Научная статья на тему 'Фестивали классической музыки в культурной политике России'

Фестивали классической музыки в культурной политике России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / MUSIC FESTIVAL / ФЕСТИВАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / MOVEMENT FESTIVAL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барабанов Алексей Анзороввич

Статья посвящена вопросам поддержки и развития фестивалей классической академической музыки в России как неотъемлемой части государственной культурной политики. Развитие музыкального фестивального движения и его информационное сопровождение рассматриваются как меры обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, формирования благоприятного духовно-нравственного климата в регионах, создания положительного имиджа России за рубежом. Автор предлагает ряд мероприятий по поддержке фестивального движения в России, приводит примеры успешных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classical music festivals in the cultural politics of Russia

The article is dedicated towards the support and development of academic classical music festivals in Russia as an integral part of the national cultural policy. The development of a musical festival movement and its support structures are considered a necessary in: ensuring the national security of the Russian Federation, creating a favorable spiritual and moral climate in the regions of the Federation as well as creating a positive image of Russia abroad. The author proposes a number of measures towards supporting the festival movement in Russia, and gives a number of examples in creating such successful projects.

Текст научной работы на тему «Фестивали классической музыки в культурной политике России»

Алексей БАРАБАНОВ

Фестивали классической музыки в культурной политике России

Фестиваль - один из старейших видов массовых празднеств, который уже с начала XVIII века приобрел специфические черты, характерные для его современных форм. Первые музыкальные фестивали прошли в Англии. Это были фестивали хоров, основу которых составляла церковная музыка. Затем фестивальное движение получило активный импульс развития: уже во второй половине XVIII века в Европе, преимущественно в Германии, где стали формироваться различные музыкальные фестивали, часть из которых уже обладает богатой историей и проводится и в настоящее время.

Русская культура, обращаясь к западным традициям в XVШ-XIX века, закономерно переняла определенные черты подобных фестивальных движений. При этом, благодаря синтезу гениальной русской композиторской школы и европейских музыкальных течений, наша культура получила колоссальный импульс развития на долгие годы и сегодня составляет неотъемлемую часть всемирной культуры. В ХК-ХХ веках, благодаря появлению таких важнейших средств массовой информации, как радио и телевидение, многие фестивали обрели международный статус, став не только местами сосредоточения культуры, но и площадками взаимопроникновения культур, формирования новых идей, взглядов и настроений. Сегодня музыкальные фестивали проводятся по различным темам: они могут быть посвящены конкретному музыкальному стилю или композитору, либо охватывать сразу несколько жанров, где зрители могут выбрать, какой именно концерт в рамках фестиваля посетить.

Стоит отметить, что в России наиболее четко культурная политика в области концертной деятельности и связанных с нею фестивалей проводилась в советский период и преимущественно определялась государством, в то время как в Императорской России культурные инициативы зачастую исходили от частных лиц: меценатов, промышленников, владельцев крупных фирм и т.п. Только в строго определенных случаях государство поддерживало музыкальное искусство. Яркий пример тому императорские театры, работа которых финансировалась отдельной статьей расходов государственного бюджета. В свою очередь, филармоническая жизнь, а именно различные концерты, фестивали и другие мероприятия в сфере музыкальной культуры, часто существовали под покровительством тех

или иных властных чинов, выступавших в качестве частных лиц, а сама российская музыкальная жизнь, в сравнении с европейской, была достаточно скудной. Виной тому было отсутствие полноценной профессиональной школы.

Так, выдающийся русский композитор, дирижер, пианист и общественный деятель Антон Рубинштейн после гастролей по Европе написал в знаменитом журнале «Век» в статье «О музыке в России»: «Музыкальное искусство покамест слишком плохо привилось в России и держится на слишком нетвердой и невозделанной почве. <...> Грустно становится, когда видишь такой порядок в стране, где музыка могла бы достигнуть высокой степени совершенства, потому что никто не станет спорить, что русский народ одарен, несомненно, способностью к этому искусству. <...> Чем же помочь этому печальному положению? Отвечаем: единственно учреждением консерватории» [Рубинштейн, 1861. С. 46-47, 52-53].

Немного позднее все же была создана первая в России консерватория, а также образовалось Императорское Русское музыкальное общество, основным итогом деятельности которого стало изменение роли классической музыки в жизни общества - из дорогой игрушки для богатых музыка «сделалась для его интеллигентной части положительною потребностью, высшим художественным наслаждением, действующим на духовную, нравственную сторону общественной жизни» [Адищев, 2007. С.18].

В советское время государством был взят курс на доступность классики и театра для каждого гражданина. Существовала четкая политика в области музыкального искусства: работала система государственных концертных организаций, основной функцией которых было планирование концертов и фестивалей, поддержка молодых исполнителей, организация зарубежных гастролей советских музыкантов. Деятельность этих организаций принесла ощутимые плоды: росла грамотность населения в области музыкального искусства, а маститые советские музыканты и певцы, участвовавшие в различных зарубежных фестивалях, концертах и постановках, создавали положительный образ советского государства как страны с богатой и сильной культурой.

В современном понимании культурная политика, как отмечает профессор О.Н. Астафьева, это «особый инструмент стратегического управления страны, обеспечи-

Алексей Барабанов, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, Проспект Вернадского, 82). E-mail: aa.barabanov@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросам поддержки и развития фестивалей классической академической музыки в России как неотъемлемой части государственной культурной политики. Развитие музыкального фестивального движения и его информационное сопровождение рассматриваются как меры обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, формирования благоприятного духовно-нравственного климата в регионах, создания положительного имиджа России за рубежом. Автор предлагает ряд мероприятий по поддержке фестивального движения в России, приводит примеры успешных проектов. Ключевые слова: культурная политика, музыкальный фестиваль, фестивальное движение.

выношу НА ЗАЩИТУ

вающии ее целостность и раскрывающим перспективы ее социокультурного развития» [Астафьева, 2010. С. 21]. В свою очередь, музыка как единственный в мире язык, понятный каждому человеку, независимо от его расовой и религиозной принадлежности, государственного языка и воли политиков, может быть эффективным инструментом реализации культурной политики государства. Несмотря на кажущуюся «элитарность», классическая академическая музыка пользуется большим спросом у лиц разных возрастов, достатка, уровня образования.

Нам представляется, что такая форма презентации и популяризации классической музыки, как фестиваль, способствует единению народа и формированию благоприятного духовно-нравственного климата. Ведь задача развития фестивального движения соответствует одной из главных задач государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы - сохранению культурного и исторического наследия народа, обеспечению доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализации творческого и инновационного потенциала нации»1. Классическая музыка, являясь примером высокого качества вкуса, достоянием всемирной культуры, развивает и обогащает внутренний мир человека. В этой связи задача поддержки и развития фестивалей классической музыки является в определенном смысле мерой обеспечения безопасности в сфере культуры, где основная угроза - засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества2.

В то же время, несмотря на общий подъем музыкальной культуры в России, по-прежнему ощущается острая нехватка площадок культурного досуга, в том числе музыкальных фестивалей. Так, за последние 25 лет в России число государственных симфонических оркестров выросло до 74, однако их количество даже меньше, чем субъектов Российской Федерации, а общее число филармонических концертов снижается.

В этой ситуации в культурной политике современной России важно, во-первых: сохранить уже существующие всемирно признанные любителями и профессионалами классической музыки музыкальные фестивали и конкурсы, так как подобные события формируют имидж России за рубежом, несут в себе «культурный код» в виде русской исполнительской школы. Так, например, фестивалей мирового уровня в России не так много. Стоит отметить несколько масштабных проектов российских музыкантов-подвижников нашего времени. Это фестиваль «Звезды белых ночей» под руководством выдающегося российского дирижера и общественного деятеля Валерия Герги-ева и фестиваль «Звезды на Байкале», художественный руководитель которого пианист Денис Мацуев. Первый

1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Гл.11, п.2.2 // http://base.garant.ru/70291902

2 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Ч.7, п.80 // Российская газета. 2009. 19 мая. Федеральный выпуск №4912.

из них был создан на заре существования Российской Федерации в 1993 году и с тех пор расширил свои временные рамки с десяти дней до трех месяцев. Ежегодно фестиваль представляет обширную музыкальную программу: оперу, балет, симфоническую музыку. Оргкомитет фестиваля приглашает не только выдающихся российских, но и зарубежных артистов. Стоит отметить, что «Звезды белых ночей» - это единственный российский фестиваль классической музыки, включенный авторитетным австрийским музыкальным журналом «Festspiele Magazin» в десятку лучших мировых фестивалей классической музыки. Этот факт можно расценивать как высочайшее достижение современной музыкальной культуры России, так как фестиваль значится в одном списке вместе со знаменитыми европейскими форумами с богатой историей - Зальцбург-ским, Брегенцским, фестивалем в Люцерне и др.

Вместе с тем, восточную часть страны «охватывает» фестиваль «Звезды на Байкале», проходящий с 2004 года в Иркутске под руководством народного артиста России Дениса Мацуева. Этот форум стал ярчайшим событием в культурной жизни не только региона, но и в целом всей восточной части России, так как чем дальше от Москвы - тем меньше становится музыкальных фестивалей подобного уровня. Важна и роль личности в организации фестивалей, поддержке и развитии музыкальной культуры в России и такие музыканты, как Валерий Гергиев и Денис Мацуев, являются яркими примерами неутомимых борцов за сохранение и приумножение российской исполнительской школы и музыкальной культуры. Однако очевидно, что для страны, в несколько раз превышающей по площади Европейский союз и обладающей мощным культурным потенциалом, нужно гораздо больше музыкальных фестивалей.

Продолжая далее размышление над перспективами по сохранению и развитию движения фестивалей классической музыки в России как меры культурной политики государства отметим, что, во-вторых, необходимо активно приглашать к участию в фестивалях академической музыки зарубежных музыкантов. И успешные российские фестивали это ярко демонстрируют. В афишах «Звезд белых ночей» и «Звезд на Байкале», наряду с именами ведущих российских исполнителей и дирижеров, присутствуют и зарубежные звезды. Среди них: Анна Нетребко и Виолета Урмана, Ильдар Абдразаков и Рене Папе, Вадим Репин и Леонидас Кавакос, Густаво Дудамель, Кристиан Тилеманн, Эса-Пекка Салонен и многие другие выдающиеся имена. Тем самым создается уникальная площадка обмена опытом, навыками, взаимопроникновения исполнительских школ, формирование новых, обогащение музыкальной культуры в целом благодаря тому, что каждый музыкант привносит в нее свои творческие идеи, исполнительский стиль и духовную энергию.

В-третьих, фестивальное движение должно быть доступным для всех слоев населения России как территориально, так и в финансовом плане. Это означает, что в регионах Российской Федерации на базе филармоний, оркестров и иных учреждений культуры желательно активизировать работу по организации фестивальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.