Возникает вопрос: стоит ли детей с ДЦП готовить к «суровой жизни»? Не обернутся ли «тепличные» условия интерната возможными разочарованиями в будущем? Или культивирование «доброй» и «благородной» человеческой природы в детях-инвалидах будет на пользу человечеству? Еще Л.С. Выготский призывал «не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открыть преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь».
Тот факт, что дети с ДЦП вытесняют свой дефект, избегают сравнивать других людей по физическим и эстетическим критериям, говорит о том, что, по крайней мере, в самовосприятии своего физического облика у подростков с ДЦП происходит псевдокомпенсация.
На наш взгляд, решению этой проблемы мог бы послужить пример одного из представителей «индустрии красоты» Сергея Зверева. Свою внешность (далеко не красивую) он конструирует сам и таким образом самоутверждается и самореализуется. Мы не обсуждаем здесь его интеллектуальный уровень и его критерии красивого. Главное, что человек сам утверждает свои, значимые для него самого критерии значимой сферы жизни. Это есть позиция субъекта, а не объекта воспитания. Это есть способ социальнопсихологического преодоления дефекта. Поэтому организация для интеллектуально полноценных детей таких видов деятельности, где они могли бы научиться быть субъектами в решении чрезвычайно значимых, «больных» проблем, есть главный способ справиться с проблемой.
Отсутствие образов других за рамками семьи и школы, отсутствие образов выдающихся людей, в сочетании с переоценкой своих социальных навыков, также говорит о задержке процесса социализации, либо его искажении. Необходимо искать способы «включения» подростков в более широкую социальную жизнь. Их не нужно искать искусственно. Серьезнейшие социальные проблемы - это проблемы инвалидов и детей - инвалидов. Зная их «изнутри», пытаясь помочь не только себе, но и другим в широком социальном сообществе, подростки - инвалиды способны проявить способности, энтузиазм, творчество и достичь подлинной самореализации и социального признания.
И. А. Николаева
Феномены идеализации и их психологическое содержание
Согласно словарю, идеализация - это представление чего-либо лучшим, чем оно есть в действительности, не имеющим аналога в действительности, т. е. противопоставление действительности, «от-
134
рыв» от действительности. Это мысленное и чувственное воплощение своих представлений о желаемом и должном. Идеализация другого - акцентирование свойств, качеств другого, соответствующих личностным ценностям субъекта и отрицание тех качеств, которые этим ценностям противоречат. Существуют индивидуальные различия между людьми, которые связаны с особенностями идеализации мира и другого человека. Эти различия отражены в известных типажах «циника», «скептика», «романтика», «идеалиста», «человеконенавистника» и пр. Особенности этих типов, как и особенности самого ценностного отношения к идеализируемым другим, связаны не только с содержанием личностных ценностей, но и с устойчивыми индивидуальными характеристиками ценностных отношений.
Наши исследования показывают, что можно выделить несколько психологических измерений (или параметров) идеализации другого, которые отражают индивидуально-типичные психологические феномены идеализации. Это, во-первых, абсолютность (либо относительность) образов - идеалов, субъективное ощущение степени их совершенства, их близости абсолютным высшим ценностям. Назовем этот параметр «степень абсолютизации идеалов». Высокая степень абсолютизации идеалов особенно характерна для многих переживаний юности. Так, Петрарка описывает глаза любимой:
« Любимый светоч Бога и Природы,
Всех в мире добродетелей обитель,
...Прибежище недуга и невзгоды,
Передо мною ключ, преддверье рая,
Где можно мне воскреснуть, умирая.»
Второй параметр идеализации - это субъективное чувство степени различия идеализируемых образов от достойных «других». Петрарка подчеркивает резкое отличие любимой от «сверстниц молодых»:
«Когда в ее обличии проходит Сама Любовь меж сверстниц молодых,
Растет мой жар, - чем ярче жен других Она красой победной превосходит»
И последний параметр, выделенный нами, - это количество идеализируемых других. Одним свойственно идеализировать многих, другим - нескольких, третьим - никого:
«.Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
.Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!»
(А.С. Пушкин)
135
Для измерения названных выше параметров идеализации мы использовали ассоциативный метод и пространственную меру в авторской методике «Я и другие».
Рассмотрим параметр - степень «отличия» идеалов от «других». Мы предположили, что в нем отражаются как факт сформиро-ванности идеалов (осознание их отличия), так и степень достижимости (или недостижимости) идеалов, что может способствовать активности личности или блокировать ее. Этот психологический феномен также запечатлен в художественных образах:
«Не раз хотел я вам слагать поэмы ...
Не раз хотел я петь хвалы, но немы Мои уста, беззвучен голос мой:
Нет, не ему лететь к таким высотам!»
(Петрарка)
Действительно, в факторном анализе с СЖО и СКЖ («Событийная карта жизни» А.С. Сухорукова) данный параметр вошел с отрицательной весовой нагрузкой (r=-.36) в фактор «позитивное отношение к будущему». То есть, чем больше степень отличия идеалов от реальности, тем выше неудовлетворенность ожидаемым будущим у испытуемых - студенток колледжа (60 чел.).
Психологическое содержание данного параметра подтверждается также изучением социальных групп. Соцпедзапущенные подростки обнаружили снижение «идеализации» (М=1.8) по сравнению с нормой, а подростки с ДЦП - увеличение «идеализации» (М=2.9) по сравнению со своими здоровыми ровесниками (М=2.2). Та же тенденция имеется у взрослых инвалидов с двигательными ограничениями. Среднегрупповое значение «отличия» идеалов (М=5.3) у них значительно превышает соответствующий показатель у здоровых взрослых (М=2.9). У депрессивных (М=3.8) и тревожных пациентов (М=3.2) данный показатель также превышает значение здоровых.
Как видим, физические ограничения способствуют переживанию недостижимости идеалов, а неблагоприятная социальнопедагогическая ситуация приводит к несформированности идеалов (их слабому отличию). Высокая степень отличия идеалов связана с тревогой и депрессией.
Механизмы «идеализации» (сравнение (отождествление) с абсолютными ценностями и противопоставление идеалов «миру») действуют в процессе формирования не только идеалов, но и антиидеалов (абсолютно отвергаемых других). К образам - антиидеалам могут быть применимы те же три измерения: степень абсолютности, разграничение с «другими», количество идеализируемых образов. Наши исследования показывают богатый и далеко не антиномичный
136
психологический смысл идеалов и антиидеалов как проявлений феноменологии идеализации в жизни личности.
В рамках данной публикации проведем сравнение идеалов и антиидеалов только по одному параметру - степени отличия идеалов и антиидеалов от «других».
На выборке старшеклассников (38 чел.) обнаружены прямые значимые связи степени «отличия» антиидеалов от других с уровнем интеллекта (В, r=.41), самостоятельности (Q2, r=.40), самоконтроля (Q3, r=.36) (Р.Кетелл); с независимостью (r=.34) (Т.Лири); общей интернальностью (Ио, r=.35) (УСК). Данный показатель обратно связан с эмотивностью (r=-.37), экзальтированностью (r=-.38) (по Смишеку) и истерией (Hy, r=-.40 MMPY). Связь с параметрами саморегуляции (интеллектом, самостоятельностью, независимостью, самоконтролем) и обратная связь с параметрами эмотивно-истерического круга указывает на психологическую основу, необходимую для принципиальности, требовательности и непримиримости, - личностных качествах, в которых и проявляется «противопоставленность» антиидеалов миру.
Возможно, что полученные линейные зависимости существуют только на определенных значениях данного параметра. Прослеживая его изменения в разных социальных группах, можно отметить следующее. Высокие значения «отличия» антиидеалов от «других» характерны для депрессии (k=5). Значимо большее «отличие» «антиидеалов» от других зафиксировано у подростков с ДЦП (M=6.3) по сравнению со здоровыми сверстниками (M=2.7), а у взрослых инвалидов это значение еще более велико (M=9.3). Самое высокое «отличие» антиидеалов обнаружено у соцпедзапущенных подростков (М=11.6).
Вероятно, для социально неблагополучных групп в этом противопоставлении аниидеалов «другим» проявляется субъективная степень Зла, с которым сталкиваются эти категории людей в своей жизни, и эквивалентом которой может быть степень собственных усилий для его преодоления. Крайне высокие значения «отличия антиидеалов от других» при ЗПР и неблагоприятных состояниях (депрессии) могут свидетельствовать о том, что сила зла воспринимается как непреодолимая.
Что касается другой крайности - минимальных значений «отличия» антиидеалов, то нами обнаружено патологическое неблагополучие также при этих низких значениях. Так, в состоянии тревоги (пациенты областной психоневрологической больницы) наблюдается минимальное отличие между «антиидеалами» и «другими» (k=1,1). Нечеткость разделения приемлемого и неприемлемого у тревожных лиц приводит к известному для этой группы ожиданию
137
негативной оценки со стороны других, постоянному и мучительному самомониторингу, поиску внешних критериев «правильности» и т.п.
Кроме того, «отличие» антиидеалов от других, по нашим данным, входит в общий фактор «осмысленности жизни» и «ценностной насыщенности» жизни (вместе со всеми шкалами СЖО и количеством баллов «Ценностному спектру» Д.А. Леонтьева).
Таким образом, показатель «противопоставленность “антиидеалов” “миру”» не только отражает степень различия допустимого и недопустимого, но и свидетельствует о степени осмысленности и ценностной насыщенности жизни, которые складываются, надо полагать, в преодолении «недопустимого». Преодоление «зла» как раз требует эмоциональной устойчивости, независимости и самоконтроля, которые и демонстрируют испытуемые на средних значениях соответствующего показателя. Неразличение допустимого и недопустимого сопряжено с невротической тревогой. А крайне высокие показатели различия сопровождают депрессию - чувство бессилия в преодолении «Зла».
В рамках данной публикации нет возможности описания феноменов идеализации по другим вышеназванным параметрам.
Но даже рассмотрение феномена идеализации и его психологических коррелятов только на примере одного параметра, показывает продуктивность подхода и необходимость анализа не только идеалов, но и антиидеалов. Несмотря на симметрию (антиномич-ность) идеалов и антиидеалов человека по содержанию ценностей, мы видим не антиномичное, а совершенно разное психологическое содержание этих двух аспектов феномена идеализации для регуляции активности и нравственной жизни личности.
Л. Ф. Новицкая
Идентификации личности в ситуации вины и ответственности
Задача личной идентификации составляет серьезную экзистенциальную проблему в жизни человека. Проблема эта многопланова, и в равной степени важна как для достижения психологической целостности личности, так и для осознанного осмысленного отношения к собственной жизни в контексте признанных ценностей. Дисгармоничность душевного состояния, проявляющегося в разорванности психологического мира человека, в метафизическом плане выступает как серьезный кризис идентичности личности.
Идентификация как процесс достижения идентичности личности, может идти разными путями. Говоря иначе, достичь состояния «самоузнанности» или личной идентичности можно в разных сфе-
138