Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454
Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Раушан Зиуатдин кызы Мнажатдинова
Преподаватель кафедры спортивной психологии и педагогики Узбекского Государственного университета физической культуры и спорта
АННОТАЦИЯ
В статье сформированы идеи различных авторов на ценностные ориентации, представлены основные ценности религиозной личности.
Ключевые слова: психология, психология религии, религиозность, религиозная вера, внутренняя и внешняя религиозность.
ABSTRACT
The article presents various ideas of foreign experts about religiosity, reveals the concept of religious experience, "religious faith".
Keywords: psychology, psychology of religion, religiosity, religious faith, internal and external religiosity.
АННОТАЦИЯ
Мазкур малокада турли диндорларнинг кадрият йуналишлари буйича гоялари шакллантирилган, диндор шахснинг асосий кадриятлари такдим этилмокда.
Калит сузлар: психология, дин психологияси, диндорлик, диний эътикод, ички ва ташки диндорлик.
ВВЕДЕНИЕ
«Ценностные ориентации», по мнению М.Е. Гумницкого являются относительноновым понятием в психологии и являются производной от понятия «ценности», которые в психологической науке имеют долгую историю развития. (Гумницкий.,2013) Оба данных понятия лежат в одном феноменологическом поле и схожи в своем психологическом содержании. Впервые понятие «ценностные ориентации» был введено У. Томасом и Ф.Знанецким в 20-х годах
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
ХХ века, определившим ценностные ориентации как вид мышления, который направленна определенную ценность/ценности.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
У различных авторов мы встречаем различное определение ценностей и ценностных ориентаций. Так у А. Маслоу и В. Франкла фактически не разделены понятия «ценности» и «потребности», «ценности» и «личностные смыслы». Но как отмечает Ф. Е Василюк «ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий».(Василюк.,1997.С.292) Ценности не являются мотивом, не ограничены временем (в отличии от потребностей) и по мнению Д.А. Леонтьева «притягиваются извне». (Леонтьев.,1997, С.40)
По мнению Б.С. Братуся личностные смыслы это «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни».
В концепции диспозиционных образований В.Я. Ядова ценностные ориентации предстают как высшая ступень диспозиции личности и отвечают за мировоззрение человека, его принятие окружающего мира и его объяснение. Эти ориентации детерминированы социальным окружением, к которому относит себя индивид. Как и другие психологические системы, ценностные ориентации представлены многомерным динамическим пространством, при этом каждая часть этого измерения является отражением определенного вида общественных отношений, которые имеют свой удельный вес. Ценностные ориентации всегда структурированы и имеют вид иерархичной системы. Субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой». (Ломов.,1984,С.34)
Ценностные ориентации это динамические образования психики индивида, которые направляют деятельность личности, определяя ее мотивы. Эти ориентации, обладающие некоторой эмоциональной оценкой и ограничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного). Они отражают основополагающие цели жизни, а также определяют приемлемые средства их реализации». «Значимым и существенным» при этом становится то, что наиболее важно и наполнено для индивида личностным смыслом.
О том, что ценностные образования являются фундаментом для образования системы личностных смыслов, пишет В. Франкл. Так личность, переживая определенные ценности (ценность переживания, любви, творчества)
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
приобретает свой уникальный смысл жизни, эти смыслы лежат вне психики и должны быть найдены. (Франкл.,1990, С.290) Личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов. По Г. Олпорту «ценность... - это некий личностный смысл», она осознается лишь тогда, когда смысл имеет наибольшую важность. (Хьелл., Зиглер.,1997)
Смысловые представления по К. А. Абульхановой-Славскойв ценностных ориентациях проявляются в функциях принятия (или отрицания) и реализации определенных ценностей; усиления (или снижения) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Ценностные ориентации личности индивидуализированы и имеют свою уникальную структуру, которая формируется на протяжении всей жизни человека.
Иной предоставляется система ценностных ориентаций религиозной личности. Одной из шести типов ценностей концептуальной модели Г.Олпорта, которые представлены как черты глубокого уровня является религиозная черта. Мировоззрение религиозной личности содержит в себе образ мира как «единого целого» и наполнено верой в высший смысл. Данная позиция может выражаться различными способами в поведении («имманентные мистики/ трансцендентные мистики»). (Хьелл., Зиглер.,1997) Для «религиозного человека» Э.Шпрангера ценностная ориентация направлена на поиск смысла жизни и высшей духовной силы. (Шпрангер.,1982, С.55-60.) В «Философии жизни» Генрих Риккерт пишет о том, что «религиозный человек может видеть в религиозных ценностях лишь «абсолютные истины», стоящие выше всех иных. Все ценности, которые диктуются извне, проверяются и соотносятся с религиозными ценностями, если они хотят обладать истинной значимостью. (Риккерт.,1988)
Для религиозной личности творцом индивидуальных и общечеловеческих ценностей является Бог (Абсолют). Он выступает в роли «хранителя» ценностей, нравственных представлений и требований. Бог предстает как религиозный идеал (осознанный/неосознанный), как «олицетворение истинного образа, сущности человека» (Братусь.,1997. С.105) на который человек пытается быть похожим - «все поведение, направленное.чтобы идти навстречу его требованиям». (Джемс.,1993)
Личностной структурой помогающей осознавать эти требования является совесть. В. Франкл говорит о совести как об органе смысла, способного отыскать тот единственный уникальный смысл в происходящем. Настоящая совесть приобретается в результате деятельности, объектом которой является - дело,
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
другой человек, Бог. При этом стоит отметить, что деятельность означает вклад, усилия, которые мы прилагаем. Совестьэто побочный эффект возникающий неожиданно и исчезающий при стремлении к ней. (Франкл.,1990)
По мнению Н.А. Некрасовой высшей религиозной ценностью является -«вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни)». (Некрасова.,2008) По мнению Угриновича «религиозная вера представляет собой феномен субъективного мира человека, его психики, сознания». (Угринович.,1986) Макс Шелер пишет, что через веру в Божество, в сверхъестественное позиционируются трансцендентные, экзистенциальные ценности личности. Так вера, по мнению Б.С. Братуся «не отнимает у человека определенной заботы о себе, долга перед семьей, любви к тесному кругу друзей ... но делает эти заботы, долги, любовь иными, не замкнутыми в себе лишь самих, а свершаемыми, творимыми во имя бесконечно большего чем ты, твоя семья... И от этого твои заботы, дела и любовь не умаляются, а напротив, поднимаются, усиливаются, обретают твердую почву, становятся более верными, ценными, нужными». (Братуся.,1995, С47-48) Вера предстает источником психологических ресурсов, с этой позицией схоже мнение В. Франкла о том, что религиозный человек учится видеть божественное в повседневности.
МЕТОДОЛОГИЯ
В психологическом плане вера признается как состояние психики, имеющее свой специфичный окрас, выражающийся в признании всем существом, душой и разумом, наличия истинного живого откровения, которое стимулирует и направляет всю последующую жизнь человека. Это живое откровение, которое фиксируется в идеях и образах, которые имеют как внутреннее, так и внешнее существование.
Подлинная вера направляет человека на служение религиозным идеалам, выстраивание жизни в соответствии с религиозными представлениями. В обычной жизни человек с подлинной верой воспринимается как «не такой, как все». Вера — сила героическая, ее огонь воспламенял лишь немногие человеческие факелы. » (Ромен Роллан).
Чертами жизни подлинного верующего является:
а) наличие религиозно-мистического опыта, где центральное ядро -любовь к Богу, которая на высших ступенях переходит в радостное
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
всеохватывающее чувство Божественной любви. Благодаря такому опыту человек открывает новое «чувственное» восприятие мира, происходит духовное насыщение, которое меняет полностью мироощущение.
б) «живая» любовь, которая предполагает активную деятельность, направленную на благо других, она распространяется на окружающий мир и наполняет его разнообразным смыслом.
в) подражание — желание быть похожим на Спасителя, Богоочеловека, Святого. Стремление к духовной красоте, побуждение сделать свою жизнь произведением искусства.
г) глубокий оптимизм. Человек освобожден от страха, испытания и тяжелые события не являются разрушительными, ведь хранит «сокровище», дарованное свыше, имеет надежду в будущем.
Подлинная вера требует общения людей, и тогда «от избытка сердца говорят уста». Сознательная религиозная вера укрепляется в различных сомнениях и оправдана перед разумом. Она не подвержена колебаниям, потому что сопровождается знанием своей ценности и неопровержимости.
Человек — субъект веры. Не Бог, но человек верит. Однако именно это бытие человека как субъекта в акте веры выступает как предикат субъекта Бога. Вера - это базис для развития убеждений. Вера может касаться различных областей человеческой жизни: собственного самоощущения, религии, политики, социальных отношений, спорта и пр. Нет ничего более крепкого и хрупкого одновременно, чем вера. Вера во многих религиях выступает как дар свыше, который невозможно получить естественным путем. «Вера без дел мертва» (Библия,1897)
Основой веры становятся божественные откровения, которые постигаются через изучение священных текстов, либо при помощи молитв и религиозных обрядов. Сущностью веры является уверенность в существовании Бога - Творца и высшего, невидимого мира, который может впоследствии стать реальностью. «Праведный верою жив будет» (Библия. Ветхий Завет. Малахия).
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... Верою познаем, что веки устроены словом божиим, так что из невидимого произошло видимое"(Библия. Новый Завет. Послание к Евреям). Религиозная вера основа на вере в то что невозможно увидеть, осознать, доказать, достичь и познать в действительности. Ее направленность на трансцендентальную реальность создает ощущение причастности к некой абсолютной истине, не
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
только не требующей какого-либо другого обоснования, кроме веры, но и отвергающей всякую возможность другого обоснования, кроме обоснования в самой себе.
Понятие «религиозная вера» определяет Г.Олпорт как «утверждение или уверенность, которую мы испытываем в отношении реальности объекта чувства». Б. Уолстром используя философский анализ понятий, приходит к следующему определению: «Вера — это то, что постулировано в религии, к чему приходит человек, доверяясь авторитету». (Белорусов.,2001, С.37)
ОБСУЖДЕНИЕ
Религиозная вера как психологический феномен существует в виде религиозных верований, которые не обязательно связаны с "религиозными знаниями", но обязательно — с внутренней уверенностью в приобщении к "тайне". Такая вера является переживанием, которому в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны. Психологически верования отличаются от знаний тем, что они "сопротивляются" ясному и четкому отделению объективной реальности от субъективного воображения. Они основываются на том, что воображаемое представляется более реальным.
В психологии восприятия известен тот факт, что восприятие и прямое наблюдение не просто пассивно регистрируют наблюдаемые предметы и ситуации, но одновременно помещают их в определенную смысловую рамку, частично данную от рождения, частично приобретенную. В процессе восприятия происходит активное истолкование и установление смысла. Это установление смысла присуще верованию как его психологический механизм и как выполнение роли, способ поведения, соответствующий ценностям и образцам, принятым в обществе.
Устойчивость религиозной веры объясняется ее способностью сопротивляться противоречащей ей информации. С одной стороны, это вызвано психологической природой всякого переживания: доводы разума достаточно часто бессильны перед эмоциями и желаниями. С другой стороны, это вызвано социокультурными обстоятельствами: конформизм, заставляющий признавать правоту большинства; социальное давление референтного окружения; стремление сохранить престиж; демонстрация национальной приверженности.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
Особенностью религиозных верований является то, что они представляют собой психологическое образование, обладающее внутренней цельностью и самостоятельностью.
Вера в Бога является основой жизни верующего, является основной ценностью, которая мотивирует поведение человека, является источником религиозных переживаний, а также фундаментом, на котором строится взаимоотношения с Богом. T.Haenel говорит о религиозной вере, пронизанной надеждой, как об обязательстве перед ультимативным смыслом жизни. Эмоциональным субстратом подлинной веры является базовая (основная) надежда. Подлинная религиозная вера характеризуется ортопраксией — практическим соответствием поведения убеждениям, приложимостью их к повседневным действиям. Вера не является чем-то застывшим, статичным, ее интегративность подвержена изменениям, вследствие окружающих факторов. (Белорусов.,2001)
По J.Wach религиозный опыт имеет 4 формальных критерия:
1.ультимативная реальность происходящего - опыт ограничен во времени и в своем исполнении.
2. целостный ответ целостного бытия - любые грани человеческой жизни взаимосвязаны, взаимодействуют и имеют влияние друг на друга;
3.интенсивность происходящего настолько, насколько человек в состоянии выдержать;
4.практическое значение — призыв человека к действию. Точка зрения автора состоит в том, что не существует псевдорелигиозного или полурелигиозного опыта.
По L.Kivlev религиозная вера обладает такими элементами, как постоянство, полнота и ценность человеческой жизни, уважение по отношению к другим, радость и любовь, наблюдаемая в жизни. Критерием взаимоотношений Бога и человека по J.Bogosian выступают зависимость общения, гибкость (при трактовке событий), достоинство. Психологическое переживание при этом должно находить отклик в наблюдаемой реальности. (Белорусов.,2001)
Вера является источником переживаний религиозной личности, эти переживания являются особенными и отличаются от обычных переживаний индивида. Самое большое переживание, которое сопровождает религиозный опыт - ощущение Живого Бога, который реален, который «здесь и сейчас», направляет и укрепляет жизнь человека.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
Человек воспринимает мир через заложенную извне или принятую самостоятельно призму представлений о том «как должно», мир при этом является интеграцией объективной реальности и субъективного воображения, порожденного реальностью.
Образ мира может быть выработан как самостоятельно, в результате деятельности и наличия собственного опыта, так и принят в виде готового продукта культуры, закрепленного в традициях. Этот готовый продукт (религиозные представления) представляет собой систему паттернов поведения, правила социальной взаимодействия, а также отношения и реакции на происходящие события жизни. Индивид сравнивает свои действия с заданными паттернами, оценивает их с точки зрения сверхъестественной силы, являющегося и главным судьей. Свои взаимоотношения с этой силой он переживает как реальные. Ф.Е. Василюк пишет, что «молитва тесно связана с переживанием», которая детерминирована определенной ситуацией, которая порождает «необходимость в переживании, является в то же время максимально предрасполагающей и к молитве». Переживание является откликом души на ситуацию невозможности и направлено к самому человеку, а направленностью молитвы выступает всегда Бог. В зависимости от типа переживаний (сомнение, одиночество, угасание веры, ощущение присутствия) меняется и облик самой молитвы. Василюк пишет, что «феноменологическим условием, без которого невозможна молитва как обращение к Богу есть интуиция внемирного, выходящего за пределы чувственного опыта». Таким образом, можем предположить, что у религиозного человека присутствует эта «интуиция трансценедентного», благодаря которой он может «пребывать в молитве».(Василюк.,2005) Такое пребывание в молитве, по мнению В. Джеймса, имеет свои психические и материальные последствия в реальном мире, молитва - это «реально протекающий процесс, в котором психическая духовная энергия», имеющая при этом психические и материальные последствия в реальном мире (закон Томаса). Молитва при этом является и инструментом самоукрепления веры. «Постоянно радуйтесь, непрестанно молитесь» (Библия.1Фес.5:17).
R.Thouless выделяет факторы религиозного опыта:
1. Социальный - на формирование религиозного опыта влияют общественные представления. Так, например религиозный опыт христианина и представителя африканских племен масаи будут сильно отличаться в своих
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
переживаниях и будут обусловлены не столько религиозными доктринами, но и принципом «узнаваемости» того или иного религиозного опыта.
2. Природный — религиозный опыт может формироваться под влиянием красоты внешнего мира, ощущением гармонии окружающей действительности (величие Бога открывается в природе).
3. Моральный — ценностный конфликт внутри личности способен рождать то или иное религиозное переживание. Так в христианстве при обращении человек испытывает конфликт после того, как для него открывается понятие «греха», которое показывает прошлую жизнь как неправильную, греховную, требующую отречения.
4.Эмоционально-аффективный —способен снизить страх перед смертью, удовлетворить потребность в безопасности, признании, самоценности и утешении в страдании.
5.Интеллектуальный - характеризует понимание устройства мира, как некую данность, имеющую конечную цель и призвание, признание Высшего Начала и мира, лежащего за гранью нашего представления и не ограниченного физическими характеристиками. (Белорусов.,2001)
Существует целый пласт ценностей, которые носят название «духовных». С.Е. Кривых в своей статье «Духовные ценности в религиозном мировоззрении» приводит таблицу духовных ценностей, где на первом месте находится «вера в абсолют», которые есть цель и смысл всего. Вторая ценность - любовь (к близким, к миру, к природе), которая, по мнению автора, формирует чувство толерантности, неприятия насилия и т.д. На третий ранг возводится ценность труда, что схожа с протестантской позицией в христианстве. Всякий труд, который причиняет вред другим не почитается и не признается правильным. Выделенные критерии отражают основные религиозные истины. («Возлюби Бога своего всем сердцем, всей душой, всем разумением/Возлюби ближнего как самого себя» Библия. Новый Завет). (Кривых.,2009)
Еще одной важной ценностью для религиозного человека является религиозная группа, община, общение с верующими. В свете христианского мировоззрения она является основополагающей. Церковь выступает как прообраз тела Христа, где каждый имеет свое место и предназначение. Члены группы воспринимаются как «братья и сестры», между которыми должны быть честные доверительные отношения.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиозные ценности выступают как прообразы общечеловеческих ценностей, они призывают к всепрощению, любви. Большинство религиозных истин схожи между собой и имеют такую общую направленность как взаимопонимание, бескорыстное принятие других людей и любовь. Религиозная личность стремится отобразить эти ценности в своем поведении, так как религиозные мотивы являются основополагающими. Религиозность личности проявляется также в ее смысловой ориентации, почти любая религия имеет свою позицию в отношении природы человека, его места в мире. «Вера обоснована только самим решением, верить, в котором полагается смысл. Но парадоксальным образом само это решение создает тот смысл, который ложится в основание всей дальнейшей жизни». Смыслом жизни религиозного человека выступает служение Богу, познание Его воли, смирение и исполнение Божьего завета. Бог предстает как Спаситель души, Он «тот пункт и цель, точка устремления, выше которой нельзя поставить и ниже не должно опускаться». (Леонтьев.,1999)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белорусов С.А. Психология духовности, веры и религии // Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия. / Сост. К.В. Сельчонок. Мн.: Харвест; М.: ACT, 20012.
2. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). - М.: Смысл, 2005. - 191 с.
3. Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - М.,1993. - 418 с.
4. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 222 с.
14. Кривых С.Е. Духовные ценности в структуре религиозного мировоззрения.-Ж.Научные Ведомости Белгородского Государственного Университета. 2009
15. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философ. - 1996. - № 5. - С.25-26.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
17. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. - 345 с.
Central Asian Research Journal For Interdisciplinary Studies (CARJIS)
ISSN (online): 2181-2454 Volume 2 | Issue 4 | April, 2022 | SJIF: 5,965 | UIF: 7,6 | ISRA: JIF 1.947 | Google Scholar |
www.carjis.org DOI: 10.24412/2181-2454-2022-4-112-122
18. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1982. -С.218-126.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.
20. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни.
21. Фромм Э.Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть?:Пер. с англ. - Киев: Ника-Центр, 1998. -- 400 c.