Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ОТЦОВСКОЙ РОЛИ В АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬЕ: ТРАДИЦИОННЫЙ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ'

СПЕЦИФИКА ОТЦОВСКОЙ РОЛИ В АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬЕ: ТРАДИЦИОННЫЙ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / ОТЦОВСТВО / ОТЦОВСКАЯ РОЛЬ / ОТЦОВСКИЕ ФУНКЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / СОСТАВ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева Ольга Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - педагогическому образованию родителей, которое является частью социальной политики современного общества. Образование родителей направлено на развитие личности. В нем и субъектом, и объектом может выступать сам человек. Образование родителей, в отличие от семейного, в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка. Основная задача статьи - на примере США проанализировать роль отца в семье, приведены взгляды представителей различных направлений психологии и педагогики на роль отца. Выделены два аспекта роли отца - традиционный и новый. Показано наличие тенденции к изменению роли мужчины в семье. Роль отца является одной из важнейших ролей, влияющих как на развитие нового поколения, так и на развитие личности самого отца. Роль отца имеет глубокие исторические корни. С наступлением нового века традиционный состав американской семьи - мать, отец и дети - остается преобладающим. Однако за последние десятилетия американское общество стало свидетелем самых разных изменений в составе семьи и ее повседневной жизни. Еще несколько десятилетий назад сама постановка вопроса о роли мужчины в семье была бы просто неуместна. Но в последнее время все иначе. Таким образом, отцовство вызывает все больший интерес у исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FATHER'S ROLE IN THE AMERICAN FAMILY: A TRADITIONAL AND NEW VIEW OF THE PROBLEM

The article is devoted to the urgent problem of modern education - pedagogical parenting education, which is a part of the social policy of modern society. The parenting education is aimed at personal development. Both the subject and the object can be the person himself there. The education of parents, in contrast to the family education, is more aimed at helping them to become a full-fledged healthy personality of the child. The main task of the article is to analyze the role of the father in the family on the example of the United States, the views of representatives of various areas of psychology and pedagogy on the role of the father are given. Two aspects of the role of the father are highlighted-traditional and new. The presence of a tendency to change the role of men in the family is shown. The role of the father is one of the most important roles that affect both the development of the new generation and the development of the father's personality. The role of the father has deep historical roots. With the advent of the new century, the traditional composition of the American family-mother, father and children - remains predominant. However, over the past decades, American society has witnessed a variety of changes in the composition of the family and its daily life. A few decades ago, the very question of the role of men in the family would have been simply inappropriate. But lately everything is different. Fatherhood has recently aroused increasing interest among researchers.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ОТЦОВСКОЙ РОЛИ В АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬЕ: ТРАДИЦИОННЫЙ И НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ»

УДК 37.0

О. В. Лазарева https://orcid.org/0000-0002-5382-0753

Специфика отцовской роли в американской семье: традиционный и новый взгляд на проблему

Для цитирования: Лазарева О. В. Специфика отцовской роли в американской семье: традиционный и новый взгляд на проблему // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 36-41. DOI 10.20323/1813-145X-2021-4-121-36-41

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - педагогическому образованию родителей, которое является частью социальной политики современного общества. Образование родителей направлено на развитие личности. В нем и субъектом, и объектом может выступать сам человек. Образование родителей, в отличие от семейного, в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка. Основная задача статьи - на примере США проанализировать роль отца в семье, приведены взгляды представителей различных направлений психологии и педагогики на роль отца. Выделены два аспекта роли отца - традиционный и новый. Показано наличие тенденции к изменению роли мужчины в семье. Роль отца является одной из важнейших ролей, влияющих как на развитие нового поколения, так и на развитие личности самого отца. Роль отца имеет глубокие исторические корни. С наступлением нового века традиционный состав американской семьи - мать, отец и дети - остается преобладающим. Однако за последние десятилетия американское общество стало свидетелем самых разных изменений в составе семьи и ее повседневной жизни. Еще несколько десятилетий назад сама постановка вопроса о роли мужчины в семье была бы просто неуместна. Но в последнее время все иначе. Таким образом, отцовство вызывает все больший интерес у исследователей.

Ключевые слова: педагогическое образование родителей, отцовство, отцовская роль, отцовские функции, личность, состав американской семьи, ребенок.

O. V. Lazareva

The specifics of the father's role in the american family: a traditional and new view of the problem

The article is devoted to the urgent problem of modern education - pedagogical parenting education, which is a part of the social policy of modern society. The parenting education is aimed at personal development. Both the subject and the object can be the person himself there. The education of parents, in contrast to the family education, is more aimed at helping them to become a full-fledged healthy personality of the child. The main task of the article is to analyze the role of the father in the family on the example of the United States, the views of representatives of various areas of psychology and pedagogy on the role of the father are given. Two aspects of the role of the father are highlighted-traditional and new. The presence of a tendency to change the role of men in the family is shown. The role of the father is one of the most important roles that affect both the development of the new generation and the development of the father's personality. The role of the father has deep historical roots. With the advent of the new century, the traditional composition of the American family-mother, father and children - remains predominant. However, over the past decades, American society has witnessed a variety of changes in the composition of the family and its daily life. A few decades ago, the very question of the role of men in the family would have been simply inappropriate. But lately everything is different. Fatherhood has recently aroused increasing interest among researchers.

Keywords: parenting education, fatherhood, paternal role, paternal functions, personality, traditional composition of the American family, child.

Введение

Длительное время в психологической и педагогической науке предполагалось, что основной задачей отца является обеспечение семьи и социализация ребенка, в то время как роль матери заключается в удовлетворении его основных по-

требностей, в воспитании, создании и поддержании эмоциональной связи с детьми. На протяжении всего ХХ в. большинство исследований, научных и научно-популярных публикаций были сконцентрированы на проблемах материнства, а феномен отцовства оставался в тени. Суще-

© Лазарева О. В., 2021

ственный интерес к проблемам отцов начал проявляться только последние 30-40 лет. Но влияние любви отца на развитие детей столь же велико, а в некоторых аспектах даже больше, чем влияние материнской любви [Калина, 2019].

Обзор литературы

Массовое вовлечение женщин в производительный труд и общественную жизнь обусловило проблему совмещения семейных обязанностей и работы, а также породило новые изменения в структуре и функциях семьи. Уравнивание мужчин и женщин в профессиональных правах и обязанностях, сокращение времени, которое матери проводят с ребенком, увеличило требования к мужчине как к отцу. Исследователи в области семьи и брака говорят о нормативном «кризисе развития семьи» и наблюдают положительные изменения в пересмотре и перераспределении ролей и функций родителей. Появляются новые ценности и новые пространства для реализации себя личностью, в частности в рамках выполнения отцовской роли.

Сегодня появился термин «новый отец», характеризующий влияние отцовства на развитие личности мужчины. «Новый отец» - это тот, кто принимает активное участие в воспитании ребенка, эмоционально взаимодействует с ним, общается, выполняет все родительские функции наравне с матерью. Став отцом, мужчина не просто меняет свой образ жизни, но и изменяется личностно, развивается. Этот опыт дает человеку возможность быть терпеливым, ответственным, стрессоустойчивым. Все это крайне важно для того, чтобы быть психологически готовым к отцовству, справиться с воспитанием ребенка, преодолеть свои нежелания и в полной мере насладиться отцовством [Латышева, 2012].

Понимание роли отца полярно менялось в разные исторические эпохи, что, в свою очередь, приводило к различным проблемам в воспитании. Изменение социокультурной ситуации в обществе способствовало трансформации позиции отца в семье, что приносило новые проблемы, которые, в свою очередь, требовали осмысления.

Мужчина во все времена имел свое предназначение. Тип семьи в США, получивший распространение в колониальный период, основывался на так называемой «семейной экономике», имел нуклеарную структуру, то есть состоял из двух поколений - супругов и их детей [Лернер, 1992].

Уже в XVII в. отцы из Новой Англии могли проявлять чуткость и заботу к своим детям, о чем свидетельствуют данные дошедших до нашего времени дневников, которые вели некоторые отцы. Американская революция изменила представления об отце и характере его отношений с детьми: была отвергнута идея тирании патриархального отца, он стал восприниматься более эмоционально теплым в отношениях [Калина,

2019].

Проведенный нами анализ работ по истории образования родителей в США показывает, что в послереволюционный период (после 1783 г.) под влиянием Просвещения и республиканских идей патриархальные взгляды на семейные авторитеты пошатнулись: связь «отец - король - Бог» уступила место республиканской концепции «союз - долг - согласие». В книгах и журналах печатались статьи, призывавшие к сохранению патриархальных авторитетов, однако во всю силу зазвучали также призывы к равноправию, которые не были слышны до революции. После революции в штатах Новой Англии количество разводов резко возросло. Замужество уже не рассматривалось как экономический институт. Брак, основанный на чувстве и взаимопонимании, стал равноправным. В соответствии с идеалом «республиканского материнства», который процветал в конце XVIII в., именно матери несут ответственность за воспитание детей [Безрукова,

2020].

Во второй четверти XIX в. в Америке появляется новый вид городской семьи среднего класса. Эти семьи были гораздо меньше, чем колониальные. Это был доминирующий тип американской семьи. Отец в ней - величина переменная, мать -постоянная. Причина этого (если рассматривать семью в контексте происходящих на протяжении всего XIX в. социальных перемен), во-первых, -географическая рассеянность, постоянное физическое перемещение в пространстве и смена занятий, непрерывная погоня за своим шансом в жизни, которая бросает американца из конца в конец страны. Во-вторых - это техническая революция, превратившая Америку из фермерской страны в индустриальную. В результате промышленной революции американская женщина из средних и высших (но не низших) классов получила относительную свободу от домашнего хозяйства. Все эти перемены породили нескончаемый процесс, который устранил субординацию жен по отношению к мужьям и поставил в центр семейных отношений романтическую любовь и

свободный выбор партнера. Члены семьи материально становится менее зависимыми друг от друга, повышается экономическая самостоятельность женщин. Семья занимает не столь важное, как прежде, место в жизни американцев [Лернер, 1992].

В 1920-е гг. американского отца призывали стать «антидотом» против усилившейся материнской гиперопеки, увеличить время, проводимое им с детьми [Калина, 2019].

К 1963 г. в США произошли значительные социальные изменения, повлиявшие на качество воспитания и интеллектуального развития детей: увеличилось число разводов, одиноких матерей.

Европейских наблюдателей конца XX в. поражало различие в отцовском авторитете. Занятый на производстве или на службе американский отец не имеет возможности непрерывно руководить семьей, как того требуют патриархальные отношения. Его авторитет теоретически еще признается, и в вопросах дисциплины за ним остается последнее слово. Но его верховная власть больше не освящена церковью, да он на нее больше и не претендует. В повседневных делах его замещает жена. Американская мать не только распоряжается расходами и решает, что покупать, она также читает книги и журналы и изучает тайны детской психики; таким образом, именно она становится для детей воспитателем, авторитетом и цензором.

Значение мужчины как лидера, как главы семьи неуклонно снижается.

В ХХ в. семья становится школой поиска всеобщего согласия между всеми членами семьи (принцип терпимости в американском обществе). Соответственно, вместо подчинения интересов членов семьи интересам и благосостоянию семейной группы (авторитарная семья) на этом этапе наблюдается тенденция учитываnm инте-ресs каждого члена семьи. Равноправное партнерство отца и матери в воспитании детей - вот главная тема научных исследований данного периода. В 1990-е гг. начали говорить о признании важности роли отца в воспитании детей.

Мы забываем, а то и просто не отдаем себе отчета в том, какие события прошлого повлияли на формирование нашего поведения. Порой мы и не предполагаем, что корни этих проблем надо искать в прошлом: во взаимоотношениях с отцом. Каждый хочет считать своего отца лучшим, и поэтому старается запрятать неприятные воспоминания как можно дальше. Промахи отца сильно травмируют нас, и мы стараемся не вспо-

минать о них. Отец может допускать ошибки, которые незначительны и трудноопределимы, но тем не менее могут оказать огромное влияние на судьбу детей. Обделенность отцовской любовью во многих детях вызывает чувство пустоты. Недостаток искренности в отношениях между ребенком и отцом может также явиться травмирующим фактором на всю жизнь. Некоторые дети, испытывая влияние неуверенного в себе отца, не способны самостоятельно определить свой жизненный путь. Кто-то не может выйти на контакт с отцом, поскольку его требования слишком высоки, чрезмерно суровы и недостижимыми.

Взаимосвязью власти (духовной) отца и душой ребенка имеет огромное значение. Детей, особенно когда они вступают в возраст отрочества, нельзя покидать духовно, особенно отцам. В это время перед ребенком и почти перед каждым взрослым - матерью, учителем, и, конечно же, отцом, пролегает незримая «мертвая полоса», которую не одолеть строгостью, отторжением, лестью, деньгами или обманом. Нужно внимание, уважение, любовь, искренние и глубокие чувства.

Если мать отдает ребенку свою любовь, то отец, сохраняя с ним определенное расстояние, выводит его на правильный путь, учит самостоятельно существовать в обществе.

Безусловно, мужчина меньше участвует в повседневном воспитании, но сам факт его присутствия в жизни ребенка очень многое значит. В решающих ситуациях, которые случаются в жизни каждой семьи, свою главенствующую роль должен сыграть отец. Для этого необходимо иметь авторитет, брать на себя ответственность, проявлять уверенность.

В настоящее время можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца:

1. Отец как кормилец - исторически сложившаяся роль мужчины.

2. Отец как защитник - также исторически закрепленная функция мужчины.

З.Отец как воспитатель - история показывает множество примеров, когда воспитание и образование подрастающего поколения было делом мужчины-отца [Латышева, 2012].

Результаты и их обсуждение

Таким образом, роль отца является одной из важнейших ролей, влияющих как на развитие нового поколения, так и на развитие личности самого отца.

Существует два аспекта роли отца - традиционный и новый: так называемое «новое отцовство». Традиционный аспект роли отца - обособленность, отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, решал вопросы наследования. «Новые отцы» стали осознавать ответственность за эмоциональное состояние детей, осознали, что отцовское поведение отражается на поведении и личности детей [Латышева, 2012].

Обычно отец - первое существо мужского пола, оставляющее в сердце ребенка «отпечатки» своих мыслей и чувств. Поэтому отцы должны быть очень внимательны к тому, что запечатлевается на этой чувствительной поверхности в результате их слов и действий. Отец играет важнейшую роль в том, какие ответы получит ребенок на интересующие его вопросы. Те дети, которые в детстве не получили от отца должной поддержки, в процессе осознания себя как личности могут испытывать чувство беспокойства, они легко ранимы. Те, кто получил такую поддержку, способны более успешно противостоять жизненным бурям.

К сожалению, сегодня многие дети живут в неполной семье, где ребенка воспитывает мать. Отсутствие мужчины в семье, согласно исследованиям психологов, ведет к психической неустойчивости и большей чувствительности детей к состоянию матери, к затруднениям полороле-вой идентификации (особенно у мальчиков), формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни.

Успех воспитательного влияния отца зависит от его авторитета в семье. Пока дети малы, любое распоряжение отца, любой его поступок воспринимается ими как самый справедливый. В этом и сила, и опасность (если пример отрицательный), так как маленькие дети склонны к подражанию. По мере взросления у детей происходит «переоценка ценностей». Как ребенок будет воспринимать родительское слово, если отец пообещал и не сделал? Авторитет отца зависит не от количества часов совместного времяпрепровождения, но от степени духовной и интеллектуальной близости с детьми, на которые способна родительская любовь.

В США во многих центрах по работе с семьей разработаны и активно используются программы по педагогическому образованию отцов. Примером таких программ является 10-недельный семинар для отцов детей в возрасте от 0 до 8 лет, проводимый в центре семьи штата Орегон (The

Family Resource Center of Central Oregon). Занятия помогают сбалансировать такие стороны мужчины, как работа, дом, семья, и всегда оставаться добрым и веселым.

Форма проведения занятий: групповая работа, DVD-диски, дискуссии, лекции.

Темы для обсуждения:

1 неделя - начинать воспитание ребенка надо с себя.

2 неделя - работа со стрессом, реалистичные ожидания.

3 неделя - методы управления стрессом и гневом.

4 неделя - новые модели поведения.

5 неделя - невербальная коммуникация.

6 неделя - основы развития ребенка.

7 неделя - навыки эффективного слушания в общении.

8 неделя - вербальное общение.

9 неделя - дисциплина, сложные ситуации в поведении детей.

10 неделя - дисциплина, новые методы в копилку родителям.

В работе с отцами используются и дистанционные формы образования родителей: создаются специальные сайты для пап, проводятся онлайн-курсы и вебинары, транслируются теле- и радиопрограммы [Jessee, 2018].

Большой интерес вызывает радиопередача «Радио Мистера Мамы» (Mr Mom Radio). Ведущий программы Даниэль Перез (Daniel Perez), став отцом, обнаружил отсутствие серьезных радиопрограмм для родителей, помогающих им справиться с самой сложной задачей в мире -быть настоящим родителем и правильно воспитать детей. В своих радиовыпусках он обсуждает темы, связанные с умственным, физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка. А главное, доказывает, что отцы обязательно должны участвовать в процессе воспитания своих детей, а не быть просто зрителями. Педагогическое образование отцов открывает массу возможностей. Теперь обучающиеся папы могут постигать новые знания в режиме любой интенсивности, в любое время суток и в любой точке Земного шара.

Заключение

Таким образом, понимание роли отца менялось в зависимости от культурного и исторического контекста. В современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка,

39

способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Однако важно не просто номинальное присутствие отца, но и его способность к «позитивному отцовствованию»: проявлению эмоциональной теплоты, отзывчивости, поддержки, поскольку отец - значимый человек в жизни ребенка, передающий ему неотъемлемую часть истории рода.

Библиографический список

1. Адизес И. Союз непохожих. Как создать счастливую семью не вопреки, а благодаря вашим различиям / И. Адизес, Р. Маданес, И. Маданес. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. 215 с.

2. Анисимов В. П. «Отцовское счастье: быть в согласии с ближними. Москва : Галактика, 2020. 300 с.

3. Безрукова О. Н. Отцовство и поддержка отцов: тренды современных зарубежных исследований / О. Н. Безрукова, В. А. Самойлова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 233-272.

4. Бородкин А. Г. Как стать самым лучшим папой в мире. Москва : АСТ, 2018. 192 с.

5. Вайн Саймон. Успех и счастье. Чему учить ребенка, чтобы он достиг всего, чего хочет. Москва : Альпина Паблишер, 2019. 450 с.

6. Имж Адриана. Воспитание - это не только контроль. Книга о любви детей и родителей. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 240 с.

7. Калина О. Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 15-26.

8. Калина И. А. Отцовство как психологический феномен. Обзор современной зарубежной литературы // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 49-56.

9. Калина О. Г. Роль отца в психическом развитии ребенка / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова. Москва : ИНФРА-М, 2019. 112 с.

10. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р.

11. Корчак Януш. Правила жизни. Москва : Самокат, 2018. 278 с.

12. Кузнецов В. Супер Папа: краткий гид. Москва : Эксмо, 2019. 160 с.

13. Латышева Ю. А. Специфика отцовской роли: традиционный и новый взгляд на проблему // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Том 18. С. 36-39.

14. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в соединенных Штатах сегодня / пер с англ. : в 2 тт. Т. 2. Москва : Радуга, 1992. 575 с.

15. Лоргус А. Книга об отцовстве. Москва : Ни-кея, 2018. 90 с.

16. Нембрини Франко. От отца к сыну. Как передать ребенку христианские ценности. Москва : Никея, 2019. 312 с.

17. Семейная экосистема человека : монография / З. Х. Саралиева, Г. Л. Воронин, С. А. Судьин, Д. А. Шпилев [и др.]. Нижний Новгород : НИСОЦ, 2018. 224 с.

18. Стиффелман Сьюзен. Осознанное родитель-ство. Как стать опорой своему ребенку и открыть ему дорогу в большой мир. Москва : Эксмо, 2020. 270 с.

19. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учебное пособие для вузов. Москва : Юрайт, 2020. 214 с.

20. Шаллер Джеймс Потеря и обретение отца. Санкт-Петербург : Мирт, 1997. 216 с.

21. Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия : учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. Санкт-Петербург : Речь, 2005. 336 с.

22. Jessee V., Adamsons K. Father Involvement and Father-Child Relationship Quality: An Intergenerational Perspective // Parenting. 2018. Vol. 18. № 1. P. 28-44.

23. Father Involvement and Behavior Problems among Preadolescents at Risk of Maltreatment / S. Yoon // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 27. № 2. P. 494-504.

24. Xu Y, Huang H, Cao Y. Associations among Early Exposure to Neighborhood Disorder, Fathers' Early Involvement, and Children's Internalizing and Externalizing Problems. Evid Based Soc Work (2019). 2020 Sep-Oct;17 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32589105/ (дата обращения: 15.06.2021).

25. Yoon S, Yoon D, Latelle A, Kobulsky JM. The Interaction Effects Between Father-Child Relationship Quality and Parent-perpetrated Maltreatment on Adolescent Behavior Problems. Interpers Violence. 2021 Jun 9 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34107809/ (дата обращения: 15.06.2021).

Reference list

1. Adizes I. Sojuz nepohozhih. Kak sozdat' schast-livuju sem'ju ne vopreki, a blagodarja vashim razlichi-jam = The union of different. How to create a happy family, not against but due to your differences / I. Adizes, R. Madanes, I. Madanes. Moskva : Mann, Ivanov i Fer-ber, 2020. 215 s.

2. Anisimov V P. «Otcovskoe schast'e: byt' v soglasii s blizhnimi = «Fatherly happiness: to be in harmony with others». Moskva : Galaktika, 2020. 300 s.

3. Bezrukova O. N. Otcovstvo i podderzhka otcov: trendy sovremennyh zarubezhnyh issledovanij = Fatherhood and support for fathers: trends in modern foreign studies / O. N. Bezrukova, V. A. Samojlova // Monitoring obshhestvennogo mnenija: jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2020. № 4. S. 233-272.

4. Borodkin A. G. Kak stat' samym luchshim papoj v mire = How to become the best dad in the world. Moskva : AST, 2018. 192 s.

5. Vajn Sajmon. Uspeh i schast'e. Chemu uchit' rebenka, chtoby on dostig vsego, chego hochet = Success and happiness. What a child should be taught to achieve everything he wants. Moskva : Al'pina Pablisher, 2019. 450 s.

6. Imzh Adriana. Vospitanie - jeto ne tol'ko kontrol'. Kniga o ljubvi detej i roditelej = Upbringing is not just control. A book about the love of children and parents. Sankt-Peterburg : Piter, 2019. 240 s.

7. Kalina O. G. Vlijanie obraza otca na jemocional'noe blagopoluchie i polorolevuju identichnost' podrostkov = Influence of father image on emotional well-being and adolescent half-role identity / O. G. Kalina, A. B. Holmogorova // Voprosy psihologii. 2007. № 1. S. 15-26.

8. Kalina I. A. Otcovstvo kak psihologicheskij feno-men. Obzor sovremennoj zarubezhnoj literatury = Fatherhood is a psychological phenomenon. Overview of modern foreign literature // Sovremennaja zarubezhnaja psi-hologija. 2019. Tom 8. № 4. S. 49-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Kalina O. G. Rol' otca v psihicheskom razvitii rebenka = The role of the father in the mental development of the child / O. G. Kalina, A. B. Holmogorova. Moskva : INFRA-M, 2019. 112 s.

10. Koncepcija gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: utv. raspor-jazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 avgusta 2014 g. № 1618-r = The concept of state family policy in the Russian Federation for the period until 2025: confirmed by order of the Government of the Russian Federation dated fromAugust 25, 2014 № 1618-r.

11. Korchak Janush. Pravila zhizni = Rules of life. Moskva : Samokat, 2018. 278 s.

12. Kuznecov V. Super Papa: kratkij gid = Super Dad: A brief guide. Moskva : Jeksmo, 2019. 160 s.

13. Latysheva Ju. A. Specifika otcovskoj roli: tradi-cionnyj i novyj vzgljad na problemu = The specifics of the paternal role: a traditional and new view of the problem // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2012. Tom 18. S. 36-39.

14. Lerner M. Razvitie civilizacii v Amerike. Obraz zhizni i myslej v soedinennyh Shtatah segodnja = The development of civilization in America. Lifestyle and

thinking in the United States today / per s angl. : v 2 tt. T. 2. Moskva : Raduga, 1992. 575 s.

15. Lorgus A. Kniga ob otcovstve = Fatherhood book. Moskva : Nikeja, 2018. 90 s.

16. Nembrini Franko. Ot otca k synu. Kak peredat' rebenku hristianskie cennosti = From father to son. How to convey christian values to a child. Moskva : Nikeja, 2019. 312 s.

17. Semejnaja jekosistema cheloveka = Human family ecosystem :monografija / Z. H. Saralieva, G. L. Voronin, S. A. Sud'in, D. A. Shpilev [i dr.]. Nizhnij Novgorod : NISOC, 2018. 224 s.

18. Stiffelman S'juzen. Osoznannoe roditel'stvo. Kak stat' oporoj svoemu rebenku i otkryt' emu dorogu v bol'shoj mir = Conscious parenthood. How to support your child and open his way to the big world. Moskva : Jeksmo, 2020. 270 s.

19. Filippova G. G. Psihologija materinstva = Psychology of motherhood : uchebnoe posobie dlja vuzov. Moskva : Jurajt, 2020. 214 s.

20. Shaller Dzhejms Poterja i obretenie otca = The loss and acquisition of a father. Sankt-Peterburg : Mirt, 1997. 216 s.

21. Jejdemiller Je. G. Semejnyj diagnoz i semejnaja psihoterapija = Family diagnosis and family psychotherapy : uchebnoe posobie dlja vrachej i psihologov / Je. G. Jejdemiller, I. V. Dobrjakov, I. M. Nikol'skaja. Sankt-Peterburg : Rech', 2005. 336 s.

22. Jessee V., Adamsons K. Father Involvement and Father-Child Relationship Quality: An Intergenerational Perspective // Parenting. 2018. Vol. 18. № 1. P. 28-44.

23. Father Involvement and Behavior Problems among Preadolescents at Risk of Maltreatment / S. Yoon // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 27. № 2. P. 494-504.

24. Xu Y, Huang H, Cao Y. Associations among Early Exposure to Neighborhood Disorder, Fathers' Early Involvement, and Children's Internalizing and Externalizing Problems. Evid Based Soc Work (2019). 2020 Sep-Oct;17 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/32589105/ (data obrashhenija: 15.06.2021).

25. Yoon S, Yoon D, Latelle A, Kobulsky JM. The Interaction Effects Between Father-Child Relationship Quality and Parent-perpetrated Maltreatment on Adolescent Behavior Problems. Interpers Violence. 2021 Jun 9 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/34107809/ (data obrashhenija: 15.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.