Научная статья на тему 'Игра "волчок" в культуре народов Востока'

Игра "волчок" в культуре народов Востока Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1351
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАШКИРСКАЯ ИГРА / BASHKIR GAME / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / ОБРЯД / CEREMONY / РИТУАЛ / RITUAL / МАГИЯ / MAGIC / ИГРЫ МАЛЬЧИКОВ / TRANSCONTINENTAL CHARACTER OF A GAME / ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ / GAMES FOR BOYS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагапова Гулькай Рахимьяновна

В статье на примере башкирской игрушки волчок (юла) проанализирована собственно игрушка и ее разновидности, а также различные варианты игры с нею в культуре народов Востока. Юла выбрана как предмет изучения, потому что она показывает устойчивые формы, правила, имеет широкую географию распространения. Именно это делает возможным ее сравнительно-сопоставительное изучение. Источниковая база работы обширная: кроме полевых материалов по башкирам, татарам, марийцам, русским использованы максимально доступные свидетельства по народам Азии и Востока из научной, художественной литературы, материалов по искусству. Имеющийся материал и его картографирование показывают широкое распространение игрушки: она встречается в Азии, Океании, Северной Америке. Тендерный характер игры перед нами развлечения мальчиков и юношей, анализ семантики игры позволяют утверждать, что первоначально «волчок» был гаданием и ритуал носил исключительно мужской характер. Речь шла о выпадении жребия на игрока, что означало расположение высших сил к избраннику. Делается вывод о том, что «волчок» в своем развитии прошел несколько этапов: от гадания к игре, от предмета гадания до простой игрушки, сохранил первоначальную форму в подростковой игровой практике и дожил до наших дней. В современной культуре юла существует в казино в виде рулетки. Широкая география игры позволяет утверждать, что ритуал, дошедший до нас в игре, возник еще в палеолите, чем и объясняется ее широкое распространение на Земном шаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME "TOP" IN THE CULTURES OF THE ORIENT''S PEOPLES

In this article exemplified by the Bashkir game 'Top' (yulа) the play itself and its varieties are analyzed, along with the game's different sorts in the culture of Oriental peoples. Yula is chosen for study as it shows the stable forms, rules, a wide range of areal distribution. It is this fact that makes it possible to make a comparative study. The work's source foundation is vast because beside the information taken from the author's field notes about the Bashkir, the Tartar, the Mari, the Russian peoples maximum valuable illustrations are used on the Orient's peoples taken from scientific works, fiction and artistic sources. The available information and its mapping show a wide spread of the game, it can be found in Asia, Oceania, North America. The gender character of the game is an entertainment of boys. The analysis of the game's meaning confirms that originally the game 'top' was a kind of fortune-telling and the ritual had a purely male character. It signified the lot coming out to a player and it signified favour of a liigher power to the chosen one. The conclusion is the top in its development passed through some stages: from the stage of fortune-telling to a game, from the object of prediction to a simple toy, it has kept the original form in teen's games and has lived to the present day. In modern culture the top can be found in a casino in the form of roulette. A wide spread of the game affirms that the ritual coming to us, had appeared first in the period of Palaeolith that explains its wide spread on the Earth.

Текст научной работы на тему «Игра "волчок" в культуре народов Востока»

Г.Р. Шагапова, e-mail: shagapovanfbgu@mail.ru УДК 39+908 (470.57)

ИГРА «ВОЛЧОК» В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ВОСТОКА

Аннотация

В статье на примере башкирской игрушки волчок (юла) проанализирована собственно игрушка и ее разновидности, а также различные варианты игры с нею в культуре народов Востока. Юла выбрана как предмет изучения, потому что она показывает устойчивые формы, правила, имеет широкую географию распространения. Именно это делает возможным ее сравнительно-сопоставительное изучение. Источниковая база работы обширная: кроме полевых материалов по башкирам, татарам, марийцам, русским использованы максимально доступные свидетельства по народам Азии и Востока из научной, художественной литературы, материалов по искусству.

Имеющийся материал и его картографирование показывают широкое распространение игрушки: она встречается в Азии, Океании, Северной Америке.

Тендерный характер игры — перед нами развлечения мальчиков и юношей, анализ семантики игры позволяют утверждать, что первоначально «волчок» был гаданием и ритуал носил исключительно мужской характер. Речь шла о выпадении жребия на игрока, что означало расположение высших сил к избраннику. Делается вывод о том, что «волчок» в своем развитии прошел несколько этапов: от гадания к игре, от предмета гадания до простой игрушки, сохранил первоначальную форму в подростковой игровой практике и дожил до наших дней. В современной культуре юла существует в казино в виде рулетки. Широкая география игры позволяет утверждать, что ритуал, дошедший до нас в игре, возник еще в палеолите, чем и объясняется ее широкое распространение на Земном шаре.

Ключевые слова: башкирская игра, семантика, обряд, ритуал, магия, игры мальчиков, трансконтинентальный характер игры

Gulkai R. Shagapova

GAME "TOP" IN THE CULTURES OF THE ORIENT'S PEOPLES

Abstract

In this article exemplified by the Bashkir game 'Top' (yula) the play itself and its varieties are analyzed, along with the game's different sorts in the culture of Oriental peoples. Yula is chosen for study as it shows the stable forms, rules, a wide range of areal distribution. It is this fact that makes it possible to make a comparative study. The work's source foundation is vast because beside the information taken from the author's field notes about the Bashkir, the Tartar, the Mari, the Russian peoples maximum valuable illustrations are used on the Orient's peoples taken from scientific works, fiction and artistic sources.

The available information and its mapping show a wide spread of the game, it can be found in Asia, Oceania, North America.

The gender character of the game is an entertainment of boys. The analysis of the game's meaning confirms that originally the game 'top' was a kind of fortune-telling and the ritual had a purely male character. It signified the lot coming out to a player and it signified favour of a higher power to the chosen one. The conclusion is the top in its development passed through some stages: from the stage of fortune-telling to a game, from the object of prediction to a simple toy, it has kept the original form in teen's games and has lived to the present day. In modern culture the top can be found in a casino in the form of roulette. A wide spread of the game affirms that the ritual coming to us, had appeared first in the period of Palaeolith that explains its wide spread on the

Key words: Bashkir game, semantics, ceremony, ritual, magic, games for boys, transcontinental character of a game

Век информационных технологий позволяет выйти на качественно новый уровень изучения фольклорный материалов. Конечно, устное народное творчество не позволяет четко оперировать датами, цифрами, но дает возможность оп-

© Шагапова Г.Р., 2015

ределить древние ареалы культур, направления миграций культурный традиций.

В начале 90-х гг. XX в. в Санкт-Петербурге силами доктора исторических наук Ю.Е. Берез-кина создается электронный каталог по мифоло-

гии, что позволило автору выделить трансконтинентальные фольклорно-мифические мотивы, реконструировать пути древних миграций и направления культурных контактов [I; 2]. Исследовательскую методику Ю.Е. Березкина мы попытались применить к изучению игровой культуры, т.к. в культуре народов мира присутствует обширный набор игровых сюжетов, изучение которых, как и мифологического фольклора, будет не менее плодотворным. В рамках данной статьи мы взяли для исследования игрушку «волчок»: он показывает устойчивые формы, игра с ним имеет свои правила, что и делает возможным его сравнительно-сопоставительное изучение.

На сегодняшний день усилиями ученых проделана значительная работа по сбору и публикации материалов игровой культуры башкир [4; 5; 6; 7]. Полевые материалы в статье представлены башкирскими играми, а также татарскими, удмуртскими, марийскими, собранные нами в течение последних двадцати лет.

«Волчок» встречается на значительной территории Земного шара, известен и современным детям. Игрушка проста в изготовлении: в пластиночку по центру вставляют палочку, балансируя по центру таким образом, чтобы верхняя часть была больше нижней [8].

Рассматривается география игры, опираясь на лингвистическую классификацию.

Алтайская языковая семья. У народов монгольской группы калмыкам она известна как шонтг; у монгол и бурят нет четких данных. У народов тюркской языковой группы эта игра была очень популярной. Туркам она известна под названием Орад, крымским татарам — апййпк, туркменам — ку11аюик, башкиры и татары называют ее вйвр(вл)свк, зырылдак, казахи — зырылдауык, киргизы — чимири, каракалпаки — айландырып ойнайтаган ойыншык, ногайцы — пирилдок, узбеки — бизбизак. Наши полевые материалы показывают, что у чувашских детей, проживающих в Республике Башкортостан, игра и игрушка сохранились в традиционном виде, известны они чувашам и на территории материнского этноса. Как видим, терминология подмечает особенность юлы в воспроизведении свистящего звука или ее верчение. Не столь информативны сведения у восточных тюрков: якуты знают уерчэх ойуун, масс ойуун, кургуллай, бээрикээн; у хакасов и тувинцев она не замечена. Особо отметим: собственно волчок у хакасов описан, но он выступает как атри-

бут азартной игры, имеет грани с нанесенными числами, поэтому не рассматривается нами. Остается неясным, почему в тувинской литературе, как и в бурятской и монгольской, нет описаний «волчка», при этом история изучения игр вышеназванных народов насчитывает уже почти полстолетия.

Тунгусо-маньчжуры представлены собственно маньчжурами, а также эвенами. Корейская игра пхеничхиги (вращение «волчка») впервые упоминается в конце XVII в. и имеет региональные особенности [9, с. 18—19].

У народов уральской языковой семьи — у марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов, коми мы также встречаем такую игрушку. Эстонцы называют ее vurrkann или noelik. Ненцы, ханты и манси, по сообщениям А.М. Тахтуевой, игрушку делали следующим образом: «От круглого бревна отпиливали кружочек диаметром 10—15 см, толщиной 1— 1,5 см. В центре просверливали отверстие диаметром 1—1,5 см и вставляли в него стержень. Нижний конец стержня делали покороче и заостряли, а верхний подлиннее и наматывали на него веревочку. Острым концом волчок ставили на пол и сильно раскручивали, держа за стержень. Затем дергали за шнур и волчок начинал кружиться» [10, с. 18]. Здесь мы имеем дело с весьма распространенным у многих народов вариантом игры в волчок, когда его не только вращают, но и поддерживают вращение при помощи кнута.

«Волчок» — самая популярная чукотская и эскимосская игрушка — детей палеоазиатов... Игрушка служила для развлечения детей от 3 до 10 лет, соревновавшихся в его длительном вращении. Волчком играли и дети эвенов» [11, с. 93].

Китайцы знали «волчок», который также раскручивался при помощи веревочки. На данный момент в нашем распоряжении имеется лишь изображение игрушки китайских мальчиков, проживающих близ Пекина. В японской культуре можно встретить утверждение о заимствовании юлы из Китая 1200 лет назад, но, возможно, у японцев «волчок» был аутентичной игрой.

У народов Полинезии игрушка была замечена путешественниками еще в эпоху географических открытий, например, упоминание в дневниках Дж. Кука. Э. Тейлор говорит о способе гадания при помощи кокосового ореха у маори (Новая Зеландия) и самоанцев (о. Самоа) [12, с. 11]. Ханс Фишер приводит рисунок юлы папуасских детей на востоке о-ва Гвинеи [13, с. 18].

На малазийском о-ве Пенанг (близ п-ова Малайзия)1 проводятся специальные соревнования по гасингу-волчку, его раскручивают и удерживают, после раскручивания на специальной подставке он способен вращаться без остановки в течение двух часов, его вес может достигать до 5 кг. Другой вариант игры предполагает, что «волчок» надо не только удержать на ходу, но и довести его по определенной траектории до цели. Играют исключительно мужские команды, члены которых до недавнего времени изготовляли свои волчки кустарно, ориентируясь на собственный опыт и знания. Малайские мальчики продолжают играть в гасинг и в наши дни. Гасинг быш известен на Малый Зондских о-вах, на восточном побережье Суматры, на о-вах Банка, Бин-тан, Белитунг, Ява, Калимантан, Сулавеси. Судя по публикациям малайской прессы в Интернете, имеется множество его форм: луковичная, перевернутый конус, шарообразная, цилиндрическая и пр. Но везде к «волчку» прилагалась веревка или плетка для закручивания и подхлестывания его в движении.

В Америке подробное описание игр североамериканских индейцев оставил в начале XX в. Кулин Стюарт. Он приводит рисунки, сообщает о подробностях и правилах игры с юлой. Дано описание почти тридцати игрушек у индейских племен: аравахов, чайенов, кри, эскимосов, цим-

шиан, селишей, шошонов, нутка, пуэбло, кроу [14,

с. 733—749]. Игрушка индейцев-цимшиан, которые являются самостоятельной языковой семьей, уникальна сама по себе: по описанию она похожа на ханты-мансийский, украинский и русский волчок одновременно. «Волчки» эскимосов демонстрируют значительное разнообразие, а также своеобразие.

В диссертации Кристины Оталора Монтенег-ро, посвященной колумбийским индейцам Южной Америки, приводятся рисунки и описания рассматриваемой игры детей общины Аруака (Северная Колумбия)2. Есть ссышки в работе К. Стюарта, что такие же игрушки видели конкистадоры у детей перуанских индейцев, и этот факт примечателен сам по себе. Однозначно, юла быша известна на американском континенте еще до прихода европейцев.

Полностью отсутствуют сведения о «волчке» австралийских аборигенов, и мы имеем только одно свидетельство на африканском континенте — в Египте. Как известно, египетская культура испытала сильнейшее влияние переднеазиатской культуры, скорее всего, игрушка заимствована. Отметим, что данная игрушка и игра известны в Европе, они зафиксированы нами от Пиренеев до Волги, от Англии до Греции.

Картографирование игры показывает ее широкое распространение на Земном шаре:

1К сожалению, установить языковую принадлежность носителей игры довольно сложно, но в любом случае это либо малазийская, либо индонезийская языковая семья.

2 Определение жребия в игре имеет непосредственную связь с ритуалом гадания в древних культурах. Подробнее об этом см. [6, с. 125].

Таким образом, мы имеем свидетельства о «волчке» более чем у шестидесяти народов мира, две трети из которых это народы Азии и Востока. На основании имеющегося материала можно сделать следующие выводы. Речь идет о двух игрушках. В самом простом варианте перед нами вертушка — пластинка диска с отверстием посередине и со стержнем по центру — одноразовая игрушка, сделанная из подручных средств. Она заводится исключительно руками, а после полной остановки заводится вновь.

Второй тип игрушки в своей основе имеет описанную выше, но к палке привязывается веревка, с помощью которой ей придают вращательное движение. Задача игроков состояла в удержании вращения. Сама игра проводилась на время; силу; скорость вращения. Для игры выбиралась ровная площадка, нередко ледяная поверхность (у русских, ханты, манси, гровантров). Играли в нее исключительно мальчики.

Игра в «волчок», будучи представленной в культуре Старого и Нового Света, и, особенно, в Южной Америке, позволяет предположить, что она существовала уже в период заселения Америки. А вот на территориях Южной Сибири, Алтая, Дальнего Востока о существовании подобных игр пока нет сведений, возможно, данная тема плохо исследована.

Таким образом, одинаковые и простые по форме игрушки фиксируются: в Поволжье (удмурты, башкиры, татары, марийцы, по-видимому, казахи, ногайцы, каракалпаки); у папуасов на востоке Новой Гвинеи, на Индонезийских островах; в Америке у индейцев хопи, маках, йокуц, томпсон, колумбийских арауака, возможно, у перуанских индейцев.

Больший интерес представляет вариант игры, в которой юлу раскручивают при помощи веревки. Она могла проводиться на льду с раскручиванием веревки и без раскручивания. Встречаются записи, где говорится о раскручивании ее с помощью верёвки, но не на гладкой поверхности. К примеру, на льду вертушку с веревочкой раскручивали у русских. Именно такой вариант зафиксирован в Америке у индейцев кроу, дакота, арапахо, гровантра, чиппева (алгонкинская языковая семья), саук, фокс, цимшиан. На льду «волчок» запускали руками, без веревки, этот вариант знали эскимосы Аляски, о-вов Принца Уэльского. На ровной поверхности, не на льду, подстегивая игрушку бечевкой играли индейцы:

селиши, томпсон (селишская языковая семья), шошоны и хопи (юта-ацтекская семья). В индо-тихоокеанском регионе вариант юлы с веревкой наблюдается у малайцев (гасинг) и у полинезийских маори. Судя по хантам и манси, живущим в Западной Сибири, наличие льда не обязательно диктует условия игры, они не играли на льду.

Все вышесказанное позволяет уверенно связать между собой Юго-Восточную Азию (индо-тихоокеанский регион) и запад Северной, а также север Южной Америки. Кроме того, явные связи выявляются между северо-западными областями Северной Америки и Западной Сибирью, Поволжьем. Вполне предсказуемые параллели у чукчей, эскимосов Северо-Восточной Азии и западных эскимосов, а также Аляски.

Семантика игры показывает, что «волчок» имеет ярко выраженный гендерный характер — перед нами исключительно мужская игра. Идентичные правила игры в Азии, Океании, Америке, а именно: игра для мальчиков, раскручивание кнутиком, игра на время, провод по определенной траектории на дальность и точность — все это приводит к убеждению, что специфика игры и форма игрушки не могли возникнуть самостоятельно в разных частях света. Поскольку последние связи Азии и Северной Америки прервались около 10 тысяч лет назад, то и игре не менее 10 тысяч лет, а с учетом того, что игра успела проникнуть и в Южную Америку, дату можно уд-ревнить, но насколько — сказать сложно.

Первоначальный смысл игры в юлу (гасинг, волчок) не совсем очевиден, но определенные моменты вполне ощущаемы. К примеру, в Западном Калимантане у даяков сохраняется предание, что боги играли в гасинг, а игра должна способствовать вызреванию хорошего урожая. Его «крутили», по одним данным, после посева риса, по другим — после сбора урожая. О конкретной календарной привязки игры можно отметить разве что следующее: на Руси и в Америке играли в зимнее время на льду.

Возникает вопрос: «Что же представлял «волчок» изначально?». Тейлор в своей работе говорил о гадании, на Самоа и сегодня таким образом определяют жребий (!) в различных ситуациях, в т.ч. и во время игры [15]. Можно утверждать: первоначально «волчок» означал ритуал гадания, который носил исключительно мужской характер. Речь идет о выпадении жребия на игрока. Представляется, что такой расклад озна-

чал расположение высших сил к избраннику, его звездный час. В противном случае мы наблюдали бы в современных вариантах игр наказание за проигрыш. Аналогичная смысловая нагрузка «волчка» сохраняется в современной культуре: рулетка в казино ничто иное, как «волчок», а ее случайный выбор и есть выпадение счастливого жребия3. Перед нами типичный случай, когда древние ритуалы гадания со временем превращаются в азартные игры.

Есть точка зрения о возникновении «волчка» из веретена, на наш взгляд, она спорная. В частности, так пишет К.О. Монтенегро. Но веретено — изобретение довольно позднее, к тому же в Полинезии оно было неизвестно, а между тем игра практиковалась. Следовательно, прямой аналогии между волчком и веретеном нет. Веретено — атрибут производящего хозяйства, волчок же, судя по всему, древнее. Можно также предположить, что вращение юлы напоминает способы добывания огня трением.

«Волчок» в своем развитии прошел несколько этапов: от гадания к игре, от предмета гадания до простой игрушки. Сохраняя первоначальную форму в подростковой игровой практике, он дожил до наших дней. Его смысловое значение в культуре утрачено окончательно, сохраняясь как рулетка в казино.

ЛИТЕРАТУРА

1. Березкин Ю.Е. Мифы заселяют Америку. Аре-альное распространение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. — М., 2007. — 214 с.

2. Березкин Ю.Е. Мифы Старого и Нового Света. Из Старого Света в Новый Свет: Мифы народов мира. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — 448 с.

3. Галяутдинов И.Г. Башкирские народные детские игры (на русском и башкирском языках). Книга первая.— Уфа: Китап, 2002. — 245 с.

4. Свлэймэнов Э. Бала-саганьщ уйын фолькло-ры. — Офо: Китап, 2007.

5. Шагапова Г.Р. Башкирские народные игры. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. — 150 с.

6. Шагапова Г.Р. Семантика игровой культуры башкирского этноса. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. — 158 с.

7. ПМА, 2010, 2011 г. (Баймакский, Аскинский, Янаульский районы Республики Башкортостан).

8. Пак Бен Чон. Традиционные народные игры в системе школьного физического образования Рес-

публики Корея: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1999 — 21 с.

9. Тахтуева A.M. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей. — Игры детей обско-угорских народов / под ред. канд. пед. н. Е.А. Нёмысовой. — СПб.: Алфавит, 1999. — С. 10—24.

10. Фролова A.H. Традиционные игры и игрушки народов Крайнего Северо-Востока России. — Магадан: Кордис, 2003. — 143 с.

11. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / пер. с англ. Д.А. Коропчевского. — Смоленск: Русич, 2000. — 624 с.

12.Hans Fischer. Spiele der Wotut (OstNeugwinea). — Beitrage zur Volkerforschung Tafelband. — Ак—demie-Verlag, Berlin,1961 — S. Tafel 49.

13.Culin Stewart. Games of the North American Indians. — Washington, 1907. — 864 p.

14.0талора Монтенегро Кристина. Игра, её место и развитие у детей индейских племен Колумбии: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. — М., 1984. — 204 c.

REFERENCES

1. Berezkin Iu.E. Mify zaseliaiut Ameriku. Areal'noe rasprostranenie fol'klornykh motivov i rannie migratsii v Novyi Svet [Myths Inhabit America. Areal Spread of Folklore Motives and Early Migrations to the New World]. Moscow, 2007. 214 p. (In Russ.).

2. Berezkin Iu.E. Mify Starogo i Novogo Sveta. Iz Starogo Sveta v Novyi Svet: Mify narodov mira [Myths of the Old and New Worlds. From the Old to the New World: World's Nations' Myths]. Мoscow, AST: Astrel Press, 2009. 448 p. (In Russ.).

3. Galyautdinov I.G. Bashkirskie narodnye detskie igry [The Bashkir Folk Children's Games]. The First Book. Ufa, Kitap Publ. 245 p. (In Russ. and Bashkir).

4. Suleimenov A.M. Detskii igrovoi fol klor [Children's Playing Folklore]. Ufa, Kitap Publ., 2007 (In Bashkir).

5. Shagapova G.R. Bashkirskie narodnye igry [The Bashkir Folk Games]. Ufa, the Bashkir State University Press, 2008. 150 p. (In Russ.).

6. Shagapova G.R. Semantika igrovoi kul'tury bashkirskogo etnosa [Semantics of Playing Culture of the Bashkir Ethnos]. Ufa, the Bashkir State University Press, 2010. 158 p. (In Russ.).

7. PMA, 2010, 2011 (Baimak, Askinskii, Ianaul raiony Respubliki Bashkortostan) [Field Notes of the Author

3 Современная мораль осуждает игру женщин в казино: перед нами не понятное, но вполне осязаемое знание сакральности и исключительности мужского ритуала.

Taken in 2010 and 2011 from Baimak, Askin, Ianaul Districts of the Republic of Bashkortostan].

8. Pak Ben Chon. Traditsionnye narodnye igry v sisteme shkol'nogo fizicheskogo obrazovaniia Respubliki Koreia: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Traditional Folk Games in the School System of Physical Education of the Republic of Korea]. Thesis Abstract. Saint Petersburg, 1999, 21 p. (In Russ.).

9. Takhtueva A.M. Igry i igrushki obskikh ugrov v traditsionnom vospitanii detei — Igry detei obsko-ugorskikh narodov [Games and Toys of Ob Ugrians in Traditional Upbringing of Children. — Children's Games of Ob Ugrian Peoples]. Ed. E.A. Nemysova. Saint Petersburg, Alfavit Press, 1999, pp. 10—24. (In Russ.).

10.Frolova A.N. Traditsionnye igry i igrushki narodov Krainego Severo-Vostoka Rossii [Traditional Games and

Toys of the Far North and East of Russia]. Magadan, Kordis, 2003. 143 p. (In Russ.).

11.Taylor E.B. Mif i obriad vpervobytnoi kul'ture [Myth and Ceremony in the Primitive Culture]. Translated from English by DA. Koropchevskii. Smolensk, Rusich Press, 2000. 624 p. (In Russ.).

12.Hans Fischer. Spiele der Wotut (OstNeugwinea) — Beitrage zur Volkerforschung Tafelband. Akademie-Verlag, Berlin, 1961. S. Tafel 49.

13.Culin Stewart. Games of the North American Indians. Washington, 1907. 864 p.

14.0talora Montenegro Kristina. Igra, jejo mesto i razvitie u detei indeiskikhplemen Kolumbii:dis.... kand.psikhol. nauk [The Game, Its Place and Development of Indian Tribes' Children in Colombia]. Thesis for a Candidate's Degree: 19.00.07. Moscow, 1984. 204 p. (In Russ.).

Об авторе

Шагапова Гулькай Рахимьяновна (р. 18.05.1967, РБ, РФ) — историк, этнограф, канд. ист. наук (2000). В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Опыт системного анализа игровой культуры этноса (на примере башкирских народных игр)».

С 2000 г. доцент кафедры истории, истории государства и права Нефтекамского филиала БашГУ.

Автор 50 научных работ, в т.ч. 2 монографий.

Научные труды: Башкирские народные игры. Уфа, 2008; Семантика игровой культуры башкирского этноса. Уфа, 2010; Непростое содержание простых считалок // Южный Урал: история, историография, источниковедение. Вып. 2. Уфа, 2009. С. 137—148; Девичьи обряды перехода в подростковых играх башкир // От древности к новому времени (Проблемы истории и археологии). Вып. 13. Уфа, 2010. С. 155—165; Забытая коллекция игрушек // От древности к новому времени (Проблемы истории и археологии). Вып. 20. Уфа, 2012. С. 155—165.

About the Author

Gulkai R. Shagapova (born May 18, 1967, the Republic of Bashkortostan, the Russian Federation), historian, ethnographer, candidate of historical science (2000). In 2000 defended a Ph.D. thesis on the topic The Experience of System Analysis of an Ethnic Group's Game Culture (Exemplified by the Bashkir polk Games).

Since 2000 Shagapova Gulkai has been working for Neftekamsk branch of the Bashkir State University, she is an associate professor of the chair of history, the history of state and law. Shagapova Gulkai is the author of 50 scientific works, including 2 monographs.

Scholarly works: The Bashkir Folk Games. Ufa, 2008 (In Russ.); Semantics of the Bashkir Ethnic Group's Game Culture. Ufa, 2008 (In Russ.); Non Simple Content of Simple Counting Rhymes. In: Southern Urals: History, Historiography, Source Studies. Vol. 2. Ufa, 2009, pp. 137—148 (In Russ.); Girls' Ceremonies of Passage in Teenagers' Games of Bashkir. In: From Antiquity to Modern Times (Problems of History and Archaeology). Issue 13. Ufa, 2010, pp. 155—165 (In Russ.); Forgotten Collection of Toys. In: From Antiquity to Modern Times (Problems of History and Archaeology). Issue 20. Ufa, 2012, pp. 155— 165 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.