Научная статья на тему 'Аспекты медиабезопасности на региональном деловом телевидении'

Аспекты медиабезопасности на региональном деловом телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
197
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПЕКТ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ / ДЕЛОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / «ДЕЛОВОЙ УРАЛ» / «ФИНАНСИСТ» / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РЕКЛАМЕ" / «DELOVOY URAL» / «FINANSIST» / FEDERAL STATUE «ABOUT ADVERTISING» / ASPECTS OF MEDIA SECURITY / BUSINESS TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Светлана Николаевна

Рассматриваются основные аспекты медиабезопасности в программах делового телевидения Челябинска и Екатеринбурга. Риски информационной незащищенности проявляются во взаимоотношениях телекомпаний с источником информации, заказчиком коммерческого контента, каналом, предоставляющим эфирное время, и зрительской аудиторией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects

This article reviews main aspects of media security for programs of business TV of Chelyabinsk and Yekaterinburg. Risks of informational insecurity become apparent in relations between TV company and source of information, customer of business content, TV channel that provides broadcasting, and audience.

Текст научной работы на тему «Аспекты медиабезопасности на региональном деловом телевидении»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (13).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 107-109.

С. Н. Попова

АСПЕКТЫ МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ДЕЛОВОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

Рассматриваются основные аспекты медиабезопасности в программах делового телевидения Челябинска и Екатеринбурга. Риски информационной незащищенности проявляются во взаимоотношениях телекомпаний с источником информации, заказчиком коммерческого контента, каналом, предоставляющим эфирное время, и зрительской аудиторией.

Ключевые слова: аспект медиабезопасности, деловое телевидение, «Деловой Урал», «Финансист», Федеральный закон «Орекламе».

Растущий в обществе уровень деловых отношений неизменно ведет к росту потребления деловой информации, в том числе и на региональном телевидении, которое становится методом осмысления действительности: «Влияние телевидения, как социального фактора, стремительно возрастает по мере его совершенствования. Телевидение становится ведущей формой социальной деятельности, предоставляющей человеку возможность в течение короткого времени получить набор социальных возможностей и моделей поведения, отличный от реально доступного» [5. С. 5].

В условиях, когда телевидение определяет способ мышления людей, на первый план выходят вопросы медиабезопасности, поскольку следует учитывать защищенность субъектов информационных отношений от негативного воздействия информационной среды, в том числе сформированной региональным деловым телевидением.

В Уральском федеральном округе деловое телевидение представлено несколькими компаниями, производящими медийную продукцию. Крупнейшие из них: телевизионная студия «Финансист», которая работает в Екатеринбурге с сентября 2004 г., и телекомпания «Деловой Урал», зарегистрированная в Челябинске в марте 2005 г.

«Финансист» и «Деловой Урал» представляют собой СМИ по производству телепрограмм делового формата (понятия «телевизионная студия» и «телекомпания» в данном контексте тождественны и используются как официальные юридические названия данных компаний). В телепрограммах студии «Финансист» и телекомпании «Деловой Урал» рассказывается об экономических, финансовых и общественных событиях региона, готовится аналитика, обзоры рынков, представляются комментарии и прогнозы экспертов, интервью с ведущими

бизнесменами и политиками Урала. Они схожи по тематике, по формату и по способам подачи информации. Программы транслируются в эфире местных каналов. Так, деловые передачи студии «Финансист» выходят в Екатеринбурге на «4 канале» и на канале «Россия 24». Передачи телекомпании «Деловой Урал» выходят в Челябинске на «31 канале», на канале «ОТВ-Звезда» и в эфире «России 24».

Существует несколько аспектов медиабезопасности, которые проявляются во взаимоотношениях представителей регионального делового телевидения с источником информации, с заказчиком контента, с эфирным каналом и с аудиторией.

Аспект медийной безопасности, проявляющийся на уровне отношений компаний «Финансист» и «Деловой Урал» с источником информации, важен для поддержания статуса качественных СМИ. Чтобы не потерять деловую репутацию, используются только надежные и правдивые источники информации. Тексты программ, перед выпуском в эфир, нередко просматривают эксперты или отраслевые специалисты. Все факты и цифры тщательно проверяются. К тому же в деловых телепрограммах работают опытные журналисты с профессиональными навыками в области экономики. «К основным чертам деловых электронных СМИ, помимо оперативности и значительного объема информации, следует отнести высокий профессионализм журналистской команды и вполне конкретного потребителя информации» [1].

Несмотря на позиционирование телекомпании «Деловой Урал» и студии «Финансист» как качественных СМИ, их функционирование обеспечивается посредством включения в тексты программ скрытой рекламы, материалов, содержащих положительную, коммерчески важную для определенной фирмы информацию. «Журналистика стала экономически за-

108

С. Н. Попова

висеть от рекламы, а реклама, в свою очередь, попала в зависимость от качественного уровня журналистики. Эти процессы взаимопроникновения и взаимовлияния настолько глубоки в современной системе коммуникаций, что очевидной является их необратимость, потому что какой бы критике не подвергалась реклама, именно благодаря ей телевидение в России остается бесплатным» [2. С. 6]. Посредством скрытой рекламы представители делового телевидения лоббируют интересы бизнеса и формируют положительный имидж частных компаний и корпораций. Таким образом, в отношениях между деловым телевидением и заказчиками контента вступает в силу еще один аспект медиабезопасности, когда СМИ становятся объектом воздействия общественно-политических структур, социальных институтов и экономического истеблишмента: «Появление заказных материалов, необоснованно дискредитирующих или столь же неоправданно прославляющих участников рынка, в конце концов, заставляет потенциальных потребителей деловой информации относиться к деловой прессе не как к источнику полезных, надежных, оперативных сведений, а как к пространству конкурентной борьбы. Неконструктивность подобного положения дел закрывает перспективы традиционного развития бизнеса компаний, пытающихся специализироваться на рынке поставок деловой информации» [4. С. 45].

С одной стороны, чтобы выжить на региональном рынке, деловое телевидение постепенно превращается в рекламный носитель и теряет художественную составляющую жанра. С другой стороны, за исполнением телекомпаниями закона о рекламе следят юристы канала, который предоставляет эфирное время для трансляции деловых программ. Во взаимоотношениях с каналом проявляется третий аспект медиабезопасности. За сутки до выхода передачи в эфир юристы осматривают все материалы, определяя наличие коммерческой информации. В соответствии с федеральным законом «О рекламе» в программах регионального делового телевидения соблюдаются все технические регламенты, например, параметры соотношения уровня звука рекламы, а также общая продолжительность рекламы, не превышающая пятнадцати процентов времени вещания в течение часа.

Программы телекомпании Деловой Урал и студии «Финансист» схожи по содержанию и

тематике, но по возрастным ограничениям аудитории относятся к разным видам информационной продукции. Телепрограммы «Делового Урала» отмечены в зрительской категории знаком до шести лет (6+), телепрограммы «Финансиста» - до шестнадцати (16+). Разные подходы к определению категории передач с почти одинаковым контентом объясняются не до конца сформированным представлением о реализации ст. 12 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Контекстуальный анализ челябинских и екатеринбургских деловых передач показал, что они не содержат информацию, побуждающую детей к совершению действий, угрожающей их здоровью и жизни; информацию, вызывающую желание употребить наркотические средства, табачные изделия, или алкогольную продукцию; информацию, оправдывающую насилие или отрицающую семейные ценности; нецензурную брань. В то же время деловой контент передач не представляет для детской аудитории интереса и является сложным для восприятия. Например: «Программа модернизации производства рассчитана до 2016 года. Общий объем инвестиций с привлечением федеральных средств составит 1 миллиард 200 миллионов рублей. Это позволит предприятию выпускать новые виды классической и авиационной артиллерии» («Бизнес большого Урала», Челябинск, февраль 2013); «Планируется, что в ближайшие 5 лет почти 10,5 миллиардов рублей будет потрачено на внедрение инноваций в “МРКС Урала”. В том числе почти миллиард рублей будет направлен на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки» («Финансист», Екатеринбург, август 2012).

Деловое телевидение ориентировано на экономически активную аудиторию в возрасте от 25 до 55 лет. Но даже с учетом этих факторов вопрос о том, к какой зрительской категории относить деловые программы, остается не решенным. Если сравнивать с опытом федеральных деловых каналов, то большинство передач отмечается знаком 16+.

Аспект медиабезопасности в отношениях регионального делового телевидения со зрительской аудиторией не исчерпывается положением Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Защита от потенциально негативного влияния телевидения актуальна и для совершеннолетних зрителей. Медиабе-

зопасность делового телевидения для зрителей заключается в объективности информационного содержания.

Региональные деловые программы отличаются от федеральных не только локальностью распространения, но и практической направленностью содержания. В программах речь идет о реальном секторе экономики и о конкретных предприятиях региона, где зрители являются сотрудниками или непосредственными потребителями продукции: «Возрастание роли регионального телевидения обусловлено, с одной стороны, ростом уровня доверия населения к местным информационным программам, с другой - задачей стать одним из главных звеньев в системе коммуникации, объединяющим население на основе исторических событий, экономического уклада и культурных ценностей» [3. С. 21]. Высокий уровень доверия к местному телевидению, особенно к деловым программам, которые позиционируются как качественные, повышает риски медиабезопасности. Поэтому на редакционный состав местных телекомпаний накладывается повышенная ответственность за объективность и сдержанность материалов. В соответствии с этой стратегией, продукция местных деловых телекомпаний не является остро политической, тексты программ не содержат провокационной информации.

Стабильная работа над снижением рисков медиабезопасности в отношении всех четырех аспектов позволяет студии «Финансист» и телекомпании «Деловой Урал» в течение почти 10 лет оставаться сильными игроками на региональном телевизионном рынке.

Список литературы

1. Зиновьев, И. В. Журналистика в де-

ловых электронных СМИ [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://publishing.ludidela.ru/

агйс^/633704/

2. Корнилова, Е. Е. Телевизионная реклама: теоретико-методологический, классификационно-типологический, лингвистический аспекты : дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2002. 336 с.

3. Куксин, И. А. Местные теленовости: факторы повышения конкурентоспособности (на материалах Томской области) : дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. 152 с.

4. Письменная, Е. В. Этические коллизии в деловой журналистике: источники и пути разрешения : дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 230 с.

5. Шипова, Е. В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект : дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. 246 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 109-114.

К. В. Ратников

РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (на основе исторического опыта отечественной публицистики эпохи первой русской революции 1905-1907 гг.)

Анализируется общественно-политическая программа редактора газеты «Новое время» А. С. Суворина по защите государства от революционных потрясений на основе укрепления ценностей патриотического национализма, предполагающих целенаправленное духовное и культурное самосовершенствование народа.

Ключевые слова: история отечественной журналистики, патриотизм, национальный вопрос, публицистика, революция 1905-1907 гг., А. С. Суворин.

Пресловутый национальный вопрос всегда летворительно и приемлемо для всех конфлик-был поистине роковым вопросом в отечествен- товавших и противоборствовавших сторон так ной истории. Решить его сколько-нибудь удов- и не удалось ни в эпоху Российской империи,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.