Итак, современному деловому журналисту необходимо быть разносторонне информированным, а также постоянно повышать свой профессионализм. Знание законов функционирования социума, компетентность в финансовых вопросах, общая грамотность - вот лишь неполный перечень требований к такому специалисту. Исследователи Г. С. Мельник и С. М. Виноградова справедливо относят сюда и аналитические способности, креативность, творческий потенциал, оперативность в работе с большими объемами информации, способность четко реализовать поставленную задачу, навык работы в жестких временных рамках [3. С. 212]. Поскольку деловые журналисты являются очень востребованными на современном информационном рынке, уровень качества их подготовки становится решающим фактором в их трудоустройстве и успешной деятельности.
Список литературы
1. Гостев, А. Интервью с Томом Стюартом, главным редактором Harvard Business Review [Электронный ресурс] / А. Гостев. - URL:
http://www.e-xecutive.ru/publications/aspects/ article_2549/ (дата обращения: 10.10.2012).
2. Колодкин, В. А. Журналистский «меда-лизм» [Электронный ресурс] / В. А. Колодкин. - URL: http://wwwkrprofi.ru/Article.aspx?ar=499 (дата обращения: 25.09.2012).
3. Мельник, Г. С. Деловая журналистика [Текст] : учеб. пособ. / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - СПб. : Питер, 2010.
4. Тимофеевский, А. Журфак МГУ готовит журналистов, решительно не пригодных для работы [Электронный ресурс] / А. Тимофеевский. - URL : http://www.mediaguide. ru/?p=news&id=439d3380 (дата обращения: 10.10.2012).
5. Туликов, И. Необходимо знать гораздо больше того, о чем пишешь [Электронный ресурс] / И. Туликов. - URL : http://www.dzyalosh. ru/01-comm/books/delov-pressa/1-tulikov.html (дата обращения: 04.12.2012).
6. Юдаев, А. Самая ненужная профессия? [Электронный ресурс] / А. Юдаев. - URL : http://piligrym.com/story_25.html (дата обращения: 12.09.2012).
УДК 070.1
Светлана Николаевна Попова
Челябинский государственный университет
РАЗВИТИЕДЕЛОВОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯВ РОССИИ
С развитием экономических отношений в стране, потребность зрительской аудитории в деловом телевидении увеличивается. В России деловое телевидение представлено нишевыми каналами, специализированными передачами в эфире универсальных каналов и региональными деловыми телекомпаниями. В статье рассматриваются особенности функционирования различных представителей делового телевидения.
Ключевые слова: Деловое телевидение, «РБК-ТВ», «Эксперт», «Финансист», «Деловой Урал».
Деловая журналистика в России изначально была представлена печатными СМИ: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсант» и др. Затем, вначале 2000-х годов в стране появилось деловое телевидение.
Теоретическая база отстает от развития практических наработок в этой области, до сих пор не существует общепринятых определений понятий «деловая пресса» и особенно «деловое телевидение». Обзор диссертационных иссле-
дований по сходной тематике показал, что феномен деловой журналистики в стране недостаточно изучен (в том числе были рассмотрены работы: А. В. Еременко, Е. Г. Озеровой, В. Я. Сергачева, Д. В. Хорошего, Е. И. Мордовской, А. В. Толоконниковой и других).
Мы предлагаем рабочее определение «делового телевидения» как тип электронных СМИ, который отслеживает, фиксирует и анализирует бизнес-процессы и экономические явления в
обществе. Функция делового телевидения: обеспечивать информационные и коммуникационные потребности предпринимательства. Деловое телевидение выступает средством коммуникации между бизнесом, рынками, банками, государственной властью и телезрителем.
В России деловое телевидение представлено нишевыми каналами и специализированными передачами в эфире универсальных каналов.
Первый отечественный нишевой канал делового телевидения «РБК-ТВ» начал вещание в 2003 году. Спустя пять лет в российском телеэфире появился второй подобный проект. В 2008 году медиа-холдинг «Эксперт» запустил независимый деловой информационно-аналитический телеканал «Эксперт-ТВ». В 2010 году на основе спутниковой цифровой платформы в эфир выходит телеканал «Успех», который специализируется на трансляции программ о малом и среднем бизнесе.
Крупные российские телекомпании предпочитают организации бизнес-канала выпуск специализированных передач, например: «Деловая Москва» на «ОТВ-Звезда», «Новости экономики с Игорем Полетаевым», на «НТВ» и другие.
Включать деловые телепрограммы в эфирную сеть телеканала выгодней, чем создавать отдельный «деловой» или «бизнес» канал, потому что спрос на деловую информацию в стране невысок. Возможно, это связано с недостаточным развитием рыночной экономики. «Если в Москве и Санкт-Петербурге рынок деловых СМИ можно считать более или менее сложившимся, то в целом по России специализированные деловые СМИ находятся в стадии становления. И дело здесь не столько в недостаточной продуктивности работы региональных редакций, сколько в невостребованности информации. Поэтому деловая журналистика более надежно чувствует себя на страницах общероссийских, нежели региональных газет, в эфире федеральных программ» [2. С. 156].
Между тем, деловое телевидение сегодня развивается и на региональном уровне, в частности в Уральском Федеральном округе. В Екатеринбурге это телевизионная студия «Финансист», в Челябинске - телекомпания «Деловой Урал». Появление делового телевидения в этих городах УрФО - следствие двух факторов. Первый - общероссийская тенденция: в начале 90-х годов во всех регионах страны стали создаваться региональные коммерческие телекомпании, начиная от кабельных район-
ных телеканалов и заканчивая крупными медиа-холдингами. Второй обусловлен высокой экономической активностью Екатеринбурга и Челябинска, как областных центров с развитой промышленностью, инфраструктурой и торговлей. Телевизионная студия «Финансист» работает на медиарынке Екатеринбурга с сентября 2004 года. Телекомпания «Деловой Урал» зарегистрирована в Челябинске в марте 2005 года, учредителем общества выступила редакция телепрограммы «Деловой Урал», выходившей в эфире канала «ДТВ» с 2002 года.
«Финансист» и «Деловой Урал» представляют собой СМИ по производству телепрограмм делового формата (понятия «телевизионная студия» и «телекомпания» в данном контексте тождественны, и используются как официальные юридические названия данных компаний). В телепрограммах студии «Финансист» и телекомпании «Деловой Урал» рассказывается об экономических, финансовых, политических и общественных событиях региона, готовится аналитика, обзоры рынков, представляются комментарии и прогнозы экспертов, интервью с ведущими бизнесменами и политиками Урала. Они схожи по тематике, по формату и по способам подачи информации. Программы транслируются в эфире местных каналов. Так, деловые передачи студии «Финансист» выходят в Екатеринбурге на «4 канале» и на канале «Россия 24». Передачи телекомпании «Деловой Урал» выходят в Челябинске на «31 канале», на канале «ОТВ - Звезда», и также в эфире «Россия 24».
Контент делового телевидения, представленного в эфире нишевых каналов, в эфире универсальных центральных каналов и в эфире универсальных региональных каналов имеет как общие характерные черты, так и отличия.
Безусловно, все передачи делового формата отличаются качеством подачи информации, наличием мнений экспертов и специалистов, правдивостью, грамотным оперированием терминами и цифрами, эмоциональным равновесием, активным использованием инфографики в виде диаграмм и таблиц и так далее.
Но все же, деловое телевидение в рамках нишевого канала развивается более интенсивно, чем в рамках специализированных передач на универсальных каналах. И это оправдано, ведь последние рассчитаны на более широкую и разноплановую зрительскую аудиторию, и здесь даже деловые программы, такие как, например, «Новости экономики с Игорем
Полетаевыем» рассчитаны, в первую очередь, на рядового зрителя, они более доступны для восприятия и понимания, чем, например, новости на каналах «Эксперт» или «РБК». Программы нишевых деловых каналов изначально рассчитаны на экономически подкованную аудиторию — предпринимателей, менеджеров, политиков, журналистов, ученых. К примеру, по данным на июль 2008 года, «РБК-ТВ» занимал второе место после Discovery Channel среди специализированных каналов по охвату аудитории за последние четыре месяца - 14,8 миллионов россиян старше четырех лет. Типичным зрителем «РБК-ТВ» являются обеспеченные мужчины 25-54 лет с высшим образованием [1]. Нишевые каналы ставят перед собой задачу стать информационно-аналитическим ресурсом, и каждый день в прямом эфире предлагают своей аудитории оперативный анализ российских и международных новостей.
Региональное деловое телевидение, несмотря на то, что транслируется в эфирах местных универсальных каналов, все же достаточно специализированно. Уральские деловые телекомпании соединяют новостные и аналитические концепции вещания, ядро их аудитории -люди с высшим образованием и высоким уровнем дохода, предприниматели, управленцы, банкиры, политики, ученые. Это телезрители с активной жизненной позицией, которые ценят свое время и привыкли получать от деловых программ достоверную информацию и полную аналитику.
Региональные деловые телекомпании обмениваются контентом с нишевыми деловыми каналами, так корреспонденты «Делового «Урала» являются спецкорами «РБК-ТВ» и производят для канала сюжеты делового формата, например, о развитии бизнеса в Челябинской области.
Региональное деловое телевидение отличается от центральных нишевых каналов масштабностью тематики и техническим качеством производства видеопродукции.
Местное деловое телевидение, в отличие от центрального, акцентировано на реальном секторе экономики, а не на биржевой информации, которая не так интересна региональной аудитории. Тематика программ определяется характером экономики регионального округа. Концентрация промышленного производства
на Урале в 4 раза выше, чем в среднем по России. Порядка 70 % контента уральского делового телевидения занимает освещение проблем и тенденций развития в области металлургии и машиностроения.
Число представителей делового телевидения в России постепенно растет. За последние два года появились новые деловые телевизионные СМИ, например, каналы «Про-деньги», «Коммерсант ТВ» и «Успех». В основном это происходит за счет расширения медиахолдин-га, как случае с каналом «Коммерсант ТВ», который является телевизионным дублером одноименной газеты.
С развитием экономических отношений в стране, потребность зрительской аудитории в деловой информации и аналитике увеличивается. Приведем цитату из интервью автора с вице-президентом общественной организации «Опора России» Александром Бречаловым: «В Штатах тоже сначала писали: кто кого подстрелил, ограбил, и прочее... - Это продавалось легче всего. Но впоследствии, с помощью государства, естественно, оно как-то мотивировало СМИ на то, чтобы они писали о предпринимателях. Они сами изменили вектор. СМИ изменили вектор. Да, до сих пор, может быть, лучше продается все жареное и некрасивое, насилие и прочее... Но поверьте, мне лучше и интересней об этом [о предпринимательстве. - С. П.] узнавать, чем о том, кто, кого, за что и как».
Сегодня деловое телевидение, как самый прогрессивный и доступный вид СМИ, приобретает новую функцию - формирование имиджа предпринимательства и, тем самым, становится инструментом способствующим развитию бизнеса посредством телевизионного эфира.
Список литературы
1. Соболев, С. Видео Интернешнл выходит на орбиту РБК [Электронный ресурс] / С. Соболев. - URL: http://www.kommersant.ru/ Doc/1101400 (дата обращения: 14.10.2011).
2. Хорошев, Д. С. Телевидение в политической и бизнес-среде России 1990-2000 г. [Текст]: канд. дис. полит. наук: 23.00.02 / СПб, 2008, - 322 с.