Научная статья на тему 'Британо-японские отношения в условиях Брексита'

Британо-японские отношения в условиях Брексита Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
206
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Ключевые слова
Великобритания / Япония / Брексит / британо-японские отношения / англо-японский союз / Глобальная Британия / смещение Великобритании в Индо-Тихоокеанский регион / Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) / Синдзо Абэ / Борис Джонсон / Тереза Мэй / UK / Japan / Brexit / British-Japanese relations / Anglo-Japanese Alliance / Global Britain / UK’s Indo-Pacific tilt / Asia-Pacific region (APR) / Shinzo Abe / Boris Johnson / Theresa May

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Олег Анатольевич, Александров Кирилл Алексеевич

Брексит стал рубежным событием не только для отношений Великобритании с Европейским союзом, но и для её внешнеполитической стратегии в целом. В создавшихся условиях Лондон вынужден искать новые регионы и новых партнёров в целях полноценного развития концепции «Глобальной Британии», а также для того, чтобы хотя бы частично нивелировать снижение своего влияния в мировой политике и экономике после выхода из состава ЕС. Япония, наряду с традиционными стратегическими союзниками — США и членами Содружества наций — становится одним из наиболее значимых партнёров Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе. Первый союзный договор между двумя странами был заключён более ста лет назад. Новое двустороннее соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве хотя и во многом дублирует аналогичный документ, ранее подписанный между Японией и ЕС, тем не менее способно стать основой для наращивания товарооборота и сохранения взаимных преференций в экономическом сотрудничестве. Обе страны активно поддерживают механизмы многосторонней дипломатии в Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, возвышение Китая также способствует дальнейшему британо-японскому стратегическому сближению, основой которого постепенно становятся совместные усилия по сдерживанию всё более набирающих силу глобальных амбиций Пекина. В своей индо-тихоокеанской стратегии стороны намерены опираться как на двусторонний формат, так и на систему многосторонних региональных институтов, активными участниками которых являются Великобритания и Япония.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

British-Japanese Relations in the Context of Brexit

Brexit has become a milestone for the United Kingdom’s relations with the European Union and for its foreign policy strategy in general. Under these circumstances, London has its sight on new regions where many of its new partners reside in order to fully develop the concept of “Global Britain”, as well as to at least partially neutralize the decline in its influence in world politics and global economic system after leaving the EU. Japan, alongside with traditional strategic allies and partners, the United States and the member states of the Commonwealth of Nations, is becoming one of Great Britain’s key natural partners in the Indo-Pacific. The first bilateral alliance treaty between the two countries was signed more than a hundred years ago. The new bilateral agreement on trade and economic cooperation, albeit in many respects duplicates a similar document previously signed between Japan and the EU, nevertheless can become the basis for increasing trade and maintaining mutual preferences in economic cooperation. Both countries actively support multilateral diplomacy mechanisms in the Indo-Pacific region. China’s rise also fosters further British-Japanese strategic rapprochement, which is gradually building on joint efforts to contain Beijing’s increasingly assertive global ambitions. In their Indo-Pacific strategy, the two parties intend to rely on both a bilateral pattern and a system of multilateral regional institutions, in which the United Kingdom and Japan are actively participating.

Текст научной работы на тему «Британо-японские отношения в условиях Брексита»

УДК 327(410+520)

DOI 10.24412/1026-8804-2021-3-36-54

Британо-японские отношения в условиях Брексита

Олег Анатольевич Тимофеев,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики иностранных языков Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, Москва. E-mail: timooa@mail.ru

Кирилл Алексеевич Александров,

магистрант, Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов, Москва. E-mail: pu4u@bk.ru

Брексит стал рубежным событием не только для отношений Великобритании с Европейским союзом, но и для её внешнеполитической стратегии в целом. В создавшихся условиях Лондон вынужден искать новые регионы и новых партнёров в целях полноценного развития концепции «Глобальной Британии», а также для того, чтобы хотя бы частично нивелировать снижение своего влияния в мировой политике и экономике после выхода из состава ЕС. Япония, наряду с традиционными стратегическими союзниками — США и членами Содружества наций — становится одним из наиболее значимых партнёров Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе. Первый союзный договор между двумя странами был заключён более ста лет назад. Новое двустороннее соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве хотя и во многом дублирует аналогичный документ, ранее подписанный между Японией и ЕС, тем не менее способно стать основой для наращивания товарооборота и сохранения взаимных преференций в экономическом сотрудничестве. Обе страны активно поддерживают механизмы многосторонней дипломатии в Индо-Тихоокеанском регионе. Кроме того, возвышение Китая также способствует дальнейшему британо-японскому стратегическому сближению, основой которого постепенно становятся совместные усилия по сдерживанию всё более набирающих силу глобальных амбиций Пекина. В своей индо-тихоокеанской стратегии стороны намере- т

ны опираться как на двусторонний формат, так и на систему многосторон- ^

них региональных институтов, активными участниками которых являются ^

Великобритания и Япония.

Ключевые слова: Великобритания, Япония, Брексит, британо-японские отношения, англо-японский союз, Глобальная Британия, смещение Велико- ^ британии в Индо-Тихоокеанский регион, Азиатско-Тихоокеанский регион § (АТР), Синдзо Абэ, Борис Джонсон, Тереза Мэй. <£

British-Japanese Relations in the Context of Brexit.

Oleg Timofeev, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia.

E-mail: timooa@mail.ru.

Kirill Aleksandrov, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. E-mail: pu4u@bk.ru.

Brexit has become a milestone for the United Kingdom's relations with the European Union and for its foreign policy strategy in general. Under these circumstances, London has its sight on new regions where many of its new partners reside in order to fully develop the concept of "Global Britain", as well as to at least partially neutralize the decline in its influence in world politics and global economic system after leaving the EU. Japan, alongside with traditional strategic allies and partners, the United States and the member states of the Commonwealth of Nations, is becoming one of Great Britain's key natural partners in the Indo-Pacific. The first bilateral alliance treaty between the two countries was signed more than a hundred years ago. The new bilateral agreement on trade and economic cooperation, albeit in many respects duplicates a similar document previously signed between Japan and the EU, nevertheless can become the basis for increasing trade and maintaining mutual preferences in economic cooperation. Both countries actively support multilateral diplomacy mechanisms in the Indo-Pacific region. China's rise also fosters further British-Japanese strategic rapprochement, which is gradually building on joint efforts to contain Beijing's increasingly assertive global ambitions. In their Indo-Pacific strategy, the two parties intend to rely on both a bilateral pattern and a system of multilateral regional institutions, in which the United Kingdom and Japan are actively participating.

Keywords: UK, Japan, Brexit, British-Japanese relations, Anglo-Japanese Alliance, Global Britain, UK's Indo-Pacific tilt, Asia-Pacific region (APR), Shinzo Abe, Boris Johnson, Theresa May.

Отношения между Великобританией и Японией переживали различные исторические периоды. В 1902 г. Лондон и Токио заключили союзный договор, в течение нескольких лет игравший значительную роль в координации внешнеполитических стратегий двух стран на Дальнем Востоке, особенно в вопросе активного противодействия интересам России. В годы Второй мировой войны страны стали противниками, а большинство британских колоний в Тихоокеанском регионе было оккупировано Японией. Среди политического класса и в общественном мнении Великобритании в течение нескольких послевоенных десятилетий сохранялось достаточно негативное отношение к Японии, так как в стране помнили о её недавней агрессии и жестоком обращении с британскими военнопленными [3]. Итоги референдума 2016 г. о выходе Великобритании из ЕС стали шоком для всего мира, создав множество как экономических, так и геополитических проблем. Несмотря

на значительный интерес в российском академическом сообществе к проблемам внешней политики Великобритании и Японии, в России пока не появилось отдельных исследований, посвященных отношениям между этими странами в период после Брексита. Вместе с тем данная проблема представляет значительный научный и практический интерес, причём не только в связи с перспективами сохранения и развития современного уровня экономических отношений между Британией и Японией. В XXI в. обе страны предложили собственные инициативы макро-регионального сотрудничества, например, японскую инициативу «Дуги стабильности и процветания», «Японскую инфраструктурную инициативу», «Стратегию свободного и открытого Индо-Тихоокеанского пространства», а также английскую концепцию «Глобальной Британии». Кроме того, учитывая общую внешнеполитическую ориентацию, Лондон и Токио разделяют продвигаемую США концепцию Индо-Тихооке-анского региона и идеи сдерживания Китая, отношения с которым в последние годы заметно ухудшились. С учётом имперского колониального прошлого обеих стран перспективы активизации партнёрства между ними представляют значительный интерес, в том числе и для России.

КОНЦЕПТ «ГЛОБАЛЬНОЙ БРИТАНИИ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Первое концептуальное использование термина «Глобальная Британия» («Global Britain») появилось в речи бывшего премьер-министра Терезы Мэй после референдума 2016 г., когда она охарактеризовала данный концепт как «наше амбициозное видение Британии после Брексита... в которой мы сами принимаем законы и сами собой управляем, в которой мы смотрим за пределы континента и на возможности в более широком мире, в которой мы сами заключаем торговые соглашения с друзьями и новыми партнёрами, в которой Британия всегда является самым ярым, последовательным и убедительным сторонником свободной торговли, в которой мы в полной мере участвуем в содействии миру и процветанию во всём мире и в которой мы. защищаем наши национальные интересы, нашу национальную безопасность и безопасность наших союзников» [10]. Нынешний премьер Борис Джонсон затем неоднократно применял эту фразу в своих выступлениях, как, например, во время речи «Beyond Brexit: a Global Britain» в том же 2016 г.: «Мы не являемся акторами второго плана на мировой сцене. Нам досталась роль главного героя — глобальная Великобритания, проводящая поистине глобальную внешнюю политику» [8].

Однако даже представителям политического класса сам ой Великобритании в течение долгого времени было не до конца понятно, что же конкретно из себя представляет данная концепция. Так, в 2018 г. Комитет

по иностранным делам Великобритании провёл опрос среди членов парламента. Самым популярным мнением было следующее: «Единственное, что ясно о „Глобальной Британии", так это то, что неясно, что это означает, на чём основано и как следует оценивать её успех» [13].

Для того чтобы внести некоторую ясность в понимание данной концепции министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб в 2020 г. обозначил следующие «три столпа» «Глобальной Британии»:

1) необходимость продолжать доказывать, что мы [Великобритания]1 лучшие союзники, партнёры и друзья наших европейских соседей;

2) увеличение роли Великобритании как «активного защитника» свободной и открытой торговли;

3) становление Великобритании как ещё более мощной «силы добра» в мире.

Ожидается, что концепция будет дополнена правительством в дальнейшем будущем [13].

Дискуссии о релевантности концепции «Глобальной Британии» актуализировались и потому, что в период после Брексита стране как никогда раннее необходимо установить чёткий курс своих действий и определиться с направлением как внутренней, так и внешней политики. Среди очевидных факторов, влияющих на переформулирование некоторых постулатов внешней политики, в опубликованном в январе 2021 г. докладе Палаты общин «Global Britain» отмечаются отношения с США под руководством нового президента, осложнение отношений с Китаем по поводу Гонконга и влияние Covid-19 на экономику и международные отношения в целом. В отчёте также отмечаются следующие направления [13]:

1) смена мирового порядка и обострение конкуренции среди держав в борьбе за мировое господство;

2) сдвиг мирового экономического центра в сторону Индо-Тихооке-анского региона (ИТР);

3) всё более ощутимые последствия изменения климата;

4) усложняющийся глобальный экономический контекст;

5) усиление нестабильности и проблемы глобального управления;

6) угрозы терроризма и экстремизма.

Великобритании предстоит нелёгкая задача по формированию собственного политического курса в столь непростых мировых условиях.

В отчёте «Global Britain in a competitive age», опубликованном в мар-,1 те 2021 г., в разделе «Видение премьер-министром Британии к 2030 г.» ° («The Prime Minister's vision for the UK in 2030») помимо всего прочего ft упоминается, что «к 2030 г. мы [Великобритания] будем глубоко вовле-s чены в Индо-Тихоокеанский регион в качестве европейского партнёра,

о _

о

о- 1 Здесь и далее пояснения наши. — О. Т., К.А.

с самым широким и комплексным присутствием для поддержки взаимовыгодной торговли, общей безопасности и ценностей», а также неоднократно используется слово «глобальный» («global») по отношению к различным аспектам предполагаемой политики [14].

Помимо этого в разделе «The Government's approach so far: Global Britain in action» о концепции «Глобальной Британии» говорится следующее: «Значение термина „Global Britain" лучше всего демонстрируется на практике. Основы подхода правительства к национальной безопасности и международной политике отражены в действиях, которые мы [правительство] предприняли после выборов 2019 г. Они [действия] демонстрируют наш активный подход к работе в интересах британского народа: поддержание открытости Британии как экономики и как общества, подкреплённое сдвигом в сторону более активной позиции по вопросам безопасности и сдерживания. Всё это действует параллельно с новыми обязательствами Британии как силы добра в мире (защита гласности и открытости, демократии и прав человека), а также с растущей приверженностью к многостороннему решению таких проблем, как изменения климата и глобальные кризисы здравоохранения, что можно видеть на примере принимаемых нами мер для борьбы с Covid-19» [14].

Другими словами, Великобритания берёт курс на глобализацию в различных сферах, включая политику, экономику, культуру (в том числе глобальную манифестацию собственной мягкой силы). Соединённое Королевство пытается найти новых партнёров вне Европы и для этого вновь обращает свои взоры на ИТР.

Так, 4 мая 2021 г., накануне саммита министров иностранных дел G7 (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция и Япония) в Лондоне, Д. Рааб заявил, что «добавление наших друзей из Австралии, Индии, Республики Корея и Южной Африки, а также председателя АСЕАН в состав конференции отражает растущее значение Индо-Тихо-океанского региона для G7» [29]. Некоторые из этих стран (Бруней в качестве нынешнего председателя АСЕАН) впервые присутствовали там в качестве гостей. Значительную часть времени участники саммита обсуждали вопросы, касающиеся Китая: нарушение прав человека в Гонконге, действия в Южно-Китайском море и торговую войну с США. КНР также обвинили в «подрыве устоявшегося мирового порядка» [26].

В целом можно сказать, что концепция «Глобальной Британии» пока во многом остаётся неясной как для самих британцев, так и для всего остального мира. Очевидно, что Соединённое Королевство пытается избежать чрезмерной институциональной зависимости от своих европейских соседей и стремится стать посредником между Европой и Азией. Одним из возможных вариантов развития событий является превращение Великобритании в своеобразный геополитический «мостик» между трансатлантическим и индо-тихоокеанским «сообществами демократий» (в духе аналитических построений «Английской школы»

международных исследований). Подобный ход событий может принести Лондону не только экономические, но и политические дивиденды, позволив опираться в своей индо-тихоокеанской стратегии на такие многосторонние структуры, как, например, D-10 («Большая семёрка», а также Индия, Южная Корея и Австралия), группа Five Eyes, объединяющая разведывательные структуры США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Однако, скорее всего, параллельно с Британией расширять свою деятельность в ИТР будут и другие европейские страны, в частности Германия и Франция, а также ЕС в целом, что приведёт к конкуренции между ними ещё и на этом направлении.

о_

fee

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОРГОВОГО ПАРТНЁРСТВА

На современном этапе сотрудничество между Великобританией и Японией охватывает такие области, как экономика, оборона и экология, что имеет большое значение и для двусторонних отношений, и всего мира. До 2016 г. их институционализация происходила, как правило, через структуры ЕС, однако после Брексита появились новые перспективы усиления партнёрства на двустороннем уровне, без оглядки на необходимость согласования его общих принципов с Брюсселем.

На первый взгляд, влияние Брексита на японскую экономику не могло быть значительным. В 2015 г. на Великобританию приходился лишь 1,7% японского экспорта (1,3 трлн иен) и 1% импорта (800 млрд иен). В том же году доля Китая в экспорте Японии составила 17,5%, в импорте - 24,8%; США - соответственно 20,1 и 10,3%, АСЕАН - 15,2 и 15,1%, ЕС в целом — 10,6 и 11% [30, с. 9]. На страны Евросоюза, включая Великобританию, приходилось лишь 6% от общего объёма корпоративной прибыли японских компаний. По прогнозу экономистов, последствия Брексита могли сократить ВВП Японии на 0,1—0,3 процентных пункта по сравнению с потенциальными темпами роста в 0,2—0,3% (реальное падение составило 0,1%).

Вместе с тем новости из Великобритании в определённой степени шокировали политический класс и бизнес-сообщество Японии. Высказываемые японскими экспертами опасения касались следующих проблем:

1. Референдум по Брекситу состоялся накануне выхода в январе 2017 г. администрации Д. Трампа из Транстихоокеанского партнёрства, что похоронило надежды Японии на расширение экспорта в США. В сочетании с неясностью перспектив европейского рынка это могло привести к тяжёлой ситуации в экономике Японии.

2. Возникла неопределённость среди тех японских компаний, офисы и производственные подразделения которых находились в Великобритании.

3. Неопределённость, возникшая после Брексита, наибольшее влияние оказала на японские банки и страховые компании, 25—35% финансирования которых поступало из лондонского Сити.

4. Накануне парламентских выборов премьер-министр С. Абэ опасался потери важного для экспорта Японии рынка ЕС, значительная часть поставок на который шла через Великобританию. При этом определённую опасность представляли не только сугубо экономические, но и политические факторы. После проведения референдума о Брексите в странах ЕС наблюдался рост пессимистических настроений по поводу любых торговых сделок. Потеря ЕС — одного из наиболее ёмких рынков — могла нанести удар по реализации экономической стратегии японского премьера, основой которой было расширение экспорта.

В августе 2017 г., практически сразу же после внеочередных парламентских выборов, с трудом позволивших консерваторам сохранить правительство, премьер-министр Великобритании Тереза Мэй совершила визит в Японию для проведения переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, на которых обсуждались такие темы, как подписание соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (так называемое Cut-and-paste Brexit), дублирующем основные положения аналогичного документа между Японией и ЕС; проведение общей политики в Индо-Тихоокеанском регионе и мире в целом. Это был первый визит британского премьера в Японию после референдума о Брексите. Тогда ещё ни Британия, ни Япония не могли точно определить, какую политику проводить по отношению друг к другу. В тот период обе страны, как уже отмечалось, взаимодействовали в основном при посредничестве ЕС. Поэтому Великобритании необходимо было как можно скорее заручиться поддержкой Японии, чтобы сохранить с ней как минимум те же связи даже в случае «жёсткого» Брексита (т.е. выхода Великобритании из ЕС без какой-либо сделки). Япония в 2016—2017 гг. в целом занимала выжидательную позицию, предпочитая не торопиться с какими-либо соглашениями до тех пор, пока Брексит не состоится окончательно. Таким образом, ситуация, сложившаяся сразу после 2016 г., напоминала классический вариант трёхсторонних отношений, 40 лет назад описанных американским политологом Л. Диттмером как «любовный треугольник» (ménage à trois): утратив доступ к рынку ЕС, Лондон стал активнее искать альтернативные рынки в других регионах, в частности в Японии. Однако последняя не торопилась отвечать взаимностью на инициативы Британии, предпочитая сделки с более надёжным партнёром в виде ЕС.

Встреча двух премьеров в августе 2017 г. как раз соответствовала модели этого «треугольника». Тереза Мэй делала всё, чтобы убедить своего японского коллегу в том, что британо-японские отношения в различных сферах должны остаться на существующем уровне независимо от сценария Брексита. В частности, это касалось японских компаний

на территории Британии (Nissan, Toyota, Honda и др.), в отношении которых Мэй заявила, что «ни одна из этих компаний не пострадает», а также вопросов в области ядерной энергетики, связанных с возможным выходом Великобритании из Евратома [17; 25]. Разговор также коснулся планов облегчения визового режима для работников и студентов Японии. С. Абэ выразил надежду, что Великобритания поддержит Японию в вопросах спорных территорий — южной гряды Курильских островов, называемых в Японии «северными территориями», о. Такэсима, контролируемого Южной Кореей, о-вов Сенкаку, де-факто входящих в состав Японии, но оспариваемых Китаем. Отмечалось, что у Лондона и Токио совпадают интересы по вопросам безопасности и климата. Обе страны выразили сожаление о том, что Дональд Трамп, тогда ещё президент США, вышел из Транстихоокеанского партнёрства и Парижского соглашения по климату [17].

Нерешительную позицию Японии по поводу нового торгового соглашения с Лондоном легко объяснить. Достаточно привести в пример рамочное соглашение о свободной торговле и экономическом партнёрстве Японии с ЕС, переговоры по которому длились не один год (впервые такой договор упоминался ещё в 2013 г.) [6]. Совместная доля Японии и Евросоюза в мировом ВВП составляла 28,4% [2]. Неудивительно, что Великобритания со своей совершенно непрочной позицией и неопределённым будущим привлекала Японию гораздо меньше, чем уже доказавший свою значимость партнёр. Однако упомянутое соглашение должно было вступить в силу только в 2019 г., а это значит, что у Британии ещё был шанс заключить с Японией более выгодный договор.

По мнению экспертов, предложения Великобритании вряд ли могли быть лучше уже обещанного своему азиатскому партнёру Евросоюзом. Роль «ворот в Европу» для японского бизнеса, которую традиционно играла Британия, с появлением перспективы создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между Японией и ЕС утратила свою актуальность. Последствия Брексита, которые трудно было предугадать, могли привести к резкому ослаблению отношений между двумя странами. Для Японии, которая годами инвестировала в такие секторы британской экономики, как автомобильная, фармацевтическая промышленность и финансы, это означало бы значительные экономические потери. В связи с этим Токио не раз, пусть и в довольно сдержанном тоне, высказывался против «жёсткого» Брексита [27].

В июле 2018 г. в Токио между Японией и ЕС было подписано соглашение о создании ЗСТ, вступившее в силу 1 февраля 2019 г. Оно устраняло до 99% пошлин в торговле между странами союза и Японией, что означало огромный прирост в ежегодной прибыли производственного сектора стран-членов. По мнению некоторых экономистов, это соглашение позволило создать в Японии до 300 тыс. новых рабочих мест и поднять ВВП на 45 млрд долл. [4]. Большинство экспертов на тот момент

сомневалось, что Великобритания сможет добиться с Японией такого же выгодного соглашения, что могло побудить Лондон пересмотреть условия Брексита и его рациональность в целом.

Период 2017—2020 гг. характеризуется определённой паузой в отношениях между двумя странами, что имеет рациональное объяснение. Власти Великобритании, поняв, что при существующей внешнеполитической конъюнктуре они испортят отношения не только с ЕС, но и со своим давним партнёром Японией, предпочли сделать шаг назад и начать активные поиски наиболее выгодного для себя компромисса с Брюсселем. Кроме того, далеко не все в Соединённом Королевстве поддерживали идею Брексита. Долгое время шла борьба сначала между сторонниками выхода из ЕС и его противниками, а затем между сторонниками «мягкого» и «жёсткого» Брексита (другими словами, выхода из ЕС со сделкой или без). Наконец, в июле 2019 г. новым премьер-министром Великобритании стал Борис Джонсон, бывший министр иностранных дел и глава Консервативной партии, что уже привнесло некую определённость в будущее британо-японских отношений. Учитывая системную приверженность нового лидера идее выхода Великобритании из ЕС, стало понятно, что Брексит неизбежен даже в жёстком варианте.

Незадолго до этого министр иностранных дел Японии Таро Коно обратился к кандидатам на пост премьер-министра Британии с просьбой избежать «жёсткого» Брексита. Коно подчеркнул, что негативный сценарий выхода может подвести черту под более чем 35-летним «бумом» японских инвестиций в британскую промышленность [20]. Как известно, Маргарет Тэтчер ещё в 1980-х гг. привлекла японских автопроизводителей в Британию, пообещав им при этом свободный выход на единый европейский рынок. Таким образом, японские производители изначально нацеливались не только на британский, но и на рынки континентальной Европы [22].

В своём обращении Т. Коно также заявил, что многие японские предприниматели уже перенесли своё производство в другие страны ЕС, опасаясь колоссальных убытков. Так, компания Honda объявила в начале 2019 г., что закроет свой завод в Великобритании, а Nissan отменил планы по строительству нового спортивного внедорожника на своём заводе в г. Сандерленд на севере Англии. И хотя обе компании назвали причиной таких решений иные факторы, помимо Брексита, совпадение во времени делает эту связь вполне очевидной [20].

В октябре 2019 г. состоялась встреча премьер-министров обеих стран — Синдзо Абэ и Бориса Джонсона. Абэ призвал к «упорядоченному» выходу из ЕС, чтобы минимизировать негативные последствия для японских компаний на территории Британии. В ответ Джонсон лично заверил своего коллегу в том, что он будет стремиться к настолько «мягкому» Брекситу, насколько возможно. На встрече также обсуждался вопрос о включении Британии в пересмотренное

соглашение о свободной торговле в рамках Транстихоокеанского партнёрства, вступившее в силу в декабре 2018 г. [9; 23].

Борис Джонсон неоднократно обещал добиться от ЕС Брексита, неважно со сделкой или без неё. Первой датой окончательного выхода Великобритании из ЕС он назвал 31 октября 2019 г. Для этого он решил обратиться к королеве с просьбой об установлении перерыва в работе парламента, который уже неоднократно до этого отвергал проекты соглашения с ЕС. Работа палаты общин была приостановлена на целых пять недель, однако и этого времени для Джонсона было недостаточно, чтобы помешать парламенту заблокировать попытки принятия соглашения о «жёстком» Брексите. Вернувшись к работе, парламент принял закон, фактически запрещающий данный вариант разделения, и обязывающий премьер-министра просить у ЕС отсрочки выхода из союза ещё на три месяца, в случае если удовлетворяющее обе стороны соглашение не будет достигнуто к концу октября. Борису Джонсону удалось в последний момент достичь нового соглашения с ЕС, однако и оно не совсем устраивало парламент. В конце октября в ЕС было принято решение об отсрочке Брексита на три месяца — до 31 января 2020 г. Это дало премьеру столь необходимое время для укрепления своих позиций. Уже в декабре были проведены внеочередные выборы в парламент, на которых с отрывом победила Консервативная партия, заняв большинство мест в Палате общин (365 из 650). Благодаря этому премьеру удалось наконец принять удобный для себя проект соглашения с ЕС. 24 января 2020 г. Борис Джонсон и руководители ЕС подписали данный документ, и уже 31 января Великобритания окончательно вышла из состава Европейского союза [5].

В скором времени новый министр иностранных дел Британии Доминик Рааб посетил Токио в рамках своего первого зарубежного турне после Брексита и провёл переговоры со своим японским коллегой, министром иностранных дел Тосимицу Мотеги (пришёл на смену Таро Кано в сентябре 2019 г.). Обе стороны подтвердили свою приверженность построению «нового партнёрства, столь же амбициозного и взаимовыгодного, как соглашение об экономическом партнёрстве между Японией и ЕС» [23]. Эта встреча ясно дала понять, что и Япония, и Британия стремятся к скорому заключению торгового соглашения между двумя странами. Такая спешка была вполне обоснованной. После окончания переходного периода (31 декабря 2020 г.) соглашение о свободной торговле между Японией и ЕС перестало распространяться на Великобританию. В интересах обеих стран было подписать новый договор до окончания этого периода. Переговоры о заключении такой сделки начались в июне, было решено достичь соглашения уже к августу 2020 г. Однако из-за разногласий по поводу того, насколько Япония снизит тарифы на импорт сыра и фермерских продуктов из Великобритании, они вновь затянулись [18].

Тем не менее уже в сентябре в СМИ появилась информация о том, что Япония и Великобритания наконец достигли компромисса и что подписание соглашения между двумя странами теперь лишь вопрос времени. «Это исторический момент для Великобритании и Японии, так как это наша первая крупная торговая сделка после Брексита», — заявила министр международной торговли Великобритании Лиз Трасс [18]. Проект соглашения во многом напоминал уже имеющийся договор между Японией и ЕС, так как приоритетом во время проведения переговоров была скорее срочность подписания, нежели достижение максимальной выгоды.

Наконец, 23 октября 2020 г. двустороннее соглашение о свободной торговле между Японией и Великобританией было подписано. Для обеих стран это было крайне значимым достижением. Для Британии это была первая торговая сделка после Брексита, для Японии — первое успешное торговое соглашение после вступления в должность нового премьер-министра Ёсихидэ Суга (с сентября 2020 г.). Соглашение вступило в силу в январе 2021 г., сразу же после истечения переходного периода пост-Брексит, что обеспечило преемственность условий торговли между двумя странами в условиях, когда на Британию перестали распространяться достигнутые раннее в рамках ЕС договорённости [24]. «Этот шаг обеспечивает британскому бизнесу ворота в Азиатско-Тихоокеанский регион... и открывает путь для присоединения к Транстихоокеанскому партнёрству», — заявила Лиз Трасс в своём обращении к прессе [19].

СДЕРЖИВАНИЕ КИТАЯ - НОВАЯ ПЛАТФОРМА ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА

Министерство иностранных дел Великобритании неоднократно отзывалось об Индо-Тихоокеанском регионе как о приоритетном, наравне с Северной Америкой и Европой. Изначально в ИТР Вашингтоном и Токио планировалось создать неформальный блок, состоящий из США, Японии, Австралии и Индии (Quadrilateral Security Dialogue), который бы играл роль противовеса растущему здесь китайскому влиянию. Великобритания же рассматривалась как один из главных военных акторов, хотя и не участник союза [2]. При этом в условиях, когда администрация Д. Трампа вышла из большинства региональных инициатив или значительно свернула участие США в них, а новый американский президент Дж. Байден в отношении Индо-Пасифики пока так и не выдвинул инициатив, схожих с объявленными им 19 февраля 2021 г. на Мюнхенской конференции по безопасности («Transatlantic alliance is back»), Лондон пытается расширить своё стратегическое присутствие в регионе.

Жёсткие критические заявления властей Великобритании последних месяцев в отношении политики КНР в Гонконге свидетельствуют о наибольшем снижении взаимного доверия со второй половины 90-х гг. XX в.,

когда электоральная реформа генерал-губернатора Криса Паттена и негативная реакция на неё настолько осложнили двусторонние отношения, что стороны вынуждены были проводить отдельные церемонии передачи суверенитета от Великобритании к Китаю. Ссылаясь на Совместную китайско-британскую декларацию по Гонконгу 1984 г., Лондон заявляет, что Китай должен придерживаться оговорённого в ней принципа «одна страна — две системы» и не вмешиваться в дела Гонконга. Политика, проводимая Пекином в последние годы в отношении Гонконга, по мнению Британии, нарушает данное соглашение [16]. В этих условиях Великобритания уже приступила к выдаче новой визы жителям Гонконга, обладающим статусом британских граждан за границей, т.е. родившимся до передачи территории Китаю (1997) [1].

Расширение военно-морского присутствия КНР в Южно-Китайском море, её стремление к усилению контроля над Гонконгом, а также обвинения Пекина со стороны западных стран в сокрытии реальной информации о происхождении вируса COVID-19 в конце 2019 — начале 2020 г. — всё это ещё больше усилило недоверие Великобритании и ускорило ужесточение антикитайской политики. Как известно, начиная с конца марта 2020 г. некоторые британские политики, в том числе из правящей Консервативной партии, заявляли, что Пекин скрыл информацию о распространении вируса и что отсутствие прозрачности привело к глобальному распространению инфекции [16].

Интересы Британии и Японии в отношении Китая пересекаются по нескольким направлениям. Во-первых, обе страны заинтересованы в сдерживании Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Существующий дипломатический капитал Японии и высокий уровень доверия к ней стран региона являются привлекательными ресурсами, которые Великобритания могла бы использовать для расширения своего влияния в Восточной Азии. Во-вторых, Япония стала незаменимым партнёром Великобритании в усилиях по сокращению использования китайских технологий, например стандартов сетей 5G. Наконец, растёт потребность в геополитическом сотрудничестве для того, чтобы заполнить вакуум в глобальном управлении, созданный администрацией Трампа, а также оптимизировать доминировавшую в АТР в течение нескольких десятилетий систему hub-and-spokes, предполагающую опору на двусторонние союзы, а значит, ориентацию Японии только на США (значительные усилия по развитию <2 многосторонних институтов в сфере безопасности уже предпринимаются в рамках блока Quad). Усиливающееся военное и экономическое преоб-Ц ладание КНР над Японией заставляет Токио расширять число партнёров, CL. воскрешая в памяти союзы более чем вековой давности. ^ Британские политики, в частности министр иностранных дел Великобри-

| тании Доминик Рааб, неоднократно высказывались о необходимости «сме-<£ щения Великобритании в Индо-Тихоокеанский регион» (Indo-Pacific tilt) [11].

Разговоры о «<смещении» Британии в сторону Индо-Тихоокеанского региона идут ещё с середины 2020 г., когда Лондон предложил своим международным партнёрам организовать взамен G-7 (западные демократии и Япония) и G-20 (в состав входят Россия и Китай) новую группу D-10, состоящую из 10 демократических стран (нынешние члены G-7, а также Южная Корея, Индия и Австралия) для решения проблем, связанных как со сдерживанием Китая, так и со снижением уровня уязвимости морских коммуникаций в мировой торговле [12]. Формальное создание такой платформы планируется на саммите G-7 в английском курортном городе Кардис-Бэй в июне 2021 г.

Принятие решения о создании группы «<десяти демократий» станет одним из практических шагов на пути реализации концепции «Глобальной Британии», призванных сигнализировать о том, что страна не замкнётся в себе после Брексита, а, напротив, вновь будет иметь глобальные перспективы, выходящие за рамки Европы [15].

Так, в докладе, подготовленном группой британских политиков для правоцентристского аналитического центра Policy Exchange, говорится: «<Для того чтобы достичь полноценного глобального статуса, приоритетом Британии должен стать Индо-Тихоокеанский регион, простирающийся от Индийского океана до западной части Тихого океана и Океании» [28].

В предисловии к докладу бывший премьер-министр Японии Синд-зо Абэ пишет: «Великобритания, ведущая мировая держава, играет важную роль в Индо-Тихоокеанском регионе. Поскольку это шестая по величине экономика мира, рост торговли между Великобританией и странами Индо-Тихоокеанского региона будет способствовать глобальному экономическому росту. Великобритания также может работать со странами всего региона над отстаиванием демократических ценностей и поддержкой многонациональных институтов, которые развились в последние годы. Что касается безопасности, то присутствие британских военных, и в частности Королевского флота, в водах Индо-Тихоокеанского региона также будет приветствоваться» [7, р. 14].

Примечательно, что из всех политиков АТР для написания предисловия пригласили именно бывшего премьер-министра Японии. За свои 12 лет у власти Абэ стал для многих лицом Японии, точно так же, как когда-то им был первый премьер-министр страны Ито Хиробуми. Рассуждая о британо-японских отношениях, Абэ, подобно многим японцам, <з с ностальгией вспоминает о том времени, когда Япония, «<ведомая за руку» Британией, только начинала делать свои первые шаги на между- g народной арене [21]. cL

Доклад также содержит подробные рекомендации по повышению s роли Великобритании в многосторонних соглашениях и инициативах | в Индо-Тихоокеанском регионе (см. табл. 1) [7, p. 12—13]. £

Таблица 1

Список рекомендаций британского аналитического центра Policy Exchange по инициативам и интеграционной деятельности Великобритании в Индо-Тихоокеанском регионе

Инициатива / организация Роль / цель Великобритании Приоритетные партнёры в ИТР

Индо-Тихоокеанский инвестиционный механизм Лидер Нет особых приоритетов

Инициатива по стратегической устойчивости (SRI) Лидер США, Япония, Австралия, Южная Корея, Малайзия, Индонезия и Индия

Платформа для развития финансовых технологий Лидер Канада, Япония, Сингапур, Индия, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия

Инициатива по свободному и открытому Интернету (FOII) Лидер Индия, Австралия или Япония

Альянс космических технологий Лидер Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Япония и потенциально Южная Корея

Индо-Тихоокеанский форум по вопросам общественной интеграции (IPPIF) Лидер Страны Юго-Восточной Азии, особенно Индонезия

Конференция по вопросам «сильных сообществ» Лидер Страны Юго-Восточной Азии, особенно Индонезия

Эффективное управление в Индо-Тихоокеанском регионе (IPGG) Лидер США, страны Южной и Юго-Восточной Азии, тихоокеанские острова

Инициатива по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (IPSI) Лидер Япония, Австралия, Канада, Индия, Южная Корея, Тайвань, а также страны Юго-Восточной Азии

Индо-Тихоокеанское партнёрство в области ки-бербезопасности Лидер Австралия, Япония, Южная Корея

Зелёные фонды Партнёр Индия

Окончание табл. 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инициатива / организация Роль / цель Великобритании Приоритетные партнёры в ИТР

Многосторонний договор о регулировании и мониторинге отходов Партнёр Нет особых приоритетов

Центры гуманитарной помощи и помощи в случае стихийных бедствий Партнёр Нет особых приоритетов

АСЕАН Получение статуса партнёра по диалогу АСЕАН

Четырёхсторонний диалог по безопасности Партнёр Япония, Австралия, Индия, США

Форум тихоокеанских островов Развитие отношений Австралия, Новая Зеландия

Содружество наций Развитие отношений Члены Содружества в Индо-Тихоокеанском регионе

Сеть голубых точек Вступление США, Австралия, Япония

Финтех-мосты Партнёр Австралия, Сингапур и Южная Корея (до настоящего времени)

АТЭС Вступление Когда текущий мораторий будет отменён

Нормативный дипломатический диалог Партнёр Япония, Южная Корея, Канада, Австралия, Сингапур, Новая Зеландия

Взаимные соглашения о доступе на военные базы и их поддержке; Соглашение о взаимном военно-морском обслуживании Партнёр Япония, Индия, Австралия, Сингапур

Сообщество морских интересов (неформальное) Партнёр Франция, Индия, Австралия, Япония

Оборонное соглашение пяти держав Расширение рамок соглашения (вступление Японии, Индии и США) Великобритания, Австралия, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур

Россия и АТР -2021 • №3

Таким образом, приоритетное развитие двусторонних отношений воспринимается в качестве важного шага, способного оказать долгосрочное влияние на реализацию внешнеполитических стратегий как Великобритании, так и Японии во многих сферах. Для Лондона отношения с Японией важны в рамках новых внешнеполитических инициатив: «Глобальной Британии» и «смещения» в ИТР. Подписание соглашения 2020 г. о свободной торговле позволит снизить экономические издержки Брексита и сохранить важный экспортный рынок и источник инвестиций. Для Японии в условиях растущего противостояния с КНР важна поддержка со стороны Лондона, особенно с учётом возможного ослабления военно-политического союза с США (подобный сценарий кажется достаточно вероятным, учитывая действия администрации Д. Трампа). Кроме того, Лондон является для Японии важным финансовым центром, а новые треки экономического сотрудничества приобретают особое значение в связи с крахом проекта Транстихоокеанского партнёрства.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Великобритания приступает к выдаче новой визы жителям Гонконга. URL: https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/ru/news/281285/ (дата обращения: 01.02.2021).

2. Годованюк К.А. Британо-японское стратегическое партнёрство в условиях брек-зита // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2019. № 3. С. 1—6.

3. Каренин Д.М. Современные отношения между Японией и Великобританией // Ежегодник Япония. 2009. С. 39—56.

4. Соглашение о свободной торговле между ЕС и Японией в цифрах и фактах. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6067664 (дата обращения: 05.12.2020).

5. Хроника брексита от референдума до наших дней. 3,5 года метаний. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47817410 (дата обращения: 07.12.2020).

6. Япония и ЕС объявили о создании самой масштабной зоны свободной торговли. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/07/2017/595e39969a7947a660cd6b9a (дата обращения: 05.12.2020).

7. A Very British Tilt. Towards a New UK Strategy in the Indo-Pacific Region. An Interim Report by Policy Exchange's Indo-Pacific Commission. L.: Policy Exchange. 2020. P. 1—53.

8. Beyond Brexit: a Global Britain. Foreign Secretary Delivers First Major Policy Speech at Chatham House. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/beyond-brexit-a-global-britain (дата обращения: 17.05.2021).

9. Boris Johnson Assures Abe of Smooth Brexit at G7, Seeking to Calm Japan Firms' Concerns. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/08/27/national/politics-

"2 diplomacy/boris-johnson-abe-smooth-brexit/ (дата обращения: 15.12.2020).

10. Britain after Brexit. A Vision of a Global Britain. May's Conference Speech: Full text. S URL: https://www.conservativehome.com/parliament/2016/10/britain-after-brexit-

a-vision-of-a-global-britain-theresa-mays-conservative-conference-speech-full-fct text.html (дата обращения: 17.05.2021).

11. Foreign Affairs Committee. Oral Evidence: Work of the Foreign, Commonwealth § and Development Office. October 6, 2020. URL: https://committees.parliament.uk/ <£ oralevidence/1000/pdf/ (дата обращения: 16.01.2021).

12. Forget the G-7, Build the D-10. URL: https://foreignpolicy.com/2020/06/10/ g7-d10-democracy-trump-europe/ (дата обращения: 04.02.2021).

13. Global Britain, Debate Pack. Briefing, 11 January, 2021. URL: https://commonslibrary. parliament.uk/research-briefings/cdp-2021-0002/ (дата обращения: 17.05.2021).

14. Global Britain in a Competitive Age The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy, 2021. URL: https://assets.publishing.service.gov. uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/Global_

Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__Defence__

Development_and_Foreign_Policy.pdf (дата обращения: 17.05.2021).

15. Global Britain: The UK in the Indo-Pacific. URL: https://thediplomat.com/2021/01/ global-britain-the-uk-in-the-indo-pacific (дата обращения: 22.01.2021).

16. How Japan Can Help the U.K. Meet Its China Challenge. URL: https://www.japantimes. co.jp/opinion/2021/01/21/commentary/japan-commentary/api-japan-uk-china/ (дата обращения: 22.01.2021).

17. Intersection of U.K. and Japan Interests. URL: https://www.japantimes.co.jp/opinion/ 2017/08/25/commentary/japan-commentary/intersection-u-k-japan-interests/ (дата обращения: 10.12.2020).

18. Japan and Britain Clinch U.K.'s First Major Post-Brexit Trade Deal. URL: https://www. japantimes.co.jp/news/2020/09/11/business/japan-uk-pst-brexit-trade-deal/ (дата обращения: 03.12.2020).

19. Japan and U.K. Sign 'Landmark' Post-Brexit Free Trade Agreement. URL: https:// www.japantimes.co.jp/news/2020/10/23/business/japan-uk-sign-free-trade-deal/ (дата обращения: 21.11.2020).

20. No-deal Brexit Could End Japan investment Boom; Envoy Tells U.K. Leadership Candidates. URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/06/28/business/no-deal-brexit-end-japan-investment-boom-taro-kono-tells-u-k-leadership-candidates/ (дата обращения: 15.12.2020).

21. Redefining Japan — UK Relations — Remarks by Prime Minister Abe at the Welcoming Dinner Hosted by the City of London. URL: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/ statement/201405/london.html (дата обращения: 08.02.2021).

22. Suzuki Hitoshi. Post-Brexit Britain, the EU and Japan: The Car Industry, the Aeronautical Sector and Military Cooperation // Europe and the World: A Law Review. 2020. Vol. 4. No. 1. P. 2—10.

23. The Shape of a Japan — U.K. Free Trade Agreement. URL: https://www.japantimes. co.jp/opinion/2020/04/03/commentary/japan-commentary/shape-japan-u-k-free-trade-agreement/ (дата обращения: 17.12.2020).

24. The United Kingdom's Future Trading Relationship with Japan. URL: https://assets. publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/ file/929175/UK-Future-Trading-Relationship-with-Japan-accessible.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

25. Tsuruoka Michito. Japan and the UK as Strategic Partners after Brexit // Asia Pacific Bulletin. Washington, DC: East-West Center, 2018. No. 410. P. 1—2.

26. UK and US Urge G7 to Ally against Threats from Russia and China. URL: https://www. theguardian.com/world/2021/may/03/uk-and-us-urge-g7-to-ally-against-threats-from-russia-and-china (дата обращения: 17.05.2021).

27. U.K. May Struggle to Top Japan — EU Trade Terms after Brexit. URL: https://www. japantimes.co.jp/news/2017/12/20/business/post-brexit-britain-may-struggle-top-japan-eu-free-trade-deal/ (дата обращения: 10.12.2020).

28. UK Should Tilt Foreign Policy to Indo-Pacific Region, Report Says. URL: https:// www.theguardian.com/politics/2020/nov/22/uk-should-tilt-foreign-policy-to-indo-pacific-region-report-says (дата обращения: 23.12.2020).

29. UK Unites G7 to Take Action against Democratic Threats. URL: https://www.gov. uk/government/news/uk-unites-g7-to-take-action-against-democratic-threats (дата обращения: 17.05.2021).

30. ^Ш© EU ШЙ^ = Выход Великобритании из ЕС и его влияние на экономику Японии // Ш^Ш^йШШШШШ. 2016. № 916. С. 1—14.

REFERENCES

1. Velikobritaniya pristupaet k vydache novoy vizy zhitelyam Gonkonga [The UK Starts Issuing New Visas for Hong Kong Residents]. Available at: https://www3.nhk.or.jp/ nhkworld/ru/news/281285/ (accessed 01.02.2021). (In Russ.)

2. Godovanyuk K.A. Britano-yaponskoe strategicheskoe partnerstvo v usloviyakh brekzita [UK-Japan Strategic Partnership in Light of Brexit]. Nauchno-analiticheskiy vestnik IE RAN, 2019, no. 3, pp. 1-6. (In Russ.)

3. Karenin D.M. Sovremennye otnosheniya mezhdu Yaponiey i Velikobritaniey [Modern Relations between Japan and the UK]. Ezhegodnik Yaponiya, 2009, pp. 39—56. (In Russ.)

4. Soglashenie o svobodnoy torgovle mezhdu ES i Yaponiey v tsifrakh i faktakh [Free Trade Agreement between the EU and Japan in Figures and Facts]. Available at: https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/6067664 (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

5. Khronika breksita ot referenduma do nashikh dney. 3,5 goda metaniy [Chronicle of Brexit from the Referendum to the Present Day. 3.5 Years of Wavering]. Available at: https://www.bbc.com/russian/features-47817410 (accessed 07.12.2020). (In Russ.)

6. Yaponiya i ES ob"yavili o sozdanii samoy masshtabnoy zony svobodnoy torgovli [Japan and the EU Announced the Creation of the Largest Free Trade Area]. Available at: https://www.rbc.ru/economics/06/07/2017/595e39969a7947a660cd6b9a (accessed 05.12.2020). (In Russ.)

7. A Very British Tilt. Towards a New UK Strategy in the Indo - Pacific Region. An Interim Report by Policy Exchange's Indo - Pacific Commission. L., Policy Exchange Publ.. 2020, pp. 1—53.

8. Beyond Brexit: a Global Britain. Foreign Secretary Delivers First Major Policy Speech at Chatham House. Available at: https://www.gov.uk/government/speeches/beyond-brexit-a-global-britain (accessed 17.05.2021). (In Eng.)

9. Boris Johnson Assures Abe of Smooth Brexit at G7, Seeking to Calm Japan Firms' Concerns. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/08/27/national/pol-itics-diplomacy/boris-johnson-abe-smooth-brexit/ (accessed 15.12.2020). (In Eng.)

10. Britain after Brexit. A Vision of a Global Britain. May's Conference Speech: Full Text. Available at: https://www.conservativehome.com/parliament/2016/10/britain-after-brexit-a-vision-of-a-global-britain-theresa-mays-conservative-conference-speech-full-text.html (accessed 17.05.2021). (In Eng.)

11. Foreign Affairs Committee. Oral Evidence: Work of the Foreign, Commonwealth and Development Office. October 6,2020. Available at: https://committees.parliament.uk/ oralevidence/1000/pdf/ (accessed 16.01.2021). (In Eng.)

g 12. Forget the G-7, Build the D-10. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/06/10/ g7-d10-democracy-trump-europe/ (accessed 04.02.2021). (In Eng.)

ö 13. Global Britain, Debate Pack. Briefing, January 11,2021. Available at: https://common-slibrary.parliament.uk/research-briefings/cdp-2021-0002/ (accessed 17.05.2021).

£ (In Eng.)

Ü 14. Global Britain in a Competitive Aage The Integrated Review of Security, Defence,

§ Development and Foreign Policy, 2021. Available at: https://assets.publishing.ser-

vice.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/975077/

Global_Britain_in_a_Competitive_Age-_the_Integrated_Review_of_Security__ Defence__Development_and_Foreign_Policy.pdf (accessed 17.05.2021). (In Eng.)

15. Global Britain: The UK in the Indo - Pacific. Available at: https://thediplomat. com/2021/01/global-britain-the-uk-in-the-indo-pacific (accessed 22.01.2021). (In Eng.)

16. How Japan Can Help the U.K. Meet Its China Challenge. Available at: https://www. japantimes.co.jp/opinion/2021/01/21/commentary/japan-commentary/api-japan-uk-china/ (accessed 22.01.2021). (In Eng.)

17. Intersection of U.K. and Japan Interests. Available at: https://www.japantimes. co.jp/opinion/2017/08/25/commentary/japan-commentary/intersection-u-k-japan-interests/ (accessed 10.12.2020). (In Eng.)

18.Japan and Britain Clinch U.K.'s First Major Post-Brexit Trade Deal. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2020/09/11/business/japan-uk-pst-brexit-trade-deal/ (accessed 03.12.2020). (In Eng.)

19.Japan and U.K. Sign 'Landmark' Post-Brexit Free Trade Agreement. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2020/10/23/business/japan-uk-sign-free-trade-deal/ (accessed 21.11.2020). (In Eng.)

20. No - deal Brexit Could End Japan Investment Boom; Envoy Tells U.K. Leadership Can -didates. Available at: https://www.japantimes.co.jp/news/2019/06/28/business/no-deal-brexit-end-japan-investment-boom-taro-kono-tells-u-k-leadership-candidates/ (accessed 15.12.2020). (In Eng.)

21. Redefining Japan — UK Relations — Remarks by Prime Minister Abe at the Welcoming Dinner Hosted by the City of London. Available at: https://japan.kantei.go.jp/96_abe/ statement/201405/london.html (accessed 08.02.2021). (In Eng.)

22. Suzuki Hitoshi Post-Brexit Britain, the EU and Japan: The Car Industry, the Aeronautical Sector and Military Cooperation. Europe and the World: A Law Review, 2020, vol. 4, no. 1, pp. 2—10. (In Eng.)

23. The Shape of a Japan — U.K. Free Trade Agreement. Available at: https://www. japantimes.co.jp/opinion/2020/04/03/commentary/japan-commentary/shape-japan-u-k-free-trade-agreement/ (accessed 17.12.2020). (In Eng.)

24. The United Kingdom's Future Trading Relationship with Japan. Available at: https:// assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/929175/UK-Future-Trading-Relationship-with-Japan-accessible.pdf (accessed 20.12.2020). (In Eng.)

25. Tsuruoka Michito. Japan and the UK as Strategic Partners after Brexit. Asia Pacific Bulletin. Washington, DC, East-West Center Publ., 2018, no. 410, pp. 1—2. (In Eng.)

26. UK and US Urge G7 to Ally against Threats from Russia and China. Available at: https://www.theguardian.com/world/2021/may/03/uk-and-us-urge-g7-to-ally-against-threats-from-russia-and-china (accessed 17.05.2021). (In Eng.)

27. U.K. May Struggle to Top Japan — EU Trade Terms after Brexit. Available at: https:// www.japantimes.co.jp/news/2017/12/20/business/post-brexit-britain-may-struggle-top-japan-eu-free-trade-deal/ (accessed 10.12.2020). (In Eng.)

28. UK Should Tilt Foreign Policy to Indo - Pacific Region, Report Says. Available at: https://www.theguardian.com/politics/2020/nov/22/uk-should-tilt-foreign-policy-to-indo-pacific-region-report-says (accessed 23.12.2020). (In Eng.) ¿2

29. UK unites G7 to take action against democratic threats. Available at: https://www.gov. uk/government/news/uk-unites-g7-to-take-action-against-democratic-threats (ac- ö cessed 17.05.2021). (In Eng.)

30. ^Ш© EU ШЙ^ВЖ^^ШШЙШ^ [Brexit and Its Economic Impact on Japan]. £

ш^ш-Фштттт, 2016, no. 916, pp. 1—14. (In Jap.) »

S

О

Дата поступления в редакцию 03.03.2021 £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.