УДК 334.784
Фадеева Инна Авенировна
кандидат экономических наук, профессор кафедры английского языка Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
ВЛИЯНИЕ ВЫХОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕС НА ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СТОРОНАМИ
Аннотация:
В статье проведен обзор существующих подходов к оценке последствий выхода Великобритании из ЕС для сторон данного дезинтеграцион-ного процесса, раскрыты некоторые его сущностные аспекты; проведен анализ и осуществлено прогнозирование возможного влияния Брекзита на характер развития экономических отношений стран - членов Евросоюза. Рассмотрена хронология ключевых событий дезинтегра-ционного процесса во взаимоотношениях между ЕС и Великобританией, приведено описание прогнозных сценариев их дальнейшего сотрудничества в ближайшие годы. Описаны основные разногласия между экономико-политическим объединением европейских государств и Соединенным Королевством, которые могут повлиять на организацию экономических отношений между странами ЕС после Брекзита. Сделан научный прогноз о том, что принятый европейским сообществом выход Великобритании из ЕС окажет многоплановое воздействие на структуру экономических отношений в странах объединения. Во-первых, следует ожидать возникновения новых связей между государствами как следствия заполнения торгово-экономических «пустот» после Брекзита. Во-вторых, вероятно изменение структуры разнопланового взаимодействия между странами или ускорение отдельных дезинтеграционных процессов в рамках ЕС.
Ключевые слова:
Великобритания, ЕС, выход, экономические последствия, сценарии, Брекзит
Fadeeva Inna Avenirovna
PhD in Economics, Professor, Department of the English Language, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
IMPACT OF BRITAIN'S EXIT FROM THE EU ON THE NATURE OF THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC RELATIONS BETWEEN THE PARTIES
Summary:
The paper provides an overview of existing approaches to assessing the consequences of Britain's exit from the EU for the parties to this disintegration process. Some essential aspects of the British disintegration process are revealed. The analysis and forecasting of the possible impact of Britain's exit from the EU on the nature of the development of economic relations in the EU countries are carried out. The chronology of key events and agreements between the EU and Great Britain on the further scenario of this disintegration process in the coming years is highlighted. The main disagreements between the EU and the UK, which may affect the content of economic relations between the EU countries after Brexit, are described. A scientific forecast has been made that the withdrawal of Great Britain from the EU, accepted by the European community, will have a multifacetedimpact on the structure of economic relations in the EU countries. Firstly, we should expect the emergence of new ties between countries as a result of filling trade and economic "voids" after Brexit. Secondly, a change in the structure of diversified interaction between countries or acceleration of certain disintegration processes within the EU is possible.
Keywords:
UK, EU, exit, economic consequences, scenarios, Brexit
Оценка последствий выхода Великобритании из Европейского союза (ЕС) - актуальная научная задача, решение которой позволит определить структуру торгово-экономического взаимодействия и уровень экономического развития ЕС в целом и некоторых стран интеграционного объединения. Уже в преддверии и в «зените» процедуры Брекзита (от англ. Britain - Британия и exit - выход) в научной литературе и в деятельности зарубежных исследовательских организаций обсуждались перспективы и последствия дезинтеграционного процесса для его сторон. При этом существуют различные подходы к их оценке.
Например, Е.С. Хесин придерживается сбалансированного подхода к вопросу о последствиях выхода Великобритании из ЕС: «Представляется, не правы как сторонники выхода из ЕС, которые убеждены, что Великобританию в этом случае в среднесрочной перспективе ждет экономический расцвет, так и противники выхода, которые предсказывают длительное ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Правда лежит где-то посередине» [1, с. 14]. Недостатком данного подхода является отсутствие научно обоснованных конкретизированных представлений о последствиях Брекзита.
В исследовании В. Чанга рассматриваются положительные и отрицательные потенциальные эффекты выхода Великобритании из ЕС, а также предлагаются возможные сценарии развития данной дезинтеграции:
- присоединение Великобритании к Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ);
- создание таможенного союза Великобритании и ЕС;
- подписание соглашения о свободной торговле между сторонами;
- взаимодействие с ЕС по правилам Всемирной торговой организации (ВТО) и отсутствие сделки с Евросоюзом [2].
Подобный подход к оценке последствий британской дезинтеграции отражает только часть возможных институциональных сценариев. Другим его недостатком является отсутствие долгосрочных оценок выхода Великобритании из ЕС. Кроме этого, указанное исследование было опубликовано в 2018 г., а с тех пор ход переговоров ЕС и Великобритании существенно изменился. Необходимо также учитывать тот факт, что на последствиях выхода Соединенного Королевства из Евросоюза неизбежно скажется глобальный экономический кризис 2020 г.
В исследовании B. Born, G. Müller, M. Schularick, P. Sedlacek также осуществлен ближне-срочный прогноз последствий Брекзита на 2016-2018 гг. В целом авторы склонялись к отрицательным сценариям развития ситуации для Великобритании: падение ВВП страны оценивалось ими от 0,05 % во втором квартале 2016 г. (эквивалентно 0,24 млрд фунтов стерлингов) до 2,19 % в 4 квартале 2018 г. (эквивалентно 63,9 млрд фунтов стерлингов) [3].
Однако данные Национальной статистической службы Великобритании за последние годы и по состоянию на октябрь 2020 г. [4] (рис. 1) свидетельствуют о том, что вплоть до конца 2019 г. не наблюдалось отрицательных значений ВВП страны, отмечалось только снижение темпов его прироста.
о о ср
10,0
5,0
0,0
Период с момента референдума о выходе Великобритании из ЕС
-5,0 о
о
см
-10,0 — -15,0 —
mmffimmmmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmmmiYimmiYi
CM СО -i CM СО -i т- CM СО -i CM СО ^ т- СМСО-^т- CM СО-^т- CM CO ^ т- CM CO -i т- CM CO -i т- CM CO -i
-смсо-^юсо^оосп
Рисунок 1 - Темпы прироста ВВП Великобритании, 2010-2020 гг., % (квартал к кварталу прошлого года)*
На динамику изменения ВВП Великобритании за исследуемый период влияло большое количество факторов, а дезинтеграция была лишь одним из них. Для корректности анализа целесообразно сравнить приведенные данные с изменением уровня ВВП стран ЕС за аналогичный период (рис. 2) [5].
-Период с момента референдума
о выходе Великобритании из ЕС
8,0
6,0
4,0
2,0
ГО н о 0,0
о р -2,0
Cr с -4,0
с -6,0
S О) -8,0
-10,0
-12,0
-14,0
mniiYimiYimniiYimniiYimniiYimniiYimmiYimmiYimmiYimmiYimmiYimiYimmiYimmiYimmiYi
О
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о
см
о см о см
Рисунок 2 - Темпы прироста ВВП в ЕС, 2010-2020 гг., % (квартал к кварталу прошлого года)**
* Составлено автором на основе данных Национальной статистической службы Великобритании.
** Составлено автором на основе данных Статистической службы Европейского союза.
Таким образом, сокращение темпов прироста ВВП в ЕС в среднем было менее выраженным, чем в Великобритании. Это обстоятельство косвенно свидетельствует о меньшем вреде Брекзита для ЕС в целом, чем для Великобритании.
Согласно результатам обобщения прогнозных сценариев различных институтов и организаций, касающихся динамики ВВП Великобритании в долгосрочном периоде при различных моделях экономического взаимодействия страны с ЕС, проведенных Независимым аналитическим центром Великобритании (Institute for Government), можно сделать вывод, что большая их часть предполагает усиление в ближайшее время отрицательных тенденций в значениях ключевого макроэкономического показателя Великобритании (рис. 3) [6].
го
_Q О ТЗ ГО СИ
5%
0%
-5%
-10%
-15%
-20%
: ш
: & L-&
ш О
S ^ X о О) О)
lis £
ГО S
Is
>> о
Is Is
го m
5 о
о. ч: ш ш
3 ^
S о
У
го ср с
ю i о ■ ы i S
: 5
ш
Г1ч
>s >s
л
X X X
Л го
с о m
го X О) у о чд
о s О)
S ^ с
J о
го о о
X X о S
>s 2 <п X л
ы о X Л
X н Ц
го го
н н S
S о J
р X о
LO ^ о
о
чд -г ° i
о
0)
ч ■ л
о
го
с
о
р
X m
го S ш
о к
Л го
с н
О) Л
н р
р ы
О) н
LO о
ЕЭП "Швейцарская модель Зона свободной торговли ВТО "Односторонняя свободная торговля
Рисунок 3 - Долгосрочные прогнозы динамики ВВП Великобритании (до 2030 г.) при различных моделях взаимодействия с ЕС*
Качественно новые условия экономического развития, обусловленные пандемией 2020 г., несомненно, внесут заметные коррективы в развитие Великобритании после ее выхода из ЕС. Кроме этого, параметры экономического взаимодействия сторон дезинтеграционного процесса, а также стран ЕС между собой будут определяться содержанием договоренностей между Соединенным Королевством и Евросоюзом после Брекзита.
2020 г. ознаменовался переходом сторон к решающей фазе процесса выхода Великобритании из состава объединения государств. Хронологически события развивались следующим образом:
- 9 января Палата общин голосует за законопроект о выходе Великобритании из ЕС - с этого момента страна находится на пути к дезинтеграции с Евросоюзом; формально соглашение Палатой лордов и Европейским парламентом в этот момент еще не утверждено;
- 22 января после того, как Палата лордов Великобритании и Европарламент согласовали соглашение о выходе, законопроект был утвержден королевой; Европейский парламент ратифицировал соглашение 29 января;
- Соединенное Королевство (Великобритания) покинуло Европейский союз (ЕС) 31 января 2020 г. в полночь по центрально-европейскому времени.
Новые отношения между ЕС и Великобританией начинаются 31 января 2021 г. при условии достижения соглашения, которое было одобрено государствами-членами ЕС, Европейским парламентом и парламентом Великобритании [7]. 1 февраля 2020 г. вступило в силу Соглашение о выходе Великобритании из ЕС, включающее также Протокол о Северной Ирландии. Переходный период занял весь 2020 г. - в это время действовали нормы и правила функционирования Великобритании в рамках ЕС, но страна была лишена права участия в работе институтов европейской
* Составлено автором на основе данных Institute for Government.
интеграции. Из этого следует, что ключевые изменения в экономике Великобритании и стран ЕС имеет смысл оценивать только с 1 января 2021 г.
Характер развития экономических отношений в странах ЕС после Брекзита будет во многом определяться результатами согласования бюджета интеграции на период 2021-2027 гг., который выполняет не только функцию распределения денежных средств, но и закладывает основы долгосрочного развития объединения на основе стратегических приоритетов.
Ситуация с бюджетным планированием в ЕС существенно осложнилась в связи с экономическим кризисом, вызванным глобальными ограничениями на фоне распространения коронави-русной инфекции. Бюджет на 2021-2027 гг. будет, вне сомнений, отличаться от предшествующих не только по количественным параметрам и распределению средств по годам, но и по своей структуре. Вызовы времени - инновационное развитие, безопасность, охрана окружающей среды, развитие здравоохранения в условиях пандемии и системных проблем - диктуют новые требования к формированию и распределению бюджета ЕС.
Отсутствие взносов со стороны Соединенного Королевства потребовало поиска новых источников дохода для интеграционного объединения ЕС или сокращения расходной части его бюджета. Очевидные пути решения этой проблемы - увеличение взносов государств-лидеров (прежде всего Германии и Франции) или сокращение затрат на нивелирование экономического неравенства в ЕС за счет стран европейской периферии, что повлечет за собой возникновение новой волны евроскептицизма и может стать причиной последующих дезинтеграционных проявлений [8, с. 50].
21 июля 2020 г. страны ЕС согласовали общий бюджет интеграции размером 1,074 трлн евро [9]. Для борьбы с экономическими последствиями пандемии потребовалась дополнительная нагрузка на национальные экономики, поскольку планируется создание внебюджетного фонда, получившего название «ЕС нового поколения» в размере 750 млрд евро. Из них 390 млрд евро планируется направить на безвозмездные гранты, 360 млрд евро - на кредиты; сроки погашения данного займа рассчитаны на период до 31 декабря 2058 г. Таким образом, впервые в истории ЕС предусмотрено использование таких масштабных заимствований от лица ЕС, а сами они погашаются всеми членами интеграции. 11 ноября 2020 г. были внесены изменения в принятое соглашение о бюджете ЕС на 2021-2027 гг. [10].
Структура бюджета интеграционного образования также претерпела трансформацию, что было вызвано не только выходом Великобритании из ЕС, но и общими вызовами современности, а также ожидаемыми последствиями ограничений после пандемии Covid-19 [11]. В частности, страны - члены объединения договорились о направлении 50 % от принятых расходов бюджета на изменение проводимой политики, в том числе на организацию исследований и разработок (в рамках долгосрочной программы «Горизонт Европа» (Horizon Europe)); на решение проблем охраны окружающей среды; цифровые трансформации; обеспечение устойчивого развития европейской экономики; реализацию новой программы развития здравоохранения «EU4Health» [12].
Следует отметить, что значение содержания отношений между Великобританией и ЕС после Брекзита важнее для британской стороны. Основная цель переговоров сторон дезинтегра-ционного процесса состояла в формировании нового, позитивно ориентированного конструктивного партнерства [13]. Для достижения данной цели правительство Соединенного Королевства было ориентировано на:
- отмену «Акта о Европейских сообществах» 1972 г.;
- вывод Великобритании из-под юрисдикции суда ЕС;
- взаимодействие с британскими регионами в ходе переговоров по Брекзиту;
- принятие мер для сохранения созданного единого миграционного и торгово-экономического пространства между Соединенным Королевством и Ирландией после выхода Великобритании из ЕС;
- обеспечение прав граждан государств - членов ЕС, проживающих в Великобритании;
- заключение охватывающего значительный спектр торгово-экономических отношений соглашения о свободной торговле между Великобританией и ЕС;
- развитие системы новых торгово-экономических соглашений с третьими странами, не являющимися членами ЕС;
- сотрудничество с европейскими странами в сфере науки и инноваций [14].
Уже из перечисленных целей следует, что выход Великобритании из ЕС влек за собой множество трудно разрешимых противоречий, которые влияли на характер экономических отношений как между сторонами дезинтеграционного процесса, так и между странами - членами объединения. Выбор механизмов разрешения данных проблем будет определять содержание экономических отношений в странах Евросоюза с 1 января 2021 г. При этом могут быть реализованы следующие варианты развития ситуации:
1. Переход Великобритании к модели сотрудничества с ЕС по примеру других стран, интегрированных в европейское пространство, но не являющихся членами объединения: Норвегии, Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна. Такая форма взаимоотношений обеспечит стране преимущества, аналогичные ранее действовавшей модели, но потребует дополнительных взносов Британии в бюджет ЕС.
2. Заключение торгово-экономического соглашения Соединенного Королевства и Евросоюза на примере канадской, турецкой или южнокорейской моделей взаимодействия, в каждой из которых реализована различная степень интеграции ЕС и партнера.
3. Модель участия в европейском пространстве как члена ВТО, что означает не только негативные последствия для Великобритании в виде потери доступа к рынку европейских стран, но и позитивные - в виде отсутствия необходимости урегулирования спорных вопросов с ЕС, поиска компромиссных решений.
Кроме названных базовых сценариев выстраивания новой парадигмы взаимоотношений Соединенного Королевства с объединением европейских государств, возможно достижение сторонами дезинтеграционного процесса и других договоренностей:
1. Заключение соглашения об ассоциации с Европейским союзом.
2. Применение модели взаимодействия на основе углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (РОРТА-соглашение).
3. Заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
4. Установление стратегического партнерства между сторонами по типу взаимодействия ЕС с США, Канадой, Мексикой, Китаем, Японией, Республикой Корея.
5. Выбор комбинированного типа международной интеграции в виде поддержания стратегического партнерства с государствами - членами ЕС и заключения с ними соглашения о зоне свободной торговли [15].
ЕС в соответствии с одобренным 25 февраля 2020 г. мандатом Комиссии о будущем формате отношений предполагал заключить общее соглашение, отражающее различные сферы взаимодействия сторон [16]. В первую очередь речь идет о торговом сотрудничестве, в рамках которого планируется отказаться от квот и тарифов на взаимную куплю-продажу товаров. Соглашение также будет включать положения, относящиеся к вопросам внутренней и внешней безопасности, а также связанные с регулированием соблюдения достигнутых договоренностей.
Представленное Б. Джонсоном в Палате общин британское видение соглашения с ЕС предполагало подписание нескольких документов: о свободной торговле, о рыболовстве, о взаимодействии в обеспечении внутренней безопасности, ряд иных договоров, касающихся сферы транспорта, энергетики и др. [17]. В качестве приоритетной модели британской стороной рассматривалось соглашение между ЕС и Канадой, содержащее минимальное количество двусторонних регуляторных обязательств.
Следует отметить, что специфика экономических отношений сторон процесса выхода Великобритании из состава Евросоюза будет определяться их общей позицией относительно необходимости сохранения свободы передвижения товаров, закрепленной в соглашении о свободной торговле, предполагающем отсутствие квот и пошлин. Ввиду того, что Великобритания в 2021 г. станет третьим по значимости торговым партнером ЕС, европейская сторона переговоров ожидает выполнения от Соединенного Королевства большего объема обязательств, соответствия внутренним стандартам.
Разногласия же субъектов дезинтеграционного процесса в отдельных отраслях могут вылиться в существенные изменения в структуре экономических отношений внутри ЕС. Например, британская сторона стремится к согласованию ежегодных квот на вылов рыбы и доступа в ее воды стран Евросоюза по типу Норвегии. ЕС же в сфере рыболовства заинтересован в долгосрочных договоренностях. В данном вопросе преимущество находится на стороне объединения государств, поскольку большая часть экспорта рыбы из Великобритании осуществляется в страны ЕС. Рычагом давления на Соединенное Королевство здесь является перспектива обложения продукции рыбной отрасли пошлинами и снижения конкурентоспособности.
Принятый европейским сообществом выход Великобритании из ЕС, учитывая роль страны в экономике интеграционного образования, окажет многоплановое воздействие на структуру экономических отношений в странах Евросоюза. В самом общем виде могут быть выделены несколько направлений изменений:
- возникновение новых связей между странами как следствие заполнения торгово-экономических «пустот» после выхода Великобритании из ЕС;
- ослабление существующих экономических закономерностей взаимодействия между странами или ускорение отдельных дезинтеграционных процессов в рамках объединения;
- изменение структуры экономических связей между странами - «переструктурирование» экономических отношений в ЕС.
Возникновение новых связей между странами ЕС станет следствием неизбежной потери Великобританией части рынков в Евросоюзе. Наибольшим рискам подвергается рынок финансовых услуг - в 2019 г. его оборот составил около 150 млрд фунтов стерлингов [18]. Как отмечается в результатах наблюдений, через Лондонский Сити проводится около 37 % операций мировой торговли валютами и около 20 % международных кредитных сделок. Данный рынок приносит 11 % налоговых поступлений Британии и обеспечивает работой около 1,1 млн человек [19]. Одним из финансовых центров, куда могут перенести свои ресурсы из Лондона ведущие транснациональные компании (ТНК), может стать Франкфурт-на-Майне [20].
Анализируя последствия выхода Великобритании из ЕС, целесообразно также оценить структуру торговых отношений между сторонами. В таблице 1 представлены параметры внешней торговли Великобритании и ЕС в 2010-2019 гг. [21].
Таблица 1 - Внешняя торговля Великобритании и ЕС, 2010-2019 гг.*
Показатель ед. изм. 2010 2015 2016 2017 2018 2019
Абсолютные показатели внешней торговли Великобритании и ЕС
Параметры внешней торговли ЕС
Экспорт из ЕС, всего млрд долл. 5 079,2 5 257,6 5 240,8 5 732,8 6 317,3 6 110,7
Импорт в ЕС, всего млрд долл. 5 250,3 5 105,0 5 126,5 5 632,0 6 270,9 6 064,4
Внешнеторговый оборот ЕС, всего млрд долл. 10 329,4 10 362,5 10 367,4 11 364,8 12 588,2 12 175,1
Параметры внешней торговли Великобритании
Экспорт из Великобритании, всего млрд долл. 422,0 466,3 411,5 441,8 490,8 468,3
Импорт в Великобританию, всего млрд долл. 627,6 630,3 636,4 640,9 671,7 692,5
Внешнеторговый оборот Великобритании, всего млрд долл. 1 049,6 1 096,5 1 047,8 1 082,8 1 162,5 1 160,8
Взаимная торговля ЕС и Великобритании
Экспорт из ЕС в Великобританию млрд долл. 294,5 333,9 332,6 342,6 362,2 340,1
Импорт в ЕС из Великобритании млрд долл. 213,9 194,7 185,8 200,1 217,6 204,8
Внешнеторговый оборот ЕС и Великобритании млрд долл. 508,4 528,7 518,4 542,7 579,8 545,0
Относительные значения и структура взаимной торговли Великобритании и ЕС
Доля экспорта из ЕС в Великобританию в общем объеме экспорта ЕС % 5,8 6,4 6,3 6,0 5,7 5,6
Доля импорта в ЕС из Великобритании в общем объеме импорта в ЕС % 4,1 3,8 3,6 3,6 3,5 3,4
Доля внешнеторгового оборота ЕС с Великобританией в общем объеме внешнеторгового оборота ЕС % 10,2 10,6 10,1 9,5 9,2 9,5
Доля экспорта из Великобритании в ЕС в общем объеме экспорта Великобритании % 50,7 41,8 45,2 45,3 44,3 43,7
Доля импорта в Великобританию из ЕС в общем объеме импорта Великобритании % 46,9 53,0 52,3 53,5 53,9 49,1
Доля внешнеторгового оборота Великобритании и ЕС в общем объеме внешнеторгового оборота Великобритании % 48,4 48,2 49,5 50,1 49,9 46,9
Таким образом, со времени проведения референдума в структуре взаимной торговли Великобритании и ЕС произошли некоторые изменения. Например, минимальная за последние десять лет доля внешнеторгового оборота сторон дезинтеграционного процесса зафиксирована в 2018 г., она составляла 9,2 %. К 2019 г. объем экспорта товаров из ЕС в Великобританию снизился до 5,6 % (в сравнении с 6,4 % в 2015 г.). В структуре импорта европейской интеграции доля Великобритании уменьшилась до 3,4 % к 2019 г. Страны ЕС остаются для Соединенного Королевства ключевым внешнеторговым партнером: несмотря на выход страны из союза, на экспорт товаров в ЕС приходится 43,7 % британского экспорта; при этом импортом из ЕС обеспечивается 49,1 % от суммарного стоимостного объема ввоза товаров в Великобританию.
* Составлено автором на основе данных Всемирной торговой организации.
Таким образом, негативное влияние британская дезинтеграция окажет главным образом на само Соединенное Королевство. В ближайшие годы после стабилизации международной экономической ситуации следует ожидать потери Великобританией доли европейского рынка сбыта в пределах 3-5 % от общего экспорта страны. ЕС утратит не более 0,5 % прежнего объема поставок.
Ослабление экономических связей между отдельными странами как результат Брекзита может спровоцировать и изменение характера отношений между странами ЕС. В этом смысле следует учитывать традиционные для Евросоюза источники дезинтеграционных проявлений (Испания), а также новые, рост активности которых может стать следствием усиления тенденций евроскептицизма в объединении. Ослабление экономических связей между отдельными странами может найти отражение в снижении инвестиций в экономику некоторых стран, а также в сокращении объемов взаимной торговли и других проявлениях.
Ссылки:
1. Хесин Е.С. Экономические последствия выхода Великобритании из ЕС // Референдум о членстве Британии в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. I. М., 2016. С. 13-22.
2. Chang W.W. Brexit and Its Economic Consequences // World Economy. 2018. Vol. 41, iss. 9. P. 2349-2373. https://doi.org/10.2139/ssrn.2960687.
3. Born B., Müller G., Schularick M., Sedlacek P. The Economic Consequences of the Brexit Vote // CESifo Working Paper. № 6780. Munich, 2017. 32 p.
4. Gross Domestic Product (GDP) [Электронный ресурс] // Office for National Statistics. URL: https://www.ons.gov.uk/econ-omy/grossdomesticproductgdp (дата обращения l2.l2.2020).
5. GDP and Main Components [Электронный ресурс] // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data-browser/view/namq_10_gdp/default/table?lang=en (дата обращения 12.12.2020).
6. Tetlow G., Stojanovic A. Understanding the Economic Impact of Brexit [Электронный ресурс] // Institute for Government. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/2018%20IfG%20%20Brexit%20im-pact%20%5Bfinal%20for%20web%5D.pdf (дата обращения: 15.12.2020).
7. Brexit [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/eu-uk-after-referen-dum/ (дата обращения: 11.11.2020).
8. Европа в поиске новых решений / А.С. Айвазян [и др.]. М., 2020. 140 с.
9. Note. Special Meeting of the European Council (17, 18, 19, 20 and 21 July 2020) - Conclusions [Электронный ресурс] // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/45109/210720-euco-final-conclusions-en.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
10. Questions and Answers on the Agreement on the €1.8 Trillion Package to Help Build Greener, More Digital and More Resilient Europe [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/de-tail/en/QANDA_20_2088 (дата обращения: 20.11.2020).
11. EU's Next Long-term Budget & Next Generation EU: Key Facts and Figures [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/about_the_european_commission/eu_budget/mff_factsheet_agree-ment_en_web_20.11.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
12. EU4Health 2021-2027 - a Vision for a Healthier European Union [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.europa.eu/health/funding/eu4health_en (дата обращения: 20.11.2020).
13. The Government's Negotiating Objectives for Exiting the EU: PM Speech [Электронный ресурс] // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-governments-negotiating-objectives-for-exiting-the-eu-pm-speech (дата обращения: 21.11.2020).
14. Там же.
15. Фадеева И.А. Комплексный подход к оценке эффектов реализации плана по выходу Великобритании из ЕС (с учетом экономических ограничений пандемии нового коронавируса) // Экономика и предпринимательство. 2020. № 10 (123). С. 55-59. https://doi.org/10.34925/EIP.2020.123.10.007.
16. Recommendation for a Council Decision Authorising the Opening of Negotiations for a New Partnership with the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland [Электронный ресурс] // European Comission. URL: https://ec.eu-ropa.eu/info/sites/info/files/communication-annex-negotiating-directives.pdf (дата обращения: 20.11.2020).
17. The UK's Approach to Negotiations with the European Union [Электронный ресурс] // GOV.UK. URL: https://www.gov.uk/gov-ernment/publications/our-approach-to-the-future-relationship-with-the-eu (дата обращения: 19.11.2020).
18. Can the City Survive Brexit? [Электронный ресурс] // The Economist. URL: https://www.economist.com/lead-ers/2019/06/27/can-the-city-survive-brexit (дата обращения: 14.11.2020).
19. Boleat M. Brexit and the Financial Services Industry: The Story So Far. L., 2018. 14 p.
20. Семеко Г.В. Сектор финансовых услуг Великобритании: значение и перспективы после Брекзита // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2019. № 4. С. 86-91.
21. Trade Map. Trade Statistics for International Business Development [Электронный ресурс] // ITC. URL: https://www.trade-map.org/(X(1)S(zlyanx452daurd554eon5155))/Index.aspx (дата обращения: 10.12.2020).
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна