Научная статья на тему 'Образовательная модель обучения в медицинском вузе по оказанию медицинской помощи травмированным в пенитенциарных учреждениях России'

Образовательная модель обучения в медицинском вузе по оказанию медицинской помощи травмированным в пенитенциарных учреждениях России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
259
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / QUALITY OF MEDICAL CARE / PENITENTIARY TRAUMATISM / EDUCATIONAL STANDARDS 060101 MEDICAL BUSINESS / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соломенцев Виталий Владимирович

В настоящее время происходит процесс реформирования медицинской службы пенитенциарной системы России. Поводом к этому послужило низкое качество медицинской помощи осужденным с высокими показателями смертности. Одна из причин этого - недостаточная квалификация медицинского персонала. Предполагается обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества (концепция); подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования; подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины. Предусматривается поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку специалистов здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соломенцев Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MODEL OF TRAINING IN MEDICAL INSTITUTES ON DELIVERY OF HEALTH CARE TO INJURED PERSONS IN PENAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Nowadays a process of reforming of a health service of penal system of Russia takes place. Poor quality of a medical care to condemned persons with high rates of mortality is considered to be one of the reasons. It was caused by insufficient qualification of the medical personnel. Ensuring the guaranteed volume of a free medical care on the basis of its rational distribution between establishments (sectionings) of health care of criminal and executive system and institutions of the state (municipal) health system proceeding from the principles of rising of its availability and qualities (concept) is supposed; training of highly qualified specialists due to transition of educational institutions of higher education of Federal Penitentiary Service to a bachelor system as the main level of professional education; preparation and retraining of personnel taking into account further differentiation of types of punishments, risings of a role of types of the punishments alternative to imprisonment, penitentiary psychology and penitentiary medicine. It is provided to significantly improve the vocational training of experts in health care.

Текст научной работы на тему «Образовательная модель обучения в медицинском вузе по оказанию медицинской помощи травмированным в пенитенциарных учреждениях России»

№ 4 - 2014 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 371.361:616-001:343.26(470)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПО ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ТРАВМИРОВАННЫМ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РОССИИ

В. В. Соломенцев

ФГБОУ ВПО Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

В настоящее время происходит процесс реформирования медицинской службы пенитенциарной системы России. Поводом к этому послужило низкое качество медицинской помощи осужденным с высокими показателями смертности. Одна из причин этого — недостаточная квалификация медицинского персонала. Предполагается обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения уголовно-исполнительной системы и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества (концепция); подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования; подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины. Предусматривается поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку специалистов здравоохранения.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, пенитенциарный травматизм, образовательные стандарты по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»), уголовно-исполнительная система.

Соломенцев Виталий Владимирович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации», рабочий телефон: 8 (812) 323-66-38, e-mail: solo-vita@mail.ru

Введение. В настоящее время происходит процесс реформирования медицинской службы пенитенциарной системы России. Поводом к этому послужило низкое качество медицинской помощи осужденным с высокими показателями смертности. Одна из причин этого — недостаточная квалификация медицинского персонала.

Цель исследования: выявить проблемные аспекты организации медицинской помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым и наметить пути оптимизации организации медицинской помощи в пенитенциарной системе России в виде повышения качества подготовки врачей для уголовно-исполнительной системы.

Материалы и методы. Нами проанализированы показатели летальности в пенитенциарных учреждениях России в сравнении с общероссийскими показателями (см. табл.).

Сравнительный анализ летальности в ФСИН России и Российской Федерации

(на 100 000 населения)

Год Летальность ВИЧ/СПИД в УИС* Летальность ВИЧ/СПИД в РФ** Летальность туберкулез в УИС* Летальность туберкулез в РФ** Летальность общая в УИС* Летальность общая в РФ**

2005 14,8 1,1 125,2 22,5 510,0 1605,3

2006 30,9 1,7 100,1 20,0 474,0 1520,6

2007 62,9 2,5 103,7 18,4 506,0 1463,9

2008 82,4 3,1 103,4 17,9 522,7 1462,4

2009 101,3 4,0 107,9 16,8 526,7 1416,8

2010 115,3 4,8 115,8 15,3 582,9 1429,4

2011 145,7 5,8 99,5 14,2 582,5 1347,0

2012 142,1 6,3 74,6 12,5 588,5 1331,2

2013 165,3 — 61,8 — 620,1 —

Примечание: * — сведения получены из источников [1]; ** — сведения получены из источников [2, 3, 4, 5]

Из таблицы видно, что смертность от ВИЧ/СПИД в учреждениях

уголовно-исполнительной системы (УИС) в 20 раз превышает общероссийские показатели. Отмечаемое снижение смертности от туберкулеза превышает общероссийские в 7 раз. Отмечается постепенный рост общей летальности. Все это свидетельствует о том, что в организации медицинского обеспечения имеются серьезные недостатки.

В ходе реализации реформы здравоохранения и реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», предусматривается улучшение охраны здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В анализе обзора обращений граждан в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) России за 2013 год приводится число жалоб и обращений в Центральный аппарат УИС. Основной тематикой поступающих письменных обращений являются просьбы

осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и их родственников по вопросам медицинского обслуживания в исправительных колониях и следственных изоляторах, установления или восстановления группы инвалидности, освобождения по состоянию здоровья — 5599 (17,2 %) (аналогичный период прошлого года (АППГ) — 5319, рост составил 5 %) [6].

Предполагается обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на основе его рационального распределения между учреждениями (подразделениями) здравоохранения УИС и учреждениями государственной (муниципальной) системы здравоохранения исходя из принципов повышения ее доступности и качества (концепция).

Необходима подготовка высококвалифицированных специалистов за счет перехода образовательных учреждений высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний на бакалавриат как основной уровень профессионального образования [7]; подготовка и переподготовка кадров с учетом дальнейшей дифференциации видов наказаний, повышения роли видов наказаний, альтернативных лишению свободы, пенитенциарной психологии и пенитенциарной медицины [7].

Предусматривается поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку специалистов здравоохранения.

Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности в Российской Федерации определено статьей 69 закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а статьей 77 определены особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 1118 «Об объявлении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовательного по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) „специалист")» введены новые требования подготовки врачебных кадров.

Область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания медицинской помощи (лечебно-профилактической, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

• подростки в возрасте от 15 до 18 лет;

• взрослое население в возрасте старше 18 лет;

• совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний [8].

Традиционная образовательная система «учебный план — рабочая программа дисциплины (модуля) — дидактические материалы — методические пособия для преподавателя и студента» является нормативной базой профессиональной подготовки.

Государственный образовательный стандарт един для всех форм обучения и содержит общие требования к подготовке специалиста-медика: общее интеллектуальное развитие, общепрофессиональная подготовка и собственно подготовка специалиста здравоохранения.

Это побуждает педагогов изыскивать проверенные механизмы совершенствования учебного и воспитательного процессов таким образом, чтобы время и возможности обучаемых расходовались экономно и равномерно, и вместе с тем существенно поднялась эффективность учебного процесса.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — это прямая реализация системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования в подготовке специалиста, способного самостоятельно решать поставленные задачи на высоком профессиональном уровне, в том числе и в чрезвычайных ситуациях.

Особое внимание должно отводиться профессиональным стандартам медицинской деятельности. Стандарт — модель алгоритма последовательности действий в принятии решения и действий врача, обеспечивающая безопасность и качественное проведение медицинской помощи пострадавшему. Программа стандартов облегчает работу врачей, делает ее более самостоятельной и способствует развитию профессиональной ответственности перед больным.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности «Лечебное дело» высшего профессионального образования.

В условиях чрезвычайных ситуаций при массовом травматизме врач решает широкий круг вопросов: выступает в роли организатора оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших и пораженных, а также самостоятельно оказывает неотложную медицинскую помощь, осуществляет медицинское обеспечение при эвакуации пострадавших, оказывает медицинскую помощь на этапах медицинской эвакуации пострадавших и пораженных, работает в составе медицинских бригад.

Задачи дисциплины:

1. приобретение понимания проблем и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека;

2. приобретение понимания рисков, связанных с применением современных средств вооруженной борьбы;

3. приобретение теоретических знаний о сущности и развитии чрезвычайных ситуаций, катастроф, аварий, а также структурных составляющих Российской системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

4. приобретение знаний системы медико-санитарного обеспечения населения

в чрезвычайных ситуациях и способности организовать оказание первой доврачебной и первой врачебной помощи в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

5. приобретение знаний, умений и навыков обеспечения безопасности медицинских работников и пациентов;

6. формирование культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации безопасностей и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

7. формирование готовности к участию в проведении мероприятий защиты населения и медицинского персонала в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

8. формирование способности и готовности к организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера;

9. формирование способностей для аргументированного обоснования принимаемых

решений с точки зрения безопасности; 10. формирование мотивации и способности для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности.

Содержание дисциплины:

• раздел «Безопасность жизнедеятельности»: методологические и правовые основы безопасности жизнедеятельности человека. Национальная безопасность России. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация и оказание первой помощи пострадавшим в условиях чрезвычайной ситуации. Защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Основы организации медико-психологического обеспечения населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности в медицинских организациях;

• раздел «Медицина катастроф»: задачи, организационная структура и органы управления Всероссийской службой медицины катастроф. Основы лечебно-эвакуационного обеспечения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций химической и радиационной природы. Медико-санитарное обеспечение пострадавших при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера. Основы организации санитарно-противоэпидемиологического обеспечения в чрезвычайных ситуациях. Организация медицинского снабжения в чрезвычайных ситуациях. Подготовка и организация работы медицинских учреждений в чрезвычайных ситуациях [9].

В условиях чрезвычайной ситуации первоочередным считается преодоление факторов, угрожающих жизни пострадавшего или травмированного. Подготовленный врач-специалист должен не только понимать суть проблемы, но и уметь на практике применить знания. Знания, помноженные на умения, дают результат.

На догоспитальном этапе оказание медицинской помощи травмированным требует не только высокой теоретической подготовки и практических навыков, но и предельной самоорганизации, чувства ответственности, а также способности к быстрому принятию решений. Меняющаяся ситуация заставляет учитывать все факторы, которые могут отражаться на состоянии здоровья пострадавших, получающих первую медицинскую помощь в учреждениях УИС.

Объем медицинской помощи определяется специальностью врача. Он должен отвечать требованиям Всемирной организации здравоохранения по объему медицинской помощи в неотложных случаях.

В связи с этим врачи, обслуживающие пострадавших на догоспитальном этапе, должны владеть единой методологией обследования и диагностики травм, а также единой технологией оказания экстренной медицинской помощи.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями. Общепрофессиональные:

• способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

• способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем,

возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппараты;

• способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

• способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;

• способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;

• способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;

• способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных

и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными;

• способность и готовность проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта;

• способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию

из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

В диагностической деятельности:

• способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом;

• способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

• способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы

и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

• способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы.

В лечебной деятельности:

• способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

• способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое

и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, вести физиологическую беременность, принимать роды;

• способность и готовность осуществлять взрослому населению и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, проводить госпитализацию больных в плановом и экстренном порядке, проводить лечебно-эвакуационные мероприятия в условиях чрезвычайной ситуации;

• способность и готовность назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.

В реабилитационной деятельности:

• способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения

и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу пациентов в специализированные группы по занятиям физической культурой после перенесенных заболеваний;

• способность и готовность давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физио-, рефлексо- и фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения

и подростков.

В психолого-педагогической деятельности:

• способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций

и процедур, элементам здорового образа жизни;

• способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения

заболеваний, формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек.

В организационно-управленческой деятельности:

• способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам;

• способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций;

• способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой

и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определять необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков.

В научно-исследовательской деятельности:

• способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

• способность и готовность к участию в освоении современных теоретических

и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований [8].

Формирование профессиональной компетенции врача-специалиста может быть осуществлено в результате интеграции усилий трех ведущих факторов: инженерии знаний — фактор сжатия; модульного обучения — фактор модульности; проблемного обучения — фактор проблемности.

Проблема компетенций и ключевых компетенций широко обсуждалась в индустриально развитых странах, прежде всего, в странах Европы и США, где они понимались как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самим индивидуумом на основе их свойства «быть действенными»; именно они позволяют людям достигать личностно значимых для них целей — независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают [10].

Проблемность, прежде всего, ориентирована на реализацию развития критического мышления и навыков самостоятельной работы студентов-медиков с учебным материалом. Проблемность в сочетании с модульностью обеспечивает интеграцию применения методов профессиональной деятельности врача в зависимости от уровня подготовки и целей преподаваемых медицинских дисциплин. Модуль, как технология, основан на принципе системного «квантирования» целостности и органичности единства мыслительной деятельности человека. Методология учебного модуля медицины катастроф опирается на использование унифицированных программ с учетом квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Чрезвычайность ситуации при массовом травматизме и поражениях осужденных считается уникальной обоюдоострой обучающей системой, некоторые издержки которой оправдываются уменьшением вероятных потерь в будущем.

Учебная модель должна опираться на физическое и психологическое моделирование реальных условий деятельности врача. Умение оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющейся ситуации в условиях чрезвычайных ситуаций формирует способность максимального обеспечения стереотипичных действий и автоматизма для того, чтобы мозг воспринимал то, что нужно в критических ситуациях, не превращая их в экстремальные.

У студентов осуществляется рубежный контроль знаний, полученных при изучении клинических дисциплин, по вопросам оказания неотложной медицинской помощи в формате тестирования, предлагается ряд актуальных вопросов.

Большое значение имеет учебная практика:

• по всем клиническим дисциплинам на практические занятия

в амбулаторно-поликлинических учреждениях должно быть предусмотрено не менее 25 часов;

• уход за больными терапевтического и хирургического профиля. Производственная практика:

• помощник младшего медицинского персонала — 4 недели во втором семестре;

• помощник палатной медицинской сестры — 3 недели в четвертом семестре;

• помощник процедурной медицинской сестры — 3 недели в шестом семестре;

• помощник врача — 6 недель в восьмом семестре;

• помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения — 4 недели в десятом семестре [8].

Судьбу пострадавших и травмированных осужденных определяет не только четкость организации помощи на месте происшествия, но и знание основ лечебно-эвакуационных мероприятий пострадавших в лечебно-профилактические учреждения. Основная цель эвакуационных мероприятий — спасение жизни как можно большего числа пострадавших и пораженных, а также снижение инвалидности и смертности путем своевременного оказания медицинской помощи, а также предупреждение возникновения инфекционных заболеваний. Первейшей задачей является оказание адекватной медицинской помощи на догоспитальном этапе [10].

Следующим этапом обучения является решение конкретных профессиональных задач, осуществляемых в интересах спасения жизни и сохранения здоровья пострадавших.

Выводы. Наибольший практический эффект можно получить при обеспечении преемственности между всеми этапами диагностики и лечения. Врач должен уметь работать на всех этапах медицинской эвакуации травмированных и пораженных осужденных. Рассматриваются вопросы совмещения материала смежных дисциплин, т. е. межпредметные связи. Это позволяет лучше усвоить учебный материал, опираясь на полученные ранее знания.

Полученные студентами факультета пенитенциарной медицины знания при таком обучении понадобятся не только при организации медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Преподаватель и обучающийся с помощью интеграции профессиональных медицинских знаний реализуют цели в моделировании травм и обучении.

Рассмотренная модель может применяться в системе повышения квалификации и переподготовки по программам послевузовского дополнительного образования медицинских кадров для уголовно-исполнительной системы.

Список литературы

1. О состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе. Отчеты ФСИН России за 2005-2013 годы [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://minjust.ru/structure/central/govman/ (20.05.2014).

2. Демографический ежегодник России. 2012 : статистический сборник. — М. : Росстат, 2012. — 535 с.

3. Здравоохранение в России. 2011 : статистический сборник. — М. : Росстат, 2011.

— 326 с.

4. Здравоохранение в России. 2013 : статистический сборник. — М. : Росстат, 2013.

— 380 с.

5. Россия в цифрах. 2013 : краткий статистический сборник / Фед. сл. гос. статистики (Росстат). — М. : Федеральная служба гос. статистики, 2013. — 573 с.

6. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний. — Режим доступа : http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS/?pr... (20.08.2013).

7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р // Консультант Плюс. — М., 2013.

— 1 электрон. опт. диск. — Систем. Требования : Windows XP / Vista / 7 / 8, DVD-ROM.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 года № 1118 «Об объявлении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовательного

по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело (квалификация (степень) „специалист")» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. — М., 2013.

— 1 электрон. опт. диск. — Систем. Требования : Windows XP / Vista / 7 / 8, DVD-ROM.

9. Аннотация рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф» по направлению подготовки «Лечебное дело» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:www rsmu.ru/12401.html.

10. Ходанович В. И. Проблема развития компетентного подхода в условиях модернизации гуманитарного образования / В. И. Ходанович // «Современные образовательные технологии в гуматинарной сфере» : мат. межд. науч.-практич. конф. 14 апр. 2004 г.

— СПб., 2004. — 264 с.

EDUCATIONAL MODEL OF TRAINING IN MEDICAL INSTITUTES ON DELIVERY OF HEALTH CARE TO INJURED PERSONS IN PENAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

V. V. Solomentsev

FSBHE HPE Northwest (St. Petersburg) branch of «The Russian Law Academy of the Russian

Federation Ministry of Justice» (St. Petersburg)

Nowadays a process of reforming of a health service of penal system of Russia takes place. Poor quality of a medical care to condemned persons with high rates of mortality is considered to be one of the reasons. It was caused by insufficient qualification of the medical personnel. Ensuring the guaranteed volume of a free medical care on the basis of its rational distribution between establishments (sectionings) of health care of criminal and executive system and institutions of the state (municipal) health system proceeding from the principles of rising of its availability and qualities (concept) is supposed; training of highly qualified specialists due to transition of educational institutions of higher education of Federal Penitentiary Service to a bachelor system as the main level of professional education; preparation and retraining of personnel taking into account further differentiation of types of punishments, risings of a role of types of the punishments alternative to imprisonment, penitentiary psychology and penitentiary medicine. It is provided to significantly improve the vocational training of experts in health care.

Keywords: quality of medical care, penitentiary traumatism, educational standards in preparation (specialty) 060101 medical business (qualification (degree) «expert»), criminal and executive system.

About authors:

Solomentsev Vitaly Vladimirovich — candidate of medical science, assistant professor of criminal law and process chair at FSBHE HPENorthwest (St. Petersburg) branch of «The Russian Law Academy of the Russian Federation Ministry of Justice», office phone: 8 (812) 323-66-38, e-mail: solo-vita@mail.ru

List of the Literature:

1. About a state of legality and keeping of human rights in criminal and executive system. Reports of FSEP of Russia for 2005-2013 [electron resource] — Access mode: http://minjust.ru/structure/central/govman/(20.05.2014).

2. Demographic annals of Russia. 2012: statistical collection. — M.: Rosstat, 2012. — 535 P.

3. Health care in Russia. 2011: statistical collection. — M.: Rosstat, 2011. — 326 P.

4. Health care in Russia. 2013: statistical collection. — M.: Rosstat, 2013. — 380 P.

5. Russia in digits. 2013: short statistical collection / Fed. service. of state. statistics

(Rosstat). — M.: Federal service state. statistics, 2013. — 573 P.

6. Short characteristic of criminal and executive system [electron resource] // Federal Penitentiary Service. — Access mode:

http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya har-ka UIS/? pr ... (20.08.2013).

7. About the Concept of development of criminal and executive system of the Russian Federation till 2020 [electron resource]: the order of the Government of the Russian Federation of October 14, 2010 № 1772-r // he Consultant Plus. — M, 2013. — 1 electron. wholesale. disk. — Systems requirements: Windows XP/Vista/7/8, DVD-ROM.

8. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

of November 8, 2010 № 1118 «About the announcement and introduction of the Federal state educational standard of the highest professional educational in the direction of preparation (specialty) 060101 medical business (qualification (degree) „expert")» [electron resource] // Consultant Plus. — M, 2013. — 1 electron. wholesale. disk. — Systems requirements: Windows XP/Vista/7/8, DVD-ROM.

9. The summary of the working program of discipline «Health and safety, medicine

of accidents» in the direction of preparation «Medical business» [electron resource] — Access mode: http:www.rsmu.ru/12401.html. 10. Khodanovich f V. I. Problem of development of competent approach in the conditions of modernization of arts education / V. I. Hodanovich // «Modern educational technologies in the humatinarian sphere»: math. intern. scient. — pract. conf. 14 Apr. 2004 — SPb., 2004. — 264 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.