ленном виде»; к.э.н., доцент, представитель РУСО из Владивостока Сергей Иванович Бойко на тему «О научных основах и математической интерпретации закона стоимости в условиях обновленного социализма»; д.т.н., профессор из г. Жуковский Московской области Владимир Акимович Ацюковский на тему: «Власть - Советам депутатов»; д.т.н., представитель РУСО из Воронежа Георгий Васильевич Костин на тему «Институт науки в контексте построения современного социализма»; журналист Андрей Георгиевич Козельский на тему «Управление народным хозяйством и социальной сферой в XXI веке».
Кроме того, выступило еще 6 человек без фиксированной темы.
По результатам докладов, выступлений и дискуссии единогласно приняты итоговые документы (с поручением Президиуму об их доработке с учетом замечаний и прослушанных докладов): «Выводы и рекомендации Международной научно-практической конференции "Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке"» и «Обращение участников международной научно-практической конференции "Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке" ко всем сторонникам социалистической идеи».
М.Н. Дробышева
значительные события весны 2016 гола в области театра, кино, культуры Петербурга
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
3 ю О
XVI Международный фестиваль балета «Мариинский» открылся на Новой сцене Мариинского театра 31 марта премьерой балета Р.М. Глиэра «Медный всадник», балетмейстер - Юрий Смекалов, адаптировавший хореографию Ростислава Захарова прошлых лет (1949) к сегодняшнему дню. Юрий Смека-лов внес в постановку динамику современных движений, усложнив их пируэтами и прыжками. Партии Евгения и Параши танцевали Александр Сергеев и Анастасия Матвиенко. В сценографии спектакля использовалась компьютерная графика, позволяющая увидеть Петра на брегу Невы, а также череду лиц пушкинской эпохи; подкупала простота формы, сочетающаяся с яркой изобразительностью спектакля; Юрий Смекалов бережно сохранил то, что присуще прошлым традициям. На сцену вывели живую лошадь с восседающим на ней Петром. Конный памятник Петру I Фальконе символизировал образ города в спектакле.
На сцене Мариинского-2 прозвучала Месса-симфония № 8, сочиненная Густавом Малером, исполненная ведущими солистами театра, а также детским хором телевидения и радио Санкт-Петербурга и симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
В Концертном зале Мариинского театра в марте, апреле, мае состоялись музыкальные события разнообразных жанров и сценических форм.
Сочинение Карла Дженкинса «Вооруженный человек. Месса мира» (1999) прозвучало
в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра, солистов Златы Булычевой и Рушана Шайбекова и шести хоров из Петербурга, Воронежа, Татарстана. Композитор посвятил мессу жертвам, павшим в Косово, это сочинение воспринималось актуально в связи с военными действиями в Сирии и в горячих точках. Главная мысль мультикультурного не богослужебного произведения - это преображение человечества, жизнь без войны. В нее он включил библейские тексты, стихи Киплинга, Свифта, Тен-нисона и строки Тогэ Санкичи, выжившего в Хиросиме.
Современная музыка Великобритании и США была представлена такими композиторами, как сэр Майкл Типпетт с его сочинением «Дитя нашего времени», Майкл Брюер со «Спиричуэлсами» и Леонард Бернстайн с «Чудесным городом». Дирижер - английский органист и пианист Уэйт Маршалл. Слушателей покорила концертная версия мюзикла «Чудесный город» Леонарда Бернстайна в исполнении российских и английских певцов, которые поведали историю приключений двух сестер, приехавших в Нью-Йорк с целью обрести свое счастье. Симфонический оркестр Мариинского театра и Московский камерный хор стремились передать стилистику английской и американской музыки, необходимые акценты расставил дирижер Уэйт Маршалл.
Французская музыка была представлена сочинениями Клода Дебюсси и Анри Дю-тийе. В концертах композитора «Целый мир
вдали» для виолончели с оркестром и «Древо сновидений» для скрипки с оркестром обнаруживалась связь с литературной основой, посвящённой М. Ростроповичу. В первом сочинении импульсом для создания концерта стали строки «Цветов зла» Шарля Бодлера, а для второго заметно сочетание мышления Дютийе с поэтикой Марселя Пруста. Дютийе вначале испытывал влияние дебюссистских тенденций, но скоро в музыке, полной импрессионистических звучаний, стало преобладать самобытное толкование, свойственное почерку композитора. В концерте для скрипки с оркестром «Древо сновидений» солистом был Павел Милюков, завоевавший III премию на XV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 2015 году.
К 125-летию С.С. Прокофеьва симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил все симфонии, сочиненные композитором, а также концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром и кантату к 20-летию Октября. «Прокофьев-Гала» - так называлась программа концертов, посвященных великому русскому композитору. На одном из них выступил Денис Мацуев, продемонстрировав высокое мастерство, основанное на традициях русской школы пианизма. Большое внимание пианист уделяет развитию филармонического искусства регионов России. Среди музыкантов, которые приняли участие в прокофьевском марафоне, был скрипач Кристоф Барати, обладатель премии им. Н. Паганини. Большой интерес у слушателей вызвали последние крупные сочинения С.С. Прокофьева: Симфония-концерт для виолончели с оркестром, первым исполнителем которой был Мстислав Ростропович, за дирижерским пультом тогда был Святослав Рихтер, - а в нынешнем концерте солистом стал Александр Рамм, уроженец Владивостока, дирижировал Валерий Гергиев, который не мог не обратиться к последнему сочинению Прокофьева, Седьмой симфонии, и внес новые оттенки выразительности в ее загадочном финале.
В концертном исполнении были оперы «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина и «Не только любовь» Родиона Щедрина, художественный руководитель постановок - Лариса Гергиева, за дирижерским пультом были Заурбек Гугкаев и Валерий Гергиев. Исполнителями стали солисты Академии молодых оперных певцов Мариинско-го театра. Оперу «Не только любовь» Родион Щедрин посвятил своей супруге Майе Плисецкой. Молодые певцы Академии со свойственным им молодым задором исполняли частушечные мотивы оперы, разнообразные
по характеру и ритмическому рисунку партии героев - парней, девушек, трактористов, колхозников советской деревни послевоенных лет. В полусценическом исполнении -оперы С.С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и «Война и мир» (дирижер Валерий Гергиев, ведущие вокалисты Мариин-ского театра). В опере «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева певцы Мариинского театра весело разыграли сказку Карло Гоцци о чудотворной силе смеха, о злых, коварных магах и колдунах и добрых волшебниках-чудаках, спасших принцессу Нинетту (режиссер Александр Маскалин). Опера «Война и мир» в постановке Кристины Лариной была задумана как предсмертное воспоминание князя Андрея, это был дебют Александра Ма-лышко. Перед слушателями проходят сначала сцены мира: первая встреча в Отрадном с Наташей (Виолетта Лукьяненко), особняк старого Болконского, Диванная Элен, кабинет Пьера Безухова, а затем Бородинское сражение, Кутузов (Павел Шмулевич) в Филях и Наполеон (Василий Герелло). В этих операх С.С. Прокофьева главным в исполнении певцов и музыкантов было максимальное внимание к музыкальной фактуре.
Программа «Мариинский оркестр в лицах» стала уже традиционной. На этот раз она представила исполнительней-аль-тистов: Юрия Афонькина, Динару Муратову, Романа Иванова, Александра Шелковникова, исполнивших произведения Боуэна, Баха, Элгара, Бруха. дирижером был Кристиан Кнапп.
В канун открытия XXIV фестиваля «Звезды белых ночей» 25 мая на Новой сцене Мариинского театра была представлена премьера оперы Камила Сен-Санса «Самсон и Далила», режиссер Яннис Коккос, дирижер Валерий Гергиев, которые задумали приблизить действие спектакля к нашей действительности, показав оппозицию двух обществ, в центре - два характера, две силы: Самсон (Грегори Кунде) и Далила (Екатерина Се-менчук). С 26 мая по 24 июля зрители увидят 160 спектаклей, оперные премьеры («Идиот», «Казаки») и премьеры балетов («Русская увертюра Максима Петрова», «Скрипичный концерт № 2» Антона Пиманова и «Медный всадник»). В течение июня ежедневно Валерий Гергиев за дирижерским пультом, оперы прозвучат и в концертном исполнении. Особо надо отметить солистов мировой известности Анну Нетребко, Пласидо Домин-го, Чечилию Бартоли, Феруччо Фурланетто, Марию Гулегину, Ольгу Перетятько, Ильда-ра Абдразакова, Алексея Маркова. В балетных спектаклях выступят Ульяна Лопатки-на, Диана Вишнева, Матье Ганьо, Виктория
Терёшкина. Знаменитые музыканты исполнят свои новые программы: Денис Мацуев, Кристиан Рудольф Бухбиндер, Элен Гримо, Леонидас Кавакос, Тьерри Эскене, так и молодые полюбившиеся петербургской публике Люка Дебарг, Софья Кипрская, Алексей Стадлер, Сергей Редькин.
XXIV Всероссийский кинофестиваль «Виват кино России!» проходил с 15 по 19 мая в Санкт-Петербурге. На нем было показано 128 фильмов, из них 8 в конкурсной программе. На Дворцовой площади был организован концерт в честь Года российского кино. После него «звезды» отечественного кино на ретроавтомобилях совершили автопробег по Невскому проспекту. Гран-при фестиваля и другие призы получил фильм «Инсайт» режиссера Александра Котта. В дни фестиваля состоялось совещание Художественного совета киностудии «Мосфильм», на котором обсуждались ее перспективы и развитие, в
нем приняли участие Сергей Нарышкин, Георгий Полтавченко, Александр Дрозденко. Избранный попечительский совет возглавит Сергей Нарышкин, председатель Госдумы Федерального собрания России.
В Ночь музеев с 21 по 22 мая 99 музеев подготовили специальные программы. Четвертый павильон «Ленфильма» был превращён в театр «Аквариум», показавший фрагменты шедевров отечественного кинематографа и реквизиты костюмов. В Музее воды проводилась экскурсия «Посещение водонапорной башни архитектуры XIX века» и мультимедийная композиция «Вселенная воды». А с говорящими свидетелями прошлого можно ознакомиться в Музее истории телефона. Программа Музея театрально-музыкального искусства началась с шествия лицедеев к памятнику Екатерине II, а завершилась пер-формансом «Священная пыль» и джазовым концертом.
А.О. Бороноев, С.С. Бразевич
рецензия на монографию ю.а. гаспаряна «развитие социологической мысли в Армении в iv-viii веках»*
© Бороноев Асалхан Ользонович - доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Бразевич Святослав Станиславович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
3 ю О
Знакомство с монографией Ю.А. Гаспаря-на еще раз утверждает в мысли, что извечными останутся вопросы: что есть человек? в чем заключается смысл жизни? как прожить свою жизнь достойно и в гармонии с обществом? Эти вопросы имеют глубокое философское, религиозное, нравственное содержание. Свой более конкретный ответ на них дает социальная мысль. На уровне обыденного сознания социологию представляют как науку, изучающую конкретную общественную жизнь людей: социальные проблемы различных групп населения, организацию форм общественной жизни и многое другое. В таком понимании социологическая наука является весьма молодой, насчитывает около трехсот лет. Однако, если подходить к социологической теории с всеобъемлющей исторической точки зрения, то зарождение интереса к социальной мысли можно проследить в течение всего периода, который мы называем цивилизацией.
Современные социологи, сомневающиеся в научном статусе социальной мысли, тем
не менее, признают, что она имела и имеет определенное положительное значение. Нередко указывается даже на преимущества социальной мысли перед социологией, причем эти преимущества видят именно в ее ненаучных особенностях. Например, российский социолог А.Б. Гофман считает, что социальная мысль лишена многих «комплексов» социологии (стремления сохранять предметную и методологическую чистоту, строгое следование стандартам научности) и поэтому для нее прозрачны различного рода междисциплинарные границы, на которых нередко сосредотачиваются важнейшие проблемы социальной жизни.
Современное состояние научного знания позволяет предположить, что различия между социальной мыслью и социологией как минимум преувеличены. В этом плане хотелось бы сослаться на мнение Ю.Н. Давыдова, который писал о том, что сегодня мы, по всей видимости, присутствуем при последних минутах невероятно долгого, растянувшегося более чем на сотню лет, прощания
* Гаспарян Ю.А. Развитие социологической мысли в Армении в веках: монография. - Ереван:
Лимуш, 2014. - 224 с.