Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА: ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ОТЦА В РОДИТЕЛЬСТВЕ'

ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА: ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ОТЦА В РОДИТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
755
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОТЦОВСТВА / РОЛЬ ОТЦА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипова Ольга Леонидовна

Статья посвящена вопросам отцовства в современном обществе и закономерностям, влияющим на развитие семьи. Исследования феномена отцовства продиктовано активностью отцов и интересом общества. Принятие роли отца обществом способствует полноценному и всестороннему развитию подрастающего поколения. Анализ исследований констатирует необходимость системного изучения роли отца в родительстве, вклад родителя в психическое становление ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF PATERNITY: TRENDS IN RESEARCH OF THE ROLE OF THE FATHERIN THE PARENT

The article is devoted to issues of fatherhood in modern society and patterns that affect family development. Studies of the phenomenon of fatherhood are dictated by the activity of fathers and the interest of society. The adoption of the role of father by society contributes to the full and comprehensive development of the younger generation. Analysis of the studies indicates the need for a systematic study of the role of the father in parenthood, the contribution of the parent to the mental formation of the child.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА: ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ОТЦА В РОДИТЕЛЬСТВЕ»

ОБЗОР МНЕНИЙ OVERVIEW OF OPINIONS

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2019. № 1—2 (5—6). С. 27—31.

УДК 159.922.7

ББК 88.8

ПСИХОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА: ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ОТЦА В РОДИТЕЛЬСТВЕ

О. Л. Антипова

Детский центр «Логика», Миасс, Россия

Статья посвящена вопросам отцовства в современном обществе и закономерностям, влияющим на развитие семьи. Исследования феномена отцовства продиктовано активностью отцов и интересом общества. Принятие роли отца обществом способствует полноценному и всестороннему развитию подрастающего поколения. Анализ исследований констатирует необходимость системного изучения роли отца в родительстве, вклад родителя в психическое становление ребенка.

Ключевые слова: родительство, феномен отцовства, факторы развития отцовства, роль отца.

Введение

Исторически сложилась тенденция пристального внимания общества к семье и родитель-ству, а изменения в современном обществе привели к «кризису развития семьи» [15]. Перераспределение роли отца и матери создали условия для укрепления авторитета мужчины [17. С. 143]. Фиксируемые исследователями положительные изменения в ролевых и функциональных обязанностях родителей, ценностных и личностных проявлениях (особенно выделяют отцовскую роль [15]) актуализировали значимость исследования феномена отцовства.

На развитие семьи оказывают влияние различные закономерности, первой из которых является влияние ряда гуманитарных дисциплин на формирование семьи [11. С. 7]: психотерапии, социологии, педагогики и юриспруденции. Внимание данных дисциплин подтверждает значимость родительства для формирования гармонично развитой личности. Современная наука поддерживает «междисциплинарный характер исследований в области психологии семьи» [10. С. 7], что является второй закономерностью. Меняющийся мир всегда был и будет под пристальным вниманием идеологов и исследователей, чьи взгляды радикально различаются. «Включение мировоззренческих позиций» [Там же. С. 8] является третьей закономерностью. И, как следствие, в развитии общества происходят изменения, которые приводят к появлению четвертой закономерности — «возникновению "запретных тем" в исследовательской деятельности» [Там же].

Это темы однополых браков и детей без попечения родителей.

Преобразования в обществе приводят к возникновению пятой закономерности: «появление новых предметов исследований в рамках психологии семьи» [Там же], в том числе, как следствие противостоянию дефеминизации, увеличение числа исследований психологии отцовства. Шестая тенденция подтверждает высокий статус психологии семьи как отрасли психологической науки: «на предметном поле психологии семьи решается ряд фундаментальных научных проблем» [Там же], где семья является основой стабильности и полноценного развития общества [Там же. С. 9].

Перечисленные закономерности высвечивают актуальность и необходимость разработки проблемы семьи и отцовства, в частности актуальность системного исследования вклада родителя-отца в психическое становление ребенка.

Обсуждение полученных результатов

В структуре гендерных ролей за последние годы произошли изменения, связанные с проявлением активности отцов. Ш. Барт утверждает, что в результате пересмотра и детализации обществом функции отцовства происходит разделение гендерных ролей и формируется новая гендерная система. Отцовство является социальной и статусной ролью в рамках гендерной психологии и психологии личности [8. С. 105], где совокупность исторических и социальных установок, накопленный опыт, связанный с планированием семьи, влияет

на отношение к детям и к себе как к родителю. Идентичность отцовства, как феномен микро-и макросоциальный, определяется принципами отношения взрослых к детям и гражданским самосознанием. Это эмоционально и оценочно окрашенный комплекс знаний, представлений, убеждений о себе как о родителе [7. С. 78]. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется в первые годы жизни ребенка как соответствие определенным социальным требованиям и ожиданиям достижений [18. С. 135]. Возникновение отцовства как феномена стало возможным при смене полигамии на моногамию в семейных отношениях [14. С. 49]. Б. И. Кочебей в книге «Мужчина и ребенок» аргументировал причину кризиса отцовства разрушением традиций патриархальной семьи, что привело к второстепенной роли отца и превратилось в дело матери [См.: 2]. Такое эгалитарное устройство семьи привело к нарушению взаимосвязи старшего и младшего поколений и передачи опыта воспитания [6].

Закономерно рассмотреть феномен отцовства с двух взаимосвязанных точек зрения: функциональное влияние на развитие ребенка и реализация мужчины [3. С. 126]. Согласно теоретическим исследованиям У. Ю. Севостьяновой, структурная модель отношения отца к ребенку состоит из двух подсистем: отношение к себе (внутренний образ себя как отца и мужчины; приобретенные знания, умения и навыки, а также деятельность и оценка себя); отношение к ребенку (образ ребенка, позиция отца к ребенку, интерактивность отца и ребенка). Все приобретенные качества влияют на конституциональные характеристики личности: эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Следовательно, на развитие отцовства влияют внешние и внутренние факторы: 1) внутриличностные (психофизиологические и личностные особенности человека, генотип, психосоматическое здоровье, индивидуальные особенности психофизиологического развития, доминирующее психическое состояние); 2) внутренняя позиция (отношение к миру вещей, людям, самому себе, активность во взаимодействии со средой, особенности характера); 3) внутрисемейные или внешние (микроклимат семьи, в которой вырос, модель семьи, особенности полоро-левого воспитания); 4) родительский опыт самого индивида; 5) культурно-исторический фактор [16. С. 40].

Мотивированное участие мужчины в воспитании детей дает чувство удовлетворенности и уверен-

ности [4. С. 50]. На выбор модели отцовского поведения влияют уровни развития представления об этой роли у мужчин: 1) уровень общества; 2) собственной семьи; 3) индивидуальный (субъективный) : влияние личностного показателя на представления об отцовской роли [13. С. 171].

Представления об отцовской роли формируются под влиянием факторов окружающей среды, и Ю. В. Борисенко считает, что их можно объединить в четыре группы. Первая группа — это отношения в супружеской диаде. Вторая — характеризует воздействие матери ребенка на формирование мужчины в роли отца. Третья — объединяет факторы окружающей среды, а четвертая — личностные особенности самого ребенка [Там же]. При патернальной депривации отец не участвует в воспитательном процессе, действует неправильно или бездействует, возникает инверсия ролей [1. С. 60].

О. Г. Калина и А. Б. Холмогорова отмечают значимость участия отца в возникновении у ребенка гендерной принадлежности и эмоционального благополучия [11. С. 60]. Наличие в образе отца позитивной составляющей вне зависимости от наличия его в семье способствует формированию маскулинности у подростков-мальчиков и фемин-ности у девочек. Негативный отцовский образ или недостаточно дифференцированный формирует высокий показатель тревожности и депрессивной симптоматики [Там же. С. 68], а удовлетворение потребности эмоционально-психического благополучия и чувство защищенности влияют на способность ребенка противостоять групповому давлению в дальнейшем [14. С. 52].

В последнее время в обществе изменился стереотип восприятия роли отца как слабого и неадекватного на активно участвующего в воспитании ребенка, общающегося и эмоционально взаимодействующего, выполняющего все родительские функции [16. С. 39]. Д. Росс определил детерминанты, способствующие в дальнейшем качеству участия отца в жизни и воспитании ребенка: 1) индивидуальные — важны возраст (когда субъект стал отцом), пол ребенка, мотивация, отношения и убеждения отца, пример взаимоотношений в родительской семье; 2) семья как система взаимоотношений в триангуляции (отец — мать — ребенок) и диаде (муж — жена); 3) внесемейные предикторы, то есть ближайший социум (родственники, соседи, друзья); 4) официальные и коллективные факторы (коллеги, здравоохранение); 5) культурные факторы (воспитание, отношение и понимание роли отца,

понятия и традиции, относящиеся к национальным особенностям) [См.: 3. С. 126].

Выводы

На основании анализа вышеизложенного заключаем:

1. На развитие семьи оказывают влияние различные факторы, причиной и преобразованием которых является постоянно меняющийся мир и общество во всех его связях и отношениях.

2. Положительные изменения в ролевых и функциональных обязанностях родителей, ценностных и личностных проявлениях особенно выделили отцовскую роль и актуализировали значимость исследования феномена отцовства, как коллективного субъекта.

3. В структуре гендерных ролей за последние годы произошли изменения, связанные с проявлением активности отцов, а совокупность исторических и социальных установок, накопленный опыт влияют на отношение к детям и себе как родителю.

4. Исследователи считают важным влияние отца на полоролевую идентификацию ребенка и необходимое усвоение моральных норм. Присутствие отца способствует более высокому интеллектуальному развитию, положительному формированию эмоционально-личностной сферы и характерологических особенностей.

5. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется в первые годы жизни ребенка, поэтому для отца важно принятие его в обществе, подкрепленное исполненным чувством долга и осознанности жизни.

6. Отец развивает социальную компетентность, поощряя активность ребенка, проторяя путь к человеческому обществу. Ему необходимо воспитать хранителя традиций, продолжателя рода и родовой памяти.

7. Характер воспитательной деятельности отца зависит от сочетания интенсивности, стойкости и длительности воздействия внешних и внутренних факторов. Основой проявления отцовства является мотивационно-потребностная сфера.

Список литературы

1. Авдеева, Н. Н. Психология отцовства / Н. Н. Авдеева // Папы всякие нужны: О роли отца в воспитании детей : сборник. — М. : Изд-во Моск. патриархии Рус. православ. церкви, 2012.

2. Архиреева, Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии / Т. В. Ар-хиреева // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. — С. 658—676.

3. Архиреева, Т. В. Родительство в гендерном аспекте / Т. В. Архиреева // Гендерная психология. — 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. — СПб. : Питер, 2009.

4. Борисенко, Ю. В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства / Ю. В. Бо-рисенко // Семейная психология и семейная терапия. — 2006. — № 2. — С. 44—55.

5. Борисенко, Ю. В. Особенности родительского отношения отчимов / Ю. В. Борисенко // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. — С. 685—694.

6. Горлова, Е. Л. Перспективы изучения родительской позиции / Е. Л. Горлова // Психологические проблемы современной семьи : сб. тезисов VI Междунар. науч. конф., Москва — Звенигород, 30 сент. — 4 окт. 2015 г. — М. : МГУ, 2015. С. 685—694.

7. Гукасова, Г. С. Социально-психологические и социально-педагогические характеристики материнства и отцовства как феномена [Электронный ресурс] / Г. С. Гукасова // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 4. — С. 78—81. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-i-sotsialno-pedagogicheskie-harakteristiki-materinstva-i-ottsovstva-kak-fenomena (дата обращения 07.11.2019).

8. Евсеенкова, Ю. В. Отцовство как структурно-динамический феномен / Ю. В. Евсеенкова, А. Г. Портнова // Сибирская психология сегодня» : сборник. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. — С. 104—110.

9. Журавлев, А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта [Электронный ресурс] / А. Л. Журавлев // Институт психологии РАН. Человек и мир. — 2018. — № 11. — С. 23—27. — иЯЬ: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/a-l-juravlev.html (дата обращения 16.11.2019).

10. Зуев, К. Б. Психология семьи в современной России: некоторые тенденции (вместо предисловия) / К. Б. Зуев // Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред. Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. — М. : Когито-Центр, 2014. — 280 с.

11. Калина, О. Г. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 112 с.

12. Клецина, И. С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И. С. Клеци-на // Женщина в российском обществе. — 2009. — № 3.

13. Михайлова, А. И. Социокультурная детерминация родительства: отцовский вариант / А. И. Михайлова // Ученые записки ЗабГУ. Сер.: Философия, социология, культурология, социальная работа. — 2010. — № 4. — С. 169—172.

14. Нехочихина, А. А. Институт отцовства в современном обществе / А. А. Нехочихина // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22), т. II. — С. 49—54.

15. Латышева, Ю. А. Специфика отцовской роли: традиционный и и новый взгляд на проблему / Ю. А. Латышева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — № 4, т. 18. — С. 36—38.

16. Севостьянова, У. Ю. Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем / У Ю. Севость-янова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2012. — № 4, т. 18. — С. 39—43.

17. Семейная психология. Ч. 1 : сб. студенч. работ / отв. ред. Г. Ф. Ушамирская. — М. : Студенческая наука, 2012. — 1176 с.

18. Смыслов, Д. А. Отцовство как общественный и социально-психологический феномен / Д. А. Смыслов, И. В. Доценко // Ученые записки РГСУ. — 2011. — № 7. — С. 133—139.

Сведения об авторе

Антипова Ольга Леонидовна — психолог детского центра «Логика», Миасс, Россия. oliant70@yandex.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

Education and Healthcare. 2019. № 1—2 (5—6). P. 27—31.

PSYCHOLOGY OF PATERNITY: TRENDS IN RESEARCH OF THE ROLE OF THE FATHER IN THE PARENT

O.L. Antipova

Children's Center "Logic", Miass, Russia. oliant70@yandex.ru

The article is devoted to issues of fatherhood in modern society and patterns that affect family development. Studies of the phenomenon of fatherhood are dictated by the activity of fathers and the interest of society. The adoption of the role of father by society contributes to the full and comprehensive development of the younger generation. Analysis of the studies indicates the need for a systematic study of the role of the father in parenthood, the contribution of the parent to the mental formation of the child.

Keywords: parenthood, the phenomenon offatherhood, paternity development factors, the role offather.

References

1. Avdeeva N.N. Psychology of fatherhood. All sorts of dads are needed: On the role of the father in raising children (collection). Moscow, Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2012. (In Russ.).

2. Arkhireeva T.V. The main directions of the study of the problem of paternity in psychology. Psychological problems of the modern family. VI International Scientific Conference. Moscow, 2015. Pp. 658-676. (In Russ.).

3. Arkhireeva T.V. Parenthood in a gender perspective. Gender Psychology. St. Petersburg, Peter, 2009. 496 p. (In Russ.).

4. Borisenko Yu .V. A model of the relationship of factors determining the specificity of fatherhood. Family Psychology and Family Therapy, 2006, no. 2, pp. 44-55. (In Russ.).

5. Borisenko Y.V. Features of the parental relationship of stepfathers. Psychological problems of the modern family. Vlth International Scientific Conference. Moscow, 2015. Pp. 685-694. (In Russ.).

6. Gorlova E.L. Prospects for the study of parental position. Psychological problems of the modern family. Vlth International Scientific Conference. Moscow, 2015. Pp. 685-694. (In Russ.).

7. Gukasova Gayane Sergeevna Socio-psychological and socio-pedagogical characteristics of motherhood and fatherhood as a phenomenon. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 4, pp. 78-81. (In Russ.).

8. Evseenkova Yu.V., Portnova A.G. Fatherhood as a structural-dynamic phenomenon. Siberian Psychology today. Kemerovo, 2003. Pp. 104-110. (In Russ.).

9. Zhuravlev A.L. Psychological features of the collective subject. Institute of Psychology RAS. Man and the world, 2018, no. 11, pp. 23-27. Available at: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/ sovremennie-issl-2/a-l-juravlev.html, accessed 11.16.2019.

10. Zuev K.B. Family psychology in modern Russia: some trends (instead of the foreword). Family, marriage and parenthood in modern Russia. Moscow, Kogito-Center, 2014. 280 p. (In Russ.).

11. Kalina O.G., Kholmogorova A.B. Role of the father in the mental development of the child. Moscow, INFRA-M, 2017. 112 p. (In Russ.).

12. Kletsina I.S. Paternity in analytical approaches to the study of masculinity. Woman in Russian society, 2009, no. 3. (In Russ.).

13. Mikhailova A.I. Sociocultural determination of parenthood: the paternal version. Uchenye zapiski Zab-GU. Series: Philosophy, Sociology, Cultural Studies, Social Work, 2010, no. 4, pp. 169-172. (In Russ.).

14. Nekhokikhina A.A. The Institute of Fatherhood in Modern Society. Young Scientist, 2010, no. 11 (22), vol. II. (In Russ.).

15. Latysheva Yu.A. The specificity of the paternal role: a traditional and a new look at the problem. Bulletin of Kostroma O.N. Nekrasov State University. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2012, no. 4, vol. 18, pp. 36-38. (In Russ.).

16. Sevostyanova U.Yu. Features of paternity of men with different parental experience. Bulletin of Kostroma O.N. Nekrasov State University. Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, 2012, no. 4, vol. 18, pp. 39-43. (In Russ.).

17. Ushamirskaya G.F. (ed.). Family psychology. Part 1. Collection of student works. Moscow, Student Science, 2012. 1176 p. (In Russ.).

18. Smyslov D.A., Dotsenko I.V. Fatherhood as a social and socio-psychological phenomenon. Uchenye zapiski RGSU, 2011, no. 7, pp. 133-139. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.