УДК 37.013.8
ХЛЫЗОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА, аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета. Автор 20 научных публикаций
ФЕНОМЕН «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ»
В ОБРАЗОВАНИИ
В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования медиакомпетентности языковой лично -сти, нового междисциплинарного понятия, которое требует концептуального изучения и методологического обоснования. Для этого раскрывается сущность, формируется определение данного феномена, выявляется его структурный состав.
Медиаобразование, языковая личность, медиакомпетентность языковой личности
Современные условия развития общества требуют от человека умений грамотно работать с иноязычной информацией, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и повседневной деятельности, осуществлять медиатизированное общение между представителями разных языков и культур. С целью удовлетворения возникших требований педагогический процесс должен быть организован в соответствии и с учетом условий развития современного общества. Одной из ключевых компетентностей, необходимой для профессиональной субкультуры всех специалистов и непосредственно связанной с успехом человека в быстро меняющемся мире, становится медиакомпетентность. В этих условиях высшее профессиональное образование должно обеспечить потребность общества в медиа-компетентных специалистах, понимающих принципы функционирования медиа и умеющие осуществлять навигацию в иноязычном информационном пространстве.
Как нами было установлено, результатом любого языкового образования традиционно считается «сформированная языковая личность»1. «Формирование иноязычного речевого механизма представляет сущность обучения иностранному языку»2. Однако постижение иной общности с иной системой норм и ценностей происходит через аутентичную коммуникацию с носителем языка, речевая деятельность которого служит образцом для студента. Но чаще всего именно аутентичной коммуникации лишены студенты в России. Можно констатировать, что на современном этапе медиатизации общества с изменением информационного ландшафта обучение иностранному языку, т.е. формирование иноязычного речевого механизма становится неэффективным без медиакомпетентности студентов, а следовательно, возникает необходимость внедрения медиаобразования в процесс обучения иностранному языку. На наш взгляд, в соответствии с новыми условиями развития медиа и информационного образовательного про-
© Хлызова Н.Ю., 2010
странства, предоставляющих возможность медиатизированного аутентичного общения, цель обучения иностранным языкам трансформируется от формирования языковой личности до формирования медиакомпетентной языковой личности, способной осуществлять медиатизированное иноязычное общение на межкультурном уровне. Мы полагаем, что существующие концепции языковой личности должны быть дополнены и пересмотрены с позиции глобально-открытого информационного общества в контексте медиаобразования.
В такой педагогической области как медиаобразование целью выдвигается медиакомпетентность личности, которую мы вслед за А.В. Федоровым понимаем как «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме»3. Акцент делается на активную позицию личности, которая должна уметь анализировать, синтезировать и давать собственную оценку полученной информации, обладающей критическим и творческим мышлением. С чем нельзя не согласиться, говоря и о языковой личности, которая, апостериори, должна быть способна анализировать, синтезировать и давать собственную оценку полученной информации на иностранном языке. Разделяя точку зрения Л.А. Ивановой, мы полагаем, что «медиаобразование и “иностранный язык” имеют общий генезис. Оба явления базируются на идее коммуникации. Содержание этих двух явлений, с одной стороны, медиаобразование с его ярко выраженным социально-культурным характером, ставящее целью формирование медиакомпетентности, с другой стороны, иностранный язык (урок ино -странного языка) настолько взаимосвязаны и взаимообусловлены, что единственно верный путь - это их интеграция»4.
По убеждению Н.В. Чичериной, медиаобразование, интегрированное в дисциплину
«Иностранный язык», можно считать «наиболее перспективным с точки зрения формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов. Это связано, во-первых, с необходимостью охвата медиаобразователь-ной деятельностью абсолютно всех студентов языковых факультетов, ибо для каждого из них медиатексты являются средством изучения иностранного языка и иноязычной культуры на уровне профессионального владения, а во-вторых, с наличием объективных возможностей для интегрированного медиаобразования, создаваемых благодаря регулярному использованию медиатекстов в процессе обучения»5.
Н.П. Рыжих по поводу интегрированных занятий по медиаобразованию и иностранному языку отмечает «полную меру соответствия принципам практической направленности обучения иностранному языку дальнейшего совершенствования владения иностранным языком, преемственного характера обучения, обобщенности, повышения удельного веса самостоятельной работы, использования технических средств обучения»6.
Итак, имея коммуникативно-направленный характер и общность в целях, а именно: сформировать «способность высказать собственные суждения на основе полученной информации, интерпретировать и создавать сообщения»7, данные дисциплины легко интегрируются, взаимообуславливаются и взаимодополняют-ся, тем самым цель обучения иностранному языку и цель медиаобразования эффективно достигаются. По сути, медиакомпетентность языковой личности студента есть интегрированный результат медиаобразования, целью и результатом которого является медиакомпетентность, и практического курса иностранного языка, цель и результат последнего - языковая личность.
Особо хотим отметить, что мы исходим из понимания языковой личности как интегративной личностной характеристики, которая формируется в целостном педагогическом процессе. Это позволяет нам экстраполиро-
вать некоторые положения концепции языковой личности и исследовать ее в контексте педагогики. Признавая несомненную научную ценность существующих позиций ученных, изложим свое понимание вопроса. На основании анализа структурных организаций языковой личности, исходя из необходимости выявления педагогических условий формирования медиакомпетентности языковой личности, мы в своей работе выделяем два основных аспекта изучаемого явления.
К ним относятся:
1) лингвистический аспект, предполагаю -щий знание языковых средств и правила оперирования ими в соответствии с законами изучаемого иностранного языка; реализацию речевых умений в различных иноязычных ситуациях; готовность вступать в общение на иностранном языке как процесс передачи, приема информации, а также как процесс взаимодействия на межкультурном уровне;
2) медиаобразовательный аспект, состоящий в знании языка медиа, правил их функционирования в соответствии с законами изучаемого иностранного языка; реализацию речевых умений в различных медиатизированных иноязычных ситуациях; в умении анализировать иноязычный медиатекст, давать собственную оценку, находить латентный смысл информации, противостоять манипулятивному воздействию медиа, готовность вступать в медиати-зированное общение на иностранном языке как процесс передачи, приема медиаинформации, а также как процесс опосредованного взаимодействия на межкультурном уровне.
При этом мы утверждаем, что наличие линг -вистического аспекта не гарантирует наличие медиаобразовательного, но является необходимой базой его формирования. Иными словами, лингвистический аспект представляется традиционной целью обучения иностранному языку, достаточно освещен, изучен и не входит в предмет нашего исследования. Поскольку в процессе актуализации медиакомпетентности
языковой личности не является определяющим. Отсюда следует, что основное внимание в нашей работе уделяется рассмотрению содер -жания именно медиаобразовательного аспекта языковой личности как основного движущего механизма феномена медиакомпетентности языковой личности.
Проведенное исследование позволило заключить, что медиаобразовательный аспект органично вписывается в структуру языковой личности, не противоречит лингвистическому, а расширяет его диапазон знаниями языка медиа за счет включения личности в медиатизированное пространство, «компьютерно-опосредованную комму никацию»8.
На основании всех рассмотренных сопоставлений, положений, мнений по вопросам языковой личности и медиакомпетентности личности, мы даем теоретическое обоснование понятия «медиакомпетентность языковой личности», которое понимаем как интегративную, стратегическую характеристику личности, состоящую из совокупности специальных знаний, умений, отношений, позволяющих личности функционировать в мировом информационном пространстве, осуществлять межкультурную коммуникацию как на межличностном, непосредственном уровне, так и на медиатизированном, опосредованном современными медиа.
Итак, в условиях единого информационного пространства и языкового многообразия пе -ред высшим профессиональным образованием возникает задача по подготовке будущего специалиста, способного взаимодействовать с иноязычными медиа и умеющего ориентироваться в мировом информационном пространстве. В связи с этим актуализируется феномен медиакомпетентности языковой личности, представляющий собой ключевую компетенцию специалиста любой области, необходимую для полноценного функционирования в современном социуме.
Примечания
1 Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М., 2007. С. 65.
2 Ушакова Н.Л. Когнитивно-коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2009. № 6. С. 171-174.
3 Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007. С. 40.
4 Иванова Л.А. Интеграция медиаобразования и учебной дисциплины «иностранный язык» в образовательном процессе через аудиовизуальные СМК // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 76.
5 Чичерина Н.В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на осно-ве иноязычных медиатекстов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008. С. 3.
6 Федоров А.В. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А.В. Федорова). Таганрог, 2007. С. 96.
7 Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm (дата обращения: 20.02.06).
8 Щипицина Л.Ю. Понятие жанра компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: гуманит. и соц. науки. 2009. № 3. С. 68-74.
Khlyzova Natalia
«MEDIACOMPETENCE OF THE AMBIVALENT LANGUAGE PERSON» PHENOMENON IN EDUCATION
Theoretical issues of forming mediacompetence of the ambivalent language person are considered in the article. It is a new interdisciplinary notion requiring conceptual study and methodological substantiation. To this effect the author discloses the nature of this phenomenon, gives its definition, and reveals its structure.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Чичерина Н.В., доктор филологических наук, доцент кафедры английского языка, декан факультета иностранных языков Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова