Научная статья на тему 'Дифференцированные образовательные программы в парадигме непрерывного профессионального образования'

Дифференцированные образовательные программы в парадигме непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROGRAMS OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СООБЩЕСТВА / PROFESSIONAL MEDICAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волчкова Елена Васильевна, Косаговская Ирина Игоревна

Обеспечения эффективной реализации программ модернизации здравоохранения Российской Федерации невозможно добиться без создания современного кадрового потенциала отрасли. На смену устаревшим формам и методам дополнительного профессионального образования призвана прийти концепция непрерывного профессионального развития специалистов. Проблемы реализации системы непрерывного профессионального образования в здравоохранении обсуждаются в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волчкова Елена Васильевна, Косаговская Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiated education programs in paradigm of continuous professional education

Effective implementation of Russian healthcare modernizing programs Federation is impossible without creation of branch workforce capacity. Old-fashioned forms and methods of additional professional education gave place to the concept of experts continuous professional development. Problems of realization of continuous professional education systems in Healthcare Service are discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Дифференцированные образовательные программы в парадигме непрерывного профессионального образования»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

Дифференцированные образовательные программы в парадигме непрерывного профессионального образования

Е.В. Волчкова, И. И. Косаговская

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России

Обеспечения эффективной реализации программ модернизации здравоохранения Российской Федерации невозможно добиться без создания современного кадрового потенциала отрасли. На смену устаревшим формам и методам дополнительного

профессионального образования призвана прийти концепция непрерывного профессионального развития специалистов. Проблемы реализации системы непрерывного профессионального образования в здравоохранении обсуждаются в данной статье.

Ключевые слова:

непрерывное

профессиональное

развитие,

непрерывное

профессиональное

образование,

образовательные

программы

дополнительного

профессионального

образования,

профессиональные

медицинские

сообщества

Differentiated education programs in paradigm of continuous professional education

E.V. Voichkova, I.I. Kosagovskaya I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Effective implementation of Russian healthcare modernizing programs Federation is impossible without creation of branch workforce capacity. Old-fashioned forms and methods of additional professional education

Key words:

gave place to the concept of experts continuous continuous

professional development. Problems of realization of professional

continuous professional education systems in Healthcare development,

Service are discussed in the article. continuous

professional

education,

educational

programs of

additional

professional

education,

professional medical

communities

83

$

Концепция непрерывного профессионального развития (НПР), непрерывного профессионального образования (НПО) или концепция профессионального совершенствования в течение всей жизни человека (life-long learning - LLL) давно получила широкое международное признание и развитие практически во всех сферах человеческой деятельности. Однако в практике российского здравоохранения она делает первые шаги. Непрерывное медицинское образование (НМО) приходит на смену традиционным схемам и формам профессионального образования, которые во многом устарели, были неэффективны, формальны и, безусловно, требовали модернизации и переосмысления.

НМО - образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни. В терминах существующей нормативно-правовой базы - это дополнительное профессиональное образование (ДПО), оно осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].

Система профессионального образования должна создавать условия для непрерывного образования через реализацию основных и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования необходимо учитывать положения соответствующих профессиональных стандартов, которые также находятся в процессе формирования. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать не только профессиональные стандарты, но и квалификационные требования, указанные в специализированных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, либо утвержденные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе [4].

Программы повышения квалификации должны быть направлены на совершенствование имеющихся и (или) освоение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации медицинского работника.

Реализация программ по модернизации здравоохранения Российской Федерации невозможна без формирования современных профессиональных компетенций у врачей

всех уровней оказания медицинской помощи. По мнению министра здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, начало реализации модернизационных процессов в здравоохранении показывает, что в настоящее время сложилась острая нехватка квалифицированных специалистов. В связи с этим подготовка таких специалистов сегодня становится ключевым фактором успеха программ модернизации [13].

Главные направления развития здравоохранения определены «Планом деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013-2018 годы» [5], который разработан на основании поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 18 мая 2013 г. № Пр-1132. Цели Плана министерства здравоохранения (МЗ) определены на основании целевых индикаторов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №№ 597-606 [2].

План МЗ содержит важнейшие направления развития системы здравоохранения и включает 6 целей.

1. Обеспечение достижения показателей здоровья населения в Российской Федерации, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 г. № 598 и 606, в том числе снижения смертности от болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза, дорожно-транспортных происшествий, снижение младенческой и материнской смертности, повышение к 2018 г. суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 и увеличение к этому году ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет.

В направлении деятельности, касающемся профилактики инфекционных заболеваний, ключевыми событиями названы:

■ обеспечение бесплатной иммунизацией не менее 95% населения против дифтерии, кори, краснухи, эпидемического паротита и острого вирусного гепатита В в установленные сроки;

■ расширение национального календаря профилактических прививок (введение иммунизации против ветряной оспы).

2. Повышение эффективности системы оказания медицинской помощи на основе оптимизации деятельности медицинских организаций и медицинских работников; в том числе повышение заработной платы медицинских работников.

3. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами.

4. Инновационное развитие здравоохранения.

5. Информатизация здравоохранения.

6. Обеспечение публичной открытости Плана деятельности МЗ РФ и актуальной информации о фактических результатах его выполнения.

Цели Плана соответствуют задачам, определенным Основными направлениями деятельности правительства Российской Федерации на период до 2018 г. и программным документам в сфере здравоохранения:

■ госпрограмме «Развитие здравоохранения»;

■ плану мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»;

84

■ стратегии развития медицинской науки в России на период до 2025 г.;

■ основам государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.;

■ комплексу мер по обеспечению системы здравоохранения России медицинскими кадрами до 2018 г.;

Публичное обсуждение хода исполнения и результатов мероприятий Плана МЗ планируется осуществлять с участием координационных и экспертных советов, созданных при Минздраве России, а также в рамках работы Научного совета Минздрава России и Совета общественных организаций по защите прав пациентов, в состав которого входят руководители 25 общественных организаций и благотворительных фондов.

Цели, направления деятельности и ключевые события Плана МЗ направлены на обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки, что окажет влияние на повышение качества жизни населения Российской Федерации.

Таким образом, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов определена как основополагающая в процессах модернизации здравоохранения.

Одним из основных направлений модернизации здравоохранения является оптимизация организации оказания медицинской помощи населению. Современные виды и формы оказания медицинской помощи должны формироваться с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, которые в свою очередь должны определять образовательные программы непрерывного профессионального образования.

Одним из основополагающих документов, определяющих базовые подходы к организации и оказанию медицинской помощи населению, является «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.» [6] (далее - Программа), которая устанавливает:

■ перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи;

■ перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно;

■ категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

■ средние нормативы объема медицинской помощи;

■ средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;

■ средние подушевые нормативы финансирования;

■ порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;

■ требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

В рамках Программы бесплатно предоставляются следующие виды медицинской помощи:

• первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

• специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

• скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

• паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. ПМСП оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь

оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами и является специализированной и высокотехнологичной.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым МЗ РФ.

Ф

85

$

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В Программе определены и формы оказания медицинской помощи:

• экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

• неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

• плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью. Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи, установленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования - на 1 застра-хованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют: в 2013 г. - 9032,5 руб., в 2014 г. - 10 294,4 руб., в 2015 г. - 12 096,7 руб., в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2013 г. - 5942,5 руб., в 2014 г. - 6962,5 руб., в 2015 г. - 8481,5 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:

■ при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:

• по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);

• за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);

• по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях;

■ при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях:

• за законченный случай лечения заболевания;

• за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);

• при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, - за законченный случай лечения заболевания;

• при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):

• по подушевому нормативу финансирования;

• за вызов скорой медицинской помощи;

• по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ

от 31 января 2012 г. № 69н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях», Приказом Минздравсоцразвития РФ «Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями» от 05.05.2012 № 521н и Информационным письмом МЗ РФ № 13-2/10/2-2950 от 24.04.2013 [7-9] медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями осуществляется в виде скорой, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях.

Больным инфекционными заболеваниями оказывается скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь фельдшерскими выездными бригадами, врачебными выездными бригадами и специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи, и включает мероприятия по устранению угрожающих жизни состояний с последующей медицинской эвакуацией в медицинскую организацию, где пациентам оказывается стационарная медицинская помощь.

Больным инфекционными заболеваниями, не представляющим опасность для окружающих, легкой степени или при подозрении на такие заболевания медицинская помощь оказывается в виде ПМСП в амбулаторных условиях врачами-терапевтами, врачами-терапевтами

участковыми, врачами общей практики и врачами-специалистами, которые проводят комплекс лечебно-диагностических мероприятий, в том числе направленных на установление возбудителя инфекционных заболеваний и проведение первичных противоэпидемических мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками медицинской организации.

Специализированная помощь больным инфекционными заболеваниями оказывается в медицинских организациях или их структурных подразделениях, в том числе в инфекционных больницах и инфекционных отделениях многопрофильных больниц.

Оказание медицинской помощи в стационарных условиях больным инфекционными заболеваниями осуществляется по медицинским показаниям - в случаях тяжелого и среднетяжелого течения инфекционного заболевания, отсутствия возможности установить диагноз в амбулаторных условиях, наличия необходимости проведения дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования для проведения дифференциальной диагностики, отсутствия клинического эффекта от проводимой терапии в амбулаторных условиях, а также по эпидемиологическим показаниям в соответствии с действующим санитарным законодательством.

Лечение больных инфекционными заболеваниями в условиях стационара осуществляется по направлению врача терапевта, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача скорой медицинской помощи, врача-инфекциониста, врачей-специалистов, выявивших инфекционное заболевание.

Медицинская помощь больным инфекционными заболеваниями с жизнеугрожающими острыми состояниями, в том числе с инфекционно-токсическим, гиповолемиче-ским шоком, отеком/набуханием головного мозга, острыми почечной и печеночной недостаточностями, острыми сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточностью оказывается:

• вне медицинской организации - бригадами (в том числе реанимационными) скорой медицинской помощи;

• в стационарных условиях - в боксах, палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях многопрофильной больницы, а также в палатах (блоках) интенсивной терапии, реанимационных отделениях инфекционной больницы с соблюдением установленных санитарно-противоэпидемических норм. Оказание медицинской помощи больным инфекционными заболеваниями в сочетании с заболеваниями других органов осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов соответствующего профиля (врачей акушеров-гинекологов, врачей-урологов, врачей-офтальмологов, вра-чей-колопроктологов, врачей-гастроэнтерологов, врачей-хирургов, иных врачей-специалистов). Оказание медицинской помощи беременным, больным инфекционными заболеваниями, осуществляется с учетом рекомендаций врача акушера-гинеколога в обсервационных отделениях родильных домов или в стационарах медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями.

Диспансерное наблюдение и лечение больных, перенесших инфекционные заболевания, а также лечение больных инфекционными заболеваниями в стадии реконвалесценции осуществляется в отделении (кабинете) инфекционных заболеваний медицинской организации, оказывающей ПМСП, или ее структурных подразделениях и структурных подразделениях инфекционных больниц, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.

К основным функциям отделения (кабинета) инфекционных заболеваний медицинской организации относятся:

• оказание медицинской помощи больным острыми и хроническими инфекционными и паразитарными заболеваниями;

• профилактика распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

• ведение эпидемиологического мониторинга инфекционной и паразитарной заболеваемости;

• ведение учетной и отчетной документации, предоставление в установленном порядке отчетов о деятельности;

• консультативная помощь медицинским работникам, оказывающим ПМСП, в выявлении инфекционной патологии у больных с подозрениями на инфекционное и паразитарное заболевание;

• организация проведения дополнительных исследований у больных инфекционными заболеваниями, включая лабораторные, инструментальные и иные методы;

• лечение больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, которые по медицинским и эпидемическим показаниям не подлежат лечению в стационарных условиях, в том числе реконвалесцентов после выписки из стационара;

• направление больных, подлежащих стационарному лечению по медицинским и эпидемиологическим показаниям, а также носителей возбудителей инфекционных заболеваний по эпидемиологическим показаниям в медицинские организации для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

• патронаж больных, а также перенесших острое инфекционное заболевание или страдающих хроническим инфекционным заболеванием при наличии медицинских и (или) эпидемиологических показаний;

• диспансерное наблюдение за лицами, перенесшими острые инфекционные заболевания или страдающими хроническими заболеваниями, в том числе хроническими гепатитами В, С, D, ВИЧ-инфекцией;

• участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями и мониторинг их выполнения;

• участие в работе дневного стационара;

• осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;

• учет больных инфекционными заболеваниями, бактерионосителей, вирусоносителей, паразитоносителей на основании регистрации;

• анализ динамики инфекционной заболеваемости и смертности на территории обслуживания;

Ф

87

$

• проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе сбор эпидемиологического анамнеза, проведение вакцинации, экстренной профилактики лицам, находившимся в контакте с больным, в том числе в период инкубационного периода (контактные лица);

• организация и проведение медицинского наблюдения за контактными лицами в очаге инфекционного заболевания;

• осуществление санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.

В соответствие с Приказом, инфекционная больница является медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь больным инфекционными заболеваниями, и осуществляет следующие функции:

• оказание специализированной медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами медицинской помощи;

• проведение мероприятий по повышению квалификации медицинского персонала инфекционной больницы и иных медицинских организаций;

• организационно-методическое руководство отделениями (кабинетами) инфекционных болезней поликлиник;

• анализ медицинской деятельности, изучение причин летальных исходов и отдельных результатов лечения инфекционных и паразитарных заболеваний;

• организационно-методическая помощь кабинетам инфекционных заболеваний по вопросам диагностики, лечения и профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики;

• своевременное предоставление в установленном порядке сведений о регистрируемой инфекционной заболеваемости, возникновении или выявлении случаев внутрибольничной инфекции, поздней госпитализации больного и иных сведений.

Утвержденные порядки оказания медицинской помощи должны лечь в основу разработки новых образовательных программ в системе НМО.

Для решения одной из самых актуальных задач российского здравоохранения - повышения качества медицинской помощи и квалификации медицинских кадров -18 февраля 2013 г. был создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России.

Совет возглавили заместитель министра здравоохранения И.Н. Каграманян и Президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе Совета более 40 членов: руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, представители Минздрава России, ведущие специалисты в области отечественной медицинской науки и образования. Среди них А.А. Баранов, Е.И. Гусев, И.Н. Денисов, Г.П. Котельников, И.В. Маев, Л.К. Мошетова, А.А. Свистунов, А.Г. Чучалин, Н.Д. Ющук и др. [10].

В настоящее время Координационным советом подготовлен проект Концепции развития непрерывного медицинского образования в РФ во исполнение Указа Президента РФ

от 7 мая 2012 г. № 598 [2], в котором поставлена задача разработки современной программы повышения квалификации и оценки уровня знаний медицинских работников, и в целях реализации положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (№ 323 от 21 ноября 2011 г.) [3]. В этом законе установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию (ст. 73) и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком установленным Минздравом РФ (ст. 69).

Под аккредитацией понимается разрешительная процедура для продолжения практической деятельности по определенной специальности. При этом в ст. 76 обсуждаемого закона написано, что профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке программ повышения квалификации.

В законе предусмотрены следующие нормы в части дополнительного профессионального образования, т.е. образования после получения специальности по программам повышения квалификации (далее Программа).

■ Содержание, сроки и длительность обучения по Программам устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с типовой программой (ст. 81). Эта типовая программа утверждается МЗ РФ и должна учитывать требования профессиональных стандартов и квалификационные требования к специалистам. С учетом положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (ст. 73) профессиональные медицинские некоммерческие организации могут принимать участие в разработке таких типовых программ.

■ Обучение может осуществляться посредством освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, прохождения практик, а также посредством сетевых форм обучения, в порядке, установленном образовательной Программой и (или) договором об образовании, в том числе поэтапно (ст. 81).

■ Сетевой принцип реализации образовательных программ подразумевает совместное участие организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций (ст. 15). Другими словами, в Программе могут быть предусмотрены самые различные образовательные мероприятия и (или) виды учебной деятельности (конференции, семинары, симуляционное и электронное обучение и др.); они могут предоставляться не только образовательными организациями.

■ В организации учебного процесса может быть предусмотрена кредитно-модульная система (ст.14). Это означает, что оценка трудоемкости учебной нагрузки по всем видам учебной деятельности (образовательным мероприятиям), может учитываться в зачетных единицах (кредитах).

■ В обучении при всех формах могут использоваться дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (ст. 16). Причем соотношение между дистанционными и аудиторными занятиями устанавливается Программой.

■ Контроль качества обучения могут осуществлять объединения профессиональных организаций (ассоциаций) и работодателей путем проведения профессионально-общественной аккредитации программ и видов учебной деятельности (ст. 100). Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:

• готовность Национальной медицинской палаты (НМП) и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации;

• наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности (компьютеры, выход в Интернет);

• наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды». Принцип гармонизации требований к квалификации

медицинских специалистов в РФ с требованиями в развитых странах достигается путем активного взаимодействия и обмена опытом с организациями, отвечающими за разработку и соблюдение требований к программам обязательного последипломного образования (ординатуре) и повышения квалификации (непрерывного медицинского образования - Continuous Medical Education, CME) в странах ЕС и США. Среди них: Европейский совет медицинских специалистов (UEMS), Американская медицинская ассоциация (AMA), Федерация государственного медицинского совета (FSMB) и др. А также путем проведения ежегодных международных конференций, стажировок профессорско-преподавательского состава вузов и специалистов профессиональных медицинских организаций за рубежом.

Комплексное обучение врачей должно касаться не только профессиональных, но и управленческих, экономических, коммуникативных знаний и умений. Особый акцент в образовании должен быть сделан на этических принципах взаимоотношения медицинских работников и пациентов. Для этого необходимо провести ревизию типовых программ повышения квалификации на предмет включения соответствующих разделов.

Обязательным будет персонифицированный учет и ежегодный контроль знаний и практических умений специалистов (ежегодная и итоговая аттестация 1 раз в 5 лет). Оценка трудоемкости учебной нагрузки будет производиться в форме кредитов или зачетных единиц. При этом ежегодно каждый работник должен накопить не менее 50 кредитов, а за 5 лет - 250 кредитов.

Персонифицированный учет может быть осуществлен путем внедрения электронных программ («образовательной среды»), которая позволяет самим работникам вести учет своей учебной активности и итогов ежегодной аттестации, а руководителям медицинских учреждений и профессиональных медицинских организаций иметь постоянный доступ к этим данным.

Использование инновационных образовательных технологий (электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных) позволит осуществить современное учебно-методическое сопровождение процесса

обучения. Для реализации этого принципа необходимо, чтобы профессиональные медицинские организации по специальностям подготовили (обновили) современные комплекты обучающих материалов: национальные руководства, тестовые вопросы и разборы клинических ситуаций для проведения ежегодной и итоговой аттестации, модули по наиболее актуальным темам для дистанционного обучения работников, образовательные периодические издания, не реже 1 раза в 2 года обновляли клинические рекомендации (протоколы) по специальностям. Дистанционные технологии позволят проводить обучение без отрыва от рабочего места, осуществить интерактивное взаимодействие педагога и специалиста, обеспечить для работника удобную форму представления информации.

Обязательным должен быть контроль качества программ и видов учебной деятельности (мероприятий) на соответствие установленным требованиям. Этот принцип реализуется путем создания системы общественно-профессиональной аккредитации программ и образовательных мероприятий для повышения квалификации. Для этого предлагается поручить комиссии при Национальной медицинской палате оценивать программы и виды обучения на соответствие установленным требованиям (требования устанавливает Координационный совет при МЗ РФ).

Для достижения высокой мотивации медицинских и фармацевтических работников к прохождению программ повышения квалификации предлагается учитывать результаты обучения программам повышения квалификации при прохождении работниками аттестации, аккредитации (1 раз в 5 лет), при оплате труда и при найме их на работу. Кроме того, программы обучения должны быть содержательными, современными, интересными и удобными в использовании для работников. Все это может быть реализовано путем использования инновационных технологий.

Было принято решение о необходимости проведения пилотных проектов по развитию системы непрерывного медицинского образования с целью отработки механизмов ее внедрения, определения путей нивелирования возможных рисков и получения обратной связи из регионов от медицинских работников. И только после оценки результатов пилотных проектов приступать к реализации в масштабах всей страны.

Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения НМО. Участвовать в пилотном проекте будут 16 профессиональных медицинских обществ по специальностям и 9 регионов РФ [11, 12].

Со слов одного из руководителей Координационного совета, заместителя министра здравоохранения И.Н. Каграманяна, желание участвовать в пилотных проектах выразили все профессиональные медицинские общества, но были отобраны самые активные и имеющие за плечами серьезный опыт в реализации обучающих программ. Пока это такие специальности, как пульмонология,

Ф

89

#

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ

кардиология, гастроэнтерология, терапия, ревматология, хирургия, педиатрия, урология. Общества, участвующие в пилотных проектах, должны подготовить образовательные мероприятия, электронные модули и тестовые задания, а также клинические рекомендации по наиболее значимым заболеваниям согласно типовым программам. Пилотными регионами станут Москва, Липецкая область, Республика Татарстан и, возможно, вскоре к ним присоединятся Саратовская область, Краснодарский край, Республика Башкортостан и Омская область.

Таким образом, предлагаемая концепция НПО предусматривает повышение эффективности образовательных программ повышения квалификации путем:

• расширения участия профессиональных медицинских некоммерческих организаций по специальностям (и их ассоциаций) в формировании и реализации обучения;

• введения системы персонифицированного учета полученных знаний и навыков работников в форме зачетных единиц - кредитов (1 кредит присуждается за 1 ч учебной деятельности);

• организации непрерывности обучения с установлением не менее 50 зачетных единиц (кредитов) для каждого работника ежегодно и не менее 250 кредитов за 5 лет;

• расширения видов учебной деятельности за счет включения в программы дополнительных учебных мероприятий, в том числе: семинаров, конференций, электронного обучения и др.;

• применения инновационных образовательных технологий в обучении: электронных, дистанционных, телекоммуникационных, симуляционных;

• повышения качества обучения посредством проведения обязательной ежегодной и итоговой аттестации (1 раз в 5 лет) знаний и умений работников, а также введения общественно-профессиональной аккредитации программ и видов учебной деятельности;

• повышения мотивации работников к прохождению программ повышения квалификации путем проведения аккредитации, аттестации, приема на работу и оплаты труда только с учетом ежегодного накопления установленного числа зачетных единиц (кредитов) и успешного прохождения ежегодной и итоговой аттестации (экзамена).

Перед Координационным советом стоит серьезная задача - модернизировать систему ДПО, сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения. ДПО должно стать интересным и удобным для медицинских работников, дать им возможность обучаться на рабочем месте. Для этого будут внедряться современные дистанционные, электронные и симуляционные образовательные технологии, как это происходит в большинстве развитых стран. Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.

$

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Волчкова Елена Васильевна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России Косаговская Ирина Игоревна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здравоохранения и профилактической медицины ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России E-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» от 7 мая 2012 г. № 598. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» от 23 июля 2010 г. № 541н. «План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2013 - 2018 годы»; https://www. rosminzdrav.ru/plan2013-2018_20130620.pdf . Постановление Правительства РФ «О программе Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 22 октября 2012 г. № 1074. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях» от 31 января 2012 г. № б9н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Приказ Минздравсоцразвития России «Порядок оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями» от 05.05.2012 № 521н.

9. Информационное письмо Минздрава России № 13-2/10/ 2-2950 от 24 апреля 2013 г.

10. Второе заседание Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения РФ; https://www. rosminzdrav.ru/health/1342443546/18.

11. В пилотный проект Минздрава России по развитию непрерывного образования врачей могут войти до 9 регионов. https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/21

12. Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Игорь Маев принял участие в работе Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России; https://www.rosminzdrav.ru/health/1342443546/37.

13. О реализации программы подготовки управленческих кадров в сферах здравоохранения и образования. - Режим доступа: http://rezerv.gov.ru

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.