№ 3 (45)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
► ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
март, 2018 г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ
Слученкова Кристина Александровна
аспирант кафедры психодиагностики и практической психологии Педагогического Института Иркутского Государственного Университета, 664003, Россия, город Иркутск, улица Карла Маркса, 1
E-mail: lucrativ@mail.ru
THE IMAGE OF A TRUE AND PERFECT FATHER: FEATURES OF TEENAGE VISION
Kristina Sluchenkova
PhD student of the Department ofpsychodiagnostics and practical psychology, Irkutsk State University,
664003, Russia, Irkutsk, Karl Marx street, 1
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальной и малоразработаной в настоящее время проблеме отцовства. Обосновывается значимость не только реальных взаимодействий между отцом и ребенком, но и образа отца, формирующегося под воздействием различных условий и характеризующегося сложной структурой и неоднозгачным со-держaнием. Отмечается ряд особенностей отцовского образа у подростков, связанных с их полом и возрастом. Выделены характерные отличия образа идеального отца у подростков из полных и неполных семей. Приведены результаты исследования составляющих образа реального и идеального отца у подростков в зависимости от пола, возраста и состава семьи. Полученные данные расширяют представления о факторах, влияющих на психическое развитие подростков и могут быть использованы в практической работе психологов.
ABSTRACT
The article is devoted to the actual and poorly developed problem of fatherhood. The significance of not only the real interactions between the father and the child is substantiated, but also the image of the father, formed under the influence of various conditions and characterized by a complex structure and ambiguous con-tent. A number of features of the father's image in adolescents associated with their gender and age are noted. Characteristic differences in the image of the ideal father in adolescents from complete and incomplete families are distinguished. The results of the study of the components of the image of the real and ideal father in adolescents are presented, depending on gender, age and family composition. The data obtained broadens the under-standing of the factors that influence the development of the adolescent's personality, and can be used in the practical work of psychologists.
Ключевые слова: семья, отцовство, образ отца, идеальный отец.
Keywords: a family, fatherhood, image of father, a perfect father.
Современное состояние системы семейных отношений вызывает интерес многих исследователей. Динамические изменения российской и мировой действительности в последние десятилетия оказали существенное влияние на семью как социальный институт и ее воспитательный потенциал: меняются и переплетаются родительские роли, отцовские и материнские функции, уменьшается время общения ре-
бенка с родителями, происходит определенная трансформация модели семьи и т.д. Рост количества неполных семей, развивающаяся на западе практика воспитания детей в однополых браках и кризис института семьи в целом все чаще приводит к исчезновению фигуры отца из социальной ситуации развития ребенка в современном обществе. Многие исследователи связывают с этим актуальные психологические проблемы современного человека: диффузность
Библиографическое описание: Слученкова К.А. Образ реального и идеального отца: особенности представлений у подростков // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2018. № 3(45). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5613
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение (Боуэн М., 2005; Lamb М., Tamis-Lemonda С., 2004; Захаров А. И., 2000; Видра Д., 2000; Обухова Л.Ф., 2004; Прихожан А. М., 2000;).
Однако, в некоторых работах отмечается, что и в неполной семье развитие ребенка может проходить вполне нормально (Lamb М., Lewis С., 2004; Davids М., 2002). Другими словами, отсутствие отца и его воспитательного воздействия не является трагичным и пагубным само по себе [4]. Ряд исследований и теоретических предположений позволяет сделать вывод о значимости не только реальных взаимодействий между отцом и ребенком для нормального психического развития последнего, но и его образа, т.е. "внутреннего отца", представленного в психике, формирующегося под воздействием различных условий (Калина О.Г., 2007, Davids М., 2002; Marks М., 2002; Britton R., 2000; Grossmann К. и др., 2002; Bios Р., 1970; Тайсон Ф., Тайсон Р., 1998). Если отец физически недоступен подростку, то психологически он всегда присутствует в семье, продолжает существовать в качестве "внутреннего объекта", в форме "образа", некого символа или мифа. Образ отца значим для эмоционального благополучия и полоролевой идентичности подростков [5], влияет на процесс самоактуализации [7], социализации, на формирование образа «Я» [8], самооценку и поведение [10].
Таким образом, теоретический анализ проведенных научных исследований показал, что образ отца -это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.
Несмотря на признание влияния образа отца, значимости его фигуры в развитии подростков, исследования в этой области еще достаточно фрагментарны. Особенно следует отметить, что экспериментально практически не исследован образ отца у ребенка из неполной семьи.
Учитывая актуальность и малоразработанность данной проблемы, было проведено психологическое исследование, первичные результаты которого представлены в данной статье.
В настоящем исследовании в центре внимания были не объективные характеристики стилей поведения и личностных особенностей отца, а субъективные представления детей: то, как сам ребенок (подросток) воспринимает воспитательную практику своего отца, оценивает его психологические качества и степень включенности отца в воспитание. Это связано с тем, что «другие люди и окружающий мир всегда воспринимаются не сами по себе, такими, какие они есть, а через призму своей личности, своих установок, искажающих реальность, но являющихся более значимыми для внутреннего мира человека, чем действительность» [Бодалев А.А., 2005].
март, 2018 г.
Целью нашего исследования явилось выявление особенностей образа отца у подростков. В соответствии с целью было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в представлениях об идеальном и реальном отце у подростков в зависимости от пола, возраста и состава семьи.
Обращаясь к определению понятия образа, необходимо отметить, что по мнению С.Л. Рубинштейна, под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.
Понятие «образ отца» или «образ родителя» можно определить как «восприятие ребенком различий психологических качеств отца и матери, определяющих развертывание его будущей личности» [3].
В исследовании приняли участие 252 подростка 12-16 лет: 127 девочек и 125 мальчиков, был использован психодиагностический метод: тестирование, анкетирование (модифицированный вариант теста М. Партленда "20 утверждений», анкета «Образ отца», методика «Незаконченные предложения»).
Результаты анкетирования показали, что 80% подростков проживают в полных семьях, включающих и отца, и мать. 57,14% испытуемых из полных семей считают, что главой их семьи является отец; 18,65% ответили, что глава семьи - мама; у 17,46% -равноправие в семье, остальные 6,7 % испытуемых считают главой семьи себя или дедушку.
Изучая степень участия отца в жизни ребенка мы выявили, что 26 % подростков из полных семей общаются со своим отцом более 3 часов в день, 25 % респондентов - 1-3 часа в день; 23 % - менее часа в день; 15 % подростков из полных семей общаются с отцом 3-4 раза в неделю, 11 % - только по выходным дням. Большинство подростков из неполных семей (70 % респондентов) не общаются со своим отцом, 20 % - общаются по выходным и праздникам, у 8 % респондентов отец ушел из жизни.
Предложение «Я хочу, чтобы мой папа...» подростки закончили следующим образом:
.больше времени проводил со мной, был всегда рядом - 20 %
. был самым счастливым, здоровым, жил долго - 16,2 %
. оставался таким, какой он есть - 11 % ... стал добрее - 6,3 % ... поддерживал мои интересы - 4 % ... любил меня 3,6 % ... стал богатым - 3,2 %
... купил мне что-либо (собаку, компьютер, квадроцикл и т.д.) - 3 %
.помогал мне и маме 2,4 % .не лез в мои дела - 1,6% Также встречались другие высказывания: «.стал капитаном корабля»; «.перестал курить, пить»; «.меньше проводил времени с телефоном, компьютером»; «.играл со мной в хоккей»; «. стал сильнее, увереннее».
В рамках изучения образа реального отца подросткам было предложено ответить на вопрос «Что тебе больше всего нравится в твоем отце?».
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Испытуемые чаще всего отмечали такие качества характера, как доброта (25,17%), чувство юмора, позитив (23,78%), сила, мужественность (16,08%), интеллект, ум (10,49 %), забота, способность прийти на помощь (9,09%), уверенность (4,2%), ответственность, смелость, храбрость (по 3,5%). 11,89% респондентов ответили: «всё нравится». 9,79% учащихся не смогли сформулировать ответ на данный вопрос, а 4,9 % респондентов дали отрицательный ответ («ничего не нравится»).
Таким образом, у 85,3 % подростков сложился достаточно позитивный образ отца и, в целом, исходя из вышеизложенного видно, что вопреки распространенному мнению о прагматичности и практицизме современной молодежи, большинство подростков ценят живое общение с отцом, заботятся о его здоровье и хотят видеть своих отцов счастливыми. Однако, имеется ряд особенностей отцовского образа у подростков, связанных с их полом и возрастом, а также с наличием или отсутствием отца в семье. У девочек - подростков доминирует позитивно окрашенный образ отца, более эмоционально дифференцированный (доброта, понимание, жизнерадостность и т.д.), что может быть связано с потребностью в эмоциональном принятии и одобрении со стороны отца. У мальчиков -подростков представления об отце менее дифференцированы эмоционально, более интегрированы (что, возможно, обусловлено их меньшей критичностью и наблюдательностью) и отличаются большей выраженностью в физическом, поведенческом и когнитивном аспектах (сила, мужество, интеллект, трудолюбие, дисциплина и т.д.).
У девочек -подростков отмечается некоторая возрастная динамика в плане идеализации отца: 15 % девочек в возрасте 11 -13 лет, характеризуя образ
Как видно из таблицы 1, образы идеального отца у подростков из полных и из неполных семей несколько различаются: в представлении молодых людей из полных семей отец - это прежде всего добрый, заботливый, веселый человек, способный
март, 2018 г.
идеального отца отмечают, что реальный отец именно такой и есть (т.е. идеальный отец = реальный), старшие девочки-подростки не идеализируют своего отца, т.е. можно отметить некоторую деидеализацию отца, осознанность и большую дифференцированность его образа к старшему подростковому возрасту. Среди мальчиков данный аспект отчетливо не выражен, лишь 5 % мальчиков, независимо от возраста, считают своего отца идеальным.
28 % подростков из неполных семей не смогли составить какой-либо образ идеального отца, причем, наибольшие затруднения это задание вызвало у мальчиков (35%), а среди девочек из неполных семей лишь 10 % не справились с этим заданием. В полных семьях только у 6 % подростков возникли затруднения с формулировкой и дифференцированием образа идеального отца.
Изучение представлений подростков об идеальном отце позволило выделить наиболее важные качества личности идеального, по их мнению, родителя: Добрый - 41,7%
Помогающий, заботливый - 35 %
Понимающий, поддерживающий - 30,7 %
Любит свою семью и детей (любящий) - 23 %
Веселый, с чувством юмора - 22,2%
Уделяет время семье и детям - 20,5 %
Смелый, храбрый - 18,3 %
Умный - 17,5 %
Сильный - 15,8%
Защитник - 11 %
Ответственный - 6,5 %
Если сравнить образ идеального отца у подростков из полных и неполных семей, то можно выделить некоторые характерные отличия (таблица 1).
Таблица 1.
сотрудничать и помогать. То есть в описаниях в большей степени присутствуют эмоциональные характеристики, частично поведенческий компонент, а также уделяется внимание социальному статусу. Подростки из неполных семей наиболее значимыми качествами
Особенности образа идеального отца у подростков из полных и неполных семей
Образ идеального отца у подростков из полных семей Образ идеального отца у подростков из неполных семей
Добрый - 48 % Помощь, забота - 36 % Веселый, с чувством юмора - 25 % Любящий - 22 % Сильный - 18 % Уделяет время семье и детям - 18 % Смелый храбрый - 15 % Умный - 11 % Защищающий - 10 % Богатый, обеспеченный - 10 % Ответственный - 5 % Серьезный, строгий - 3 % Уважающий - 3 % Умный, мудрый - 33,3% Уделяет много внимания детям - 27 % Всегда поможет, поддержит - 27 % Смелый, храбрый - 26 % Любящий своих детей - 25,6 % Добрый- 21 % Честный, справедливый - 19 % Серьезный, строгий- 18 % Всегда рядом - 15,4 % Защищающий - 14,8 % Ответственный 14 % Веселый, с чувством юмора - 13 % Уважающий - 12% Богатый, обеспеченный - 0 %
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
идеального отца считают интеллект, честность, справедливость, серьезность, смелость, любовь к детям, т.е. преобладающим является когнитивный компонент, а также требования уделять своим детям максимум внимания, находиться рядом, защищать.
Обобщив полученные результаты, можно сделать вывод о том, что у подростков из полных семей прослеживается позитивный, достаточно полный и многомерный образ идеального отца, который часто близок к образу реального отца. У подростков из неполных семей образ идеального отца отличается от образа реального отца, который достаточно беден, мало дифференцирован, негативно окрашен, либо вообще отсутствует. В описании отца подростков из неполных семей практически не встречаются такие характеристики, как доброта, забота, четко прослеживается недостаток любви и внимания в отношении себя от отцов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: образ отца - это важная для психического развития ребенка и подростка структура, формирующаяся под воздействием различных факторов и влияющая на формирование личности, идентичности, эмоциональное благополучие, самооценку, поведение молодого человека. Полученные в результате исследования данные, позволяют говорить о том, что большинство подростков ценят живое общение с отцом, стремятся проводить с ним больше времени. Образ отца у подростков характеризуется сложной структурой и неоднозначным содержанием. Наиболее значимыми личностными характеристиками отца для подростков являются доброта, чувство юмора, сила, интеллект, забота, способность прийти на помощь. У большинства
март, 2018 г.
подростков (в основном из полных семей) прослеживается достаточно позитивный образ отца: у девочек - более эмоционально дифференцированный, у мальчиков - обобщенный, интегрированный. Образ идеального отца у подростков во многом зависит от типа семьи, в которой они воспитываются. У подростков из полных семей образ идеального отца часто близок к образу реального отца. У подростков из неполных семей образ реального отца отличается от образа идеального отца меньшей дифференцированностью, часто негативной окраской, либо вовсе отсутствует. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что представления подростков о реальном и идеальном отце действительно зависят от пола, возраста и состава семьи, что подтверждает выдвинутое нами предположение.
Полученные в результате исследования данные могут быть использованы в практической работе психологов, социальных педагогов с подростками и их семьями. Также стоит отметить, что изучение представлений детей о своих родителях часто является необходимым элементом психолого-педагогической работы по коррекции внутрисемейных отношений и поведения подростков. Особое внимание следует уделить необходимости формирования у детей (особенно из неполных семей) адекватного положительного образа отца. Наши дальнейшие исследования в этой области будут направлены на изучение взаимосвязи образа отца с особенностями личности и характера молодых людей, а также влияния непосредственного отцовского воспитания на становление личности подростков.
Список литературы:
1. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с
2. Евсеенкова Ю.В. Отцовство как психологический фактор развития личности / Ю. В. Евсеенкова. -Новосибирск: СО РАН, 2006. - 124 с.
3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира: Нейропсихологи - учителям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 184 с.
4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.
5. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Моск. гор. психолого-пед. ун-т. — М., 2007. — 152 с.
6. Кульчицкая, Р.Ю. Психологические характеристики отцовства / Р.Ю. Кульчицкая, Е.В. Воробьева // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека "Дубна".- 2013.-№ 2.- С. 121-131.
7. Липпо С.В. Образ отца как фактор самоактуализации личности: Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук / Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена - С.-Пб., 2006.
8. Павлов И. В. Взаимосвязь образа отца и образа «я» у юношей и девушек из полных и неполных семей // Вестник БарГУ - 2014 - № 2
9. Свешников С. Ю. Формирование образа отца в сознании современного подростка// Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 1
10. Усцева М. Н. Взаимосвязь личностных особенностей подростков с образом отца// Проблемы современного педагогического образования//Изд-во: Гуманитарно-педагогическая академия ФГОУ «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» - 2016 - №51-1
11. Филатова А.Ю. Образ отца у юношей из неполной и полной семьи // Научные работы Донецкого национального технического университета. - 2009. - № 4.
12. Шишова Т.Л. О формировании образа отца. - электронный ресурс https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46851