Научная статья на тему 'Перспективы общепсихологического подхода к ценностной сфере личности'

Перспективы общепсихологического подхода к ценностной сфере личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы общепсихологического подхода к ценностной сфере личности»

шение друг к другу. В то же время, осознавая свои возможности для реализации этой задачи, школьники с разной успешностью в учении выбирают разные способы ее решения, ассоциируя их со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.

Для изучения взаимосвязи успешности в учении и характера сформированности коммуникативных качеств старших подростков мы применили корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты корреляционного анализа показали наличие умеренных положительных корреляций между успешностью в учебной деятельности девятиклассников и некоторыми их коммуникативными качествами: мотивацией аффилиации и эмпатийными способностями. В частности, обнаружилась умеренная положительная корреляционная связь между успешностью в учении и такими качествами как боязнь быть отвергнутым и другим мотивом аффилиации - стремлением к людям.

Также выявилась умеренная положительная корреляционная связь между уровнем успеваемости старших подростков и таким их коммуникативным качеством, преобладающим в эмпатийных способностях, как эмоциональный канал эмпатии.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Девятиклассники с разной успешностью в учении характеризуются и разной успешностью в общении, что находит свое отражение в их социометрическом статусе в классе: "звездами" являются хорошо - и среднеуспева-ющие учащиеся, а "изолированными" и "отвергаемыми"-слабоуспевающие школьники.

2. Коммуникативные качества подростков с разной успеваемостью имеют определенные отличительные особенности: коммуникативные склонности наиболее выражены у слабоуспевающих учащихся, но развитие организаторских способностей у большинства школьников со слабой успеваемостью соответствует низкому уровню. Высокий уровень организаторских способностей и средний уровень коммуникативных склонностей выявился у большинства хорошо успевающих девятиклассников. У среднеуспевающих девятиклассников обнаружился средний уровень развития коммуникативных склонностей и организаторских способностей.

3. Обозначилась некоторая связь между успешностью школьников в учении и их выбором предпочитаемой стратегии поведения в конфликте. Хорошо успевающие учащиеся выбрали наряду со стратегией "сотрудничества" "компромисс", среднеуспевающие предпочли кроме "сотрудничества" "приспособление", а слабоуспевающие в качестве второй по значимости стратегии выбрали "избегание".

Представленные результаты исследования подтверждают наше предположение о том, что в старшем подростковом возрасте успехи в учении неоднозначно взаимосвязаны с успешностью в общении. Слабоуспевающие подростки не популярны в классе, так как не компетентны в учебной деятельности. В то же время, их признают своими, так как они всегда проявляют интерес и готовы к общению. Но именно учащиеся со слабой успеваемостью нуждаются в более пристальном внимании к себе со стороны психологов и педагогов с целью оптимизации их общения с одноклассниками, которое, в свою очередь, будет способствовать формированию у таких школьников положительной учебной мотивации.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов.- М.:

Логос,2001.

2. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное

пособие для студентов психол. факульт. универерситетов. - М.: Академия, 2003.

4. Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.:

Знание,1990.

5. Психология подростка: полное руководство /Под ред. А.А.Реана. -

СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

6. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:

Просвещение, 1991.

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЕ ЛИЧНОСТИ

И.А. Николаева

Ценности являются предметом изучения во многих дисциплинах - философии, социологии, культурологии, социальной психологии и других социальных и гуманитарных дисциплинах. В большинстве современных подходов рассматривается культурно-историческое бытие ценностей, их содержание, а также главная их характеристика

- иерархия.

Для нас представляет интерес бытие ценности в индивидуальном сознании личности. Мы не рассматриваем ценность как нечто внешнее и имеющее внешнюю природу по отношению к индивидуальному сознанию. Мы не согласны с таким подходом, что человек "узнает" о ценностях как о чем-то внешнем по отношению к нему и усваивает их либо отвергает. Мы исходим из того, что природа ценности не только культурно-исторична, но и психологична. Природа ценности - в пристрастности, эмоциональной избирательности человеческой психики, сознания.

Данное утверждение приводит к тому, что в психологии ценности могут и должны изучаться с принципиально иных позиций, чем это делается в массовых исследованиях до сих пор. В психологии возможно не только содержательное изучение ценностей личности и их иерархии, соответствующее культурно-историческому подходу к ценностям, но структурное и динамическое изучение их общепсихологических характеристик. Общепсихологическое изучение ценностей означает, в том числе, подход к ценностям как к психическим процессам, состояниям и свойствам личности. Описаниями разнообразных проявлений ценностной сферы личности насыщена художественная и философско-психологическая литература, но систематическое психологическое изучение их структуры и, тем более, взаимосвязей отсутствует.

Понимая ценность как общепсихологические явление - как ценностное состояние индивидуального сознания, как устойчивое свойство ценностной сферы личности, как ценностный процесс, осуществляемый индивидуальным сознанием, еще раз подчеркнем нерасторжимость ценности и сознания. "Ценностные состояния" -это состояния сознания, окрашенные ценностными переживаниями или переживаниями ценностных отношений. В отличие от эмоций, ценности как состояние и как процесс появляются на уровне человеческой психики, сознания и соответствуют более высокому уровню отражения, который отличается от прежнего масштабом пространственно-временного отражения.

Генетическую взаимосвязь эмоций и ценностей обосновывают в своих работах Б.С. Алишев, Л.М. Веккер, А. Ленгле, РХ. Шакуров.

В концепции Б.С. Алишева [1] личностные ценности

- это высокая степень обобщения индивидом функцио-

нального значения множества ситуаций, с которыми личность сталкивается. Б.С. Алишев видит онтологическую общность эмоций и ценностей в их общей функции - репрезентировать значимость жизненной связи. Однако он против отождествления эмоции и ценности, поскольку эмоции отражают ситуативную значимость объекта и вида активности, а ценности - внеситуативную. Таким образом, эмоции и ценности отличаются своим уровнем обобщенности.

Л.М. Веккер [2] постоянно подчеркивает преемственность эмоций и высших переживаний, которые, по сути, являются ценностными переживаниями и ценностными отношениями личности.

А. Лэнгле [3] не анализирует специально соотношение понятий "ценность" и "эмоция", но выделяет две ступени "восприятия ценности". "Первая - определяется близостью человека к воспринимаемому объекту, при этом схватывается качество объекта - хороший он или плохой для моей жизни ... При этом воспринимаемая ценность соотносится исключительно с настоящей ситуацией и текущим моментом. Такое непосредственное переживание ценности в экзистенциальном анализе называется Первичной эмоцией ... в ней намечаются те или иные установки, первые блокировки и главные ценности. На этом этапе отсутствует временная дистанция по отношению к воспринимаемому и его встраивание в биографический контекст

Вторая ступень переживания ценности - это интеграция первичной эмоциональности в эмоциональную целостность, которую осуществляет Person. Воспринимаемое спонтанно как "благо для жизни" теперь помещается на ширину всего жизненного горизонта человека ... переживаемое уходит из непосредственной близости и отодвигается на некоторую дистанцию." [3,14].

Суть эмоциональной целостности, описанной А. Лэн-гле, - "встраивание воспринимаемого в биографический контекст". В нашем представлении эта внеситуативная эмоциональная целостность и есть ценность.

Сходный механизм ценностного переживания как эмоционального обобщения описывает М. Мамардашви-ли, называя его "собиранием на подвешенную точку с разных точек пространства и времени". "Вечные впечатления" - это некоторые точки пребывания человека, в которых впечатление "длится по сегодняшний день", происходит "воспроизведение всего мира в точке собственного личного действия" [4, Лекция 6].

РХ. Шакуров [15] также отстаивает генетическое единство эмоций и ценности. Автор предлагает психодинамическую концепцию эмоций, в которой рассматривается динамика интенсивности ценностных отношений, описываются такие тенденции ценностных отношений, как адаптация и динамизация, а также "закон возрастания ценностного градиента". Очевидно, что это подход к ценности как психологическому процессу.

Из философов близок к пониманию сущности ценностей как процесса М. Шелер, описывающий "акты" "предпочтения" или "пренебрежения". Им соответствуют и устойчивые индивидуальные особенности личности. "Это различие отчётливо проявляется даже в характерах! - пишет Шелер. - Существуют специфически "критические" нравственные характеры - они становятся крайне "аскетическими", которые реализуют то, что некоторые ценности выступают как более высокие только через "пренебрежение"; им противостоят позитивные характеры, которые только "предпочитают" и для которых "низшие" ценности становятся видимыми только с той вершины, которой они достигли в предпочтении" [16, 307].

"Ценностным процессом" или процессом "ценения"

[10,11] мы называем процесс ценностной оценки воспринимаемых объектов и явлений действительности. Как показано Б.С. Алишевым, ценностная оценка (в терминах Алишева "определение функционального значения объекта") присутствует в каждом акте сознавания, пронизывает все психические процессы (мышление, восприятие, представление, воображение). Непрерывность "це-нения" и его фундаментальность в сознании индивида аналогичны феномену внимания.

Ценностные характеристики процессов, состояний и свойств личности должны находиться между собой в закономерной взаимосвязи, отражая системную целостность ценностной сферы личности. Т.е. определенные параметры процесса должны соответствовать определенным параметрам состояния. Наиболее устойчивые состояния можно рассматривать как свойства носителя - параметры ценностной сферы личности или "ценностные" свойства личности. Подчеркнем, что взаимнооднозначного соответствия между процессом, состоянием и свойством быть не должно. Каждое состояние будет соответствовать определенным характеристикам процесса, а каждое свойство личности должно интегрировать ряд состояний.

Возможность соотнести ценностные процессы, состояния и свойства, с нашей точки зрения, появляется благодаря эмпирически найденному нами графическому (пространственному) способу фиксации ценностных оценок и отношений. В работах [6, 7, 8, 9, 12, 13] дано обоснование и описание ряда параметров и показателей процесса "ценения", и соответствующих структурных параметров ценностной сферы личности, а также методики для их регистрации. Использование пространственных характеристик как универсальной метафоры отношений и универсального измерителя теоретически было обосновано Л.М.Веккером. Л.М.Веккер исходит из того, что "пространственная форма - есть форма обобщенного генерализованного представления любого вида отношений" [2,176].

Графическое измерение является универсальным и общим для ценностных отношений, и особое значение для ценностного измерения имеет вертикальная координата пространства. Вертикальная координата пространства является универсальной метафорой ценностного измерения, и можно изучать свойства ценностного измерения посредством того, как люди используют эту вертикальную координату в качестве инструмента ценностного отношения. Графический способ фиксации ценностных оценок (отношений) открывает для исследователя возможность получить единицу измерения интенсивности ценностного отношения.

Нами пока не разработана подробная и обоснованная теоретическая модель соотношения этих явлений. В табл.1 сделана первая попытка соотнести параметры ценностного процесса, ценностных состояний и ценностных свойств личности. Содержание таблицы пока не отражает предполагаемого одно-многозначного или много-многозначного соответствия характеристик процесса, состояний и свойств ценностной сферы личности. Но она дает представление о некотором круге явлений, которые могут входить в ценностную сферу личности, а также о наиболее очевидных взаимосвязях между ценностными процессами, состояниями и свойствами личности.

Эмпирические исследования с использованием предложенных структурных параметров ценностного процесса (ценностной сферы), выполненные под нашим руководством с участием студентов на кафедре общей и социальной психологии КГУ, подтверждают выдвинутые нами предположения.

Таблица 1

Соотнесение основных параметров ценностного процесса, ценностных состояний и ценностных свойств личности

В работе Расковаловой А.В. (2003) получены данные о связи графических параметров ценностной сферы личности с целым рядом личностных характеристик. Это факторы РКеттелла: адекватность самооценки (MD), эмоциональная устойчивость (С), мягкость - твердость характера (I), мечтательность - практичность (М), тревожность - безмятежность (Q), самостоятельность - зависимость от группы (Q2), самоконтроль - безмятежность (Q3). Выявлены связи структурных параметров ценностной сферы со шкалами MMPI: депрессии (D), психопатии (Pd), ригидности (Pa), а также со шкалами отношения к исследованию: искренности (L), аггравации (F), коррекции (K). Выявлены также связи некоторых ценностных параметров с общей интернальностью личности, с некоторыми типами акцентуаций по Смишеку и характером отношений по Т.Лири.

В работе Мелешкиной М.И. (2004) обнаружены взаимосвязи смысложизненных отношений (Д.А.Леонтьев) с предложенными нами частотой ценения других "выше среднего", с частотой максимального ценения "других" (т.е. с количеством образов-идеалов), с порогом различия между "антиидеалами" и "другими". Одновременно были обнаружены взаимосвязи параметров ценностного процесса с ориентацией личности в биографическом времени: чем меньше порог абсолютных анитиценнос-тей (т.е. чем ближе антиидеалы к своему абсолюту), тем меньше удовлетворенность своим прошлым.

Чем меньше порог различия между "идеалами" и "другими", тем выше уверенность в своем будущем.

В работе Шабановой О.А. (2004) показана высокая связь порога абсолютных ценностей с "ценностной насыщенностью" жизни (по ОТеЦ Д.А.Леонтьева). Обнаружена связь частоты ценения других "выше Я" с направленностью на достижения и на сохранение собственной индивидуальности.

В дипломной работе Крючковой Т.И.(2006) получены данные о связи ряда параметров ценностного процесса с такими параметрами психического состояния как мотивированность - фрустрированность, спонтанность -полезависимость, ригидность - транс, интенсивность физиологических реакций и эмоциональных переживаний, поведенческая активность. Еще более тесные и многообразные связи были обнаружены между параметрами ценностного процесса и устойчивыми эмоциональными отношениями личности, которые отражены в характеристиках предпочитаемой музыки

В работе Лазаревой М.В. (2006) изучалась связь между пространственными характеристиками ценностного процесса и формально-динамическими особенностями индивидуальности (эргичностью, пластичностью, скоростью, эмоциональностью в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах). Полученные результаты говорят о том, что связи между темпераментом и особенностями процесса "ценения" во-первых, существуют, во-вторых, вероятно, что эти связи опосредованы социальной ситуацией развития, "востребованностью" формально-динамических качеств, присущих человеку.

В дипломном исследовании Николаенко Н.А. (2006) на выборке лиц пожилого возраста выявлена прямая связь удовлетворенности жизнью с таким параметром ценностного процесса как частота оценки других "выше среднего".

В дипломных работах Шаровой Т.Л. (2006) и Кошкиной Е.А. (2006) выяснялась специфика параметров ценностных отношений личности у подростков в специфической социальной ситуации развития. Изучались подростки с ЗПР и ДЦП. Констатирована "идеализация" "других" у подростков с ДЦП, что проявляется в абсолютности иде-

Параметры процесса Параметры состояния Свойства личности

Ритмические колебания ценностных оценок Равновесность - неравновесность состояния Наличие (отсутствие) ценностных конфликтов

«Дифференциальный ценностный порог» как субъективный эталон минимального ценностного различия Эквивалент пока не определен Чувствительность либо нечувствительность к различию в ценности объектов

Порог абсолютных ценностей Интенсивность чувств предпочтения (возвышенных: преклонения любви, восхищения, и пр.) Мечтательность -скептицизм - цинизм (абсолютность - относительность идеалов)

Порог абсолютных антиценностей Интенсивность чувств пренебрежения (отвращения, негодования, презрения, страха) Толерантность -нетерпимость (абсолютность - относительность антиидеалов)

Порог различия между «Я» и «другими "ниже Я"» Состояние эмпа-тии к «униженным и оскорбленным» Склонность к негативной социальной идентичности

Порог различия между «Я» и «другими "выше Я"» Состояние эмпа-тии к успешным, образцовым, лучшим Склонность к позитивной социальной идентичности

Порог различия между «идеалами» и «другими» Чувство достижимости - недостижимости идеалов Оптимизм

Порог различия между антиидеалами и «другими» Чувства допустимости - недопустимости нарушения норм, запретов, состояния самоконтроля и оценки Нормативность, чувство вины, критичность (самокритичность) - снисходительность.

Частота цене-ния других наравне с «Я» Выраженность чувства равноценности других и себя, либо уникальности «Я» Эгоцентризм

Частота моментов максимального це-нения других Частота возвышенных чувств (состояния крайнего предпочтения) Идеализм - количество идеалов

Частота моментов минимального ценения других Частота состояний крайнего пренебрежения Мизантропия - количество антиидеалов

Частота «ценения» других выше (ниже) среднего Чувство ценности «мира», жизни, чувство удовлетворенности Позитивное - негативное восприятие

Высота самооценки Чувство самоценности Высота самооценки

алов и в более высокой частоте оценок "других" "выше Я". Для подростков с ЗПР из классов КРО характерен крайний максимализм и полярность ценностных оценок: абсолютность идеалов и антиидеалов (т.е. крайне низкие абсолютные ценностные пороги), а также многократно более высокая частота максимально высоких и максимально низких оценок "других". Одновременно, подростки из КРО значимо чаще оценивают других как равноценных себе.

Дипломное исследование Тельминовой Е. (2006) посвящено специфике ценностной сферы взрослых инвалидов с ограниченными двигательными возможностями. В этой группе обнаружены свои особенности ценностных отношений личности. Взрослые инвалиды значимо отличаются от группы здоровых по следующим пространственным характеристикам ценностных отношений: более низкой и разнообразной (высокое стандартное отклонение) самооценкой, высоким количеством других "выше среднего" и высоким количеством других "выше Я", отсутствием антиидеалов. Полученные данные подтверждают, что мир существующих отношений для инвалида гораздо более ценен, чем для здорового.

Дипломная работа Бердниковой М. (2006) направлена на изучение специфики параметров ценностного процесса и ценностных отношений личности у лиц с пограничными психическими состояниями и нарушением адаптации. В работе выявлены некоторые интересные тенденции. Так, при депрессии снижается частота оценок других "выше среднего" (гс=-.29). При этом одновременно возрастает количество идеалов (гс=.28). Депрессия прямо, хотя и слабо, коррелирует с величиной порога различия антиидеалов и "других" (гс=.28). Депрессив-ность сопровождается уменьшением абсолютного порога антиидеалов (гс=-.45), т.е. антиидеалы "абсолютизируются".

Выраженная невротическая тревога соответствует другим параметрам ценностных отношений Здесь мал порог различия между "Я" и теми, кто "выше Я". Невелико количество идеалов и антиидеалов. (Т.е. чем выражен-нее тревога, тем меньше максимальная и минимальная частота ценения "других") (гс=-.32) Тревожный человек не абсолютизирует "антиидеалы" (гс=.44) и имеет незначительный порог различия "антиидеалов" от остальных персонажей (гс=-.31).

Психопатизация, напротив, сопряжена с ростом количества антиидеалов (гс=.24) и уменьшением количества идеалов (гс=-.37).

Проведенные исследования дают основания утверждать, что предложенные нами параметры ценностного процесса (ценностных отношений личности) являются неслучайными характеристиками, имеющими свое психологическое содержание, соответствуют определенным функциям ценностного процесса (ценностных отношений личности), имеют многообразные связи с характеристиками личности, психического состояния, психодинамическими свойствами индивидуальности. Изучаемые нами параметры подвержены влиянию социально-психологических факторов.

Настоящий этап исследований требует теоретического осмысления и обобщения полученных данных.

Полученные нами данные позволяют ставить следующие новые проблемы:

- исследование ценности как индивидуального субъективного процесса. В данной работе термином "процесс" мы обозначаем не динамику содержания ценностей, а "работу", функционирование ценностей в сознании индивида по определению (или присвоению) субъективной значимости ряду объектов, т.е. исследования ценно-

сти как общепсихологического процесса;

- проблема субъективного шкалирования в ценностном процессе: существуют ли субъективные "абсолютные" точки отсчета в ценностных отношениях? Существуют ли индивидуальные, субъективные и одновременно доступные внешнему измерению меры "ценения"?

- проблема позитивной - негативной асимметрии и проблема функционального оптимума интересующего нас процесса. Можем ли мы говорить о крайностях "гипер-" или "гипофункционирования" ценностной системы? Связаны ли эти гипотетические особенности процесса с феноменами, к примеру крайней совестливости и социопа-тии?

- можно исследовать проблему "равновесных" - "неравновесных" ценностных состояний, которая будет развитием проблемы психологии неравновесных состояний [14];

- проблема ценностного "стиля" личности как совокупности устойчивых характеристик ценностных отношений, что, вероятно, связано со многими личностными особенностями (например, оптимизмом - пессимизмом, максимализмом - равнодушием и т.п.);

- проблема общепсихологических предпосылок ценностного процесса и ценностных отношений личности (проблема взаимосвязи ценностного процесса с когнитивным стилем личности, темпераментом, биоритмами, психическим здоровьем и т.п.).

Самой общей и перспективной целью работы должна стать концепция ценностной сферы личности, имеющей общепсихологическую и социально-психологическую природу.

Список литературы

1.Алишев Б.С. Психологическая теория ценности (системно - функциональный подход) : Автореф. дис...д-ра психол. наук. - Казань., 2002.

2.Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. - М.: Смысл, Per Se, 2000. - 685 с.

3.Лэнгле А. Введение в экзистенциально аналитическую теорию эмоций // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 3 - 21.

4. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Лекции 1 -17.

5. Николаева И.А. Психологический анализ раскраски субъективной

ценностно-смысловой шкалы цветами Люшера // Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей КГУ. Вып. IY. Курган: Изд-во КГУ, 2002. - С.85 - 89.

6. Николаева И.А. Методика многомерного описания образа социального

мира [//Ежегодник Российского психологического об-ва: Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года : В 8 т. - СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 2003. - т.6. - С.84 - 88.

7. Николаева, И.А. "Я и другие": процедура исследования субъективных

характеристик социализации личности [текст]/И.А.Николаева. -Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 80 с.

8.Николаева И.А. Субъективный образ социального мира какрепрезен-тация социальной ситуации развития личности (на примере подросткового возраста). - Дис. ... канд. психол.наук.-Курган, 2004. - 167с.

9.Николаева И.А. Объективное измерение топологических характеристик ценностной сферы личности // Бехтерев В.М. и современная психология: Материалы докладов на российской науч-практич. конференции. Казань, Казанский государственный университет, 29-30 сентября 2005 г. Вып.3. Т.2. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - С.438-446.

10.Николаева И.А. Ценностное отношение: процессуальный аспект // Машины. Люди. Ценности: Материалы международной научной конф., посвященной 85-летию со дня рождения проф. С.М.Шалю-тина (Курган, 20-21 апреля 2006г.). - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2006. - С.145 - 147.

11.Николаева И.А. Проблема измерения ценностного отношения// Ценности и оценки: проблемы философии и науки: Сборник научных статей. - Смоленск: Универсум, 2006. - С. 79-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Николаева, И.А. Топология ценностных отношений: стилевой аспект //Вторая международная конференция по когнитивной науке. Санкт-Петербург. 9-13 июня 2006 г., Тезисы докладов. - Том 2. -2006. - С. 376-377.

13.Николаева И.А. Пространственное измерение ценностной сферы личности. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2007. - 193 с.

14.Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М, 1998.

15.Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180с.

16.Шелер М. Избранные произведения /Пер. с нем.; Под ред. А.В. Денежкина. - М.: Изд-во "Гнозис", 1994. - 490с.

ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

С.В. Духновский

Две вещи отгораживают нас от истины - это лень и страх М.К.Мамардашвили

Дистанция выступает одним из факторов, с помощью которых можно определить различия в отношении человека к другим людям. Психологическая дистанция является понятием, с помощью которого сначала качественно, а затем количественно можно оценить различия в этих отношениях. Дистанция, с одной стороны, оказывает влияние на выбор стратегий поведения и определяет психологические отношения личности, а с другой - само отношение человека предполагает определенную дистанцию.

Понятие психологическая дистанция позволяет упорядочить информацию о социальном окружении, осуществить идентификацию, упростить выбор стратегии поведения [4]. Различают понятия "социальная" и "психологическая" дистанция. Социальная дистанция предполагает такое сочетание официальных и межличностных отношений, которое определяло бы близость общающихся, соответствующую социокультурным нормам их общностей. Социальная дистанция предполагает сохранение адекватного уровня широты и глубины взаимосвязей при установлении межличностных отношений. Ее нарушение приводит первоначально к дезъюнктивным межличностным отношениям (во властных отношениях их до 52%, а в равностатусных - до 33%), а затем и конфликтам [12].

На наш взгляд, изучая отношения между людьми, корректней говорить о социально-психологической дистанции. Термин социальная дистанция несет в себе больше социологического смысла, нежели психологического.

А.В.Петровский в рамках психологической теории коллектива ввел индекс психологической дистанции в межличностных отношениях. Коэффициент этого индекса показывает степень сближения ценностей и позиций членов коллектива, отсутствие противостояния и отдаленности друг от друга. Наибольшая психологическая дистанция свидетельствует о психологической отдаленности и отчужденности людей, не понимающих и не принимающих друг друга [13].

Понятие психологическая дистанция является сопряженным с такими понятиями как психологическое пространство, психологическая безопасность личности, психологическая защищенность, свобода личности.

Феномен психологической дистанции находит свое отражение в личностной свободе человека. Психологическая дистанция характеризуется как "степень открытости другим людям и степень защищенности от них", как "способ сохранения целостности образа «Я»", как "необходимое условие личностного роста" [7].

Рассматривая дистанцию как проявление личностной свободы, Е.И.Кузьмина дифференцирует свободу "от

себя" и "от других". Дистанция как проявление свободы "от себя" находит свое отражение в самоотречении, самоограничении, дистанцировании от себя. Дистанция как свобода "от других" проявляется в стремлении дистанцироваться от общения, необходимости находиться в контакте, транслировать эмоции, не совпадающие с истинным отношением, от внешних и условий, и условностей жизни, от стереотипов, оценок и ожиданий других людей и т.п. [7]. Дистанция, устанавливаемая в отношениях между людьми, определяет меру свободы, автономности, своего рода независимости субъектов друг от друга.

Психологическая дистанция может быть охарактеризована как специфическая социально-психологическая форма единства человека с другими людьми, определяя своего рода баланс обращенности личности в собственный мир и мир других.

А.А.Кроник, Е.А.Кроник, изучая (1989) межличностные отношения в супружеских парах, пишут, что "у каждого свой предел психологического сближения с супругом. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным, тягостным, дискомфортным. Общение на неприемлемо кроткой дистанции вызывает спад, отдаление, стремление немного отойти в психологическом, внутреннем смысле" [6, 17].

Близкое к нашему пониманию определение психологической дистанции находим в работе О.И.Калмыковой. Психологическая дистанция - "двусторонний, социально-психологический феномен, выступающий в качестве регулятора взаимодействия, основной функцией которого является структурирование пространства общения в зависимости от степени психологической близости" [5, 29].

Признавая тот факт, что человек сам устанавливает определенную дистанцию, а точнее, дистанции, отметим, что психологическая дистанция, объективируясь в отношениях, становится социально-психологической, а не только психологической. Говоря об этом, мы опираемся на положение В.Н.Мясищева, о том, что субъективное отношение, проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим [11]. Дистанция также будет регламентироваться и самой ситуацией межличностного взаимодействия.

Социально-психологическая дистанция выступает одной из общих характеристик отношения человека к человеку, которая проявляется как в стремлении сблизиться, желании понравиться, заинтересованности, стремлении "возвысить себя", обратить на себя внимание, так и в стремлении избегания, уступчивости, бездействии.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

На основании теоретического анализа нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого -выявление структуры социально-психологической дистанции у людей первого периода зрелости. В исследовании принимали участие испытуемые первого периода зрелости, средний возраст которых 29,3 года (среди них 73 мужчины и 84 женщины).

Группа тестовых методов включала в себя следующие методики: субъективная оценка межличностных отношений (С.В.Духновский, 2006) [2], методика "Профиль чувств в отношениях' (Л.В.Куликов, 2003) [8], шкала субъективного переживания одиночества (С.В.Духновский, 2008) [3], опросник межличностных отношений ^^О-В), адаптированный А.А.Рукавишниковым (1992) [16], Факторный личностный опросник Р.Кеттелла, адаптированный А.А.Рукавишниковым и М.В.Соколовой (2002) [15], опросник терминальных ценностей (И.Г.Сенин, 1991) [17].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.