Научная статья на тему 'СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ВЕКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ BREXIT'

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ВЕКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ BREXIT Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
846
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Содружество наций / Европейский Союз / США / Глобальная Британия / Брексит / the Commonwealth of Nations / the European Union / the USA / Global Britain / Brexit

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Измайлова А.Т.

В статье анализируется внешняя политика Великобритании по трем основным ее направлениям: в отношении Содружества наций, Европейского Союза и США, а также рассматривается особая роль Содружества наций в современной внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства «Глобальная Британия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMMONWEALTH OF NATIONS AS ONE OF THE LEADING VECTORS OF THE UK'S FOREIGN POLICY IN THE CONTEXT OF BREXIT

The article analyses the foreign policy of Great Britain in its three main directions: the Commonwealth of Nations, the European Union and the United States, and also examines the special role of the Commonwealth in the modern foreign policy of the United Kingdom "Global Britain".

Текст научной работы на тему «СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ВЕКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ BREXIT»

POLITICAL SCIENCES

THE COMMONWEALTH OF NATIONS AS ONE OF THE LEADING VECTORS OF THE UK'S FOREIGN POLICY IN THE CONTEXT OF BREXIT

Izmailova A.

student, NWIMRANEPA Saint Petersburg, Russia Tuchkov Lane, 7

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ КАК ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ ВЕКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В УСЛОВИЯХ BREXIT

Измайлова А.Т.

Студентка СЗИУ РАНХиГС, Россия, г. Санкт-Петербург Тучков пер., д. 7

Abstract

The article analyses the foreign policy of Great Britain in its three main directions: the Commonwealth of Nations, the European Union and the United States, and also examines the special role of the Commonwealth in the modern foreign policy of the United Kingdom "Global Britain".

Аннотация

В статье анализируется внешняя политика Великобритании по трем основным ее направлениям: в отношении Содружества наций, Европейского Союза и США, а также рассматривается особая роль Содружества наций в современной внешнеполитической стратегии Соединенного Королевства «Глобальная Британия».

Keywords: the Commonwealth of Nations, the European Union, the USA, Global Britain, Brexit.

Ключевые слова: Содружество наций, Европейский Союз, США, Глобальная Британия, Брексит.

Соединенное Королевство всегда занимало лидирующие позиции на международной арене, несмотря на крах Британской Империи в первой половине XX века и значительное ослабление государства. А последние 5 лет Британия стабильно привлекает к себе повышенное внимание всего мира, приняв шокирующее для многих решение покинуть Евросоюз на референдуме 2016 года. Это событие заставило пересмотреть современное положение дел в мировой политике как саму Великобританию, так и всё международное сообщество.

Британия славится своей склонностью к выстраиванию своего собственного пути в рамках Евросоюза. Страна постоянно подрывала внутреннее единство объединения и тормозила развитие интеграции^]. Среди причин того, почему Королевство рассматривало себя как «полуотделенного» члена ЕС можно выделить географическое отделение Британских островов от Европейского материка, а также направленность основных усилий на сотрудничество с такими «дальними» от Европы странами как США и Австралия. Вопрос европейской идентичности Великобритании всегда стоял очень остро.

К 1960м годам большая часть бывших колоний империи вышли из-под власти Великобритании.

Желание вернуть утраченное влияние бывшей Британской Империи побудило правительство Гарольда Макмиллана подать заявку на вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество в 1973 году. Несмотря на то, что энтузиазм Великобритании в отношении ЕС вырос к 1975 году, страна так и не приняла общую валюту - евро, так же как и не присоединилась к шенгенским соглашениям. Британские политики долгое время сопротивлялись дальнейшей интеграции с Европой.

Ни для кого не секрет, что выход брексит повлек за собой многочисленные проблемы и потери как для Британии, так и для Европейского Союза. В особенности в сфере экономики. Выход Британии означает потерю второй экономики объединения, его бюджет лишился одного из основных инвесторов. Гюнтер Эттингер, немецкий комиссар, отвечающий за составление бюджета ЕС на 2021-2027 год, заявил, что Германия и другие чистые вкладчики должны будут увеличить свои взносы в бюджет ЕС в разы ввиду выхода Британии из ЕС10.

Потеря такого крупного и значимого участника союза, как Британия - явление беспрецедентное, подразумевающее под собой прежде всего ре-путационные потери для ЕС. Его интеграционные процессы оказались под угрозой. Теперь Европейский Союз вынужден значительно пересматривать

свою политику. Брексит спровоцировал всплеск ев-роскептицизма внутри Евросоюза. Во многих европейских государствах начали раздаваться призывы к проведению аналогичных референдумов.

Вопреки ожиданиям, Великобритании и ЕС удалось[2] согласовать торговые сделки до 31 декабря 2020 года. Одним из основных моментов, по которым стороны долгое время не могли добиться успехов в переговорах, являлось рыболовство. Несмотря на то, что рыболовство составляет лишь малую часть экономики обеих сторон, вопрос регулирования именно рыболовной промышленности Европейским Союзом в Великобритании был одним из решающих в кампании за выход из ЕС. Для Британии было критически важно вернуть большую часть этого бизнеса. ЕС, в свою очередь, настаивал на максимальном доступе для рыболовства в Великобритании, и продолжении работы их рыболовных судов в британских водах[3]. В конечном итоге стороны договорились о том, что в течение ближайших пяти с половиной лет квоты стран Евросоюза на улов рыбы в британских водах будут постепенно сокращаться на 25%.

Также важным моментом стали условия ведения бизнеса между ЕС и Британией. Основной смысл создания мер по обеспечению равных условий ведения бизнеса компаниями Великобритании и Европейского Союза, которые фигурируют в большинстве соглашений о свободной торговле, заключается в том, чтобы гарантировать исключение несправедливого преимущества одних предприятий над другими. Брюссель был обеспокоен тем, что Лондон будет оказывать финансовую поддержку своим собственным фирмам или использовать другие способы предоставления им преимущества, которое ЕС посчитает несправедливым. Королевству всё же удалось заключить сделку на максимально выгодных для него условиях в этой сфере, и оно получило контроль над политикой в сфере поддержки собственных предприятий.

В ходе многолетних переговоров Британии и ЕС также удалось достичь успеха в переговорах по одному из самых острых вопросов - ирландскому. 8 декабря 2020 года обе стороны объявили о соглашении по вопросам о пограничных постах в портах Северной Ирландии, поставках продовольствия и медикаментов, а также условиям предоставления государственной помощи в этой области. Согласно ему, торговля между Северной Ирландией и ЕС не будет облагаться налогами на товары, ввозимые и вывозимые через границу между Ирландией и Северной Ирландией, что удовлетворяет требованиям Белфастского договора(1998)[4], который предполагает соблюдение правил пересечения «прозрачной» границы, то есть отсутствие контрольно-пропускных пунктов между Северной Ирландией и Ирландской Республикой (которая остается в ЕС). Вывоз товаров будет продолжать осуществляться без необходимости досмотра.

Так называемые «особые» отношения между Великобританией и США долгие годы служат примером стратегического тандема на международной

арене. Рассмотрим, на чем базируются взаимоотношения двух стран.

С приобретением независимости США отношения между странами стали формироваться на основе двух взаимоусиливающих тенденций: неуклонного расширения глобального влияния США и упадка Британской империи. Эти тенденции получили особое развитие во время двух мировых войн, которые привели к катастрофическому истощению Британии и утвердили господство Америки на мировой арене. Так, положение Великобритании в 1900 году как ведущей военной и экономической державы было узурпировано ее бывшими колониями[5].

Британо-американский Союз во время Второй Мировой и Холодной войны способствовал беспрецедентному укреплению институциональных связей между двумя странами. Опираясь на факты о прочной связи между Британией и США, сторонники брексита уверены: освободившись от европейских оков, Британия снова сможет принять трансатлантическую дуополию и возглавить мир[6]. В меморандуме Форин-офиса (Министерства иностранных дел Великобритании), о стратегии «Глобальная Британия» союз с США обозначается как главный приоритет во внешней политике Соединенного Королевства, его значимость ставится выше отношений с ЕС[7].

Изначально как для Европейского Союза, так и для Соединенных Штатов выход Британии из ЕС был нежелательным. Еще в апреле 2016 года во время визита в Лондон Барак Обама так говорил о возможном брексите: «Мы сосредоточены на переговорах с большим блоком - Европейском Союзом - о заключении торгового соглашения. Великобритания окажется в конце очереди, если покинет этот блок»[8]. Представители Министерства Обороны и Государственного Департамента США также негативно высказались по этому поводу в виде письма от 13 бывших сотрудников Агентства Национальной Безопасности, включая министра обороны и бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт. В письме говорилось: «после брексита место и влияние Великобритании в мире сильно уменьшится, а Европа будет опасно ослаблена»[9].

Абсолютно противоположную позицию по брекситу занял Д. Трамп, поддержав сторонников выхода из ЕС[10]. Для него выход Великобритании из Евросоюза означал возможность заключения соглашения о свободной торговле между двумя странами напрямую, без посредничества Евросоюза.

Однако удовлетворяющая США торговая сделка может быть заключена при условии прекращения таможенных и торговых соглашений между Соединенным Королевством и ЕС. Эти соглашения мешают достижению комфортных для Вашингтона условий торговли с Лондоном по причине различных подходов к стандартизации, а также требований к качеству и экологич-ности продукции.

Значение Лондона как основного представителя американских интересов в Европе очень велико. Совпадая в видении международных проблем и вызовов, стоящих перед Западом, Великобритания всегда занимала проамериканские позиции. После выхода из ЕС роль Великобритании в Европе меняется кардинально, поэтому и американскую политику в регионе ждут большие изменения.

Камнем преткновения в будущем «особых отношений» также может стать введение Британией «цифрового» налога на крупные американские IT-компании, такие как Alphabet, Apple и Facebook, которые получают прибыль в юрисдикциях с низкими налогами, а не там, где находятся пользователи, таким образом, избегая уплаты налогов в странах, где они получают прибыль[11]. Также в Соединенном Королевстве опасаются, что Национальная служба здравоохранения Великобритании будет продана американским компаниям в этой области. В связи с этим цены на лекарственные средства в стране могут резко повыситься, что особенно важно во время кризиса, связанного с коронавирусом[12].

Международное присутствие Великобритании идет вразрез с интересами США. Стремление Королевства к наращиванию торгового сотрудничества с государствами, конкурирующими с США, а именно Ираном и Китаем, вызовет недовольство со стороны Вашингтона и приведет к его попыткам оказать давление на своего союзника[13]. Так, в Британии ожидают, что взамен на уступки по свободной торговле Вашингтон потребует от Лондона отказаться от ядерной сделки с Ираном. Следовательно, для Лондона, стремящегося направить свои отношения с «незападным» миром в иное русло, осуществить эти планы будет крайне сложно.

«Глобальная Британия» провозглашает значимость для британского правительства адаптации к перестановке сил на международной арене, следующие за брекситом. Глобальное положение Великобритании обусловлено ее международным присутствием, весомостью ее международного авторитета и открывающимися после брексита возможностями.

Своей «глобальностью» Британия обязана своему участию в Содружестве. Входя в его состав, страна имеет возможность взаимодействия с глобальной сетью стран. Под суверенитетом Соединенного Королевства находятся 14 заморских территорий, в которых оно по сей день обеспечивает конституционное управление и осуществляет защиту интересов этих территорий[14]. Содружество играет значительную роль в приспособлении Великобритании к новой политической реальности, добавляя весомости ее позиции в основных международных организациях. Через институты Содружества Британия напрямую взаимодействует с гражданским обществом государств-членов, распространяя свои интересы.

У Содружества нет учредительного договора, который мог бы связывать формальными обязательствами его членов и давать полномочия самой

организации в отношении государств, входящих в его состав. В связи с этим, Содружество определяют как единственный в своём роде и не вписывающийся ни в одну из существующих классификаций МПО.

Образ Содружества Наций часто использовался британскими политиками как инструмент влияния на мнение британского народа. В целях пропаганды тех или иных позиций британского правительства организация становилась молчаливым участником политических игр. Однако, на современном этапе развития отношений Великобритании и Содружества тема более тесного сотрудничества с организацией стала муссироваться наиболее интенсивно за все время ее существования.

По словам Филиппа Морриса, директора Института Исследований Содружества Наций[15], на волне брексита сторонниками выхода из ЕС был создан «Миф о Содружестве», который гласил: Содружество Наций превосходит ЕС по степени перспективности сотрудничества с Великобританией как в области экономики, так и в международных делах. Однако анализ статистики и современных действий Британии в отношении Содружества говорит об обратном.

Несомненно, брексит окажет значительное влияние на отношения Великобритании и Содружества наций. Прежде всего, следует учитывать тот факт, что через британское членство в ЕС страны Содружества могли быстрее получать доступ на европейский рынок, быть услышанными на европейском пространстве. Крайне важен также аспект финансирования Содружества: выходя из ЕС, Британия несет значительные убытки, в следствие чего, очевидно, финансирование Содружества значительно сократится. Одним из главных вопросов, стоящих на повестке в преддверии брексита стал вопрос миграции. С одной стороны, миграционный кризис 2014 года подтолкнул Соединенное Королевство провести референдум о выходе из ЕС в виду его неспособности справиться с наплывом мигрантов. С другой стороны, Лондон не раз заявлял: страна не собирается активно принимать у себя граждан из стран Содружества после брексита[16], что настораживает правительства этих стран в отношении обещаний Королевства о более тесном сотрудничестве с ними. Также энтузиазм по поводу наращивания сотрудничества с Содружеством вызвал в некоторых странах опасения новой волны империализма со стороны Британии. Как мы видим, потрясающая взгляд разнородность Содружества проявляется не только в характеристике государств-членов и их взаимоотношениях, но и в его отношении к сближению с бывшей метрополией.

Таким образом, проанализировав историю и текущие взаимоотношения Великобритании с ее основными союзниками на международной арене, можно заключить, что брексит являет собой поистине поворотный момент в ее истории. На протяжении многих столетий Британия, находящаяся на европейском континенте, искала свое место на нем. Несмотря на тесную связь с Европой, периоды

сближения с ней часто сменялись попытками Британии отделиться от нее, идти по собственному пути. Один из таких периодов внешнеполитической жизни Британии мы можем наблюдать в настоящий момент. Устоявшиеся нормы сотрудничества с материком поставлены под вопрос и находятся в процессе пересмотра.

Особенные, близкие отношения с бывшими колониями - США - находятся не в лучшей стадии. Опора и поддержка Соединенного Королевства взяла курс на отделение от остального мира, открыто заявляя: помогать Штаты больше никому не станут, а будут проводить политику под лозунгом "America first". Более того, внешнеполитическая стратегия Соединенного Королевства «Глобальная Британия», предполагающая расширение и усиление роли Британии на глобальном уровне, идет вразрез с интересами США, что не может не повлиять негативно на отношения двух стран.

Та же стратегия предполагает направить особые усилия на укрепление взаимодействия со странами-членами Содружества наций - объединения чрезвычайно масштабного, разнородного и связанного с Британией общей историей и языком. Большое число политиков и политологов Британии по сей день продолжают пропагандировать идею не просто усиления взаимодействия с Содружеством, но замены отношений с Европой отношениями с Содружеством, среди них и нынешний премьер-министр Великобритании - Борис Джонсон [17, 18, 19]. Очевидно, что Содружество наций играет значимую роль в сегодняшней внешней политике Великобритании. Однако сам институт Содружества слаб, хоть и перспективен в современных политических условиях. Во-первых, ввиду отсутствия у Содружества инструментов воздействия на страны-участницы. Во-вторых, политологи и эксперты в области международных отношений сходятся во мнении о том, что для осуществления общей политики Содружество является слишком разнородным объединением. Однако, на сегодняшний день Содружество продолжает играть роль связующего звена между Британией и ее бывшими колониями. Что, в свою очередь, крайне немаловажно сегодня. Для того, чтобы выйти из брексита с наименьшими потерями, для Британии сейчас жизненно важным представляется заключение двусторонних соглашений как в сфере экономики, так и на международной арене с крупнейшими ее игроками. В их число входят: Сингапур, Австралия, Канада, Индия, Пакистан и др. Всё это - страны-члены Содружества наций. Здесь фактор Содружества дает возможность Британии заключать соглашения на максимально выгодных для нее условиях и определять свой новый независимый внешнеполитический путь. А путь, по которому пойдет Соединенное Королевство в определении своей внешнеполитической деятельности, окажет значительное влияние на расстановку сил на всей международной арене.

References

1. Babynina L. O. Attractiveness of the current EU development model for the eurosceptic countries.

2013. [Moscow State University Bulletin. Series . International Relations and World Politics] no. 3 , pp. 49 - 68. (In Russ.)

2. David M. Herszenhorn, Lili Bayer. Commission wants bigger budget for smaller EU. 2018. [Politico]. URL: https://www.politico.eu/article/european-commission-proposes-eu-budget-cap-multiannual-fi-nancial-framework-guenther-oettinger/

3. EU-UK Trade and Cooperation Agreement: protecting European interests, ensuring fair competition, and continued cooperation in areas of mutual interest. 2020. Brussels. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ ip_20_2531

4. Chris Morris, Oliver Barnes. Brexit trade deal: What does it mean for fishing? 2021. [BBC]. URL: https ://www.bbc.com/news/46401558

5. Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of Ireland. 1998. Belfast. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/u ploads/system/uploads/attachment_data/file/136652/a greement.pdf

6. Love, hate ... indifference: is US-UK relationship still special? 2016. [The Guardian]. URL: https://www.theguardian.com/poli-

tics/2019/apr/28/britain-america-history-special-rela-tionship-highs-and-lows-churchill-to-trump

7. Scott Lucas. What would Brexit mean for special relationship? Nothing good. 2016. [The Conversation]. URL: https://theconversation.com/what-would-brexit-mean-for-the-special-relationship-nothing-good-61390

8. Global Britain: Delivering on our international ambition. 2019. [GOV.UK]. URL: https ://www. gov.uk/government/collec-tions/global-britain-delivering-on-our-interna-tional-ambition

9. Roberta Rampton, Kylie McLellan. Obama exhorts Britain to stay in EU, warns on trade if it leaves. 2016. [Reuters]. URL: https://www.reuters.com/article/us-britain-eu-obama-idUSKCN0XH2U6

10. Francis Elliott, Matt Chrley. Don't vote for Brexit: US Defence chief warns. 2016. [The Times]. URL: https ://www.thetimes.co.uk/article/dont-vote-for-brexit-us-defence-chiefs-warn-2nncnhplw

11. Rick Noack. Trump has a lot to say about Brexit. But do Brits listen? 2019. [The Washington Post]. URL: https://www.washingtonpost.com/world/2019/09/02/tr ump-has-lot-say-about-brexit-do-brits-listen/

12. Trade tensions erupt between London and Washington. 2020. [Financial Times]. URL: https://www.ft.com/content/9c8c232e-3d07-11ea-a01a-bae547046735

13. Helen Collis, Jacob Hanke Vela. US takes aim at the UK's National Health Service. 2020. [Politico]. URL: https://www.politico.eu/article/us-takes-aim-at-the-uks-national-health-service/

14. Emma Hart. America has a unique 300 year old view of free trade - UK must recognise this to strike

a deal. 2020. [The Conversation]. URL: https://thecon-versation.com/america-has-a-unique-300-year-old-view-of-free-trade-uk-must-recognise-this-to-strike-a-deal-130490

15. Bogdasarova T. The transformation of the concept of "Global Britain" after Brexit. 2020. [Russian International Affairs Council]. URL: https://rus-siancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/euro-peanpolicy/transformatsiya-kontseptsii-globalnaya-britaniya-posle-brexit/?sphrase_id=65449526

16. Murphy P. The Empire's New Clothes. The Myth of the Commonwealth., 2018.

17. The Migration Observatory informs debates on international migration and public policy. UK Public Opinion toward Immigration: Overall Attitudes and

Level of Concern. - 2020. URL: https://migrationobservatory.ox.ac.uk/resources/briefi ngs/uk-public-opinion-toward-immigration-overall-attitudes-and-level-of-concern/

18. Lord Howell, "A bright future awaits Britain post-Brexit in the CM markets". 2016. [The Daily Telrgraph]. URL: https://www.tele-graph.co.uk/news/2016/07/29/a-bright-future-awaits-britain-post-brexit-in-the-commonwealth-m/

19. Dan Roberts Drive to replace UK-EU trade links with closer ties to Commonwealth. 2017. [The Guardian]. URL: https://www.theguardian.com/global-development/2017/mar/10/drive-to-replace-eu-trade-links-with-closer-ties-to-commonwealth-economies

EXTERNAL POLITICAL IMAGE OF RUSSIA IN GERMAN MASS MEDIA

Kirichenko G.A.

Moscow State Linguistic University 4th year student Academic adviser: Al-Dainy M.A.

PhD in Political Science Assistant professor in Department of Political Science, Moscow State

Linguistic University

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОССИИ В МАСС МЕДИА ГЕРМАНИИ

Кириченко Г.А.

Московский Государственный Лингвистический Университет студент IV курса кафедры политологии Научный руководитель: Аль-Дайни М.А. Кандидат политических наук, доцент кафедры политологии МГЛУ

Abstract

At the moment, building of external political image of the state is becoming problematic due to the great influence of the media on the mass consciousness of people. Also, within the framework of domestic political science, the phenomenon of "external political image" is of great interest, since it has been little studied and requires further study. In this article, the author reveals the concept of "foreign policy image", but also analyses the foreign policy image of Russia, which is broadcasted by the German media.

Аннотация

На данный момент формирование внешнеполитического образа государства становится проблематичным из-за большого влияния СМИ на массовое сознание людей. Также в рамках отечественной политической науки феномен «внешнеполитический образ» представляет собой большой интерес, так как он мало изучен и требует дальнейшего изучения. В данной статье автор раскрывает понятие «внешнеполитический образ», но и рассматривает внешнеполитический образ России, транслируемый СМИ Германии.

Keywords: discourse, foreign policy image, German mass media, political consciousness, media, Russopho-

bia.

Ключевые слова: внешнеполитический образ, дискурс, немецкие масс-медиа, политическое сознание, русофобия.

Во внешнеполитическом дискурсе европейских государств всё более очевидным становится появление русофобских настроений, которые влияют на ход международных отношений между двумя отдельными государствами. Также русофобские тенденции оказывают сильное воздействие на политическое сознание людей, которое напрямую

формирует восприятие у людей, создавая клишированные образы о государстве и проживающих в нём людях.

Формирование внешнеполитического образа России в Германии является неоднозначным, так как отношения между двумя государствами претерпевали множество политический событий, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.