершова В.М, Иванченко В.И, Николаева Я.Г. Ими отмечается, что позитивный интерес, внимание к дочери проявляется в результате отцовской уверенности в себе. Теплота и открытость отношений между отцом и дочерью являются проявлением искреннего интереса. Позитивный интерес девушки характеризуют отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.
При обработке данных опроса неожиданным для нас оказались результаты по враждебному отношению к отцу: 37% девушек из полных семей испытывают к отцу
враждебное отношение, 26% - из разведенных и 24% - из осиротевших. Высокий процент враждебности девушек к отцу из полных семей говорит о трудности в их взаимоотношениях, о предъявлении к дочери чрезмерной требовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка, что ведет к жесткой зависимости девушки, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением, с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности во взаимоотношении между ними.
Результаты по методике «Представление об идеальном родителе» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение испытуемых по аспектам представления об идеальном родителе
Типы семей Аспектыпредставления об идеальном родителе (в%)
Когнитивный аспект Эмоциональный аспект Поведенческий аспект
Полная семья 39,0 26,0 35,0
Разведенная семья 37,0 27,0 36,0
Осиротевшая семья 30,0 36,0 34,0
Таким образом, мы видим из таблицы 2, что когнитивный аспект в представлении об идеальном отце больше у девушек из полных семей - 39%, у девушек из разведенных семей - 37% и у девушек из осиротевших семей - 30%.
В эмоциональном аспекте представления об идеальном родителе больше у девушек из осиротевших семей - 36%, у девушек из разведенных семей - 27%, меньше всего у девушек из полных семей - 26%. В поведенческом аспекте показали наибольший результат у девушек из разведенных семей - 36%, у девушек из полных семей - 35%, наименьший результат у девушек из осиротевших семей - 34%.
В представлении об отце девушки из полных семей в ответах выделяли такие качества, как: сильный, благоразумный, справедливый, сотрудничающий с детьми. Девушки из разведенных семей выделяли такие качества, как: ставит детей на первое место, доверяющий детям, прощающий, всегда понимающий, сильный и благоразумный. Девушки из осиротевших семей выделяли такие качества, как: должен быть справедливым, должен ставить детей на первое место, сотрудничающий с детьми, ответственный, всегда терпелив, всегда понимающий, уважающий детей, снисходительный.
В эмоциональном аспекте девушки из осиротевших семей отмечали такие черты характера как: добрый, счастливый, ласковый, спокойный, жалеющий, любящий. Девушки из разведенных семей выделяли такие качества как: жалеющий, любящий, добрый, воспитывающий. Девушки из полных семей указывали на такие качества, как: готовый к родительству, спокойный, воспитывающий, любящий, ласковый.
В поведенческом аспекте наибольший результат оказался у девушек из разведенных семей. Они выделяли такие качества, как: хвалящий ребенка, балующий
ребенка, опекающий ребенка, слушающий ребенка, помогающий, не ограничивающий свободу ребенка, не критикующий. Девушки из полных семей выделяют такие качества, как: слушающий ребенка, помогающий, иногда командующий, не вмешивающийся в жизнь ребенка, не критикующий, хвалящий ребенка.
Итак, дадим характеристику образа идеального отца у девушек разных групп.
Для девушек из полных семей характерен следующий образ идеального родителя: сильный, благоразумный, справедливый, сотрудничающий с детьми, всегда справедлив, готовый к родительству, спокойный, воспитывающий, любящий, ласковый, слушающий ребенка, помогающий, иногда командующий, не вмешивающийся в жизнь ребенка, не критикующий, хвалящий ребенка.
Для девушек из разведенных семей характерен следующий образ идеального родителя: ставит детей на первое место, доверяющий детям, прощающий, всегда понимает, сильный и благоразумный, жалеющий, любящий, добрый, воспитывающий, хвалящий ребенка, балующий ребенка, опекающий ребенка, слушающий ребенка, помогающий, не ограничивающий свободу ребенка, не критикующий.
Для девушек из осиротевших семей характерен следующий образ идеального родителя: должен быть справедливым, должен ставить детей на первое место, сотрудничающий с детьми, ответственный, всегда терпелив, всегда понимает, уважающий детей, снисходительный, добрый, счастливый, мягкий, ласковый, должен быть спокойным, жалеющий, любящий.
Результаты по тесту «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бернс и С.Кауфман) представлены в таблице 3
Таблица 3
Распределение испытуемых по симптомокомплексам рисунка семьи_
Типы семей Симптомокоплексы в %)
благоприятная семейная ситуация тревожность конфликтность чувства неполноценности в семейной ситуации враждебность в семейной ситуации
Полная семья 48,0 29,0 12,0 4,0 7,0
Разведенная семья 41,0 25,0 19,0 8,0 7,0
Осиротевшая семья 51,0 21,0 13,0 10,0 5,0
Как мы видим из таблицы №3, благоприятную семейную ситуацию отмечают 48% девушек из полных семей, 41% - из разведенных, 48% - из осиротевших. Меньше всего в рисунках отмечены чувства неполноценности и враждебности в семейной ситуации.
В рисунках девушки из полных семей рисуют всех членов семьи, в некоторых рисунках девушки изображают своих домашних животных, тем самым увеличивая
состав семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.
В рисунках девушки из полных семей в первую очередь рисуют отца рядом с матерью: они держатся за руки и стоят на одной прямой, также родители в рисунках выделяются большим размером. Это может быть связанно с тем, что девушки видят своих родителей доминантными, значимыми в семье. Рисование членов семьи с соединенными руками говорит об объединенности их общей деятельностью и о сплоченности родителей. В одном рисунке девушка из полной семьи нарисовала мать с открытым ртом, это может свидетельствовать о наличии чувства страха в связи с воспринимаемой враждебностью матери и дочери. Враждебное отношение к одному из родителей продемонстрировал еще один рисунок, где девушка нарисовала отца в отдаленности от себя и матери, и прорисовала пунктирной линией дорожку для отца, по которой он поддерживает связь с семьей.
Враждебный стиль взаимодействия с отцами также отражается в результатах опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е. Шафер): речь идет о таком неблагоприятном типе отношения к дочери, как сочетание эмоционально-холодного, отвергающего отношения. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, и нестабильности во взаимоотношении между ними.
В расположении членов семьи девушки из полных семей рядом с собой в некоторых рисунках рисуют братьев или сестер, а в некоторых рисуют рядом собой маму. Тем самым выделяя близкого члена семьи.
В основном в рисунках семьи девушки как разведенных, так и осиротевших семей, самым большим и высоким прорисовывают маму. Это может быть связанно с выражением силы, превосходства, значимости, доминирования матери в семье. Так, например девушка №1 из разведенной семьи рисует маму самой высокой, выделяя ее ростам. В основном на рисунках мать держит детей за руку -подчеркивается близкая связь между матерью и ребенком. Близкие типы взаимоотношения также встречаются в ответах девушек из неполных семей в тесте «Неоконченное предложение», например, такие как: моя мать и я понимаем друг друга, моя мать и я одна семья, моя мама самая прекрасная,
В некоторых рисунках девушки из разведенных семей рисуют отдельно семью отца и матери. В основном девушки из разведенных семей не изображают отца, это может быть связанно с конфликтным отношением, не изображая его, девушки, как бы разряжают неприемлемую эмоциональную атмосферу в семье, избегают от негативных эмоций, связанных с отцом. Также враждебное отношение к отцу встречается в методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.Шафер).
В осиротевших семьях, кроме рисунка семьи, рисуется солнце, это может быть связано нехваткой «теплых» отношений в семье. В рисунках девушек из осиротевших семей выделяются высоким ростом старшие братья или дедушки. Например, девушка №2 рисует рядом с собой брата, выделяя его высоким ростом, он стоит первым в рисунке
В рисунках «будущей семьи» девушки в целом из полных и неполных семей, чаще всего изображают себя рядом с домом или работой. В будущем в основном девушки «не торопятся» заводить семью, особенно это выделяется в рисунках у девушек из разведенных семей.
В рисунках «будущей семьи» девушки из полных семей изображают себя и своего «будущего» мужа и своих «будущих» детей одного или двоих, рисунки в основном четко не прорисованы. Также отмечаются рисунки, где выделяют себя и своего «будущего» мужа и в некоторых случаях изображают только себя рядом с работой.
Девушки из разведенных семей в рисунках «будущей семьи» изображают только себя, или же прорисовывают себя в красивом наряде с «будущим супругом» и с детьми. Также на рисунках у девушек из разведенных семей есть рисунки, где они изображают себя и свою будущую профессию.
Девушки из осиротевших семей в основном свою «будущую семью» изображают с мужем и с детьми. Рядом с собой изображают своих детей. Положительное отношение к противоположному полу отмечается и в ответах теста «неоконченное предложение». Например: мне очень нравится, когда мужчины любят своих детей, мое скрытое желание - иметь в будущем хорошую семью, считаю, что большинство мужчин красивые.
Результаты теста «Неоконченное предложение» Сакса Сиднея представлены в таблице 4.
Таблица 4
Распределение испытуемых по типам отношений к отцу_
Типы семей Отношение к отцу(в%)
Положительное Нейтральное Отрицательное
Полная семья 58,0 32,0 10,0
Разведенная семья 40,0 33,0 27,0
Осиротевшая семья 56,0 44,0 0
Как мы видим из таблицы № 4, положительное отношение к отцу отмечают 58% девушек из полных семей, 40% - из разведенных, 56% - из осиротевших. Меньше всего в рисунках отмечено отрицательное отношение к отцу.
Положительное отношение к отцу у девушек из полных семей отмечается такими ответами как: если бы мой отец захотел, то он всего добьется, идеалом мужчины является мой отец, думаю, что мой отец мне настоящий друг. Но, тем не менее, у девушек из полных семей отмечается и отрицательное отношение к отцу. Например, думаю, мой отец редко уделяет мне внимание, если бы отец захотел, то нашел бы себе работу, построил бы нам дом.
Положительное отношение к отцу у девушек из разведенных семей отмечается такими ответами как: я бы хотела, чтобы мой отец стал чуткими добрым. Думаю, что мой отец редко приходит к нам, но я все равно жду его. А также девушки из разведенных семей отметили такие отрицательные отношения к
отцу, как: думаю, мой отец редко вспоминает меня, если бы мой отец захотел, то вернулся бы в нашу семью.
Положительное отношение к отцу у девушек из осиротевших семей отмечается такими ответами как: если бы мой отец захотел, остался бы в живых. Я бы хотела, чтобы мой отец был рядом (был с нами), думаю, что мой отец сейчас счастлив. Девушки из осиротевших семей часто пропускали вопросы, связанные с отцом.
В целом девушки из полных и неполных семей раскрывали эмоциональный аспект «образа отца» и противоположного пола. Большинство из испытуемых считают, что отец смог бы достичь в жизни большего, если бы он только захотел. Девушки из полных и неполных семей разного типа, хотели, чтобы их отцы изменились в лучшую сторону.
Отец в представлении девушек из полных и неполных семей мало уделяют им внимания, не заботятся о семье, порою бывают безответственными по отношению к семье. Для девушек из полных семей важны достижения отца.
В ходе исследования было выявлено, что представление об отце у девушек из полных семей нечеткое, размытое. Они воспринимают отца как отзывчивого, доброжелательного, главенствующего, доверчивого, в меру справедливого. Но в то же время девушки не удовлетворены эмоциональными контактами и характером взаимоотношений между ними.
«Образ отца» у девушек из разведенных семей характеризуется следующими особенностями: многие испытывают трудности при характеристике отца. Большинство из них стиль взаимодействия с отцом воспринимают как «враждебный».
Вместе с тем выявлено и положительное отношение: воспринимают отца как доброжелательного, чуткого и принимают его таким, какой он есть.
«Образ отца» у девушек из осиротевших семей также характеризуется рядом особенностей: в большинстве случаев девушки не ответили на вопросы, связанные с отцом, что может быть связано с недостаточной сформированностью «образа отца». У них отмечен и позитивный интерес к отцу, скорее всего, связано с традиционными особенностями уклада тувинских семей: роль отца замещают близкие родственники, братья со стороны матери или дедушка.
Таким образом, в целом у девушек из полных и неполных семей разного типа «образ отца» сформирован недостаточно. Выявлено, что содержание «образа отца» у девушек из полных семей неточное, размытое. Они воспринимают отца как отзывчивого, доброжелательного, главенствующего, доверчивого, в меру справедливого. И в то же время девушки не удовлетворены эмоциональными контактами и характером взаимоотношений между ними.
Библиографический список
1. Андреева Т. В. Психология семьи: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2010. - 384 с.
2. Бурлакова Н.С. Идентификация с отцовской фигурой как механизм развития самоидентичности ребенка //Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 1. - С. 54-76.
3. Демидова Н.И. Формирование "образа семьи" у старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- М., 2003. - 182 c.
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
5. Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
6. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии,2003.
7. Артамонова Е.И., Екжанова Е. В., Зырянова Е.В.и др. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Цейлуко В.М. Неполная семья.- М.: Издательство «Перемена»- 2000.- С. 67-68 Bibliograficheskij spisok
1. Andreeva T. V. Psikhologiya semi: ucheb. posobie. - SPb.: Rech, 2010. - 384 s.
2. Burlakova N.S. Identifikatsiya s ottsovskoj figuroj kak mekhanizm razvitiya samoidentichnost irebenka // Semejnaya psikhologiya i semejnaya terapiya. - 2004. - 1. - S. 54-76.
3. Demidova N.I. Formirovanie "obraza semi" u starshikh doshkolnikov: Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - M., 2003. - 182 c.
4. Karabanova O. A. Psikhologiya semejnykh otnoshenij i osnovy semejnogo konsultirovaniya: uchebnoe posobie. - M.: Gardariki, 2005. - 320 s.
5. Kon I. S. Rebenok i obschestvo: ucheb. posobiedlya stud. vyssh. ucheb.zavedenij. - M.: izdatelskijtsentr "Akademiya", 2003. - 336 s.
6. Ovcharova R.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditelstva. M.: Izd-vo institute psikhoterapii, 2003.
7. Artamonova E.I., Ekzhanova E.V., Zyryanova E.V. i dr. Psikhologiya semejnykh otnoshenij s osnovami semejnogo konsultirovaniya. Ucheb.posobiedlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Pod red. e.g. silyaevoj. - M: Izdatelskijtsentr "Akademiya", 2002.
8. Tsejluko V.M. Nepolnaya semya. - M.: Izdatelstvo "Peremena"- 2000.- S. 67-68
Куулар Ая Михайловна - ассистент, аспирант кафедры психологии Тувинского государственного университета
Kuular Aya - assistant, postgraduate student of the Department of psychology Tuvan State University