Научная статья на тему 'Влияние Брекзита на уровень и качество жизнив Великобритании'

Влияние Брекзита на уровень и качество жизнив Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / БРЕКЗИТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИКА / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / ИНФЛЯЦИЯ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОРОНАВИРУС / GREAT BRITAIN / EUROPEAN UNION / ECONOMY / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / INFLATION / PERSONAL INCOME / SOCIO-ECONOMIC POLICY / CORONAVIRUS / BREXIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хесин Ефим Самуилович

Объект. Уровень и качество жизни населения Великобритании.Предмет. Брекзит.Цель. Раскрыть воздействие Брекзита на уровень и качество жизни в стране.Основные положения статьи. Детальный анализ влияния Брекзита на состояние экономики и основные элементы, формирующие качество человеческого капитала в Великобритании.В июне 2016 г. в Великобритании прошёл референдум по вопросу о дальнейшем её участии в Европейском союзе. Вопреки ожиданиям большинства аналитиков, полагавших, что страна останется в этом интеграционном объединении, свыше половины - почти 52 % жителей, участвовавших в голосовании (явка составила72%), высказалось за выход страны из ЕС. В этих условиях премьер-министр Д. Кэмеронсторонник сохранения Великобритании в ЕС - был вынужден уйти в отставку. Правительство возглавила Т. Мэй. 29 марта 2017 г. оно инициировало процедуру выхода в соответствии со статьёй 50 Договора о Европейском союзе.В июле 2019 г. после трех безуспешных попыток вывести страну из Евросоюза Т. Мэй объявила о своей отставке. На посту премьер-министра её сменил активный сторонник Брекзита Б. Джонсон. 12 декабря 2019 г состоялись досрочные всеобщие парламентские выборы, на которых убедительную победу одержали консерваторы, получившие абсолютное большинство мест в парламенте. Это дало им возможность ратифицировать соглашение о Брекзите в парламенте и вывести страну из ЕС. В марте 2020 г. состоялся первый раунд переговоров между Великобританией и Евросоюзом о взаимоотношениях после Брекзита.Цель статьи - раскрыть воздействие исхода референдума по вопросу о выходе Великобритании из Европейского союза на уровень и качество жизни, состояние экономики и рынка труда, социальную политику государства в этой стране, исследовать влияние Брекзита на основные элементы, формирующие качество человеческого капитала в Великобритании: образование, наука, здоровье, жилищные условия, экология. Делается вывод, что за три с половиной года, прошедших со времени референдума, это влияние неоднозначно и противоречиво. В статье утверждается, что в настоящее время оценка последствий Брекзита - возможных прямых и косвенных потерь или выигрышей для населения страныпредставляет немалые трудности: слишком велика неопределённость, открытыми остаются многие сущностные вопросы отношений Великобритании и Евросоюза. Значительное влияние на них, бесспорно, окажет вспышка коронавируса, резко ухудшившая экономическую ситуацию в Великобритании и странах ЕС. Сохраняются различные сценарии дальнейшего развития этих отношений, реализация которых может по-разному отразиться на положении населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE BREXIT ON THE LIVING STANDARDSAND QUALITY OF LIFE IN GREAT BRITAIN

The Object of the Study. Living standards and quality of life of the population in Great Britain.The Subject of the Study. The Brexit.The Purpose of the Study is exposing the impact of the Brexit on the living standards and quality of life in the country.The Main Provisions of the Article. Following a June 2016 referendum on continued European Union membership in which 52% voted to leave and 48% voted to stay the UK government announced the country's withdrawal from the EC (Brexit). In March 2017 it formally began the withdrawal process. The withdrawal was delayed by deadlock in the UK parliament. Having failed to get her agreement with the EC approved, Theresa May resigned as Prime Minister in July 2019 and was succeeded by Boris Johnson, an active supporter of the Brexit. An early general election was then held on 12 December. The Conservatives won a large majority. As a result, the parliament ratified the withdrawal agreement, and the UK formally left the EU on 31 January 2020. This began a transition period that is set to end on 31 December 2020, during which the UK and EU will negotiate their future relationship. The first round of negotiations between London and Brussels began in March 2020.The author investigates the consequences of the withdrawal of Great Britain from the EC on the living standards and quality of life, economic situation, labour market, social policy of the government. in this country. It analyzes on the impact of the Brexit on the major elements of human capital: education, science, health, living conditions, ecology. It found that short-term forecasts of what would happen immediately after the Brexit referendum were too pessimistic. Nowadays it is very difficult to give an accurate estimate of the future effect of the Brexit on cost of living in Great Britainmany essential issues in the relations between the UK and the EC remain open. Besides, the coronavirus crisis and lockdown measures may cause the grave damage to growth and jobs. Much evidence shows that in the medium- and long-term leaving the European Union damage the British economy and thus reduce the UK's real per-capita income level and may adversely affect jobs and earnings, income and wealth, life expectancy, education and skills, academic research, health status, environmental quality and subjective well-being in the UK. Finally, the author analyses the impact on the economic and social life in Great Britain of different Brexit scenarios after the end of the transition period. The consequences will differ sharply depending on whether the UK does a Soft or Hard (no deal) Brexit.

Текст научной работы на тему «Влияние Брекзита на уровень и качество жизнив Великобритании»

Влияние брекзита на уровень и качество жизни в Великобритании

The Impact of the Brexit on the Living Standards and Quality of Life in Britain

Получено 08.03.2020 Одобрено 04.05.2020 Опубликовано 15.06.2020 УДК: 316.4 DOI: 10.19181/lsprr/2020.16.2.5

ХЕСИН ЕФИМ САМУИЛОВИЧ

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Email: khesin@mail.ru

Аннотация

Объект. Уровень и качество жизни населения Великобритании.

Предмет. Брекзит.

Цель. Раскрыть воздействие Брекзита на уровень и качество жизни в стране.

Основные положения статьи. Детальный анализ влияния Брекзита на состояние экономики и основные элементы, формирующие качество человеческого капитала в Великобритании.

В июне 2016 г. в Великобритании прошёл референдум по вопросу о дальнейшем её участии в Европейском союзе. Вопреки ожиданиям большинства аналитиков, полагавших, что страна останется в этом интеграционном объединении, свыше половины - почти 52 % жителей, участвовавших в голосовании (явка составила72%), высказалось за выход страны из ЕС. В этих условиях премьер-министр Д. Кэмерон

- сторонник сохранения Великобритании в ЕС - был вынужден уйти в отставку. Правительство возглавила Т. Мэй. 29 марта 2017 г. оно инициировало процедуру выхода в соответствии со статьёй 50 Договора о Европейском союзе.

В июле 2019 г. после трех безуспешных попыток вывести страну из Евросоюза Т. Мэй объявила о своей отставке. На посту премьер-министра её сменил активный сторонник Брекзита Б. Джонсон. 12 декабря 2019 г состоялись досрочные всеобщие парламентские выборы, на которых убедительную победу одержали консерваторы, получившие абсолютное большинство мест в парламенте. Это дало им возможность ратифицировать соглашение о Брекзите в парламенте и вывести страну из ЕС. В марте 2020 г. состоялся первый раунд переговоров между Великобританией и Евросоюзом о взаимоотношениях после Брекзита. Цель статьи - раскрыть воздействие исхода референдума по вопросу о выходе Великобритании из Европейского союза на уровень и качество жизни, состояние экономики и рынка труда, социальную политику государства в этой стране, исследовать влияние Брекзита на основные элементы, формирующие качество человеческого капитала в Великобритании: образование, наука, здоровье, жилищные условия, экология. Делается вывод, что за три с половиной года, прошедших со времени референдума, это влияние неоднозначно и противоречиво. В статье утверждается, что в настоящее время оценка последствий Брекзита - возможных прямых и косвенных потерь или выигрышей для населения страны

- представляет немалые трудности: слишком велика неопределённость, открытыми остаются многие сущностные вопросы отношений Великобритании и Евросоюза. Значительное влияние на них, бесспорно, окажет вспышка корона-вируса, резко ухудшившая экономическую ситуацию в Великобритании и странах ЕС. Сохраняются различные сценарии дальнейшего развития этих отношений, реализация которых может по-разному отразиться на положении населения.

KHESIN, YEFIM SAMUILOVITCH

Doctor of Economics, Professor, Chief Research Worker at the Ye M Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences. Email: khesin@mail.ru

Abstract

The Object of the Study. Living standards and quality of life of the

population in Great Britain.

The Subject of the Study. The Brexit.

The Purpose of the Study is exposing the impact of the Brexit on the living standards and quality of life in the country. The Main Provisions of the Article. Following a June 2016 referendum on continued European Union membership in which 52% voted to leave and 48% voted to stay the UK government announced the country's withdrawal from the EC (Brexit). In March 2017 it formally began the withdrawal process. The withdrawal was delayed by deadlock in the UK parliament. Having failed to get her agreement with the EC approved, Theresa May resigned as Prime Minister in July 2019 and was succeeded by Boris Johnson, an active supporter of the Brexit. An early general election was then held on 12 December. The Conservatives won a large majority. As a result, the parliament ratified the withdrawal agreement, and the UK formally left the EU on 31 January 2020. This began a transition period that is set to end on 31 December 2020, during which the UK and EU will negotiate their future relationship. The first round of negotiations between London and Brussels began in March 2020.

The author investigates the consequences of the withdrawal of Great Britain from the EC on the living standards and quality of life, economic situation, labour market, social policy of the government. in this country. It analyzes on the impact of the Brexit on the major elements of human capital: education, science, health, living conditions, ecology. It found that short-term forecasts of what would happen immediately after the Brexit referendum were too pessimistic. Nowadays it is very difficult to give an accurate estimate of the future effect of the Brexit on cost of living in Great Britain - many essential issues in the relations between the UK and the EC remain open. Besides, the coronavirus crisis andlockdown measures may cause the grave damage to growth and jobs. Much evidence shows that in the medium- and long-term leaving the European Union damage the British economy and thus reduce the UK's real per-capita income level and may adversely affect jobs and earnings, income and wealth, life expectancy, education and skills, academic research, health status, environmental quality and subjective well-being in the UK. Finally, the author analyses the impact on the economic and social life in Great Britain of different Brexit scenarios after the end of the transition period. The consequences will differ sharply depending on whether the UK does a Soft or Hard (no deal) Brexit.

Ключевые слова: Великобритания; Брекзит; Европейский союз; экономика; рынок труда; занятость; безработица; инфляция; доходы населения; социально-экономическая политика; коронавирус.

Keywords: Great Britain, Brexit; the European Union; economy; a labour market; employment; unemployment; inflation; personal income; socioeconomic policy; a coronavirus.

Введение

31 января 2020 г. Европейский союз покинула Великобритания.

1 февраля 2020 года Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии официально вышло из состава Европейского союза. Решение Лондона выйти из ЕС было вызвано объективными процессами: кризисной ситуацией в этом объединении, ростом влияния евроскепти-ков в стране. Впервые в более чем шестидесятилетней истории этого европейского интеграционного объединения произошло сокращение его состава.

Последствия Брекзита широко обсуждаются в британской, европейской и мировой литературе. Проблемы выхода из Европейского союза находятся в центре социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики Великобритании. В государствах континентальной Европы оценивают возможное воздействие ее развода с ЕС на будущее этого объединения и изменение его роли в мире. Международные экономические организации, в том числе МВФ, рассматривают Брекзит в качестве одного из факторов, способных осложнить дальнейшее развитие глобальной экономики.

Непосредственные последствия референдума 2016 г. для Великобритании и европейской интеграции в целом оказались далеко не катастрофичны - в британской экономике продолжался подъем, а в Евросоюзе за Брекзитом не последовал эффект домино, чего так опасались в Брюсселе. Однако в перспективе, после окончания переходного периода, выход Великобритании из ЕС может оказать негативное воздействие на развитие этой страны и интеграционного процесса в Европе в целом.

Несмотря на общее ослабление позиций Великобритании в мире в последние десятилетия, эта страна продолжает играть важную роль в глобальной и европейской экономике. В 2019 г. по объему ВВП в текущих ценах она занимала 6 место в мире, а по паритету покупательной способности валют - 7-е. Ее доля в мировом ВВП составляла 3,3 и 2,2 %, а в производстве в ЕС соответственно 15,1 и 14,0%. В минувшем году в Великобритании ВВП на душу населения превышал общеевропейский уровень и среди ведущих в экономическом отношении стран мира уступал лишь США, Германии и Франции [1, С. 11-17], [5, Р. 149].

Важно отметить, что роль Великобритании в мировой экономике существенно больше, чем можно судить по данным о ее доле в глобальном ВВП. Своеобразие положения этой страны в мировой экономике состоит в том, что британский бизнес глубже интегрирован в международное производство, чем другие ведущие государства

ЕС и Япония. По данным ОЭСР, по итогам 2017 г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в Великобритании достигал 1,5 трлн. долл. США, что является третьим показателем в мире и первым в ЕС. Аналогичный объем составил объем накопленных британских инвестиций за рубежом - четвертый показатель в мире. На начало 2018 г. совокупность накопленных прямых, портфельных и прочих инвестиций Великобритании за рубежом в 5,3 раза превышала объем ее ВВП. Такую же величину составляли иностранные активы в этой стране.

Великобритания - мировой финансовый центр. Лондон и Нью-Йорк попеременно занимают первое место в рейтинге конкурентоспособности мировых финансовых центров, составляемом компанией «Z/Yen Group». В Лондоне находятся важнейшие товарные и фондовые площадки мира. Среди них - Лондонская фондовая биржа, Лондонская биржа металлов, Международная нефтяная биржа, Балтийская биржа (торговля судами) и Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов и опционов. Великобритания сохраняет доминирующее положение на мировом рынке финансовых услуг и является лидером в их экспорте. В Великобритании расположены штаб-квартиры и офисы около 70% международных компаний, более 250 иностранных банков. В стране имеется порядка 20 тысяч аудиторских фирм, а также офисы более 200 иностранных юридических компаний. Это больше, чем в любом другом финансовом центре мира.

В Лондоне заключается наибольшее число сделок глобального финансового рынка, на его долю приходится 43% мирового валютного оборота, 16% транснациональных межбанковских займов и 6% всех страховых сделок. Великобритания является ведущим европейским и третьим мировым страховым рынком. [2] [3]. На нее приходится 27% европейского рынка консалтинговых услуг. Лондон является вторым в мире и первым в Европе центром хеджирования. В Великобритании находится около 800 хедж-фондов, и 85% их активов управляется из британской столицы. Британские рынки лизинговых услуг (включая лизинг самолетов, медицинского оборудования) и потребительского кредитования - крупнейшие в Европе

Британская валюта - фунт стерлингов - одна из ведущих резервных валют мира. В первом квартале 2019 г. по объему валютных резервов она находилась на 4-м месте (после доллара, евро и иены) [20].

Изменение экономического ландшафта

Решение Лондона о выходе Великобритании из ЕС значительно изменило условия, опреде-

ляющие характер и динамику ее социально-экономического развития. И хотя Брекзит еще не случился, а обсуждение условий, на которых эта страна покинет ЕС, продолжается, само решение разорвать почти полувековой союз уже сказалось на экономике страны. С 2016 г. в ней происходят сложные и противоречивые процессы. С одной стороны, она не рухнула сразу после референдума по Брекзиту, как предсказывали многие эксперты и экономисты. Более того, до начала 2020 г. в ней продолжался подъем. Снизилась угроза дефляции. Дефицит государственного бюджета по отношению к ВВП наименьший со времени мирового финансового кризиса 2008-2009 гг.

С другой стороны, наблюдалось постепенное затухание экономической активности. Темп прироста экономики в 2019 г. был самым низким после 2012 г. Самое значительное падение наблюдалось в производственном секторе экономики. Так, в автомобильной промышленности оно было наибольшим с 2001 г. Важнейшим сдерживающим фактором для роста производства в Великобритании стало нарастание экономической и политической неопределённости по поводу Брекзита и дальнейших перспектив развития британской экономики. Европейский союз - крупнейший торговый и инвестиционный партнёр Британии. На конец 2018 г. на ее партнёров по ЕС приходилось 46% экспорта и 53% импорта этой страны. Около 2/3 легковых автомобилей, производимых в Британии, экспортируются в ЕС, и примерно четверть производимых здесь финансовых услуг связаны с клиентами из стран ЕС. В последнее десятилетие экспорт и импорт Британии в другие государства ЕС достигал 12-15% ее ВВП. В 2017 г. доля стран ЕС в накопленных зарубежных пря-

мых инвестициях британских ТНК составляла 43,3%. Свыше 2/5 британского экспорта приходится на европейские компании, базирующиеся в Британии.

Вплоть до референдума эта страна развивалась быстрее своих основных конкурентов -США, партнеров по ЕС и Японии. В результате ей удалось сохранить свои экономические позиции в группе развитых государств и укрепить в Европе. В последующие годы прирост ВВП в Великобритании стал уступать многим из них.

Смена тренда экономического развития неразрывно связана с ситуацией в сфере накопления капитала и производительности труда. Последние годы характеризуются снижением нормы накопления - отношения инвестиций к ВВП (в 2018 г. -17,2%, в 2019 г. - 16,4%), по уровню которой Великобритания и без того уступает другим ведущим государствам мира. Главное - сокращение с 2018 г. производственных инвестиций, особенно в экспортно - ориентированных отраслях, вложений в нематериальные активы. Неопределенность перспектив создает негативный настрой в деловой среде, лишает национальный бизнес стимулов к наращиванию капиталовложений, ухудшает экономический климат и условия привлечения иностранного капитала в Великобританию. На изменение условий в связи с Брекзитом бизнес реагирует сдерживанием и уменьшением капитальных расходов, а также угрозами перенести мощности за рубеж. Вместо того чтобы вкладывать свободные денежные средства в производство, нефинансовые компании в ущерб инвестициям выводят прибыль через дивиденды, увеличивают их для поощрения крупных инвесторов, выкупают на открытом рынке собственные акции или

Таблица 1 Table 1

Динамика основных макроэкономических показателей Великобритании

Macroeconomic Fundamentals for Britain

2015 2016 2017 2018 2019*

Темпы прироста ВВП, % 2,3 1,8 1,8 1,4 1,2

Занятость** 73,7 74,4 75,0 75,6 76,5

Уровень безработицы, %*** 5,4 4,9 4,4 4,1 3,8

Инфляция, % **** 0,0 0,7 2,7 2,9 1,8

Платежный баланс по текущим операциям ***** -4,9 -5,2 -3,3 - 3,9 -3,5

Дефицит государственного бюджета ***** - 4,2 - 2,9 -1,8 - 1,4 - 1,4

Чистый государственный долг ***** 79,3 78,8 77,5 77,5 76,1

*Прогноз. ** В процентах к экономически активному населению. ***В процентах к трудоспособному населению. **** Темпы прироста потребительских цен. ***** В процентах к ВВП. Источник: [21]

другие финансовые активы, приобретают своих конкурентов - активизируются на рынке слияний и поглощений, устремляются на мировой финансовый рынок. Не находя приемлемых условий инвестирования в производство, избыточные финансовые ресурсы направляются в сферу спекуляций. Ликвидность в непропорциональных размерах идет на создание финансовых накоплений и надувание пузырей на рынках активов, а не на укрепление реальной экономики. Затухание экономического роста ведет к уменьшению налоговых поступлений и в результате к сокращению государственных инвестиций.

Снижение нормы накопления усугубляет долгосрочную проблему низкой производительности труда, по уровню которой Великобритания также отстает от большинства конкурентов. Выработка на одного занятого в час и совокупная факторная производительность растут, но значительно меньшими темпами, чем в предшествующее десятилетие. Занятость во многом росла за счет малопродуктивных рабочих мест, что негативно сказалось на показателях производительности труда.

Торможению роста британской экономики способствовало также ухудшение внешних факторов производства. Среди них замедление глобальной и мировой торговли, в особенности снижение спроса на британские товары на азиатских рынках, последствия торговых конфликтов между США и Китаем. Экономическая ситуация в стране резко ухудшилась в феврале-марте 2020 г. в результате вспышки пандемии коронавируса. Британская экономика столкнется в этом году с самой сильной рецессией за послевоенное время По оценке Управления бюджетной ответственности, если карантин сохранится в течение трех месяцев, ВВП в текущем году сократится на 13%. Дефицит бюджета возрастет до 14% ВВП - максимального уровня со времени Второй мировой войны [17].

Рынок труда: смена тренда

Во многом падение динамики производства отражает последствия изменений на рынке труда. Вплоть до самого последнего времени основным источником роста экономики оставались домашние хозяйства. Рост их потребления - по доле потребительского спроса в ВВП - 63% - Великобритания опережает другие ведущие развитые экономики - стал следствием повышения доходов населения. В его основе значительное увеличение численности трудовых ресурсов, занятости и отработанных часов. Именно они обеспечивают ведущий вклад в рост ВВП. Только за последнее десятилетие число занятых в экономике возрос-

ло на 14% [25]. Во многом позитивная динамика производства - результат значительного увеличения количества трудовых мигрантов на рынке труда. С начала 1997 г. по конец 2018 г. число иностранных граждан, работающих в Великобритании, возросло с 3,5% до 12,2% от общего числа занятых в стране. Из них 7,8% - граждане ЕС [12].

По показателю уровня занятости Великобритания занимает одно из первых мест в мире. Резко увеличилось число занятых по трудовому договору, по которому работодатель не гарантирует работнику ежедневную занятость и оплачивает только фактически отработанные часы.

В конце 2019 г. безработица в стране находилась на минимальном с 1975 г. уровне. Повышению доходов населения способствовала поддержка правительством социальной сферы, не в последнюю очередь с целью уменьшить недовольство населения политикой в отношении Брекзита.

В последние годы номинальная заработная плата росла быстрее инфляции и средний недельный реальный заработок работников в Великобритании в сентябре-ноябре 2019 г., без учета бонусов, впервые превысил предкризисный уровень марта 2008 г. [24]. Однако в декабре 2019 г. темп роста заработков в стране замедлился, в результате, по данным Национального управления статистики, средний их размер, с учетом бонусов, все еще на 3,7% ниже предкризисного уровня [15].

В результате повышения доли занятых в экономически активном населении и сокращения безработицы резервы роста рабочей силы оказались во многом исчерпаны. Прирост занятых стал сокращаться. Если в 2018 г. он составлял 1,2%, то в 2019 г -1,0%. К концу минувшего года появились признаки снижения доли занятых в экономически активном населении. Безработица начала расти, а количество вакансий стало сокращаться. Уменьшился приток рабочей силы из-за рубежа. После 2017 г. произошло существенное сокращение трудовой миграции из стран ЕС, оно лишь частично было компенсировано ростом числа иммигрантов из других стран мира. В ряде отраслей стала наблюдаться нехватка работников определенных профессий, прежде всего квалифицированных кадров. Она вызвала повышение номинальных зарплат и рост конкуренции между работодателями за привлечение рабочей силы. В этих условиях происходило замещение труда капиталом и на этой основе рост производительности труда. Однако он был недостаточным для того, чтобы компенсировать потери от замедления роста отработанных часов и удержать экономическую динамику на уровне предшествующих лет.

К этому следует добавить, что в связи с неопределенностью перспектив значительная часть

населения стала больше средств откладывать на сбережения и выплату долгов и относительно меньше расходовать на потребление. Перспективы пополнения трудовых ресурсов и роста занятости не обнадёживают. Старение населения ведет к уменьшению доли трудоспособного населения. Выход Британии из ЕС уже привел к сокращению количества граждан ЕС, работающих в Британии. Ограничение притока внешних мигрантов будет способствовать дальнейшему снижению значения этого источника рабочей силы.

Ситуация на рынке труда драматически ухудшилась вследствие кризиса коронавируса. Великобритания оказалась в числе стран с наибольшим числом инфицированных и умерших от пандемии. В результате принятых в марте 2020 г. жестких карантинных мер по прогнозу Управления бюджетной ответственности к июню текущего года без работы останется свыше 2 млн человек, а по мнению некоторых британских экономистов число безработных может возрасти более чем на 6 млн - примерно 21% всей рабочей силы, т.е. будет значительно больше, чем к концу финансового кризиса 2008-2009 г., когда этот показатель равнялся 8% и даже превысит уровень «Великой депрессии»: в 1932 г. он составлял 15,4%. Наибольшие потери в результате кризиса понесут малые и средние предприятия, занятые в сфере досуга и развлечений, общественного питания, в гостиничном бизнесе, на транспорте, прежде всего авиационном, работники сельского хозяйства, самозанятые и трудовые мигранты [16].

Социальная политика государства:

новые приоритеты

В условиях наметившегося тренда на снижение динамики экономического роста и необходимости компенсировать вероятные убытки от выхода страны из ЕС все более актуальной для Лондона становится задача нахождения наиболее эффективных путей повышения экономической активности и роста конкурентоспособности британского бизнеса. После июньского референдума 2016 г. экономическая политика государства претерпела существенные изменения. Ее реализация во многом оказалась подчиненной задаче приспособления экономики к условиям Брекзита. Несмотря на дефицит бюджета, правительства Т. Мэй и Б. Джонсона отказались от политики «жесткой экономии» и плана сбалансировать бюджет к 2020 г. и стали шире использовать стимулирующие меры бюджетно-налоговой и структурной политики.

Меняется само содержание социальной деятельности британского государства. Его кредо выразил бывший министр финансов консерва-

тивного правительства Дж. Осборн: от экономики высоких социальных затрат и низких зарплат к экономике более низких социальных затрат и высоких зарплат [26]. Т. Мэй, которая возглавила правительство после референдума о выходе Великобритании из ЕС, пообещала вернуть систему меритократии, при которой положение человека в обществе определяется его способностями [14].

Что касается системы социальной защиты, то и здесь происходят значительные сдвиги. Главное - движение в сторону большей избирательности и адресности помощи. Если раньше пособия выплачивались преимущественно на базе отчислений, производившихся самими работниками в ходе их трудовой деятельности, то в настоящее время по большей части они выдаются на основе проверки на нуждаемость.

Речь идет о дальнейшем реформировании государства всеобщего благосостояния (welfare system). Как считают консерваторы, необходимо сделать систему социального обеспечения более справедливой для налогоплательщиков и предоставлять социальные льготы лишь наиболее нуждающимся и пенсионерам.

В минувшем году в условиях резкого обострения межпартийной и электоральной борьбы в преддверии Брекзита и парламентских выборов консерваторы осуществили ряд мер, направленных на повышение жизненного уровня населения. Принято решение о повышении национального минимума заработной платы. В результате с апреля 2020 г. оплата труда 2,8 миллиона британцев старше 25 увеличивается на 6,2% [12].

Правительство обязалось не повышать ставки подоходного налога, налога на добавленную стоимость и взносов в национальную систему страхования. Более чем на 10% повышена минимальная облагаемая база дохода по взносам в национальную систему страхования для 31 млн. работающих по найму и самостоятельно занятых. Таким образом, ежегодные доходы первых и вторых возросли соответственно на 104 и 78 ф.ст. С 2010 г. личная льгота по подоходному налогу в Великобритании увеличилась более чем на 90 ф.ст. [18]. Правительство намерено добиться принятия закона, по которому все работники, получающие минимальную заработную плату и занятые не менее 30 часов в неделю, будут освобождены от уплаты подоходного дохода. В течение четырех лет арендные платежи за социальное жилье будут снижаться на 1% в год. Повышена зарплата врачей и учителей. Возросла финансовая помощь работающим родителям, инвалидам и их семьям. Заморожены налоги на топливо, пиво и алкогольные напитки.

Растет социальная направленность многих видов экономической политики. Речь, прежде всего, идет о налоговой политике. Так, в последние десятилетия снижается налогообложение физических лиц. В настоящее время основная ставка подоходного налога, по которой облагается годовой доход от 12,5 до 50 тыс. ф.ст., составляет 20%. Доход от 50 до 150 тыс. облагается по ставке 40%, свыше 150 тыс. - 45%. Повышается размер минимальных доходов, не облагаемый налогом (12,5 тыс. ф. ст.).

Особое значение придается снижению налоговой нагрузки на бизнес и упрощению системы взимания налогов. Основная ставка корпоративного налога, составлявшая в 2011 г. 28%, уменьшена до 19%. Предполагается уменьшить ее до 17% - самого низкого уровня среди государств «большой семерки». Введена постоянная налоговая инвестиционная льгота, которая позволяет компаниям вычитать из налогооблагаемой прибыли расходы на машины и оборудование на сумму до 200 тыс. ф. ст. Чтобы компенсировать потери бюджета, правительство сосредоточилось на повышении собираемости налогов. Широко применяется практика предоставления кредитов по льготной ставке для создания новых рабочих мест. Стимулируется рост занятости в отстающих регионах.

Растущее внимание уделяется поощрению деятельности предприятий малого бизнеса. Малые предприятия с численностью занятых не более 50 человек и оборотом не более 2,8 млн. ф. ст. играют важную роль в экономике Великобритании. На них приходится 99% количества предприятий страны, 49% занятых. Эти предприятия имеют существенные налоговые льготы. В частности, они освобождены от уплаты налога на прибыль со средств, направленных на информационные и телекоммуникационные технологии, а также части средств, выделяемых на НИОКР, имеют льготы по уплате НДС, местного налога на имущество.

Принимаются меры по облегчению доступа малого бизнеса к кредитам. С этой целью создан специальный Бизнес банк.

Главное в подходе государства к современным факторам и условиям обеспечения эффективности - осознание растущей зависимости материальных факторов производства от состояния человеческого потенциала. Отсюда изменение приоритетов в политике, в частности расширение социальных функций государства, рост социальной направленности экономической политики. Более того, социальная деятельность государства в Великобритании - чем дальше, тем больше - выходит за рамки традиционной социальной политики.

Важно подчеркнуть, что институциональная структура современного социального государства в Великобритании не ограничивается деятельностью государства. В отличие от многих других европейских стран, сравнительно меньшая развитость государственной социальной системы сочетается с относительно большей продвину-тостью в ней социальной активности бизнеса, некоммерческих организаций, многочисленных институтов гражданского общества, увеличением их роли в производстве социальных услуг. Речь идет также о внедрении в эту систему рыночных подходов, создании в ней рыночной среды.

«Все более широкое распространение получает такое явление как социальная ответственность бизнеса перед обществом. Ее понимание трансформировалось - от служения бизнеса интересам акционеров своей фирмы до социальной ответственности бизнеса как неотъемлемого элемента в деятельности любой фирмы» [2, С. 69.]. Социальная ответственность бизнеса предполагает, во-первых, ответственность за социальное благополучие общества. Она выражается в уплате налогов и обязательных платежей в бюджет. Во-вторых, ответственность непосредственно компаний за своевременную и полную выплату заработной платы, соблюдение условий труда своих работников. Наконец, за благополучие граждан, проживающих в регионе, где расположена компания, потребителей ее продукции и всех других сторон, так или иначе связанных с деятельностью компании.

Развивается система государственно-частного партнерства в сфере социальной инфраструктуры. Сталкиваясь с необходимостью сокращения расходов бюджета, правительство нередко передает свои социальные функции на аутсорсинг частным компаниям, которые могут обеспечить большую эффективность использования средств. [2, С. 69]. Частные поставщики социальных услуг в большинстве случаев проявляют большую креативность, а их услуги в большей степени ориентированы на потребности конкретных клиентов и групп населения.

Развертывание коронавирусной пандемии существенно изменило содержание экономической и социальной политики государства. В марте 2020 г. правительство объявило о масштабных мерах поддержки экономики и населения, чтобы предотвратить усиление негативных последствий от борьбы с коронавирусом. Программа включает сохранение рабочих мест, финансовую поддержку тем, кто не теряет работу, укрепление системы социальной защиты для самозанятых, поддержку людей, которые остаются на карантине в своих домах.

На эти цели выделяется 330 млрд фунтов. Эту сумму называют беспрецедентной: она составляет около 15% британского ВВП и более трети бюджета страны. Важно подчеркнуть, что власти компенсируют 80% зарплаты (до 2500 фунтов в месяц) сотрудникам частных компаний, лишив -шимся возможности работать из-за ограничений, введенных для борьбы с пандемией коронавиру-са. Эта мера, как считает правительство, позволит компаниям не увольнять сотрудников, даже если они не могут работать из-за коронавируса. Британские компании получили возможность отсрочки по уплате налога на добавленную стоимость до конца июня и взять беспроцентный кредит на год. Погашение образующейся задолженности будет возможно до конца финансового года (31 марта 2021 года). Экономисты подсчитали, что это прямое вливание будет не менее 30 млрд фунтов наличными, что эквивалентно 1,5% ВВП. Для пострадавших отраслей планируется снизить налоги. Развернута масштабная программа госгарантий под кредиты бизнесу. Запущена система грантов для малого бизнеса в размере 10 тыс. фунтов. Существенно укрепляется система страхования, которая охватит около 4 миллионов наиболее уязвимых британских домашних хозяйств. Вместе с этим предпринимаются меры по усилению социальной защиты самозанятых. Около 5 млрд фунтов выделяется Национальной службе здравоохранения.

В целях удешевления кредитования бизнеса и увеличения ликвидности в экономике в марте 2020 г. Банк Англии дважды снизил процентную ставку - вначале в три раза с 0,75% до 0,25%, а через неделю до 0,1% - самого низкого уровня за всю историю своего существования. Он объявил также об увеличении покупок ценных бумаг на 200 млрд фунтов. Впервые Банк Англии напрямую стал финансировать государственные расходы [13].

Перспективы. Развод состоялся.

Что же дальше?

Брекзит способствовал смещению центра тяжести в экономической политике Великобритании в сторону решения стратегических задач модернизационного характера. В ноябре 2017 г. правительство опубликовало новую Промышленную стратегию, в которой изложило свое видение будущего британской экономики [23]. Выдвинута амбициозная задача - к 2030 г. превратить страну в одну из наиболее инновационных держав мира. Основную задачу в сфере экономики после выхода страны из ЕС правительство видит в придании ей большего динамизма, ликвидации барьеров для долгосрочного инновационного роста хозяйства,

повышении его эффективности, прежде всего производительности труда, и конкурентоспособности, выравнивании уровней экономического развития различных областей Соединенного Королевства и регионов самой Великобритании.

При оценке перспектив воздействия Брекзита на уровень и качество жизни в Великобритании следует исходить из того, что 1 февраля 2020 г. эта страна лишь формально покинула Евросоюз. С этого времени начался переходный период, который завершится в конце текущего года. В течение 11 месяцев Лондон и Брюссель должны будут договориться о новых условиях торговли и сотрудничества. В этот период Великобритания останется частью единого экономического пространства - общего рынка и таможенного союза ЕС. Весь свод законов ЕС будет продолжать применяться к Великобритании. Иными словами, в этот период британцы мало почувствуют последствия Брек-зита. Полностью они ощутят их лишь после того, как страна реально выйдет из этого объединения, т.е. за пределами нынешнего года. Предстоящие переговоры о свободной торговле могут оказаться гораздо более сложными, чем шедшие до сих пор переговоры о разводе [9, 11]. Тем более, что в ход переговоров вмешались форс-мажорные обстоятельства - глубокий кризис, порожденный коро-навирусом. Становится все более очевидным, что одного года недостаточно для заключения нового полноценного торгового соглашения. ЕС готов предоставить Великобритании годовую отсрочку для полного выхода из ЕС. Однако, несмотря на пандемию, Лондон пока сроки обретения полной независимости, предусматривающие окончательный выход страны из ЕС к началу 2022 г., не пересматривает.

В настоящее время оценить достаточно полно возможные прямые и косвенные потери или выигрыши для населения Великобритании после Брекзита крайне трудно. Можно говорить лишь об основных приоритетах социально-экономической политики правительства в этот период. К ним относятся:

■ Образование. Предполагается увеличить расходы на школьное образование и расширить возможности для детей менее обеспеченных родителей. Предусматривается расширение числа средних грамматических школ, которые дают возможность поступать в вузы. В них вводятся квоты для учеников из малообеспеченных семей. Ставится задача повысить уровень знаний выпускников британских средних школ в области математической грамотности, информатики, естественных наук. Отставание по этим дисциплинам сдерживает приспособление британского образования к меняющимся требованиям модер-

низации экономики. Повышению качества рабочей силы должен способствовать переход после Брекзита Британии на балльную систему отбора трудовых иммигрантов. Количество баллов, начисляемых претендентам на получение иммиграционной визы, различается в зависимости от уровня владения английским языком, возраста, профессиональной квалификации, профессии, опыта, востребованности специальности. Заявитель должен иметь диплом об обучении в высшем, специальном или техническом учебном заведении. Также необходимо подтверждение опыта и уровня квалификации организацией, имеющей право оценивать специалистов.

■ Наука. Сохранение ведущих позиций в мире по показателям, характеризующим исследовательский потенциал, потребует повышения на-укоемкости экономики. По расходам на НИОКР в ВВП Великобритания уступает ведущим странам ЕС. Дальнейшее развитие после Брекзита получит уточнение приоритетов научно-технического развития. Преодолению разрыва между высокоразвитой академической наукой и слабым хозяйственным использованием ее достижений послужит создание новых научно-технических центров - «парков» вокруг университетов соответствующих направлений. Представители науки и промышленности проводят в них совместные исследования с целью коммерциализации научных исследований. Продолжится перестройка национальной научно-инновационной политики - государственного управления наукой. Активизируется роль вновь созданного Национального агентства по исследованиям и инновациям, которое объединяет основные каналы финансирования ИР. Важными инструментами стимулирования технологического развития промышленности признано использование государственного заказа, а также сокращение регулирующих функций государства, облегчение процедур административного надзора и контроля, предоставление налоговых льгот на НИОКР и внедренческую деятельность.

■ Здоровье нации. Судя по заявлениям правительства, после Брекзита и коронавирусной эпидемии одно из центральных мест в деятельности государства займет улучшение качества медицинского обслуживания в стране. Оно потребует значительного увеличения расходов на здравоохранение и снижения уровня бюрократизации в отрасли. Еще недавно британскую Национальную систему здравоохранения считали одной из лучших в мире. Теперь, по мнению экспертов, эта система находится в критическом состоянии. В основе кризиса - недофинансирование и кадровые проблемы. На тысячу человек в Великобритании

приходится врачей и медицинских сестер - меньше, чем в среднем по развитым странам мира. После начала переговоров о Брекзите начался массовый исход на родину врачей и медсестер, прибывших в последнее десятилетие из Испании, Португалии, Польши и Прибалтики, - медперсонал не понимает своих перспектив в Великобритании и ищет работу на континенте.

Необходимость в реформировании государственной системы здравоохранения возросла в связи с увеличением средней продолжительности жизни в стране и повышением возраста выхода на пенсию. У женщин ожидаемая продолжительность жизни составляет 83 года, у мужчин - 79 лет [19]. С ноября 2019 г. пенсионный возраст для мужчин и женщин в стране стал одинаковым - 65 лет. Ранее мужчины выходили на пенсию в те же 65 лет, а женщины - в 60 лет. Действующий план повышения пенсионного возраста предполагает, что с 2028 г. люди будут выходить на пенсию в 67 лет, а с 2046 года - в 68, так как это соответствует экономической модели старения нации и повышения возраста дожития.

■ Жилищные условия. Проживание в удовлетворительных условиях является одной из важнейших составляющих человеческой жизни. В Великобритании в среднем на человека приходится 2,0 комнаты, что превышает соответствующий показатель по ОЭСР (1,8 комнаты на человека). Что касается основных коммунальных удобств, 99,6% населения страны живут в домах с туалетом, оснащенным системой смыва, что выше, чем средний уровень по ОЭСР, составляющий 97,9%.

Тем не менее, в жилищном секторе сложилась тяжелая ситуация. Во многом она связана с ростом с середины 2000-х годов числа домохозяйств, живущих в частном секторе. В 2012-2013 гг. впервые за 50 лет оно превысило количество проживающих в муниципальном жилье. Стоимость недвижимости в Великобритании - одна из самых высоких в мире. Причина дороговизны - в недостатке жилья экономического класса. Более миллиона обитаемых домов непригодны для жизни. Около полумиллиона британцев проживает в официально признанных стесненных условиях. В очереди на социальное жилье числится около полутора млн. человек. Для многих семей расходы на жилье составляют самую крупную статью расходов. В Великобритании семьи тратят в среднем 24% совокупного скорректированного дохода после уплаты налогов на оплату за жилье, что больше, чем в среднем по ОЭСР (20%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях государство уделяет жилищному строительству растущее внимание. Объявлено о планах введения в эксплуатацию к концу 2022 г. 1,5 млн. новых единиц жилья. На эти цели

выделено 44 млрд. ф. ст. В планах правительства много места уделяется увеличению темпов строительства доступного жилья. Программа «Помощь в покупке жилья» предусматривает финансирование до 20% стоимости приобретаемых квартир или домов за счет правительственного льготного кредита, при этом первые пять лет он будет беспроцентным. Покупатели в возрасте не старше 40 лет, ранее не приобретавшие недвижимость, получат скидку в 20% от рыночных цен.

■ Экологическая обстановка. Качество окружающей среды в огромной мере влияет на социально-экономические условия жизни. Одна из первоочередных задач, стоящих перед Великобританией после выхода из ЕС, - сохранить ее мировое лидерство по доле «зеленого» сектора в ВВП. Эта страна занимает одно из ведущих мест в мире в ветряной энергии, переработке отходов и использовании морских источников энергии. Растет использование энергоэффективных технологий, а также экологически чистых, низкоуглеродных источников энергии (включая возобновляемые источники и атомные электростанции) [4, С. 49-59]. С 2012 г. Великобритания вдвое сократила выбросы углекислого газа в электроэнергетическом секторе. Она сокращает их быстрее, чем любая другая страна «большой семерки». В октябре 2017 г. была принята государственная «Стратегия чистого роста» [7]. В опубликованной в ноябре того же года «Промышленной стратегии» говорилось: «Переход к более чистому экономическому росту с использованием низкоуглеродных технологий и ресурсосбережения в докладе называют «одной из самых больших промышленных возможностей нашего времени» [22]. В центре низкоуглеродной энергетической политики, на реализацию которой выделено более 2,5 млрд. ф. ст., находятся атомная и офшорная ветровая энергетика. Промышленная стратегия предусматривает разработку «умных систем для дешевой и чистой энергии в электроэнергетике, теплоснабжении и на транспорте». Ставится задача «реконструировать» электрическую сеть так, чтобы она могла работать с множеством различных источников чистой энергии и использовать новые технологии для управления

спросом на электроэнергию и вмещать в себя системы хранения энергии.

■ Децентрализация системы социального обеспечения. В ходе референдума о Брекзите в отличие от Англии большинство населения Шотландии и Северной Ирландии высказалось против выхода Великобритании из ЕС. По итогам плебисцита руководство Шотландии объявило, что оно не исключает проведения второго референдума о членстве в Соединённом Королевстве. В Северной Ирландии вновь заговорили о воссоединении с Ирландской республикой. В этих условиях, как считают британские политологи, чтобы не допустить распада страны, правительство Б.Джонсона усиливает внимание к региональной политике, сокращению чрезмерных диспропорций, сложившихся в региональной структуре экономики между Великобританией и Северной Ирландией, между Англией и Шотландией и Уэльсом, наконец, между Югом и Севером, Западом и Востоком самой Англии. Следует ожидать введения новых мер по экономической децентрализации. В результате произойдет дальнейшее перераспределение социально- экономических функций между Лондоном и регионами. Часть компетенций центра в экономической и финансовой, в том числе налоговой, сферах, в социальной области - дополнительных полномочий по управлению школами, больницами и прочими социальными службами, - будет передано властям Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, а также администрации крупных городов Англии, в которых избираются мэры. Такие города будут самостоятельно регулировать сферы строительства, транспорта, планирования, здравоохранения и профессионального образования.

Пока трудно сказать, насколько действенной окажется политика консерваторов, направленная на дальнейшее повышение качества человеческих ресурсов в Британии. Ведь их объем формирует лишь потенциал роста и технологической трансформации экономики. Его реализация в огромной мере зависит от эффективности использования этих ресурсов, которая складывается под воздействием многих факторов развития - как внутренних, так и внешних.

Список литературы

1. Россия и мир: 2020. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М.: ИМЭМО РАН, 2019. С. 11-17. Б01: 10. 10.20542/978-5-9535-0566-6

2. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / Отв. ред. Ю.Д. Квашнин. М.: ИМЭМО РАН, 2016. с.66-83.10 Б01:10.20542/978-5-9535-0487-4

References

1. Russia and the World: 2020. Annual Forecast: Economy and Foreign Policy/ Project leads - A.A. Dynkin, V.G. Baranovsky. - Moskova, IMEMO RAS, 2019. P.11-17.Rossiya i mir:2020. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodny prognoz /ruk. Proekta: A.A. Dynkin, V.G. Baranovski. - M.: IMEMO RAN, 2019.- s. 11-17.

2 .Welfare State in the EU: past and present/Yu.D. Kvashnin, ed.

3. Торговое представительство Российской Федерации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Путеводитель для бизнеса: Великобритания -Торговый партнер России. ЛОНДОН, ИЮНЬ 2018 г., с. 3.

4. Хесин Е.С. Великобритания: инвестиции в человеческий капитал - инновационный фактор развития экономики. Современная Европа, 2019, №4, с. 49-59. DOI: http:/ dx.doi.org/10.15211/soveurope420194959

5. Хесин Е.С. Россия-Британия: экономические отношения в условиях санкций и брекзита. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Том 12, № 2 (2019) с.164-180. D0I:10.23932/2542-0240-2019-12-2-164-180

6. The CityUK. International Key Facts about the UK as an International Financial Center. Published 18 December 2019.

7. Clean Growth Strategy 2018. GOV.UK. Policy paper. Last updated 16 April 2018.

8. Compact World Atlas. Penguin 2018 Random House. 7th Edition P.149.

9. Directives for the Negotiation of a New Partnership with the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Council of the European Union. Brussels. 25 February 2020.

10. Employment in the UK: 18 February 2020.

11. The Future Relationship with the EU. The UK's Approach to Negotiations.

Presented to Parliament by the Prime Minister. By Command of Her Majesty. February 2020.

12. Government announces pay rise for 2.8 million people. From: HM Treasury and others. Updated: 31 December 2019.

13. gov.uk/government/publications/guidance-to-employers-and-businesses-about-covid-19/covid-19-support-for-businesses; bankofengland.co.uk/coronavirus.

14. The Guardian. 15 September 2016.

15. The Guardian. 18 Feb 2020.

16. The Guardian. 6 Apr.2020

17. The Guardian. 24 Apr 2020

18. 31 million taxpayers are set to get a tax cut in April. HM Treasury. Published 30 January 2020.

19. Health at a Glance 2019 - OECD Indicators - en - OECD. Published November 07, 2019.

20. How much Understanding Money. The Most Powerful Reserve Currencies in the World. Published 4 September 2019.

21. IMF, World Economic Outlook, October 2019.P.1, 148,155,159,163; Employment in the UK: 18 February 2020.

22. Industrial Strategy: the 5 foundations. Policy paper.27 November 2017

23. Industrial Strategy: building a Britain fit for the future -GOV.UK. 28 June 2018

24. Labour market economic commentary: February 2020. Office for National Statistics. 18 February 2020

25. Number of People in Employment. Office for National Statistics. 18 February 2020

26. Spending Review and Autumn Statement 2015. Gov.UK. 25 November 2015

27. UK and non-UK people in the labour market: February 2019. Office for National Statistics. 19 February 2019.

- M.: IMEMO RAS, 2018.- pp. 66-83. Sotsialnoe gosudarstvo v Evrosouze: proshloye i budushchee/ Yu.D. Kvashnin, red. - M.: IMEMO RAN, 2018.- s. 66-83.

3. Trade Delegation of the Russian Federation in the UK. A Guide for the Business. Great Britain - A Trading Partner for Russia. London. June 2018, p.3. Torgovoe predstavitelstvo Rossiiskoy Federatsii v Soedinennom Korolevstve Velikobritanii i Severnoi Irlandii. Putevoditel dlya bisnessa: Velikobritaniya - Torgovyi partner Rossii. London, iun 2018, s.3.

4. Khesin E. Britain: Investment in Human Capital - an Innovative Factor of Economic Development - Contemporary Europe, 4-2019. pp. 49-59

Investitsii v chelovecheski kapital - innovatsionny factor ekonomicheskogo razvitiya - Sovremennaya Evropa, 4-2019. s. 49-59

5. Khesin E. Russia - Britain: Economic Relations under Sanctions and Brexit - Outlines of Global Transformations: Politics * Economics* Law. Volume 12. Number 2,.2019. pp.164-180.

Rossiya-Britanniya: ekonomicheskie otnosheniya v usloviyah sanktsii i Breksita - Kontury Globalnyh Tranformatsii. Politika.Ekonomika. Pravo. Tom 12. Nomer 2, 2019.s.164-180.

6. The City UK. International Key Facts about the UK as an International Financial Center. Published 18 December 2019.

7. Clean Growth Strategy 2018. GOV.UK. Policy paper. Last updated 16 April 2018.

8. Compact World Atlas. Penguin 2018 Random House. 7th Edition P.149 .

9. Directives for the Negotiation of a New Partnership with the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Council of the European Union. Brussels. 25 February 2020.

10. Employment in the UK: 18 February 2020.

11. The Future Relationship with the EU. The UK's Approach to Negotiations.

Presented to Parliament by the Prime Minister. By Command of Her Majesty. February 2020.

12. Government announces pay rise for 2.8 million people. From: HM Treasury and others. Updated: 31 December 2019

13. gov.uk/government/publications/guidance-to-employers-and-businesses-about-covid-19/covid-19-support-for-businesses;.bankofengland.co.uk/coronavirus.

14. The Guardian. 15 September 2016.

15. The Guardian. 18 Feb 2020.

16. The Guardian. 6 Apr.2020.

17. The Guardian, 24 Apr 2020.

18. 31 million taxpayers are set to get a tax cut in April. HM Treasury. Published 30 January 2020.

19. Health at a Glance 2019 - OECD Indicators - en - OECD. Published November 07, 2019.

20. How much Understanding Money. Charting The Most Powerful Reserve Currencies in the World. 4 September 2019.

21. IMF, World Economic Outlook, October 2019.P.1, 148,155,159,163; Employment in the UK: 18 February 2020.

22. Industrial Strategy: the 5 foundations. Policy paper.27 November 2017.

23. Industrial Strategy: building a Britain fit for the future -GOV.UK. 28 June 2018

24. Labour market economic commentary: February 2020. Office for National Statistics. 18 February 2020.

25. Number of People in Employment. Office for National Statistics. 18 February 2020

26. Spending Review and Autumn Statement 2015. Gov.UK. 25 November 2015.

27. UK and non-UK people in the labour market: February 2019. Office for National Statistics. 19 February 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.