Научная статья на тему 'Идеализация: ресурсы и риски личностного развития'

Идеализация: ресурсы и риски личностного развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1087
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛИЗАЦИЯ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / IDEALIZATION / RESOURCE APPROACH / SYSTEMGENETIC APPROACH / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева И. А.

В статье рассматривается феномен идеализации как универсального и незаменимого ресурса развития личности. Возможности ресурсного анализа рассмотрены в контексте психоаналитического и системно-генетического подхода. Представлены эмпирические данные о связях параметров идеализации с показателями саморегуляции и личностного развития у психически здоровых взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEALIZATION: RESOURCES AND RISKS OF PERSONAL DEVELOPMENT

The article discusses the phenomenon of idealisation as a universal and indispensable resource for the development of personality. Possibility of resource analysis considered in the context of the psychoanalytic and system-genetic approach. Presents empirical evidence on the relationship between the parameters of idealization with indicators of self-control and personal development of mentally healthy adults.

Текст научной работы на тему «Идеализация: ресурсы и риски личностного развития»

УДК 159.9 И.А. Николаева

Курганский государственный университет

ИДЕАЛИЗАЦИЯ: РЕСУРСЫ И РИСКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматривается феномен идеализации как универсального и незаменимого ресурса развития личности. Возможности ресурсного анализа рассмотрены в контексте психоаналитического и системно-генетического подхода. Представлены эмпирические данные о связях параметров идеализации с показателями саморегуляции и личностного развития у психически здоровых взрослых.

Ключевые слова: идеализация, ресурсный подход, системо-генетический подход, развитие личности.

I.A. Nikolayeva Kurgan State University

IDEALIZATION: RESOURCES AND RISKS OF PERSONAL DEVELOPMENT

Annotation. The article discusses the phenomenon of idealisation as a universal and indispensable resource for the development of personality. Possibility of resource analysis considered in the context of the psychoanalytic and system-genetic approach. Presents empirical evidence on the relationship between the parameters of idealization with indicators of self-control and personal development of mentally healthy adults.

Keywords: idealization, resource approach, system-genetic approach, personal development.

ВВЕДЕНИЕ

Ресурсный подход, зародившись в бизнес-психологии, был узко прагматичным и не претендовал на методологическую универсальность. Его использование в разных областях знания и в разных направлениях психологии также не характеризуется методологической строгостью. В 70-х-80-х гг. ХХ в. ресурсный подход реализовался, как пишет Т.П.Зин-ченко [1], «в представлении об ограниченных психологических и психофизиологических возможностях человека». Говоря о работах Г.М.Зараковского, В.В.Павлова, А.М.Волкова, Д.Канемана, Д.Навона и других, Т.П. Зинченко оценивает значение ресурсного подхода «только как методологического инструмента, позволяющего оценить ограниченность возможностей человека как субъекта труда, познания и общения».

Другое направление исследований основано на близости категорий «ресурс» и «потенциал». Н.А. Ладошкин выделяет в сфере образования и воспитания целый ряд соответствующих направлений: индивидуально-психологические ресурсы личности

учащегося (Н.Ф. Наумова, В.Г. Зазыкин, Г.Г. Дили-генский, М.А. Холодная), личностный потенциал как личностный ресурс (Н.А. Коваль), система ресурсов личности, определяющая ее возможности (В.Н. Марков); творческий потенциал как особый ресурс человека (С.Ю. Степанов); ресурсные возможности педагогической деятельности преподавателя, ресурсное обеспечение образовательного процесса / образовательной среды (Т.М. Давыденко, Т.А. Цецо-рина) [2].

Распространение и востребованность ресурсного подхода на современном этапе постнеклассичес-кого знания могут быть обусловлены, на наш взгляд, многообразными свойствами концепта «ресурсы», что позволяет рассматривать их как вероятностные факторы, объясняющие многомерный потенциал, высокую динамичность и индивидуализированность сложных систем. Современное понимание механизмов самоорганизации и становления сложных системных явлений, в том числе личности, заставляет нас обращать внимание на процессы потенциальные, не всегда осознаваемые, вероятностные, гете-рохронные, вариативные, значимость которых для самоорганизации и становления обусловлена субъективными, индивидуальными и ситуационными факторами. Такие переменные, которые могут «быть», а могут и «не быть», но на определенном уровне организации и в определенной ситуации могут сыграть ключевую роль для дальнейшего существования системы, возможно описать как ресурсы системы (а также системные ресурсы), исследование которых дополнит классические знания о факторах и закономерностях развития и становления.

Ценности и идеалы как компоненты высшего уровня ценностной сферы личности рассматриваются в психологии, особенно в психологии развития и акмеологии, в качестве важнейших факторов становления личности, а также в качестве ресурсов психологического здоровья (И.В.Дубровина, О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов, Ф.В.Шувалов), ресурсов зрелой личности (В.Франкл), как ресурсы совладающего поведения (В.А.Бодров, Н.Е.Водопьянова, Л.В.Куликов, С.Р.Мадди, А.Г.Маклаков, К.Муздыбаев, и другие). Ценности являются частью «личностного потенциала» человека (Д.Леонтьев). Важнейшим компонентом ценностной сферы личности являются идеалы. В психологии распространено понимание идеала и процесса его формирования как явления общественного сознания, интериоризованного индивидом. Наиболее востребованным понятие идеала оказалось в психологии развития - особенно в изучении становления личности подростка и юноши. Также проблематика идеала рассматривается в области гендерных и семейных отношений, проблем социализации, развивающейся «психологии нравственности». Традиционное обращение психологов к идеалам связано с изучением содержания идеалов и констатацией их наличия или отсутствия (в случае девиантного развития). Проблема формирования ценностей и идеалов как ресурсов развития личности рассматривается в педагогической психологии.

Однако изучение ресурсов саморегуляции и становления личности далеко от завершения. В последнее время психологи открывают важность идеалов и ценностей не только с их содержательной стороны, используют не только описательный язык для их характеристики, но и пытаются выделять процессуально-динамические характеристики. Появляются понятия «субъективная важность и доступность ценностей» (Е.Б.Фанталова) «барьерности» и «реализуемости» ценностей (Н.РСалихова), «градиент приращения ценности» (РХ.Шакуров), «параметры ценностного оценивания» (И.А.Николаева). Процессуально-динамические характеристики ценностей и идеалов остаются систематически не изученными. Тем более актуальным является рассмотрение процессуально-динамических аспектов ценностных отношений в системе саморегуляции и развития (становления) личности, включая позитивные (ресурсные) и негативные (рисковые) влияния в этой системе.

В настоящей работе мы ставим следующие задачи:

1 Выделить основные признаки ресурсов в контексте системо-генетического подхода и проанализировать в этом аспекте философское и психологическое понимание «идеализации» и «идеала».

2 На основе эмпирических данных рассмотреть структурно-динамические параметры идеализации как ресурсы и риски в саморегуляции и развитии личности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ В СИСТЕМНО-ГЕНЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ И ВОЗМОЖНОСТИ «РЕСУРСНОГО» ИЗУЧЕНИЯ ИДЕАЛИЗАЦИИ

Выделим отличительные характеристики ресурсов, соответствующие принципам системно-генетического подхода:

- ресурсы (от франц. ressource - вспомогательное средство). Они могут не являться основными факторами развития на протяжении стабильного существования системы, но становятся ключевыми факторами развития в определенные периоды или в определенных ситуациях (например, кризиса или неопределенности);

- ресурсы могут длительное время находиться в потенциальном (скрытом, неявном, неосознанном) состоянии;

- ресурсный характер какого-либо фактора, возможность его использования обусловлен ситуацией, конфигурацией других индивидуально-вариативных факторов, а также свободной активностью личности;

- ресурсы - разноуровневые переменные: могут быть универсальными и специфическими, стратегическими и тактическими (ситуативными). Разно-уровневость предполагает и отношения «ресурсы ресурсов»;

- ресурсы всегда являются источником или фактором позитивных изменений. Но (что практически не отражается в современных исследованиях) высокая вариативность и обусловленность индивидуально-специфическими и ситуационными факторами

приводит к тому, что одни и те же характеристики в разных условиях могут выступать то как ресурсы, то как риски;

- ресурсы порождаются системой (внутренние ресурсы) или заимствуются из среды (внешние ресурсы) по принципу «соответствия» (В. Клоч-ко) самой системе;

- порождение и возможность использования ресурсов гетерохронны;

- невозможно описать исчерпывающим образом всю систему ресурсов; вероятно, любой «побочный продукт» или второстепенный элемент системы, в том числе негативный фактор, может стать ресурсом в определенных условиях. С этим связано и свойство взаимозаменяемости ресурсов. Поэтому имеет смысл исследовать любую психологическую переменную как ресурс;

- однако существуют незаменимые ресурсы, которые используются постоянно, подобно кислороду воздуха, и лишь нестандартное изменение условий способно обнаружить значимость этого фактора и его ресурсные характеристики. Наверняка психологическая способность к идеализации является незаменимым ресурсом человека.

Идеализация и личностные ценности, высшим уровнем которых являются идеалы личности, действительно могут соответствовать вышеописанным «ресурсным» характеристикам: они индивидуально специфичны, они не являются абсолютно необходимым условием существования взрослого человека в обычных условиях и становятся «стратегическими» в критических.

Философский энциклопедичекий словарь трактует идеализацию как «представление чего-либо в более совершенном виде, чем оно есть на самом деле», как естественную способность человеческого мышления, подобную абстракции и обобщению. Отмечается также, что идеализация свойственна разным сферам человеческого мышления - бытовому, художественному, научному [3].

В понятии идеализации в отличие от идеала делается акцент на процессуальной стороне явления, но аспекты совершенства, абстрагирования и обобщения общи для идеализации и идеала. Например, в философском словаре [4] понятие «идеал» включает признаки: высшая степень ценного, наилучшее, завершенное, общее, универсальное, абсолютное, высший образец. В последующих рассуждениях нас будет интересовать более широкая категория ценностных представлений, которые можно назвать «идеализированные представления», «идеализируемые другие» или «идеализации» как аффективно-образные структуры внутреннего мира личности, образованные в процессах идеализации. Идеалы личности - более узкая разновидность идеали-заций, предполагающая интериоризацию социальных идеалов. Тем не менее, философские и научные представления об идеалах дают ценный материал для анализа ресурсных аспектов идеализированных представлений.

Е.Л.Черткова [там же] отметила единство ана-

литического, критического и проективного отношения к действительности, которое проявляется в обращении человека к идеалу. Эти три аспекта отношения мы можем рассматривать как функции идеала в жизни личности. Каждый аспект (функцию) возможно рассматривать так же, как личностный ресурс. Тогда аналитический ресурс идеала подразумевает вычленение и закрепление в идеале сути предмета, или его идеи. Критический ресурс означает функционирование идеала как критерия оценки. Проективный ресурс - это функция императива, утверждения должного.

Идеалы существуют в форме ценностных представлений. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: идеалами задается содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т.д. Таким образом, идеалы являются основным ресурсом осознанного нравственного поведения личности. Е.Л.Черткова отмечает также, что в регуляции реального поведения личности важную роль играет соотнесение универсальных и частных идеалов.

В философском анализе рассматриваются и негативные последствия для личности чрезмерной приверженяности идеалам. Негативные последствия связаны с тем, что индивид не понимает невозможность полного воплощения идеала в реальность. Такое непонимание может быть связано с многообразными личностными искажениями или девиациями. В энциклопедическом словаре «Фило-софия»[3] приводится целый ряд таких отклонений: «упование на непосредственное и тем более полное воплощение идеала представляет собой своеобразный «идеализм» [здесь и далее курсив наш - Н.И.], который может выражаться в пренебрежении или ненависти к реальной жизни, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и в бегстве от активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки «бескомпромиссно» понятого Идеала».

Педантичная приверженность идеалу как абсолютному добру «может выражаться: факты безнравственности в конкретных проявлениях жизни истолковываются в том смысле, что в самой нравственности нет правды». В поведении это «может вести к ... тираническому понуждению других людей к жизни «по идеалу», пусть и лишенному жизни» , либо «в нигилизме в отношении самой морали ... к аморализму, выражающемуся ... в игнорировании нравственных требований, попрании практических норм морали».

Как видим, философский анализ показывает высокую вероятность «рисков» для становления личности, которые коренятся в приверженности к идеалам, т.е. в специфических динамических особенностях идеализированных представлений. Предотвращение таких девиаций «ценностного сознания» и поведения философы связывают с необходимостью осуществления в поведении менее общих принципов и частных требований.

Представленные философские понятия «идеали-

зации» и «идеала» конкретизируются в психологии.

Процессы идеализации в психологии рассматриваются с двух основных сторон, которые можно назвать «рациональной» и «аффективной». Примером первой является рассмотрение идеализации как мыслительного процесса, основанного на абстрагировании существенных признаков в каком-либо явлении: «Идеализация есть способ, с помощью которого исследователь ... отделяет сущность от явления»; «Процедура идеализации осуществляется путем мысленного уменьшения какого-либо параметра, свойственного реальным объектам, и предельного перехода к его нулевому значению, т.е. к полному устранению, что в реальности неосуществимо» [5]. Очевидно, что в данном аспекте идеализация является ресурсом научного анализа и творческого воображения и мышления.

Примером анализа «аффективной идеализации» могут быть рассуждения А.Свияша: «Идеализировать — это значит придавать избыточное значение, страстно ненавидеть, ревновать, презирать, обижаться или испытывать другие чрезмерные эмоции (и даже любовь) по отношению к людям или событиям жизни» [6]. Здесь автор подчеркивает, главным образом, негативные для личности последствия идеализации: «впадать в длительные и чрезмерные страсти по поводу несовершенства (на ваш взгляд) какого-то элемента окружающего мира — нехорошо. ... вы становитесь агрессивным и пытаетесь заставить его поступать так, как вы считаете нужным. Либо вы впадаете в грусть или отчаяние ... Идеализация возникает только тогда, когда вы какой-то земной ценности придаете избыточно большое значение .» [6]. А. Свияш приводит конкретные примеры личностных нарушений, связанных с идеализацией отдельных ценностей: например, идеализация своего тела и физического здоровья приводит к чрезмерному беспокойству о здоровье и физическом совершенстве либо презрению к более слабым людям. Приведенные наблюдения психотерапевта также иллюстрируют особенности идеализации, связанные с рисками в саморегуляции и развитии личности.

Работы классического и современного психоаналитического направления (З.Фрейд, М. Кляйн, К. Хорни, Ж. Лакан, Кернбер, В.Такхе) заслуживают особого внимания в изучении процессов идеализации, поскольку в них идеализация рассматривается как основной источник и механизм важнейших структурных преобразований в развитии личности.

Согласно З.Фрейду, «идеализация ... /это/ защитный процесс, посредством которого ... объект -расщепляется на две части, и один . воспринимается как идеально хороший, а другой - как абсолютно плохой. . Идеализация в более широком, не специальном значении, при рассмотрении личности как совершенной и замечательной, включает в себя помимо идеализации и проекцию. .а) идеализирующий нуждается в существовании совершенного объекта и отрицает наличие у идеализируемого объекта свойств, которые не вписываются в картину; б) идеализация ведет к зависимости от идеали-

зируемой личности и раболепству перед ней, а не к соревнованию и подражанию. Идеализация ... покупает свободу от вины и депрессии ценой потери самоуважения. Неудача защиты ведет к утрате иллюзии и к депрессии» [7].

Итак, идеализация является необходимой предпосылкой формирования всех психологических защит, источником психологической зависимости (идеализация объекта), нарциссического самосознания (идеализация, возвеличивание Я) или потери самоуважения (возвеличивание другого). Онтогенетические «неудачи» идеализации, регрессии к ее примитивным формам приводят к психопатологии в развитии личности. Вместе с тем идеализированный образ отвечает жизненно важным потребностям человека, дает иллюзию уверенности в своих силах, защищая от тревоги, предотвращая агрессию, сглаживая внутренние конфликты. Первые идеализации появляются как основные адаптивные возможности для сохранения всемогущего и автономного Я - первой структуры в психическом мире младенца [8].

В традиционном психоанализе идеализация противопоставляется идеалам (а также восхищению, зрелой любви): идеализация - это процессы примитивного, инфантильного сознания, имеющие аффективную, но не рациональную основу. Мы придерживаемся генетической точки зрения, согласно которой идеализации являются генетически первичными образованиями по отношению к идеалам; и те, и другие основаны на общей потребности в совершенстве, в благе, изначально связаны с «принципом удовольствия». Мы, вслед за Кернбером (1975,1976), полагаем, «что существуют более примитивные и более зрелые «формы» идеализации в зависимости от уровня нормального развития или его патологических остановок и искажений» [цит. по 8]. Мы поддерживаем также позицию В. Такхе, который видит в идеализации «способ переживания позитивно ка-тектированных репрезентаций собственного Я и объекта». Главное, что первые идеализации «абсолютно хорошего» и «абсолютно плохого» являются основой всех последующих структурных преобразований личности и составляют структурную основу сознания как младенца, так и взрослого.

Выделим достоинства психоаналитического подхода к идеализации как ресурсу развития личности:

1 Психоанализ изучает формирование позитивных переживаний и представлений в онтогенезе, начиная с самых первых проявлений активности ребенка во взаимодействии с окружением, позволяя понять первоисточник формирования личностных ценностей и идеалов.

2 Процесс идеализации порождается самой психологической системой взаимодействия ребенка с окружением.

3 Закономерности процессов идеализации раскрываются в генетическом единстве переживаний «абсолютно плохого» и «абсолютно хорошего», тогда как в других подходах к ресурсам ценностной сферы личности имеется односторонний

акцент на индивидуальных предпочтениях «абсолютно хорошего».

4 Утверждается ведущая роль процессов идеализации для процессов структурирования личности на всех этапах ее развития. «Абсолютно плохие» и «абсолютно хорошие» базисные эмпирические единицы являются предпосылками для любых последующих структурообразующих преобразований личности». Т.е. идеализация рассматривается как универсальный и незаменимый ресурс младенческого и раннего возраста и может рассматриваться таковой (в широком смысле) во все остальные периоды жизни.

5 В психоанализе выделены позитивные и негативные функции идеализации, которые могут трактоваться как ресурсы и риски для саморегуляции и развития личности. Идеализация как ресурс структурирования личности ребенка может превратиться в риски личностного развития при измени ряда условий социализации, которые подробно рассматриваются исследователями (В.Тахке). Различия в условиях социализации могут стать причиной индивидуальной вариативности идеализаций как вариативности индивидуальных ресурсов.

Выделим также ограничения психоаналитического подхода:

1 Классический психоанализ противопоставляет примитивные идеализации и идеалы. Несмотря на это, системогенетический подход позволяет рассматривать то и другое как генетически взаимосвязанные явления, а также делает необходимым изучение идеализаций в зрелом возрасте. Согласно одному из принципов системно-генетического подхода, генетические уровни развития какой-либо структуры воспроизводятся в каждом акте функционирования этой структуры [9]. Т.е. переживания «абсолютно хорошего» или «абсолютно плохого» объектов, а также всех аспектов «идеального Я» включено в начальное звено каждого акта взаимодействия с окружающим миром, каждого оценочного акта взрослого человека.

2 Ограниченность психоанализа связана с тем, что в нем рассматривается преимущественно психическая патология и остается малоисследованной взрослая норма.

Наши эмпирические исследования, результаты которых обсуждаются ниже, представляют данные изучения идеализации психически здоровых подростков и взрослых и рассмотрения ее индивидуальных особенностей как ресурсов и рисков развития здоровой личности.

ПАРАМЕТРЫ ИДЕАЛИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО

ЧЕЛОВЕКА И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК

РЕСУРСОВ И РИСКОВ В САМОРЕГУЛЯЦИИ

И САМООРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В наших эмпирических исследованиях [10;11] были выделены типичные характеристики в оценках «максимально хороших», «максимально плохих» других у психически здоровых подростков и взрослых. Эти характеристики мы выбрали в качестве пара-

метров идеализации взрослого человека. Методика исследования подробно описана в работах [12; 13; 14].

Параметры идеализации «максимально хороших» других:

1) субъективная степень абсолютности (относительности) совершенства идеализируемых «других», степень их отличия от абсолютных высших ценностей;

2) субъективная степень отличия идеализируемых образов от «других» (т.е. степень отличия идеализируемых («идеальных» других) от «просто хороших» других;

3) склонность идеализировать других (доля «максимально хороших» образов в сознании индивида).

Параметры идеализации «максимально плохих» других описываются аналогично:

1) степень абсолютности (относительности) «максимально плохих» других, их степень отличия от абсолютных «антиценностей»;

2) степень отличия «абсолютно плохих» от остальных;

3) склонность «антиидеализировать» других (доля «максимально плохих» образов в сознании индивида).

Рассмотрим далее эмпирические данные о связи выделенных параметров с характеристиками личностного развития. В исследованиях участвовали подростки (430 чел.), в том числе подростки с ЗПР (27 чел.), подростки с ДЦП (31 чел.), взрослые инвалиды (20 чел.), пациенты психоневрологической клиники (44 и 19 чел.), студенты (60 чел.), взрослые от 30 до 50 лет (29 чел.), пожилые от 55 до 75 лет (80 чел.). Методы оценки развития личности: «Событийная карта жизни» A.C. Сухорукова (параметры ориентацией личности на прошлое-будущее), СЖО и «Ценностный спектр» Д.А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей в модификации И.Сенина, личностные тесты: УСК, Т. Лири, 16-PF РКеттелла, MMPI, САМОАЛ, опросник акцентуаций Смишека. Все приведенные связи значимы на уровнях р<0,05 или р<0,01.

Степень абсолютности (относительности) идеализируемых «других»

Обнаружено, что чем выше абсолютность идеализируемых образов (близость к абсолютно высокой оценке), тем больше общее количество ценностей в жизни субъекта (по «ОТеЦ» Сенина (г=0,77), тем выше эмоциональная устойчивость (С, г=0,36) и меньше мягкость (I, rs=-0,51) по Кеттеллу, меньше боязливость (г=-0,53) и педантичность (г=-0,44) по Смишеку, меньше депрессия (D, г=-0,39; MMPI), а также зависимость (г=-0,35) по Лири. Как видим, данные связи демонстрируют позитивное (ресурсное) качество идеализации.

С другой стороны, имеются значимые, хотя и слабые обратные связи абсолютности идеалов с параметрами САМОАЛ: чем выше идеалы, тем ниже потребность в познании (г=-0,34), автономность (г=-0,28), а также полная самоактуализация (г=-0,26). В данном качестве идеализация проявляет себя как

риск недостаточно критического отношения к действительности и неполной самоактуализации. Вероятно, последние корреляции отражают необходимость перехода от незрелого, инфантильного ценностного сознания с максимальной абсолютизацией идеалов к более зрелому, «философскому» взгляду на жизнь, который сопровождается меньшей абсолютизацией идеалов и большей автономией.

Степень отличия «максимально хороших» от остальных

Осознание отличия идеализируемых образов от «других» показывает, с одной стороны, наличие сформированных критериев ценностной оценки, а с другой стороны, отражает субъективную недостижимость идеализируемых других.

Согласно эмпирическим данным, чем больше разрыв в оценках идеализируемых других и остальных, тем выше неудовлетворенность ожидаемым будущим у испытуемых - студенток колледжа (60 чел.) (г=-0,36; СКЖ). С другими личностными параметрами значимых связей не было найдено.

Таким образом, степень отличия «наилучших» от «других» может свидетельствовать о переживании степени достижимости идеалов, что, несомненно, является важнейшим ресурсом либо риском в разных ситуациях жизнедеятельности. Эта трактовка параметра подтверждается обследованием депрессивных и тревожных пациентов, у которых данный показатель превышает значение здоровых и свидетельствует о субъективной недосягаемости идеализируемыхдругих. Исследования в группах подростков и взрослых инвалидов показали, что физические ограничения также способствуют переживанию недосягаемости «максимально хороших», а неблагоприятная социально-педагогическая ситуация приводит к несформированности идеалов -недостаточной идеализации других и исчезновению различий между «максимально хорошими» и «другими».

Склонность идеализировать «других»

Количество идеализируемыхдругих имеет прямые значимые связи с очень привлекательными характеристиками личности: с параметрами ММР1: «искренностью» (1_, г=0,45), способностью к коррекции своего поведения (К, г=0,39), обратную связь с «симуляцией» (Р, г=-0,38), а также со шкалами Кеттел-ла «адекватность самооценки» (МР, г=0,35), «самоконтроль» (<Э3 г=0,40).

«Количество идеалов» входит в один фактор с «ценностной насыщенностью жизни» вместе с показателями смысложизненныхотношений (факторные веса от 0,62 до 0,93) и общим количеством значимых ценностей испытуемого (вес 0,76) по методике Д.А. Леонтьева «Ценностный спектр».

Этот результат согласуется также с данными обследования пациентов отделения «неврозов» КОПНБ (44 испытуемых). В факторном анализе данных выявлена несовместимость психопатиза-ции (г=-0,37) и тревоги (г=-0,32) с большим количеством образов - «идеалов» у пациента.

В сравнительном исследовании взрослых инва-

лидов и здоровых взрослых зафиксировано значимо большее (р<,05) количество «идеалов» (М=7,5) по сравнению со здоровыми испытуемыми (М=3,0).

Таким образом, склонность идеализировать других связана со степенью ценностной насыщенности жизни, несовместима с психопатизацией и тревогой, предполагает адекватность и искренность субъекта, способность к самоконтролю.

Итак, склонность идеализировать других является очевидным ресурсом - выполняет своеобразную профилактическую и компенсирующую функцию, поддерживая необходимое «позитивное» отношение к жизни в сложных условиях.

Степень абсолютности - относительности «антиидеальных» других

Некоторые корреляционные связи на выборке здоровых повторяют связи для аналогичного параметра «идеалов»: «относительность антиидеалов» также связана с мягкостью (I, г=0,51) (Кеттелл) и зависимостью (ге=0,34) (Т.Лири).

Однако другие свойства рассматриваемого параметра специфичны и характерны только для него. Во-первых, это прямая связь величины соответствующего интервала и аутосимпатии (г=0,29) по САМО-АЛ, а также связь с удовлетворенностью своим прошлым в факторном анализе с СЖО и СКЖ. Чем аб-солютнее низкие оценки «антиидеалов» (факторный вес г=0,31), тем меньше удовлетворенность всеми аспектами прошлого опыта (факторные веса г=0,72; -0,87) и меньше аутосимпатия (г=-0,29). Это значит, что крайне резкие негативные оценки других «отягощены» также негативной неудовлетворенностью собой, связанной с прошлым.

Сказанное подтверждается данными ФА в группе отдельных социальных групп. Абсолютизация антиидеалов характерна для педагогически и социально запущенных подростков и для неудовлетворенных жизнью пожилых людей. Однако ситуация, связанная с физическими недостатками испытуемых, напротив, приводит к смягчению оценок «антиидеалов» и даже к их отсутствию (у взрослых инвалидов). Можно сказать, что высокая относительность антиидеалов, мягкость оценок играет компенсирующую роль для лиц с дефектами, позволяет им не судить строго себя, быть в целом удовлетворенными жизнью.

Таким образом, «абсолютизация антиидеалов» отражает непримиримость и категоричность в отношении к другим, соответствует негативному самоотношению с неудовлетворенностью прошлым опытом, низкой аутосимпатией. Относительность «антиидеалов» играет компенсирующую роль, является ресурсом для лиц с физическими дефектами и может быть связана с удовлетворенностью жизнью.

Степень отличия антиидеалов от «других»

На выборке старшеклассников (38 чел.) обнаружены прямые значимые связи степени «отличия» антиидеалов от других с уровнем интеллекта (В, г=0,41), самостоятельности (02, г=0,40), самоконтроля (03 г=0,36) (РКетелл); с независимостью (г=0,34) (Т.Лири); общей интернальностью (Ио,

г=0,35) (УСК). Данный показатель обратно связан с эмотивностью (г=-0,37), экзальтированностью (г=-0,38) (по Смишеку) и истерией (Ну, г=-0,40 MMPY). Связь с параметрами саморегуляции (интеллектом, самостоятельностью, независимостью, самоконтролем) и обратная связь с параметрами эмотивно-исте-рического круга указывает на психологическую основу, необходимую для принципиальности, требовательности и непримиримости - важнейших личностных ресурсов, в которых и проявляется «противопоставленность» антиидеалов миру. Кроме того, «отличие» антиидеалов от других, по нашим данным, входит в общий фактор «осмысленности жизни» и «ценностной насыщенности» жизни с весом 0,36 (вместе со всеми шкалами СЖО и количеством баллов «Ценностному спектру» Д.А. Леонтьева).

Важно, что полученные связи существуют только на средних значениях данного параметра. Крайне высокие значения «отличия антиидеалов от других» проявляются при ЗПР и депрессии и могут интерпретироваться как переживание непреодолимого зла. Минимальные значения «отличия» антиидеалов от других обнаружены в состоянии тревоги (пациенты психоневрологической больницы), связанном с нечетким разделением приемлемого и неприемлемого, у тревожных лиц приводит к известному для этой группы ожиданию негативной оценки со стороны других, постоянному и мучительному самомониторингу, поиску внешних критериев «правильности» и т.п.

Таким образом, степень отличия «антиидеалов» от других является важнейшим личностным ресурсом, но при крайних значениях обнаруживает дефицит ресурса, сопряженный с риском для личностного развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной работе мы рассмотрели явление идеализации у психически здоровых подростков и взрослых как важный ресурс саморегуляции и развития личности.

Идеализация как феномен подросткового и зрелого возраста кардинально отличается от того специфического явления «идеализации», которое является предметом классического психоанализа. С точки зрения си-стемогенетического подхода можно утверждать: несмотря на все различия, эти явления имеют генетическую и структурную общность. Базовым структурным компонентом этих феноменов является оппозиция «идеально хороший - абсолютно плохой», а основным источником - потребность в позитивных переживаниях. Идеализация младенца является универсальным и незаменимым фактором структурного развития личности. Идеализация взрослого человека проявляется в особенностях ценностного оценивания других людей и описывается параметрами ценностного оценивания.

Эмпирическое изучение параметров идеализации взрослых в соотнесении с особенностями саморегуляции и личностного развития раскрывает этот феномен в аспекте его ресурсов (личностного потенциала) и рисков (ограничений личностного развития). Показана специфика личностных ресурсов, связан-

ных с оценками «идеально хорошего» и «абсолютно плохого». В частности, выявлена важность оценок «абсолютно плохого» как ресурса принципиальности, требовательности и непримиримости в развитии подростка и юноши. На примере взрослых и подростков с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены компенсирующие ресурсы идеализации.

За рамками статьи остался вопрос о соотношении идеализации как результата развития и ресурса развития.

Сложность процессов идеализации, их индивидуальная вариативность, нелинейные связи с социально-психологическими и личностными параметрами показывают важность этих процессов как ресурсов в самоорганизации, развитии и самоосуществлении личности взрослого человека.

Список литературы

1 Зинченко, Т.П. Когнитивная и прикладная психология

[Текст]/ Т.П.Зинченко. - М.: МОДЭК, 2000. - 608 с.

2 Ладошкин Н.А. Теоретико-методологические подходы к

исследованию интеллектуального потенциала школьников. URL: http://www.teoria-practica.ru/-10-2012/ pedagogics/ladoshkin.pdf

3 Философия: Энциклопедический словарь / под ред.

A.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

4 Философский энциклопедический словарь /гл. редакция:

Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв,

B.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983.

5 Аллахвердов В.М., Кармин А.С., Шилков Ю.М. Методоло-

гия и история психология. Материалы к учебному курсу для аспирантов и преподавателей психологических специальностей 2007. - Т. 2. Вып. 2. Сер. История и философия науки. URL: http://www.cogpsy.ru/ downloads/articles/principlejdealization.pdf

6 Свияш, А. Как почистить свой сосуд кармы. URL: http://

bookap.info:8080.

7 Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / пер. с

англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С.М.Черкасова.-СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. URL: http://www.psychol-ok.ru/dictionary/ idealization.html

8 Тэхке, Вэйкко Психика и ее лечение: психоаналитический

подход / под ред. М.В. Ромашкевича. URL: http:// www.erlib.com/

9 Александров, Ю.И. Субъективный опыт и культура.

Структура и динамика [Текст]/Ю.И. Александров, Н.Л. Александрова // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- Т. 4. - №1.- 2007. - С.3-46.

10 Николаева, И.А. Пространственное измерение ценнос-

тной сферы личности [Текст] / И.А. Николаева. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007.

11 Николаева, И.А. Универсальные критерии ценностного

и нравственного оценивания и сопутствующие психологические феномены [Текст] / И.А. Николаева // Психология нравственности /отв.ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: ИП РАН, 2010. - С. 67-94.

12 Николаева, И.А. «Я и другие»: процедура исследования

субъективных характеристик социализации личности [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Николаева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.

13 Николаева, И.А. Новый метод исследования личност-

ных ценностей. Часть I. Изучение содержания личностных ценностей / И.А.Николаева // Сибирский психологический журнал. -2010.- №38. - С. 70-76.

14 Николаева, И.А. Новый метод исследования личност-

ных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений / И.А. Николаева // Сибирский психологический журнал. - 2011.- №39. - С. 112-120.

УДК 15.81.57

Р.В. Овчарова, Ю.А. Малюшина Курганский государственный университет

ОБОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье дана характеристика методологических принципов и научных идей обоснования, описана модель нравственной сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: модель нравственной сферы личности. несовершеннолетние правонарушители.

R.V. Ovcharova, J.A. Malyushina Kurgan State University

SUBSTANTIATION OF THEORETICAL MODEL OF MORAL SPHERE OF THE PERSON OF MINOR OFFENDERS

Annotation. The characteristic of methodological principles and scientific ideas of a substantiation is given in this article, the model of moral sphere of the person of minor offenders is described.

Keywords: model of moral sphere of the person. Minor offenders.

В психологических концепциях А.Н. Леонтьева, В.Г. Асеева, Л.И. Божович, А.К. Марковой, В.Г. Леонтьева, В.С. Мерлина, В.И. Ковалева и др. мотивацион-ная сфера личности используется для обозначения личностных, регулятивных, деятельностных, потребно-стных системных образований. В рамках психологически сущностного подхода к мотивации и мотиваци-онной сфере личности, а именно раскрытию понятия ее природы и структуры, было установлено, что «мотивация» используется в психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления), и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [2].

В первом случае с позиции С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, В.Г. Асеева, Б.И. Додонова и др. мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта, как инварианта системы. Наличие многообразия функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.