Научная статья на тему 'ФЕЛЬДШЕРЫ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБ УРОВНЕ СВОИХ ЗНАНИЙ И МЕРАХ ИХ ПОВЫШЕНИЯ'

ФЕЛЬДШЕРЫ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБ УРОВНЕ СВОИХ ЗНАНИЙ И МЕРАХ ИХ ПОВЫШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СКОРАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / EMERGENCY MEDICAL CARE / ФЕЛЬДШЕРЫ / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POSTGRADUATE EDUCATION / MEDICAL ASSISTANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанова С.А., Логвинова О.В.

Представлены мнения фельдшеров скорой медицинской помощи о существующей системе обучения и проблемах постдипломного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCY MEDICAL ASSISTANTS ABOUT THE LEVEL OF THEIR KNOWLEDGE AND MEASURES OF ITS INCREASE

The paper presents emergency medical assistants' opinion regarding the existing education and postgraduate education system.

Текст научной работы на тему «ФЕЛЬДШЕРЫ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБ УРОВНЕ СВОИХ ЗНАНИЙ И МЕРАХ ИХ ПОВЫШЕНИЯ»

И Е 1 1 U 1 пап О Б РАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

1 I S ни ш

© С.А. Рязанова, О.В. Логвинова, 2013

ФЕЛЬДШЕРЫ СТАНЦИИ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБ УРОВНЕ СВОИХ ЗНАНИЙ

И МЕРАХ ИХ ПОВЫШЕНИЯ

С.А. Рязанова, старший фельдшер, О.В. Логвинова

Подстанция № 56 Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова, Москва, Первый Московский медицинский колледж E-mail: ryazanova.s.a.81@gmail.com

Представлены мнения фельдшеров скорой медицинской помощи о существующей системе обучения и проблемах постдипломного образования.

Ключевые слова: скорая и неотложная медицинская помощь, фельдшеры, обучение, постдипломное образование.

Персонал скорой помощи, в том числе фельдшеры, работают в очень сложных условиях. Во время выполнения вызова персонал может столкнуться с любой, самой неожиданной патологией. Необходимо иметь широкий кругозор, обладать знаниями из самых разных областей медицины, уметь быстро ориентироваться в сложной ситуации, сохранять хладнокровие, уметь за короткое время принять верное решение, и не по «указке» врача, а самому, пользуясь своими профессиональными знаниями и умениями. Для грамотного и успешного выполнения своих обязанностей медицинскому персоналу необходимы определенные моральные качества, хорошее здоровье, жизненный опыт, а также профессиональные знания, умения и навыки.

Вступление в XXI век ознаменовалось формированием принципиально новой модели медицинского образования, в которой принцип «образование на всю жизнь» сменился принципом «образование через всю жизнь»; в той или иной мере эта модель реализуется системой высших учебных заведений и учреждений дополнительного образования, позволяющей обеспечить непрерывную подготовку кадров для страны с учетом ее региональных потребностей.

Стремление специалиста к совершенствованию своих знаний и умений ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом. В «идеале» практикующий фельдшер для решения конкретной клинической задачи должен располагать современной ин-

формацией о существующих методах диагностики и терапии.

Сегодня способность учиться становится все более важным качеством, даже более важным, нежели практический опыт, который в современных условиях развития здравоохранения быстро устаревает. Таким образом, на первый план выдвигается задача системной переподготовки медицинских работников первичного звена. Современному здравоохранению нужны специалисты, способные к постоянному профессиональному росту.

В настоящее время дополнительное обучение среднего медицинского персонала регламентировано только Приказом МЗ РФ от 5.06.98 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» и Постанов-лением Правительства РФ от 22.01.07 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Однако организация обучения на рабочем месте полностью зависит от руководителей лечебного учреждения. Мы поставили перед собой цель проанализировать систему обучения фельдшеров на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова Москвы, являющейся крупнейшим многопрофильным учреждением, которое оказывает круглосуточную экстренную медицинскую помощь взрослому и детскому населению, как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар.

В современной литературе широко освещаются проблемы обучения среднего медицинского персонала, в частности медсестер, реформы здравоохранения, обеспечение высокого качества медицинской помощи, роль специалистов со средним медицинским образованием в решении задач медико-социальной помощи.

Обучение в государственных образовательных учреждениях последипломного образования по программам сертификационного и тематического усовершенствования с целью обновления теоретических и практических знаний специалистов осуществля-

ется не реже 1 раза в 5 лет. Необходимость непрерывного повышения профессионального уровня среднего медицинского персонала, организации внутренней системы его обучения в условиях, приближенных к его деятельности в лечебно-профилактических организациях, определяет поиск новых образовательных форм (Григорьев В.Г., 2005; Осколкова Е.А., 2010).

Что касается проблемы обучения фельдшеров, то она в литературе совершенно не освещена. Фельдшеры «скорой помощи» не совсем подходят к категории медсестер, так как они имеют право на постановку диагноза и проведение лечебных мероприятий на догоспитальном этапе. К их образованию предъявляются более высокие требования. Среднее профессиональное образование фельдшеров регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 060101 «Лечебное дело» от 28.10.09 № 472. ФГОС СПО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060101 «Лечебное дело» всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

По окончании медицинских училищ по специальности «Лечебное дело» лица, усвоившие в нормативные сроки основную профессиональную образовательную программу углубленной подготовки на базе среднего (полного) общего образования (при очной форме обучения - 3 года 10 мес), получают квалификацию фельдшера. Однако, придя на подстанции, молодые специалисты ощущают острую нехватку профессиональных знаний и навыков уже в первые месяцы работы.

В медицинских училищах отводится очень мало времени на практику - примерно около 33 нед за все время обучения, чего, естественно, не хватает для освоения практических навыков и умения применить их на практике.

При приеме же на работу фельдшерам предъявляются определенные требования в части знаний и навыков в сфере оказания скорой и неотложной медицинской помощи (требования регламентированы в Приказе от 23.07.10 № 541 н. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»). И оказывается, что ФГОС СПО, в соответствии с которым производится обучение, уже не соответствует требованиям квалификационной характеристики. Поэтому фельдшеры «скорой помощи» обязаны проходить сертификационные курсы по данной специальности.

Требования к квалификации: среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»; дополнительное профессиональное образование в соответствии с квалификационными требованиями, утверждаемыми в установленном порядке; сертификат специалиста по специальности «Скорая и неотложная помощь» без предъявления требований к стажу работы.

Придя работать на подстанцию, фельдшер, поняв, что очень нуждается в знаниях, вынужден заниматься самообразованием, поскольку на курсах повышения квалификации он должен обучаться не чаще 1 раза в 5 лет.

Как уже упоминалось, повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием регламентировано Приказом № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» от 5.06.98. В Приказе утвержден перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала. Но сила привычки в нашей стране настолько велика, что новые названия приживаются далеко не везде. По старой памяти курсы повышения квалификации делят на циклы общего усовершенствования, тематического усовершенствования, аттестационные и сертификационные.

Для проведения исследования была разработана анкета, с помощью которой изучались мнения медицинского персонала по вопросам профессионального развития. В исследовании принимали участие старшие фельдшеры подстанций (25 человек) и фельдшеры линейных выездных бригад (75 человек), всего 100 сотрудников.

Проанализировав многочисленные источники литературы и отраслевые приказы, мы сделали следующие выводы.

Новые условия и содержание среднего профессионального медицинского образования значительно изменили требования к подготовке специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Для успешной реализации ФГОС нового поколения необходимо подготовить соответствующее учебно-методическое обеспечение для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ.

При поступлении на работу к фельдшерам «скорой помощи» предъявляются достаточно высокие требования на основании квалификационных характеристик по данной специальности, но знаний и навыков, полученных в медицинских училищах (колледжах), не хватает для полноценного выполнения этих требований. В учебной программе на освоение практических навыков отводится недостаточно часов.

Поэтому получение сертификата по специальности «Скорая и неотложная помощь» является обяза-

И Е 1 I и I

РАЗОВАНИ

ШОБЛ

Я_

Анкета для изучения мнений медицинского персонала об использовании технологий профессионального развития в их деятельности

1. Считаете ли Вы свой уровень знаний достаточным для оказания профессиональной и квалифицированной медицинской помощи?

а) да; б) да, но не всегда; в) нет.

2. Чувствуете ли Вы нехватку профессиональных знаний?

а) да; часто; б) да, иногда; в) нет, не чувствую.

3. Занимаетесь ли Вы самообразованием в области профессии?

а) да; б) нет; в) не считаю необходимым; г) не хватает времени; д) буду заниматься, если меня направят в нужном направлении.

4. Считаете ли Вы, что получение профессиональных знаний улучшит качество оказания медицинской помощи и повысит мотивацию к выполнению своих обязанностей?

а) да; б) нет; в) меня и так все устраивает.

5. Знаете ли Вы вузы или другие образовательные учреждения, в которых можно было бы повысить свой образовательный и профессиональный уровень?

а) да; б) нет.

6. Хотели бы Вы повысить свои профессиональные знания и умения?

а) да; б) нет.

7. Чем привлекательна для Вас работа на Станции скорой и неотложной медицинской помощи (можно выбрать несколько вариантов ответов)?

а) замечательный коллектив; б) престижность клиники; в) возможность полечиться у хороших врачей; г) заработная плата; д) территориально удобно; е) другое (впишите) _.

8. Устраивает ли Вас существующая система повышения квалификации (1 раз в 5 лет)?

а) да, устраивает; б) нет, не устраивает.

Если устраивает, то чем именно: а) в течение 5 лет не нужно думать о повышении квалификации; б) тем, что это плановое обучение; в) удобно, что обучение происходит с отрывом от практической деятельности и оплачивается; г) другое (впишите)_.

Если не устраивает, то чем именно: а) повышение квалификации носит формальный характер; б) за 5 лет в медицине происходит много изменений; в) неудобно, что обучение происходит с отрывом от работы; г) другое (впишите)_

9. Цель квалификационного экзамена, проводимого для получения сертификата специалиста:

а) переподготовка медицинского персонала; б) определение готовности специалиста к самостоятельной деятельности; в) присвоение квалификационной категории; г) повышение разряда оплаты труда; д) лицензирование профессиональной деятельности; е) носит формальный характер и рассматривается как этап окончания обучения.

10. Если бы у Вас появилась возможность перейти в другое учреждение здравоохранения на аналогичную работу, но за большую заработную плату, то:

а) перешла бы, не задумываясь; б) перешла бы, посоветовавшись с семьей; в) перешла бы, посоветовавшись с коллегами; г) нет, не перешла бы, меня здесь все устраивает; д) нет, не перешла бы, уверена, что на новой работе были бы свои сложности; е) много лет работаю в данном учреждении и такие предложения не рассматриваю; ж) другое (впишите)_.

11. Считаете ли Вы полезным для персонала станции проведение тренингов по навыкам общения с пациентами?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

12. Необходимо ли проводить в Вашем коллективе тренинги по формированию команды?

а) обязательно и как можно чаще; б) нужно время от времени; в) не нужно.

13. Обучение по каким направлениям профессиональной деятельности было бы полезно для персонала Вашей станции (имеется в виду на рабочем месте)?

а) стандарты оказания скорой помощи; б) санитар-но-противоэпидемические мероприятия; в) правовые аспекты деятельности медицинского персонала; г) ле карственное обеспечение; д) умение общаться в коллек тиве; ж) ведение документации; е) другое (впишите)_

14. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная продолжи тельность обучения персонала на рабочем месте?

а) не более 1 ч; б) не более 2 ч; в) целый день г) другое (впишите)_

15. Считаете ли Вы, что Вам не хватает уверенности в себе?

а) я - достаточно уверенный в себе человек; б) мне не хватает уверенности в себе.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ АНКЕТИРОВАНИЯ

16. Сколько лет составляет Ваш общий медицинский стаж?

а) меньше года; б) 1-3 года; в) 3-5 лет; г) более 5 лет; д) более 10 лет; е) более 15 лет.

17. Как долго Вы работаете на данной подстанции?

а) меньше 1 года; б) 1-3 года; в) 3-5 лет; г) более

5 лет; д) более 10 лет; е) ранее работала в другом подразделении _лет; ж) увольнялась, но опять вернулась.

18. Какую квалификационную категорию Вы имеете?

а) II; б) I; в) высшую; г) не имею.

19. Ваш возраст?

а) до 25 лет; б) 26-35 лет; в) 36-45 лет; г) 45-55 лет; д) 56 лет и старше.

20. Ваше семейное положение:

а) замужем/женат; б) не замужем/не женат; в) гражданский брак.

тельным условием при приеме на работу. Сертификат подтверждается не реже 1 раза в 5 лет.

По данным анкетирования, подавляющее большинство сотрудников (77%) считают, что знаний для оказания профессиональной и качественной медицинской помощи им не всегда достаточно, они полагают, что пополнение знаний улучшит качество медицинской помощи, повысит их мотивацию к выполнению своих обязанностей и хотели бы повысить свои профессиональные знания и умения. Поэтому самообразованием в области профессии занимаются 74%; будут заниматься, если их направят в нужном направлении 13%; они осведомлены о вузах и других образовательных учреждениях, где можно повысить свой образовательный уровень.

Большинство сотрудников (32%) устраивает их работа, они много лет работают в данном учреждении (39%); они довольны уровнем заработной платы, благоприятным психологическим климатом в коллективе, а для многих важна престижность организации. Они не хотят перейти в другое учреждение здравоохранения на аналогичную должность даже за большую заработную плату. Сотрудников станции устраивает существующая система повышения квалификации (1 раз в 5 лет), но только тем, что это - плановое обучение с отрывом от практической деятельности и оплачивается. Однако отмечается, что медицина развивается быстрыми темпами, за 5 лет в ней происходит много изменений, повышение квалификации часто носит формальный характер. Целью квалификационного экзамена, проводимого для получения сертификата, должно быть определение готовности специалиста к самостоятельной деятельности.

Фельдшеры «скорой помощи» признают важными направлениями обучения изучение стандартов, са-нитарно-противоэпидемических мероприятий, а также проведение тренингов по навыкам общения с пациентами и формированию команды. Анкетирование показало, что сотрудники подстанции предпочитают обучение на рабочем месте, без отрыва от практической деятельности, но не более 2 ч в день. Они считают, что при обучении надо уделять больше внимания таким темам, как:

• стандарты оказания скорой помощи;

• правовые аспекты деятельности медицинского персонала;

• воздействие лекарственных препаратов на организм.

Исследование показало важность периодического изучения мнения обучаемых (фельдшеров) о качестве и эффективности учебных занятий и тренингов.

Обучение персонала в настоящее время приобретает особое значение для учреждений здравоохранения. В частности, специфика работы фельдшеров скорой и неотложной медицинской помощи предъявляет высокие требования к уровню их квалификации,

знаний, навыков. Знания, навыки, установки, которые помогали персоналу успешно работать еще вчера, сегодня утрачивают актуальность. Очень быстро меняются как внешние условия, так и внутренние, что ставит руководителей медицинских служб перед необходимостью подготовки персонала к измененяющимся условиям.

Согласно полученным данным, существующая система обучения не в полной мере удовлетворяет потребности фельдшеров подстанции в знаниях; знаний, которые они получают после окончания медицинских училищ (колледжей) и курсов повышения квалификации, недостаточно для оказания квалифицированной помощи в полном объеме, а от этого зависит жизнь и здоровье пациентов.

Наряду с традиционным повышением квалификации среднего медицинского персонала с полным отрывом от работы целесообразно применять новые формы последипломного обучения (на рабочем месте).

Рекомендуемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело» от 28.10.09 № 472.

Приказ № 541 н. от 23.07.10 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»».

Приказ № 186 от 05.06.98 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Постановление Правительства Российской Федерации № 30 от 22.01.07 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

Бахтина И.С. Новые подходы к организации непрерывного обучения медицинских сестер // Главная медицинская сестра. - 2001; 9: 23-29.

Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Пути модернизации высшего сестринского образования в России // Проблемы управления здравоохранением. - 2010; 2: 19-24.

Двойников С.И. Создание учебно-методических комиссий по специальностям среднего медицинского, фармацевтического и социального образования // Главная медицинская сестра. -2010; 6: 9-11.

Двойников С.И. Пути повышения качества подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием // Сестринское дело.- 2009; 5: 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Камынина Н.Н., Владимиров С.К. Нормативно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования работников здравоохранения Российской Федерации // Социальные аспекты здоровья населения. - 2008; 2: 11.

Логвинова О. В. Организация непрерывной профессиональной подготовки специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактических организация: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2009.

EMERGENCY MEDICAL ASSISTANTS ABOUT THE LEVEL OF THEIR KNOWLEDGE AND MEASURES OF ITS INCREASE S.A. Ryazanova, Senior Medical Assistant, O.V. Logvinova

Substation Fifty-Six, A.S. Puchkov Emergency Medical Care Station, First Moscow Medical College

The paper presents emergency medical assistants' opinion regarding the existing education and postgraduate education system.

Key words: emergency medical care, medical assistants, education, postgraduate education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.