(Финляндия/Россия) «Северные территории: финно-угорские следы в местах традиционной культуры», у жителей Чукотки и Сахалина студентами магистерской программы совместной кафедры Государственной Полярной академии и ААНИИ собраны мнения о пространстве культуры и искусства Арктики. Ученые Якутии поделились мнением об арктической культуре.
Философское осмысление цивилизаци-онных ценностей дается Д.Н. Замятиным в статье «Метагеография культуры: российская цивилизация и северо-евразийский вектор развития» и УА. Винокуровой в статье «Российская научная школа арктической циркумполярной цивилизации».
Особенности учёта климата в архитектуре арктических поселений рассмотрены в статье Ф.В. Габышевой «Новая архитектура арктического образования». Основы прикладного изобразительного искусства представлены в статьях Т. Йокела (Финляндия) «Прикладное изобразительное искусство Севера и Арктики», З.А. Ивановой-Унаровой «Николай Ку-рилов - певец юкагирской земли». Основам музыкального фольклора посвящена статья О.Э. Добжанской «Оппозиция музыкальных стилей обрядового и необрядового фольклора нгнасан как отражение представлений об организации пространства».
О лучших произведениях, сохраненных в музеях, можно узнать в работах И.А. Скато-вой «Творчество Б.Н. Молчанова в коллекции Таймырского краеведческого музея», И.И. Романовой «Косторезное искусство Чукотки». С научным наследием северянина и североведа Чунера Михайловича Таксами знакомит статья Л.Л. Будая, первым книгам коренных народов Арктики посвящена работа Ш.С. Жабко.
Научная обоснованность культурных ценностей подтверждается материалами
о Международном арктическом фестивале «Притяжение Таймыра», премьерой фильма в Центре СМИ коренных народов (Канада). Просветительское значение имеют описание начала творческого пути Екатерины Корякиной - лауреата второй премии Международного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки, письма студентов-участников международной образовательной Программы «Север-Северу» о работе мастера из Коми О.П. Махова, о начинающем дизайнере теплой одежды для Арктики из Финляндии Н. Невиа и др.
Творческий коллектив специалистов по подготовке издания состоит из московских искусствоведов (Е.В. Осадчая, Т.М. Минаева), историков и искусствоведов из Санкт-Петербурга (Н.К. Харлампьева, А.Е. Кузнецова, С.Д. Касьянов), из Якутска ( Ф.В. Габышева, Т.И. Пестрякова, А.Н. Божедонова, М.А. По-годаев, В.И. Шадрин, А.А. Николаева, В.С. Никифорова, С.В. Максимова, С.Р. Саввина, Л.Г. Басыгысова, О.А. Рахлеева, В.В. Черка-шин, Т.К. Павлова). Перевод выполнен в Ассоциации профессиональных переводчиков «Бюро переводов Санкт-Петербург».
Участие зарубежных ученых и специалистов в журнале произошло благодаря заинтересованности представителей многих государственных ведомств и учреждений, связям, установленным Арктическим государственным институтом культуры и искусства с зарубежными партнерами.
Сам процесс подготовки к изданию научно-публицистического журнала «Культура и искусство Арктики/Агсйс А^&Сикиге» позволил создать атмосферу международного взаимопонимания в деле сохранения культуры народов, проживающих в Арктике - основного критерия программы «Устойчивое развитие в благополучной Арктике».
М.Н. Дробышева
новый СЕЗОН в МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ (СЕНТЯБРЬ, октябрь, НОЯБРЬ, ЛЕКАБРЬ 2015)
© Дробышева Марина Николаевна - доцент, кандидат искусствоведения; Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
Новый, 233-й сезон в Мариинском театре и 3-й в Мариинском-2 открылся прославленной оперой П.И. Чайковского «Пиковая дама» постановке Алексея Степанюка. Партию Гер-манна исполнил Максим Аксёнов, а Лизу спела Ирина Чурилова. Соло на трубе за кулисами в сцене III акта, когда перед Германном возникает призрак старой графини (Елена Витман), поведавшей ему тайну трёх карт, звучало в исполнении Михаила Афонькина. Соло на виолончели сыграл Антон Гаккель.
17 октября состоялся вечер трубы - одного из самых выразительных духовых инструментов. Он был посвящён памяти Георгия Каминского (1939-2002), воспитавшего многих солистов-исполнителей Мариинского театра. Концерт вёл музыковед Александр Подме-шальский, который поведал слушателям об уникальном методе преподавания трубы прославленным педагогом. Ученики Каминского, последователи его стиля, такие как Тимур Мартынов, называли его ярким представи-
телем школы игры на духовых инструментах, которая составляет гордость российской музыкальной культуры. Необходимо отметить, что программа концерта была продумана так, что духовой инструмент - труба - был представлен в разных ракурсах в исполнении трубачей-виртуозов, продемонстрировавших поиски новых выразительных приёмов.
В Концертном зале Мариинского театра можно услышать сочинения Леопольда Моцарта - отца одного из первых концертов для трубы с оркестром, но только в роли оркестра звучал орган в исполнении Ольги Котляровой, а партию трубы сыграл Юрий Смирнов. Слушателей концерта ждал и ещё один сюрприз: Геннадий Никонов показал своё мастерство в качестве трубача и оперного певца в произведении Георга Фридриха Генделя «Ария Dank sei dir, Herr».
Не могли устроители концерта не обратиться к музыке джаза, ставшей историей благодаря виртуозам-исполнителям Луи Армстронгу, Майлзу Дэвису, Диззи Гиллеспи. Четыре пьесы из джазовой сюиты Клода Боллинга исполнили солисты Никита Истомин, Сергей Крючков, Николай Странатковский, Тимур Мартынов (труба). Каждый в сольной игре показал мастерство и безукоризненность стиля. В исполнении ансамбля трубачей Мариинско-го театра прозвучал Вердисаж - фантазия на темы опер Верди Карла-Хайнца Копера. Родион Щедрин в своём творчестве уделяет особое внимание звучанию трубы в оркестре, яркий тембр который гармонично вписывается в партитуры композитора. Вот и в новой опере «Рождественская сказка» роль трубы важна и значительна для выражения праздничного настроения. На этом концерте прозвучало сочинение Р. Щедрина «В подражание Альбе-нису» в исполнении Константина Барышева (труба) и Эдгара Саакяна (фортепиано).
В XXI веке появляются и современные авторы, такие как петербургский композитор Вячеслав Круглик, представивший на этом концерте своё сочинение для трубы и струнного оркестра (солист - виртуоз Тимур Мартынов). В финале концерта не могли не прозвучать традиционные фанфары из фрагмента «Королевские трубы» III действия оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в исполнении Симфонического оркестра и ансамбля трубачей Мариинского театра (дирижёр Иван Столбов).
Когда-то труба (шенеб) была найдена в могиле Тутанхамона, а сегодня она явственно заявила о себе благодаря таланту и мастерству петербургских музыкантов.
III Международный органный фестиваль (Мариинский театр, 28 октября - 6 ноября)
На III Международном органном фестивале выступили органисты Томас Троттер
и Кевин Бойор (Великобритания), Венсан Дибуа и Тьерри Эскеш (Франция), Светлана Бережная (Россия) и Бен ван Оостен (Нидерланды). Художественный руководитель фестиваля Тьерри Эскеш указал на то, «как важны для органистов мастер-классы в России; по традиции, во Франции органист приписан к определённой церкви, а русскому менталитету близко спонтанное творчество, работа с эмоциями в реальном времени и полная самоотдача, которая стоит за импровизацией».
В России орган давно стал концертным инструментом и исполнители доказали это. Именно обращение к русской школе позволило органисту Тьерри Эскешу исполнить концерт Франсиса Пуленка вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра. За дирижёрским пультом был маэстро Валерий Гергиев.
В преддверии Года Прокофьева Денис Ма-цуев и Валерий Гергиев выступили с программой из произведений Сергея Прокофьева. В программе были «Классическая симфония», в которой проявился его взгляд на манеру письма Гайдна, позволивший композитору сочинить не прямую стилизацию, напоминающую Гайдна, а создать новое, своё собственное, прокофьевское толкование. Затем прозвучала музыка из балета «Ромео и Джульетта» («Мон-текки и Капулетти», «Маски». «Ромео у могилы Джульетты»), премьера которого состоялась в Брно в 1938 году, а с 1940 года балет живет в репертуаре Мариинского театра.
Валерий Гергиев относит Сергея Прокофьева к любимейшим композиторам, и в этом сезоне в репертуаре театра появятся премьеры его сочинений. В концерте для фортепиано с оркестром № 2 Денис Мацуев и Валерий Гергиев показали симфонию, которую Гер-гиев исполнял на Эдинбургском фестивале в 1997 году, в присутствии сына композитора. Этот концерт невероятно сложен для солиста, партия фортепиано не имеет ни одной паузы. Исполнение каденции требует от музыканта особой концентрации и записана в партитуре на трёх строчках, как бы подразумевая третью руку. Поэтому виртуоз, подобный Мацу-еву с его музыкальностью и артистизмом, мог выполнить сложнейшую задачу - сыграть бурный финал, а затем спокойно, умиротворённо прорисовывая каждый звук, передать в характере колыбельной песни тему. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучал, можно сказать, по-прокофьевски - в том самом необходимом ключе, задуманном композитором.
Вечер флейты
В ноябрьский воскресный день в Концертном зале Мариинского театра состоялся «Вечер флейты». Его вёл лауреат международных конкурсов, артист оркестра Мари-
инского театра Денис Лупачёв. Флейта - инструмент с нежным звуком, один из тех, что встречаются в музыкальной культуре многих народов мира.
Среди виртуозов игры на флейте можно назвать французского флейтиста Жана-Пьера Рампля, Поля Таффанеля, Марселя Мойза, который работал в Европе и играл под руководством Прокофьева и Стравинского. Существуют флейтисты-новаторы и музыканты, следующие традициям классического образования.
На концерте были представлены произведения Антонио Вивальди, Франца Доплера, Жака Ибера, Вольфганга Амадея Моцарта и нашего современника Арама Хачатуряна.
Особого внимания заслуживают сочинения Франсуа Доплера. Концерт для двух флейт с оркестром, который был задуман для двух флейтистов-виртуозов (Денис Лупачёв и Александр Маринеску), а во второй части - дуэт в манере итальянской канцоны в сопровождении арфы (исполнительница - лауреат многих международных конкурсов Софья Кипрская).
В мир старинной музыки позволил погрузиться концерт Антонио Вивальди для флейты пикколо, струнных и чембало, воссоздавший диалог между оркестром и флейтой, а также «Andante» для флейты с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. Мелодический тон «Andante» напомнил темы из ранних опер композитора.
Арам Хачатурян сам переложил свой концерт для скрипки с оркестром для флейты, который прозвучал в исполнении Николая Мохова.
Премьера оперы П.И. Чайковского «Опричник»
Премьера оперы П.И. Чайковского «Опричник» состоялась в Концертном зале Ма-риинского театра 9, 23 и 25 ноября. «Опричник» - одно из ранних оперных сочинений композитора после «Ундины» (1869) и стала первой оперой Чайковского, поставленной в Мариинском театре в 1874 году. Следующие постановки «Опричника» при жизни композитора были в Одессе, Киеве, Москве. Одну из современных версий оперы можно было услышать в эдинбургском Ашер Холле в 1992 году с дирижёром Марком Эрмлером. Эрмлер - представитель ленинградской школы, знаток русской классики. Как отмечают критики, с его именем связано возвращение «Опричника» на российскую сцену Большого театра в 1999 году. За рубежом опера прозвучала на Сардинии на сцене театра Кальяри, постановку осуществили Геннадий Рождественский и художник Яннис Тэворис.
Нынешний спектакль «Опричник» Мари-инского театра, посвящённый 175-летию композитора, режиссёром-постановщиком Викто-
ром Высоцким, художником Юлией Гольцовой и музыкальным руководителем Валерием Ге-ргиевым был задуман не как традиционный спектакль. В центре внимания постановщиков были человеческие отношения, любовь и страсть, материнская ненависть и борьба за власть, гражданский долг, верноподданнические устремления. По замыслу режиссёра действие должно развиваться как можно живее, оно требует мощной дирижерской воли, которая всегда была на высоте у Гергиева. Постановка осуществлялась без купюр, и самым уязвимым было либретто - некоторое несоответствие текста Ивана Лажечникова и музыки П.И. Чайковского. В этом проявилась главная сложность постановки оперы. Действие разворачивается на сцене Концертного зала Мариинского театра без кулис, всё происходит на виду у зрителя, требуется минимум декораций. Небольшой подиум напоминает сцену времён Шекспира, сольные ансамбли и сольные партии Боярыни Морозовой (Надежда Сердюк), её сына Андрея (Артём Мелихов), Натальи (Евгения Муравьёва) и других персонажей исполнялись на нём. Опричников играют как артисты хора, так и артисты балета и миманса. Вокруг сцены возвышались огромные собачьи головы, символизирующие защиту царя от изменников. Хор в чёрном размещён на балконе, а те, кто совершает убийство - в красном - внизу перед подиумом, и они в масках. Тему двойничества олицетворяют два исполнителя роли молодого опричника Басманова - один поёт партию меццо-сопрано (Надежда Сердюк), как и задумано у композитора, другой исполняет роль, пластически танцуя (Антон Чейда). Выразителен финал спектакля: на плаху медленно опускается топор-секира, а за ним огромное красное полотнище, подобное кровавым потокам, - такой в спектакле видится казнь Андрея.
Режиссёр Виктор Высоцкий в своём решении прибегает к историческим аллюзиям и современным параллелям, но одно можно сказать точно: вокальная сторона спектакля и музыкальное исполнение симфонического оркестра были на высоте и передали слушателям особую красоту лиричности, граничащей с драматизмом русской души.
Среды в фойе Стравинского
По средам в фойе Стравинского, что стало уже традицией, выступают молодые артисты оркестра Мариинского театра. 23 декабря -накануне католического Рождества - в исполнении Виктории Афонькиной (скрипка), Лан Чи Фам (скрипка), Андрея Петушкова (альт), Инны Моисеевой (фортепиано), Владимира Юновича (виолончель) прозвучали сочинения Паганини, Моцарта, Баха, Шима-новского, Шостаковича.