Научная статья на тему 'Феномен спорта и игры в культуре'

Феномен спорта и игры в культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ИГРА / ХАРАКТЕРИСТИКИ ИГРЫ / GAME / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / SPORT GAMES / КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР / CLASSIFICATION OF GAMES / CHARACTERISTICS OF GAMES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Умгаев Семен Александрович

В статье рассматривается феномен спорта как игрового пространства, игры. Игра является давним объектом изучения философии, культурологии, истории культуры и этнологии. В статье приводится характеристика спорта сквозь призму феномена игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен спорта и игры в культуре»

i ISPI RAN]. Issue. 26. Rostov-on-Don, SCNC HE SFU, 2009, 204 p., p. 25.

5. Sinelina Yu.Yu. Dinamika religioznosti Rossii (1989-2012) [Dynamics of religiosity of Russia (1989-2012)], available at: Religious-life.ru/2014/09/ sinelina-dinamika-religioznosti-rossiyan-1989-2012/ (accessed: 10 March 2016).

6. Katolicheskaya tserkov' prizyvaet ne otmechat' Khellouin: "Eto antikhristianskiy prazdnik" [The Catholic Church urges not to celebrate Halloween: "This anti-Christian holiday"], available at: https://people. onliner.by/2013/10/30/hel (accessed 10 March 2016).

7. Litsenberger O.A. Rimsko-katolicheskaya Tserkov' v Rossii. Istoriya i pravovoe polozhenie [The Roman Catholic Church in Russia. History and legal status]. Saratov, PAGS, 2001, 384 p.

8. Kozlov-Strutinskiy S., Parfent'ev P. Istoriya Katoli-cheskoy Tserkvi v Rossii [Parfentiev History of the Catholic Church in Russia]. St.-Petersburg, Belyy kamen', 2014, 740 p.

9. Shadrina A.V. Relga. Nauchno-kul 'turologicheskiy zhurnal, 2011, no. 6, available at: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?levell= main&level2=articles&textid=2877 (accessed: 10 March 2016).

10. Bedrik A.V., Serikov A.V. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2015, no. 11, pp. 171-180.

11. Osnovnye itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda: Stati-sticheskiy sbornik [The main results of the census of population 2010: statistical collection]. Rostov-on-Don, Rostovstat, 2012, 80 p., pp. 13-14.

12. Bedrik A.V. Sotsial'naya adaptatsiya etnicheskikh migrantov v Rostovskoy oblasti [Social adaptation of ethnic migrants in the Rostov region]. Rostov-on-Don, 2007, 144 p., p. 73.

13. Katoliki Dona otmechayut Rozhdestvo Khristovo [Catholics don celebrate Christmas], available at: http:// dontr.ru/vesti/obshchestvo/katoliki-dona-otmechayut-rozhdestvo-hristovo/ (accessed: 10 March 2016).

15 мая 2016 г.

УДК 394.3

ФЕНОМЕН СПОРТА И ИГРЫ В КУЛЬТУРЕ

С.А. Умгаев

DOI 10.18522/2072-0181-2016-86-2-46-49

Феномен спорта является неотделимой частью современной реальности. Переплетаясь с разными сферами общественной жизни, от экономики и политики до культуры и повседневной жизни [1], спорт предстает как феномен, к пониманию которого можно подойти с разных сторон. В данной статье спорт будет рассмотрен с точки зрения его связи с игрой. Спорт и игра понимаются как феномены культуры.

Вопрос о спорте приводит в сферу культуры, хотя бы потому, что биологическим проявлением спорта является игра. Не имеет смысла говорить о спорте, если мы понимаем спорт просто как некий инстинкт, желание реализовать скопившиеся силы, посоревноваться - тут больше подходит термин игра. Неигровая физическая активность, целью которой является усовершенствование собственного тела, является следствием не натуральной потребности в движении, а рожденных культурой представлений о человеке и его теле.

Semen Umgaev - Institute of Ethnology and Anthropology RAS named by N.N. Miklouho-Maclay, 32a, Leninskii Avenue, Moscow, 119991, e-mail: sam_umg@ yahoo.com, tel. +7(495)9381820.

Как феномен культуры, спортивные игры привлекли свое внимание еще в позапрошлом столетии, когда изучение культуры в ее современном понимании только развивалось. Игры переходили из одной культуры в другую, видоизменялись, превращались, распространялись и умирали в историческом процессе. Эдвард Тайлор писал: " ..рассудительный путешественник, заметивший среди калмыков, что они играют в похожую на нашу разновидность шахмат, ни на момент не возьмет в расчет идею, что подобное изобретение могло быть сделано не единожды, а удовлетворится тем, что мы и они, и все игроки в шахматы должно быть получили игру из одного исходного первоисточника [2, р. 225]. Простейшие игры, такие как игры с мячом или борьба, встречались повсеместно и зародились отдельно друг от друга, но развитые игры со сложными системами правил

* Здесь и далее перевод автора.

Умгаев Семен Александрович - аспирант Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 119991, г. Москва, Ленинский пр., 32а, e-mail: sam_umg@yahoo.com, т. 8(495)9381820.

(вроде шахмат) распространились по миру после своего создания.

Антропологи XIX - начала XX вв. так или иначе касались темы спорта и игры в этнографическом контексте. Классическая американская антропология состояла из четырех разделов: культурной антропологии, биологической антропологии, археологии и лингвистики; она не обделила своим вниманием игры. Активный интерес к играм (в частности, к играм американских индейцев) проявляли Джэймс Муни и Стюарт Кулин. В частности, Муни отмечал индейскую игру в мяч, которая в общем виде присутствовала повсеместно у индейских племен и занимала видное положение в их культуре [3, р. 105].

Кулин в своей статье "American Indian Games" предложил классифицировать индейские игры на азартные игры (игры на удачу, games of chance) и игры на сноровку (games of dexterity). Он подчеркнул, что игры на чистый расчет (games of pure calculation) у индейцев отсутствуют. Игры на сноровку, встречающиеся у индейцев, он классифицировал следующим образом: во-первых, разнообразные модификации стрельбы из лука; во-вторых, игры со стрельбой по движущемуся сетчатому колесу или кольцу; в-третьих, игры со скольжением копья по твердой земле или льду; в-четвертых, игра в мяч в нескольких видах; в-пятых, игры в погоню, так или иначе связанные с играми в мяч [4, р. 58-60]. Кулин классифицировал игры, исходя из их популярности среди индейцев, делая границы типов настолько объемными, насколько это было необходимо для их классификации.

Игра и спорт близки в семантическом пространстве, перекрывая и подменяя друг друга. Мы говорим "игра", подразумевая спортивную дисциплину или спортивное мероприятие (Олимпийские игры, к примеру). Понятие спорта включает в себя игру, в понимании последней как ситуации соревнования, соперничества, схватки. В английском языке существует удобное понятийное деление на play и game, и если первое означает игру как широкий спектр игровых занятий, то game - это почти готовое определение весомой части спортивной активности. Почти любая game - это потенциальный спорт, костяк и основа спортивной деятельности, по нему можно провести соревнование, перевести игровую деятельность в спортивную. Однако и понятие "игра" в смысле play применимо к спорту, и часто так и применяется,

как к несерьезной, развлекательной или детской деятельности.

Понятие game достаточно легко поддается определению и классификации. В 1959 г. Джон Робертс, Малькольм Арт и Роберт Буш в статье "Games in Culture"[5] дали следующее определение игры: "... рекреационная активность, характеризуемая (1) организованной игрой, (2) соревнованием, (3) двумя или более сторонами, (4) критерием для определения победителя, и (5) принятыми правилами" [5, р. 597-600]. Все остальные виды рекреационных активностей они определили как "развлечения". Подобное выделения специфического понятия игры как соревнования подразумевает ее более очевидную связь с культурой и социумом. Разделив все игры на "... (1) физического навыка, (2) стратегии, (3) азартные", авторы разбирают связь этого деления с различным культурно-историческим контекстом, применимым к нему. Для них "почти очевидно", что подобные игры моделируют или ведут свое начало из культурных активностей: физические игры - симуляция боя или охоты; стратегические - войны или погони; азартные игры - религиозных или магических практик [5, р. 598].

Games of chance, азартные игры, выходят за пределы современной спортивной деятельности. Современная спортивная культура и представления о спорте выделяют лишь два вида спортивных игр, физические и стратегические. Спорт не желает иметь дело с обстоятельствами, выходящими за пределы возможностей спортсмена, не признавая за ним каких-то магических или сверхъестественных свойств. Многие азартные игры находятся в стороне от спортивных практик, а если и касаются их, как в случаях со спортивным покером или спортивным маджон-гом, то стремятся установить такие правила, которые минимизируют элемент случайного в пользу элемента стратегического. Спортивные организации стараются как можно яснее отделить себя от азартных игр: "Эта Система Правил существует с намерением распространять подобный Олимпийскому дух, призывает к нормальной, научной, дружественной культуре китайского маджонга" [6]; "спортивный покер - это интеллектуальная карточная игра." [7]. В таком понимании эти игры входят в спортивную практику уже как игры иного порядка, как игры стратегические.

С другой стороны, элемент удачи признается в физических и стратегических играх как элемент неожиданности, непредсказуемо-

сти, непредвиденная сумма обстоятельств, которые также являются тестом для спортсменов, их реакции на случайные события. Знаменитая спортивная поговорка "везет тем, кто везет" не утверждает необходимость избавиться от фактора случайности в играх, а устанавливает его как еще одно свойство игры, чье влияние на игровой процесс ограничено. Если проследовать вслед за предположением о связи игр с культурой, породившей их, экстраполировать это отрицание существенности фактора удачи на культуру, то можно подойти к вопросам идеологической характеристики современного общества, социальной справедливости и неравенства.

Вопрос об игре важен и в своем самом широком толковании. Мы говорим play a game, в игру играют, а потому вопрос об игре и ее связи с культурой необходимо рассмотреть в контексте любого игрового поведения. Игра шире понятия спорт, но рассматривается как единый феномен. Ойген Финк, философ-феноменолог, выделил игру как один из пяти основных бытийных феноменов, наряду с трудом, смертью, господством и любовью [8, р. 19]. Сейчас можно с уверенностью утверждать, что играют не только люди, но и животные. Феномен игры берет свое начало в биологическом мире. Спорт, однако, уже такого широкого понятия игры, и не может быть рассмотрен с таких позиций. Спорт - это культурная производная игры, ее связь не с миром отдельного человека, а с общественным бытием. Действительно, игра только через призму культуры предстает перед нами как спорт.

Игру в ее связи с культурой подробно рассмотрел Йохан Хейзинга в своей работе Homo Ludens, "Человек играющий" [10]. На обширном культурологическом и историческом материале он описал границы игровой деятельности. Игра, предположил Хейзинга, это больше, чем просто часть культуры или феномен бытия, она характеризует культуру, является ее свойством. Если проследовать за этими рассуждениями до логического конца, то, учитывая первичность игры по отношению к культуре, можно сделать предположение о генетическом отношении игры и культуры, о происхождении культуры из игры. Это немного похоже на то, как Витгенштейн писал о том, как из игры рождается понимание, как игра связывает сопутствующие деятельность и коммуникацию, становясь "языковой игрой", а "дети изучают свой родной язык с помощью таких игр" [9]. Языковая игра у Витгенштейна - это единое целое, пере-

плетение действия и языка. Обучающие роли спорта и языковой игры похожи в том смысле, что создаются ограниченные идеальные условия, в которых обучающийся должен усвоить некие нормы взаимодействия с другими.

Для Хейзинги определение игры субъективно, игра становится игрою только в представлении играющих или наблюдающих за игрой. Основным разделителем становится критерий серьезности, а игра несерьезна. Хейзинга выделяет пять характеристик игры. Игра всегда свободна, она воплощение свободной стихии, под принуждением игра не может оставаться игрой, она становится "вынужденным воспроизведением игры". Этой свободой игра выделяется из "обычной", или "реальной", жизни, из ряда "важных" жизненных событий, она преходяща. Это выделение игры идет из замкнутости во времени и пространстве, она ограничена, "разыгрывается" в определенных границах места и времени. В этом замкнутом пространстве игра создает порядок и сама является им. В "несовершенном мире, в сумятице жизни" игра "воплощает временное, ограниченное совершенство". Порядок, устанавливаемый игрой, непреложен. Малейшее отклонение от порядка мешает игре, лишает ее ценности и самобытности. Именно способность создавать порядок тянет игру в область эстетического, дает ей способность создавать красоту и давать игрокам это переживание. И, наконец, игра не имеет материальных стимулов или прибыли, иначе она перестает быть игрой, переходит в разряд "серьезной" деятельности. И это еще одна граница, которая отделяет игру от спорта как организованной индустрии, связанной с движением денег, прибылью и материальными вознаграждениями.

Почти все характеристики игры можно в полной мере применить и к спорту, как более узкому проявлению игровой культуры. Игра у Хейзинги предшествует культуре, она старше, древней. Игра и культура идут в человеческой истории бок о бок, взаимодействуя различными способами. Однако спорт является реальностью культурной, само различение спорта и игры - вопрос культуры. Игра не является производной культуры, но спорт происходит из нее.

Культурное пространство спорта сливается с современной массовой культурой. Спорт является массовой практикой, затрагивающей не только участников действия, но и зрителей. Зритель тоже участвует в спортивном действе, но его участие является созерцатель-

ным, пассивным. Организованные спортивные состязания являются "важными" событиями, о них рассказывают СМИ, но эта важность может преподноситься по-разному. Победы национальных команд в международных соревнованиях подразумевают националистический или политический подтекст. Встреча двух футбольных клубов одного города в "дерби" предстает как важное общественное событие, а проведенный в национальной республике турнир по национальной борьбе - событие культурной жизни. Однако в большинстве случаев спортивные новости так и остаются новостями спорта. Выходит, существует нечто в самом характере спортивной деятельности, заставляющее нас думать о ее "важности". Это и составляет основу для общественно-научного изучения феномена спорта в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Mc Clancy Jeremy. Sport, Identity and Ethnicity. Oxford. Berg., 1996. 203 p. P. 1-5.

2. Tylor Edward Burnett. The History of Games // Popular Science Monthly. 18l9. Vol. 15. Р. 225-23l.

3. Mooney James. The Cherokee Ball Play // American Anthropologist. 1890. Vol. 3 (ОШ Series). № 2. Р. 105-135.

4. Culin Steward. American Indian Games // American Anthropologist. 1903. Vol. 5 (New Series). № 1. Р. 58-64.

5. John M. Roberts, Malcolm J. Arth, Robert R. Bush, Games in Culture // American Anthropologist. 1959. Vol. 61. № 4. P. 59l-605.

6. Mahjong Competition Rules. The World Mahjong Organization. 2006. P. 3 // China Majiang Net. [Электронный ресурс]. URL: (http://www.chinamajiang. com/adobe%20reader/mje0906.pdf (дата обращения 20.01.2016).

7. Правила спортивного покера. М., 2008 // Федерация спортивного покера России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pokerfederation.ru/ru/ sportpoker/content91/pravila-2-4 (дата обращения 20.01.2016).

8. Fink Eugen. The Oasis of Happiness: Toward an Ontology of Play // Yale French Studies. 1968. № 41. Р. 19-30.

9. Витгенштейн Людвиг. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 440 c. C. 235.

10. Хейзинга Йохан. Homo Ludens. Спб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 c. C. 31-35.

REFERENCES

1. McClancy Jeremy. Sport, Identity and Ethnicity. Oxford, Berg., 1996, pp. 1-5.

2. Tylor Edward Burnett. Popular Science Monthly, 1879, vol. 15, pp. 225-237.

3. Mooney James. American Anthropologist, 1890, vol. 3 (Old Series), no. 2, pp. 105-135.

4. Culin Steward. American Anthropologist, 1903, vol. 5 (New Series), № 1, pp. 58-64.

5. John M. Roberts, Malcolm J. Arth, Robert R. Bush. American Anthropologist, 1959, vol. 61, no. 4, pp. 597-605.

6. Mahjong Competition Rules. The World Mahjong Organization, 2006, p. 3, available at: http://www. chinamajiang.com/adobe %20reader/mje0906.pdf (accessed 20 January 2016)

7. Pravila sportivnogo pokera [Rules of sport poker] Moscow, 2008, available at: http://www.pokerfedera-tion.ru/ru/sportpoker/content91/pravila-2-4 (accessed 20 January 2016)

8. Fink Eugen. Yale French Studies, 1968, no. 41, pp. 19-30.

9. Vitgenshteyn, Lyudvig. Izbrannye raboty [Chosen works] Moscow, Territoriya, 2005, 440 p., p. 235

10. Kheyzinga, Yokhan. Homo Ludens [Homo Ludens]. St.-Petersburg, Publ. House of Ivan Limbaha, 2011, 416 p., pp. 31-35.

11 мая 2016 г.

УДК 314.11l-054.l2(443.611)

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПАРИЖЕ

Л.Г. Ахинова

DOI 10.18522/20l2-0181-2016-86-2-49-54

В последнее время одной из наиболее актуальных тем в этно-социологических исследованиях является изучение этнического расселения

Ахинова Лиана Григоровна - аспирантка кафедры этнологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 119991, г. Москва, Ломоносовский пр., 27, корп. 4, e-mail: lakhinova04@mail.ru, т. 8(495)9391439.

в современных мегаполисах. Для раскрытия данной темы были привлечены франкоязычные материалы исследований виднейшего французского этносоциолога Жиля Кепеля,

Liana Akhinova - Moscow State University named by M.V. Lomonosov, 27/4, Lomonosovsky Avenue, Moscow, 119991, e-mail: lakhinova04@mail.ru, tel. +7(495)9391439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.