Научная статья на тему 'К проблеме информированности современного делового журналиста'

К проблеме информированности современного делового журналиста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / БИЗНЕС-ИЗДАНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Голова Ксения Вячеславовна

Статья посвящена трудностям, с которыми приходится сталкиваться деловым журналистам. Здесь приводятся основные требования, выдвигаемые редакторами бизнес-изданий к молодым специалистам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме информированности современного делового журналиста»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 070.443

Ксения Вячеславовна Голова

Челябинский государственный университет

К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СОВРЕМЕННОГОДЕЛОВОГОЖУРНАЛИСТА

Статья посвящена трудностям, с которыми приходится сталкиваться деловым журналистам. Здесь приводятся основные требования, выдвигаемые редакторами бизнес-изданий к молодым специалистам.

Ключевые слова: деловая журналистика, деловая пресса, бизнес-издание, деловая информа-

В настоящее время деловая журналистика стала весьма заметным сегментом информационного ранка.

По общему мнению экспертов, деловая журналистика предъявляет несравненно большие требования к авторам, чем традиционная. Это связано со спецификой аудитории данных изданий, которая всегда «в теме» и сразу замечает фальшь. Данная категория читателей хорошо разбирается в валютных операциях, рынках ценных бумаг, макро- и микроэкономических процессах, происходящих сегодня в России. Поэтому очевидно, что от деловых изданий они ждут достоверной, четкой информации, достаточной для принятия серьезных финансовых решений. Причем сведения таким людям должны быть поданы на высоком профессиональном уровне, а на это вряд ли способен рядовой журналист. «Легче экономиста научить стоять в кадре, чем журналиста обучить экономике», - уверен Юрий Ровенский, генеральный директор медиахолдинга РБК [6]. И он не является одиноким в своем мнении.

Так, в 2005 г. в журнале «Эксперт» вышла статья А. Тимофеевского, ставшая скандальной. В основе этого материала лежал тезис, что факультет журналистики МГУ - факультет ненужных вещей. Автор статьи, главный редактор сайта Globalrus.ru, был очень эмоционален в своем обвинительном монологе. Здесь уместно привести цитату: «Одна девочка пришла к нам устраиваться экономическим обозревателем, и ее попросили для начала перечислить основные мировые валюты. Она же в обменник ходит, как мы ходили в булочную. Но на вопрос не ответила: дошла до трех и запнулась. Была изгнана и удалилась, негодуя, так и не поняв,

где оплошала. Я уж молчу про элементарную неграмотность, бесконечные 'этот фильм понравиться модному зрителю', 'симпотичная артистка' и прочие прелести от отдела культуры»...» [4]. Далее выпускников журфака высказываются упреки в неумении пользоваться электронным поиском, в безграмотности, брезгливости и чересчур завышенных амбициях. При этом Тимофеевский охарактеризовал свою статью как «самопальное исследование, решительно не претендующее ни на какую научность, ни на какую исчерпанность» [4], однако она породила бурную полемику в прессе и в сети Интернет. Защитники журналистского образования стали отстаивать профессионализм и качество преподавания в названном вузе, обвинив автора в подрывной деятельности. Вышеназванная статья интересна нам лишь с той точки зрения, что в ней, пожалуй, впервые четко обозначена проблема информированности современного делового журналиста, которая в основном касается молодых специалистов.

Действительно, само существование деловой журналистики, ядром которой является аналитика локальной или глобальной экономической ситуации, во многом зависит от полноты и достоверности источников информации. К особенностям деловой информации можно отнести гораздо больший объем цифровых данных, которые могут оставаться за рамками публикации, но без которых никак не обойтись в период их подготовки.

По справедливому замечанию И. Туликова, «далеко не всегда деловые журналисты, особенно в регионах, утруждают себя поиском достоверных источников информации, сравнением и проверкой полученных данных. Ана-

литическими способностями также обладает далеко не каждый сотрудник газеты или телекомпании, специализирующийся на экономике и финансах. Если для отдельно взятой статьи, телепередачи можно пригласить профессионального экономиста-аналитика или взять его в штат редакции, то решение проблемы получения качественной исходной информации требует более углубленного подхода» [5].

Необходимо обозначить основные первоисточники деловой информации, пригодной для качественного анализа. Во-первых, это официальная информация, получаемая журналистом в органах государственных и местного самоуправления. Во-вторых, коммерческая информация, поступающая от специалистов или руководства предприятий.

Официальную информацию можно получить разными способами: в ходе интервью, на пресс-конференциях, из документов. К числу основных проблем здесь относятся нерегулярность и неоперативность власть имущих в сфере массовой передачи сведений, сокрытие определенной части данных, отказ в получении информации. Здесь нужно вспомнить, что сегодня обязанность чиновников предоставлять информацию СМИ закреплена Конституцией РФ и законом «О средствах массовой информации РФ». Кроме того, необходимо формирование принципов межкорпоративной этики - чиновники обязаны договориться о принципах взаимодействия с журналистским сообществом. Причем эти усилия должны быть взаимны, равно как и общечеловеческие нравственные ориентиры.

По словам главного редактора «Делового квартала Ростов-на-Дону» В. Колодкина, «труд журналиста, работающего в деловом издании, можно приравнять к труду политика - очень высока ответственность. В нашей редакции за фактические ошибки на журналистов налагаются весьма внушительные штрафы. Представьте: мы с большим трудом устанавливаем контакт с представителем крупного банка, он предоставляет нам информацию, дает интервью, и вдруг журналист ошибается в цифре: нолик забыл приставить или исказил что-то -не так понял. Все, в следующий раз банкир уже «не наш» - не поделится с нами новостным эксклюзивом, отдаст его конкуренту. В итоге, мы потеряли не только ньюсмейкера, но и своих читателей» [2].

В. Колодкин в своем интервью обозначает еще одну опасность для журналиста - попасть

под «рекламный пресс» заказчиков. Дело в том, что качественное деловое издание должно предлагать читателям максимально полную, объективную информацию не только с лицевой стороны, но и изнанки.

На вопрос, что он может порекомендовать начинающему журналисту, В. Колодкин прежде всего советует читать деловую литературу, т.к. это формирует язык. Среди основных текстов для овладения азами финансовой грамотности он называет трилогию Теодора Драйзера - «Финансист», «Титан» и «Стоик», а также экономический словарь. Это нужно для того, чтобы научиться разбираться в экономических вопросах. Кроме того, он рекомендует смотреть серьезные телепрограммы и общаться с бизнесменами для того, чтобы выяснить круг проблем, с которыми они сталкиваются.

Нельзя обойти вниманием и формальную сторону делового текста, диктующего журналисту свои требования. Среди них требование к языку деловых изданий: слабая выраженность личностного начала подачи материала, а также краткость текстов и составляющих его предложений. Именно такая форма больше всего соответствует утвердительному характеру фактов и цифр, составляющих основу деловой информации.

Форма делового текста в первую очередь продиктована его содержательной стороной. Деловая информация - это прежде всего нужная информация для деловых людей (бизнесменов, топ-менеджеров, банкиров и т. д.), и она должна быть подана на достойном и качественном уровне. Кроме того, деловые издания порой читают и люди, только начинающие интересоваться финансовыми вопросами - студенты, работники бюджетной сферы и др. И бизнес-издания стремятся увеличить аудиторию, донести важную информацию до широкого круга читателей, при этом не снижая планку качества.

Так, Том Стюарт, главный редактор Harvard Business Review, в одном из интервью глубокомысленно отмечает, что «в экономике, а также в культуре, происходят процессы, которые меняют жизнь людей гораздо глубже и сильнее, чем политические перемены. Именно в этих сферах создаются неписаные законы, по которым живет человечество. Задача бизнес-журналистики, как и журналистики, пишущей о культуре, - доносить до людей информацию об этих иногда довольно закрытых и трудных для понимания, но, тем не менее, невероятно важных сферах жизни» [1].

Итак, современному деловому журналисту необходимо быть разносторонне информированным, а также постоянно повышать свой профессионализм. Знание законов функционирования социума, компетентность в финансовых вопросах, общая грамотность - вот лишь неполный перечень требований к такому специалисту. Исследователи Г. С. Мельник и С. М. Виноградова справедливо относят сюда и аналитические способности, креативность, творческий потенциал, оперативность в работе с большими объемами информации, способность четко реализовать поставленную задачу, навык работы в жестких временных рамках [3. С. 212]. Поскольку деловые журналисты являются очень востребованными на современном информационном рынке, уровень качества их подготовки становится решающим фактором в их трудоустройстве и успешной деятельности.

Список литературы

1. Гостев, А. Интервью с Томом Стюартом, главным редактором Harvard Business Review [Электронный ресурс] / А. Гостев. - URL:

http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/ article_2549/ (дата обращения: 10.10.2012).

2. Колодкин, В. А. Журналистский «меда-лизм» [Электронный ресурс] / В. А. Колодкин. - URL: http://wwwkrprofi.ru/Article.aspx?ar=499 (дата обращения: 25.09.2012).

3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика [Текст] : учеб. пособ. / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - СПб. : Питер, 2010.

4. Тимофеевский, А. Журфак МГУ готовит журналистов, решительно не пригодных для работы [Электронный ресурс] / А. Тимофеевский. - URL : http://www.mediaguide. ru/?p=news&id=439d3380 (дата обращения: 10.10.2012).

5. Туликов, П. Необходимо знать гораздо больше того, о чем пишешь [Электронный ресурс] / П. Туликов. - URL : http://www.dzyalosh. ru/01-comm/books/delov-pressa/1-tulikov.html (дата обращения: 04.12.2012).

6. Юдаев, А. Самая ненужная профессия? [Электронный ресурс] / А. Юдаев. - URL : http://piligrym.com/story_25.html (дата обращения: 12.09.2012).

УДК 070.1

Светлана Николаевна Попова

Челябинский государственный университет

РАЗВИТИЕДЕЛОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯВ РОССИИ

С развитием экономических отношений в стране, потребность зрительской аудитории в деловом телевидении увеличивается. В России деловое телевидение представлено нишевыми каналами, специализированными передачами в эфире универсальных каналов и региональными деловыми телекомпаниями. В статье рассматриваются особенности функционирования различных представителей делового телевидения.

Ключевые слова: Деловое телевидение, «РБК-ТВ», «Эксперт», «Финансист», «Деловой Урал».

Деловая журналистика в России изначально была представлена печатными СМИ: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсант» и др. Затем, вначале 2000-х годов в стране появилось деловое телевидение.

Теоретическая база отстает от развития практических наработок в этой области, до сих пор не существует общепринятых определений понятий «деловая пресса» и особенно «деловое телевидение». Обзор диссертационных иссле-

дований по сходной тематике показал, что феномен деловой журналистики в стране недостаточно изучен (в том числе были рассмотрены работы: А. В. Еременко, Е. Г. Озеровой, В. Я. Сергачева, Д. В. Хорошего, Е. И. Мордовской, А. В. Толоконниковой и других).

Мы предлагаем рабочее определение «делового телевидения» как тип электронных СМИ, который отслеживает, фиксирует и анализирует бизнес-процессы и экономические явления в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.