Научная статья на тему 'Политика кабинетов Терезы Мэй в отношении России'

Политика кабинетов Терезы Мэй в отношении России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Свободная мысль
ВАК
Ключевые слова
Британия / Брекзит / ЕС / НАТО / британо-российские отношения / «дело Скрипаля» / США / Украина / Britain / Brexit / EU / NATO / UK-Russia relations / «Sergey Skripal Case» / US / Ukraine

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андреева Татьяна Николаевна

Исследована динамика британо-российских отношений в период правления двух кабинетов Терезы Мэй (с июля 2016-го по июль 2019 г.) в условиях выхода Британии из Европейского Союза. Показаны перспективы развития отношений двух стран в период правления нынешнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Policy of Theresa May cabinets towards Russia

The author examines the dynamic of the UK-Russia relations during two terms of Theresa May as a UK prime minister (from July 2016 till July 2019) and in the context of the UK exit from the European Union (EU). There is a conclusion about the prospects of the UK-Russia relations during Boris Johnson’s cabinet (since July 2019 till now).

Текст научной работы на тему «Политика кабинетов Терезы Мэй в отношении России»

Theatrum mundi

Политика кабинетов Терезы Мэй в отношении России

© Андреева Т. Н.

© Andreeva T.

Политика кабинетов Терезы Мэй в отношении России Policy of Theresa May cabinets towards Russia

Аннотация. Исследована динамика британо-российских отношений в период правления двух кабинетов Терезы Мэй (с июля 2016-го по июль 2019 г.) в условиях выхода Британии из Европейского Союза. Показаны перспективы развития отношений двух стран в период правления нынешнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.

Annotation. The author examines the dynamic of the UK-Russia relations during two terms of Theresa May as a UK prime minister (from July 2016 till July 2019) and in the context of the UK exit from the European Union (EU). There is a conclusion about the prospects of the UK-Russia relations during Boris Johnson's cabinet (since July 2019 till now).

Ключевые слова. Британия, Брекзит, ЕС, НАТО, британо-российские отношения, «дело Скрипаля», США, Украина.

Key words. Britain, Brexit, EU, NATO, UK-Russia relations, «Sergey Skripal Case», US, Ukraine.

Придя к власти в июле 2016 г. для реализации результатов референдума по вопросу о выходе Британии из еС, Тереза Мэй унаследовала курс своего предшественника Дэвида Кэмерона в отношении России.

Разница позиций и подходов двух стран к украинскому и сирийскому кризисам в рамках затяжного противостояния между США и РФ, а также наличие специфических разногласий (убийство в 2006 г. в Лондоне гражданина Британии и бывшего офицера ФСБ Александра Литви-ненко, смерть аудитора консалтинговой компании Сергея Магнитского в СИЗО «Матросская тишина» в ноябре 2009 г., гибель малазийского лайнера рейса МН-17 с 298 пассажирами на борту над Донбассом в июле 2014-го) предопределили проведение кабинетом Т. Мэй политики «активного сдерживания России». По мнению премьера, Запад должен был всячески противодействовать приписываемому России использованию стратегии глобальной гибридной войны, которая включает кибератаки, пропаганду, саботаж, шпионаж и попытки госпереворотов. В русле этой политики в 2016 г. она санкционировала отправку в составе сил НАТО

АНДРЕЕВА Татьяна Николаевна — старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН, кандидат исторических наук.

в Эстонию 800 британских солдат, вооруженных современными танками, беспилотниками, самолетами и высокоточными ракетами. Большое значение придавалось сохранению антироссийских санкций Запада как ключевого инструмента давления на Россию.

I

Готовность президента США Дональда Трампа улучшить отношения с Россией для скорейшей победы над террористической организацией «Исламское государство» (ИГ) (запрещенной в РФ) и для снижения расходов США на военные кампании спровоцировала разногласия между президентом США и европейскими союзниками и даже внесла временный раскол в единство Запада.

Выходившая из ЕС и формулировавшая в тот момент свою будущую независимую от интересов и приоритетов ЕС внешнюю политику Британия воспользовалась ситуацией, чтобы по-новому позиционировать свою роль в мире и поддержать свой статус. Она попыталась сплотить Запад, возглавив его, а также оказать корректирующее воздействие на американскую внешнюю политику в отношении РФ. Британия стала позиционировать себя силой с глобальным влиянием, обеспечивающей европейскую безопасность и противостоявшей растущему влиянию России в мире. С другой стороны, в свете ожидавшихся тяжелых переговоров с ЕС о выходе страны из этой организации (Брекзит), к тому же, возможно, без заключения договора, Британия должна была старательно укреплять альянс с США, а значит, учитывать американские предпочтения. Такой подход предполагал диалог с Россией (в русле американских планов улучшения двусторонних отношений) при ненавязчивом создании препятствий и помех на пути налаживания этих отношений.

Следуя выбранному курсу, в ходе первого же после избрания Д. Трампа на пост президента США визита в Вашингтон 27—28 января 2017 г. Т. Мэй посоветовала ему проводить политику «вовлеченности и бдительности» («налаживай отношения, но будь бдительным») по отношению к России и сотрудничать в вопросах, не вызывавших слома реалий в уже сложившейся политике Запада. Ей удалось убедить президента США в целесообразности сохранения НАТО как выдержавшей проверку временем и все еще полезной военно-политической организации (являвшейся к тому же краеугольным камнем британской системы безопасности и обороны).

В результате, хотя Д. Трамп и продолжил высказываться в пользу американо-российского сотрудничества в деле борьбы с терроризмом (а его политика в отношении РФ еще долго оставалась умеренной), он не признал российскую сферу особых интересов на постсоветском пространстве. Президент США отказался говорить об отмене антироссийских санкций и возможности в ближайшем будущем пойти на соглашение по Украине, заявив, что ожидает от России деэскалации украинского конфликта вплоть до возвращения Крыма. Вскоре США заговорили о готовности вести дела с Россией «с позиции силы».

Такой американский подход был близок британским взглядам, согласно которым Россия — разрушитель европейской системы безопасности,

стратегический соперник Запада, подрывающий нормы международного права и национальную безопасность европейских стран. По мнению британской стороны, Россия испытывала НАТО и Запад на прочность своими действиями на Украине и в Сирии, проведением внезапных масштабных военных учений у своих границ без обязательных наблюдателей, использованием дезинформации при освещении международных событий и роли РФ в них, проведением кибератак, а также попытками совершения госпереворота в Черногории в октябре 2016 г. Возрождение российской военной мощи рассматривалось Лондоном как ключевой фактор британской оборонной политики [7]. Материалы агентства Sputnik и телеканала RT, работа которых финансируется российским государством, были заклеймены как «пропаганда» и «дезинформация» и объявлены отдельным видом оружия в эпоху «постправды». Британская сторона придерживалась мнения, что «сдерживание России» требовало единства и решимости всех членов НАТО при лидирующей роли самой Британии, обозначившейся из-за снижения американской заинтересованности в этой организации.

Стараясь не противоречить планам Вашингтона, Британия в принципе поддерживала идею американо-российских переговоров по сохранению основополагающих правил международной безопасности. А Комитет по иностранным делам палаты общин предложил кабинету Т. Мэй начать конструктивный диалог с Россией, исходя из интересов и потребностей страны.

В такой ситуации министр иностранных дел Борис Джонсон принял приглашение министра иностранных дел России Сергея Лаврова посетить Москву с официальным визитом в конце марта 2017 г. Это должен был быть первый визит главы британского МИД в Москву за долгий период.

Ряд западноевропейских стран приветствовали смягчение британского конфронтационного подхода. Европейцы охарактеризовали такие шаги Лондона как «прагматизм», взявший верх над «догматизмом». В свете грядущего Брекзита, в интересах развития европейского бизнеса и экономик стран—членов Евросоюза главы отдельных европейских государств даже призывали отказаться от антироссийских санкций.

Растущая напряженность между Британией и ЕС в преддверии переговоров по Брекзиту и ожидавшиеся многочисленные торгово-экономические потери после его окончания также делали Британию заинтересованной в налаживании экономических связей с Россией. Но сохранение за Россией образа врага и ведение переговоров с ней с позиции силы как с нарушителем норм международного права программировали заинтересованность европейцев в тесных связях с Британией в деле обеспечения европейской безопасности после ее выхода из ЕС. В отличие от других стран Евросоюза, Британия оставалась твердой сторонницей сохранения антироссийских санкций, пока Россия не вернет Украине «аннексированный» Крым и не «начнет выполнять обязательства в рамках Минских договоренностей». Не устраивало ее и российское вмешательство в гражданскую войну в Ливии.

Политика НАТО по сдерживанию России благодаря увеличению военного потенциала стран-членов на российских границах оправдывала

существование организации. Эта же политика актуализировала американское военное присутствие для обеспечения европейской безопасности, а также размещение в Восточной Европе и на Балканах элементов американской ПРО. Участились и американские обвинения в адрес РФ в нарушении Договора 1987 г. о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД). Такая политика Запада угрожала безопасности России, вела к росту напряженности в регионе, провоцировала РФ на ответные шаги и способствовала началу гонки вооружений.

В русле активизации обязательств коллективной обороны НАТО перед лицом якобы усиливающейся российской угрозы Британия рассчитывала, что ее войска будут играть главную роль в Эстонии, поддержат американских союзников в Польше, а также, базируясь в Румынии и укрепляя оборону Черного моря, примут активное участие в воздушной полицейской миссии на южном фланге альянса. Участие Британии в переоснащении альянса новыми спутниковыми и компьютерными технологиями, начатом под предлогом усиления напряженности в отношениях между НАТО и Россией в сфере кибербезопасности, способствовало поддержанию ее статуса как европейской державы, наиболее оснащенной в военном плане для обеспечения безопасности континента. Участившиеся перехваты британскими вооруженными силами российских военных самолетов и судов в непосредственной близости от границ королевства и в зоне ответственности НАТО в Черноморском регионе вызывали дополнительное напряжение в отношениях между странами.

В апреле 2017 г., после применения химического оружия в сирийском Хан-Шейхуне, на фоне резкого обострения отношений между США и Россией премьер Т. Мэй и президент Д. Трамп призвали президента России В. Путина прекратить поддержку Б. Асада. Б. Джонсон отменил визит в Москву, обвинив Б. Асада в военном преступлении против собственного народа.

Налаживанию двусторонних отношений не способствовало и то, что попытка британской стороны воспользоваться обострившейся северокорейской ядерной проблемой для поддержания ее статуса ядерной державы натолкнулась на российское противодействие. Во время начавшейся в стране предвыборной кампании в апреле 2017 г., в свете угрозы обмена ядерными ударами между США и Северной Кореей, министр обороны Майкл Фэллон не исключил возможности нанесения Британией в экстремальной ситуации первой ядерного удара [11]. В ответ российская сторона заметила, что Британия не в состоянии выдержать адекватный ответ от другого ядерного государства. Сейчас не девяностые годы, когда Россия была слаба и не могла противостоять западным державам [4].

Одним из инструментов британской политики сдерживания влияния России в мире стала кампания по пресечению злоупотреблений британской финансовой системы «грязными деньгами» российской политической и бизнес элиты. Так, в апреле 2017 г. в Великобритании появился Закон о криминальных финансах. Он включил первую часть собственно британского «списка Магнитского» (т. е. более мягкого его варианта по сравнению с принятыми в США и Канаде) в виде статьи «О финансах преступного происхождения». Закон позволяет правительству «замораживать» активы нарушителей прав человека и коррупционеров,

запрещать им въезд в страну (если они подозреваются в грубых нарушениях прав человека).

В Британии заговорили об «агентах влияния» России среди британской политической элиты. Т. Мэй критиковали за то, что она не спешит разобраться в происхождении денег индивидуальных инвесторов и спонсоров Консервативной партии. Ряд экспертов заявляли, что Россия поддерживала шотландских националистов в ходе референдума о независимости Шотландии 2014 г. и продолжает это делать благодаря размещению там корпункта уже упоминавшегося информагентства Sputnik.

Из-за «угроз российского вмешательства» в британские демократические процессы глава британского Избирательного комитета сэр Джон Холмс предложил срочно изменить архаичную систему проведения парламентских выборов в стране.

II

После победы на внеочередных парламентских выборах 8 июня 2017 г. Консервативной партии и формирования нового кабинета во главе с Т. Мэй Британия осталась одной из наиболее активных стран— сторонниц продления и расширения санкций в отношении России. Британскую сторону волновало преследование сексуальных меньшинств в Чечне и объективность расследования убийства Б. Немцова (февраль 2015 г.). Ситуация обострилась после серии якобы российских кибер-атак весной—летом 2017 г. на Национальную службу здравоохранения (НСЗ) Британии, британский парламент и кабинет министров, а также на госучреждения и компании Украины. Вслед за НАТО, заявившей о готовности задействовать статью 5 Североатлантического договора в случае кибернападения на любую страну-члена, Британия задумалась над возможностью нанесения ответного киберудара.

Соглашение о перемирии в Сирии и схема сотрудничества между РФ и США по координации действий российских и американских военных в Сирии во избежание случайных столкновений, достигнутое Д. Трампом и В. Путиным на полях саммита G20 в Гамбурге, создали условия для возобновления диалога между Лондоном и Москвой.

Проблемы обеспечения безопасности британских болельщиков на предстоявшем Чемпионате мира по футболу (ЧМ) в Москве в 2018 г., а также перспективы экономических потерь от бездоговорного Брек-зита перевесили доводы М. Фэллона о том, что политика России представляет угрозу как для страны, так и для военной защищенности Евро-атлантического региона [9]. В результате 12 октября 2017 г. Б. Джонсон принял очередное приглашение С. Лаврова приехать с визитом в Москву в конце года. Британская сторона рассматривала визит только как «канал для поддержания контактов» с Россией и собиралась налаживать сотрудничество лишь по вопросам, представлявшим взаимный интерес. Отсутствие всяких доказательств российского вмешательства в британские выборы или референдумы облегчало начало диалога.

В Британии в это время активизировал свою деятельность российский бизнес. 3 ноября 2017 г. стало известно о размещении на Лондонской

бирже глобальных депозитных расписок на акции компании EN+ российского миллиардера Олега Дерипаски. Это была первая продажа российских ценных бумаг на Лондонской бирже с 2014 г., поскольку после воссоединения Крыма с РФ западные санкции лишили российские компании иностранного финансирования. Размещение акций этой крупной компании показало долгосрочную заинтересованность иностранных инвесторов в России. На Лондонскую биржу вернулся и крупнейший российский золотодобытчик — компания «Полюс». В сентябре компания Виктора Рашникова продала 3% акций Магнитогорского металлургического комбината.

Начавшееся налаживание американо-российских отношений, проявившееся в заявлении Трампа о том, что он верит заверениям В. Путина о невмешательстве России в выборы в других странах, привели к новой попытке Мэй скорректировать диалог Д. Трампа с В. Путиным. Так, в речи на банкете лорда-мэра Лондона 13 ноября 2017 г. она утверждала, что действия России угрожают международному порядку, направлены на «подрыв свободных обществ» благодаря превращению информации в оружие. Премьер высказала готовность работать с союзниками, чтобы помешать РФ «посеять раздор» на Западе и «вызвать раскол» среди союзников по НАТО. Заключение соглашения по Брекзиту рассматривалось Мэй как бастион против попыток РФ нарушить порядок в Европе. Вместе с тем Британия не хотела вернуться в состояние «холодной войны» или оказаться в состоянии вечной конфронтации [13].

Громкие заявления о необходимости противодействовать России как угрозе миропорядку использовались Мэй для шантажа Брюсселя в целях получения уступок. Они способствовали также консолидации вокруг Мэй ее партии в условиях патовой ситуации на переговорах с Брюсселем и разгоревшейся острой внутриполитической борьбы.

Стремясь обозначить будущую роль Британии в европейских делах после Брекзита, на пятом саммите «Восточного партнерства» 24 ноября 2017 г. Мэй позиционировала Британию как ведущую силу, обеспечивающую безопасность Европы. Британский премьер выделила средства на борьбу с «кибершпионажем и дезинформацией» со стороны России. В дальнейшем при любом удобном случае она стремилась профинансировать и другие европейские оборонные проекты.

В начале декабря 2017 г. в пику российским успехам в Сирии и вслед за заявлением Пентагона о его заслуге в разгроме ИГ в Сирии Б. Джонсон попытался преуменьшить значение России в победе над ИГ в Сирийской Арабской Республике и снизить ее вес в мире. Он заявил, что 96% террористов ИГ уничтожено международной коалицией 74 стран во главе с США, в том числе в Ракке и Мосуле. А британцы вместе с американцами и другими странами международной коалиции будто бы победили ИГ на Ближнем Востоке.

Накануне поездки Б. Джонсона в Москву британские и американские взгляды на РФ как военно-политического противника Запада практически совпали. Главы МИ5, МИ6 и Центра правительственной связи, заявив, что часть Европы напугана террористами, а другая часть боится России, и при этом обе части хотят помощи Британии, выразили

растущую обеспокоенность действиями «ужасного врага» — России [5]. Заявления британских силовиков перекликались с положением Новой стратегии национальной безопасности США от 18 декабря 2017 г. о том, что «стратегическое соперничество» с Китаем и Россией опаснее угрозы терроризма [1].

Обеспечение экономического процветания и поддержания влияния страны в мире после ее выхода из состава ЕС заставили Британию по-новому выстраивать торгово-экономические отношения с различными партнерами. Попытка постепенного разблокирования британо-российских отношений, вероятно, была одним из таких шагов в этом направлении.

Спустя пять лет после последнего приезда в РФ британского министра иностранных дел, 21 декабря 2017 г. в Москву с официальным визитом прибыл Б. Джонсон. Ни одна из сторон не ожидала прорывов в «глубоко замороженных» двусторонних отношениях. Но для международной безопасности было жизненно важно, чтобы Британия и Россия, постоянные члены СБ ООН, страны, обладающие ядерным оружием, провели переговоры друг с другом.

Б. Джонсон предостерег от попыток считать его поездку началом новой перезагрузки в двусторонних отношениях и выразил готовность сотрудничать по вопросам, где интересы стран совпадают. РФ и Британия договорились сделать 2019 г. перекрестным годом сотрудничества в области музыки, культуры и науки, возобновить сотрудничество в области исследования космоса. При подготовке к проведению ЧМ по футболу в России в 2018 г. планировалось сотрудничество между правоохранительными органами.

Стороны договорились об экспорте широкого спектра британских товаров, от чипсов до автомобилей марки «Бентли», почти на 5 млрд фунтов стерлингов [8]. Из-за аварии на газопроводе в Северном море Британия — ярая сторонница европейских санкций в отношении России — была вынуждена закупить российский сжиженный газ у «Ямал СПГ», которому угрожали американские санкции. Прибытие танкера с Ямала стало первым случаем прямого импорта российского газа в Соединенное Королевство.

Москва и Лондон договорились более активно и слаженно работать в СБ ООН, в том числе по сирийской и северокорейской проблемам. Сотрудничество разведок двух стран в области борьбы с терроризмом продолжало оставаться «замороженным» из-за убийства Литвиненко и сохранявшихся в связи с этим с 2014 г. следственных и судебно-про-цессуальных претензий британской стороны к России. Министр иностранных дел России С. Лавров подчеркнул, что Британия до сих пор не предоставила РФ материалы по этому делу.

III

Рост экономической и военно-политической мощи таких держав, как Китай и Россия, способствовал появлению и укреплению новых глобальных альянсов (БРИКС и ШОС). В будущем, благодаря росту политического и экономического влияния, они могли начать конкурировать

с влиянием США. В такой ситуации администрация Д. Трампа стала больше ориентироваться на традиционную антироссийскую политику Запада (в том числе и в Сирии) и поддерживать его проверенную временем военно-политическую организацию — НАТО. Шаги по налаживанию британо-российских отношений не были направлены на разблокирование отношений между Россией и Западом в целом.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг периодически заверял, что альянс не хочет новой «холодной войны» с Россией. Но под предлогом возросшей военной активности российских ВМФ и ВВС на Балтике, в Арктике, в Северной Атлантике и в Черноморском регионе НАТО укрепляла свое наземное, воздушное и морское присутствие в странах Восточной Европы и на Балканах. Рассматривались планы возрождения Атлантического командования, распущенного после «холодной войны», и значительного увеличения персонала Объединенного командования НАТО (MARCOM) в Нортвуде (Британия). Готовился альянс и к отражению гибридных и кибервойн.

Увеличение числа американских военных в Прибалтике и Польше показало готовность США применить силу. Американские власти не просто выделили ассигнования на закупку украинской стороной летального оборонительного оружия, а даже изъявили готовность оплатить Украине по меньшей мере часть новой военной мощи, включавшей поставки противотанковых ракетных комплексов Javelin вместе с боеприпасами.

Несогласие Трампа с российской политикой в Сирии привело к отказу ЕС просьбам России начать финансирование восстановления инфраструктуры Сирии и оказания помощи миллионам беженцев без предварительного достижения мирных договоренностей и согласования плана переходного периода.

Под предлогом мнимой российской угрозы и под давлением Вашингтона союзники по НАТО впервые за десятилетия были вынуждены серьезно задуматься о повышении расходов на оборону. В отличие от большинства других европейских союзников по НАТО, Британия выделяла на военные нужды 2% ВВП в год. В условиях, когда Брекзит постепенно входил в критическую фазу, а перспективы заключения договора о «разводе» с ЕС не становились яснее, кабинет Мэй не был готов идти на дополнительные расходы и пытался где можно сэкономить, в том числе и за счет военных ассигнований.

Трамп между тем усилил режим санкций в отношении России. 30 января администрация США представила «Кремлевский доклад», в открытой части которого было названо 210 российских чиновников, госменеджеров и бизнесменов из списка миллиардеров Форбс. Им запрещался въезд в США, а их активы на территории США замораживались. В отличие от европейских стран, испытывавших экономические трудности и желавших в связи с этим отмены существующих санкций, Британия поддержала санкции против российской элиты. По мнению британской стороны, криминальная и околокриминальная практика сколачивания состояний эмигрировавшей в Британию части российской элиты и контакты в связи с ее прошлой деятельностью дестабилизируют жизнь

страны. В ней ежегодно отмывается нелегальной наличности на сумму в 90 млрд фунтов стерлингов [15].

Первой попыткой остановить беспрепятственное вложение сомнительных капиталов в британскую недвижимость, юридические услуги и образование стал вступивший в силу 3 февраля 2018 г. закон «Ордер на богатство неясного происхождения». Билль позволяет заморозить активы стоимостью от 50 тыс. фунтов стерлингов и начать расследование, если их владелец не может доказать законность их получения. Под пристальное внимание британских правоохранительных органов попадают также и представители законодательной власти Соединенного Королевства, связанные с российским бизнесом.

Однако негативное отношение британских властей к российским олигархам не помешало российскому олигарху О. Дерипаске в обход американских санкций и с молчаливого согласия британского правительства продать акции своей компании на сумму в 1 млрд фунтов стерлингов на Лондонской фондовой бирже. Так Москва, остро нуждавшаяся в валюте с момента наложения США и ЕС широкомасштабных экономических санкций, получила деньги, которые пошли на погашение долгов находившегося под американскими санкциями банка ВТБ. Крайне недовольная этим американская сторона предупредила, что одержимость кабинета Мэй Брекзитом мешает ему уделять достаточно внимания важным вопросам безопасности [6].

Новый министр обороны Британии Гэвин Уильямсон, вторя американским союзникам по НАТО и добиваясь увеличения ассигнований на военные нужды, заявил, что угрозы безопасности Британии со стороны России или Северной Кореи опаснее террористической угрозы. Страны альянса «Пять глаз» (Британия, США, Австралия, Канада и Новая Зеландия) обвинили Россию в кибератаках, совершенных-де в 2017 г. с помощью вируса NotPetya. Однако в четвертую годовщину воссоединения Крыма с Россией британский министр иностранных дел высказался за продолжение диалога с РФ. По его мнению, нет противоречия между диалогом и сдерживанием с помощью санкций — «взаимодействуй, но опасайся».

Попытка отравления бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском городке Солсбери 4 марта 2018 г. веществом нервно-паралитического действия вернула двусторонние отношения в состояние глубокого кризиса. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков с самого начала отрицал причастность России к так называемому делу Скрипаля. После недолгого расследования инцидента британскими правоохранительными органами без сотрудничества с соответствующими российскими структурами премьер Британии сочла, что только у Кремля были возможности и мотивы для совершения этого преступления. Без проведения совместного с РФ международного расследования, на котором настаивала российская сторона, Мэй добилась осуждения этого инцидента ЕС, НАТО и США, полностью возложив вину за него на Москву. Попытка отравления Скрипалей в Солсбери, якобы предпринятая Россией, квалифицировалась как вопиющее нарушение государством конвенции о химическом оружии и международных законов, а также как угроза для безопасности всех европейских стран.

В результате НАТО заявила о мерах по крупнейшему укреплению коллективной безопасности со времен «холодной войны».

В связи с отравлением Скрипалей в знак солидарности с Лондоном на 28 марта 2018 г. 27 стран приняли решение о высылке 140 российских дипломатов. НАТО сократила состав российской миссии при организации с 30 до 20 человек. Евросоюз отозвал своего посла в Москве для консультаций. Его примеру последовали Болгария, Люксембург, Мальта, Португалия и Словакия. Великобритания приняла решение добиться по линии ООН привлечения России к ответственности за произошедший инцидент и прервала контакты с РФ на высшем уровне.

Проявление солидарности европейских стран, ЕС и НАТО с Британией явилось несомненной дипломатической победой кабинета Мэй. Но главы европейских стран не поддержали британские репрессивные меры, не стали прерывать контакты с РФ и расширять санкционный режим, являющийся ключевым инструментом внешнеполитического воздействия на Россию.

Посольство Британии в России получило указания развивать взаимовыгодные отношения с РФ в торговле, образовании, контактах между людьми; важным оставалось сотрудничество в области науки и технологий. Это делалось под предлогом того, что российский народ не был при-частен к инциденту. При этом только под давлением британских парламентариев Мэй согласилась рассмотреть возможность введения запрета на продажу Россией ее ценных бумаг на фондовом рынке Лондона и пообещала, что к имуществу российских лиц, которые не смогут объяснить законность его происхождения, будут применены правовые меры.

Провокационное обвинение организацией «Белые каски» (или Сирийская гражданская оборона) правительственных сил Б. Асада в применении в ходе наступления 7 апреля 2018 г. на город Думу химического оружия (вследствие чего пострадало порядка 100 мирных жителей) привело к ответной бомбардировке без санкции СБ ООН и в нарушение норм международного права силами США, Франции и Великобритании военных объектов сирийских правительственных войск. Все это вызвало дополнительное обострение дипломатического противостояния между Западом и РФ.

США воспользовались антироссийскими настроениями Соединенного Королевства, и 11 апреля Министерство финансов США потребовало от британских банков, если те хотят сохранить доступ к американским финансовым институтам, разорвать отношения с 24 российскими олигархами (на которых 6 апреля 2018 г. США наложили санкции). Лондон пошел на это, вероятно, рассчитывая на американскую благосклонность при заключении будущего американо-британского торгового соглашения после Брекзита. Доказывая администрации Трампа, что Британия серьезно относится к вопросу о происхождении денег «ближайшего окружения В. Путина» и делает все возможное, чтобы не позволить российским олигархам обходить санкции, 21 мая 2018 г. Лондон потребовал для продления «золотой визы инвестора» у Романа Абрамовича вместе с другими 700 богатейшими российскими бизнесменами доказательств законности происхождения капиталов. По данным ор-

ганизации Global Witness, российские олигархи хранят в британских оффшорах в пять раз больше денег, чем в самой Британии, — 47 млрд долларов. За последнее десятилетие через эти территории прошло еще 110 млрд долларов [2].

Хотя волна судебных преследований за отмывание денег могла привести к нежелательному в условиях экономической нестабильности в период Брекзита оттоку капиталов из страны, 24 мая 2018 г. вступил в действие закон «о санкциях и борьбе с отмыванием денег», включивший следующую часть упомянутого выше британского варианта «списка Магнитского». Закон делает шаг вперед по пути раскрытия имен бенефициаров компаний, зарегистрированных в «налоговых гаванях» во владениях британской короны и на заморских территориях. Он позволяет корректировать положения о борьбе с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, чтобы идти в ногу с меняющимися международными стандартами и практикой [10]. Закон вступит полностью в силу после выхода страны из ЕС и возвращения Британией полного контроля за своим законодательством и санкцион-ной политикой.

IV

Инциденты с применением химоружия в сирийском Думе и нервно-паралитического вещества в Солсбери помогли британской дипломатии добиться в июне 2018 г. одобрения Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) создания Совместного механизма расследования случаев применения химического оружия. Отныне организация могла не только проводить техническую экспертизу случаев применения химоружия, но и выявлять виновных в химатаках. Это означало присваивание организацией функций, присущих СБ ООН. Россия выступила против превращения технической ОЗХО в квазипрокурорскую, полицейскую и судебно-медицинскую организацию.

Образ врага в лице России, готовой якобы свергнуть западные демократии с помощью военных и технологических возможностей, не помог Британии получить уступки от Евросоюза в ходе чрезвычайно тяжелых для британской стороны переговоров по Брекзиту. Не помог этот подход и налаживанию отношений с Трампом, который на саммите G7 в Квебеке 10 июня 2018 г. внес раскол в ряды форума, предложив вернуть Россию в клуб ведущих стран мира.

В свете возможного улучшения американо-российских отношений в результате предстоявших переговоров в Хельсинки в июле 2018 г. Британия попыталась сохранить американскую заинтересованность в обеспечении европейской безопасности. Под предлогом растущей мнимой «российской угрозы» и возрождения российского ВМФ Британия объявила о намерении увеличить военное присутствие в Северной Атлантике, где создавалась новая «зона для совместных операций» (Joint Area of Operations — JAO) и учений британских военных кораблей и самолетов. Несмотря на усталость от семнадцатилетней афганской кампании, Британия поддержала американских союзников, объявив о посылке

дополнительных 440 британских солдат в Афганистан для участия в миссии НАТО «Решительная поддержка» («Resolute Support»).

Отравление веществом нервно-паралитического действия 4 июля 2018 г. двух британцев из Эймсбери (Чарли Роули и Дон Стердженсс) возобновило антироссийскую истерию, но уже не могло дополнительно навредить глубоко замороженным на уровне правительств, министерств и ведомств британо-российским отношениям. Напомним, что Британия возложила ответственность за гибель малазийского самолета Boeing МН17 над Донбассом в 2014 г. на Россию, осуждала продолжающееся будто бы нарушение Россией международного права в отношении Украины, периодически возобновляла призывы отпустить всех «украинских политзаключенных» и разрешить доступ международных правозащитных организаций на якобы незаконно возвращенный Россией Крымский полуостров.

Несмотря на заморозку отношений на высшем уровне, бизнес-контакты между странами все же понемногу развивались. Так, 20 августа 2018 г. стало известно о планах налаживания сотрудничества между лондонским Сити и Банком России. «У нас существует долгосрочная программа работы в России, финансируемая, в частности, правительством... и осуществляемая во взаимодействии с ним. Это часть нашей более широкой деятельности по развитию международных финансовых центров», — заявил представитель лондонского Сити [3]. Великобритания придерживалась одного из самых жестких антироссийских санкционных режимов, но это не помешало британской BP вести в России свой бизнес. BP является одним из крупнейших инвесторов в РФ благодаря доле в 19,75% в компании «Роснефть», находящейся под санкциями.

Инициативы по сохранению «ядерной сделки» с Ираном от июля 2015 г. («Совместный всеобъемлющий план действий» Ирана, группы шести государств и Евросоюза) заставили правительства двух стран начать сотрудничать. Но сотрудничество было эпизодическим и происходило в более широком международном контексте — между ведущими европейскими странами, Россией и Китаем.

Следующий виток обострения британо-российских отношений произошел в связи с инцидентом в Керченском проливе (25 ноября 2018 г.) между пограничными кораблями ФСБ России и тремя украинскими военными судами на пути их следования в Азовское море. Евросоюз не пошел на наложение новых санкций (поскольку многие страны-члены уже прямо или косвенно выступали за их снятие). Тогда как Британия, будучи членом ЕС, приняла собственный санкционный список из шести российских бизнесменов, якобы имеющих тесные профессиональные и финансовые связи с В. Путиным.

В рамках договоренностей между министрами обороны Британии и Украины 23 декабря 2018 г. в Одессу прибыл гидрографический корабль «Echo» Королевских ВМФ. Кроме того, теперь британские корабли должны были сменять друг друга в Черном море, демонстрируя право ВМФ других стран плавать в международных водах этого моря.

Вслед за американскими союзниками в начале февраля 2019 г. Британия назвала Россию единственной виновницей коллапса Договора

по ракетам средней и малой дальности (ДРСМД) 1987 г. и поддержала выход из него США.

К июню 2019 г. у международного сообщества появилась надежда на потепление двусторонних отношений. Как утверждалось в западных СМИ, президент В. Путин якобы хотел улучшения отношений в интересах российского бизнеса, встревоженного активными действиями Британии по выявлению «грязных российских денег». Казалось, что Британия также склонна разморозить отношения перед лицом экономических проблем, вызванных подрывающими деловую активность в стране невыгодными условиями затянувшегося Брекзита. Но в ходе встречи с российским президентом на полях саммита G20 в Осаке 27 июня 2019 г. Мэй отказалась идти на нормализацию двусторонних отношений, потребовав, чтобы оба «агента ГРУ РФ», обвиняемых британской стороной в покушении на Скрипалей, предстали перед британским судом [14].

* * *

Следование кабинетов Мэй в кильватере антироссийской политики Запада во главе с США было по большей части полезным для выходившей из ЕС Британии. Такой курс помог поддержать ее статус в мире в период Брекзита и сформулировать свой будущий внешнеполитический курс после его окончания. Антироссийская риторика позволяла Британии оказывать корректирующее влияние на курс администрации Д. Трампа в отношении РФ и периодически задавать тон в отношениях Запада с Россией. Миф о российской военной угрозе для восточноевропейских и балканских стран актуализировал функционирование НАТО (являвшейся к тому же основой британской безопасности и обороны), способствовал его консолидации и увеличению американского военного присутствия в Европе. Придание России образа нарушителя норм международного права, разрушившего-де европейскую систему безопасности, не позволило Британии получить от ЕС уступки на переговорах о Брекзите, но мешало будущему торгово-экономическому конкуренту Британии в мире — Евросоюзу укрепить экономику еврозоны благодаря снятию антироссийских санкций и налаживанию полноценного экономического сотрудничества с РФ.

Создание британского законодательства по борьбе с отмыванием капиталов криминального происхождения в качестве дополнительного инструмента давления на РФ помимо широкомасштабных санкций США и ЕС, а также наложение по требованию США дополнительных санкций на деятельность в королевстве российского крупного и среднего бизнеса вели к нежелательному оттоку капиталов из британской экономики, подрывая ее развитие после Брекзита. Вероятно, поэтому, несмотря на «глубоко замороженные» на высшем уровне британо-российские отношения, 2019 г. все же стал перекрестным годом британской культуры и науки в России и российской культуры и науки в Британии.

Пришедший по результатам внеочередных парламентских выборов в декабре 2019 г. на пост премьер-министра Соединенного Королевства Борис Джонсон заявил в январе 2020-го, что «перезагрузка» отношений

с Россией невозможна, пока она не прекратит «дестабилизирующие действия, подрывающие коллективную безопасность Европы» [12]. Однако сжатие британской экономики как вследствие Брекзита в начале 2021 г., так и из-за мирового экономического кризиса, вызванного в 2020 г. ко-ронавирусом, вынудит Британию искать в лице России торгово-экономического партнера и налаживать с нею нормальные отношения.

Литература

1. Белый дом опубликовал новую стратегию нацбезопасности США, в которой «ревизионистской России» отведена роль антипода Америки. 18 декабря 2017. — http://www.newsru.com/ world/18dec2017/strategy.html (дата обращения: 23.12.2019).

2. Посчитаны «русские деньги» в британских оффшорах — 47 млрд долл. 30 апреля 2018 г. — https://www.newsru.com/world/30apr2018/rusbritmoney.html (дата обращения: 23.12.2019).

3. Пресса Британии: Лондонский Сити собрался помочь российскому ЦБ. 20 августа 2018. — https://www.bbc.com/russian/features-45243392 (дата обращения: 02.10.2017).

4. Broomfield M. UK would be «ukable to withstand» nuclear strike, Russian senator warns // The Independent. 2017. 27.04.

5. Corera G. MI5 warnings on Brexit, terror and Russia // BBC. 2017. 21.12 — http://www.bbc.com/ news/uk-42434767 (дата обращения: 23.12.2019).

6. Coughlin C. US official says Britain undermined American sanctions by letting Russian firms raise 1 bn pounds on stock exchange // The Daily Telegraph. 2018. 11.02.

7. Fallon M. Coping with Russia // UK Government site. 2017. 02.02. — https://www.gov.uk/govern-ment/speeches/coping-with-russia (дата обращения: 23.12.2019).

8. Foreign Secretary Boris Johnson press statement in Moscow // UK Government site. 2017. 22.12. — http://www.gov.uk/government/news/foreign-secretary-boris-johnson-press-statement-in-moscow (дата обращения: 23.12.2019).

9. Foxall A. Forget ^гате, Britain is at the heart of Russia's new Arctic showdown with the West // The Telegraph. 2017. 02.08.

10. Johnson B. Sanctions and Anti-Money Laundering Act receives Royal Assent // UK Government site. 2018. 24.05. — https://www.gov.uk/government/news/sanctions-and-anti-money-laundering-act-receives-royal-assent (дата обращения: 23.12.2019).

11. Merrick R. Theresa May would fire UK's nuclear weapons as a «first strike», says Defence Secretary Michael Fallon // The Independent. 2017. 24.04.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. PM meeting with President Putin: 19 January 2020 // UK Government site. 2020. 19.01. — https:// www.gov.uk/government/news/pm-meeting-with-president-putin-19-january-2020 (дата обращения: 02.03.2020).

13. PM speech to the Lord Mayor's Banquet 2017 // UK Government site. 2017. 13.11. — hhtps:// www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-to-the-lord-mayors-banquet-2017 (дата обращения: 23.12.2019).

14. Readout of meeting between PM Theresa May and President Putin at the G20 Summit in Osaka, Japan // UK Government site. 2019. 28.06. — https://www.gov.uk/government/news/readout-of-meet-ing-between-pm-theresa-may-and-president-putin-at-the-g20-summit-in-osaka-japan (дата обращения: 23.12.2019).

15. Russian oligarchs in UK told to explain luxury lifestyles // BBC. 2018. 03.02. — http://www.bbc.com/ news/uk-42926819 (дата обращения: 23.12.2019). ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.