Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305).
Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 136-139.
С. Н. Попова
ФЕНОМЕН ДЕЛОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ
Рассматривается деловое телевидение, феномен журналистики, который развивается в России в течение последних 10 лет. Деловое телевидение может включать в себя все разновидности деловой информации и классифицируется по видам и характеру делового контента. Творческая составляющая здесь выражается в жанровом разнообразии программ.
Ключевые слова: деловая информация, деловое телевидение, «РБК-ТВ», «Эксперт-ТВ», «Деловой Урал».
В новых экономических и социальных условиях деловые отношения становятся одним из самых массовых видов социального общения, включая в себя сферу коммерческой, административно-правовой, экономической и дипломатической деятельности. Информационное обеспечение становится важным и для серьезных рыночных игроков и для обычных людей, чья жизнь так или иначе связана с распределением бюджетов и ведением хозяйства. «Развитие российской экономики, рост потребительского спроса, активное развитие определенных сегментов бизнеса, повышение курса акций многих российских компаний, проникновение на российский рынок зарубежных брендов, конвергенция деловой информации и электронной коммерции и так далее, - все это влечет за собой как ответную реакцию на происходящее — потребность в деловых медиа, и, соответственно, быстрое развитие рынка деловых средств массовой информации» [1].
Основу функционирования деловых СМИ составляет деловая журналистика. Исследователи дают этому понятию различные определения и приводят множество характеристик. Например, используют в качестве термина, который применяется «для обобщенного обозначения как специализированных средств массовой информации, так и отдельных публикаций, преимущественно посвященных экономической сфере жизни общества» [7. С. 149]. Другие исследователи называют деловую журналистику «специфически обобщенной сферой профессиональной деятельности, развитие которой не только обусловлено общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и в стране, глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных, финансово-экономической информации, отчетов коммерческих предприятий, фактов,
отражающих существенные стороны развития предприятий» [4. С. 10]. С одной стороны, деловая журналистика рассматривается как профессиональная деятельность, с другой - в качестве обособленной группы СМИ.
В наиболее обобщенном варианте под деловой журналистикой понимается деятельность, связанная с распространением деловой информации и анализом экономических проблем в печатных и электронных СМИ [3]. В этом аспекте деловая журналистика включает в себя два сегмента: деловую печать (или прессу), к ней относятся специализированные газеты и журналы; и деловые электронные СМИ, к которым можно отнести радио, интернет-порталы и телевидение.
В теории журналистики термин «деловое телевидение» в качестве полноценной научной категории не утвержден. Между тем, телевидение - метод осмысления действительности, самое массовое и всеобъемлющее СМИ. «Именно телевидение сегодня определяет способ мышления миллионов людей, существующих в глобальном информационном пространстве. Влияние телевидения, как социального фактора, стремительно возрастает по мере его совершенствования» [8. С. 5].
Деловое телевидение выступает феноменом журналистики, представляя собой принципиально относительное, изменчивое явление. Понятие делового телевидения в отечественных справочниках и словарях не зафиксировано. Но британскими исследователями сформирован термин бизнес-телевидение. Оксфордский словарь содержит следующее определение: «бизнес-телевидение - это ветвь журналистики, которая отслеживает, фиксирует, анализирует и интерпретирует экономические изменения в обществе. Оно может включать любые темы, от личных финансов до
показателей известных и не очень компаний. Эта форма журналистики освещает новости и охватывает статьи о людях, местах и темах, имеющих отношение к бизнесу» [9].
А в русском языке объем понятия «деловое телевидение» шире объема понятия «бизнес-телевидение». Чтобы описать сущность феномена делового телевидения и определить его место среди средств массовой информации и коммуникации, необходимо рассмотреть родовое понятие - «деловая информация». Под этим термином подразумевается широкий спектр информации, так или иначе связанной с экономической деятельностью, и главное, оказывающей влияние на эту деятельность. По определению Д. А. Мурзина, «деловая информация шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. [...] Деловая информация является важной составной частью той информационной среды, в которой формулируются ответственные решения в сфере экономики, бизнеса и политики. Качество этой среды прямо влияет на качество принимаемых решений» [5. С. 69].
Исходя из данных руководства по сбору, хранению и предоставлению в пользование деловой информации в публичных библиотеках, современный рынок деловой информации представлен несколькими видами информации [6].
1. Биржевая и финансовая информация (данные о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах).
2. Экономическая и статистическая информация (числовая экономическая, демографическая и социальная информация в виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т. п.).
3. Коммерческая информация (адресно-реквизитные данные об отраслях, организациях, предприятиях, фирмах и их ответственных сотрудниках).
4. Специализированная новостная информация (политические, экономические, военные и т. п. новости, интересующие представителей различных социальных групп, в частности, предпринимателей).
Следовательно, деловое телевидение может включать в себя все виды деловой информации, выступая средством коммуникации между бизнесом, рынками, банками, государственной властью и телезрителем. Таким образом, деловое телевидение - это тип электронных СМИ,
который отслеживает, фиксирует и анализирует бизнес-процессы и экономические явления в обществе. Функции делового телевидения: обеспечивать информационные потребности предпринимательства и способствовать развитию бизнеса посредством телевизионного эфира.
Под деловым телевидением, в отличие от деловой журналистики, следует понимать не столько сферу профессиональной деятельности, сколько конкретное СМИ. Помимо основных стандартных параметров типологической характеристики СМИ, таких как форма распространения (носитель), регион распространения, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность, формат и т. п., деловое телевидение детально можно классифицировать по видам и характеру делового контента.
По видам деловое телевидение подразделяется на:
1. Деловые нишевые каналы («РБК-ТВ», «Эксперт-ТВ», «Успех» и др.)
2. Специализированные деловые передачи в эфире универсальных каналов, которые, в свою очередь, подразделяются на центральные («Деловая Москва» на «ОТВ-Звезда», «Новости экономики с Игорем Полетаевым» на «НТВ», и др.) и региональные («Бизнес Большого Урала» г. Челябинск, «Финансист» г. Екатеринбург).
Деловое телевидение в рамках нишевого канала развивается более интенсивно, чем в рамках специализированных передач на универсальных каналах. И это оправданно, ведь последние рассчитаны на более широкую и разноплановую зрительскую аудиторию, а программы нишевых деловых каналов ориентированы на экономически компетентных зрителей: предпринимателей, менеджеров, политиков, журналистов, ученых.
Региональное деловое телевидение, несмотря на то, что транслируется в эфирах местных универсальных каналов, все же достаточно специализированно. Например, уральские деловые телекомпании (екатеринбургская «Финансист» и челябинская «Деловой Урал») соединяют новостные и аналитические концепции вещания, ядро их аудитории - люди с высшим образованием и высоким уровнем дохода, которые привыкли получать от деловых программ достоверную информацию и полную аналитику.
По характеру делового контента программы делового телевидения подразделяются:
138
С. Н. Попова
1) на социально-экономические: отслеживают, фиксируют и анализируют бизнес-процессы в различных отраслях экономики и экономические явления в обществе, например, «Мир сегодня» на «РБК-ТВ», «Финансист» на «4 канале»;
2) на финансово-биржевые: отслеживают, фиксируют и анализируют данные о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, например, «Обзор финансов» ТК «Деловой Урал», «Рынки» на «РБК-ТВ»;
3) на коммерческие: отслеживают, фиксируют и анализируют субъекты предпринимательской деятельности на рынке В2В, формируют представление о той или иной компании, например, «Компании» на «РБК-ТВ», «Мастер-класс» на канале «Эксперт»;
4) на потребительские: отслеживают, фиксируют и анализируют события и субъекты на рынке В2С, например: «Финансовый ликбез» на «3 канале», «Адреналин» на «РБК-ТВ».
Деловое телевидение может включать в себя все разновидности деловой информации, выступая современным средством коммуникации между бизнесом, рынками, банками, государственной властью и телезрителем.
Деловое телевидение как средство массовой информации представляет собой определенную речевую систему с набором языковых средств, формирующих ее контент. Речевая система программ делового телевидения характеризуется высокой регламентированностью, официальностью и безличностью.
Творческая составляющая на уровне лексики проявляется не активно. Анализ текстов деловых программ показал, что язык делового телевидения почти не содержит слов и выражений с переносным значением, кричащих заголовков и экспрессивных фраз. В языковых средствах нет добавочных, дополнительных оценок, которые бы наслаивались на языковые единицы сверх их лексического, номинативного или грамматического значения. Тексты деловых программ отличаются использованием профессиональных терминов (например, «пролонгация контракта», «волатильность» и др.), канцеляризмов и штампов, которые, с одной стороны, придают тексту официозность, а с другой - упрощают его восприятие (например, «развивать производственный потенциал», «привлекать инвестиции» и др.), цифр, которые выполняют функции фактического материала, выступая не только как информация, но и как аргумент в логическом построении (например,
«.за 2010 г. антимонопольной службой было рассмотрено более 500 жалоб по нарушениям в сфере государственных и муниципальных закупок, и лишь 160 из них оказались необоснованными»).
Строгость в построении текста связана с тем, что в деловой журналистике акцент делается на фактическом содержании. «Нельзя обойти вниманием и формальную сторону делового текста, диктующего журналисту свои требования. Среди них есть и такое требование к языку деловых изданий: слабая выраженность личностного начала подачи материала, а также краткость текстов и составляющих его предложений. Именно такая форма больше всего соответствует утвердительному характеру фактов и цифр, составляющих основу деловой информации. Форма делового текста в первую очередь продиктована его содержательной стороной» [2].
Несмотря на то, что личностное начало журналиста в текстах делового телевидения выражено слабо, творческий подход может потенциально применяться на этапе работы съемочной группы, когда при создании деловых материалов используется эксклюзивный видеоряд и нетривиальные комментарии экспертов. Поиск свежих и оригинальных идей в подаче деловой информации важен для расширения аудитории делового телевидения. С этой целью в эфирах деловых каналов все чаще появляются новые жанры, например, экономические ток-шоу («Свой взгляд на мир», канал «Эксперт») и передачи с интерактивным участием телезрителей («Наши деньги. Интерактив», канал «РБК-ТВ»).
В целом следует отметить, что число представителей делового телевидения в России постепенно растет. За последние два года появились новые деловые телевизионные СМИ, например, каналы «Про-деньги», «Коммерсант ТВ» и «Успех», что является свидетельством роста потребности зрительской аудитории в программах делового телевидения.
Список литературы
1. Блинова, М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2009. Вып. 4. Экономика СМИ. иЯЪ: http://www.old. mediascope.ru/node/480.
2. Голова, К. В. К проблеме информированности современного делового журналиста
[Электронный ресурс] // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2012. № 10. иЯЪ: http://mediaznak.ucoz.ru.
3. Зиновьев, И. В. Новая журналистика в деловых электронных СМИ [Электронный ресурс] // Люди дела. иЯЬ: http://publishing. ludidela.ru/articles/633704/.
4. Мельник, Г. С. Деловая журналистика : учеб. пособие для вузов / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. М., 2010. 304 с.
5. Мурзин, Д. А. Очерк типологии деловой прессы // Вестн. Моск. ун-та. Журналистика. 2003. № 2. С. 64-75.
6. Руководство по сбору, хранению и предоставлению в пользование деловой информации
в публичных библиотеках [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. URL: http://www.Hbrary.ru/1/local_uprav/consul-tations/busmess_mfo/chapter1.php.
7. Хорошев, Д. С. Телевидение в политической и бизнес-среде России 1990-2000 г. : дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2008. 322 с.
8. Шипова, Е. В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. 246 с.
9. Business television [Электронный ресурс] // Oxford dictionaries. URL: http://oxforddiction-aries.com /.