Научная статья на тему 'Развитие сестринского медицинского образования в России в XIX-XX веках'

Развитие сестринского медицинского образования в России в XIX-XX веках Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2214
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NURSING EDUCATION / ФЕЛЬДШЕРСКАЯ ШКОЛА / MIDDLE MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ЗЕМСТВА / СРЕДНИЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / PARAMEDICS COLLEGE SCHOOL / СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ / SISTERS OF MERCY / DISTRICT COUNCILS / МЕДБИКЕЛіК БіЛіМ / ФЕЛЬДШЕРЛіК МЕКТЕП / ОРТА МЕДИЦИНАЛЫқ ОқУ ОРЫНДАРЫ / МЕЙіРБИКЕЛЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каспрук Л. И., Канюкова Ю. В.

В статье раскрыты основные особенности развития сестринского медицинского образования в России в XIX-XX веках, аспекты деятельности сети медицинских техникумов, особенности руководства подготовкой средних медицинских кадров, взаимосвязи с лечебными учреждениями. Публикация отражает вопросы подготовки помощников санитарных врачей, разработки типовых учебных планов, подготовки технических кадров, расширения профилей подготовки кадров по охране материнства и младенчества, обеспечения потребности медико-санитарных учреждений страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ХІХ-ХХ ҒАСЫРЛАРДАҒЫ РЕСЕЙ МЕДБИКЕЛЕРІНІҢ БІЛІМІН ДАМЫТУ

In the article is discussed the basic features of the development of nursing medical education in Russia in XIX-XX centuries. Aspects of activity of a network of medical establishments, especially guide the development of the middle medical staff, the relationships with medical institutions. The publication reflects the issues of preparation of assistants’ sanitary doctors, development of standard curricula, technical training, the expansion of profile training on the protection of maternity and infancy, security needs of the health institutions in the country.

Текст научной работы на тему «Развитие сестринского медицинского образования в России в XIX-XX веках»

УДК 61 (091) + 373. 6 (091)

Л.И. КАСПРУК1, Ю.В. КАНЮКОВА2

РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В Х1Х-ХХ ВЕКАХ

ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России1;

ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова» Минздрава России Оренбургский филиал2,

Россия, Оренбург

Аннотация. В статье раскрыты основные особенности развития сестринского медицинского образования в России в Х1Х-ХХ веках, аспекты деятельности сети медицинских техникумов, особенности руководства подготовкой средних медицинских кадров, взаимосвязи с лечебными учреждениями. Публикация отражает вопросы подготовки помощников санитарных врачей, разработки типовых учебных планов, подготовки технических кадров, расширения профилей подготовки кадров по охране материнства и младенчества, обеспечения потребности медико-санитарных учреждений страны.

Ключевые слова: сестринское образование, фельдшерская школа, земства, средние медицинские учебные заведения, сестры милосердия.

Актуальность. Историю развития системы подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала в России целесообразно рассматривать во взаимосвязи с основными этапами социально-экономического развития общества в нашей стране, основными тенденциями в политике здравоохранения и медицинского образования. Реформирование сестринского дела в России не должно идти по пути слепого копирования западных образовательных программ и стандартов. В настоящее время использование накопленного опыта является актуальным аспектом, поэтому необходимо тщательное изучение отечественных традиций.

Сравнительно-исторический, социально-гигиенический анализ систем подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала в России позволят установить основные закономерности и тенденции, представляющие научную основу для прогнозирования, разработки программ подготовки и переподготовки сестринского персонала, а также рекомендаций по их реализации.

Цель - обоснование модернизации системы сестринского медицинского образования на современном этапе реструктуризации здравоохранения в Российской Федерации на примере сравнительно-исторического анализа истории развития подготовки и переподготовки сестринских медицинских кадров в России, приоритетных направлений в решении актуальных проблем здравоохранения.

Материалы и методы. Применены методы исследования: аналитический, демографический, статистический, сравнительно-исторический, социально-гигиенический анализ систем подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала в России. Изучаемые явления - система организации среднего медицинского образования в России в Х1Х-ХХ веках.

Результаты и обсуждение. Дореволюционный период в России характеризуется преобладанием в системе среднего медицинского образования фельдшерских, фельдшерско-акушерских школ, школ повивальных бабок, курсов и школ при общинах Красного Креста по подготовке сестер милосердия и одногодичных курсов массажа. Подготовка фельдшеров диктовалась острым дефицитом врачей в России, участием страны в войнах и свирепствовавшими эпидемиями. Длительные сроки обучения лекаря (7 и более лет) не давали возможности быстро удовлетворять потребности в медицинском персонале. В 1829г. было утверждено «Мнение Государственного Совета об организации фельдшерских школ при больницах Приказов общественного призрения», целью которых было «удовлетворение нужд гражданских, казенных, общественных и частных больниц и других заведений сведущими в сем людьми» [2, 3, 18, 22, 25].

В XIX веке в России было широко распространено ремесленное обучение фельдшерскому искусству в порядке индивидуального ученичества при отдельных врачах (в армии и в гражданском ведомстве). Земские деятели придерживались взгляда, что «доктор - барский лекарь, а фельдшер - мужицкий». Земства ввели систему разъездной фельдшерской помощи на селе, развивали сеть самостоятельных фельдшерских, стационарных врачебных пунктов с фельдшерами.

В 1882г. РОКК в Петербурге открывает курсы для населения по оказанию первой помощи при несчастных случаях. В 1897г. РОКК учредило в Петербурге институт «братьев милосердия». Программа была рассчитана на 2 года, не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. К 1899г. обучались 180 человек [1].

55

Менее известна деятельность общин сестер милосердия в земствах, хотя высокое качество медицинского обслуживания в земствах обеспечивалось и подготовкой высококвалифицированного среднего медицинского персонала. Для обучения земских сестер были разработаны самостоятельные учебные программы, учитывающие особенности работы в городских и сельских условиях. В литературе сохранились сведения о положительном опыте по подготовке сельских сестер милосердия при Великолуцкой земской больнице Псковской губернии, где успешно использовались возможности совместной деятельности РОКК и губернского ведомства. В дореволюционной России наряду с фельдшерами и акушерками, окончившими фельдшерские школы, фельдшерско-акушерские школы и так называемые родовспомогательные учебные заведения, население обслуживали ротные фельдшера и повивальные бабки И-го разряда, окончившие одногодичные повивальные школы.

В царской России было очень мало медицинских сестер, или «сестер милосердия». Амбулаторно-поликлиническая помощь отсутствовала, ее заменяла частная врачебная практика. Подготовка медицинских сестер велась только при общинах Красного Креста. Специальные школы существовали лишь при четырех общинах, в остальных подготовка велась большей частью практически: будущие сестры находились в течение года на положении «испытуемых», после чего их зачисляли в штат больниц.

В общей сложности количество среднего медицинского персонала до революции не превышало 50000 чел. Из них - 37800 фельдшеров и фельдшериц-акушерок (это были высокообразованные люди), 10000 сестер, окончивших курсы при общинах. В 1915г. сеть средних медицинских учебных заведений составляла: 65 гражданских фельдшерских (ФШ) и фельдшерско-акушерских школ (ФАШ) на 8750 учащихся, 57 родовспомогательных учебных заведений и повивальных школ и 4 подготовительных курсов при общинах Красного креста, где получали подготовку будущие сестры милосердия. Кроме школ гражданского ведомства, функционировало 10 военно-фельдшерских школ. При этом различны были сроки обучения, требования. ФШ работали на основе «Положения» (1897) вплоть до 1917г., ФАШ - по планам Министерства внутренних дел (1903), школы повивальных бабок 1-го и 2-го разряда - на основе программ 1901г., «постановка учебного дела в средних медицинских школах систематически отставала от жизненных требований».

Срок обучения в фельдшерской школе (ФШ) был четырехгодичный. Комплектовались они в основном из учеников двухклассной школы, общеобразовательный уровень которой был недостаточен. Чисто медицинские предметы (за исключением анатомии и физиологии, фармакогнозии и фармации, входивших в программу второго года обучения) преподавались в течение последних лет. В фельдшерско-акушерской школе (ФАШ) программа была гораздо шире, чем в фельдшерской школе (ФШ). Вопросы среднего медицинского образования и необходимость его реформы обсуждалась на трех Всероссийских съездах фельдшеров, фельдшериц и акушерок в период 1907-1914гг., на X и XI Пироговских съездах врачей, на I и II съездах по реформе фельдшерского и акушерского образования.

До советского периода ФШ, в которых обучали фельдшеров преимущественно для крестьян, царское правительство держало на почтительном расстоянии от высшей школы. Для поступления в ФШ требовалась подготовка только в объеме 2-классной школы, а для поступления на медицинский факультет необходимо было сдать экзамен на аттестат зрелости. Тем не менее, среди фельдшеров было немало хорошо подготовленных и грамотных людей, из которых при советской власти выросли хорошие врачи. На I и II съездах по реформе фельдшерского и акушерского образования принимались решения о предоставлении фельдшерам льгот при поступлении на медицинский факультет, о повышении общеобразовательного уровня для поступающих в фельдшерские школы до 6 классов гимназии, об увеличении сроков обучения. В 1914г. в России было уже 150 школ при общинах РОКК, где обучались более 10000 учащихся. Практические занятия с сестрами проводились в 80 больницах, 12 амбулаториях и 10 аптеках РОКК.

После 1917г. задачи подготовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с потребностями здравоохранения, экономическим состоянием страны. Возникла необходимость больше готовить медицинских сестер, фельдшеров и акушерок, вносить изменения в учебные планы и программы для решения проблем по охране здоровья и оказанию медицинской помощи. В феврале 1919г. приказом Народного комиссариата здравоохранения и РОКК были утверждены документы: положение о школах медицинских сестер, учебные планы и программы, рассчитанные на 3 года обучения. Так как потребность в специалистах была значительная, на обучение принимались также лица с начальным образованием (2 класса).

Вскоре после Октябрьской революции общины сестер милосердия в России были ликвидированы, учреждения по подготовке сестер переданы органам здравоохранения. Этот период характеризовался в среднем медицинском образовании многочисленными структурно-организационными изменениями административной подчиненности. Менялись наименования учебных заведений. В номенклатуре Наркомздрава появились новые специальности: лечебно-профилактический (медицинский) техник по уходу, по акушерству, по социальной помощи, санитарно-профилактический техник, фарматехник, зубопротезный техник и др.

56

В 1920г., по решению Наркомздрава, началась подготовка работников по охране материнства и детства, внесены изменения в программы обучения акушерок, созданы акушерские школы, ФАШ преобразованы в акушерские школы. В реорганизованных учебных заведениях осуществлялась подготовка акушерок и специалистов по охране материнства и младенчества. Срок обучения в новых акушерских школах составлял 2,5 года. Подготовка сестер по охране материнства и младенчества проводилась на специально организованных 9-месячных курсах. В последующем этот срок подготовки был увеличен до 1 года, а с 1922г. - до 2 лет. Эти курсы стали прообразом педиатрических медицинских училищ.

В первой половине XX века сестринское образование не претерпело каких-либо существенных изменений, обучение по-прежнему было основано на учебных планах и программах общин сестер милосердия, которые готовили значительную часть медицинских сестер. Отсутствие необходимого количества школ были постоянными причинами необеспеченности страны кадрами средних медицинских работников.

Совместным приказом Реввоенсовета и Народного комиссариата здравоохранения 27.12.1919г. утверждены положения «О курсах красных сестер (помощниц сестер милосердия)» и «О курсах красных санитарок». В новых учебных планах предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными техническими навыками и являющихся помощниками врача. Предлагалось заменить термин «медицинская сестра» на термины «помрача» или «замврача», так как определения «сестра» и «сестра милосердия» считались монашескими и ограниченными, не соответствующими новому типу медицинского работника советского здравоохранения. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направлялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия лечебных учреждений Военного ведомства. В 1920г. было подготовлено 2442 сестры и 1923 санитарки.

В 1922г. сестринские школы и курсы перешли в подчинение специального управления Народного комиссариата просвещения Главпрофобр, что было оправдано и способствовало улучшению общеобразовательной подготовки медицинских сестер. Установлены типы средних учебных заведений:

- фельдшерско-акушерский техникум с 4-летним сроком обучения;

- акушерский техникум со сроком обучения 2,5 года;

- школа медицинских сестер с 2-годичным сроком обучения.

Это были техникумы, школы и курсы с различными сроками обучения для сестер-воспитательниц, профилактический техникум с 4-летним сроком обучения, вечерняя рабочая (для нянь) школа сестер с 3-годичным сроком обучения, курсы санитарных помощников (сроком обучения 2 года), курсы переквалификации ротных фельдшеров (3 года) и др.

Для поступления в техникумы требовалась подготовка в объеме школы II ступени (семилетка), а для поступления в школы и на курсы - в объеме школы I ступени (четырехлетка). В 1923г. в Российской Федерации уже было создано 94 заведения по подготовке среднего медицинского персонала. Ликвидируя фельдшерско-акушерские школы (ФАШ), руководители здравоохранения исходили из установки на повышение квалификации медицинского обслуживания населения, особенно сельского, на замену фельдшеров врачами. При этом было недооценено предстоявшее развертывание медицинской сети, когда фельдшер должен был занять одно из ведущих мест.

Требования к медицинским сестрам в лечебных учреждениях сводились к следующим положениям: обладать необходимыми знаниями для правильного понимания болезненных явлений у больного, сознательного отношения к назначениям врача, умелого и точного их выполнения. Сестра должна иметь практическую подготовку, обладать техническими приемами и навыками в деле ухода за больными, должна быть ознакомлена с физическими методами лечения и социальной профилактикой [4, 5].

После окончания гражданской войны в сеть здравоохранения пришло значительное количество медицинских работников из Красной Армии, окончивших краткосрочные курсы в течение 1919-1921гг. Были определены условия сдачи испытаний на получение квалификации медсестры. В 1922-1924гг. проходят четыре Всероссийские конференции по вопросам среднего медицинского образования. В 1924г. в Наркомздраве РСФСР проведен ряд совещаний по определению профилей средних медицинских кадров. Первое место было отведено сестре социальной помощи, но отсутствовала четкость в определении данного профиля. Основной акцент делался на туберкулез, а в общей характеристике говорилось более об универсальной сестре социальной помощи, которая могла бы работать при туберкулезном, венерологическом, психоневрологическом диспансере.

Перестройки средней медицинской школы не произошло. Программы и учебные планы вступали в противоречия с общими установками и требованиями, которые предъявлялись к средним медицинским работникам. По материалам II Всероссийской конференции по среднему медицинскому образованию в Москве (1926), «существующая система среднего медицинского образования не обеспечивает должного уровня подготовки медицинских работников. В учебных

57

заведениях, готовящих средний медицинский персонал, предъявляются разные требования к общеобразовательной подготовке поступающих». В техникумы принимались лица, окончившие 7 классов, а на сестринские курсы и в сестринские школы - 2-4 класса. Имелись существенные различия в сроках и в уровне подготовки. На IV Всероссийской конференции признано «обязательным прохождение курсов переквалификации для среднего медперсонала дореволюционной школы и курсов военного времени в целях повышения качества и выравнивания диспропорции между ними и выпускниками техникумов», периодичность прохождения курсов для всех средних медработников не реже 1 раза в 5 лет.

Наличие большого числа маломощных курсов и школ, готовящих специалистов только одного профиля, при ограниченности экономических ресурсов не позволяло иметь в них необходимую учебно-методическую базу. Существующая система среднего медицинского образования не обеспечивала должного уровня подготовки медицинских работников. Отмечена острейшая потребность здравоохранения страны в средних медицинских работниках разных специальностей, признана необходимость создания учебных заведений политехнического типа с хорошими учебно-методическими базами, необходимость единых требований к базовому уровню знаний выпускников подобных учебных заведений.

В 1927г. утверждены новые учебные планы медицинского политехникума, проведена реорганизация. Преподавание в учебных заведениях политехнического типа строилось таким образом, что учащиеся сначала получали базовое общемедицинское образование, а затем изучали специальные дисциплины. В результате реформы все медицинские школы и курсы медицинских сестер были преобразованы в медицинские техникумы, имеющие отделения для подготовки различных специалистов, - медицинских сестер, акушерок, сестер по охране материнства и младенчества, фельдшеров, лаборантов и др.

Значительно повысились требования к образовательному уровню при поступлении в медицинские техникумы. В них принимались теперь лица, окончившие 7-летнюю школу. Срок обучения в медицинском техникуме установлен 2,5 года, для подготовки акушерок - 3 года, сестер охраны материнства и младенчества и медицинских сестер - 2,5 года. Учебный план I семестра был общим для всех отделений. Выпускник медицинского техникума должен был соответствовать следующим требованиям:

- быть помощником врачу;

- работать под его наблюдением и руководством;

- быть подготовленным к выполнению всех назначений врача;

- обладать познаниями, необходимыми для правильного понимания изменений и болезненных явлений и состояния организма человека.

Все эти требования предъявлялись независимо от полученной специальности. Окончившие медицинский техникум должны были хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной гигиены, жилищной, пищевой и промышленной санитарии, в причинах социальных болезней и методах борьбы с ними. Учебные программы предусматривали, чтобы все выпускники медицинских техникумов владели методами санитарного просвещения, проводили санитарно-просветительную работу.

Независимо от специализации, клинические дисциплины в учебных заведениях были представлены внутренними, хирургическими и инфекционными болезнями. Большое место в них отводилось общественно-политической, военной и специальной подготовке учащихся, которая давала навыки оказания помощи раненым, а также пораженным боевыми и отравляющими веществами. Много учебного времени занимали практические занятия в амбулаториях, больницах и детских учреждениях. В новых учебных планах предусматривалась подготовка медицинских сестер, владеющих четко отработанными профессиональными навыками. Наркомздрав четко определил свое отношение к роли фельдшера в системе средней медицинской помощи: «Средний медработник должен быть только помощником врачу, работающим по его указаниям и под его наблюдением. Тип прежнего фельдшера, представляющего собой суррогат врача, должен быть отвергнут».

Установлен тип вечернего рабочего техникума с 3-годичным сроком обучения для подготовки без отрыва от производства медицинских сестер, 3-годичные курсы по переквалификации ротных фельдшеров. Реформа среднего медицинского образования 1927-1928гг. дала возможность упорядочить типы учебных заведений [20, 21].

К 1930 г. в систему среднего медицинского образования входили медицинские политехникумы, имеющие от 2 до 7 отделений (срок обучения от 2,5 до 3 лет), профилактические медицинские техникумы (3 года), фельдшерско-акушерские техникумы (4 года), вечерние медицинские техникумы (3 года) и курсы по переквалификации ротных фельдшеров (3 года).

58

В эти учебные заведения принимались лица, окончившие 7-летнюю школу. Подготовкой средних медицинских кадров занимались 46 медицинских техникумов, 2 профилактических техникума и фельдшерский техникум. В них обучались в то время 11560 чел., что было недостаточно для страны с учетом роста численности населения и профилактической направленности здравоохранения. Потребность здравоохранения страны в специалистах среднего медицинского звена была удовлетворена наполовину [13, 14, 15, 23, 24].

Существовавшая в это время сеть медицинских техникумов и сроки подготовки в них не могли удовлетворить растущую потребность в средних медицинских кадрах. Связь между учебной работой медицинских техникумов и практической работой лечебных учреждений была недостаточной. В 1930г. число медицинских техникумов достигло 218, в 1932г. - 260. В 1930 г принято 18200 учащихся, в 1932 г. - 41300 человек. Руководство средним медицинским образованием было передано в ведение Наркомздравов союзных республик. Сроки обучения были сокращены до 2,5 лет для акушерок, до 2 лет - для всех других профилей среднего медицинского персонала [6, 7, 8].

В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) поручено Наркомздравам и Наркомпросам «разработать систему краткосрочной подготовки преподавателей теоретических дисциплин (физики, химии, биологии, физиологии)». В целях улучшения практической подготовки выпускников средних медицинских учебных заведений - «довести время производственного обучения в медицинских вузах и техникумах в среднем до 50%». Одновременно был взят курс на узкую специализацию профилей [16, 17, 27].

В 1932 г. в медицинских техникумах РСФСР велась подготовка 13 профилей среднего медицинского персонала. Это были медицинский техник по уходу, акушерка, медицинский техник по охране материнства и младенчества, помощник санитарного врача, медицинский техник здравпункта, медицинский рентгенотехник, медицинский техник для санаторно-курортных учреждений, медицинский техник для нервно-психиатрических учреждений, лабораторный техник, зубопротезный техник, помощник врача по ОЗДиП; помощник врача по физической культуре, медицинский техник для диетических учреждений [9, 10, 11, 12, 19].

В техникумах была введена непрерывная производственная практика, занимавшая в I семестре 13% всего учебного времени, во втором - 33%, в III семестре - 61% и в IV семестре - 67% времени, отведенного на семестр. Из 4320 часов общего времени (при 9-часовой нагрузке на учащегося в день, из которых 3 часа составляла самостоятельная бригадная работа) на теоретическую часть оставалось 2520 часов. Учитывалась «недостаточная общеобразовательная подготовка учащихся», поэтому значительную часть учебного времени выделяли для общеобразовательных предметов. При этом еще больше сокращали количество часов по медицинским дисциплинам, что было ошибочно и ухудшало качество подготовки специалистов.

Исходя из принципа производственного обучения, введена была подготовка учащихся без отрыва от производства (вечерние медицинские техникумы), а также заочная подготовка среднего медицинского персонала. В этот период стали развиваться медицинские учебно-производственные комбинаты, больницы-медтехникумы, краткосрочные курсы.

Заключение. К 1932 году сеть медицинских техникумов выросла более чем в 2,5 раза. Средние медицинские школы переданы в ведение Наркомздрава, что обеспечило более конкретное руководство подготовкой средних медицинских кадров, а также взаимосвязь с лечебными учреждениями. Впервые организована подготовка помощников санитарных врачей, разработаны типовые учебные планы, включена подготовка технических кадров - рентгенотехников и лаборантов. Значительно расширены профили подготовки кадров по охране материнства и младенчества. Ликвидированы «карликовые» школы, не обеспеченные учебно-практическими базами и преподавательским составом.

Количество подготовленных специалистов среднего медицинского звена с 1938г. по 1939г. возросло в 1,5 раза, что позволило полностью обеспечить потребности медико-санитарных учреждений и создать резерв для нужд обороны страны.

Список литературы:

1. Акодус Я., Скорюкова А. Медицинская сестра Советского Красного Креста. - М., 1955. - С. 31.

2. Банщиков В.М., Проппер Н.И. Среднее медицинское образование. История и современное состояние. - М.: МОНО - 1928. - 294 с.

3. Блохина Н.Н. Традиции отечественного сестринского дела. - М. «АНМИ». - 1998. - 10 с.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040600 Сестринское дело Квалификация - менеджер. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2000. - 20 с.

5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (базовый уровень среднего профессионального образования). Квалификация - медицинская сестра. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. - 38 с.

Медицинский журнал Западного Казахстана №4 (40) 2013 г.

59

6. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0406 Сестринское дело (повышенный уровень среднего профессионального образования). Квалификация - медицинская сестра с углубленной подготовкой. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004. - 47 с.

7. Двойников С.И. Состояние и основные пути развития среднего медицинского и фармацевтического образования в России // Главная медицинская сестра. - 2009. - № 6. - С. 21 - 24.

8. Двойников С.И. Состояние сестринского дела в России: перспективы развития // Главная медицинская сестра.

- 2009. - № 1. - С. 9-16.

9. Доклад Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на II Всероссийском съезде средних медицинских работников «Развитие сестринского дела в условиях реформирования здравоохранения».

- М.: ГОУ ВУНМЦ, 2004. - 32 с.

10. Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000 г.: системы здравоохранения: улучшение деятельности // ВОЗ. - 2000. - 232 с.

11. Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации // Сестринское дело. - 2000. - № 2. - С. 4-5.

12. Душенков П.А., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Подготовка специалистов в области сестринского дела: оценка качества, пути его повышения // Медицинская сестра. - 2005. - № 2. - С. 38 - 42.

13. Каспрук Л.И., Золотухина С.А. Современное состояние и тенденции развития гериатрической помощи в Оренбургской области / Материалы межрегиональной научной конференции «Актуальные вопросы дополнительного последипломного образования в здравоохранении». - Самара, 2013. - С. 207-210.

14. Каспрук Л.И., Лебедева И.В., Лебедев А.А. Особенности и проблемы деятельности учреждений среднего медицинского профессионального образования как основной организационной формы оказания образовательных услуг в условиях рыночной экономики // Медсестра. - Москва, 2012. - №9. - С. 52 - 57.

15. Канюков В.Н., Каспрук Л.И. Об Актуальных аспектах модернизации сестринского медицинского образования и повышения качества подготовки сестринских медицинских кадров путем внедрения инновационных программ / -Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Современные аспекты деятельности медицинских сестер в офтальмологии». - Оренбург, 2012. - С. 31.

16. Квалификационная характеристика специалиста со средним специальным образованием по специальности 0408 - «Сестринское дело» // Квалификационные характеристики специалистов со средним специальным образованием. МЗ СССР - Центральный методический кабинет по среднему медицинскому образованию. - М., 1989. - С. 18 - 20.

17. Квалификационная характеристика специалиста со средним специальным образованием по специальности 0401 - «Лечебное дело» // Квалификационные характеристики специалистов со средним специальным образованием. МЗ СССР - Центральный методический кабинет по среднему медицинскому образованию. - М., 1989. - С. 2 - 4.

18. Лебедева И.В., Каспрук Л.И. Модернизация сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранении России. - Оренбург: изд-во ОрГМА, 2011. - 220с.

19. Лисицын Ю.П. О научных основах стратегии медицины и здравоохранения // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2008. - № 3. - С. 3 - 7.

20. Предложение и спрос на «рынке труда» средних медицинских работников Оренбургской области за 2000-2009 гг. - Оренбург: Мин-во труда и занятости населения Оренбургской области, 2009 - 9 с.

21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7.04.2008 г. № 165 «О признании утратившими силу некоторых приказов МЗ РФ».

22. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в России. - СПб МА, 1998. - 196 с.

23. Сведения о медицинских и фармацевтических кадрах за 2000-2008 гг. - Оренбург, 2009. - Министерство здравоохранения и социального развития Оренбургской области.

24. Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих (вакантных должностей) (Приложение 5 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости). - Оренбург, 2009. - Министерство труда и занятости населения Оренбургской области. - 10 с.

25. Светляков А.Г. К истории подготовки медицинских сестер в нашей стране // Медицинская сестра. - 1966. - № 5. - С. 48-50.

26. Учебный и учебно-тематический план «Первичная медико-профилактическая помощь населению» (усовершенствование). - Оренбург. - 2009. - 25 с.

27. Цели и задачи Российского здравоохранения на 2006 - 2008 гг. // Главный врач. - 2006. -№ 4. - С. 1 - 13.

60

TYWH

Л.И. КАСПРУК1, Ю.В. КАНЮКОВА2 Х1Х-ХХ ГАСЫРЛАРДАГЫ РЕСЕЙ МЕДБИКЕЛЕР1Н1И Б1Л1М1Н ДАМЫТУ

Ресей ДСМ «Орынбор мемлекеттiк медицина академиясы» МББМ ЖКБ1,

Ресей ДСМ «Акад. С.Н. Федоров атындагы кез микрохирургиясы МНТК» Орынбор филиалы2, Орынбор, Ресей

Ма^алада Х1Х-ХХ гасырлардагы Ресей медбикелерЫщ бомшщ дамуыныц непзп ерекшелiктерi - медицинальщ техникумдары желтершщ жумыс аспектiлерi, орта медицина кадрларын дайындау басшылыгыныц ерекшелiктерi, емдеу мекемелерiмен езара ^арым-^атынас ерекшелiктерi ашылды. Басылым санитарльщ дэрiгерлер кемекшiлерiн дайындау, типтк о^у жоспарларын жасау, техникальщ кадрлар дайындау, ана мен баланы ^оргау бойынша кадрлар дайындау багытын кецейту, елдщ медицинальщ-санитарльщ мекемелершщ ^ажетттктерЫ ^амту сура^тарын бейнелейдi.

Нег/'зг/ свздер: медбикел/'к блм, фельдшерл/'к мектеп, орта медициналыи; оиу орындары, мешрбикелер.

SUMMARY

L.I. KASPRUK1, YU.V. KANYUKOVA2 DEVELOPMENT OF NURSING MEDICAL EDUCATION IN RUSSIA IN XIX-XX CENTURIES

SBEI HPE "Orenburg state medical academy" MH of Russia1, FSBI "IRTC "Microsurgery of eye" named after S.N.Fedorov" MH of Russia, branch of Orenburg 2,

Russia, Orenburg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article is discussed the basic features of the development of nursing medical education in Russia in XIX-XX centuries. Aspects of activity of a network of medical establishments, especially guide the development of the middle medical staff, the relationships with medical institutions. The publication reflects the issues of preparation of assistants' sanitary doctors, development of standard curricula, technical training, the expansion of profile training on the protection of maternity and infancy, security needs of the health institutions in the country.

Key words: nursing education, paramedics College School, district councils, middle medical educational institutions, the sisters of mercy.

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.