Научная статья на тему 'Телекомпании «Финансист» и «Деловой Урал» как основные производители делового телеконтента в УрФО'

Телекомпании «Финансист» и «Деловой Урал» как основные производители делового телеконтента в УрФО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
206
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ / УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / СКРЫТАЯ РЕКЛАМА / БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯ / THE URAL FEDERAL OKRUG (DISTRICT) / BUSINESS TV PROGRAMS / PROFESSIONAL ETHIC / INDIRECT ADVERTISING / BUSINESS COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Светлана Николаевна

Анализируется и сравнивается профессиональная деятельность екатеринбургской телестудии «Финансист» и челябинской телекомпании «Деловой Урал» как единственных постоянных производителей программ с экономическим контентом на Урале. Характер деятельности обеих компаний позволяет им обеспечивать бизнес-коммуникацию между предпринимателями, властью и простыми телезрителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Finansist» and «Delovoy Ural» TV Companies as the Key Producers of Business Television in the URFO

This article analyzes and compares professional activity of Ekaterinburg TV studio «Finansist» and Chelyabinsk media company «Delovoy Ural» being the only key producers of TV programs for business content in the Ural’s region. The nature of these companies’ activities let them provide business communication for businessmen, authorities and common TV audience.

Текст научной работы на тему «Телекомпании «Финансист» и «Деловой Урал» как основные производители делового телеконтента в УрФО»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332).

Филология. Искусствоведение. Вып. 87. С. 78-81.

С. Н. Попова

ТЕЛЕКОМПАНИИ «ФИНАНСИСТ» И «ДЕЛОВОЙ УРАЛ»

КАК ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕКОНТЕНТА

В УрФО

Анализируется и сравнивается профессиональная деятельность екатеринбургской телестудии «Финансист» и челябинской телекомпании «Деловой Урал» как единственных постоянных производителей программ с экономическим контентом на Урале. Характер деятельности обеих компаний позволяет им обеспечивать бизнес-коммуникацию между предпринимателями, властью и простыми телезрителями.

Ключевые слова: деловые телепрограммы, Уральский федеральный округ, профессиональная этика, скрытая реклама, бизнес-коммуникация.

Телевизионные деловые медиа появились в России в начале 2000-х гг. Первый в стране деловой канал «РБК-ТВ» начал вещание в 2003 г. В это же время, в 2003 г., в Челябинске стали транслировать передачу «Деловой Урал», создатели которой спустя два г. зарегистрировали одноименную телевизионную студию по созданию делового телеконтента. В 2004 г. вышла в эфир первая деловая программа студии «Финансист» в Екатеринбурге. И только в 2008 г. появился второй общероссийский нишевой бизнес-канал «Эксперт-ТВ».

Развитие рыночных отношений, возможность коммерциализации телевещания и всплеск информационной активности в регионах - основные внешние факторы появления регионального делового телевидения в России на рубеже веков. Возникновение и успешное развитие делового телевещания на Урале -следствие еще одного важного фактора: экономика округа носит промышленный характер, поэтому здесь высокоразвиты деловые отношения. Результатом высокой экономической активности региона является высокий уровень жизни населения, а значит, и наличие образованной, «экономически подкованной» аудитории, лояльной к деловой информации.

Источником материала для исследования послужили тексты сюжетов деловых телепрограмм производства екатеринбургской телекомпании «Финансист» («Финансист», «Бизнес сегодня») а также челябинской телекомпании «Деловой Урал» («Бизнес большого Урала», «Деньги Челябинска»). Наша картотека собрана в период с сентября 2012 г. по март 2013 г., куда вошли по 50 выпусков каждой из перечисленных программ.

В исследовании используются методы включенного наблюдения, опроса и описа-

ния, которые позволили выявить специфику функционирования и внутреннего устройства редакций деловых телекомпаний. Методом контекстуального анализа в текстах программ выявлены некоторые стилистические особенности (использование скрытой рекламы).

Функционирование делового телевидения в крупнейших городах Уральского федерального округа, Екатеринбурге и Челябинске, базируется на исторически сложившихся социально-культурных ценностях и на характере территориальной экономики. Этот процесс закономерен. «Территория формирует восприятие социальных и политических проблем через систему ценностей и культурных норм, которые укоренены в региональном сообществе. Территория как система коммуникации воспроизводит эти ценности, распространяет их через свои локализированные медиа и включает новые проблемы в систему ценностных координат» [3. С. 7].

Административный центр Свердловской области - Екатеринбург - один из крупнейших индустриальных центров России. Это четвертый по численности населения (после Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска) город. По объемам торговли он занимает третье место в стране. Это служит информационным полем для деловых программ телевизионной студии «Финансист», которая работает на медиа-рынке Екатеринбурга с 2004 г.

«Финансист» представляет собой частную студию по производству телевизионных программ, которые транслируются на разных каналах Екатеринбурга. В общей сложности «Финансист» выпускает 6 телепрограмм с экономическим уклоном, две из которых являются непосредственно деловыми. Локомотивом среди них выступает еженедельная программа

«Финансист», которая представляет собой экономический практикум, посвященный бизнесу. В ней дается анализ рынков, событий и процессов, происходящих в различных отраслях экономики, а также звучат мнения бизнесменов по актуальным экономическим вопросам.

Оперативную деловую информацию телестудия «Финансист» выпускает в программе «Бизнес сегодня». Ежедневно в новостном формате журналисты программы информируют зрителей о последних событиях в экономике, бизнесе и сфере финансов, которые произошли в Свердловской области.

В настоящее время студия «Финансист» является единственным постоянным производителем деловых программ в Екатеринбурге.

Челябинская область - также один из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации. Южный Урал занимает 4-е место в стране по объему промышленного производства, 9-е по строительству жилья и продукции сельского хозяйства, 10-е - по рознично-торговому обороту [7].

Телекомпания «Деловой Урал» зарегистрирована в Челябинске с 2005 г. и в настоящее время выступает производственной площадкой для двух экономических передач: «Бизнес Большого Урала» и «Деньги Челябинска».

«Бизнес Большого Урала» в течение 40 минут эфира анализирует общую ситуацию в экономике Челябинской области и Уральского федерального округа. У зрителя складывается максимально полное и объективное впечатление о связях и перспективах местного бизнеса. Программа «Бизнес большого Урала» предлагает полноценный анализ тенденций бизнеса, рассказ о важных событиях в экономической жизни региона, их экспертную оценку, а также оказание помощи менеджменту в выработке управленческих стратегий.

Программа «Деньги Челябинска» занимает 25 минут эфирного времени. Все темы в программе рассматриваются через призму финансов: реальный сектор, инвестиционные проекты, социальная сфера и банковские услуги. В «Деньгах Челябинска» преимущественно рассматриваются ситуации и события на финансовом и фондовом рынках Челябинской области.

Также как и студия «Финансист, телекомпания «Деловой Урал» является единственным постоянным представителем делового телевидения в своем регионе. Структура деятельности обеих компаний имеет ряд сходств и отли-

чий, которые обусловлены внешними территориальными факторами.

Отличительными чертами деятельности компаний являются:

1. Производственный масштаб

Студия «Финансист» выпускает в эфир 6 программ, общая численность сотрудников порядка 25 человек. «Деловой Урал» выпускает 2 передачи, которые в эфире ведет один человек, а над их созданием трудятся 3-4 корреспондента. Разные производственные возможности - следствие того, что в Екатеринбурге деловые отношения протекают более интенсивно, чем в Челябинске: программы с экономическим уклоном здесь высоко востребованы аудиторией и лучше окупаются спонсорами.

2. Отраслевая специфика программ

Ведущая тема в программах «Делового

Урала» - металлургия, поскольку в Челябинской области высока концентрация предприятий, где работает большинство регионального населения. Эта тема востребована аудиторией. В Екатеринбургском «Финансисте» ведущие темы: оптово-розничная торговля и строительство. Неслучайно строительство и смежные с ним рынок недвижимости и сфера ЖКХ выведены как темы для отдельных передач («Наше достояние», «ЖКХ для человека»), а тема оптово-розничной торговли и рынка услуг подробно освещаются в программах «Отдел товарного качества» и «Жизнь в стиле WELLNESS».

Оптово-розничная торговля, рынок недвижимости и строительство являются в Екатеринбурге ведущими отраслями по объемам валового регионального продукта после обрабатывающей промышленности [6]. В результате программы, посвященные этим отраслям экономики, являются наиболее окупаемыми. Следует отметить, что в период экономической стабильности с 2006-2008 и с 2011-2012 гг. «Деловой Урал» также выпускал коммерческую передачу о строительной отрасли - «Стройплощадку». В настоящее время программа закрыта в связи с монополизацией рынка недвижимости.

В целом, отличия в деятельности «Финансиста» и «Делового Урала» не являются существенными. К общим чертам функционирования относятся:

1. Временные рамки

Обе компании официально образовались в начале 2000-х: «Финансист» в 2004 г., «Деловой Урал» в 2005 г.

80

С. Н. Попова

2. Правовая форма

«Деловой Урал» и «Финансист» представляют собой частные компании. По форме собственности - это общества с ограниченной ответственностью. Финансирование деятельности обеих компаний осуществляется за счет продажи рекламных возможностей и спонсорской поддержки коммерческих структур.

3. Формирование по модели преемственности

Телевизионная студия «Финансист» образовалась на базе газеты «Капитал», телекомпания «Деловой Урал» выросла из газеты «Деловой Урал». Обе компании специализируются на деловой журналистике, наследуя некоторые традиции газет-предшественниц, к которым относятся:

а) освещение всех отраслей региональной экономики;

б) профессиональный подход к созданию журналистских материалов при участии одного кадрового состава;

в) привлечение специалистов из области экономики и финансов;

г) языковые и стилевые характеристики текстов.

4. Формат телевизионных программ

Программы производства обеих телевизионных компаний представляют собой набор сюжетов и рубрик, разделенных между собой подводкой ведущего в студии. Такой формат наиболее приемлем для деловых программ, поскольку облегчает зрителю восприятие сложной информации и аналитики: сначала ведущий подготавливает аудиторию к сюжету в подводке, а затем корреспондент передает подробности.

5. Взаимодействие с каналами трансляции

«Финансист» и «Деловой Урал» специализируются на производстве деловых программ, которые транслируются в эфирах разных каналов: «Россия 24», «Россия 2», «ОТВ-Звезда», «4 канал» и др. Обе компании используют одинаковый механизм трансляции, закупая у каналов эфирное время. Производство окупается за счет разницы между покупкой эфирного времени и продажей рекламных возможностей. Эти средства идут на аренду помещения, зарплату сотрудников и модернизацию оборудования.

6. Принципы журналисткой этики

Традиционно деловую журналистику принято считать качественной, поэтому в деловых

телепрограммах работают опытные журналисты с профессиональными навыками в области экономики. «К основным чертам деловых электронных СМИ, помимо оперативности и значительного объема информации, следует отнести высокий профессионализм журналистской команды и вполне конкретного потребителя информации» [5]. Метод включенного наблюдения позволил установить, что боясь потерять деловую репутацию компании, сотрудники «Финансиста» и «Делового Урала» придерживаются в работе следующих принципов журналисткой этики:

а) использование только надежных и правдивых источников информации. Цифры и факты тщательно проверяются. Тексты программ перед выходом в эфир нередко просматривают эксперты в той или иной экономической отрасли;

б) политическая нейтральность и непредвзятость при создании материалов;

в) честные и уважительные отношения со всеми участниками съемочного процесса;

г) недопустимость использования своей работы для клеветы;

д) недопустимость использования негативных комментариев в материалах, затрагивающих конкретных лиц или организации.

С одной стороны, соблюдение данных принципов журналисткой этики позволяет компаниям «Финансист» и «Деловой Урал» поддерживать статус качественных СМИ. Но, с другой стороны, вызывает противоречие специфика функционирования обеих компаний как частных структур, не имеющих финансовой поддержки от государства или общественности. Поэтому нарушается такой важный принцип журналисткой этики, как неангажированность материалов. Из-за финансового влияния коммерческих корпораций деятельность обеих компаний обеспечивается посредством включения в тексты программ скрытой рекламы.

7. Включение скрытой рекламы

Под скрытой рекламой сегодня подразумевается общее название материалов в прессе и художественных произведениях, содержащих положительную, коммерчески важную для определенной фирмы информацию [1]. Такой формат функционирования сложился по объективным причинам. После кризиса 2008 г. в работе деловых СМИ наметились две тенденции: первая - это стремление заработать, а вторая - разнообразить линейку информационных продуктов и этим привлечь аудиторию.

В результате деловые СМИ приобрели особую значимость в создании новой экономической парадигмы. «В период кризиса деловые средства массовой информации стали наиболее востребованы обществом как источник полноценной, достоверной экономической информации. Этому способствовало осознание журналистами ответственности перед обществом в повседневном творческом процессе, в подготовке выпусков периодических изданий, во взаимодействии с источниками информации и аудиторией» [2. С. 3]. На фоне роста доверия зрителей к деловым СМИ растет степень их ангажированности в стремлении заработать и остаться «на плаву». В условиях коммерциализации на смену открытой пропаганде пришло «глубоко запрятанное» манипулирование массовым сознанием посредством скрытой рекламы.

Сегодня региональное деловое телевидение выступает инструментом общественных, социальных и экономических перемен, но в то же время является объектом воздействия общественно-политических структур, социальных институтов и экономического истеблишмента. «Главные проблемы, оказывающие существенное влияние на деятельность регионального тележурналиста. Первая - материальная зависимость телевидения от власти или крупных коммерсантов; вторая - все меньший учет интересов зрителя, отход от важнейших нравственных ценностей. Вторая проблема не является независимой, она связана с первой, часто являясь ее следствием» [4. С. 148].

Деятельность регионального делового телевидения заключается в тщательно продуманной подаче материалов, характеризующих политико-экономический процесс в регионе с выгодной для представителей местного бизнеса позиции. Таким образом, посредством скрытой рекламы, представители делового телевидения лоббируют интересы бизнеса и формируют положительный имидж частных компаний и корпораций. Но с другой стороны, прямым результатом этого процесса является не только увеличение цен на акции компаний, но и рост доверия к ее профессиональной деятельности. Благодаря материалам делового телевидения, формируется лояльность к местному бизнесу. Во-первых, со стороны обывателей, которые могут выступать потенциальной рабочей силой. А это значит, что предприятию не будет угрожать кадровый голод и продукция будет

конкурентоспособной. Во-вторых, формируется лояльность со стороны коллег предпринимателей, которые потенциально могут стать партнерами по бизнесу. В-третьих, растет доверие со стороны региональных властей, которые, видя потенциал предприятия, могут предоставить ему для развития ряд налоговых и других преференций. В итоге материалы делового телевидения повышают степень доверия к предприятию на всех уровнях взаимоотношений. И это является основой бизнес-коммуникации, необходимой местным корпорациям для развития.

Региональное деловое телевидение на Урале только формируется в общественный социальный институт. Этот процесс напрямую зависит от общего уровня развития экономики и от гражданской позиции общества. Пока у зрительской аудитории не возникнет потребность в общественном деловом телевидении без скрытой рекламы и рекламы вообще, но за абонентскую плату, заказчики имиджевых материалов останутся единственными спонсорами делового телевидения, которое в силу политической непредвзятости свободно от государственных дотаций.

Список литературы

1. Адвести [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.advesti.ru/glossary/desk/1049

2. Виноградова, К. Е. Социальная ответственность деловых СМИ: опыт взаимодействия с властью и бизнесом в условиях экономического кризиса : автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2010. 22 с.

3. Ершов, Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме : автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 2012. 44 с.

4. Зверева, Н. В. Специфика деятельности регионального тележурналиста: дис. . канд. филол. наук. М., 2002. 173 с.

5. Зиновьев, И. В. Новая журналистика в

деловых электронных СМИ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://publishing.ludidela.ru/

аГ1С^/633704

6. Свердловскстат [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ^/ sverdl/ru/statistics/grp

7. Челябинская область [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://chelindustry.ru/left_prom2.php ?п=1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.