Научная статья на тему 'Становление и развитие среднего медицинского образования в Оренбургской области'

Становление и развитие среднего медицинского образования в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
525
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HISTORICAL ASPECTS / SECONDARY MEDICAL EDUCATION / HISTORY OF DEVELOPMENT / HEALTH CARE / MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION / MEDICAL MANPOWER

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Каспрук Людмила Ильинична, Лебедева И. В.

Проведенный анализ развития сестринского медицинского образования свидетельствует о поисках и внедрении новых организационных форм профессиональной деятельности сестринского персонала, раскрывает возникающие проблемы медицинского образования в современных условиях реструктуризации здравоохранения. В статье доказана необходимость использования накопленного опыта обучения специалистов отрасли, адаптации к новым требованиям. Сформированные методы работы должны быть дополнены новыми современными формами и направлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Каспрук Людмила Ильинична, Лебедева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The becoming and development of secondary medical education in the Orenburg oblast

The analysis of development of nursing medical education testifies searching and implementation of new organizational forms of professional activity of nurse personnel. The article reveals occurring problems of medical education in modern conditions of restructuring of health care. The article substantiates necessity of implementation of accumulated experience in the field of training of specialists and in adaptation to new requirements. The formed methods of work are to be complemented with modern forms and directions.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие среднего медицинского образования в Оренбургской области»

19. Jay V. The legacy of Thomas Willis. Child's Nerv. Syst. 1998; 14: 92—3.

20. Rengachary S.S., Xavier A., Manjila S., Smerdon U., Parker B., Hadwan S., Guthikonda M. The legendary contributions of Thomas Willis (1621—1675): the arterial circle and beyond. J. Neurosurg. 2008; 109 (4): 765—75.

21. Donaldson I.M.L. Cerebri anatome: Thomas Willis and his circle. J. Roy. Coll. Surg.. Edinb. 2010; 40 (3): 277—9.

22. Meyer A., Hierons R., Observations on the history of the "Circle of Willisii". Med. Hist. 1962; 6: 119.

23. Canguilhem G. La formation du concept de reflexe. Paris; 1955.

24. Clarac F. The History of Reflexes Part 1: From Descartes to Pavlov, IBRO History of Neuroscience. 2005; http://www.ibro.info/Pub/ Pub_Main_Display. asp?LC_Docs_ID=3155

25. Williams A.N., Sunderland R. Thomas Willis: the first paediatric neurologist? Arch. Dis. Childh. 2001; 85: 506—9.

26. Sheehan, D., Discovery of the autonomic nervous system. Arch. Neurol. Psychiat. (Chic.). 1936; 35: 1081.

27. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.: ООО "Академический Проект"; 2012.

Поступила 22.01.2014

REFERENCES

1. Willis T. Cerebri Anatome, cui accessit nervorum descriptio et usus. London: James Flesher, Joseph Martyn and James Allestry; 1664.

2. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Formation of Natural-science Bases of Medicine in the Course of Scientific Revolutions of 17—19 centuries [Formirovanie estestvennonauchnykh osnov meditsiny v protsesse naychnykh revolyutsiy'. Moscow: Shiko; 2011 (in Russian).

3. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Scientific revolutions in medicine of 17—19 centuries: denial of a galenizm and emergence of natural-science bases of medicine. Message 4. A denial of representations of Galen about principles of the device and mechanisms of functioning of nervous system. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2011; 2: 47—51 (in Russian).

4. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Scientific revolutions in medicine of 17—19 centuries: denial of a galenizm and emergence of natural-science bases of medicine. Message 5. Formation of new representations about a structure and mechanisms of functioning of nervous system. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2011; 3: 46—50 (in Russian).

5. Arhangel'skiy G.V. History of Neurology from Sources Before the XX-th Century [Istoriya nevrologii ot istokov do XX veka]. Moscow: Meditsina; 1965 (in Russian).

6. Meyer A., Hierons R. On Thomas Willis's concepts of neurophysiology [Part I].Med. Hist. 1965; 9 (1): 1—15.

© Каспрук Л.И., Лебедева И.В., 2014

УДК 377.5:61(470.56)

7. Steno N. A Dissertation on the Anatomy of the Brain, 1669 (Facs. by E. Gotfiredsen of 1669 edition). Copenhagen; 1950.

8. Zhmurkin V.P., Chalova V. V. Stenon and formation of scientific anatomy in Europe the 17th centuries. To Nikolay Stenon's 375 anniversary (1638—1686). Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneni-ya i istorii meditsiny. 2014; 1: 47—53 (in Russian).

9. Meyer A., Hierons R. On Thomas Willis's concepts of neurophysiology [Part II]. Med. Hist. 1965; 9 (4): 142—55.

10. Hughes J.T. Thomas Willis (1621—1675). J. Neurol. 2000; 247 (2): 151—2.

11. Jay V. Dr. Thomas Willis. Arch. Pathol. Lab. Med. 1999; 123 (5): 377.

12. Ustun Q. Dr. Thomas Willis' Famous Eponym: The Circle of Willis. Turkish J. Med. Sci. 2004; 34: 271—4.

13. Molnar Z. Thomas Willis (1621-1675), the founder of clinical neuroscience. Nature Rev. Neurosci. 2004; 5 (4): 329—35.

14. O'Connor J. Thomas Willis and the background to Cerebri Anatome. J. Roy. Soc. Med. 2003; 96 (3): 139—43.

15. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Картины реальности в медицине XVII—XIX веков. Вопросы философии. 2013; 7: 80—94.

16. Grand W. The anatomy of the brain, by Thomas Willis. Neurosurgery. 1999; 45 (5): 1234—6; discuss. 1236—7.

17. Lega B.C. An essay concerning human understanding: How the Cerebri anatome of Thomas Willis influenced John Locke. Neuro-surgery. 2006; 58 (3): 567—76.

18. Neher A. Christopher Wren, Thomas Willis and the depiction of the brain and nerves. J. Med. Humanit. 2009; 30 (3): 191—200.

19. Jay V. The legacy of Thomas Willis. Child's Nerv. Syst. 1998; 14: 92—3.

20. Rengachary S.S., Xavier A., Manjila S., Smerdon U., Parker B., Hadwan S., Guthikonda M. The legendary contributions of Thomas Willis (1621—1675): the arterial circle and beyond. J. Neurosurg. 2008; 109 (4): 765—75.

21. Donaldson I.M.L. Cerebri anatome: Thomas Willis and his circle. J. Roy. Coll. Surg. Edinb. 2010; 40 (3): 277—9.

22. Meyer A., Hierons R., Observations on the history of the "Circle of Willisii". Med Hist. 1962; 6: 119.

23. Canguilhem G. La formation du concept de reflexe. Paris; 1955.

24. Clarac F. The History of Reflexes Part 1: From Descartes to Pavlov, IBRO History of Neuroscience. 2005; http://www.ibro.info/Pub/ Pub_Main_Display.asp?LC_Docs_ID=3155

25. Williams A.N., Sunderland R. Thomas Willis: the first paediatric neurologist? Arch. Dis. Childh. 2001; 85: 506—9.

26. Sheehan, D., Discovery of the autonomic nervous system. Arch. Neurol. Psychiat. (Chic.). 1936; 35: 1081.

27. Kannabih Yu.V. Psychiatry History {Istoriya psikhiatrii]. Moscow: OOO "Akademicheskiy Proekt"; 2012 (in Russian)..

Received 22.01.2014

Каспрук Л.И.1, Лебедева И.В.2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

1ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия, 460000, Оренбург, Россия; 2Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, 127473, Москва, Россия

Проведенный анализ развития сестринского медицинского образования свидетельствует о поисках и внедрении новых организационных форм профессиональной деятельности сестринского персонала, раскрывает возникающие проблемы медицинского образования в современных условиях реструктуризации здравоохранения. В статье доказана необходимость использования накопленного опыта обучения специалистов отрасли, адаптации к новым требованиям. Сформированные методы работы должны быть дополнены новыми современными формами и направлениями.

Ключевые слова: исторические аспекты; среднее медицинское образование; история развития; медицинское учебное заведение; медицинские кадры; здравоохранение.

KasprukL.I.1, LebedevaI.V.2 THE BECOMING AND DEVELOPMENT OF SECONDARY MEDICAL EDUCATION IN THE ORENBURG OBLAST

1The Orenburg state medical academy, 460000, Orenburg, Russia; 2The A.E. Evdokimov Moscow state medical stomatological university, 127473, Moscow, Russia

The analysis of development of nursing medical education testifies searching and implementation of new organizational forms of professional activity of nurse personnel. The article reveals occurring problems of medical education in modern conditions of restructuring of health care. The article substantiates necessity of implementation

Для корреспонденции: Каспрук Людмила Ильинична (dyziner2008@rambler.ru).

of accumulated experience in the field of training of specialists and in adaptation to new requirements. The formed methods of work are to be complemented with modern forms and directions.

Keywords: historical aspects; secondary medical education; history of development; medical educational institution; medical manpower; health care.

Общегосударственная система здравоохранения и образования складывается из различных служб территориальных систем с их демографическими, социальными и экономическими особенностями. Исторические аспекты становления среднего медицинского образования в Оренбургской обл. играют важную роль в плане формирования специалистов среднего медицинского звена региона.

Происходящий в настоящее время в России процесс реформирования сестринского дела и сестринского образования не должен идти по пути слепого копирования западных образовательных программ и стандартов. Все богатство духовного и профессионального опыта медицинской общественности России должно быть применено при обучении студентов в медицинских учебных заведениях [1, 2].

Оренбург был основан в 1743 г. Находившиеся в это время в Оренбурге представители прогрессивной интеллигенции, многие из которых находились здесь в ссылке, несли в массы передовые взгляды. Среди них были врачи, разделявшие либеральные идеи. В 1744 г. в Оренбурге открылся военный госпиталь, в котором работали от 3 до 6 подлекарей, по 2—5 учеников аптекарей, фельдшера и другой персонал. Здесь же обучали лекарей и фельдшеров, в основном по хирургии, для работы на полях сражений. Молодого лекаря прикрепляли к опытному врачу. Выполнялись совместные обходы пациентов, перевязки, оперативные вмешательства. В то время уже преподавали анатомию на трупах. Сдача экзаменов практиковалась "методом операций на трупе", проводились обязательные вскрытия умерших в госпитале для "выяснения правильности диагноза и лечения".

В конце XVIII века число войсковых частей в Оренбурге увеличивается вдвое. Госпиталь расширялся, и в 1809 г. число коек в госпитале возросло в 1,5 раза. В 1818 г. построен новый корпус госпиталя. Военный госпиталь был единственным медицинским учреждением в Оренбурге до момента открытия городской больницы в 1857 г. Медицинскую помощь в госпитале получали не только военные, но и все гражданское население.

Для снабжения фельдшерами Оренбургского, Уральского, Башкиро-Мещерского и Калмыцкого казачьих войск большую роль сыграло учреждение военно-фельдшерской школы 1 октября 1842 г. Тогда в ученики принимались подростки из казачьих войск, причем только мальчики. Прием велся с разрешения командира отдельного Оренбургского корпуса. Первый выпуск фельдшеров составил 20 человек, выпускники работали фельдшерами в казачьих войсках.

В 1860 г. в Оренбурге создано физико-медицинское общество, членами которого стали врачи, преподаватели естественных наук, ветеринарные врачи, аптечные работники с высшим образованием. Весьма обширная деятельность общества включала чтение лекций для просвещения населения и повышения квалификации медицинских работников. Члены общества занимались изучением причин распространения эпидемических заболеваний, разбором сложных клинических форм болезней [3, 4]. В 1882 г. в Оренбурге была открыта общественная лечебница для приходящих больных. Специализированный бесплатный прием вели 17 врачей. В год лечебницу посещали от 5 до 10 тыс. больных.

В 1887 г. решением Медицинского департамента Оренбургская военная школа была упразднена, а в 1904 г. на базе Оренбургской фельдшерской школы организована акушерская школа.

В годы Первой мировой войны создается комитет по оказанию помощи раненым и больным воинам (17.09.1914 г.). Прогрессивные врачи и общественность Оренбурга добились решения Оренбургской думы об учреждении родильного приюта на 10 коек и консультации для грудных детей.

В 1915 г. открылась фельдшерско-акушерская школа (ФАШ), в которой обучались 50 юношей и девушек. В то время школа состояла под наблюдением губернатора Оренбурга и под надзором врачебного отделения Оренбургского губернского правления. Впоследствии среднее медицинское образование в Оренбуржье не раз претерпевало реорганизации [4].

В 1923 г. ФАШ преобразована в Оренбургский медицинский техникум. В 1935 г. техникум переименован в ФАШ. Здесь до

1940 г. обучались 623 учащихся. При этом дополнительно открыты санитарно-фельдшерское и лабораторное отделения. В 1936 г. произошло отделение фармацевтической школы. В 1940 г. после закрытия школы медицинских сестер и ясельной школы произошло объединение с Оренбургской ФАШ. В 1937 г. была организована еще одна ФАШ.

С 1940 г. в соответствии с планом Наркомздрава РСФСР по усовершенствованию и специализации среднего медицинского персонала, началась организация курсов усовершенствования фельдшеров с использованием необходимого количества преподавательского состава. Великая Отечественная война — особая страница в истории деятельности медицинской общественности в Оренбурге. В первые дни войны на фронт отправились выпускники ФАШ.

На территории области было размещено 75 госпиталей [3]. В июле 1941 г. в городе Абдулино Чкаловской (ныне Оренбургской) обл. организована санитарная дружина, целью которой было содействие транспортировке раненых и оказание им первой медицинской помощи. В феврале 1942 г. состоялся очередной выпуск младшего медицинского персонала объединенных курсов Российского общества Красного Креста [3].

В период Великой Отечественной войны кадры медицинских работников Урала пополнились эвакуированными специалистами. На базе Харьковского медицинского института решением СНК от 12 августа 1944 г. в г. Чкалове (ныне Оренбурге) был открыт медицинский институт. Коллектив медицинского института сыграл важную роль в подготовке среднего и младшего медицинского состава. При помощи сотрудников медицинского института обком Красного Креста за годы войны подготовил 3946 медицинских сестер, 7961 санитарную дружинницу, 854 санитара [4].

В начале 50-х годов стала улучшаться организация производственной практики учащихся ФАШ, увеличилось число учебных баз. Открыты курсы повышения квалификации для работников, проработавших в должностях средних медицинских работников более 10 лет, имеющих образование не менее 7 классов.

В 1953 г. при ФАШ открылось вечернее отделение, где обучались 100 человек. В 1954 г. Чкаловская ФАШ переименована в Чкаловское медицинское училище № 1.

В 1960 г. для обеспечения районов Оренбургской обл. зубными врачами организовано зубоврачебное отделение. В 1965 г. начинает работать зуботехническое отделение. В 60-е годы расширяется сеть средних медицинских учебных заведений в Оренбургской области. Так, в 1961 г. начинает работу медицинское училище в г. Бузулуке Оренбургской обл., затем — в областных городах Гае и Медногорске.

С целью решения вопросов специализации и усовершенствования работников среднего медицинского звена в 1989 г. в Оренбурге создается училище повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В среднем за год здесь проходят обучение около 5 тыс. человек.

В 1993 г. в целях подготовки медицинских кадров повышенного уровня квалификации и создания единой системы непрерывного образования Оренбургское медицинское училище реорганизовано в медицинский колледж. В 1994 г. в Оренбурге при медицинском училище Южно-Уральской железной дороги начало работать отделение повышения квалификации среднего медицинского звена.

В 1996 г. введена вторая ступень обучения сестринского персонала. В том же году в Оренбургской государственной медицинской академии открыт факультет высшего сестринского образования (ВСО). С 1996 г. в Оренбургской обл. проводится работа по переходу на систему "врач общей практики", что требует от системы охраны здоровья большого числа работников среднего медицинского звена, специально подготовленного к работе в бригаде врача общей практики. В Оренбургской обл. остро стоят вопросы совершенствования качества подготовки и переподготовки средних медицинских кадров как самой важной составляющей кадрового ресурса здравоохранения субъекта Российской Федерации.

В 2001 г. в Оренбургской обл. начала действовать Программа развития сестринского дела, основной задачей которой является

повышение профессионального статуса сестринского дела, совершенствование системы подготовки и эффективного использования сестринских кадров. В настоящее время подготовку и переподготовку работников среднего медицинского звена в Оренбургской обл. осуществляют 8 средних медицинских учебных заведений. На фоне резкого ухудшения показателей здоровья населения, демографического кризиса усиливается роль работников среднего медицинского звена, а также повышаются требования к результатам труда, к компетенции и профессиональной пригодности работников со средним медицинским образованием [1].

В 2003 г. училище повышения квалификации средних медицинских работников преобразовано в государственное образовательное учреждение дополнительного образования Центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а в 2012 г. он преобразован в отделение повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственного образовательного автономного учреждения среднего профессионального образования (ОПК ГАОУ СПО) Оренбургский областной медицинский колледж.

В Оренбургской обл. проводится подготовка специалистов среднего медицинского звена по семи специальностям: лечебное дело, сестринское дело, лабораторная диагностика, стоматология, ортопедическая стоматология, фармация, акушерское дело.

В программах обучения на додипломном уровне в динамике (1965—2004 гг.) по специальностям сестринское дело, акушерское дело, лечебное дело отмечается увеличение количества теоретических часов в среднем на 44,1%. При этом количество часов на производственную (профессиональную) практику в среднем не изменилось. Отмечается тенденция к уменьшению времени, выделенного для производственной (профессиональной) практики по специальностям сестринское дело (на 15,8%), акушерское дело (28,6%).

Учебная нагрузка по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам по сравнению с 1965 г. возросла в 5,1—5,5 раза, а по общеобразовательным дисциплинам — в 4,9 раза. В то же время нагрузка по специальным дисциплинам уменьшена в среднем на 6,7%. По специальности акушерское дело отмечается значительное уменьшение — на 37,3%. При этом в программах повышенного уровня по специальности сестринское дело выражена клиническая направленность.

Из 43 новых дисциплин (здоровый человек и его окружение, правовое обеспечение профессиональной деятельности, менеджмент, информационное обеспечение профессиональной деятельности, экономика и управление здравоохранением, пропедевтика клинических дисциплин и др.) 37 (86%) предметов — это общепрофессиональные и специальные. На их долю приходится 74% всего учебного времени, регламентируемого действующим образовательным стандартом.

При введении новых дисциплин возникает необходимость руководствоваться их целесообразностью для будущей профессиональной деятельности, требованиями к профессиональной компетентности специалиста. При разработке стандартов профессиональной подготовки появляется такой аспект, как учет факторов, формирующих спрос на сестринские медицинские услуги.

В системе дополнительного профессионального образования работников среднего медицинского звена Оренбургской обл. повышение квалификации проводится по 26 специальностям, 84 циклам. По специальности сестринское дело имеется 30 тематических циклов.

Последипломная подготовка специалистов для первичной медико-санитарной помощи населению с первоврачебной практикой в регионе осуществляется по специальностям:

♦ сестринское дело — "Первичная медико-профилактическая помощь населению";

♦ сестринское дело в педиатрии — "Первичная медико-санитарная помощь детям";

♦ общая практика — " Первичная медико-санитарная помощь взрослому населению";

♦ специализация "Семейное сестринское дело";

♦ лечебное дело — "Охрана здоровья сельского населения";

♦ акушерское дело — "Охрана здоровья женщин".

В учебных планах повышения квалификации сестринского персонала первичной медико-санитарной помощи населению теоретическая нагрузка превышает нагрузку по практическому обучению в среднем на 4,8%. По дисциплине неотложная по-

мощь на всех циклах на теорию отводится времени больше, чем на практику. По специальности лечебное дело не проводятся тематические циклы "Медицина общей практики" и "Семейная медицина" ввиду отсутствия заявок со стороны лечебно-профилактических учреждений и программ переподготовки [1].

При последипломной подготовке акушерок при отсутствии на фельдшерско-акушерском пункте патронажной сестры ее функция возлагается на акушерку, а при обучении только на цикле "Охрана здоровья женщин" подготовка по педиатрии недостаточна (на педиатрию отводится лишь 16 ч неонатологии). Поэтому обучение акушерок проводится на двух циклах: "Охрана здоровья женщины" и "Первичная медико-санитарная помощь детям". Это дополнительные материальные затраты, которые компенсируются повышением качества обслуживания детей.

Проблемы методического и технологического обеспечения процедур оценки качества дополнительного профессионального медицинского образования в Оренбургской обл. связаны с отсутствием образовательных стандартов в сфере переподготовки и повышения квалификации специалистов и невозможностью стандартизации реализуемых программ обучения.

Отсутствует объективный контроль качества предоставления образовательных услуг, так как применяются критерии, разработанные для учреждений по подготовке средних медицинских кадров. В программах повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием не определена динамика обновления теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных целей.

Заключение

Накопленный опыт развития сестринского медицинского образования представляет интерес в историческом, методологическом, организационном аспектах, позволяет раскрыть особенности подготовки и переподготовки кадров среднего медицинского звена в условиях иерархически построенной системы, в условиях рынка.

Проведенный анализ свидетельствует о поисках и внедрении новых организационных форм профессиональной деятельности сестринского персонала, а также раскрывает возникающие проблемы сестринского медицинского образования в современных условиях реструктуризации здравоохранения. Таким образом, необходимо использовать многолетний опыт обучения специалистов отрасли, адаптировать его к новым требованиям, дополнив прежние методы работы новыми формами и направлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лебедева И.В., Каспрук Л.И. Модернизация сестринского медицинского образования в условиях реструктуризации здравоохранении России. Оренбург: Издательство ОрГМА; 2011.

2. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в России. СПб.; 1998.

3. Федорова А.В. Забота оренбуржцев о раненых бойцах и командирах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. В кн.: Тезисы региональной научной конференции, посвященной 45-летию Победы. Уфа, 1990: 158—61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Каган И.И. Очерк истории и летопись Оренбургского государственного медицинского института. Оренбург; 1994.

Поступила 31.10.2013

REFERENCES

1. Lebedeva I.V., Kaspruk L.I. Modernization of Nursing Medical Education in the Conditions of Restructuring of Health of Russia [Mod-ernizatsiya sestrinskogo meditsinskogo obrazovaniya v usloviyakh restrukturizatsii zdravookhraneniya Rossii]. Orenburg: Orenburg State Medical Academy; 2011 (in Russian).

2. Romanyuk V.P., Lapotnicov V.A., Nakatis YaA. History of nursing in Russia [Istoriya sestrinskogo dela v Rossii]. St. Peterburg; 1998 (in Russian).

3. Fedorova A.V. Care of the citizens of Orenburg wounded fighters and commanders of the red Army in the years of the great Patriotic war. In: Abstracts of the Regional Scientific Conference Dedicated to the 45 Anniversary of the Victory [Tezisy regional'noy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 45-letiyu Pobedy]. Ufa; 1990: 158—61 (in Russian).

4. Kagan I.I. Essay on the History and the Chronicle of the Orenburg State Medical Institute [Ocherk istorii i letopis' Orenburgskogo gosu-darstvennogo meditsinskogo instituta]. Orenburg; 1994 (in Russian).

Received 31.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.