176
М.н. дробышева
основные события Культурной жизни петербурга в апреле-июле 2015 года
© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]
О
3 ю О
«твердыни русского духа» (выставка 8 апреля - 23 мая 2015 г.)
В Доме учёных Российской Академии наук им. М. Горького прошла выставка «Твердыни русского духа», посвящённая 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. На выставке были представлены живопись, графика, подлинные плакаты военных лет из коллекции С.В. Миненкова, скульптура, книги, открытки, фотографии и документы. Это уже третья по счёту подобная выставка.
Начало проекта «Твердыни русского духа» было приурочено к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности в 2012 году, и первая выставка проекта состоялась в Доме учёных Российской академии наук на Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге.
Вторая выставка проекта была проведена в 2014 году к 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в г. Сосновый бор Ленинградской области.
Экспозиция выставок знакомила посетителей с произведениями русских художников от начала ХХ века до наших дней, таких как В.М. Арнаутов, Ю.А. Васнецов, Г.С. Верейский, А.А. Казанцев, Э.Э. Лисснер, Ю.М. Непринцев, А.П. Остроумова-Лебедева, И.Н. Павлов, А.Г. Ситтаро, В.Г. Траугот и другие. В другом разделе можно было увидеть работы современных петербургских художников, среди которых - произведения В.А. Анопо-вой, А.А. Архипова, В.Л. Боровика, Е.Ю. Васнецовой, В.С. Вильнер, Е.В. Дубицкого, Ю.М. Иваненко, С.Д. Иванова, О.Г. Кукушкина, В.В. Прошкина, В.А. Титаренко, А.Г. Трауго-та, Н.М. Цветкова и других.
На полотнах представлены образы древних русских городов, сёл, церквей, крестьянских изб и покосов. В пейзажах звучала русская природа с её лесами, реками и озёрами, северными и южными морями.
Выдающиеся политические деятели, военачальники, русские и советские солдаты, овеянные славой великих побед, народные герои, борцы за свободу, а также учёные, писатели, артисты и простые люди - наши современники - были запечатлены в жанре портрета.
Автор проекта - художник и искусствовед Ю.М. Иваненко и кандидат культурологии,
заместитель директора Дому ученых И.И. Хмельницкая.
В выставочных залах Дома учёных в дни празднования Великой Победы были представлены книги и сборники документов, авторами и составителями которых стали сотрудники Санкт-Петербургского института истории РАН. Среди них директор института доктор исторических Н.Н. Смирнов и доктор исторических наук А.Н. Чистиков.
Хотелось бы отметить книги С.В. Ярова «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.» (СПб., 2011); Г.Л. Соболева «Ученые Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1945-1945) (М.; Л., 1966), а также «Записки оставшейся в живых» (Блокадные дневники Татьяны Великотной, Веры Берхман, Ирины Зеленской) (СПб., 2014); «Ленинград и ленинградцы в годы блокады» (СПб., 2012); «Ленинград в осаде. Сборник документов о героической обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 1941-1944» (СПб., 1995).
Особое внимание посетителей привлёк блокадный дневник Лены Мухиной за 19411942 годы, впервые опубликованный в 2011 году в книге «Сохрани мою печальную историю». Дневник ленинградской школьницы переведен на шведский, норвежский, голландский, испанский, итальянский, французский, немецкий, финский и китайский языки.
XXIII Всероссийский фестиваль «Виват кино России!»
Фестиваль открылся в БКЗ «Октябрьский» 13 мая, а завершился 18 мая 2015 года.
В течение шести фестивальных дней около 30 тысяч зрителей смогли посетить девять кинотеатров Петербурга, в которых состоялось 136 бесплатных киносеансов.
Гран-при фестиваля был удостоен фильм «Битва за Севастополь» режиссёра Сергея Мокрицкого. Председатель жюри Вера Сто-рожева сказала на церемонии закрытия фестиваля в «Ленинград-центре»: «"Битва за Севастополь", несмотря на своё название, кино антивоенное. Это кино о любви, о женщине, для которой быть на войне противоестественно. Этот фильм - кинособытие, и мы единогласно отдали ему главную награду».
Приза за лучшую женскую роль была удостоена Мария Аронова, воссоздавшая личность командира женского батальона времен Первой мировой войны в фильме Дмитрия Месхиева «Батальон».
Обладателем награды за лучшую мужскую роль стал Александр Балуев в фильме «Две женщины» режиссёра Веры Глаголевой. Эта картина завоевала и приз зрительских симпатий.
Отметило жюри и работу создателей фильма «Испытание»: постановщика Александра Кота и оператора Левана Капанадзе.
Приз прессы получил фильм «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, а также жюри была отмечена работа сценариста этой картины.
Приза «За творческий вклад в отечественный кинематограф» был удостоен в год своего 70-летия Вадим Абдрашитов.
Обладателем приза «Немеркнущая зрительская любовь» стал петербургский композитор, автор музыки к 50 фильмам Виктор Лебедев, отметивший в этом году своё 80-летие. С этой наградой композитора поздравил актёр Юлиан Панич, сыгравший главную роль в фильме «Проводы белых ночей». Музыка к этому фильму стала кинодебютом юбиляра.
Лучшим телесериалом года зрители признали «Дом с лилиями. Долгая дорога к счастью». 24-серийная телевизионная новелла была удостоена премий в трех номинациях. В номинации «Лучший сериал» были отмечены режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков. В номинации «Лучшие актриса и актёр сериала» лауреатами стали исполнители главных ролей - Дарья Мороз и Сергей Маховиков.
По традиции, проводились итоги «народного рейтинга». Владимир Краснопольский поблагодарил телезрителей за вторую награду, врученную ему в Петербурге. Такого же приза он был удостоен пять лет назад за сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время».
Нельзя было не отметить участие в проведении фестиваля студентов СПбГКиТ, как отметила на торжественной церемонии генеральный директор фестиваля Людмила Томская.
«Звёзды белых ночей» (27 мая - 2 августа 2015 г.)
Премьерой оперы «Пиковая дама» в день рождения Петербурга, 27 мая, открылся XXIII фестиваль «Звёзды белых ночей». Новая постановка Мариинского театра стала театральным подношением русскому гению в год 175-летия со дня рождения П.И. Чай-
ковского. Опера была написана для Мариин-ского театра по инициативе директора Императорских театров И.А. Всеволожского, а либретто сочинил брат композитора М.И. Чайковский. Опера была написана за 44 зимних дня 1890 года во Флоренции. Мировая премьера состоялась 7 декабря 1890 года, дирижировал Эдуард Направник.
Новый спектакль стал 1304-й по счёту постановкой оперы на сцене Мариинского театра со времени премьеры. На сцене Ма-риинского-2 её осуществил Алексей Степа-нюк, известный своей режиссёрской работой над оперой П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Спектакль создавался силами молодого поколения театра, которые вместе с режиссёром и под пристальным руководством народного артиста России Валерия Гергиева. Творческая группа в своей работе стремилась подчеркнуть петербургское настроение. «Думаю, что Пётр Ильич писал в "Пиковой даме" о себе, о своей судьбе, о роке, о желании быть как все и праве быть другим. Его опера - о непостижимости души, о непостижимости этого города, в котором мы живём. Потому что эта история могла произойти только в Петербурге».
Художник-постановщик Александр Орлов передал атмосферу петербургских дворов, Летнего сада, Зимней канавки.
В финале оперы не было традиционного выстрела, сделанного Германном, а также многозначно решалась сцена самоубийства Лизы. Партии Германна и Лизы исполняли Алексей Аксёнов и Ирина Чурилова, Графини - Мария Максакова. Трактовка её роли напоминала отдельными моментами игру Людмилы Максаковой в драматическом спектакле театра им. Евг. Вахтангова.
В планах маэстро Валерия Гергиева -выйти за рамки «классической пятёрки» самых известных опер и балетов Петра Чайковского и обратиться к операм «Опричник» и «Кузнец Вакула» (во второй авторской редакции ставится под названием «Черевички»). «По моему глубокому убеждению, "Опричник" - опера, которая должна звучать на современной сцене. А обращаясь к "Кузнецу Вакуле", я хочу, чтобы зрители увидели оригинал, который оказался в тени более поздней переработки, но заслуживает отдельного внимания», - сказал Валерий Гергиев, также поведавший о достоинствах «Мазепы», назвав эту оперу «совершенно выдающимся произведением». «Нам очень важно, что фестиваль откроется "Пиковой дамой", входящей в классическую пятёрку, так как мы можем себе позволить через каждые 10-15 лет вновь обращаться к нашим шедеврам, на которых обретают мастерство новые поколе-
о
3 ю О
ния солистов» - подчеркнул маэстро, считающий «Пиковую даму» визитной карточкой Мариинского театра.
Весь фестиваль, как отметил Валерий Гергиев, пройдёт под знаком 175-летия со дня рождения Чайковского, который 20 лет плодотворно сотрудничал с Мариинским театром. Свет рампы здесь увидели «Спящая красавица» (1889), «Пиковая дама» (1890), «Щелкунчик» (1892), «Иоланта» (1892). Большим событием в жизни труппы маэстро назвал недавнее выступление на родине композитора - в Воткинске. «Это, если хотите, наш Зальцбург, - сказал Гергиев. - Воткинск подобен родине Моцарта». Он желал бы, чтобы фестиваль Чайковского в Воткинске стал «драгоценным событием на мировой музыкальной карте».
За 68 фестивальных дней на трёх основных сценах будет дано более 175 спектаклей и концертов, а также пройдут концерты в концертных залах Мариинского-2. Валерий Гергиев будет около 50 раз вставать за дирижёрский пульт оркестра Мариинского театра на спектаклях и концертах фестиваля.
В этом году в Мариинском театре пройдёт и XV конкурс имени П.И. Чайковского, где маэстро является сопредседателем организационного комитета. Валерий Гергиев продирижирует операми «Пиковая дама» П.И. Чайковского и «Травиата» Дж. Верди, выступит с оркестром Российско-немецкой музыкальной академии. Симфонический оркестр Ма-риинского театра под руководством Гергиева будет сопровождать выступления известных солистов-инструменталистов - победителей конкурса им. П.И. Чайковского разных лет пианистов Барри Дугласа (Великобритания), Дениса Мацуева и Даниила Трифонова. Особое значение маэстро Гергиев придает концентру памяти друга театра Йоко Нагаэ Ческины. На концерте в исполнении Даниила Трифонова и Софьи Кипрской прозвучат сочинения Прокофьева, Цабеля, Дебюсси и Рахманинова.
На фестивале выступят скрипачи Леони-дас Кавакос и Пинхас Цукерман, которого маэстро считает одним из наиболее значительных музыкантов последних лет. На фестивале прозвучит и музыка Родиона Щедрина.
«Наша дальнейшая работа со Щедриным - это отныне ещё и дань памяти Майи Плисецкой, которую мы недавно потеряли» - сказал Валерий Гергиев, подчеркнув, что всегда прислушивался к «бесценным советам» Майи Михайловны относительно творческой жизни балетной труппы. Кончина великой балерины потрясла маэстро
ещё и тем, что совпала с днём его рождения. Утренним звонком из Германии Плисецкая поздравила Гергиева, а вечером после концерта он узнал, что её не стало.
Будет на фестивале и насыщенная балетная программа. Особым событием станет вечер трёх ведущих артистов — Евгения Иванченко, Данилы Корсунцева и Игоря Колба - под названием «Рыцари танца». В балетных спектаклях выступают Ульяна Ло-паткина, Виктория Терешкина, Диана Вишнева, Владимир Шкляров.
Следует обратить внимание на программу фестиваля «Мариинский в лицах», в которой выступят солисты оркестра Станислав Измайлов (скрипка), Юрий Афонькин (альт), Иван Столбов (кларнет), а также состоится концерт «Орган и фортепиано», где петербургская публика познакомится с такими талантливыми музыкантами, как Тьерри Эскеш (орган) и Эдуард Кипрский (фортепиано). В их исполнении прозвучат произведения Чайковского, Лангле, Сен-Санса, Франка. Рекомендуем также посетить концерты Молодёжного оркестра Мариинского театра под управлением Даниэля Смита и Антона Таккеля.
Оркестр «Симфония Лахти» в Санкт-Петербурге (30 мая 2015 г.)
Этот концерт - своеобразное международное турне оркестра «Симфония Лахти», посвящённого 150-летию со дня рождения Я. Сибелиуса. Оркестр посетит Китай, Японию и страны Центральной Европы, а также побывает в Токио, Вене и Санкт-Петербурге, где сыграет 24 тематических концерта, отдавая должное творчеству финского композитора.
В программе концерта музыки Яна Сибе-лиуса в исполнении симфонического оркестра г. Лахти (Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии) прозвучат симфоническая поэма «Сказка», созданная по мотивам сюжета о рабе Куллерво, в которой композитор выразил переживания молодой души, а также «Юморески для скрипки с оркестром» и «Симфония № 3». В ноябре 1907 года Сибелиус сам дирижировал оркестром Мариинского театра, исполнившим последнее из перечисленных произведений.
Руководит оркестром главный дирижёр «Симфонии Лахти» Окко Каму, солистом выступит молодой российский скрипач, победитель XIV конкурса имени П.И. Чайковского 2011 года Сергей Догадин.