Научная статья на тему 'ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
идентичность / полоролевая идентичность / компоненты полоролевой идентичности / когнитивный компонент / эмоционально-ценностный компонент / индивидуально-поведенческий компонент / дети дошкольного возраста / особенности полоролевой идентичности дошкольников / критерии / уровни развития полоролевой идентичности / identity / gender-role identity / the components of gender-role identity / cognitive component / emotional and value component / individual behavioral component / preschool children / especially gender-role identity of preschool children / criteria / levels of development of gender-role identity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Н.А., Сентемова Н.А.

В статье рассмотрена феноменология адекватной полоролевой идентичности выявлены особенности сформированное™ полоролевой идентичности детей пятого года жизни. Формирование полоролевой идентичности одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с ФГОС, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Но сегодня авторы пришли к тому, что социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше естественными, различия. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности огромное психологическое бедствие для семейной жизни. В статье рассматривается проблема формирования адекватной полоролевой идентичности у дошкольников пятого года жизни. Описываются результаты исследования особенностей адекватной полоролевой идентичности детей дошкольного возраста. Представлены цель, методики, критерии оценки, и особенности проявления полоролевой идентичности детьми дошкольного возраста. Анализ теоретических исследований по данной проблеме, позволил охарактеризовать теоретическую дефиницию «компоненты полоролевой идентичности». Авторы считают, что осознание ребенком своей половой идентичности (его позиция как представителя определенного пола, чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола) определяет специфику развития его самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Н.А., Сентемова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENOLOGY OF PARALIOI IDENTITY IN THE PRESCHOOL YEARS

The article deals with the phenomenology of adequate gender-role identity peculiarities of formation of gender-role identity of children of the fifth year of life. The formation of gender-role identity is one of the tasks of realization of educational area "Socio-communicative development" in kindergarten, which is closely related, in accordance with GEF, family formation and civic identity. But today, the authors came to the conclusion that social progress, with its democratization of gender relations, the blurring of the boundaries between "male" and "female" professions, collaborative learning and work change normative ideas about male and female roles, a level that seemed natural before, differences. The massive weakening of femininity and masculinity respectively a huge psychological disaster for family life. The article considers the problem of formation of the adequate gender-role identity in preschoolers five years of life. Describes the results of empirical studies of adequate gender-role identity of children of preschool age. Presented the purpose, methodology, evaluation criteria, and manifestations of gender-role identity of preschool children. The analysis of theoretical studies on this issue, allowed to characterize the theoretical definition of the "components of gender-role identity." The authors believe that understanding the child his sexual identity (his position as representative of a particular gender, a sense of identity with her sex, the desire to maintain the "prestige" of gender) determines the specifics of his identity.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

they become acquainted with the best examples of creativity of folk craftsmen. Communication with the world of folk art, the treasury of national culture contributes to the strengthening of national culture and patriotic feelings, love for the native people, pride in it and its culture. In accordance with this, there is a revival of values and a tradition of the national culture of a particular region, the formation of its value potential becomes more real and logical.

Bringing up the younger generation in the folk culture of the Kuban is a necessary emotional, spiritualizing beginning in relation to the personality to the reality surrounding them, so that they will know and transform the world around them according to the laws of nature and beauty. The popular culture of the Kuban Cossacks directs and is able to activate the worldview of man.

Folk culture can activate, direct, influence the attitude of the world, influence the beliefs, behavior and activities of young people, in all manifestations in the educational process. For the younger generation, the study of the culture of the Kuban Cossacks - acquaintance with a huge and interesting world, which has centuries-old traditions, customs.

Communication with the world of decorative and applied art and folk art, the treasury of national culture contributes to the strengthening of national culture, love of the native land, the people, pride in their culture. In accordance with this, there is a revival of values, traditions, customs, national culture of its region, where everyone lives.

References

1. Bondar N.I. Traditional culture of the Kuban Cossacks. Red Gift, 1999.

2. History of the Kuban / Pod. Ed. The cube. GU Shetneva V.E. Krasnodar .: Kuban book publishing house, 2004. 304 p.

3. Maltseva L.V. Methods of teaching visual and decorative arts. Krasnodar: KubSU, 2013.

4. Maltseva L.V. Development of artistic and creative abilities of schoolchildren through the means of fine arts (based on the ethno-cultural culture of the Krasnodar Territory). Krasnodar: Ekoinvest, 2009.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Шинкарёва Н.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Иркутский государственный университет

Сентемова Н.А. магистрант

Иркутский государственный университет PHENOMENOLOGY OF PARALIOI IDENTITY IN THE PRESCHOOL YEARS

Shinkareva N.A.

Candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology education

Irkutsk State University Sentemova N.A. graduate student Irkutsk state University

Аннотация

В статье рассмотрена феноменология адекватной полоролевой идентичности выявлены особенности сформированности полоролевой идентичности детей пятого года жизни.

Формирование полоролевой идентичности - одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с ФГОС, с формированием семейной и гражданской идентичностью. Но сегодня авторы пришли к тому, что социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют нормативные представления о мужских и женских ролях, нивелируют многие, казавшиеся раньше естественными, различия. Массовое ослабление женственности и соответственно мужественности - огромное психологическое бедствие для семейной жизни.

В статье рассматривается проблема формирования адекватной полоролевой идентичности у дошкольников пятого года жизни. Описываются результаты исследования особенностей адекватной полоролевой идентичности детей дошкольного возраста. Представлены цель, методики, критерии оценки, и особенности проявления полоролевой идентичности детьми дошкольного возраста. Анализ теоретических исследований по данной проблеме, позволил охарактеризовать теоретическую дефиницию «компоненты полоро-левой идентичности». Авторы считают, что осознание ребенком своей половой идентичности (его позиция как представителя определенного пола, чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола) определяет специфику развития его самосознания.

Abstract

The article deals with the phenomenology of adequate gender-role identity peculiarities of formation of gender-role identity of children of the fifth year of life.

The formation of gender-role identity is one of the tasks of realization of educational area "Socio-communi-cative development" in kindergarten, which is closely related, in accordance with GEF, family formation and civic identity. But today, the authors came to the conclusion that social progress, with its democratization of gender relations, the blurring of the boundaries between "male" and "female" professions, collaborative learning and work change normative ideas about male and female roles, a level that seemed natural before, differences. The massive weakening of femininity and masculinity respectively - a huge psychological disaster for family life.

The article considers the problem of formation of the adequate gender-role identity in preschoolers five years of life. Describes the results of empirical studies of adequate gender-role identity of children of preschool age. Presented the purpose, methodology, evaluation criteria, and manifestations of gender-role identity of preschool children. The analysis of theoretical studies on this issue, allowed to characterize the theoretical definition of the "components of gender-role identity." The authors believe that understanding the child his sexual identity (his position as representative of a particular gender, a sense of identity with her sex, the desire to maintain the "prestige" of gender) determines the specifics of his identity.

Ключевые слова: идентичность, полоролевая идентичность, компоненты полоролевой идентичности, когнитивный компонент, эмоционально-ценностный компонент, индивидуально-поведенческий компонент, дети дошкольного возраста, особенности полоролевой идентичности дошкольников, критерии, уровни развития полоролевой идентичности.

Keywords: identity, gender-role identity, the components of gender-role identity, cognitive component, emotional and value component, individual behavioral component, preschool children, especially gender-role identity of preschool children, criteria, levels of development of gender-role identity.

Новые трансформационные процессы в мировом сообществе и в нашей стране, начало эры полноправия бытия женщины и мужчины требуют более глубокого осмысления социально-психологических механизмов получения ребенком полоролевой идентичности как предпосылки полноценной реализации Я.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Формирование полоролевой идентичности -одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду, тесно связанная, в соответствии с ФГОС, с формированием семейной и гражданской идентичностью.

Анализ практической деятельности показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам полоролевого воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений не учитываются полоролевые-гендер-ные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста[1. С. 3].

Все выше изложенное позволяет обозначить проблему формирования полоролевой идентичности у детей, дошкольного возраста, определении педагогических условий, позволяющих эффективно проектировать педагогическую деятельность по формированию полоролевой идентичности у дошкольников в детском саду.

Согласно Э. Эриксону «идентичность» - это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Обладать идентичностью, значит, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, переживать прошлое, настоящее и будущее как единое целое; в-третьих, ощущать связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми. Э. Эриксон рассматривает идентичность как некую структуру, состоящую из определенных элементов, переживаемую субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающими эти тождество и непрерывность [2].

В структуре идентичности Э. Эриксон выделяет индивидный, личностный и социальный уровни:

- на индивидуальном уровне идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности, на личностном уровне идентичность определяется как ощущение человеком собственной значимости, неповторимости, уникальности, на социальном уровне идентичность понимается как внутренние характеристики, соответствующие либо не соответствующие стереотипам, стандартам, идеалам, господствующим на данном историческом этапе в конкретном обществе [2].

И. Гофман выделяет три вида идентичности:

- социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;

- личная идентичность - совокупность индивидуальных признаков человека: уникальные признаки человека (например, отпечатки пальцев), уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни;

- я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своебразия [76].

В.С. Мухина в своей концепции этапов становления самосознания у детей определяет достижение половой идентичности как важную составляющую, наряду с такими компонентами, как:

- имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека;

- притязание на признание, выражающееся в стремлении выстраивать свое социальное поведение с целью быть признанным обществом;

- психологическое время личности, являющееся индивидуальным переживанием своих физических и духовных изменений в трех временных отрезках объективного времени жизни: прошлого, настоящего, будущего;

- социальное пространство личности, определяющееся значениями и смыслами прав и обязанностей, закрепленных в каждой культуре [3].

Полоролевая идентичность, представляет собой единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Старший дошкольный возраст, является сензитивным для формирования полоролевой идентичности.

Анализ литературы, исследования Т.А. Репиной, Д.Н. Исаева, В.Е Кагана, И.С. Кона, Н.Е. Тата-ринцевой, Н.А. Шинкаревой Д.В Колесова, Н.В. Плисенко и др. позволяет нам выделить триаду разнонаправленных методологических течений, интегрируя которые, мы и определили эмпирические составляющие полоролевой идентичности, и именно: когнитивный, эмоционально-ценностный и индивидуально-поведенческий. [4, 5, 6, 7,8, 9, 10].

1. Когнитивный компонент. Ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления о содержании типичного для девочек и мальчиков ролевого поведения.

В исследованиях Е. П. Ильина, Дж. Сметана и К. Летурно, отмечается, что гендерная константность побуждает детей искать социальные контакты для сбора информации о поведении, соответствующем их полу. Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной и женщиной, затем определяет, кто есть он, далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка [11].

Н. Е. Татаринцева определяет содержание когнитивного компонента обеспечением дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине/ женщине), семейно-бытовой и праве нравственно-этической культуре, обычаях и традициях полоролевого поведения [12].

2. Эмоциональный-ценностный компонент -половые предпочтения, интересы, ценностные ори-етации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и фемининности.

Н. Е. Татаринцева, в частности, включает в

ценностный (мировоззренческий) компонент культурно-познавательные ценности, которые заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоение гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождение и воспроизводство их в различных ситуациях жизнедеятельности;

- гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;

- полоролевые ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами мужского и женского поведения, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия мальчика/ девочки и мужчины/ женщины в сообществе. Приобретение в детском опыте полоролевых качеств способом коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, благородства, почитания, терпимости, сопричастности, рождающих нравственную - этническую гармонию в социальном взаимодействии - мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка;

- эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств человека и противоположного пола посредством произведений искусства. В процессе общения в искусстве и с искусством у ребенка формируются эстетические представления, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

На наш взгляд, эмоционально-ценностный компонент представляет собой ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностным характеристикам, эталонам мужественности и женственности. Человек, включаясь в жизнь общества, должен не только правильно воспринять эталоны мужественности и женственности, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом.

Рассмотрев когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты полоролевой идентификации и их составляющие, мы определяем их в качестве ведущих. Данная наша теоретическая позиция частично согласуется с мнением И. С. Клециной о том, что «гендерные представления, стереотипы, установки и идентичность личности или группы выступают не только как детерминанты гендерных отношений, но они могут играть роль строителей отношений, конструируя и созидая их определенные поведенческие модели и паттерны [13].

3. Индивидуально-поведенческий компонент. Усвоение типичной для пола модели поведения [74].

Согласно Л.И. Алексееву формирование поло-ролевого поведения в филогенезе происходит в процессе социальных, культурно опосредованных взаимоотношений, в основе которых лежат модулированные половыми различиями функции продолжения рода и предпочтения в деятельности. Индивидуальное полоролевое поведение является предметом оценивания и сопоставления с идеальной моделью полоролевого поведения, с существующими социо-культурными стереотипами полороле-вого поведения, а также с полоролевым поведением лиц, с которыми индивидуум вступает в общение. Такое сопоставление происходит в рамках непрерывного процесса половой идентификации [14].

Теоретический анализ литературы, позволил нам систематизировать критериальную схему оценки полоролевой идентификации, представим ее ниже в таблице 1.

Когнитивный компонент представления о себе, своем теле как человеке определенного пола, о полоролевых стереотипах своего пола, о своей половой роли, норме поведения, содержащей определенные качества Дифференцирование сущности понятий девочка/мальчик, мужчина/женщина. Представления о семье, о роли матери, отца. Интерес к противоположному полу.

Эмоционально-ценностный компонент: Положительное отношение к себе, ориентированное на человека определенного пола, положительное отношение к стереотипам, желание им подражать положительное отношение о его предназначения к выполнению в будущем социальных ролей: девушки, женщины, матери, юноши, мужчины, отца. Положительное отношение к внешним признакам, интересам, особенностям поведения Положительное отношение к выполнению в будущем роли отца, матери и взаимоотношениям между ними. Положительное отношение к противоположному полу.

Индивидуально-поведенческий компонент:

соответствие поведения ценностным полоролевым характеристикам, проявление индивидуальных качеств, присущих своему полу; наличие у девочек нежности, ласковости, уступчивости; у мальчиков — смелости, настойчивости, решительности. Владение опытом мужского/женского поведения в разных видах деятельности (бытовой, трудовой, игровой). Доброжелательные межличностные отношения к сверстникам.

Систематизируя взгляды В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, И. С. Кона, Т. А. Репиной, И. Г. Малки-ной-Пых, Н. Е. Татаринцевой, Дж. Стоккарда, М. Джонсона и др., мы оформили критериальную схему оценки полоролевой идентичности. Нами выделены три базовых компонента гендерной идентичности, каждый из которых определяет её своеобразие на ранних ступенях онтогенеза[15].

Обобщив, данные показатели нами разработана уровневая характеристика полоролевой идентичности дошкольников пятого года жизни:

Высокий уровень: Характеризуется достаточным объемом знаний и представлений о себе как представителе определенного пола, о своей роли, поведении, качествах. Понимает и дифференцирует понятия мальчик, девочка, мужчина, женщина. Ориентируется в понятии «семья», семейных ролях отца, матери. Осознает себя как личность определенного пола, ориентируется на соответствующий пол значимого взрослого. Имеет устойчивый интерес к противоположному полу. Сформировано эмоционально-положительное отношение к себе как к представителю определенного пола, к свойственным полу стереотипам, к социальной роли в настоящем и будущем, к внешним признакам, интересам, особенностям поведения, а также к выполнению в будущем семейных ролей и положительному отношению к сверстникам. Поведение соответствует ценностным полоролевым, стереотипным характеристикам: девочки проявляют нежность, ласковость, коммуникабельность, отзывчивость, поддерживают порядок в группе, проявляют внимание к младшим; мальчики проявляют самостоятельность, спортивный интерес, настойчивость, помогают девочкам, предлагают помощь, следят за состоянием игрушек, по возможности устраняют поломки. Распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола, в играх берут соответствующие полу роли (Девочки-«мамы», «дочки», мальчики-«папы», «сыновья»). Доброжелательно относятся к сверстникам.

Средний уровень: Знания и представления о себе нечеткие, прослеживается неуверенность в знаниях полоролевых стереотипов, частичные знания и представления о своей половой роли, норме поведения и соответствующих полоролевых качествах. Не всегда дифференцирует понятия мальчик, девочка, мужчина, женщина. Фрагментарные представления о семье, семейных ролях. Осознает себя как личность, но не всегда ориентируется на соответствующий полу образ. Интерес к противоположному полу неустойчив. Отношение к себе не всегда ориентировано как на человека определенного пола. Прослеживается нестабильность в отношении к стереотипам и желании им подражать. Нет четкости в отношении своего предназначения к выполнению в будущем социальных ролей. Не всегда проявляет интерес к признакам, особенностям поведения, соответствующего своему полу, и выполнению в будущем семейных ролей. Отношение к себе как к личности определенного пола не всегда положительное. К противоположному полу проявляет безразличие. Поведение не всегда соответствует поло-ролевым характеристикам, отсутствует индивидуальность в проявлении полоролевых качеств, нестабильное проявление соответствующих полу качеств в поведении, в разных видах деятельности прослеживается слабое владение опытом мужского/женского поведения. Не всегда доброжелателен к представителям своего и противоположного пола.

Низкий уровень: Характеризуется фрагментарными представлениями о себе. Частичные пред-

ставления о полоролевых стереотипах, своей половой роли, норме поведения, не имеет представления о качествах, соответствующих своему и противоположному полу. Не дифференцирует сущность понятий девочка/ мальчик, мужчина/ женщина. Не имеет представления о семье, семейных ролях отца и матери. Нечеткое осознание себя как личности определенного пола. Отсутствует интерес к противоположному полу. Не владеет характеристиками полоролевых стереотипов, не возникает желания подражать стереотипам своего пола, не ориентируется в динамике изменения своего и противоположного пола в прошлом, настоящем и будущем, не проявляет интереса к особенностям своего поведения. Отсутствует интерес к выполнению в будущем семейных ролей. Отношение к себе как к личности определенного пола неадекватно, ситуативно положительно. Наблюдается недоброжелательное отношение к сверстникам. Поведение не соответствует ценностным характеристикам. Не дифференцирует желаемые качества с полом. В разных видах деятельности не владеет опытом мужского/ женского поведения, не осознает себя как личность определенного пола.

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ города Иркутска с целью определения уровней сформированности полороле-вой идентичности у детей пятого года жизни. Мы использовали следующие методики: анкетирование родителей и воспитателей, наблюдение (Н.Е. Тата-ринцева), методика «Мужественность - женственность» Н.А. Шинкарева, Н.Г. Смольникова,, методика «Половозрастная идентификация» Н.П. Бело-польской.

Проанализировав полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента, нам представляется возможным выделить уровни сформи-рованности полоролевой идентичности у дошкольников пятого года жизни.

Высокий уровень полоролевой идентичности был выявлен у девочек экспериментальной группы - 15 %, контрольной группы - 11 %. У мальчиков экспериментальной группы - 14 %, контрольной группы -18%. Дети характеризуются достаточным объемом знаний и представлений о себе как представителе определенного пола, о своей роли, поведении, качествах. Понимают и дифференцируют понятия мальчик, девочка, мужчина, женщина. Ориентируются в понятии «семья», семейных ролях отца, матери. Осознают себя как личность определенного пола, ориентируются на соответствующий пол, значимого взрослого. Имеют устойчивый интерес к противоположному полу.

Сформировано эмоционально-положительное отношение к себе как к определенному полу к свойственным полу стереотипам, к социальной роли в настоящем и будущем, к внешним признакам, интересам, особенностям поведения, а также к выполнению в будущем семейных ролей и положительному отношению к сверстникам.

Поведение соответствует ценностным полоро-левым, стереотипным характеристикам: девочки

проявляют нежность, ласковость, коммуникабельность, отзывчивость, поддерживают порядок в группе, проявляют внимание к младшим; мальчики проявляют самостоятельность, спортивный интерес, настойчивость, помогают девочкам, предлагают помощь, следят за состоянием игрушек, по возможности устраняют поломки. Постоянно проявляют соответствующее полу поведение. Распределяют трудовые обязанности в зависимости от пола, в играх берут соответствующие полу роли (Девочки- «мамы», «дочки», мальчики - «папы», «сыновья»). Доброжелательно относятся к сверстникам

Средний уровень сформированности полороле-вой идентичности был выявлен и в экспериментальной группе девочек - 51 %, и в контрольной группе девочек - 56 %. У мальчиков экспериментальной группы - 65 %, контрольной группы - 55 %. При таком уровне развития полоролевой идентичности знания и представления о себе нечеткие, прослеживается неуверенность в знаниях полоро-левых стереотипов, частичные знания и представления о своей половой роли, норме поведения и соответствующих полоролевых качествах. Не всегда дифференцируют понятия мальчик, девочка, мужчина, женщина. Имеют фрагментарные представления о семье, семейных ролях. Осознают себя как личность, но не всегда ориентируются на соответствующий полу образ. Интерес к противоположному полу неустойчив. Отношение к себе не всегда ориентировано как на человека определенного пола. Прослеживается нестабильность в отношении к стереотипам и желании им подражать. Нет четкости в отношении своего предназначения к выполнению в будущем социальных ролей. Не всегда проявляется интерес к признакам, особенностям поведения, соответствующего своему полу, и выполнению в будущем семейных ролей. Отношение к себе как к личности определенного пола не всегда положительное. К противоположному полу проявляется безразличие. Поведение не всегда соответствует полоролевым характеристикам, отсутствует индивидуальность в проявлении полороле-вых качеств, в разных видах деятельности прослеживается слабое владение опытом мужского/ женского поведения, наблюдается не всегда доброжелательное отношение к представителям своего и противоположного пола.

Низкий уровень сформированности полороле-вой идентичности был выявлен у девочек экспериментальной группы - 15 %, контрольной группы -11 %. У мальчиков экспериментальной группы - 14 %, контрольной группы - 18 %. Дошкольников с таким уровнем развития полоролевой идентичности отличает фрагментарное представление о себе. Частичное представление о полоролевых стереотипах, своей половой роли, норме поведения, они не имеют представления о качествах, соответствующих своему и противоположному полу. Не дифференцируют сущность понятий девочка/мальчик, мужчина/женщина. Не имеют представления о семье, семейных ролях отца и матери. Проявляют нечеткое осознание себя как личности определенного

пола. Отсутствует интерес к противоположному полу. Не владеют характеристиками полоролевых стереотипов, не возникает желания подражать стереотипам своего пола, не ориентируются в динамике изменения своего и противоположного пола в прошлом, настоящем и будущем, не проявляют интереса к особенностям своего поведения. Отсутствует интерес к выполнению в будущем семейных ролей. Отношение к себе как к личности определенного пола неадекватно, ситуативно положительно. Наблюдается недоброжелательное отношение к сверстникам. Поведение не соответствует ценностным полоролевым характеристикам. Не дифференцируют желаемые качества с полом. В разных видах деятельности не владеют опытом мужского/женского поведения, не осознают себя как личность определенного пола.

Одним из важных педагогических условий формирования полоролевой идентичности нами рассматривается гендерная компетентность родителей воспитанников в данном вопросе. На этапе констатирующего исследования нами осуществлена диагностика и интерпретация особенностей данного вида компетентности у родителей.

Анализ полученных материалов показывает, что сама постановка вопроса о полоролевом воспитании заинтересовала всех родителей. Эмоции были противоречивы, от раздражения: «что еще нового придумали» до удивления: «что это такое, это как?». Родители затруднялись определить чем девочки отличаются от мальчиков в эмоциональном плане, поведении, особенностях мышления, часто назывались ошибочные стереотипы, которые бытуют в обществе. Общие представления о полоро-левом воспитании у родителей принципиально не отличаются и могут быть квалифицированы, как неточные.

Обобщая все вышеизложенное по проблеме теоретических оснований к рассмотрению феноменологии полоролевой идентификации, можно сделать ряд теоретических выводов: мы полагаем, что полоролевая идентичность, представляет собой сложную многослойную, многоуровневую, многофункциональную и внутренне неоднородную структуру, теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к проблеме полоролевой идентичности позволил нам концептуально определить эмпирические переменные категории «поло-ролевая идентичность»; полоролевую идентичность, соответствующую определенному возрастному этапу, мы понимаем как совокупность представлений о мужчинах и женщинах; их биологическом поле, социальных ролях, стереотипах, об отношении к собственному и противоположному полу; о соответствующем полоролевом поведении, в которых отражены следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - представления, знания и осознание содержания половой роли, эмоционально-ценностный - отношение к общепринятым эталонам мужского/ женского поведения, требова-

ниям нравственного полоролевого поведения, индивидуально-поведенческий - разнообразный по-лоролевой репертуар.

Список литературы

1. Иванова, М. В. Психологические особенности формирования гендерной идентичности в младшем школьном возрасте [Текст]: монография / М. В. Иванова, О. В. Коваленко. - Иркутск: Изд-во ГОУВПО «Иркутский государственный педагогический институт», 2005. - 114 с

2. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

3. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учеб. для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2002. - 456 с.

4. Репина, Т.А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т.А. Репина. - М.: МПСИ, 2004. -288.с.

5. Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. -2-е изд., - Л.: Медицина, 1988. - 160 с.

6. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков [Текст] / В.Е. Каган // Вопросы психологии 1987. - 35с.

7. Кон, И.С. Психология половых различий [Текст] / И.С. Кон // Вопросы психологии. 1981. -№2. - С. 47 - 57.

8. Татаринцева, Н.Е. Педагогические условия воспитания полоролевого поведения детей младшего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д, 1999. -177 с

9. Шинкарёва, Н.А. Формирование основ ген-дерной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст]; Монография / Н.А. Шинкарева. -Иркутск, 2012- 140 с.

10. Шинкарёва, Н.А. Уровневая характеристика гендерной культуры воспитанников детского дома [Текст]: , Н.А Шинкарёва//Человек и образование № 3 (24) 2010

11. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.

12. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - М.: центр педагогического образования, 2007. -96 с

13. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика [Текст] / И.С.Клецина. СПб.: Алетейя, 2004. - 408 с.

14. Алексеев, Л. И. Полоролевое поведение и его акцентуации [Текст] / Л. И. Алексеев. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

15. Малкина - Пых, И.Г. Гендерная терапия [Текст] / И.Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2006. -928 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.