Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН БРЕКСИТА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ФЕНОМЕН БРЕКСИТА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2064
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БРЕКСИТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ / ПРОТОКОЛ ПО СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ / ТАРИФЫ / НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пехтерева Елена Александровна

Статья посвящена рассмотрению условий и первых результатов выхода Великобритании из Европейского союза. Подчеркивается, что этот шаг, целью которого было возвращение экономического и политического суверенитета, вызвал множество проблем, которые приходится решать в настоящее время правительству Бориса Джонсона. Анализируются результаты достигнутых договоренностей и вопросы, переговоры по которым все еще ведутся. Отмечается, что противоречия между Великобританией и странами континентальной Европы не утихают и приобрели новую остроту в связи с санкционной политикой в отношении России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BREXIT PHENOMENON: WHAT HAS CHANGED FOR THE UK ECONOMY

The article is devoted to the consideration of the conditions and the first results of the UK's exit from the European Union. The article highlights that this step, the purpose of which was the return of economic and political sovereignty, caused a lot of problems that the government of Boris Johnson currently has to solve. The results of the agreements reached and the issues that are still being negotiated are analyzed. It is noted that the contradictions between the UK and the countries of continental Europe don’t subside and have acquired a new urgency in connection with the sanctions policy against Russia.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН БРЕКСИТА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

ТОЧКАЗРЕНИЯ

ФЕНОМЕН БРЕКСИТА: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Пехтерева Елена Александровна

кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Отдела экономики Института научной информации по обществен-

ным наукам РАН (Москва, Россия) e-mail: e.pekhtereva@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению условий и первых результатов выхода Великобритании из Европейского союза. Подчеркивается, что этот шаг, целью которого было возвращение экономического и политического суверенитета, вызвал множество проблем, которые приходится решать в настоящее время правительству Бориса Джонсона. Анализируются результаты достигнутых договоренностей и вопросы, переговоры по которым все еще ведутся. Отмечается, что противоречия между Великобританией и странами континентальной Европы не утихают и приобрели новую остроту в связи с санкционной политикой в отношении России.

Ключевые слова. Великобритания; Брексит; Европейский союз; Соглашение о торговле и сотрудничестве; Протокол по Северной Ирландии; тарифы; нетарифные ограничения.

Для цитирования: Пехтерева Е.А. Феномен Брексита. что изменилось для экономики Великобритании // Социальные новации и социальные науки . [электронный журнал]. - 2022. - № 2. -

С. 83-108.

URL: https://sns-j ournal.ru/ru/arch ive/

DOI: 10.31249/snsn/2022.02.07

Рукопись поступила 27.02.2022

Введение

Великобритания - вторая по объему экономика в Европе после Германии (по итогам 2020 г. ее ВВП составлял 2,76 трлн долл.) - c 1 января 2021 г. покинула Евросоюз [ВВП Великобритании ..., 2021].

Переговоры об условиях выхода страны из ЕС начались весной 2017 г., через год после проведенного в июне 2016 г. референдума об участии в Евросоюзе. Выход из ЕС (Брексит - Brexit) тогда поддержали 51,9% британских избирателей при явке 72,2%. Свои голоса в пользу выхода отдали большинство проголосовавших в Уэльсе (52,5%) и Англии (53,4%). Большинство в Шотландии (62%) и Северной Ирландии (55,8%) выступили против. Британцы назвали три причины своего голосования за выход из Евросоюза: желание, чтобы касающиеся Британии решения принимались внутри страны; стремление восстановить контроль над границами; опасения по поводу расширения полномочий Евросоюза. В целом Брексит был заявлен как избавление от пут Евросоюза ради восстановления ведущей торговой и дипломатической роли Британии в мире [Пудовкин, 2020 b].

Процедура выхода из ЕС была запущена в марте 2017 г., когда правительство возглавляла Тереза Мэй. Предполагалось, что страна покинет ЕС 29 марта 2019 г., однако британский парламент все время отвергал предлагаемые Мэй условия Брексита. Нынешний премьер Борис Джонсон только в 2019 г. смог провести через парламент предложенные им условия выхода Великобритании из ЕС [Пудовкин, 2020 b]. 24 декабря 2020 г. удалось наконец подписать Соглашение о торговле и сотрудничестве (Trade and Cooperation Agreement - TCA) между Великобританией и Европейским союзом, которое в прессе чаще называют торговой сделкой и в котором содержатся условия взаимоотношений Великобритании и ЕС после окончательного выхода страны из Евросоюза. Однако многие вопросы остались нерешенными, и переговоры по ним идут и по сей день. Проблемы, связанные с Брекситом, усугубляются последствиями пандемии, а теперь еще и введенными санкциями против России из-за ее спецоперации по защите Донбасса, которые уже принесли королевству серьезные экономические потери1.

1 По некоторым оценкам экономика Великобритании может лишиться около 6 млрд ф. ст. (7,96 млрд долл.) в течение десяти лет в связи с введением антироссийских санкций [CahШ, 2022].

Пехтерева Е.А.

Феномен Брексита: что изменилось для экономики Великобритании История взаимоотношений Великобритании и Евросоюза

Отношения Великобритании и ЕС имеют довольно долгую историю. В 1962 и 1967 гг. Великобритания подавала заявления о приеме в созданное в 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), предшественника ЕС. Тогда против выступила Франция: Президент страны Шарль де Голль, как выяснилось, справедливо считал, что в силу своих особых связей с США Великобритания будет играть в объединении негативную роль, подрывая его единство и самостоятельность в отношениях с США. Только после отставки де Голля Великобритания с 1 января 1973 г. стала членом Европейского экономического сообщества [История отношений ... , 2016].

С первых лет пребывания в ЕЭС, а с ноября 1993 г. - в Европейском союзе (ЕС), Великобритания выступала вразрез с политикой союза по ключевым вопросам. В частности, она не присоединилась к важнейшим интеграционным проектам: Шенгенскому соглашению (1995) об отмене визового контроля на общих границах и введению единой европейской валюты - евро (1999). В марте 2012 г. Великобритания отказалась подписать так называемый Бюджетный пакт, вводивший строгие правила финансовой дисциплины [История отношений ... , 2016].

В последние годы отношения Великобритании с европейскими партнерами особенно обострились. Она грозилась выйти из Хартии основополагающих прав ЕС, требовала ограничить юрисдикцию Евросуда, пересмотреть законы ЕС о занятости, реформировать общую аграрную политику, на которую уходит 40% бюджета ЕС и пр. [История отношений ... , 2016].

В 2011 г. на фоне экономического кризиса в Великобритании усилилось недовольство пребыванием страны в ЕС, и в парламенте впервые был поднят вопрос о референдуме. В январе 2013 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал провести референдум по вопросу выхода страны из ЕС в случае победы на выборах 2015 г. возглавляемой им консервативной партии [История отношений ... , 2016].

Так и произошло, по итогам состоявшихся 7 мая 2015 г. всеобщих выборов партия консерваторов обеспечила себе абсолютное большинство в палате общин (нижняя палата парламента), и в том же месяце правительство внесло в парламент законопроект о референдуме по выходу Британии из ЕС. Законопроект был поддержан, но Д. Камерон объявил, что сначала он будет добиваться изменения условий членства Великобритании в ЕС и реформы самого Союза, о чем он пообещал еще до проведения выборов [История отношений. , 2016].

Кэмерон заверил, что добьется «особого статуса» Великобритании в ЕС, который предполагает изменения в четырех сферах: конкуренции, суверенитете, социальной политике и экономическом управлении. Расчет был на то, что в новых более выгодных условиях членства в ЕС жители страны не проголосуют за выход из Союза.

Евросоюз согласился с тем, что к Британии будет неприменим принцип стремления к «все более сплоченному союзу», который является частью Договора о функционировании ЕС. Уступая Великобритании, Евросоюз принял норму, согласно которой национальные парламенты могут инициировать приостановку Советом ЕС рассмотрения законодательного акта, если обосновано его несоответствие принципу делегирования полномочий в ЕС [История отношений ... , 2016]. Кэмерон настаивал на том, что национальные парламенты стран ЕС не должны терять свои полномочия и иметь возможность блокировать законопроекты ЕС. По убеждению британского премьера, ключевой принцип деятельности Евросоюза должен быть следующим. «Европа - где необходимо, национальное - где возможно» [Табак, 2016].

В ЕС также согласились выполнить наиболее проблемное требование Великобритании. принять механизм защиты ее социальной системы, позволяющий сдерживать поток мигрантов в целом, и в частности ограничить их доступ к социальным выплатам. Например, было принято требование Великобритании о сокращении пособий на тех детей мигрантов, которые проживают за пределами страны, выплачивающей пособия.

Страны-члены согласился с тем, что меры, целью которых является дальнейшее укрепление экономического и валютного союза, будут добровольными для стран ЕС - не членов еврозоны. Антикризисные меры, направленные на сохранение финансовой стабильности еврозоны, не будут затрагивать бюджеты этих стран [История отношений ... , 2016].

Д. Кэмерон был убежден, что достигнутые договоренности об «особом статусе» Великобритании достаточны для того, чтобы британцы сделали выбор в пользу ЕС. «Великобритания будет сильнее в составе реформированного ЕС. Достигнутые договоренности носят юридически обязывающий характер. Я буду со всей душой и всем сердцем агитировать британцев за сохранение нашей страны в ЕС», - заявлял премьер-министр [Табак, 2016].

Однако примирительные шаги ЕС показались гражданам Великобритании неубедительными, и итогом референдума, который прошел в июне 2016 г., стало решение о выходе страны из ЕС. Затем начался длительный и сложный период переговоров об условиях этого выхода.

Подписанное в декабре 2020 г. Соглашение о торговле и сотрудничестве (далее - Соглашение) содержало новые условия взаимоотношений Великобритании и ЕС, которые вступали в силу с 1 января 2021 г. после истечения так называемого переходного периода. Страна формально перестала быть членом ЕС 31 января 2020 г., но законы ЕС продолжали действовать на британской территории до 31 декабря того же года. Такой переходный период был предусмотрен, чтобы стороны могли договориться о дальнейших условиях взаимодействия.

Между Британией и странами ЕС сохранится беспошлинная торговля товарами, но поскольку Британия выходит из единой таможенной зоны с ЕС, на границах предусмотрен контроль на

соответствие товаров санитарным, экологическим и другим нормам, принятым в ЕС и Великобритании.

Финансовые институты Британии больше не имеют привилегий при работе в странах ЕС. Доступ британских компаний в сфере услуг к европейским рынкам ограничивается: они смогут предлагать услуги в ЕС, если перенесут туда часть своего бизнеса.

Важно отметить, что Британия и ЕС договорились не допускать снижения стандартов в таких сферах, как права рабочих и защита окружающей среды. Следить за исполнением этих обязательств будут соответствующие регулирующие структуры каждой из сторон. Были согласованы также положения о сотрудничестве в сферах энергетики, борьбы с изменением климата и в научных исследованиях. Стороны договорились сотрудничать и обмениваться информацией в рамках борьбы с преступностью, терроризмом и «отмыванием» денег. Британия еще получила возможность принимать меры по поддержке собственных предприятий [Пудовкин, 2020 a].

Юрисдикция Европейского суда больше не распространяется на территорию Великобритании для решения споров об экономических регламентах. Для разрешения споров будут привлечены специальная группа экспертов и независимый арбитраж. В случае невыполнения какой-либо из сторон обязательств другая сторона может рассчитывать на компенсацию или предпринять ответные меры в «пропорциональном масштабе» [Пудовкин, 2020 а].

Эксперты считают, что главное достижение заключается в том, что удалось избежать ситуации «Brexit без сделки», при которой стороны не пришли бы к согласию о формате будущих отношений. В этом случае для определенных категорий товаров могли быть введены пошлины до 40%. Отсутствие договоренностей привело бы к серьезным сбоям в торговле и росту цен [Пудовкин, 2020 a].

Приветствуя подписание Соглашения, Борис Джонсон заявил, что Британия будет теперь устанавливать стандарты в интересах своего собственного бизнеса, а не следовать компромиссам, достигнутым между членами ЕС. Экспорт Британии в ЕС теперь может даже увеличится, и европейские страны должны быть рады видеть рядом «довольную» Великобританию [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Однако для определения стоимости Брексита для Великобритании потребуется время. Том Сэмпсон (Tom Sampson) из Лондонской школы экономики (London School of Economics) считает, что за десять следующих лет экспорт Великобритании в ЕС сократится на 36%, а доходы на душу населения упадут на 6%. Конечно, это сокращение будет отчасти скомпенсировано за счет торговых соглашений с третьими странами или более мягкого регулирования, и в какой мере это произойдет, предположить сложно [Counting the cost of Brexit's impact ... , 2021]. Пандемия и обострение геополитической обстановки в начале 2022 г. спутали все прогнозы, но некоторые

предварительные суждения относительно результатов, последствий и перспектив Брексита все же можно сформулировать.

Последствия Брексита для торговли с ЕС и другими странами

Наиболее очевидны потери и сложности Великобритании в торговле с ЕС. После Брексита Британия столкнулась с дефицитом самых неожиданных вещей. Из супермаркетов периодически исчезают то минеральная вода, то салат, то сыр. Не хватает стройматериалов, различных запчастей и топлива. Половина всего продовольствия в Британии - импорт. ЕС на момент Брексита был главным торговым партнером Великобритании, на него приходилось 53% импорта и 44% экспорта [Калмыков, 2022].

Торговля с ЕС теперь сопровождается санитарными проверками, импортными и экспортными декларациями, необходимостью предоставлять сертификат происхождения товара1, на основании которого принимается решение о том, может ли товар ввозиться беспошлинно. Хотя Британия отложила введение своих таможенных правил до января 2022 г., в ЕС новые условия торговли с ней уже в 2021 г. действовали в полном объеме. По словам Дж. Спрингфорда (John Springford) из аналитического Центра европейских реформ (Centre for European Reform), совокупный объем торговли Великобритании с ЕС снизился за 2021 г. на 11-16%. Сильнее всего пострадал импорт. По подсчетам специалистов Аналитического центра изучения торговой политики Великобритании (UK trade policy observatory), за период с января по июль 2021 г. импорт товаров из ЕС сократился на 29%, а экспорт в ЕС - на 6%; импорт услуг и их экспорт в ЕС - на 37% и 11,5% соответственно [How a year outside the EU's legal ..., 2022]. По другим оценкам, по сравнению с 2020 г. экспорт товаров в ЕС в январе 2021 г. сократился чуть более чем на 10%, в то время как экспорт в страны, не входящие в ЕС, вырос почти на 5% [The cost of Brexit becomes ... , 2021].

Хотя эти данные искажаются наличием накопленных перед Брекситом торговых запасов, но они отражают новую реальность. Во-первых, торговля с ЕС страдает сильнее, чем торговля по другим направлениям. Во-вторых, разница в объемах экспорта и импорта указывает на то, что одним из определяющих факторов являются новые пограничные правила [The cost of Brexit becomes ..., 2021].

В числе причин сокращения импорта может быть то, что экспортеры из ЕС после выхода Великобритании из единого рынка переориентируются на другие, более объемные рынки. Опрос, проведенный Британской федерацией малого бизнеса (British Federation of Small Businesses), показал, что 17% предприятий-экспортеров Британии также прекратили экспорт в ЕС, по крайней мере временно, и ищут новые рынки. При этом государство с 2018 г. потратило 84 млн ф. ст. (113 млн

1 Сертификат происхождения товара - документ, подтверждающий страну его происхождения. От страны происхождения товара зависит таможенная пошлина и возможность получения льгот по торговым соглашениям.

долл.) на поддержку таможенных агентств, призванных помогать экспортерам оформлять необходимые по новым правилам документы для торговли с ЕС [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Хотя Британия избежала введения тарифов, подписав торговое соглашение, торговля с ЕС теперь сопряжена с нетарифными ограничениями. Санитарные и фитосанитарные проверки не только повлекли за собой новые расходы, но и создали задержки - особую проблему для скоропортящихся товаров, например таких как моллюски. В целом, Управление бюджетной ответственности (Office for Budget Responsibility - OBR), фискальный надзорный орган, оценил ущерб от пограничных «трений» в размере около 0,5% ВВП в первом квартале 2021 г. [The cost of Brexit becomes ... , 2021].

Британская торговая палата (Chambers of Commerce) сообщает, что почти половина экспортеров в ЕС столкнулись с препятствиями. Хотя TCA обещает нулевые тарифы и квоты, многое зависит от требований правил происхождения (rules-of-origin requirements), согласно которым необходимо предоставление сертификата происхождения, гарантирующего, что экспортируемые товары не были сначала импортированы из стран за пределами ЕС. В свою очередь, строгие санитарные правила препятствуют экспорту морепродуктов и многих сельскохозяйственных продуктов. Дэниел Келемен (Daniel Kelemen), профессор Университета Рутгерса (Rutgers University), собирает в своем Твиттере примеры торговых ограничений, с которыми столкнулись британские экспортеры после Брексита, и в начале 2021 г. зафиксировал почти 200 подобных случаев [Counting the cost of Brexit's impact ... , 2021].

Шансы на снижение этих барьеров невелики. Эксперты считают, что некоторые смягчения на границе возможны, но для того чтобы улучшения были существенными (например, приведение британских санитарных стандартов в соответствие со стандартами ЕС), Великобритании потребуется поступиться частью отвоеванного суверенитета, на что она вряд ли готова пойти [Counting the cost of Brexit's impact ... , 2021].

Сторонники Брексита посчитали, что в течение следующего десятилетия 90% мирового роста будет происходить за пределами ЕС. Собственный анализ правительства Великобритании показывает, что совокупная выгода от соглашений о свободной торговле с США, Канадой, Японией, Австралией и другими крупными странами добавит менее 0,5% к ВВП страны, что составляет небольшую часть потерь от выхода Британии из единого рынка ЕС [Post-Brexit Britain ... , 2020].

В 2020 г. Департамент международной торговли (Department for international trade) заключил 14 торговых соглашений со странами - не членами ЕС, среди которых как крупные страны типа Канады, Мексики, Южной Кореи и Турции, так и совсем слабые участники торговых отношений типа Камеруна и Северной Македонии. Всего с 2016 г. после проведения референдума было подписано 34 торговых соглашения; все они вступили в силу в 2021 г. В начале 2021 г. Великобрита-

89

ния объявила, что официально подаст заявку на присоединение к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транс-Тихоокеанском партнерстве (Comprehensive and progressive agreement for Trans-Pacific partnership), торговому блоку из 11 стран, включающему Японию, Австралию и Новую Зеландию [Britain has successfully rolled over ... , 2021].

Несмотря на все разговоры о том, что Британия открывает для себя новые рынки, работа Департамента торговли с момента его создания после референдума была сосредоточена на воспроизведении сделок, участником которых Британия уже была как член ЕС. Это примерно 40 торговых соглашений с 70 странами. Перенести эти договоренности на Великобританию в новом статусе оказалось непросто. Специалисты считают, что Британия добилась некоторых успехов в сделке с Японией, но проиграла в соглашениях со Швейцарией, Турцией и Норвегией [Britain has successfully rolled over ... , 2021].

Среди аргументов в пользу Брексита была идея о том, что Британия могла бы гораздо больше торговать с беднейшими странами мира. Утверждалось, что высокие тарифы ЕС создают непреодолимый барьер для сельскохозяйственной продукции развивающихся стран. Однако по правилам ЕС бедные страны не сталкиваются с тарифами при торговле любыми товарами, кроме оружия («everything but arms»). Более продвинутые страны, такие как Индия, пользуются пониженными на 2/3 тарифным ставками, которые могут быть сведены к нулю, если они присоединятся к 27 международным конвенциям, в том числе о трудовых правах, окружающей среде и т.п. [Brexit Britain wants to liberalise trade ... , 2021].

Тем не менее, Brexit предоставляет возможность для либерализации торговли с развивающимися странами. Одним из вариантов может быть значительное ослабление «правил происхождения» товара. Другим - расширение ассортимента товаров из стран с низким и средним уровнем дохода, которые подпадают под действие льготных тарифов. Например, включение в него некоторых химикатов, велосипедов, кожи и других товаров, которые не производятся самой Британией и потому не нуждаются в защите с помощью тарифных ограничений. Великобритания также может сократить количество конвенций, к которым должны присоединиться более бедные страны, чтобы их товары не облагались пошлинами [Brexit Britain wants to liberalise trade ... , 2021].

Насколько сами развивающиеся страны мира выиграют от таких изменений, зависит от того, как будут применяться новые правила. Слишком резкое снижение тарифов для стран со средним уровнем дохода может свести на нет преимущества беспошлинной торговли для их более слабых соседей в соответствии с концепцией эрозии преференций (preference erosion) [Brexit Britain wants to liberalise trade ... , 2021].

В январе 2022 г. Индия и Великобритания начали переговоры о соглашении о свободной

торговле. Соглашение, как ожидается, будет завершено через один год. В заявлении британского

правительства говорится, что сделка потенциально может удвоить экспорт Великобритании в Ин-

90

дию и увеличить двустороннюю торговлю до 38 млрд долл. в год к 2035 г. Обе стороны надеются, что сделка принесет огромные выгоды ряду отраслей промышленности - от производства продуктов питания и напитков до передовых технологий использования возобновляемых источников энергии [Sharma, 2022].

Особенно глубокие экономические и политические связи Великобритания имеет с США. Нью-Йорк и Лондон, два крупнейших финансовых центра мира, являются конкурентами, но они и взаимосвязаны. Почти пятая часть британского экспорта идет в Америку, более чем вдвое больше, нежели в Германию, следующего по величине партнера. На долю США приходится 15% от общего объема торговли Великобритании. Американские инвестиции в Британию обеспечивают, по оценкам, 1,5 млн рабочих мест. Великобритания обеспечивает более 10% американских зарубежных исследований и разработок [A weaker post-Brexit Britain ... , 2020].

Британию и США связывают общие ценности и давнее сотрудничество. В настоящее время обе стороны стремятся к всеобъемлющему соглашению о свободной торговле, которое могло бы устранить нетарифные барьеры. Участники ведущихся переговоров разделяют заинтересованность в надежной защите интеллектуальной собственности, признании профессиональной квалификации друг друга и поддержании свободного обмена данными [A weaker post-Brexit Britain ... , 2020]. При этом в некоторых важнейших областях, в частности в вопросе о пищевых стандартах, Британии придется выбирать между американской и европейской системами регулирования.

Влияние Брексита на бизнес в целом

По мнению специалистов, нетарифные барьеры имеют большее значение, чем тарифы, и они более всего влияют на услуги [Post-Brexit Britain ..., 2020]. При этом услуги были почти полностью исключены из TCA. Хотя, по оценкам, на услуги приходится 80% ВВП Великобритании и 40% ее экспорта. Считается, что больше всего от Брексита пострадал сектор финансовых услуг Великобритании, которая является вторым после США их экспортером в мире [Post-Brexit Britain ... , 2020].

Почти сразу же после Брексита амстердамские фондовые биржи стали вытеснять лондонские в качестве основных площадок для торговли европейскими акциями. В течение января 2021 г. лондонские платформы для торговли деривативами потеряли три четверти объемов операций в евро в Амстердаме и Нью-Йорке. ЕС до сих пор отказываются признавать финансовое регулирование Великобритании эквивалентным его собственному, и предоставлять статус «эквивалентности» («equivalence» status) различным видам ее финансовых услуг [The cost of Brexit becomes ... ,

2021]. Британским фирмам остаются две финансовые функции из 40 - расчетные и клиринговые1, которые они могут выполнять для клиентов из ЕС. И эти исключения являются временными; срок действия первых истек в июне 2021 г., а вторых истекает в июне 2022 г. [Brexit has caused ... , 2021]. По оценкам Управления национальной статистики (Office for National Statistics), экспорт финансовых услуг в ЕС во втором квартале 2021 г. сократился на 31%, или на 2 млрд ф. ст., по сравнению с аналогичным кварталом 2019 г. Экспорт финансовых услуг в другие страны вырос на 5% [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Финансовые учреждения начали готовиться к худшему сразу после референдума. Многие стали наращивать деятельность на континенте, европейские подразделения подали заявки на получение новых лицензий, которые позволили бы им продолжать оказывать финансовые услуги по всему ЕС. Британские финансовые организации при этом перевели на континент 7400 своих сотрудников. На удивление, эта цифра оказалась не такой уж большой. В Сити работают 190 тыс. специалистов в сфере финансов, и 1,1 млн заняты в сфере финансовых услуг по всей стране. Но вряд ли европейские регуляторы позволят британским финансистам сохранить практику финансового сопровождения сделок клиентов из ЕС. И сделки по покупке или продаже акций, заключаемые организациями ЕС, все чаще должны будут регистрироваться, например в Амстердаме, а не в Лондоне [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

По подсчетам специалистов консалтинговой компании Ernst&Young, когда стали известны итоги референдума, финансовые организации перевели на континент активы на сумму 1,3 трлн ф. ст. В аналитическом центре New Financial в апреле 2021 г. подсчитали, что около 900 млрд ф. ст. из этих средств составлял регулятивный капитал2 банков, переведенный в европейские банки. Очевидно, британские банки опасались того, что после Брексита в стране мог разразиться финансовый кризис [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Для бизнеса в целом Брексит принес более высокие издержки, чем ожидалось. За первые 11 месяцев 2021 г. таможенные платежи составили 3,9 млрд ф. ст., что на 25% больше в денежном выражении, чем за аналогичный период 2019 г. Задержки на таможне повлияли на торговлю с остальным миром. По данным Freightos, онлайн-рынка доставки, в начале 2021 г. стоимость отправки контейнера из Китая в Великобританию превысила стоимость отправки контейнера из Азии в Северную Европу [How a year outside the EU's legal. , 2022].

1 Клиринг (clearing) - безналичные расчеты между странами, компаниями, предприятиями и банками за поставленные друг другу товары, ценные бумаги или услуги, осуществляемые путем взаимного зачета исходя из условий баланса платежей.

2 Регулятивный капитал - основной инструмент регулирования деятельности банка со стороны надзорных органов. Он представляет собой минимальный размер достаточности собственных средств банка. Необходим для покрытия кредитного, рыночного и операционного рисков.

Грузоперевозки также становятся менее эффективными. Из-за сокращения экспорта доля большегрузных транспортных средств, идущих порожняком из материковой части Великобритании в ЕС, в 2021 г. была, по данным Управления государственного контроля (National Audit Office), примерно на 10 п.п. выше, чем в 2018 г. Особенно длинных очередей из грузовиков в начале 2021 г. не было только потому, что предприятия накопили запасы, а также из-за временной схемы «предварительной проверки» документов (temporary «pre-check» scheme), предполагающей что у водителей грузовиков, въезжающих из ЕС в Великобританию, документы оформлены правильно [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

В создавшихся условиях многие британские компании переносят свою деятельность на континент. Так, некоторые члены торговой Ассоциации химического бизнеса (Chemical Business Association) вывели свой бизнес в Европу или создали дочерние европейские организации. Компании JD Sports, ведущему британскому ритейлеру спортивной одежды, удалось снизить издержки Брексита, создав новый склад в Бельгии и расширив операции во Франции и Нидерландах. Известная сеть магазинов готовой одежды Marks & Spencer объявила об увеличении местных поставок в Ирландской Республике и реструктуризации операций в континентальной Европе, чтобы компенсировать новые пограничные расходы. Опросы показывают, что по меньшей мере 8% британских производственных предприятий и 12% предприятий оптовой и розничной торговли изменили свои цепочки поставок из-за новых торговых соглашений. Из последней группы около половины компаний заявили, что их расходы выросли [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

В 2021 г. Брексит отнял у Великобритании около 1б% ее прежнего товарооборота, подсчитал исследовательский институт «Центр европейских реформ» (Cener for European reforms - CER). Эксперты Центра пришли к такому выводу, сравнив положение в Британии с ситуацией в ее условном двойнике - группе стран, в которых динамика экономического роста и торговли была близка к британской до Брексита. Эксперимент позволил очистить эффект Брексита от проблем, вызванных пандемией, которая в равной степени затронула всю Европу [Калмыков, 2022].

Специалисты считают, что Брексит также наносит структурный ущерб экономике Британии. Экспортеры столкнутся с большим количеством барьеров, а отечественные фирмы будут встречать меньшую конкуренцию из-за рубежа. Барьеры в торговле в долгосрочной перспективе неизбежно скажутся на производительности. По прогнозу экспертов Управления по бюджетной ответственности (The Office for Budget Responsibility - OBR) и других специалистов, новые торговые отношения Великобритании с ЕС приведут к тому, что экономика страны будет примерно на 4% меньше, чем при членстве в ЕС. При этом ущерб от COVID-19 составил всего 3% [The cost of Brexit becomes ... , 2021]. Ожидается, что в результате Брексита производительность труда в Великобритании также снизится примерно на 4% в долгосрочной перспективе [How a year outside the EU's lega l ... , 2022].

Причины этого кроются, во-первых, в сокращении импорта товаров, капитала и рабочей силы ввиду выхода из единого европейского рынка. Во-вторых, в сокращении экспорта. Единый рынок ЕС давал британцам полмиллиарда потенциальных покупателей. Теперь между ними множество ограничений, бюрократических барьеров и формальностей.

Рынок труда после Брексита

Маастрихтский договор 1992 г. создал понятие европейского гражданства, превосходящее порой внутреннее законодательство отдельных стран ЕС, которое обязывает чиновников, руководителей в различных областях и судей относиться ко всем европейцам как к равным своим соотечественникам.

До Брексита граждане стран ЕС и Великобритании жили и работали как граждане одной страны: без виз, видов на жительство и разрешений на работу. Важно отметить, что после Брекси-та обе стороны договорились не допускать снижения стандартов в таких сферах, как права рабочих [Пудовкин, 2020 a].

На рынке труда Великобритании в последние годы стало резко не хватать работников самых разных специальностей: поваров, официантов, водителей большегрузных автомобилей, сезонных рабочих в полях. Большое количество рабочих из Европы разъехались после Брексита, потеряв право на работу. COVID-19 усугубил ситуацию. Из-за нехватки рук Британия впервые за последние десятилетия столкнулась с товарным дефицитом, прежде всего с нехваткой топлива на заправках: его некому было подвозить. По причине нехватки работников в Британии не смогли вырастить и забить традиционных индеек к Рождеству - пришлось завозить из Польши и Франции1 [Калмыков, 2022].

Опрос аналитического центра Ipsos mori for British Future показал, что в период с октября 2016 г. по июль 2021 г. доля тех, кто считает что иммигранты оказывают негативное влияние на Великобританию, довольно заметно снизилась [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

В 2019 и 2020 гг., когда все еще действовало свободное передвижение с ЕС, правительство страны провело совещательный опрос (deliberative poll), нечто среднее между опросом общественного мнения и фокус-группой, чтобы выяснить мнение избирателей по вопросу о том должны ли европейцы подавать заявление на въезд в Великобританию. По итогам опроса был сделан вывод: избиратели хотят иммиграционного контроля в интересах страны [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Что касается проживания граждан ЕС на территории Великобритании, то по введенной специальной процедуре под названием EU Settlement Scheme до 30 июня 2021 г. любой живущий в

1 Британцы съедают на Рождество 8-9 млн индеек. Последние 15 лет все они были выращены на островах. В 2021 г. впервые наблюдался их дефицит [Калмыков, 2022].

стране гражданин ЕС мог подать онлайн-заявку и получить либо временный (pre-settled status), либо постоянный (settled status) вид на жительство, в зависимости от того, прожил человек в Великобритании меньше или больше пяти лет [Вендик, 2021].

Но с 1 января 2021 г. граждане ЕС и приезжие из остальных стран смогут получить право поселиться в Великобритании, только если они набирают 70 баллов по разработанным правительством критериям. Этих критериев девять. Трем из них иммигрант должен будет соответствовать без условий и исключений, и они в сумме дают 50 баллов. Надо иметь приглашение на работу от зарегистрированной и реально работающей в Британии фирмы или организации (20 баллов), соответствующую работе квалификацию (20 баллов) и владение английским на необходимом уровне (10 баллов) [Балаева, 2020].

Остальным шести критериям иммигрант может соответствовать лишь выборочно: иметь ученую степень, обладать дефицитной специальностью, иметь гарантированно высокий уровень заработной платы (25,6 тыс. ф. ст. в год, примерно 31,2 тыс. долл.). При этом средняя зарплата в Британии в 2020 г. составила около 29 тыс. ф. ст. в год. Если иммигрант имеет дефицитную для страны специальность, то за это он тоже получит 20 баллов и даже сможет приехать на меньшую зарплату (но не меньше 20 480 ф. ст. в год) [Балаева, 2020]. Например, в 2021 г. Великобритания приняла на работу почти 100 тыс. гонконгцев на работу по уходу за пожилыми людьми [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Приходится делать и исключения. Департамент Правительства Великобритании, ответственный за иммиграционный контроль (Home Office), в конце 2021 г. согласился выдать 10,5 тыс. временных рабочих виз (на три месяца), поскольку выяснилось, что некому забивать свиней, разделывать птицу и развозить товары по магазинам на грузовиках [UK to offer ... , 2021]. Однако европейцы приезжать не спешили. На континенте зарплаты сопоставимы, а оформиться на работу проще. В итоге на 5 тыс. временных виз для птицефабрик спрос оказался вдвое ниже, на 5 тыс. водительских виз нашлось около 200 желающих, а на 800 вакансий на скотобойнях удалось привлечь лишь пару десятков работников [Калмыков, 2022].

Что сильнее подавило экономическую миграцию, пандемия или Брексит, подсчитать пока сложно. Каким бы ни было объяснение, специалисты считают, что правительство создало довольно либеральную иммиграционную систему. Рабочие места при соблюдении перечисленных выше условий могут быть заполнены людьми из любой точки мира [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Права граждан Великобритании на территории ЕС

После референдума по Брекситу многие граждане Великобритании, желающие сохранить право на работу и свободное передвижение, оформили второе гражданство одной из стран ЕС.

95

Британцы, поселившиеся на континенте до Брексита, сохранят все свои права в соответствии с соглашением о выходе из ЕС. Для всех остальных они исчезли 31 декабря 2021 г. То, как будут обращаться с британцами после этой даты, зависит теперь от правил, записанных в новом соглашении, и положений европейского законодательства, которые применяются ко всем «гражданам третьих стран», а также миграционных законов отдельных государств ЕС [How Brexit will change ... , 2021].

Гражданам стран ЕС и Британии теперь надо будет получать визы как для долговременного пребывания с целью учебы, работы или бизнеса, так и для краткосрочных поездок (до 90 дней в течение шести месяцев).

Пограничники с обеих сторон могут потребовать у путешественников подтверждения их планов, обратного билета и того, что у них достаточно денег для проживания. Так, Eurostar настоятельно призвала своих пассажиров прибывать на вокзал пораньше для проверки паспортов и документов. Британцы утратят право свободного прохода (automatic passport gates) через паспортный контроль, и будут получать штамп в паспорт при пересечении границы ЕС [How Brexit will change ... , 2021].

Бизнесмены смогут посещать ЕС на срок до 90 дней для деловых переговоров и встреч, торговых ярмарок или конференций. Но для работы, предоставления разного рода услуг, выступлений артистов и музыкантов потребуется рабочая виза, а во многих регулируемых секторах также регистрация в качестве местного специалиста. Визовая политика в значительной степени зависит от национальных правительств, которые имеют свои собственные критерии квалификации, языковые требования и сборы, диктуемые потребностями рынка труда. Британские студенты, например, скорее всего будут платить гораздо более высокую плату за места в европейских университетах, чем граждане ЕС [How Brexit will change ... , 2021]. Полученные в Великобритании профессиональные дипломы перестанут автоматически признаваться в ЕС; в программе обмена студентами и преподавателями «Эразмус» Великобритания участвовать не будет [Пудовкин, 2020 a].

Автомобилистам необходимо будет иметь при себе грин-карту, подтверждающую действительность их страховки. Законы ЕС запрещают операторам мобильной связи взимать плату за ро-уминг на всей его территории, но плата за роуминг для британских граждан в Европе восстановлена. Великобритания выходит из режима паспортов прививок домашних животных ЕС, который позволяет путешествующим брать своих питомцев с собой за границу. Владельцам собак и кошек нужно будет получать от ветеринара сертификат о состоянии здоровья животного каждый раз когда они, например, хотят взять питомца с собой за границу на время отдыха [How Brexit will change ... , 2021].

В каждой стране существуют свои правила для постоянного проживания иностранных пенсионеров. Британским пенсионерам, как и другим иностранцам, теперь нужно подтверждать свой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

96

минимальный доход и оформлять медицинскую страховку. Однако Британия надеется сохранить вариант европейской карты медицинского страхования, которая предоставляет отдыхающим экстренную медицинскую помощь на континенте [How Brexit will change ... , 2021].

Проблемы регулирования

В правительстве Великобритании активно изучают возможности и преимущества Брексита для экономики. В мае 2021 г. было создано Подразделение по возможностям Брексита (Brexit Opportunities Unit) при Кабинете министров, а в июне целевая группа по инновациям, росту и реформе регулирования рекомендовала ослабить «обременительные» для бизнеса требования к раскрытию информации для некоторых финансовых продуктов и заменить Общие правила ЕС о защите данных (EU's General Data Protection Regulation) на Правила для граждан Великобритании (UK Framework of Citizen Data Rights [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Аналитический центр «Великобритания в меняющейся Европе» (UK in a Changing Europe) выявил 38 примеров существенных расхождений в регулировании в Британии и ЕС [How a year outside the EU's legal ... , 2022]. Например, в отношении оказания государственной поддержки компаниям британский формат регулирования - более гибкий и менее забюрократизированный [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Однако когда Великобритания стала предлагать производителям более индивидуализированное регулирование в соответствии с их потребностями, не все это поддержали. Ассоциация производителей химической продукции в частности заявляет, что для торговли химическими веществами с ЕС производителям важно сохранить единые с ЕС стандарты и правила. Половина британских экспортеров, опрошенных Британской торговой палатой, заявили что хотят придерживаться системы маркировки безопасности и качества товаров, принятой в ЕС [How a year outside the EU's legal ... , 2022].

Британской экономике нужно «меньше регулирования и действительно меньше налогообложения», - заявил Борис Джонсон в речи перед Конфедерацией британской промышленности (Confederation of British Industry) в ноябре 2021 г. После референдума по Брекситу политики обсуждали, какие правила ЕС следует отменить, а какие усилить. Столь же важным является будущее органов, которые обеспечивают соблюдение этих правил. После Брексита основным британским регулятором стало Управление по конкуренции и рынкам (Competition and Markets Authority - CMA), наделенное новыми обязанностями, ресурсами и полномочиями [Britain's competition regulator ... , 2021].

CMA берет на себя мониторинг сложных трансграничных слияний (раньше этим в отношении британских компаний занималась ЕК). Более строгий режим слияний направлен на прекращение «убийственных приобретений» - покупок инновационных компаний конкурентами с целью их

97

закрытия. Новое консультативное подразделение CMA по субсидиям будет осуществлять надзор за распределением государственных средств, а Управление по внутреннему рынку (Office for the internal market) - следить за торговыми отношениями между Англией, Шотландией и Уэльсом [Britain's competition regulator ... , 2021].

CMA будет также осуществлять надзор за такими технологическими гигантами, как Google и Facebook. Новое подразделение по цифровым рынкам (Digital Markets Unit) будет вводить индивидуальные кодексы поведения для крупнейших компаний. Специалисты считают, что такие кодексы являются скорее следованием правилам ЕС, чем самостоятельным подходом [Britain's competition regulator ... , 2021].

В ЕС утверждали, что существенное расхождение в регулировании неизбежно означает усложнение торговых взаимоотношений и несет значительные экономические потери. Анализ, проведенный ЕС в 2019 г., показал что долгосрочные потери ВВП на душу населения при незначительных расхождениях в законодательстве (например, Норвегии и ЕС) составляют около 1,4%; при существенном расхождении они составили бы 4,9% [Britain's regulatory-divergence ... , 2020].

Британские производители в массе своей настроены против расхождений в регулировании в Великобритании и ЕС. Конфедерация британской промышленности (Confederation of British Industry - CBI) и крупнейший профсоюз Unite не раз заявляли о негативных последствиях расхождения в регулировании. Обещания, что любые расхождения будут отвечать интересам Великобритании, не слишком их успокаивают. Например, около 80% продукции автомобильной промышленности Британии экспортируется, и более половины этого экспорта идет в ЕС. Расхождение в регулировании будет означать, что автомобили и запчасти будут подвергаться проверке на соответствие требованиям в обоих направлениях, что приведет к увеличению затрат и задержек [Britain's regulatory-divergence ... , 2020].

Но расхождения неизбежны, и правила регулирования будут становиться все более специфическими. Это принесет как выгоды, так и издержки. Например, возврат контроля над режимом НДС позволит Казначейству страны отменить ставки НДС для некоторых товаров [Britain's regulatory-divergence . , 2020]. Продвигаться в сфере финансов, в частности развивать цифровые финансовые технологии, Британии будет легче, имея собственные рычаги регулирования.

Регулирование в Великобритании формировалось в течение длительного времени и основывается на прецедентах. Европейское регулирование, напротив, кодифицировано, что приводит к большому количеству предписывающих деталей в ведении бизнеса. По словам британских специалистов, само слово «директива» вселяет страх в руководителей предприятий. Например, затраты британских финансовых компаний на соблюдение изменений в Директиве ЕС о рынках финансовых инструментов, которые вступили в силу в 2018 г., оцениваются в 2,5 млрд евро (2,75 млрд

долл.). Причем бремя такого регулирования, увеличивающего издержки, особенно тяжело для ма-

98

лых фирм. В целом политика ЕС - более протекционистская, чем у Великобритании. Например, последняя уже отходит от требования, чтобы неограниченные права на полеты в пределах ЕС имели только авиакомпании, на 50% принадлежащие местным собственникам [Britain's regulatory -divergence . , 2020].

Регулирование в научной сфере Британии тоже скорее всего будет отличаться от европейского. Эмпирический подход Великобритании к интеллектуальной жизни делает ее более свободной, в то время как «принцип предосторожности» (precautionary principle), которого придерживаются в Европе, ее сдерживает. Этот принцип гласит, что должны быть научные доказательства, подтверждающие, что что-то - безопасно, чтобы это было разрешено. По мнению специалистов из США, такой подход ненаучен - наоборот, для того, чтобы продукт был запрещен, должны быть научные доказательства того, что он небезопасен [A weaker post-Brexit Britain ... , 2020].

Например, в июле 2018 г. Европейский суд постановил, что растения, полученные с помощью современных форм мутагенеза, примером которых является редактирование генов, подпадают под действие директивы ЕС о ГМО от 2001 г. Законодательство о ГМО является столь сложным, а следование ему таким дорогостоящим, что фактически равносильно запрету. Марк Уолпорт (Mark Walport), исполнительный директор Британского отдела исследований и инноваций (UK Research and Innovation - UKRI)1, считает что ученым станет проще работать «в контексте британского общества, которое в целом очень позитивно относится к науке» [Britain's regulatory-divergence . , 2020].

Одним из подходов, который, вероятно, и будет широко использоваться, является «регуля-торная песочница» (regulatory sandbox): регулирующие органы разрешают использование какой-либо инновации в ограниченных масштабах и отслеживают ее последствия. Если риски кажутся низкими, то новой практике разрешается более широкое применение [Britain's regulatory-divergence . , 2020].

Великобритания покинула ЕС как раз в тот момент, когда там разрабатывается регулирование использования искусственного интеллекта (ИИ) в секторах, которые подвержены особому риску, таких как здравоохранение и транспорт. Специалисты предполагают, что европейские правила будут чрезмерно жесткими и бескомпромиссными. Британия готовит собственные правила использования ИИ. В настоящее время в мире складывается три режима регулирования этой сферы - европейский, американский и китайский. Британские правила могут оказаться ближе к американским, чем к правилам ЕС.

1 Вневедомственный государственный орган правительства Соединенного Королевства, который руководит финансированием исследований и инноваций за счет научного бюджета государственного Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии.

В ЕС подсчитали, что британская промышленность могла бы экономить 4,7 млрд евро в год, отступая от правил ЕС, касающихся промышленных выбросов и загрязнения атмосферы. Тем не менее, специалисты уверены, что Британия вряд ли пойдет на такого рода дерегулирование из-за влиятельного «зеленого» движения. Сообщается, что правительство склонно следовать линии ЕС относительно выбросов в атмосферу [Britain's regulatory-divergence ... , 2020].

Самые большие споры между ЕС и Великобританией ведутся по поводу регулирования рыболовства и сельского хозяйства. Хотя продукция фермеров и рыбаков, которые с энтузиазмом проголосовали за Brexit, составляет крошечную долю ВВП - 0,6% и менее 0,1% соответственно [Britain's regulatory-divergence ... , 2020].

Новый правительственный законопроект о сельском хозяйстве предлагает государственные субсидии фермерам, которые способствуют общественному благосостоянию. В будущем им будут платить за улучшение содержания животных, качества воздуха и воды. Но вот их будущее выглядит пока неопределенным. В ЕС фермеры пользовались мощью французского сельскохозяйственного лобби, которое обеспечило высокие субсидии сельскому хозяйству. Британские фермеры не обладают таким влиянием. Сокращение субсидий - не единственный риск, с которым они столкнутся. Доступ к британскому рынку хотят получить фермеры из США для поставок курятины, промытой хлором, и говядины, содержащей гормоны роста. Британские фермеры опасаются, что их интересы могут быть принесены в жертву необходимости заключения торгового соглашения с США [Britain's regulatory-divergence ... , 2020].

Во время многолетних переговоров о выходе Великобритании из Европейского союза ЕС особенно волновал вопрос, будет ли она после Брексита субсидировать отечественные фирмы, чтобы помочь им в конкурентной борьбе.

Ограничения на государственную помощь необходимы для функционирования единого рынка ЕС. Они гарантируют, что правительства стран ЕС не используют государственные деньги для предоставления отечественным компаниям преимущества перед другими в рамках торгового союза. Любая государственная поддержка, способная исказить рынки, запрещена, если только она прямо не подпадает под так называемое «исключение из блока» (block exemption), например для инфраструктурных или экологических проектов, или если разрешение предоставлено Европейской комиссией [Post-Brexit, state aid ... , 2021].

Напротив, после выхода из ЕС субсидии в Великобритании разрешены до тех пор, пока они соответствуют общим принципам соотношения цены и качества, не поддерживают обанкротившиеся фирмы и не предназначены просто для перемещения рабочих мест из одной части Соединенного Королевства в другую. Новое подразделение в CMA будет давать консультации по вопросам государственной поддержки центральному правительству, администрациям в Шотландии и

Уэльсе и другим местным органам власти. Окончательное решение о выделении субсидии принимается правительством страны [Post-Brexit, state aid ... , 2021].

Брексит предоставил Великобритании возможность адаптировать систему государственной помощи к потребностям предпринимателей. Но сама эта возможность создает проблемы для правительства. Отказ от правил ЕС может привести к возвращению к политики дирижизма, когда правительство активно вмешивалось в управление экономикой [Post-Brexit, state aid ... , 2021].

Оправданны ли такие опасения, пока не ясно. Для местных властей отказ от правил ЕС означает, что принятие решения о выделении средств с точки зрения его эффективности, а не с точки зрения соответствия европейскому законодательству, требует от государственных органов и официальных лиц более тщательного подхода. Специалисты считают, что новая система может также заставить политиков быть более открытыми: им придется объяснить, куда и почему они хотят или не хотят расходовать средства, а не ссылаться, как прежде, на правила ЕС [Post-Brexit, state aid ... , 2021].

Протокол по Северной Ирландии

Один из самых сложных вопросов в процессе Брексита касается положения Северной Ирландии. Протокол по Северной Ирландии - это раздел Соглашения, по которому Северная Ирландия, покинувшая Евросоюз в составе королевства, осталась членом таможенного союза ЕС. Этот двойной статус позволил избежать появления границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия, однако потребовал ввести контрольные процедуры в североирландских портах при поставке в страну товаров из других частей Соединенного Королевства.

Предшественница Б. Джонсона Тереза Мэй долго не могла договориться об условиях Брек-сита и не знала, как решить вопрос с Северной Ирландией, где длительное время было неспокойно из-за столкновений между протестантами и католиками. Белфастское соглашение 1998 г., положившее конец кровопролитию, предполагает отсутствие границы с Ирландией, входящей в ЕС [Калмыков, 2022]. Протокол по Северной Ирландии занимает центральное место в Соглашении по Брекситу. Согласование его в декабре 2019 г. было представлено как триумф, поскольку в соответствии с ним Северная Ирландия продолжает пользоваться преимуществами членства в ЕС, оставаясь частью Великобритании.

Стороны договорились не возводить сухопутную границу между Республикой Ирландией и Северной Ирландией. Однако, чтобы избежать неконтролируемого ввоза британской продукции в Республику Ирландия - члена ЕС, вводится фактическая таможенная граница между Северной Ирландией и Великобританией в Ирландском море. На самом острове Ирландия граница должна оставаться прозрачной и свободной от проверок ради сохранения вышеупомянутого Белфастского соглашения 1998 г.

Тем не менее, после выхода Британии из ЕС из-за многочисленных бюрократических сложностей поставки британской продукции в Северную Ирландию были существенно затруднены, что вызвало недовольство местного населения [Калмыков, 2022].

В частности, животные и продукты животного происхождения, поставляемые из Великобритании в Северную Ирландию, подвергаются тем же нетарифным барьерам в торговле, что и при поставках из Великобритании в ЕС. Смягчить воздействие Протокола можно, например, путем согласования законодательства Великобритании с соответствующими частями законодательства ЕС и присоединения Великобритании к общей ветеринарной зоне, как в соглашении между Швейцарией и ЕС [The Northern Ireland protocol is up for discussion ... , 2021].

Официальное соответствие Великобритании стандартам ЕС в области ветеринарии и безопасности пищевых продуктов позволило бы свести к минимуму проверки продуктов питания, напитков и растений, перемещающихся между Великобританией и Северной Ирландией, и помогло бы тем самым британскому экспорту в ЕС. Специалисты утверждают, что это решает 80% проблем таможенного регулирования. Однако Великобритания этот вариант отвергает, опасаясь за свой суверенитет, а также потому что принятие стандартов ЕС на продукты питания снижает шансы на заключение соглашения о свободной торговле с США. При этом США заявили, что любое нарушение Протокола по Северной Ирландии сделает заключение торгового соглашения невозможным [Hopes of a better post-Brexit relationship ... , 2021].

В первом квартале 2021 г. 20% пограничных проверок ЕС проходили именно в Северной Ирландии. В июле 2021 г. британское правительство предложило радикально пересмотреть почти все меры контроля и отменить Протокол по Северной Ирландии из-за его якобы плохой проработки. В ответ в октябре того же года ЕК предложила компромисс: сохранить Протокол, но сократить проверки, особенно на охлажденное мясо и лекарства, и исключить из протокола продукты, предназначенные для потребления только в Северной Ирландии. Это могло бы вдвое сократить существующие меры контроля [The Northern Ireland protocol is up for discussion ... , 2021]. Предложено было также вдвое сократить перечень таможенных документов для транспортных компаний [Why are UK and EU still fighting ... , 2021].

При этом, отстаивая свой суверенитет, британская сторона настаивает на устранении роли Европейского суда (European court of justice - ECJ) в решении экономических споров в рамках Брексита [The Northern Ireland protocol is up for discussion ... , 2021].

В ЕС же подозревают, что Протокол по Северной Ирландии был принят Великобританией без намерения его применять, и его нарушение вряд ли облегчит согласие по другим вопросам. Маловероятно, что ЕС сможет согласиться и с позицией Великобритании по Европейскому суду, который имеет важное значение для правового порядка единого рынка. При этом британская сторона отвергает альтернативы. Например, норвежский вариант присоединения к Европейской ассо-

102

циации свободной торговли (ЕАСТ), который предполагает принятие решений Европейским судом, или швейцарский вариант участия в ветеринарной зоне ЕС, позволяющий ей избежать проверок продуктов питания. В самой Северной Ирландии бизнес и большинство избирателей поддерживают компромиссные варианты Протокола, предложенные ЕС, и не против участия Европейского суда в решении спорных вопросов [The Northern Ireland protocol is up for discussion ... , 2021].

В ЕС опасаются, что британское правительство введет в действие ст. 16 Протокола, которая допускает одностороннее приостановление действия некоторых его разделов, если возникают существенные препятствия торговле. Такой шаг вполне может спровоцировать ответные меры, включая приостановление части или всей торговой повестки Великобритании с ЕС. Одностороннее прекращение контроля за товарами, поступающими в Северную Ирландию, может привести к установлению жесткой границы между севером и югом страны [The Northern Ireland protocol is up for discussion ... , 2021].

Обращение Великобритании к ст. 16 Протокола официальные лица в ЕС назвали «ядерным вариантом» (nuclear option). В ответ ЕС может принять разные меры, например начать судебные разбирательства, если британское правительство просто продлит льготные периоды для импорта охлажденных продуктов питания или растений в Северную Ирландию. Однако ЕС будет более решительно реагировать на то, что сочтет непропорциональным и незаконным нарушением договора, вплоть до расторжения торгового соглашения. Официальные шаги по расторжению Соглашения возможны, если Великобритания не докажет, что таможенные проверки, якобы необходимые для предотвращения беспошлинного проникновения британских товаров на рынок ЕС, являются чрезмерными. Но более вероятным является начало новых сложных переговоров, которые могут продлиться большую часть 2022 г. Протокол останется формально в силе, но не будет применяться в полной мере. Результатом будет сохраняющаяся неопределенность для бизнеса по обе стороны ирландской границы [The Northern Ireland protocol is under threat ... , 2021].

Проблемы рыболовства

Изначально Великобритания хотела закрыть свои воды для иностранных рыбаков. ЕС добивался, чтобы моряки из нескольких европейских стран все же могли продолжить здесь промысел и после окончания переходного периода Брексита. В результате было решено, что в течение следующих пяти с половиной лет суда из ЕС могут ловить рыбу в британских водах, но не дальше чем на 6-12 морских миль от границ. Для этого европейским рыбакам нужна лицензия, получить которую можно, доказав что они занимались промыслом в этих местах еще до Брексита (в 2012-2016 гг.) [Беляев, 2021]. В течение указанного периода квоты стран Евросоюза на вылов рыбы в британских водах будут постепенно сокращаться до уровня в 75% от того, что было до Брексита. До-

103

ли вылова рыбы в водах обеих сторон должны будут устанавливаться ежегодно дополнительными соглашениями [Пудовкин, 2020 a].

Экспорт выращенной рыбы теперь также обременен бюрократическими процедурами. Если в декабре 2020 г. рыба, выращенная на шотландских фермах, могла беспрепятственно перемещаться по всему Европейскому союзу, то теперь она проходит санитарные и фитосанитарные проверки соответствия стандартам ЕС (sanitary and phytosanitary checks - SPS) на границе. В январе 2021 г. экспорт британского лосося в ЕС упал на 98% по сравнению с январем 2020 г. В феврале 2021 г. стоимость экспорта лосося восстановилась до 25,6 млн ф. ст., но она была более чем на 10% меньше по сравнению с предыдущим годом. Для примера: Норвегия не является членом ЕС, но находится внутри единого европейского рынка, и выращенный на норвежских фермах лосось не подлежит проверке по SPS [Norway shows the scale ... , 2021].

Катастрофическое падение экспорта Великобританией лосося в январе 2021 г. отразило трудности перехода от открытой границы к сложной системе санитарных проверок. Экспортеры жалуются, что разные государства ЕС применяют правила с разной степенью строгости, что значительно усложняет задачу их соблюдения. Новые проверки увеличивают затраты и бюрократию, препятствуя нормальной торговле [Norway shows the scale ... , 2021].

Ожидалось, что после Брексита британские рыбаки добьются большего успеха, чем в рамках общей политики ЕС в области рыболовства (common fisheries policy - CFP). И для этого были основания. Права на вылов рыбы по странам Европы распределяются в соответствии с тем, как они вели промысел в середине 1970-х годов. Многие из крупнейших британских рыболовецких судов в те годы вели промысел вблизи и вокруг Исландии, которая тогда не запрещала иностранным судам заходить в свои территориальные воды. Поэтому Британия получила, например, небольшую квоту на вылов трески в проливе Ла-Манш [British fishermen have not escaped ... , 2021]. Однако в настоящее время ситуация с промысловыми ресурсами рыбы в Мировом океане сильно изменилась, и противоречия между странами по вопросу величины квот на ее вылов нарастают.

Об остроте проблемы в рыболовной отрасли свидетельствует инцидент, произошедший в мае 2021 г. вблизи острова Джерси, который не является частью территории Великобритании, но находится под ее протекторатом. С 1 января 2021 г. власти острова получили право самостоятельно выдавать лицензии на ловлю рыбы по заявкам европейских рыбаков. Для этого последние должны предоставить данные, свидетельствующие о том, что ловили здесь рыбу в течение пяти лет до референдума в 2016 г. В апреле 2021 г. французские рыбаки получили на порядок меньше разрешений на промысел. Кроме того, лицензии дали только судам размером больше 12 м, хотя у многих французских рыбаков суда меньше и на них нет оборудования, позволяющего доказать историю промысла в водах Джерси [Беляев, 2021].

В ответ власти Франции заявили, что если британская сторона продолжит ограничивать доступ французским рыболовам в воды Джерси, она может отрезать остров от электроэнергии, 95% которой поступает туда с ее территории. Были также закрыты все официальные французские представительства на острове и прозвучала угроза запретить импорт продукции с острова во Францию. Дело дошло до того, что у берегов Джерси появились военные корабли обеих сторон [Беляев, 2021].

ЕС поддержал французскую сторону, обвинив Великобританию в нарушении торгового соглашения по Брекситу [A fish fight ... , 2021]. К счастью, конфликт удалось погасить, объяснив все бюрократическими проволочками [Беляев, 2021].

В конце 2021 г. Великобритания и ЕС договорились о квотах на вылов примерно 100 видов рыбы в прибрежных водах обеих сторон1 [EU, UK reach fishing deal ... , 2021]. Однако в долгосрочной перспективе важно не то, как делится рыба у берегов Британии, а то, сколько ее там. Следование на протяжении многих лет CFP с необоснованными в научном плане квотами привело к истощению промысловых ресурсов океана. В 2019 г. вылов Великобритании донной рыбы, такой как треска и пикша, составил лишь пятую часть от уровня 1970 г. Британским и другим европейским политикам следовало вначале послушать рекомендации ученых - биологов и экологов, а затем делить квоты на вылов рыбы. Учитывая способность рыбы мигрировать, в долгосрочной перспективе британским рыбакам выгодно, чтобы Соглашение связывало их с ЕС и заставляло всех ловить рыбу по единым правилам [British fishermen have not escaped ... , 2021].

Полный отказ от международного и регионального регулирования вылова дикой рыбы, вполне вероятно, обернется катастрофой. Например, Исландия, Норвегия и Фарерские острова контролируют свои воды и периодически ссорятся с ЕС из-за квот на рыбу. Когда переговоры срывались, страны возвращались к установлению своих собственных квот, которые как правило значительно превышали ранее оговоренный уровень [British fishermen have not escaped ... , 2021]. Самостоятельный контроль со стороны Британии за промыслом рыбы в прибрежных водах может серьезнее, чем в случае Исландии, Норвегии или Фарерских островов, осложнить ее отношения с ЕС, поскольку в Ла-Манше и Северном море водится больше коммерчески значимых видов рыб. Поэтому чем теснее британские рыбаки связаны с ЕС, тем лучше для них и для экологии, считают специалисты [British fishermen have not escaped ... , 2021].

Заключение

Экономические последствия Брексита только начинают проявляться. Многие его детали, так же как и размеры потерь или выгоды, далеко не ясны. Частично картину смазывают борьба с COVID-19, отсутствие окончательных договоренностей, в частности по североирландскому про-

1 Соглашение не касается вопросов вылова рыбы вблизи Нормандских островов.

105

токолу, и отсрочка некоторых ограничений в торговле. Но влияние пандемии со временем пройдет, а вот проблемы, возникающие из-за Брексита, предстоит решать еще долго [Post-Brexit Britain ... , 2020].

Опрос, проведенный в конце 2021 г. Ipsos mori для брюссельского форума ЕС-Великобритания, показал что 78% британцев выступают за тесные отношения с ЕС. Однако только 41% ожидают, что это возможно. Позиция обеих сторон не дает особого повода для оптимизма [Hopes of a better post-Brexit relationship ... , 2021].

С тех пор как Б. Джонсон стал премьер-министром, он часто называл страны ЕС «друзьями и партнерами». Многие тогда верили, что как только Брекзит будет завершен, между сторонами станет возможно более тесное сотрудничество по разным направлениям. Даже те, кто критиковал заключенное Соглашение, надеялись что взаимодействие по вопросам, касающимся например защиты окружающей среды или внешней политики, позволит Великобритании и ЕС наладить отношения. Однако и год спустя позиции сторон не сблизились. В пандемию проявлению острых противоречий способствовала вакцинная война. Правительство Джонсона хвасталось своими успехами в области разработки вакцины и вакцинации населения, достигнутыми в частности за счет того, что компания AstraZeneca не поставляла в ЕС законтрактованные дозы, отправляя все в первую очередь в Великобританию. Это представлялось как доказательство правильности решения покинуть ЕС [Hopes of a better post-Brexit relationship ... , 2021].

Россию соперничество англо-саксонского мира и Европы затрагивает косвенно. Однако после начала спецоперации на Украине между Великобританией и ЕС возникли новые противоречия, которые касаются санкционной антироссийской политики. Британское руководство призывает ЕС полностью отказаться от импорта российских энергоносителей до конца 2022 г. При этом сама Британия практически не зависит от поставок газа из России, которые составляют всего 4%, в то время как для континентальной Европы их доля достигает 40% [ЕС и Британия разошлись . , 2022]. В стране даже начали звучать призывы наложить санкции на Германию, которая не собирается отказываться от российского газа в ближайшие несколько лет [В Лондоне заговорили о санкциях . , 2022].

Б. Джонсон придерживается мнения, что в долгосрочной перспективе ослабление связей с хронически медленно развивающимся европейским континентом и переход на альтернативный проект «через Атлантику в Азию» - лучший способ обеспечить будущее процветание Великобритании. При этом, сохраняя большую дистанцию с ЕС, легче обвинять в проблемах, возникающих в результате Брексита, европейскую бюрократию и протекционизм [Hopes of a better post-Brexit relationship ... , 2021].

Тем не менее, сторонам еще предстоит договориться об отношениях в сферах, которые не

были урегулированы Соглашением. В частности, это касается сферы услуг, особенно финансовых,

106

которые охватываются торговой сделкой пока лишь частично. Самой сложной задачей остается достижение согласия по Северной Ирландии. Проблемы с имплементацией Протокола может перерасти в полномасштабную торговую войну, которая ударит по британской экономике сильнее, чем по экономике объединенной Европы [Why are UK and EU still fighting ... , 2021].

Список литературы

1. Бадаева Е. Проходной балл: из-за новой системы оценки мигрантов Британии грозит кризис // Смотрим. - 2020. - 23.05. - URL: https://smotrim.ru/audio/2492064 (дата обращения 19.02.2022).

2. Беляев Д. Право на улов. Что Франция и Великобритания не поделили в Ла-Манше // ТАСС. - 2021. - 07.05. - https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/11321953 (дата обращения 12.02.2022).

3. ВВП Великобритании по годам: 1980-2021 // Global finance. - URL.: http://global-finances.ru/vvp-velikobritanii-po-godam/ (дата обращения 25.02.2022).

4. Вендик Ю. Граждан ЕС в Британии - в полтора раза больше, чем думали власти // Век. - 2021. - 05.07. - URL: https://wek.ru/v-velikobritanii-v-poltora-raza-bolshe-grazhdan-es-chem-dumali-vlasti (дата обращения 19.02. 2022).

5. В Лондоне заговорили о санкциях против Германии, получающей газ из России // Московский комсомолец. - 2022. - 32.04. -URL: https://www.mk.ru/politics/2022/04/23/v-londone-zagovorili-o-sankciyakh-protiv-germanii-poluchayushhey-gaz-iz-rossii.html (дата обращения 26.04.2022).

6. ЕС и Британия разошлись по санкциям против российских энергоносителей // РБК. - 2022. - 08.03. - URL: https://www.rbc.ru/ economics/08/03/2022/622793ba9a7947180e01950c (дата обращения 26.04.2022).

7. История отношений Великобритании и ЕС // РИА Новости. - 2016. - 23.06. - URL: https://ria.ru/20160623/1449635164.html (дата обращения 24.01.2022).

8. Калмыков А. Брексит год спустя. Выиграла или проиграла Британия от выхода из Евросоюза? // Политота. - 2022. - 03.01. -URL: http://polit.reactor.cc/post/5044616 (дата обращения 19.02.2022).

9. Пудовкин Е. Великобритания и ЕС согласовали развитие отношений после Brexit // РБК. - 2020 a. - 25.12. - https://www.rbc.ru/ politics/25/12/2020/5fe509369a7947a13028a79a (дата обращения 20.01.2022).

10. Пудовкин Е. Великобритания провела последний день в ЕС. Что изменится в Соединенном Королевстве сразу после Brexit и что произойдет потом // РБК. - 2020 b. - 31.01. - https://www.rbc.ru/politics/31/01/2020/5e3027879a7947bf3b79d390 (дата обращения 24.01.2022).

11. Табак М. Кэмерон разрешил спор с ЕС и добился «особого статуса» для Британии // РИА Новости. - 2016. - 20.02. - URL: https://ria.ru/20160220/1377570751.html?in=t (дата обращения 24.01.2022).

12. A fish fight between Britain and France // The Economist. - 2021. - 08.05. - URL: https://www.economist.com/britain/2021/05/08/a-fish-fight-between-britain-and-france (дата обращения 14.022.2021).

13. A weaker post-Brexit Britain looks to America // Economist. - 2020. - 30.01. - URL: https://www.economist.com/briefing/2020/01/30/ a-weaker-post-brexit-britain-looks-to-america?cid1=cust/dailypicks1/n/bl/n/20200131n/owned/n/n/dailypicks1/n/n/e/392136/n (дата обращения 23.01.2022).

14. Brexit Britain wants to liberalise trade with poor countries // Economist. - 2021. - 14.08. - URL: https://www.economist.com/ britain/2021/08/14/brexit-britain-wants-to-liberalise-trade-with-poor-countries (дата обращения 17.02.2022).

15. Brexit has caused very few finance jobs to leave London // Economist. - 2021. - 01.05. - https://www.economist.com/britain/2021/05/ 01/brexit-has-caused-very-few-finance-jobs-to-leave-london (дата обращения 01.02.2021).

16. Britain's competition regulator is beefing up // Economist. - 2021. - 27.11. - URL: https://www.economist.com/britain/2021/11/27/bri tains-competition-regulator-is-beefing-up (дата обращения: 28.01.2022).

17. Britain has successfully rolled over the EU's trade deals // Economist. - 2021. - 30.01. - URL: https://www.economist.com/britain/ 2021/01/30/britain-has-successfully-rolled-over-the-eus-trade-deals (дата обращения 02.02.2022).

18. British fishermen have not escaped the Common Fisheries Policy // Economist. - 2021. - 07.09. - URL: https://www.economist.com/ britain/2021/01/09/british-fishermen-have-not-escaped-the-common-fisheries-policy (дата обращения 05.02.2022).

19. Britain's regulatory-divergence dilemma // Economist. - 2020. - 30.01. - URL: https://www.economist.com/britain/2020/01/30/britains-regulatory-divergence-dilemma?cid1=cust/dailypicks1/n/bl/n/20200131n/owned/n/n/dailypicks1/n/n/e/392136/n (дата обращения 21.01.2022).

20. Cahill H. Russian sanctions are set to cost the UK economy £6 bn over nine years // The Telegraph. - 2022. - 24.04. - URL: https://www.telegraph.co.uk/business/2022/04/24/russian-sanctions-set-cost-uk-economy-6bn-nine-years/ (дата обращения 25.04.2022).

21. Counting the cost of Brexit's impact on trade // Economist. - 2021. - 27.02. - URL: https://www.economist.com/britain/2021/02/24/ counting-the-cost-of-brexits-impact-on-trade (дата обращения 02.02.2022).

22. EU, UK reach fishing deal on their shared stocks // AP News. - 2021. - 22.12. - URL: https://apnews.com/article/lifestyle-business-environment-united-kingdom-fish-1fe0b82d1dd8c4cf956098e899a0e0d5 (дата обращения 25.01.2022).

23. Hopes of a better post-Brexit relationship with the EU are fading // Economist. - 2021. - 27.03. - URL: https://www.economist. com/britain/2021/03/27/hopes-of-a-better-post-brexit-relationship-with-the-eu-are-fading (дата обращения 01.02.2021).

24. How a year outside the EU's legal and trading arrangements has changed Britain // Economist. - 2022-01.01. - URL: https ://www.economist.com/britain/2022/01/01/how-a-year-outside-the-eus-legal-and-trading-arrangements-has-changed-britain (дата обращения 26.01.2022).

25. How Brexit will change Britons' lives // The Economist. - 2021. - 02.01. - URL: https://www.economist.com/britain/2021/01/02/how-brexit-will-change-britons-lives (дата обращения 07.02.2022).

26. Norway shows the scale of salmon farmers' Brexit problems // Economist. - 2021. - 01.05. URL: https://www.economist. com/britain/2021/05/01/norway-shows-the-scale-of-salmon-farmers-brexit-problems (дата обращения 01.02.2022).

27. Post-Brexit Britain may find trade deals hard to negotiate // Economist. - 2020. - 30.01. - https://www.economist.com/britain/2020/01/ 30/post-brexit-britain-may-find-trade-deals-hard-to-negotiate (дата обращения 21.01.2022).

28. Post-Brexit, state aid will be more flexible and less bureaucratic // Economist. - 2021. - 03.07. - URL: https://www.economist.com/ britain/2021/07/03/post-brexit-state-aid-will-be-more-flexible-and-less-bureaucratic (дата обращения 17.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Sharma A. India, Britain launch talks on free trade deal // AP News. - 2022. - 13.01. - URL: https://apnews.com/article/business-india-new-delhi-global-trade-economy-40ec3bff7994db8730cb8757561811c6 (дата обращения 25.01.2022).

30. The cost of Brexit becomes apparent //Economist. - 2021. - 13.03. - URL: https://www.econonrist.com/britain/2021/03/13/the-cost-of-brexit-becomes-apparent (дата обращения 01.02.2022).

31. The Northern Ireland protocol is under threat. Again // Economist. - 2021. - 13.11. - URL: https://www.economist.com/ britain/2021/11/13/the-northern-ireland-protocol-is-under-threat-again (дата обращения 30.01.2021).

32. The Northern Ireland protocol is up for discussion. Again // Economist. - 2021. - 16.10. - URL: https://www.economist.com/britain/the-northern-ireland-protocol-is-up-for-discussion-again/21805522 (дата обращения 30.01.2022).

33. UK to offer 10,500 post-Brexit visas to counter growing worker crisis // SCMP. - 2021. - 26.09. - URL: https://www.scmp.com/ news/world/europe/article/3150139/uk-offer-10500-post-brexit-visas-counter-growing-worker-crisis?module=hard_link&pgtype=article (дата обращения 21.02.2022).

34. Why are UK and EU still fighting over Brexit after all this time? // SCMP. - 2021. - 14.10. - URL: https://www.scmp. com/news/world/europe/article/3152381/why-are-britain-and-eu-still-fighting-over-brexit (дата обращения 28.01.2022).

THE BREXIT PHENOMENON: WHAT HAS CHANGED FOR THE UK ECONOMY

Elena Pekhtereva

PhD (Econ. Sci.), Junior Researcher, Department of Economics, Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

Abstract. The article is devoted to the consideration of the conditions and the first results of the UK's exit from the European Union. The article highlights that this step, the purpose of which was the return of economic and political sovereignty, caused a lot of problems that the government of Boris Johnson currently has to solve. The results of the agreements reached and the issues that are still being negotiated are analyzed. It is noted that the contradictions between the UK and the countries of continental Europe don't subside and have acquired a new urgency in connection with the sanctions policy against Russia.

Keywords. UK; Brexit; European Union; Trade and Cooperation Agreement; Protocol on Northern Ireland; tariffs; non-tariff restrictions.

For citation. Pekhtereva E.A. The Phenomenon of Brexit. What has changed for the UK economy // Social Novelties and Social Sciences . [electronic journal]. - 2022. - № 2. - P. 83-108.

URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2022.02.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.