© Коллектив авторов, 2012
ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Н.А. Баранова, М.М. Александрова, Л.Ф. Иванова
Чебоксарский медицинский колледж E-mail: ipmedkol@medinform.su
Представлены опыт организации постдипломного обучения средних медицинских работников на базе отделения повышения квалификации Чебоксарского медицинского колледжа и современное состояние профессиональной подготовки кадров.
Ключевые слова: постдипломная подготовка, медицинские работники, Чувашия.
В концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. и в Государственной программе развития сестринского дела значительная роль отводится повышению квалификации средних медицинских кадров и их профессиональной переподготовке. До открытия отделения повышения квалификации (ОПК) в Чебоксарском медицинском колледже постдипломная подготовка средних медицинских работников в Чувашской Республике носила спорадический характер. Повышение квалификации в основном происходило в виде специализации на базе крупных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Чебоксар по специальностям «Физиотерапия», «Медицинский массаж», «Лечебная физкультура», «Анестезиология и реаниматология», «Операционное дело», «Рентгенология», «Функциональная диагностика», «Лабораторная диагностика», «Диетология». Основная масса средних медицинских работников не была вовлечена в этот процесс. Реформы в системе здравоохранения и медицинском образовании, а также потребности Республики
в высококвалифицированных специалистах способствовали тому, что в 1994 г. в Чебоксарском медицинском колледже и в 1997 г. в бывшем Канашском медицинском училище были открыты ОПК [1-3]. Первый набор слушателей состоялся в январе 1995 г. Всего за 1995-2011 гг. прошли обучение 35909 специалистов (рис. 1).
Обучение ведется в виде специализации, усовершенствования общего и тематического с отрывом от работы, с частичным отрывом и без отрыва. Формы обучения - очная, очно-заочная, индивидуальная, дистанционная и с предцикловой подготовкой. Ежегодно проводится до 130 тематических циклов по 28 специальностям. Учебные планы теоретических и практических занятий соответствуют образовательным стандартам постдипломной подготовки Всероссийского учебно-научно-методического центра, а дополнения и изменения - потребностям реформирующейся системы здравоохранения и региональным особенностям. Дополнительные часы выделяют на следующие темы: «Профессиональный сестринский уход»; «Профилактика ВИЧ-инфекции»; «Диагностика и профилактика туберкулеза»; «Медицинская информатика»; «Региональные (национальные) программы в области охраны здоровья населения».
Качество обучения специалиста во многом зависит от преподавательских кадров. На ОПК работают штатные преподаватели колледжа, обладающие опытом и внедряющие инновационные технологии обучения, преподаватели медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (в том числе - кандидаты и доктора наук), представители Ассоциации средних медицинских работников Чувашии, органов управления здравоохранением, главные медсестры и практические врачи ЛПУ, медсестры с высшим сестринским образованием. Преподаватели-совместители наряду со штатными проходят аттестацию на квалификационную категорию.
Всего на ОПК работают 354 преподавателя, из них 45 штатных и 309 совместителей, 2 (0,6%) доктора медицинских наук, 20 (5,6%) кандидатов меди-
3500 3000 2500 2000 1500
1000 -500 4" 0
цинских наук, 13 (3,7%) имеют почетные звания, 69 (19,5%) -высшую квалификационную категорию, 52 (14,7%) - I, 35 (9,9%) - II. Квалификационные категории имеют 44,1% преподавателей.
К педагогу, работающему со взрослыми людьми, предъявляются особые требования, так как слушатели ОПК обладают определенными уровнем профессионализма и социальным статусом. Поэтому от преподавателя требуются не только профессиональные знания, но и знание психологии и андрагогики. Наилучшие результаты достигаются при создании атмосферы партнерства, сотрудничества.
В начале каждого цикла проводится вводное тестирование для определения уровня знаний слушателей. Исходя из результатов тестирования, используются соответствующие приемы активизации познавательной деятельности. Применяются активные методы обучения: деловые игры, решение проблемных ситуаций, дискуссии, тренинги, занятия
с элементами творчества, конкурсы, «круглые столы», практико-ориентированные сем и нары, конференции, встречи и т.д. Для повышения информативности, доступности, наглядности обучения широко используются современные информационные технологии. Изучаются стандарты деятельности средних медицинских работников, технологии оказания неотложной помощи, критерии оценки качества работы, способы обеспечения безопасности медсестры на рабочем месте.
Из года в год улучшается материально-техническая база отделения. Кроме учебных кабинетов, имеются методический кабинет, компьютерный класс, учебный модуль отделения общей врачебной (семейной) практики, научно-методический центр «Уход за пациентами», оснащенные множительной и видеотехникой. Практические занятия проводятся в ЛПУ в специально выделенных кабинетах и непосредственно у постели пациента. У колледжа сложились хорошие творческие отношения с ЛПУ Республики, с кафедрами Чувашского государственного университета и Института повышения квалификации врачей.
|-| Число выданных
сертификатов □ Число продленных сертификатов
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Годы
Рис. 2. Сертификация средних медицинских работников
ОПК работает в тесном контакте с Ассоциацией сред них медицинских работников. Стало традицией совместное проведение научно-практических сестринских конференций (темы - «Управление конфликтами в коллективе»; «Скорая и неотложная помощь»; «Роль медицинских сестер первичного звена в профилактике хронической сердечной недостаточности»), «круглых столов» («Экстренная помощь на догоспитальном этапе фельдшеров скорой медицинской помощи»; «Внедрение в деятельность среднего медицинского персонала технологий простых медицинских услуг»; «Сестринские инновации в образовании»; «Профессионализм в сестринском деле»; «Этика и деонтология в работе сестринского персонала»), тренингов («Школа хронической сердечной недостаточности»; «Профилактика ВИЧ-инфекции»), встреч по наиболее актуальным вопросам здравоохранения. Организуются городские и республиканские кои курсы на лучшего фельдшера, лучшую медсестру, лучшую акушерку, конкурсы на лучшее научное исследование в сестринском деле, а также ежегодно - мероприятия, посвященные Международному дню медицинской сестры.
В 2001 г. впервые были организованы сертификационные циклы, по окончании которых слушатели наряду со свидетельством получают сертификат российского образца. Всего с 2001 г. выдано 22104 сертификата и продлен 10721 (рис. 2).
Время летит быстро. Казалось бы, еще совсем недавно стартовал национальный проект «Здоровье», который существенно повысил рейтинг профессии среднего медицинского работника, и мы стараемся соответствовать новым требованиям. На территории Чувашской Республики открылось 595 центров и отделений общей врачебной практики, для работы в которых потребовались высококвалифицированные специалисты по семейной медицине. На 2006-2008 гг. перед ОПК была поставлена серьезная задача - подготовить сверх плана 780 специалистов для первичного звена здравоохранения. Для ее решения проведено 10 циклов для фельдшеров «Медицина общей практики», 16 циклов для медсестер «Первичная медико-санитарная помощь населению», 90 семейных медсестер обучались на цикле с углубленной подготовкой (повышенный уровень обучения).
С 2007 г. ОПК включилось в программу опережающего обучения в соответствии с потребностями Республики. В 2009 г. началось сотрудничество с Центром занятости Чувашии по программе опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения. Разработаны программы опережающего обучения, одобренные Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации (экспертные заключения № 21.6.001 от 14.07.2010 г. и № 21.6.002 от 14.07. 2010 г.).
Продолжается активная работа по обучению средних медицинских работников в следующих направлениях:
• первичная медико-санитарная помощь населению (семейная медицина) - с 2006 г. обучено 1939 человек;
• профилактика дорожно-транспортных происшествий - с 2009 г. обучено 435 человек;
• сосудистые заболевания - с 2008 г. обучено
более 600 специалистов. Открытие центров здоровья способствовало организации циклов по профилактике здорового образа жизни.
С целью реализации приоритетного Национального проекта «Здоровье» проводятся краткосрочные тематические циклы:
«Формирование здорового образа жизни; школы здоровья»;
«Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни»; «Здоровый ребенок. Организация профилактической помощи здоровым детям в поликлинике»;
«Планирование семьи»;
«Организация проведения профилактических прививок» (для получения допуска к проведению прививок); «Обучение медицинских регистраторов»; «Современные методы дезинфекционного дела»;
«Роль сестринского персонала в профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний»; «Техника снятия ЭКГ»; «Основы педагогического мастерства»; «Управление конфликтами в коллективе»; «Этико-деонтологические аспекты в сестринском деле»;
«Стандартизация сестринской деятельности»;
«Эргономика и биомеханика в сестринском деле»;
«Организация работы с пациентами по отраслевому стандарту «Протокол ведения больных. Пролежни»»;
«Особенности медицинского ухода при инфарктах и ишемических инсультах»; «Патология системы гемостаза (системный тромболизис при инфарктах и ишемических инсультах)»;
«Организация хранения, учета и отпуска лекарственных препаратов в медицинских организациях, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность»; «Паллиативная помощь по уходу на дому». В связи с открытием Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования подготовлено более 350 специалистов среднего звена. В адрес медсестер Центра сказано много добрых слов; отмечаются их высокий профессионализм, прекрасный уход, вежливое обращение, милосердие.
На базе ОПК с декабря 2010 г. успешно функционирует Научно-методический центр «Уход за паци-
ентами». Проводятся практико-ориентированные семинары со слушателями на всех циклах усовершенствования и специализации, разработаны методические материалы. Преподаватель высшей категории Л.Ф. Иванова провела мастер-класс по теме «Использование современных сестринских технологий в уходе за пациентами». Участниками мастер-класса были преподаватели клинических дисциплин. Анализ занятия показал заинтересованность слушателей, желание освоить инновационные технологии и работать по-новому в новых условиях.
Внедряются индивидуальные программы обучения с использованием дистанционных технологий, что позволяет реализовать основные принципы инновационного образования:
• обучение по наиболее актуальным проблемам;
• минимальный отрыв от места жительства и работы;
• самостоятельный выбор сроков и времени;
• выбор вариантов обратной связи.
Целью непрерывного профессионального образования медицинских кадров является повышение качества медицинской помощи населению. Меры по повышению профессионализма, качества медицинской помощи, по внедрению в сестринское дело новых организационных форм, переподготовке сестринского персонала способствуют формированию специалистов с новым стилем мышления, с мотивацией к активной профессиональной деятельности и самосовершенствованию.
Во многих газетах и журналах Чувашии и общероссийских изданиях можно встретить публикации о достижениях наших медсестер, преподавателей, руководителей сестринских служб, образовательных учреждений.
Коллектив ОПК - союз единомышленников, работающих в атмосфере сотрудничества и взаимоподдержки, в которой опыт, мудрость, профессионализм сочетаются с молодостью и большим творческим потенциалом.
Литература
1. Иванова Л.Ф. История подготовки специалистов сестринского дела // Медицинский журнал Чувашии. -1997; 1-2: 194-7.
2. Иванова Л.Ф. Подготовка специалистов в Чебоксарском медицинском колледже // Здравоохранение Чувашии. - 2006; 2: 37-9.
3. Никитина Т.В. 10-летний опыт работы отделения повышения квалификации средних медицинских работников // Здравоохранение Чувашии. - 2006; 2: 44-5.
POSTGRADUATE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL WORKERS: SUCCESSION AND AN INNOVATIVE APPROACH
N.A. Baranova, M.M. Aleksandrova, L.F. Ivanova Cheboksary Medical College, Cheboksary The paper gives the experience in organizing the postgraduate training of middle-level medical workers at the Department of Advanced Training, Cheboksary Medical College, and the-state-of-the-art of professional staff training.
Key words: postgraduate training, medical workers, Chuvashia.